ЦЕЛЬ УРОКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Конспект урока для 6 класса на тему

«Урок финансовой грамотности»

Классный час 6 класс

Учитель математики Козлова Ирина Георгиевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления

, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.

Навыки и умения:  доходов и расходов; составлять

Форма проведения урока: беседа, работа по группам.

Интернет, интерактивная доска, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

1. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
2. Изучение нового материала
Объяснение нового материала, выполнение игрового задания
3. Закрепление нового материала
Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.
4. Подведение итогов урока

Ход классного часа

– Здравствуйте! Садитесь!

Тема нашего урока «». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями   финансы,  финансовая грамотность,  научимся рисовать свои желания, составим для себя памятки на будущее с полезными советами.

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

мы просто не видим на что мы их тратим и не радуемся?

, купив сегодня вещь ил какую-нибудь игрушку, мы завтра просто о ней забываем так как наше сознание не может держать в голове более 7-9 пунктов информации , и все, что нас радует или радовало раньше, просто вытесняется в другие отделы  мозга.

А если мы будем то, что купилипричем не обязательно все подряд, а для  начала самое интересное, то не только разовьем свою память, но и изменим отношение к  деньгам, потому что будем фиксироваться не на цене, а на ценности. А это ведь совсем другое дело.

– это вообще – настоящая радость, потому что очень конкретными вещами, а финансовый отчет в любом виде – это пока что- то не понятное. А научиться уважать свой выбор.

САМЫЙ вредный совет  относительно денег – это «Покупайте только то, что нужно, а не то, что хочется, и будет вам счастье!»

не будете довольны тем, что купите.
Потому что все  равно  будете  продо
Потому что желание, в конце концов  перейдет  в подсознание, и будет заставлять вас тратить все больше и больше, даже не осознавая то, что вы делаете. А неосознанный голод – это путь к бедности. Сделаем для себя выводишите  то, что вам хочется.

Делайте это каждый день, потому что каждый день нам что-то все равно хочется. А потом делайте то, что хочется. Потому что это поможет освободиться от  желания.

Не хотите писать – нарисуйте на бумаге. Так, как умеете. А если не умеете, то просто обозначьте форму  – круг, квадрат треугольник с надписью внутри.  И наслаждайтесь своей картиной каждый день.

И каждый день пишите, что еще вы сегодня хотите?

в том, что вы начнете лучше понимать себя, разовьете наблюдательность. И между делом научитесь рисовать. Никто не запрещает вам это даже полезно) начать прорисовывать детали того, что вам хочется.

При этом вы еще и получите большое удовольствие.

вы найдете путь ресурсам своего подсознания, для реализации желания. Причем самым выгодным способом.

Просто не бегите сразу в магазин, как только у вас оно появилось, а просто взвесьте все.

Сейчас мы с вами посмотрим налучше осуществить желаемое и ответим на вопросы.

а листе бумаги с соседом по парте нарисовать то, что вам больше всего хочется в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег

Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопросозволяют ли вам ваши карманные деньги И если ваши запросы слишком велики, что надо сделать для их реализации.

Я понимаю, что это может звучать очень  странно, но  если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите,  то ваше желание  обходиться вам слишком дорого.

Это не значит, что вы не будете ничего  покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое.  И чем оно стоит.

Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги?

Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а  в том, как он  умеет определять то, что ему хочется.

Знаете вы или нет, но средства массовой информации постоянно заставляют нас хотеть то, что по сути, нам не нужно, и без чего бы мы могли сегодня обойтись.

Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного?  Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы  автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.

Самый простой пример – пойти в школьную столовую или пойти в магазин и потратиь свои карманные деньги на (чипсы, сухарики и т.п.)

Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кинотеатры одеждукаток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения

нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять

советов управления деньгами для ребенка:

1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

Не тратьте все деньги сразу.

3. Запомните, что финансовая играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. то тоже отличное решение и, к том же, за меньшие деньги.

. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок так вы сможете накопить сбережения.

. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

. Старайтесь не «брать взаймы». ехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.

. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.

. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои

Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке?

за правильные ответы

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. отелось бы сказать, что, на самом деле, каждому  человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все псе  мы   время от времени  становимся заложниками  рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.

Так что дело не  в  размере дохода, а в том,  что именно вы себе не можете позволить прямо сейчас, и есть  ли у вас список, чтобы иметь возможность посмотреть на него со стороны?

аленький доход – это всегда начало чего-то большого. тобы потом, когда денег станет больше,  иметь четкое представление о том, что вам хочется!

Игра № 2А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.

Класс делиться на 2 команд (девочки и мальчики)

Половинку от зарплаты н

азывают как, ребята?

Та бумага не простая, и

Что она ему раз в год д

В этой фирме все бывают,

ланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи?

Будут целыми, как в танке с

Он финансовый факир,

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата?

Есть он в банке, ресторане, и на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт: где расход, а где приход.

Математику он знает, цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход – ичего не пропадёт

и дни не встретишь эту очень малую монету.

Подводятся итоги, вручаются призы.

– сайт журнала «Семейный бюджет»;

– сайт по основам финансовой грамотности;

– сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;

– библиотека по финансово – экономической тематике;

– сайт по основам финансовой грамотности.

Финансовые цели и пути их достижения

Цель занятия: познакомить учеников с правилами формулирования финансовых целей и возможных путях их достижения.

У каждого человека есть мечта. Какие-то мечты можно осуществить без вложения денежных средств, приложив лишь собственные усилия. А есть мечты, которые требуют денежной составляющей. Финансовая цель – это мечта, имеющая срок исполнения и денежное выражение. Финансовая цель – это стимул, ради которого люди соглашаются на рациональное финансовое поведение, это мотивация копить и преумножать. При постановке финансовой цели учитываются параметры: конкретный измеримый результат, актуальность и достижимость цели, а также временные рамки ее достижения.

Обучающиеся разбиваются на группы и выполняют задания.

Задание № 1: сформулируйте конкретный результат при постановке цели – у нее должны быть измеримые параметры результата (цена, место, объем и т.д.).

Задание № 2: оцените ваши финансовые возможности в момент постановки цели.

Задание № 3: определите срок достижения цели, и если она является долгосрочной, то разбейте ее на этапы с указанием срока по каждому.

Выступления обучающихся и их коллективное обсуждение, корректировка формулировок.

Предположим, вы поставили цель – накопить на покупку автомобиля. Но обстоятельства могут измениться: у вас могут появиться дополнительные расходы, например, на образование или лечение. Если вы не сможете откладывать запланированную сумму ежемесячно, тогда откладывайте меньшую сумму, но не отказывайтесь от цели или скорректируйте ее параметры. Очевидно, что целей может быть больше чем одна. Умейте расставлять приоритеты. Начинайте ставить краткосрочные финансовые цели, а затем переходите к долгосрочным. Не гонитесь за количеством финансовых целей, следите в первую очередь за их выполнением.

Классный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»

Участники: учащиеся 9 класса

Цель: Актуализация вопросов финансовой грамотности учащихся, развитие

компетенций, необходимых для грамотного поведения в финансово

-развитие мотивации учащихся к повышению собственной финансовой

грамотности и повышение уровня осведомленности в различных областях

-формирование у учащихся компетенций, связанных с поиском информации,

анализом и планированием управления собственными финансовыми

-развитие у старшеклассников творческого потенциала, социальной

активности, коммуникативной компетентности в контексте обеспечения

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки

«Советы управления деньгами», домашнее задание ученикам:

1) примерные доходы и расходы семьи за месяц;

2)выполнить работу: «нарисуй фигуру человека, составленную из 10

элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Эти

элементы можно увеличивать или уменьшать в размерах, растягивать в

разные стороны, накладывать друг на друга. Важно, чтобы все эти три

геометрические фигуры в изображении человека присутствовали и их было

ровно 10. Если ты использовал большее количество фигур, то лишние нужно

зачеркнуть. Если же использовано фигур меньше, чем десять, необходимо

дорисовать недостающие. Таких рисунков должно быть три. Рисуй, не

задумываясь, первое, что приходит в голову, и не смотри на предыдущие

Оформление, оборудование, инвентарь: Интернет, проектор,

экран,презентация, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости

от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за

всю жизнь человека через его руки проходит огромное количество денег.

Кроме того, часто финансовая успешность, (реальная финансовая

успешность, а не «раздутая» кредитами) является мерилом общей

Таким образом, умение управлять своими финансами (включая умение

зарабатывать деньги и правильно ими распоряжаться) превращается в

ключевое умение, ключевую компетенцию.

Но управлять своими деньгами можно поразному: либо «как получится»,

либо используя определенные правила, принципы, методы, инструменты,

которые позволяют это делать эффективно!

Вопросы к обсуждению:

-Как вы понимаете финансовую грамотность?

– Какие пословицы знаете?

— Откуда берутся деньги?

Из папиного кошелька или маминой сумочки.

И это правильный ответ стандартного ребенкапотребителя, коим до поры до

времени является каждый из нас в силу своего нежного возраста. Хорошо бы

при этом понимать, что деньги — это труд наших родителей, их здоровье, их

мастерство и их время. Кошелек и сумочка — последние звенья сложной

цепочки. Пока ты сам не начнешь работать, ты никогда не узнаешь

настоящую цену деньгам.

Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающим

«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что

бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому

что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10

долларов. « Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам».

Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10

долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал:

«Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов

сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. « Ты не заработал эти

деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не

получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку

и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает

100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу.

Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их

в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли,

чтобы спасти деньги. « Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты

готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».

– Какова для тебя цена денег?

– Почему разная работа поразному оценивается?

Учитель: школьник из небольшого подмосковного городка. Он

увлекался компьютерными играми, как и миллионы его сверстников. Андрей,

как человек творческий, захотел усовершенствовать эти игры и придумал

новый движок, на базе которого можно создавать онлайнигры. К его

огромному удивлению, разработчики онлайн игр оценили его идею и

заплатили за нее довольно большую сумму денег. Это воодушевило Андрея.

И уже через год он разработал движок, на основе которого сейчас создаются

сайты для социальных сетей. Этот проект принес Андрею его первый

Талант может проявиться в любой сфере и в любой момент. Важно не

лениться, а искать себя, искать тот путь, на котором можно реализовать свои

– Какие способности ты видишь в себе? Продумай несколько вариантов их

реализации и напиши на листочке.

-Какие таланты ты видишь у твоих друзей? Как их можно конвертировать в

деньги? Напиши на листочке.

– Какие варианты подработки возможны для тебя? Напиши на листочке.

– Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, подрабатывая? Напиши на

Анализ Теста «Кем быть?». Ознакомление с результатами.

«Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в

своей жизни». (Конфуций).

Найти себе работу по душе — мечта, необходимость и путь к полноценной,

интересной и благополучной жизни.

Талант может раскрыться в школе, но не может быть измерен только

оценками. Талант — способность сделать чтото лучше, чем другие (анализ

– Какие таланты и способности ты можешь реализовать уже сегодня?

– Приведи примеры людей, которые сумели конвертировать свой талант в

– Почему, на твой взгляд, люди часто жалуются на нехватку денег?

– А хватает ли денег у вас дома?

– Как бы ты организовал бюджет в своей семье? (ответы по домашнему

Учитель: Часто мы совершаем покупки под воздействием прямой или

скрытой рекламы. Вопрос в том, насколько эти траты осознанны и покупки

необходимы. Довольно часто возникает ситуация, когда мы жалеем, что

потратили деньги, потому что вещь, которую так хотелось иметь, не оченьто

и нужна. Но осознание этого приходит, к сожалению, уже после того, как

вещь куплена. А потом еще выясняется, что ее содержание обходится в

Чтобы не повторять чужие ошибки, перед крупной покупкой задай себе три

1. Нужна ли мне эта вещь? Для выбора правильного ответа есть один

хороший тест: проживи без этой вещи еще неделю, а потом вернись к

вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты, скорее всего, не

пожалеешь о потраченных деньгах.

2. Сколько эта вещь стоит? Стоимость вещи складывается не только из ее

цены, которую ты видишь в момент покупки. Это еще и траты на

содержание, которые можно и нужно рассчитать. Например, в случае со

скутером надо узнать его расход топлива и оценить стоимость технического

обслуживания в зависимости от модели и пробега.

3. Насколько легко эту вещь можно потом продать? Если вещь со временем

мало теряет в цене и легко найти на нее покупателя, то при покупке у тебя

меньше риска выкинуть деньги на ветер. Хоть какуюто часть потраченных

средств можно будет вернуть. Эти три вопроса — только начало нелегкой

борьбы за финансовое благополучие. Каждый может дополнить их своими

вопросами, которые помогут избежать лишних покупок.

-Предложи свои советы, как экономить на покупках.

-Какие пункты нужно включить в расчет стоимости эксплуатации

велосипеда, игровой приставки, компьютера?

– Сколько потеряет в цене новый телефон последней модели через полгода?

Каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно накопить деньги. Самый

простой способ — откладывать в копилку. Однако в этом случае настоящего

накопления не происходит. Шоколадка, которая раньше стоила 30 рублей,

сегодня стоит уже 36 рублей. Со временем товары, как правило, дорожают, а

деньги обесцениваются — это называется инфляцией. Копилка от инфляции

не защитит. Нужен другой способ (анализ слайдов 13,14,15).

Учитель: Планируя ежедневные траты, каждый из нас сталкивается с

насущным вопросом: Сколько взять с собой денег? Если мало — может не

хватить. Если много — то зачем? Вдруг украдут или потеряешь? А потому

следующий вопрос: Куда положить деньги? Желательно не класть их все в

одно место, а еще лучше — убрать куданибудь поглубже и подальше, чтобы

никто не нашел. Если речь идет о зарубежной поездке, то возникает еще

несколько вопросов: Где лучше обменять валюту: дома или за рубежом? Что

делать с валютой, оставшейся после поездки? И т. д. и т. п. В итоге мы

получаем целый ком проблем и головную боль. Однако есть современный

инструмент — банковская карта, благодаря которой практически все эти

вопросы уже решены. Правда, надо понимать, что универсальной карты на

все случаи жизни не существует. Есть разные типы карт, и надо уметь

выбрать из них нужный. Перечень характеристик и опций, которые может

иметь банковская карта, огромен. Поэтому важно с самого начала определить

то, что нужно именно тебе для решения твоих конкретных задач. И выбрать

оптимальный вариант карты, чтобы не переплачивать за ненужные тебе

Учитель совместно с учениками делает выводы о важности финансовой

грамотности и подводит итоги классного часа, например:

– финансовые вопросы приобрели колоссальное значение в жизни

современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск

путей решения тех или иных проблем вызывает столкновения в парламентах,

противостояние между политической властью и населением, смену

– темпы развития производства, инвестиции, состояние финансовых рынков

и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни населения и т.

д. — всё это сферы влияния финансов, так как с их помощью решаются, с

одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли

народного хозяйства, а с другой, например, размер пенсии для пенсионеров;

– такое проникновение финансов во все сферы жизни общества обусловлено,

прежде всего, колоссальными масштабами национального и планетарного

производства, углублением общественного разделения труда, скачком в

научнотехническом развитии, ростом общественного сознания,

потребностью в защите среды обитания;

– изучение финансовой науки как области знания имеет большое значение

для любого гражданина, для того чтобы адекватно реагировать на ситуации

Учитель: спасибо за урок.

1. Методические рекомендации по проведению классного часа «День

2. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам

Алексей Горяев, Валерий Чумаченко «Финансовая грамота для школьников».

3. Финансовое планирование в современном мире.

4. Финансовая грамотность детей (школьников).

5. Основы финансовой грамотности школьников.

Приложение №1 «Памятка»

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно

вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по

карману, найди более дешевую альтернативу. это тоже отличное решение и,

к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых

нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми

9. Старайтесь не «брать взаймы», нехорошо быть в зависимости от кого

либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.

Заведите лист доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои

12. Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон,

интернет, газ, свет и т.д.)

Тест «Кем быть».

Тест базируется на методике Махони Энн «Конструктивный рисунок

человека из геометрических фигур»

Как проводить тест. В каждом из трех квадратов нарисуй фигуру человека,

составленную из треугольников, кругов и квадратов. Всего элементов

должно быть 10. Набор их может быть любым. Элементы можно увеличивать

или уменьшать в размерах, накладывать друг на друга. Важно, чтобы все эти

три геометрические фигуры в изображении человека присутствовали и их

было ровно 10. Если пришлось использовать больше элементов, то лишние

надо зачеркнуть. Если удалось составить фигуру из меньшего количества

элементов, их надо дорисовать. Внимание! Каждый рисунок необходимо

выполнить как бы заново, не глядя на предыдущий и не пытаясь вспомнить

количество и сочетание элементов. Старайтесь рисовать быстро и без

исправлений, ни о чем специально не задумываясь.

Как узнать результат теста

1. Отдельно по каждому из трех рисунков надо подсчитать, сколько было

использовано треугольников, кругов и квадратов.

2. Результаты запиши рядом с изображением в виде трехзначных чисел, где:

• сотни — это количество треугольников;

• десятки — это количество кругов;

• единицы — это количество квадратов.

Например, 6 треугольников, 3 круга и 1 квадрат дают число 631.

Так получается «формула рисунка», по которой можно узнать, к какому типу

и подтипу работника ты относишься.

Первый рисунок определяет ведущий для тебя подтип работника из тридцати

восьми возможных. Второй рисунок показывает твое актуальное состояние.

Третий рисунок отражает твое стремление к изменению и

Как узнать, кем ты можешь стать? Интерпретация теста основана на том, что

геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по

семантике. Треугольник обычно считается «острой», «наступательной»

фигурой, связанной с мужским началом в личности. Круг — фигура

обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью,

женственностью. Из элементов квадратной формы построить чтолибо легче

всего, поэтому квадрат интерпретируется как техническая конструктивная

фигура. Этот тест можно повторять через некоторое время для того, чтобы

увидеть, как меняется твое отношение к выбору профессии, какие

трансформации личности ты должен учесть на данном этапе развития и как

сделать самый правильный выбор при ответе на вопрос «кем быть?».

I тип — «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к

руководящей и организаторской деятельности. Они ориентированы на

социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших

рассказчиков, у них высокий уровень речевого развития. Они обладают

хорошей адаптацией в социальной сфере, а доминирование над другими

работниками удерживают в определенных границах. Формулы рисунков:

901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631,

«руководителя»: • жесткий ДИКТАТОР — наиболее жестко и

бескомпромиссно руководит рабочим процессом и людьми; подтипы 901,

910, 802, 811, 820; • ситуативный АВТОРИТЕТ — знает, когда должен

проявить жесткость, а когда ослабить давление; подтипы 703, 712, 721, 730; •

вербальный ОРАТОР или «преподавательский» — для воздействия на людей

использует речь как убеждающий фактор; подтипы 604, 613, 622, 631, 640.

II тип — «ответственный исполнитель», ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИ

ТЕЛЯ (или ВЕЧНЫЙ ЗАМ). Такие люди обладают многими чертами типа

«руководитель», однако в принятии ответственных решений часто

колеблются. Данный тип людей больше ориентирован на «умение делать

дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством

ответственности и требовательности к себе и другим и повышенной

чувствительностью к правдивости. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532,

III тип — «тревожномнительный работник», МЕЛКИЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. У таких людей бывают самые разнообразные

способности и таланты. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной

профессии. Они могут поменять ее на противоположную и неожиданную,

иметь хобби, которое, по сути, является второй профессией. Они физически

не переносят беспорядок и грязь, обычно конфликтуют изза этого с другими

людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе.

Нуждаются в мягком подбадривании. Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433,

442, 451, 460. Подтипы «тревожномнительного работника»: • 415 —

«поэтический» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают

поэтической одаренностью; • 424 — люди такого типа отличаются особой

тщательностью в работе. Их можно легко узнать по фразе: «Я себе не

представляю, как это можно плохо работать!»

IV тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности,

обладают концептуальным умом, душевным равновесием и рационально

продумывают свое поведение. Представители данного типа часто

встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства:

кино, цирк, театральнозрелищная режиссура, мультипликация и т. д

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтипы

«ученого»: • 316 — характеризуется способностями глобальными, может

создавать теории или осуществлять большую и сложную координационную

работу; • 325 — характеризуется большой увлеченностью познания жизни,

биологическими дисциплинами, медициной

V тип — НОВАТОР или КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР, «интуитивный

работник». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной

системы, высокой ее истощаемостью. Они легко переключаются с одной

деятельности на другую. Любят во всем новизну. Альтруистичны, часто

проявляют заботу о других, обладают хорошими навыками в ручной работе и

образным мышлением, что дает им возможность заниматься техническими

видами творчества. Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271,

280. Подтипы «интуитивного работника»: • 235 — часто встречается среди

профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к

психологии людей; • 244 — обладает способностью к литературному

творчеству, • 217 — обладает способностью к изобретательской

деятельности; • 226 — ставит для себя очень высокие критерии достижений.

VI тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди

людей с технической жилкой. Данный тип обладает богатым воображением,

пространственным видением, часто занимается различными видами

технического, художественного и интеллектуального творчества. Не

приемлет никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Люди

такого типа эмоциональны, одержимы оригинальными идеями. Формулы

рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтипы «изобретателя,

конструктора, художника». • 019 — хорошо владеет аудиторией; • 118 —

обладает сильно выраженными конструктивными возможностями и

способностью к изобретениям.

VII тип — «эмотивный работник», СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК. Такие люди

обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело

переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи

из- за катастроф и трагических событий. Боли и заботы других людей

находят у них такое сильное эмоциональное участие, что становится

затруднительной реализация их собственных способностей. Формулы

рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181,

190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип — МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ, или ПИЛОТ, или

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР, «работник, нечувствительный к

переживаниям других». Обладает тенденцией, противоположной эмотивному

типу (VII тип). Обычно не чувствует переживаний других людей или

относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если

это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он

считает нужным. Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока для 5 класса на тему

Провела: учитель математики и физики

Васильева Татьяна Ивановна

2021-2022 учебный год

финансы,  финансовая грамотность.

Навыки и умения: перечислять основные виды доходов и расходов; составлять финансовый отчет.

1. Организационный моментСообщение темы и цели урока.2. Изучение нового материалаОбъяснение нового материала, выполнение игрового задания.3. Закрепление нового материалаПроверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.4. Подведение итогов урока

Тема нашего урока «Финансовая грамотность». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями  финансы,  финансовая грамотность,  научимся рисовать свои желания, составим для себя памятки на будущее с полезными советами.

2. Изучение нового материала.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Используя деньги, мы просто не видим, на что мы их тратим и не радуемся?

Ведь, купив сегодня вещь или какую-нибудь игрушку, мы завтра просто о ней забываем , так как наше сознание не может держать в голове более 7-9 пунктов информации , и все, что нас радует или радовало раньше, просто вытесняется в другие отделы  мозга.

А если мы будем записывать или рисовать то, что купили, причем не обязательно все подряд, а для  начала самое интересное, то не только разовьем свою память, но и изменим отношение к  деньгам, потому что будем фиксироваться не на цене, а на ценности. А это ведь совсем другое дело.

А для вас, детей – это вообще – настоящая радость, потому что вы мыслите очень конкретными вещами, а финансовый отчет в любом виде – это пока что- то не понятное. А надо научиться уважать свой выбор.

Не будет. Потому что никогда не будете довольны тем, что купите. Потому что все  равно  будете  продолжать хотеть что-то другое!Потому что желание, в конце концов ,  перейдет  в подсознание, и будет заставлять вас тратить все больше и больше, даже не осознавая то, что вы делаете. А неосознанный голод – это путь к бедности. Сделаем для себя вывод: пишите  то, что вам хочется.

Не хотите писать – нарисуйте свое желание на бумаге. Так, как умеете. А если не умеете, то просто обозначьте форму  – круг, квадрат , треугольник с надписью внутри.  И наслаждайтесь своей картиной каждый день.

Дело в том, что вы начнете лучше понимать себя, разовьете наблюдательность. И между делом научитесь рисовать. Никто не запрещает вам ( это даже полезно) начать прорисовывать детали того, что вам хочется.

И, в итоге, вы найдете путь ресурсам своего подсознания, для реализации желания. Причем самым выгодным способом.

3. Закрепление нового материала.

Сейчас мы с вами посмотрим на вашем примере, как лучше осуществить желаемое и ответим на вопросы.

Практическое занятие № 1. На листе бумаги с соседом по парте написать  или  нарисовать то, что вам больше всего хочется  в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег.

Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопрос, позволяют ли вам  ваши  карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.

Это не значит, что вы не будете ничего  покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое.  И гораздо дешевле , чем оно стоит.

Знаете вы или нет, но средства массовой информации постоянно заставляют нас хотеть то, что , по сути, нам не нужно, и без чего бы мы могли сегодня обойтись.

Самый простой пример – пойти в школьную столовую или пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.).

Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кинокаток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.

Практическое занятие №2. Я предлагаю нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.

10 советов управления деньгами для ребенка:

2. Не тратьте все деньги сразу.

3. Запомните, что финансовая  огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу.  Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.

6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

8. Старайтесь не «брать взаймы».  Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.

9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.

10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.

4. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? : финансы, финансовая грамотность).

Выделить активных учащихся за правильные ответы .

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому  человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все  мы   время от времени  становимся заложниками  рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.

Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше,  иметь четкое представление о том, что вам хочется!

Игра № 2. А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.

Класс делиться на 2 команды (девочки и мальчики)

Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Здесь расход, а здесь приход – ничего не пропадёт!(бухгалтер)

В наши дни не встретишь эту очень малую монету.

Чекулаева Виктория Урок финансовой грамотности в 5 классе «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Урока по финансовой грамотности

Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Цели урока :

– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;

– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.

– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.

– повышение финансовой грамотности учащихся,

Публикация «Урок финансовой грамотности в 5 классе „Деньги, Для чего они нужны, Бюджет семьи“» размещена в разделах

– содействие формированию разумного финансового поведения,

– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.

1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.

2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».

Приё мы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.

3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю

4. Применить приобретённые знания при решение задач.

5. Работать в группе.

6. Приё мы на стадии рефлексии:

– приём незаконченного предложения;

– «свободный микрофон».

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона, во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.

Тип занятия: комбинированный урок.

Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.

Учебно-техническое обеспечение :SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы, карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий, наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.

• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком

• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.

• Решать простые финансовые задачи.

• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.

• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.

• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

• Умение сотрудничать и работать в группе.

• Обмен игрушками, книгами, играми.

• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

1. Осознание себя как потребителя и продавца;

2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;

3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.

Формирование воспитательных компетенций:

2. Коммуникационных и социальных.

1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.

2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.

3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные образовательные результаты:

1. Понимание и правильное использование экономических терминов.

2. Представление о роли денег, бартера в обществе.

3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

4. Знание источников доходов и расходов семьи,

5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.

Данный урок :

• реализует на практике системно-деятельностный подход;

• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;

• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

Оцените статью