ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Связанные:01 ТЕСТ ИТОГ Практическая Теория обучения и воспитания, Логопедические технологии Практическая работа №3 вопрос 1, Практическое задание 3. Дегтярева Т. П.

ТЕСТ 1
1. Деятельность педагога по организации процесса обучения, по формированию у школьников опыта познавательной деятельности, по развитию и воспитанию учащихся – это:

функции процесса обучения являютсяцелью ускоренного познания

ТЕСТ 2
1. Главным средством учения школьников является:

указанием последовательности темстране единого образовательного

ТЕСТ 3
1. К основным типам уроков в школе в соответствии с ФГОС относятся:

процессе коллективного поискатрадиционной дидактике выделяютПоделитесь с Вашими друзьями:

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД)
должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование
умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе
представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и
познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных
ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего
мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность
организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные
действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность
осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное
общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая
правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется
тремя взаимодополняющими положениями:

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать
учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий
происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие
умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию
“научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и
методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов
УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного
содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим
приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов определяется следующими утверждениями:

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно
варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их
индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных
педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач
урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы
своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию
познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное
общение) и личностных (мотивация) УУД.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а
учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются
регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному
плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель
консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть
самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля),
коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют
самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам
(самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания),
коммуникативные.

7. Итог урока.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД:
регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом
индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные
и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно
такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные
результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность
обучающихся.

1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации
деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного
средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на
соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные
линеечки” – автор Г. А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее
определенным критериям.

а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.

а ) Применение методики безотметочного обучения – автор Г. А.
Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям,
определенным заранее.

7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:

а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше
положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока,
направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к
образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому.
Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать
на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой
образовательной среде.

Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит
от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает
формирование психологических новообразований и способностей обучающегося,
которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной
деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся
универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет
несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно
диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных
учебных действий должны учитывать две составляющие:

Для изучении сформированности познавательных УУД
диагностируются умения:

Для изучении сформированности регулятивных УУД
диагностируются умения:

Для изучении сформированности коммуникативных УУД
диагностируются умения:

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются
умения:

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к
диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его
одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в
целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять
эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при
необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть
возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого
обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать
динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее
развитие.

  • Бунеев Р. Н. Диагностика метапредметных и
    личностных результатов начального образования / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,
    А. А. Вахрушев, А. В. Горячев, Д. Д. Данилов. – М. 2011
  • Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное
    развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М., 1985
  • Завьялова О. А. Метапредметные виды деятельности в
    обучении: с чего начать учителю? / О. А. Завьялова. – М., 2012
  • Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать
    знания с учениками: Пособие для учителя / Е. Л. Мельникова Е. Л. – М. , 2006
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
    начального общего образования. / М-во образования и науки РФ – М.:
    Просвещение, 2010.
  • Проектирование основной образовательной программы
    образовательного учреждения. – Академкнига, 2010
  • Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности
    учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина,
    Е. В. Заика. – Томск, 1993.
  • Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А Цукерман ,
    К. Н. Поливанова. – М., 1999.
Оцените статью