С деньгами мы имеем дело каждый день! Получение зарплаты и субсидий, уплата налогов, сборов и кредитов, покупка необходимых вещей и продуктов, дорожные расходы и досуговые траты – как уследить за всеми этими финансовыми операциями и рассчитать свой бюджет, чтобы не бежать каждый месяц к приятелю с просьбой «ссудить вас до зарплаты»?
Примерно одна треть россиян жалуется на регулярную нехватку денег до зарплаты. И зачастую дело не в маленьких доходах, а в том, что люди не умеют грамотно распределять свои средства. Знакомая ситуация?
Давайте разберемся, что такое финансовая грамотность, зачем она нужна взрослым и детям, какие у нее цели и задачи и как научиться жить по средствам.
- Основные понятия финансовой грамотности
- Цель изучения финансовой грамотности детьми
- О важности изучения финансовой грамотности в школах 623 слова читать ~4 мин.
- К многочисленным преимуществам раннего финансового образования относятся
- Проблемы внедрения и инновационные решения
- Кому понравилось
- Финансовая грамотность в школе
- Портрет финансово грамотного человека
- Актуальность финансовой грамотности
- В чем задачи финансовой грамотности?
- Как повысить знания в сфере финансового поведения?
Основные понятия финансовой грамотности
Финансовая грамотность – это навыки в области экономики, помогающие предотвратить долги и лишние денежные траты и приумножить накопления. Сегодня – это целая наука, которую можно освоить, научившись анализировать не только свои отношения с денежными средствами и инструментами, но и экономическое положение в стране.
В дисциплине существуют понятия:
Грамотный в финансовой сфере человек хорошо разбирается в этих понятиях и стремится сократить пассив и вырастить актив, обеспечив себе безбедное существование.
Цель изучения финансовой грамотности детьми
Сформировать у детей элементарные экономические представления, необходимые в жизни, является основной целью изучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Дети, которые уже знакомы с этим предметом:
Более того, такую тонкую и аккуратную модель поведения к миру, окружающим, вещам и финансам малыши забирают с собой во взрослую жизнь, вырастая чуткими и ответственными людьми.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рогозина Ольга Владимировна,
учитель начальных классов,
МАОУ «Лицей Дельта»,
Rogozina Olga Vladimirovna,
primary school teacher,
Municipal Autonomous Educational Establishment «Lyceum Delta»,
формирования финансовой грамотности младших школьников, финансово грамотного поколения
младшие школьники, финансовая грамотность, формирование финансовой грамотности младших школьников.
FORMATION OF THE BASICS OF FINANCIAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
The article substantiates the importance of the formation of financial literacy of primary school students, a financially literate generation, economically educated, capable of life and professional self-determination in the conditions of market relations. It is primary education that should lay the foundations for the successful formation of financial literacy of the individual at all subsequent stages of education.
primary school students, financial literacy, the formation of financial literacy of primary school students.
. , « ». Проведенный диагностический срез показал высокую заинтересованность родителей к изучению курса «Основы финансовой грамотности», что составило 84%. Из числа этих же родителей ,64% считают, что финансовую грамотность нужно начинать изучать с начальной школы, 24%- в старших классах, а 12%- в старшем дошкольном возрасте. Родители учеников отметили, что изменилось поведение детей, после изучения курса: ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами-40%, ребенок стал употреблять слова, которые относятся к экономическому воспитанию-20%, ребенок стал бережнее относиться к вещам и предметам-24%, ребенок стал проявлять интерес к планированию покупок-20%.
Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А., Герасимова О. С., Хейлык И. А. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №4. — с. 456.
2. Покудов А. В. Личные финансы. Секреты управления. – М.: Вершина, 2008. – с.192
3. ФГОС НОО п.10 (с изменениями от 18 мая 2015 г.)
Место работы/учебы (аффилиация): МОУ Сергиевская СОШ, г.о. Коломна, Московская область, 11 класс
В последние десятилетия понятие финансовой грамотности стало обсуждаться все чаще, так как финансовое мошенничество стало повсеместным. Абсолютно каждый человек должен владеть минимальными основами финансовой грамотности, а особенно – старшеклассники. Обычно выпускники заканчивают школу в возрасте 18 лет, а, значит, им уже необходимо самостоятельно осуществлять многочисленные финансовые операции (оплата обучения в вузе, оплата покупок в магазинах банковскими картами или наличными, оплата проезда в общественном транспорте, покупки в онлайн-магазинах в сети Интернет, покупка/аренда жилья, кредиты/ипотеки). Список финансовых операций, с которыми человек ежедневно сталкивается, огромен. Именно поэтому вопрос финансовой грамотности старшеклассников становится особенно актуальным в современном мире. Выпускник, вступая во взрослую самостоятельную жизнь, должен быть ознакомлен с видами финансовых операций и подготовлен к взаимодействию с финансовыми организациями, такими как коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, биржи, налоговые организации. В условиях быстрого развития всех сфер современного общества важно не просто знать о разных видах финансового мошенничества и владеть элементарными основами финансовой грамотности, но и научиться ориентироваться в финансовом пространстве, уметь правильно оценивать ситуацию и находить наиболее оптимальные варианты для решения любых финансовых задач в конкретных жизненных ситуациях. Кроме того, активное распространение получило финансовое мошенничество в сети Интернет, а подростки чаще всего становятся жертвами таких финансовых преступлений, так как предоставляют свои персональные данные мошенникам, иногда сами того не подозревая. Таким образом, школа как социальный институт, имеет возможность оказать обучающимся помощь в освоении элементарных финансовых знаний, что поможет выпускникам без особых проблем адаптироваться к современным финансовым обстоятельствам и будущей профессиональной деятельности.
Этим обусловлена актуальность нашего учебного проекта, так как высокий уровень финансовой грамотности – это залог финансового благополучия выпускников в будущей жизни и работе и некая надежда на стабильное экономическое развитие нашей страны в целом.
Предмет проекта – элементарные основы финансовой грамотности. Объектом работы является финансовая грамотность старшеклассников МОУ Сергиевской СОШ.
Гипотеза проекта основана на предположении о том, что тренинги с элементами деловой игры способны повысить мотивацию старшеклассников к овладению основами финансовой грамотности и углубить финансовые знания выпускников школ.
Цель проекта – оценить уровень финансовой грамотности обучающихся 10-11 классов МОУ Сергиевской СОШ и разработать деловую игру для повышения уровня финансовой грамотности выпускников.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали ряд задач:
Новизна проекта заключается в разработке новой интерактивной игры и подготовке методических рекомендаций для ее проведения.
Теоретическая значимость проекта обусловлена выявлением дефицита в знаниях по финансовой грамотности у обучающихся старших классов МОУ Сергиевской СОШ и их подробном анализе.
Практическая значимость связана с возможностью использования всех материалов настоящего проекта при работе с факультативными курсами по финансовой грамотности и при проведении недели финансовой грамотности в МОУ Сергиевской СОШ и в любых других образовательных учреждениях.
В соответствии с намеченной целью и задачами индивидуального учебного проекта были определены следующие методы: анализ теоретической литературы, опрос, статистический метод, беседа, тренинг.
Результаты и выводы: Проект способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде. Данный проект предназначен для ознакомительной п просветительной работы с учащимися основной общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности. Высокая степень интереса к получению новых знаний, причем по всем компонентам финансовой грамотности позволит в стенах школы реализовать программу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
учитель МБОУ “СОШ в п. Усть-Омуг”
«Значимость финансовой грамотности в образовании школьников в условиях современного внедрения ФГОС НОО и ООО»
Выступление на педсовете (сопроводительный текст)
Тема: «Значимость финансовой грамотности в образовании школьников в условиях современного внедрения ФГОС НОО и ООО»
Слайд 1 Данная тема выбрана не случайно, одна из главных проблем с которой можно столкнуться в современности, это отсутствие финансовой грамотности у большинства населения. По статистическим данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР ) проведенной в 2016 году, Россия находится на 25-м месте в мире по уровню финансовой грамотности, что является не очень хорошим показателем. Большая часть населения нашей страны совершенно не умеют распоряжаться своими доходами, планировать бюджет, не знают как правильно инвестировать сбережения, чем отличаются банковский депозит от облигаций и акций.
Так же можно привести печальную статистику Генеральной прокуратуры РФ, общее число случаев мошенничества за 2021 год выросло на 6,5 процента. За январь-ноябрь 2021 года в России было зарегистрировано 281,9 тысячи случаев мошенничества (статья 159 УК РФ), что на 6,5 процента больше, чем за аналогичный период 2020 года. В то же время на 13,7 процента увеличилось число мошеннических действий в общей массе, которые совершили с помощью информационных технологий. Каждый год появляются новые мошеннические группы, усложняются преступные схемы, совершенствуются инструменты для атак. Пандемия стала причиной ее взрывного роста. Онлайн-мошенничество стало основным видом преступлений в интернете.
Поэтому преподавание этого важного предмета нужно начинать в школе. Именно это позволит сформировать грамотную личность, социально адаптированную к происходящим изменениям в жизни российского общества, поможет профессиональной ориентации выпускников и социальной адаптации, научит управлению финансами, позволит грамотно реализовывать жизненные цели и планы.
Слайд 2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и ООО позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности и за рамками обязательной программы. Каждая школа и муниципалитет вправе сами это решить.
Слайд 3 Стремясь достичь предметных результатов освоения программы НОО по таким предметам , как математика, окружающий мир, ребенок со школьного возраста начинает знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопление и введение домашнего бюджета, обретения финансовой независимости. С раннего возраста дети оперируют денежными знаками, активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Благодаря урокам по финансовой грамотности решаются основные вопросы: предоставление нужной информации с учетом возрастных категорий учеников, повышается уровень образования в сфере финансовой грамотности.
Слайд 4-8 Дидактические единицы, затрагивающие вопросы финансовой грамотности, присутствуют и в основной образовательной программе основного общего образования в курсе предметов: обществознание, математика, информатика, география.
Слайд 9 В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Слайд 10 Финансовая грамотность является одной из основных составляющих функциональной грамотности. Слайд 11
12 слайд Государство относится к проблеме финансовой безграмотности очень ответственно, не зря же в 2016 году была разработана Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы. Были разработаны программы курсовой подготовки для нас, учителей, потому что надо начинать с детей, чтобы мы , учителя, несли эту информацию в школу, своим ученикам.
13 слайд На данном слайде представлены варианты внедрения вопросов финансовой грамотности в учебную деятельность.
14 слайд Мы с вами можем затрагивать вопросы финансовой грамотности на своих уроках, внося изменение в предметное содержание преподаваемого предмета. Сейчас очень много электронных ресурсов, освещающих эту проблему.
15 слайд У нас в школе мы изучаем финансовую грамотность отдельным курсом в рамках внеурочной деятельности во 2а и 7а классах, факультативным курсом в 5а (группа). Также финансовая грамотность реализуется через дополнительную общеобразовательную программу в 8-9 классах.
16 слайд (гиперссылка) Чтобы охватить как можно больше детей в школе, а также и их родителей, составлена дорожная карта, т.е. план мероприятий по финансовой грамотности на весь учебный год.
17 слайд В рамках школьного образования следует уделять акцент на жизненные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в том или другом возрасте.
18слайд И тогда мы в нашем выпускнике увидим финансово грамотного человека, обладающего нужными компетенциями для его возраста.
19 слайд Спасибо за внимание!
План мероприятий по финансовой грамотности в рамках экспериментальной площадки «Волонтеры финансовой грамотности»
на 2022-2023 учебный год (со 2 четверти)
Просмотр видеороликов на перемене (сменность: 1 видеоролик -1 неделя (понедельник, среда, пятница) , 2 неделя (вторник, пятница)
«Финансовая
грамотность в школе»
категории МОУ Константиновская СШ
Финансовая грамотность –
это способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия
в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации
жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Финансовая грамотность – это
способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать
правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать.
Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и
оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Основная цель национальных
программ повышения финансовой грамотности населения: формирование современной
системы знаний и технологий непрерывного финансово-кредитного образования со
школьного до взрослого периода, усиление роли домашних хозяйств, формирование
стереотипов ответственного финансово-кредитного поведения в бизнесе.
Человек, который исходя из
своих жизненных целей:
планирует свои доходы и расходы (ведёт бюджет);
рационально использует финансовые услуги;
умеет отстаивать свои права как потребителя финансовых услуг.
Актуальность изучения вопросов
финансовой грамотности заключается в формировании полезных привычек в сфере
финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок
по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит
основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
В Примерной основной
образовательной программе основного общего образования в раздел «Экономика»
учебного предмета «Обществознание» включены вопросы по основам финансовой
грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы
дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы,
пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.). Дидактические единицы,
затрагивающие вопросы финансовой грамотности, присутствуют и в Примерной
основной образовательной программе среднего общего образования в курсе
обществознания. На уроках технологии в 8 классе также изучаются вопросы
финансовой грамотности в разделе «Семейная экономика».
Рассматриваются такие вопросы,
как: потребности семьи, бюджет семьи, расходы на питание, накопления,
сбережения, маркетинг и коммуникации в домашней экономике.
Методами обучения являются: игровое
обучение и словесные методы. Словесные методы позволяют в кротчайший срок
передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути
её решения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных
ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех
его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной
деятельности.
Ещё Антон Семёнович Макаренко
сказал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, каков ребёнок в игре,
таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего
деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Игра – наиболее доступный для
детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из
окружающего мира впечатлений. Интересная и грамотно спланированная игра
повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную
задачу, чем на традиционном занятии.
Игры оказывают сильное
эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения
и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать
ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности,
воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных
проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов
позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Экономическая игра «Шаги к
успеху» является отличным способом познакомить детей с миром финансов,
совершить путешествие по ступеням финансовой жизни взрослого человека. Участники
игры имели возможность делать приобретения, например: покупка квартиры, покупка
коровы, расходовать деньги на кафе, развлечения, платежи ЖКХ, а также
увеличить свои доходы: получением премии, проценты от вклада в банке, доход без
вложений, например пойманную на рыбалке рыбу, можно продать и другое. Побеждает
участник, который первым закончит финансовое путешествие.
Цель мастер – класса «Бюджет
семьи» : научить школьников определять свои потребности, расставлять приоритеты
и рассчитывать предполагаемые расходы. Участники игры делятся на команды и
должны выполнить 4 задания:
Определение приоритетов «Шерлок». Из предложенных участникам 17
статей расходов, нужно было выбрать только 7, на которые Шерлок Холмс потратит
свои деньги, без чего он не мог бы обойтись.
Оценка ситуации бюджета Симпсонов. Детям нужно было разложить
доходы и расходы семьи в течение месяца на три колонки: квитанции,
собственность и долги, и подвести итог.
Распределение бюджета Симпсонов по категориям доходов и подсчитать
доходы.
Распределение бюджета Симпсонов по категориям расходов и
подсчитать расходы.
По окончании игры нужно проанализировать бюджет Симпсонов и
ответить на вопросы: Позволяет ли их бюджет делать сбережения? Как можно
оптимизировать бюджет?
Деловая
игра «Отчаянные домохозяйства». Цель игры: сформировать у участников установку
на исключение участия в финансовых пирамидах.
Командам
редложены 4 финансовые организации: «Честные вклады», «Космос», «Бобёр-инвест»,
«Инвестиции 24», каждая из которых представляет собой финансовую пирамиду со
своими особенностями поведения и мошенничества. В этой игре у
участников команд есть возможность почувствовать себя инвесторами. Каждая
команда представляет собой домохозяйство, у которого есть начальные денежные
средства – 1000 единиц, задача – сохранить их и приумножить к концу игры.
В заключении хочется сказать,
что Финансовая грамотность – это модно! Финансовая грамотность – это умение
правильно распоряжаться своими финансами и избежать ошибок.
О важности изучения финансовой грамотности в школах 623 слова читать ~4 мин.
В современном быстро меняющемся мире важность финансовой грамотности трудно переоценить. По мере того как люди сталкиваются со все более сложными финансовыми решениями, умение понимать и управлять личными финансами становится одним из основных жизненных навыков. Интеграция обучения финансовой грамотности в школьные программы получила широкое распространение как активный подход к формированию у учащихся знаний и навыков, необходимых им для того, чтобы ориентироваться в сложной сфере личных финансов.
В России преподавание финансовой грамотности в школах стало обязательным с 1 сентября 2022 года, предмет введён в школьную программу. В рамках Национального проекта «Образование» компания АЛМА разработала методические пособия для учащихся. Программа разрабатывалась по рекомендациям и с учётом нормативов Центрального Банка РФ. Подробнее здесь: https://myalma.ru/category/detskie-sadi/finansovaya-gramotnost/.
В последнее время все большую озабоченность вызывает тревожное состояние финансовой грамотности среди людей всех возрастов. Многочисленные исследования выявили тревожные тенденции, свидетельствующие о повсеместном непонимании основных финансовых концепций. Такие базовые навыки, как бюджетирование, сбережения, инвестирование и управление долгом, часто не усваиваются людьми, что приводит к финансовым трудностям, подверженности мошенничеству и сложностям в построении надёжного финансового будущего.
Внедрение финансового образования в школах призвано решить эти проблемы путём формирования комплексного понимания финансовых концепций с самого раннего возраста. Обучая управлению деньгами, ответственному заимствованию и основам инвестирования, учебные заведения способствуют формированию поколения, которое будет лучше подготовлено к принятию взвешенных финансовых решений.
К многочисленным преимуществам раннего финансового образования относятся
Расширение возможностей благодаря знаниям: Старая пословица о том, что знание – сила, справедлива и для сферы финансов. Финансовая грамотность позволяет учащимся взять свою финансовую судьбу в свои руки. Вооружённые знаниями в области бюджетирования, сбережений и инвестирования, студенты могут принимать обоснованные решения, соответствующие их долгосрочным целям.
Предотвращение финансовых ошибок: Раннее знакомство с финансовым образованием может послужить защитой от распространённых финансовых ошибок, которые часто подстерегают молодых людей. Рассказывая студентам об опасности чрезмерных долгов, важности создания резервного фонда и последствиях неэффективного управления кредитами, преподаватели помогают им принимать взвешенные решения, которые положительно влияют на их финансовое благополучие.
Прививать навыки долгосрочного финансового планирования: Финансовое образование побуждает студентов думать не только о сиюминутном удовлетворении, но и о долгосрочном финансовом планировании. Такие понятия, как сложные проценты, планирование выхода на пенсию и диверсификация инвестиций, становятся привычными, позволяя учащимся с раннего возраста проявлять благоразумную финансовую дальновидность.
Развитие критического мышления и навыков принятия решений: Изучение финансовой грамотности способствует развитию критического мышления и совершенствованию навыков принятия решений. Студенты учатся оценивать финансовые возможности, анализировать связанные с ними риски и принимать решения, основанные на глубоком понимании экономических принципов. Эти навыки выходят за рамки личных финансов и оказываются неоценимыми во многих сферах жизни.
Сокращение социально-экономического неравенства: Финансовое образование может сыграть важную роль в сокращении социально-экономического неравенства. Вооружая всех учащихся знаниями, необходимыми для грамотного управления своими финансами, школы помогают сократить разрыв в уровне благосостояния и способствуют достижению экономического равенства.
Подготовка учащихся к решению реальных задач: Переход во взрослую жизнь влечёт за собой множество финансовых проблем. Будь то аренда квартиры, покупка автомобиля или накопление средств на колледж, принципы финансовой грамотности закладывают прочный фундамент для решения этих реальных задач.
Проблемы внедрения и инновационные решения
Несмотря на очевидные преимущества преподавания финансовой грамотности в школах, возникают проблемы с её реализацией. Одна из таких проблем связана с адаптацией учебной программы к различным возрастным группам при сохранении вовлеченности и актуальности. Сложность финансовых концепций может быть пугающей, что требует творческого подхода к методам преподавания, которые найдут отклик у учащихся разных возрастных групп.
Для решения этих задач преподаватели могут использовать динамичные и интерактивные мероприятия, реальные примеры из практики и технологические инструменты для повышения эффективности обучения. Сотрудничество с финансовыми институтами, общественными организациями и профессионалами может дать студентам практические знания и примеры из реальной жизни, что ещё больше углубит их понимание финансовой динамики.
В мире, характеризующемся технологическими скачками и динамично развивающимися экономическими ландшафтами, необходимость в обучении финансовой грамотности как никогда высока. Вооружение учащихся знаниями и навыками грамотного управления своими финансами ставит их на путь к финансовой безопасности и самодостаточности. Изучая финансовую грамотность в школе, учащиеся получают необходимые инструменты для принятия взвешенных решений, преодоления финансовых трудностей и построения светлого экономического будущего для себя и общества в целом. По мере того как педагоги и политики все больше признают важность финансовой грамотности, её интеграция в систему образования становится стратегической инвестицией, приносящей многочисленные и далеко идущие выгоды. Благодаря развитию финансовой грамотности школы становятся опорой для расширения прав и возможностей, обогащая жизнь учащихся и укрепляя экономическую жизнеспособность мирового сообщества.
Кому понравилось
Оценить свои знания в вопросах финансов можно, честно ответив на следующие вопросы:
За каждый положительный ответ начисляйте себе 1 балл. Чем больше вы набрали баллов, тем выше ваша финансовая грамотность. Если результат меньше 4 – дело плохо, но поправимо с помощью обучения.
Финансовая грамотность в школе
Уроки финансовой грамотности (ФГ) были введены в образовательных учреждениях сравнительно недавно. Это один из подразделов обществознания. Направление требуется каждому ученику для обеспечения оптимальных знаний в отношении использования денежных средств. Это позволит улучшить экономику России в ближайшем будущем, приучить учеников к бережному отношению к деньгам.
Необходимость и актуальность преподавания финансовой грамотности в школах
Благодаря раннему обучению финансовой грамотности дети смогут:
Потребность в освоении перечисленных навыков возникла за счет активного развития современных детей. Они быстро изучают финансовые основы, могут самостоятельно покупать товары, пользоваться банковскими картами, мобильным приложением для оплаты. С раннего возраста они вступают в торгово-финансовые взаимоотношения, поэтому требуется знание азов финансовой грамотности, чтобы они могли осуществлять все действия правильно.
Основная цель проекта — устранение безответственного, неправильного отношения к деньгам и денежным операциям. Государство активно проводит проект финансовой грамотности для развития экономики в сфере потребления.
Способы организации обучения финансовой грамотности
Обычно уроки финансовой грамотности проводят в рамках обществознания.
Но часть школ в зависимости от направленности класса используют дополнительные пути передачи информации:
Занятия проводятся в следующей форме:
В ходе обучения выделяют следующие принципы:
Для каждого занятия выбирают схему обучения финансовой грамотности. Обычно они проводятся поэтапно:
В процессе передачи информации по финансовой грамотности педагоги используют основные обучения.
В процессе обучения учеников педагог использует следующие последовательные этапы:1. Разбивание информации на модули, каждый из них должен иметь определенные задачу, содержание.2. Каждый модуль изучается по 2 направлениям — выявление проблемы использования финансов, решение практической деятельности.3. Презентация учебных достижений каждым учеником.
По этой схеме обучения изучают фондовый рынок, банки, страхование, налоги, пенсионное обеспечение и другие направления. Например, учитель может объяснить правила оплаты налогов при занятиях репетиторством. Для этого рекомендуется ознакомиться со статьей «Репетиторство и налоги: что должен знать учитель?».
В процессе игры ученики и педагог воссоздают финансовую ситуацию. При ее изучении происходит активное усвоение общественного опыта, совершенствование самоуправления поведением.
Подразделение игровых технологий в зависимости от целей:
Процесс передачи информации осуществим в играх следующих видов:
В процессе игры детям легче усваивать информацию. Она запоминается лучше.
Способ организации помогает детям сформировать новые умения и качества в процессе интерактивной технологии обучения. Осуществляется благодаря созданию вымышленных или реальных ситуаций. Технология похожа на ролевые игры. Например, ученику предлагают ситуацию, согласно которой он уже работает и зарабатывает деньги. У него есть определенная сумма для первоначального взноса на покупку жилья. Но ему требуется в 3 раза больше денег. Учитель задает вопрос, как он будет действовать, чтобы купить квартиру.
Технология творческой мастерской
На уроках учитель создает учебный процесс, стимулирующий творческую, эмоциональную атмосферу. Благодаря ей формируется активная, продуктивная деятельность, дети ощущают себя творцами.
Методика обладает достоинствами:
Отсутствие потребности заучивания новых знаний, они формируются самостоятельно в ходе практической деятельности.
Учитель не просто объясняет учебный материал, а предоставляет детям задания, в процессе решения которых формируются финансовые знания.
В конце занятия должен появиться продукт учебной деятельности, например, доклад, фильм, постановка, презентация.
Творческий процесс активирует оптимальное усвоение полученных знаний.
Методы обучения финансовой грамотности
Учитель может менять методы проведения занятий. Так ученики запомнят больше нужной информации.
Благодаря урокам ФГ дети с ранних лет понимают, как пользоваться денежными средствами, правильно распределять их. Они поймут основу вкладов, пенсионного обеспечения и другие аспекты работы финансовой системы. Это поможет детям в реальной жизни. Но учитель должен правильно передавать информацию, чтобы ученики освоили ее не только в теории, но и на практике. Рекомендуем ознакомиться с программой обучения для педагогов по вопросам финансовой грамотности в школе и вооружится знаниями дистанционно.
Портрет финансово грамотного человека
Человек, который знаком с экономическими явлениями:
Финансовая грамотность личности может варьироваться в зависимости от уровня.
Не стоит полагать, что обычному человеку достаточного освоить первый уровень. Без инвестиций невозможно увеличить свои сбережения и качество жизни.
Актуальность финансовой грамотности
Мы с вами живем в век информации, для которого характерна самостоятельность людей. Разумное отношение к личным деньгам присуще далеко не всем. Владеть знаниями и навыками финансового поведения – это путь к благополучной и качественной жизни, способность совершать взрослые поступки и нести за них ответственность.
Очень важно уметь не только принимать кратковременные финансовые решения (к примеру, покупка продуктов), но и планировать долгосрочные вложения, учитывая непредсказуемость нашей экономики. Не секрет, что в жизни происходят и спонтанные ситуации, в которых также необходима финансовая грамотность. Например, чтобы срочно решить острую проблему или распознать действия денежных мошенников.
Для современных детей эти знания также актуальны, поскольку уже в дошкольном возрасте следует приобщать малышей к экономической культуре, воспитывать в них бережливость, деловитость, дисциплину, учить ценить свой и чужой труд, формировать верное отношение к финансовому миру, в котором им предстоит расти и развиваться. Поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, педагоги детского сада в соответствии с программой ФГОС стараются знакомить детей с этой неотъемлемой стороной социальной жизни.
В чем задачи финансовой грамотности?
Некоторые люди полагают, что знать эту дисциплину нужно лишь бухгалтерам и финансистам. Нет, это не так. Экономическая безграмотность негативно влияет на все сферы жизнедеятельности человека, ведь каждому из нас приходится в течение жизни принимать важные финансовые решения, вне зависимости от того, умеем ли мы регулировать денежные потоки или нет. И именно от этих решений зачастую зависит наше благополучие.
Финансовая грамотность ставит перед собой следующие задачи:
Словом, чем выше уровень знаний в финансовых вопросах, тем проще человеку избежать ненужных трат.
Как повысить знания в сфере финансового поведения?
Финансовое благосостояние – величина непостоянная. Плохая новость: даже огромное денежное наследство можно бездумно прокутить. Хорошая новость: правила финансовой грамотности можно освоить любому желающему. Верное отношение к деньгам – это не только философия, но и знания, которые под силу освоить дисциплинированному человеку. Главное – искренне хотеть!
К сожалению, этот предмет не входит в обязательную школьную программу и не представлен отдельным направлением в высших учебных заведениях. Многие выпускники школ и вузов, вступая во взрослую жизнь, не имеют представления, как распоряжаться доходами и как использовать современные финансовые инструменты.
Если вы хотите стать финансово грамотным человеком, то первое, что нужно сделать – настроиться на активное обучение. Даже если вы уже и так все знаете, каждому специалисту время от времени нужны курсы повышения квалификации по экономике и финансам — сферы, в которой постоянно появляются обновления.
Чтобы начать разбираться в финансовых вопросах, нужно освоить фундаментальные дисциплины:
Повысить свою финансовую грамотность также можно, если:
Помните, что современный мир ярок и динамичен и не прощает лени и невежества. Нельзя забывать, что идти в ногу со временем, повышать свое благосостояние и уровень жизни могут лишь дисциплинированные, активные и грамотные люди, которые стремятся к постоянным знаниям. После того, как вами будет освоена профессиональная переподготовка в сфере финансов, эта тема станет простой и доступной.