ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Финзачет

Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.

В этой статье мы собрали основные приёмы для детей разного возраста, которые лучше познакомят их с финансами.

Содержание
  1. Зачем ребёнку финансовая грамотность
  2. Дошкольный возраст (3–7 лет)
  3. Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
  4. Придумывайте игры с деньгами
  5. Включайте детям мультики про финансы
  6. Поиграйте в «Магазин»
  7. Младший школьный возраст (7–11 лет)
  8. Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
  9. Читайте книги по финансовой грамотности для детей
  10. Поиграйте в «Монополию»
  11. Старший школьный возраст (11–14 лет)
  12. Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
  13. Доверьте ребёнку большую сумму денег
  14. Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
  15. Сделайте ребёнку банковскую карту
  16. Подростковый возраст (14–18 лет)
  17. Составьте вместе финансовый план
  18. Покажите финансовые лайфхаки
  19. Дайте подростку больше интересных книг
  20. Как правильно обучить детей финансовой грамотности
  21. Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
  22. Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
  23. Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
  24. Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников
  25. Как развить финансовую грамотность у школьников
  26. Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
  27. «Идея на миллион»
  28. «Монополия»
  29. Денежное лото
  30. «Фиксиномика»
  31. «Думай и богатей»
  32. Литература по финансовой грамотности для детей
  33. Какой курс по финграмотности выбрать

Зачем ребёнку финансовая грамотность

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.

Воспитание финансовой грамотности помогает:

Дошкольный возраст (3–7 лет)


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.

Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».

Придумывайте игры с деньгами

Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте детям мультики про финансы

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

Поиграйте в «Магазин»

Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Младший школьный возраст (7–11 лет)


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.

Дайте понять, что у каждой вещи есть цена

В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.

Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.

Читайте книги по финансовой грамотности для детей

Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».

Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.

Поиграйте в «Монополию»

Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. « Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.

Старший школьный возраст (11–14 лет)


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.

Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги

С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.

Доверьте ребёнку большую сумму денег

Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.

Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.

Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании

Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть  (виртуальный банк) или (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Сделайте ребёнку банковскую карту

Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.

Подростковый возраст (14–18 лет)


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.

Составьте вместе финансовый план

Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.

Покажите финансовые лайфхаки

Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.

Дайте подростку больше интересных книг

Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.

Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги

Как правильно обучить детей финансовой грамотности

Очередной кризис напомнил, как важны навыки ответственного финансового планирования. О том, как научиться правильно обращаться с деньгами еще в детстве, мы спросили финансового консультанта Игоря Файнмана


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Чтобы ваши дети росли самостоятельными и умели стратегически мыслить, им нужно научиться правильно пользоваться таким сложным и нужным ресурсом, как деньги. Дети — ваши наследники, и от них в конечном итоге зависит успех следующих поколений семьи. Моя инструкция поможет выбрать правильные инструменты для гармоничного развития вашего ребенка. Уверен, что и родители откроют много нового и полезного в области семейного бюджета и сбережений.

Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика»

Возраст: 4–6 лет

В этом возрасте у ребенка закладываются основные представления о жизни, а это значит, что пора объяснить ему суть такого явления, как деньги. Вместе с ним рассмотрите купюры, покажите их номинал и поясните, что бывают настоящие и фальшивые деньги. Расскажите, почему вы работаете и какую стоимость имеют игрушки. Важно это делать именно в игровой форме и не переусердствовать: все-таки детство должно быть счастливым и беззаботным.

Бодо Шефер «Пес по имени MoneY»; Евгения Блискавка «Дети и деньги».

«Азбука денег тетушки Совы»; «Азбука финансовой грамотности для детей».

PandaMoney — копилка-тамагочи на смартфоне. Она поможет развивать у ребенка дисциплину и ответственность за электронного питомца. Это хорошая тренировка перед покупкой кошки или собаки, которую так просят малыши в этом возрасте.

Возраст: 7–9 лет

Самое время подарить первую копилку. Это идеальный инструмент для сбережения, доступный в таком возрасте. Ребенок сможет сделать первые шаги в мире финансов, и у него появятся карманные деньги. Это могут быть подарки на день рождения или плата за сверхусилия. Я категорически против того, чтобы платить детям деньги за выполнение повседневных домашних обязанностей или школьные оценки. В итоге это может обернуться шантажом старших, когда ребенок требует плату за вынесенный мусор или помытую посуду. А вот сверхусилия — достижения в спорте или дополнительные успехи в учебе — поощрять нужно.

В этом возрасте необходимо объяснить, почему в магазинах разные цены. Погуляйте с ребенком по магазинам и покажите на примере, что один и тот же товар может стоить по-разному. И обязательно проведите первый урок благотворительности, объяснив свою мотивацию.

Игорь Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»; Гейл Карлиц «ИНВЕСТОР. Руководство по накоплению и инвестированию для смышленых детей».

«Финансовый футбол» — онлайн-игра, дающая знания в области управления финансами.

Возраст: 10–12 лет

Очень важный возраст, когда с ребенком нужно поговорить начистоту: объяснить, что такое семейный бюджет и как он строится в вашей семье. Важно объяснить ему разницу между заработной платой и доходом и между обязательными постоянными платежами (например, коммунальными) и переменными расходами (продукты или билеты на самолет). Самое время поговорить об инфляции и рассказать про суть налогов. Книги становятся более серьезными, а игры осознанными.

Сергей Биденко «Финансовая грамотность для подростков»; Наталья Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков»

«Мой план» — игра, обучающая планированию и ведению бюджета;

«Монополия» — этой игре, на которой выросло не одно поколение успешных предпринимателей, можно посвятить отдельную статью. Дети обожают играть всей семьей и получают навыки ведения бизнеса и успешного управления личным капиталом. Пусть пока и в игровой форме.

Возраст: 13–16 лет

Самое время открыть первую детскую банковскую карту. Подросток освоит безналичные деньги, поймет, что такое cashback, а родителям будет удобно контролировать его расходы, которые, как правило, растут в таком возрасте. Именно в эти годы важно донести ценность образования и уберечь от сиюминутных, эмоциональных покупок. Многим взрослым этот навык тоже не помешает.

Роберт Киосаки «Богатый папа, бедный папа»; Алексей Горячев «Финансовая грамота»; IloveEconomics. Ru — образовательный портал для школьников.

Возраст: 17–19 лет

Пришло время репетиции взрослой жизни. Подросток должен пройти первое собеседование и устроиться на работу. Это может быть временный вариант на лето или помощь вашему приятелю в офисе компании. Необходимо объяснить суть договорных отношений и предупредить о существовании финансовых мошенников и пирамид. Будут полезны и экскурсы в новейшую российскую историю: от МММ до «Кешбери».

Важно, чтобы подросток начал вести личный финансовый план. Горизонт планирования можно выбрать не длинный (до года), главное — привить навык планирования и достижения финансовых целей. Таким образом вы поможете ребенку добиться успеха в жизни и повысите шансы на свою безбедную старость.

Джордж Клейсон «Самый богатый человек в Вавилоне»; Кэтрин Бейтам «Юный инвестор. Как быть финансово грамотным с детства»; Энтони Робинс «Деньги. Мастер игры».

Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс. Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Игорь Файнман специально для РБК Quote

Надежда Боровинская Формирование финансовой грамотности дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.

Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. « Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. « Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. « Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.

Цель педагогического опыта – не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.

Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.

Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник – родители.

Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Со старшего дошкольного возраста внедряю педагогическую технологию кейс-метод.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.

Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на восемь экономических блоков. ( Приложение № 1)

1 блок: Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 20 респондентов они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 76% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;

2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (Приложение № 2);

3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);

4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводиться на основании выделенных экономических категорий и показателей к ним (Приложение № 3).

В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 21 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.

2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. – 1989.-159 с.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М. : ТЦ Сфера, 1994.-157 с.

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. – 1989.-137 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2006.-88 с.

7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16

8. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.

9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

11. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Знакомить ребенка с функцией денег можно с раннего детства. Для этого совсем необязательно читать трехлетке лекцию по экономике — достаточно выбрать правильную игру и самому быть примером. Подросткам можно дать чуть больше свободы и право выбора, но с оговорками. Спросили экспертов, что такое финансовая грамотность, как ее развить у ребенка и что в этом поможет.

Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter;

Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Первое понимание денег как инструмента, с помощью которого получают желаемое, приходит примерно в три года

Разговоры о деньгах эксперты по финансовой грамотности советуют начинать как можно раньше. За ориентир можно взять время, когда ребенок начинает говорить и понимать причинно-следственные связи. Первые объяснения должны быть максимально доступными, говорит Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.

«О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками: то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент», — отмечает эксперт.

Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт, говорит Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter. « Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру», — объясняет эксперт.

Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. « Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма», — говорит эксперт.

Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников

Вот несколько приемов, которые, по совету экспертов, можно использовать для развития финансовой грамотности у дошкольника:

Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников

Если ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там. Например, в программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели, в том числе на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры, вот некоторые из них:

Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».

Как развить финансовую грамотность у школьников


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Школьники и подростки готовы к большей самостоятельности, в том числе в вопросе финансов

Уже в начальной школе ребенку можно давать небольшие карманные деньги, говорит Анна Мусихина. Это формирует ответственность за наличие и трату собственных финансов: ребенок сможет самостоятельно распоряжаться ограниченной суммой, и у него будет выбор, например, купить шоколадку в школьной столовой или отложить деньги на какую-нибудь игрушку.


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Каким образом выдавать школьнику финансы, на карту или наличными? И то и другое полезно. Лучше вводить оба варианта, чтобы ребенок был с ними знаком и понимал, как считать физические деньги и как отследить все траты в приложении банка. Карточку можно заводить примерно с восьми лет. Родители должны объяснить ребенку, как ей пользоваться».

Нередко подростки попадают в ловушку сравнения, говорит психолог Эльвира Кетлер. Просматривая в том числе социальные сети, они видят самые яркие моменты из жизни друзей, кумиров и совершенно незнакомых людей. Родитель может услышать, что у кого-то появился новый iPhone, а сын/дочь ходит со старым смартфоном. Удовлетворенность начинается в среде, констатирует эксперт. Поэтому для начала признайте желание ребенка, но приведите рациональные аргументы, почему на данный момент такая покупка невозможна. Отдельно не забывайте проговаривать важность нематериальной стороны жизни.


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Если ребенок хочет дорогой велосипед, предложите более выгодную альтернативу. Расскажите, что, выбрав модель попроще, можно купить и рюкзак, который он давно хотел. Дети должны уметь взвешивать решения и понимать возможные результаты. Научите ребенка отдавать деньги на благотворительность. Позвольте ему выбрать организацию, приют для животных или даже кого-то из своих знакомых, кому нужна небольшая помощь. Со временем он увидит, что пожертвования влияют не только на людей, которым он их дает, но и на него самого. Подростки могут сильно интересоваться брендами, поэтому познакомьте их с идеей владения акциями компании, которую они любят. Для этого детям более старшего возраста можно открыть брокерский счет, выделив на эти цели небольшую сумму».

Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков

Для обучения финансовой грамотности существует множество игр, в которых заложены различные сценарии, так или иначе связанные с деньгами. Это могут быть командные игры или такие, где каждый сам за себя. С помощью игры можно прививать навыки обращения с деньгами в непринужденной семейной обстановке, что хорошо само по себе. Вот некоторые из игр по финансовой грамотности.

«Идея на миллион»

В карточной игре «Идея на миллион» участники должны придумать, запустить и сделать успешным свой стартап. Для этого придется разработать бизнес-стратегию и правильно вести дело. Одновременно за столом могут находиться до четырех игроков. Игра развивает креативность и стратегическое мышление. Возраст игроков — от 14 лет.

«Монополия»

В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков. Цель каждого участника — оставаться в прибыли. Одновременно с этим нужно обанкротить конкурентов. Игра подходит для детей от восьми лет. Она развивает логику, стратегию и обучает базовым экономическим моделям. Для детей помладше есть упрощенный вариант — Monopoly Junior. В нее можно пробовать играть с пяти лет.

Денежное лото

Существуют различные вариации лото на тему финансов, в том числе для самых маленьких. Главная цель игры для дошкольников — закрепить основные термины. Для этого игрокам раздают карточки с цветными полями, обозначающими доходы и расходы. Затем ведущий достает из другой колоды карточки с изображениями. Дети должны правильно распознать сценарий рисунка и сказать, доход это или расход. Одновременно играть в лото могут до семи человек. Минимальный возраст — четыре года.

«Фиксиномика»

Фиксиномика — пример настольной игры с финансовым уклоном по мотивам сюжета мультфильма «Фиксики». Она тренирует навыки выбора и принятия самостоятельного решения. Игра состоит из поля с секторами, кубиков и фишек. Задача игроков — бросать кубик и передвигаться по полю, выполняя задания. За столом могут быть сразу несколько игроков, возраст зависит от уровня сложности.

«Думай и богатей»

Настольная викторина «Думай и богатей» содержит 500+ вопросов по разным темам. Суть игры — отвечать правильно и получать за это деньги. Если игрок дал неверный ответ, он должен заплатить штраф. По правилам участники могут брать кредит в банке, а значит, придется научиться контролировать свой долг. Одновременно за столом могут находиться до четырех человек. Рекомендованный возраст — от шести лет.

Литература по финансовой грамотности для детей


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег

Изучение литературы по финансовой грамотности будет полезно как для детей, так и взрослых. Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег. Подросткам можно предложить изучить тему самостоятельно. Психолог Эльвира Кетлер советует такие книги:

Много материалов по финансовой грамотности находится в открытом доступе. Например, всевозможные шпаргалки и советы можно найти на сайтах ЦБ, проекта «Мои финансы» и «Национального центра финансовой грамотности».

Какой курс по финграмотности выбрать


ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Подобрать курс можно практически для любого возраста, в том числе для ученика начальной школы

Предмет «Финансовая грамотность» включен в образовательную программу большинства школ. При желании уделить время этой науке можно на специальных курсах. Как правило, подобные программы доступны в разных форматах. Подобрать курс можно практически для любого возраста. Длительность любая — от нескольких недель до пяти дней. Вот некоторые платформы для детей, которые предоставляют курсы по финансовой грамотности:

Ирина Мирзаянова Консультация для воспитателей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

Оцените статью