Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хузангаевская средняя общеобразовательная школа Алькеевского муниципального района РТ
Что такое деньги?
учитель начальных классов
МБОУ «Хузангаевская СОШ»
Алькеевского мунципального района РТ
Мукусева Любовь Юрьевна
развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы
1. Формирование у учащихся представления о деньгах, как средств приобретения товаров и осуществления платежа.
2. Развивать у обучающихся представлений о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.
3. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
Регулятивные – умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные – добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные – учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.
: изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).
элементы скрам технологии.
Методы и приёмы обучения: работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.
I. Организация класса.
– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к
– Тогда вперед!
II. Актуализация знаний, целеполагание.
– Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок по финансовой грамотности.
Тему нашего урока нам поможет определить черный ящик.
( звучит музыка из передачи « Поле чудес»)
– В черном ящике находится великое изобретение человечества, предмет очень простой, но в то же время загадочный и даже волшебный. Потому, что он может превращаться в любой товар. С помощью этих предметов можно осуществить много желаний.
– Кто догадался, о каком предмете идет речь?
Давайте отгадаем ребус и будем знать точно, что же спрятано в черном ящике.
– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. На уроке вам предстоит узнать о законах денежного мира, которые необходимо знать каждому.
Сегодня будем работать на основе командной деятельности. Поэтому мы с вами разбились на две группы.
Первая группа «Финансисты»
Вторая группа «Банкиры»
Третья группа «Экономисты»
– Вспомним, как работать в группе. ( Сообща, слушать капитана, не кричать и не ссориться, помогать друг другу, не смеяться над товарищами.)
Работа по теме урока
На столах у каждой группы имеется наглядный и теоретический материал, просмотрев который вы должны определиться с задачами и записать их на стикерах.
Какие бывают деньги?
Как проверить подлинность купюры?
Что такое банк?
Что такое бюджет?
Как планировать семейный бюджет?
Правила составления семейного бюджета
Капитаны групп прикрепите, пожалуйста, на доске в графе надо сделать ваши стикеры. Ту задачу, которую вы будете выполнять первой, переклейте в графу в работе.
(Ребята работают над оформлением страничек детского журнала о финансах, на работу отводится 15 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования: учебник финансовой грамотности, дополнительная литература – энциклопедии, хрестоматии, словари).
А теперь задачи на стикерах переходят из графы в работе в графу проверка.
– металлические и бумажные знаки, являющиеся
Слово «деньги» появилось в конце XIV века, во времена Дмитрия Донского, когда русские князья стали чеканить серебряные монеты. Образцом были восточные монеты «тенга» или «таньге». По-тюркски это значит «звенящий». Отсюда название русской монеты – «денга». Со временем в слове «денга» появился мягкий знак, и стали говорить «деньга» или «деньги».
Денга, копейка, полушка, гривенник, двугривенный, полтинник, алтын, пятак, червонец – названия старинных русских монет.
А первые бумажные деньги появились в России в 1769 году при Екатерине Второй. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками (так называют изображение на бумаге, которое видно, если посмотреть на просвет).
По сравнению с монетами бумажные деньги легче хранить, ими удобно расплачиваться. Правда, срок службы купюры составляет в среднем всего три года. Но старые банкноты можно легко заменить на новые.
В современной экономике используются деньги наличные и безналичные.
– деньги, которые передаются из рук в руки. Другими словами, это металлические монеты и бумажные купюры (банкноты).
– деньги на банковском счете, используемые для оплаты, а также для взаимных расчетов путем перечисления денег с одного счета на другой без участия наличных денег (монет и купюр).
В наши дни основная доля расчетов приходиться именно на безналичные деньги, то есть осуществляется без использования монет и купюр.
Чтобы защитить деньги от подделок, используются специальная бумага, водяные знаки, различные цветосхемы и другие способы. Подделать такие деньги очень сложно, но фальшивомонетчики находились всегда.
Так как же проверить подлинность купюры?
Подлинность купюры, например достоинством 1000 руб., можно определить следующим образом:
– это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.
В разных людных местах – в магазинах, гостиницах, аэропортах и на вокзалах – банки устанавливают свои банкоматы.
– аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получить наличные деньги или перевести их другому человеку.
Банки придумали банковские карты, с помощью которых удобно рассчитываться за товары и услуги.
Банковские карты бывают разных видов:
Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт» и означает «кошелек, сумка, кожаный мешок».
– это план регулирования семейных доходов и расходов.
Бюджет помогает семье правильно рассчитать свои финансовые возможности и не оказаться в долгах.
Чтобы правильно составить семейный бюджет, надо ответить на три следующих вопроса:
– Сколько денег у семьи имеется?
– Как их правильно потратить?
– Какие покупки надо сделать срочно, а какие отложить?
Если текущие расходы равны доходам, то семья живет по средствам. Но если каждый месяц тратить все деньги, то на большую покупку никогда не накопить. Для таких случаев в бюджете есть особая строка, которая называется «Накопления» или «Сбережения».
Статья «Накопления» в бюджете должна быть обязательно. Даже если деньги не откладываются на что-то конкретное.
Расходы и подарки для родных и друзей относятся к переменным расходам. Обычно такую статью называют «Разное».
Предусмотреть все невозможно, поэтому надо, чтобы в бюджете была статья «Непредвиденные расходы». Ведь могут срочно понадобиться деньги на лекарства или неотложный ремонт. Если средства из статьи непредвиденных расходов за месяц потрачены не были, то эти деньги перейдут в ваши накопления или сбережения.
Планируя семейный бюджет, выполните перечисленные ниже действия:
Во время сообщения все заполняют маршрутные листы.
оцените свою работу на уроке.
– Цель нашего урока достигнута?
Решая, задачи сегодняшнего урока мы постарались, ответить на самые важные вопросы в современной жизни. Надеюсь, информация для всех будет полезной.
На этом наш урок закончен. Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.
- Урок 1. Суть денег. Деньги и их свойства
- Сущность товара и денег
- Основные функции денег
- История появления денег
- Стоимость денег во времени
- Инфляция
- Виды инфляции
- Виды денег
- Товарные деньги
- Обеспеченные деньги
- Фиатные деньги
- Электронные деньги
- Криптовалюта
- Проверьте свои знания
- Публикация «Урок финансовой грамотности в 5 классе „Деньги, Для чего они нужны, Бюджет семьи“» размещена в разделах
- Ход работы.
Урок 1. Суть денег. Деньги и их свойства
Финансовая грамотность невозможна без понимания сущности денег и их свойств. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними обращаться и понять, по каким законам они живут. Мы каждый день с ними сталкиваемся и при этом совершенно ничего о них не знаем.
Деньги можно назвать интернациональным языком рынка мира, на котором общаются люди со всей планеты. Понимание функций денег – первый шаг к финансовой грамотности. Если вы знаете теорию и понимаете основы, вы вооружены инструментом, который поможет научиться грамотно ими управлять. Давайте рассмотрим историю появления денег, их функции и суть.
Сущность товара и денег
Деньги невозможны без товаров. Поэтому, прежде всего, нужно получить простой ответ на вопрос: что же такое товар? Товар – это любой продукт, который отвечает трем основным требованиям:
В связи с этим, сущность денег заключается в том, что они служат элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между участниками производственного процесса. Деньги тоже являются товаром (только универсальным) и поэтому обладают теми же свойствами, которые указаны выше. Но при этом они имеют и ряд уникальных свойств. Итак, что же такое деньги?
Согласно Большой российской энциклопедии:
Деньги – это специфический товар максимальной ликвидности, который обладает несколькими свойствами, являющимися их сущностью.
Максимальная ликвидность характеризуется тем, что вы можете без проблем обменять свои деньги на товар, в то время как обратное для вас является достаточно проблематичным процессом. Самые близкие синонимы термина ликвидности – сбываемость и легкореализуемость. Кроме того, деньги – это:
Предлагаем вам сыграть в игру, чтобы на себе почувствовать ценность денег.
Основные функции денег
С каждым новым столетием деньги обрастают новыми специфичными функциями, но при этом некоторые из них являются универсальными. Их мы и рассмотрим:
Как было сказано, функции денег постоянно изменяются и дополняются, однако приведенные выше являются универсальными уже длительное время. В связи с появлением новых электронных денег, а также криптовалюты, в скором времени, возможно, будут изобретены новые функции, и вместе с ними изменится и сущность самих денег.
История появления денег
До появления денег экономика значительно отличалась от современной и функционировала на основе долга и дара.
Экономика дара – это система общественного устройства, при которой услуги и товары передаются безвозмездно (The Gift Economy, David Cheal).
Некоторые принципы и элементы дарения существуют и по сей день, например в виде информации. По этим принципам существует Википедия, торрент-трекеры, а с некоторыми исключениями и наука. В данном случае приобретается репутация и общественное положение, которые в информационном мире порой значат даже больше, чем количество денег, которые можно заработать, продавая информацию. Желание накапливать ресурсы и информацию в современном мире считается признаком слабости и жадности.
Затем в разных регионах мира люди стали использовать в качестве денег различные вещи:
В итоге роль денег перешла к металлам. Функцию денег выполняли бронза, медь, железо и серебро. Со временем стали использовать целые слитки металла, что несло значительные неудобства, потому что их нужно было постоянно взвешивать, а также определять пробу. Поэтому во избежание подделок и обвеса металл стали отмечать публичным клеймом, что привело к созданию чеканной монеты и монетного двора.
Чеканные монеты стали популярными примерно в VII веке до нашей эры. Их было удобно хранить, их вес был достаточно небольшим, к тому же рассчитываться стало удобнее по причине их точной стоимости.
Как мы видим, само создание и развитие денежных единиц явилось революцией в рыночных отношениях и было стало просто необходимым. Люди могли быстрее создавать свои товары и покупать сырье для производства. Также отмечаем эволюцию физического веса денег – от трехметровых камней до бумажных купюр. В наше же время появилась электронная валюта, и теперь деньги пришли туда, откуда и появились, – из разума людей.
Стоимость денег во времени
За время существования денег люди сформировали много концепций и теорий насчет них. Одна из концепций была предложена еще в 1202 году известным математиком Фибоначчи. Он сформулировал золотое правило бизнеса: «Сумма, полученная сегодня, больше той же суммы, полученной завтра».
Все это известно нам и сейчас. Ценность сегодняшних денег выше, чем ценность той же суммы, полученной в будущем и даже уже завтра. Именно поэтому (хотя не только) банки требуют проценты за свои кредиты.
Из всего вышесказанного вытекает два крайне важных следствия, которые нужно осознать любому человеку, стремящемуся стать более финансово грамотным:
Для того, чтобы понимать какова же стоимость денег во времени, нужно произвести расчет стоимости денег. Для этого и было придумано дисконтирование.
Дисконтирование – это оценка стоимости будущего потока платежей исходя из различной стоимости денег, полученных в разные моменты времени («Основы стохастической финансовой математики», Ширяев А. Н.)
Т.е., проще говоря, дисконтирование поможет вам узнать, какова разница между вашей прибылью в 100 денежных единиц через год и сегодня. Учтите также, что дело не только в инфляции, но и в том, что, получив 100 денежных единиц уже сегодня, вы можете их инвестировать и получить дополнительный доход даже с учетом потери ценности суммы во времени. Расчет дисконтированной стоимости важен, например, инвесторам, которые хотят понять, не обесценится ли их прибыль настолько, что проще вложить деньги во что-то более прибыльное и не настолько длительное по времени. Вы становитесь беднее, если на протяжении месяцев или лет получаете одинаковую зарплату и тратите ее на свои обыденные нужды.
От чего же зависит ставка дисконтирования? Существует пять основных факторов:
По этой причине инвестиции являются хорошим способом сберечь и приумножить собственный капитал. Вложение денег в банк позволяет, по сути, только сохранить свои деньги. Приумножить свой капитал, положив деньги в банк, тоже можно, однако это становится возможным только в случае длительного срока и сложных процентов. Но помните, что в этом случае возможен серьезный риск того, что банк прогорит и вы потеряете всю сумму. А в лучшем случае вернете только ее часть.
Сложные проценты являются хорошим способом получения дохода, потому что процент начисляется еще и на проценты. Известны случаи, когда родственники становились миллионерами лишь потому, что их предок вложил небольшую сумму денег на счет, а спустя столетие обнаруживался договор. Конечно, банку пришлось выплатить огромную сумму, но он получил рекламу за свою долговечность и отношение к клиентам.
Давать сложные формулы дисконтирования мы тут не будем, однако приведем простой пример. Допустим, через один год вы ожидаете прибыль в 121 денежную единицу при ставке дисконтирования в 10%. Тогда стоимость ваших будущих 121 единиц на самом деле будет равна 110 единицам: 121/(1+0,1). Если через два года, то 100: 121/(1+0,1)2. Это и есть стоимость ваших денег во времени.
Как мы написали выше, на стоимость денег также влияет инфляция. Рассмотрим ее подробнее.
Инфляция
Существует много разных определений этого термина, поэтому мы постарались дать наиболее простое, точное и понятное.
Инфляция – это обесценивание денег, в результате чего цены на товары и услуги, если и остаются на прежнем уровне, то становятся менее доступными.
Инфляцию не стоит путать с повышением цен, потому что во втором случае повышаются цены на определенные группы товаров, а вот в случае инфляции обесцениваются деньги и дорожают все товары. Когда говорят, что покупательная способность населения снизилась, обычно имеют в виду именно инфляцию. Обесценивание денег и общее повышение цен – вот ее главные признаки.
В мировой истории есть два исключительных случая резкого увеличения цен и инфляции. Уникальность в том, что в теории финансовая обеспеченность граждан должна была повыситься:
Суть в том, что большое увеличение денег в экономике становится причиной роста цен. Чем больше денег в экономике, тем сильнее обесценивается товар. Соответственно, сдержать инфляцию в этих двух случаях могло бы помочь увеличение производства, однако в первом случае в отсутствии индустриализации и промышленности этого не удалось сделать, тогда как второй стал не таким катастрофичным именно по причине наращивания производства.
Незначительный рост инфляции во всем мире считается нормой. И здесь у нас есть один вопрос лично к вам:
Каковы же причины инфляции? Существует шесть основных причин, однако помимо них есть десятки и даже сотни других, о которых экономисты спорят до сих пор:
Как мы видим, при грамотном управлении государством можно избежать высокой инфляции. Сейчас в мире есть только одна страна, в которой периодически наблюдается рост стоимости денег. Это так называемая дефляция, и она в последние годы свойственна Японии.
Виды инфляции
Существует открытый и скрытый характер инфляции. С открытой все просто – это рост цен и снижение покупательной способности. Ее видно, и не нужно быть экономистом, чтобы распознать ее. Скрытая же инфляция намного сложнее и интереснее. Например, в СССР некоторое время наблюдалось повышение заработных плат и снижение цен на продукты. Однако естественным следствием такой подавленной инфляции был товарный дефицит и огромные очереди.
Также существуют такие виды инфляции, как:
Государственное вмешательство для подавления инфляции не всегда помогает. Когда государство запрещает повышать цены на конкретную продукцию, это приводит к снижению производства данного товара со всеми вытекающими последствиями, например, к удешевлению издержек на производство и появлению подделок.
Существуют виды инфляции в зависимости от темпов роста:
Главный вывод, который каждый должен для себя сделать, – это то, что небольшая инфляция – это нормальный процесс, а в некоторых случаях означает даже рост экономики. Если в экономику страны вливается новая денежная масса, вначале это приводит именно к инфляции, а затем новые деньги начинают двигать экономику вперед, наблюдается рост производства. Все это возможно только при грамотном управлении, иначе в итоге процесс выйдет из-под контроля.
Виды денег
За свою долгую историю человечество использовало большое количество различных видов денег. Изначально был очень важен материал, из которого изготавливали деньги. Они должны были обладать следующими свойствами:
В связи со всем вышеперечисленным, вид денег существенно менялся и дорабатывался, потому что в идеале деньги должны были иметь все эти свойства.
Товарные деньги
Это товар, который обладает общепризнанной стоимостью и полезностью. Главным признаком таких денег становится то, что их можно использовать не только в качестве платы за товар. Например, золотая монета сама по себе ценна, ее можно переплавить и сделать из нее украшение.
Поэтому на заре развития экономики в роли денег выступали самостоятельные товары, которые пригодятся любому человеку в любом случае: меха, жемчужины, скот, зерно, ракушки Каури, а также бронзовые, медные, платиновые, золотые и серебряные монеты. В Шотландии одно время с рабочими расплачивались гвоздями, а в Судане – наконечниками копий и лопатами. В тюрьмах деньгами выступают сигареты.
Товарные деньги не прижились, потому что не отвечали тем самым свойствам идеальных денег – они не были портативны, портились при хранении, их было сложно поделить и создавать. Поэтому со временем люди стали придумывать деньги, которые легко, быстро и дешево изготовить.
Обеспеченные деньги
По своей сути они являются представителями товарных денег. Вы могли получить знаки или сертификаты и с их помощью обменять на определенное количество товара или товарных денег. Например, в Древнем Шумере вы могли предъявить фигурки овец и коз из обожженной глины и получить за них живых коз и овец. Изначально даже банкноты считались обеспеченными деньгами, однако потом у них эта функция исчезла.
Фиатные деньги
Это те самые деньги, которыми мы пользуемся в настоящее время. Они не имеют самостоятельной стоимости, однако выступают в роли денег, потому что в государстве прописаны законы считать их именно таковыми. На сегодняшний день есть три формы таких денег: банкноты, безналичные деньги, находящиеся в банке, и электронные деньги. Безналичные не стоит путать с электронными, хотя их можно в итоге положить на банковский счет. А банкноты постепенно вытесняются из обращения.
Электронные деньги
Они используются для оплаты товаров и услуг в Интернете и при этом имеют такую же ценность, как и реальные деньги. Развитие такого вида денег стало возможным по многим причинам, но две основные – это заработок в Интернете физическими лицами и финансовые операции между компаниями.
Электронные деньги имеют все свойства, приведенные ранее, но имеют и дополнительные: их можно быстро посчитать, перевести и разделить. Также вы можете автоматически оплачивать счета, и для этого даже не нужно тратить лишнее время. А в виду того, что их не существует в физическом виде, они не могут испортиться и не теряют своих качеств со временем.
Криптовалюта
Самая неоднозначная валюта, о которой до сих пор не утихают споры. Также немногие понимают, как она работает и возможно ли будущее у таких денег. Поговорим именно о биткойне, который является самой популярной криптовалютой.
За перевод биткойна человек не платит комиссионные, т.е. никаких посредников не существует в принципе. Гарантируется почти полная анонимность, что, конечно, может стать (и уже стало) полем деятельности разных криминальных сделок. В системе биткойна не существует человека, который ею руководит, все участники процесса являются равными.
Недостатком, помимо того, что криптовалюта может стать оружием в руках разных организаций, является еще и то, что планируется выпуск ограниченного количества биткойнов. Как минимум потому, что это уже не рыночный принцип и он может привести ко многим проблемам.
Биткойн по своей сути является и показателем уровня доверия к теории заговора. Криптовалюты в своей рекламе делают акцент на Большом Брате, который постоянно за нами следит, и, если не выйти из-под его контроля, человечество ждет финансовое рабство. Если говорить проще, при массовом внедрении биткойна вполне вероятно рухнет банковская система мира или она, как минимум, примет правила игры и очень сильно изменится. Сказать о том, что будет с мировой экономикой в случае победы криптовалюты, не может никто. Именно поэтому криптовалюта столь неоднозначна.
В этом уроке мы детально рассмотрели понятие денег, их свойства и обесценивания. Мы рассмотрели историю появления денег и выяснили, почему деньги имеют такой вид, как сейчас. Любой финансово грамотный человек должен понимать эти основы, потому что любая история предмета имеет большое значение в понимании настоящего и будущего.
В следующем уроке мы перейдем непосредственно к теме, которая позволит вам научиться осознанно относиться к своим финансам, а именно к их планированию и учету. Это основа и фундамент, на котором держится любое финансовое благополучие.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Разобравшись с сутью денег, можно переходить к планированию и учету средств.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Педагогическая цель урока: Создать условия для формирования представлений об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основной социальной функции денег.
Формы и методы обучения
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Основные понятия и термины: Деньги, функции денег, эмиссия, эквивалент.
Оборудование: рабочий лист, текст, презентация, наборы предметов для игры, деньги, анимационный фильм «Зачем нужны деньги».
Планируемые образовательные результаты:
Чекулаева Виктория Урок финансовой грамотности в 5 классе «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
Урока по финансовой грамотности
Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
Цели урока :
– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
– повышение финансовой грамотности учащихся,
Публикация «Урок финансовой грамотности в 5 классе „Деньги, Для чего они нужны, Бюджет семьи“» размещена в разделах
– содействие формированию разумного финансового поведения,
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приё мы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приё мы на стадии рефлексии:
– приём незаконченного предложения;
– «свободный микрофон».
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона, во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение :SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы, карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий, наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком
• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.
• Решать простые финансовые задачи.
• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.
• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.
• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
• Умение сотрудничать и работать в группе.
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
1. Осознание себя как потребителя и продавца;
2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
Формирование воспитательных компетенций:
2. Коммуникационных и социальных.
1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты:
1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Представление о роли денег, бартера в обществе.
3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
4. Знание источников доходов и расходов семьи,
5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.
Данный урок :
• реализует на практике системно-деятельностный подход;
• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;
• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.
Ход работы.
1. Организационный этап
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
2. Мотивационный этап.
– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет.
б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет.
Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.
• Как появились первые деньги?
• Что такое деньги?
• Какие бывают деньги?
• Как появились монеты?
• Что такое бартер?
• Что такое личные финансы?
• Что такое бюджет?
– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Верю (+) Не верю(-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Товар – это обмен игрушками. –
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться. +
Бартер – это деньги другой страны. –
Монеты – это бумажные деньги. –
– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
3. Актуализации знаний
– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т. д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
– Какие из этих современные, а какие устарели?
– Как называют эти деньги?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные деньги?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные деньги?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? (Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.
4 . Практическая работа в парах.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.
Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».
– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
– Кто может поставить рядом цену?
(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)
Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. лука –
1 кг. соли –
1 кг. сахарного песка –
1 кг. мяса –
1 десяток яиц –
1 кг. макарон –
1 кг. капусты –
1 литр подсолнечного масла –
1 литр молока –
1 буханка черного хлеба –
1 кг. картофеля –
– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.
5 Работа в группах
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата папы.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
– Какие расходы у человека каждый день?
– Какие расходы реже?
– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.
Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?
2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.
Игра «Денежные пазлы». А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? (50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)
6. Динамическая пауза:
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
1. З П папы 50 000 тыс рублей.
2. Оплата коммунальных услуг.
3. Плата за обучение дочери.
4. Накопления в банке.
5. Покупка одежды.
6. Оплата мобильной связи.
7. Пенсия бабушки.
8. Похлопайте сами себе!
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.
7. Закрепление изученного материала.
(дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола)
1) получение обеими сторонами выгод от обмена;
2) каждый продавец должен произвести товар;
3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;
4) затрачивается много времени на обмен товара;
5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.
8. Итог урока
9. Рефлексия. Оценивание
Приём «Дерево чувств» :
Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если вы считаете,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное;
И,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»