Узнайте, какой материал по финансовой грамотности относится к курсу математики для учеников 5-6 классов. Изучите основные концепции и навыки, связанные с финансовой грамотностью, которые можно включить в учебный план по математике для этого возрастного диапазона.
Курс математики в 5-6 классах является одним из основных предметов, разрабатываемых для учащихся в российских школах. В рамках этого курса ученики изучают основные аспекты математики, которые являются неотъемлемой частью их образования. Однако, помимо традиционного математического материала, в программу курса математики включены и материалы, связанные с финансовой грамотностью.
Финансовая грамотность является важной составляющей современного мира. Умение понимать и управлять финансами является ключевым навыком для успешной жизни. Поэтому, в программе курса математики 5-6 классов предусмотрено изучение основных принципов финансового планирования и управления деньгами.
Один из важных аспектов финансовой грамотности, который изучается в рамках курса математики 5-6 классов, — это умение планировать бюджет. Ученики учатся составлять простые финансовые планы, распределять доходы и расходы, а также анализировать свои финансовые возможности.
Кроме того, в рамках курса математики 5-6 классов ученики изучают основы процентных расчетов. Этот материал является важным для формирования финансовой грамотности, так как позволяет понять, как происходит накопление и увеличение денежных средств.
Таким образом, курс математики 5-6 классов включает в себя материалы по финансовой грамотности, которые помогают ученикам развивать навыки планирования бюджета и понимания основных принципов финансового управления.
- Материалы по финансовой грамотности в программе
- Роль финансовой грамотности в учебной программе по математике
- Финансовые навыки в программе математики 5-6 классов
- Основные концепции финансовой грамотности в курсе математики
- Примеры практической финансовой грамотности в учебной программе
- Связь математических задач с реальной жизнью и финансовыми решениями
- Интерактивные задания и упражнения по финансовой грамотности
- Роль родителей и учителей в развитии финансовой грамотности
- Видео по теме
- Что такое финансовая грамотность
- Формирование финансовой грамотности
- Повышение финансовой грамотности
Материалы по финансовой грамотности в программе
В рамках курса математики для 5-6 классов также вводятся материалы по финансовой грамотности, которые помогут учащимся развить навыки управления финансами уже на ранних стадиях обучения. Эти материалы позволят им понять основные принципы личного финансового планирования, уметь рассчитывать бюджет, понимать значение сбережений и инвестиций.
Основные темы, которые рассматриваются в рамках материалов по финансовой грамотности в программе курса математики 5-6 классов, включают:
Все эти материалы помогут учащимся развить навыки управления финансами, которые будут полезны им в будущем. Они научат учитывать свои доходы и расходы, составлять бюджет, формировать сбережения и принимать осознанные решения по инвестированию.
Роль финансовой грамотности в учебной программе по математике
В рамках курса математики ученики изучают основные математические понятия и навыки, такие как арифметические действия, дроби, проценты и пропорции. Однако важно, чтобы они также понимали, как применять эти навыки в реальной жизни, особенно в отношении финансовых решений.
Включение финансовой грамотности в учебную программу по математике позволяет ученикам узнать о концепциях, связанных с деньгами и финансами. Они учатся считать проценты, рассчитывать скидки и наценки, планировать бюджет и управлять личными финансами. Эти навыки помогут им принимать разумные финансовые решения и быть ответственными потребителями.
Одним из способов включения финансовой грамотности в учебную программу по математике является использование практических примеров и задач, связанных с финансами. Ученики могут решать задачи, связанные с расчетом скидок, находить процент от числа, сравнивать цены и прогнозировать бюджетные расходы.
Кроме того, ученикам предлагается изучить основные финансовые термины и понятия, такие как доходы, расходы, бюджет, кредит и инвестиции. Они учатся анализировать финансовую информацию, сравнивать различные финансовые предложения и принимать обоснованные решения, основанные на математических расчетах.
Таким образом, финансовая грамотность является важной частью учебной программы по математике для учеников 5-6 классов. Она позволяет ученикам развивать навыки управления финансами и принимать разумные финансовые решения в будущем.
Финансовые навыки в программе математики 5-6 классов
Программа математики для учащихся 5-6 классов включает несколько разделов, которые помогают развивать финансовую грамотность у детей. Эти разделы включают:
Все эти разделы помогают ученикам развить финансовые навыки, которые будут полезны им в повседневной жизни. Они учатся управлять своими финансами, принимать обоснованные финансовые решения и планировать свои расходы.
Основные концепции финансовой грамотности в курсе математики
В курсе математики для 5-6 классов акцент делается на формирование базовых навыков и знаний в области финансовой грамотности. Этот курс помогает ученикам понять важность управления финансами и научиться применять математические концепции и методы для принятия обоснованных финансовых решений.
Основные концепции финансовой грамотности, которые рассматриваются в курсе, включают:
Бюджетирование: ученики изучают основы составления бюджета, распределения доходов и расходов. Они учатся планировать свои финансы, учитывая различные факторы, такие как зарплата, налоги и текущие расходы.
Проценты и процентные ставки: ученики изучают, как работает процентная ставка и как она влияет на накопления и займы. Они учатся расчитывать проценты, выплачиваемые по кредитам, и понимать, как проценты могут влиять на конечную сумму денег.
Инфляция: ученики изучают концепцию инфляции и понимают, как она влияет на стоимость товаров и услуг. Они учатся анализировать изменение цен и предсказывать возможные последствия инфляции.
Вложения и акции: ученики изучают основы инвестиций и понимают, как акции и другие финансовые инструменты могут помочь увеличить доходы. Они учатся анализировать рынок акций и принимать решения о вложении денег.
Расчеты с процентами и налогами: ученики изучают, как рассчитывать проценты и налоги при покупке товаров и услуг. Они учатся считать общую стоимость покупки с учетом налогов и процентов.
Финансовые риски: ученики изучают основные понятия финансовых рисков и учатся принимать взвешенные решения, учитывая потенциальные риски и возможную прибыль.
Разработка данных концепций финансовой грамотности в курсе математики позволяет ученикам приобрести не только математические навыки, но и практические навыки управления деньгами, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Примеры практической финансовой грамотности в учебной программе
В рамках курса математики для 5-6 классов, посвященного финансовой грамотности, обучающиеся знакомятся с различными понятиями и навыками, которые помогут им разобраться в финансовой сфере и справиться с ежедневными финансовыми задачами. Примеры практической финансовой грамотности в учебной программе включают:
Это лишь некоторые примеры практической финансовой грамотности, которые входят в учебную программу курса математики для 5-6 классов. Знакомство с этими понятиями и навыками поможет учащимся стать более ответственными и осознанными в финансовых вопросах, что важно для успешной жизни в современном обществе.
Связь математических задач с реальной жизнью и финансовыми решениями
Изучение математики в школе важно не только для развития аналитического мышления, но и для применения полученных знаний в реальной жизни. Математические задачи могут быть применимы к различным сферам нашей жизни, включая финансовые решения.
Финансовая грамотность – это умение разбираться в финансовых вопросах и принимать обоснованные решения. Курсы математики для учащихся 5-6 классов могут включать материалы, связанные с финансовой грамотностью.
Одним из важных аспектов финансовой грамотности является умение рассчитывать проценты и процентные ставки. В рамках курса математики можно изучить, как рассчитывать простые и сложные проценты, а также применять их в реальных ситуациях. Например, ученикам могут предложить задачи на расчет процентов депозита или кредита.
Еще одним важным аспектом финансовой грамотности является умение планировать бюджет и управлять деньгами. Ученики могут изучить математические методы для составления бюджета, расчета доходов и расходов, а также планирования сбережений. Такие задачи помогут им развить навыки финансового планирования и принятия взвешенных финансовых решений.
Кроме того, в рамках курса математики можно изучить такие понятия, как инфляция и валютный курс. Ученики могут изучить, как рассчитывать изменение цены товара с учетом инфляции, а также как конвертировать валюту по текущему курсу. Эти знания помогут им лучше понимать финансовые процессы и прогнозировать возможные изменения в сфере экономики.
Таким образом, математические задачи в курсе математики для учащихся 5-6 классов могут иметь практическое применение в финансовой грамотности. Они позволяют ученикам развивать навыки рассчетов процентов, планирования бюджета и понимания финансовых процессов, что является важным для успешного управления финансами в реальной жизни.
Интерактивные задания и упражнения по финансовой грамотности
Ниже представлены примеры таких заданий и упражнений:
Такие интерактивные задания и упражнения помогут учащимся развить навыки финансовой грамотности, научиться планировать бюджет, сберегать деньги и принимать осознанные финансовые решения. Эти навыки будут полезны в повседневной жизни и помогут учащимся успешно управлять своими финансами в будущем.
Роль родителей и учителей в развитии финансовой грамотности
Родители и учителя играют ключевую роль в развитии финансовой грамотности у детей. Они являются главными примерами для детей и могут влиять на их финансовое поведение и отношение к деньгам.
Родители должны быть примером финансовой ответственности для своих детей. Они могут обучать детей основам финансового планирования, учить их откладывать деньги на будущие нужды, рассказывать о правильном использовании кредитных карт и т.д. Родители также могут помочь детям развить критическое мышление и аналитические навыки, чтобы они могли принимать обоснованные финансовые решения.
Учителя также играют важную роль в развитии финансовой грамотности у детей. В школе они могут проводить уроки по финансовой грамотности, объяснять основные понятия и принципы, устраивать финансовые игры и задания, чтобы помочь детям лучше понять финансовые вопросы. Учителя также могут показать, как применять финансовые знания на практике, проводя проекты, связанные с финансами.
Важно, чтобы родители и учителя работали вместе, чтобы развить у детей навыки финансовой грамотности. Это может быть совместное обсуждение финансовых вопросов, проведение семейных советов по финансовым вопросам, участие в финансовых мероприятиях и т.д. Чем больше дети будут вовлечены в обсуждение и практику финансовых вопросов, тем лучше они разовьют свои навыки финансовой грамотности.
Какие конкретно материалы по финансовой грамотности входят в программу курса математики для 5-6 классов?В программе курса математики для 5-6 классов материалы по финансовой грамотности включают в себя основные понятия о деньгах, их функции, счетах, кредитах и процентах. Также учащиеся изучают темы, связанные с бюджетированием, инвестированием и планированием финансовых целей. Какие навыки по финансовой грамотности развиваются в рамках курса математики для 5-6 классов?В рамках курса математики для 5-6 классов развиваются навыки управления деньгами, составления бюджета, понимания основных финансовых понятий и принципов. Учащиеся также изучают навыки планирования финансовых целей, принятия информированных финансовых решений и осознанного потребительского поведения. Каким образом материалы по финансовой грамотности интегрируются в курс математики для 5-6 классов?Материалы по финансовой грамотности интегрируются в курс математики для 5-6 классов путем применения математических понятий и навыков к реальным финансовым ситуациям. Учащиеся учатся решать математические задачи, связанные с бюджетированием, счетами, процентами и другими финансовыми темами. Это помогает им развить понимание и применение математики в контексте финансовой грамотности. Какой объем времени отводится на изучение материалов по финансовой грамотности в курсе математики для 5-6 классов?Объем времени, отводимый на изучение материалов по финансовой грамотности в курсе математики для 5-6 классов, может различаться в зависимости от школьной программы. Однако, обычно этому вопросу уделяется несколько уроков, чтобы учащиеся имели возможность ознакомиться с основными понятиями и навыками финансовой грамотности. Какие материалы по финансовой грамотности относятся к программе курса математики для 5-6 классов?В программе курса математики для 5-6 классов обычно включаются основные темы, связанные с математическими основами финансовой грамотности, такие как умение считать деньги, основы процентных расчетов, знакомство с различными видами валют и их конвертация, понятие бюджета и умение планировать свои финансы. Также в программе обычно уделяется внимание развитию навыков логического мышления и решения задач, что также оказывает положительное влияние на финансовую грамотность учеников.
Видео по теме
Что такое финансовая грамотность
Финансовая грамотность – это способность человека принимать обоснованные решения, как рационально использовать свои денежные средства.
Простыми словами, к понятию финансовой грамотности относится вообще всё, что связано с деньгами, финансами, личным бюджетом, доходами, расходами, покупками, сбережениями и т.д., а также совокупность умений и навыков решать финансовые задачи в повседневной жизни. На практике это позволяет правильно оценить конкретную финансовую ситуацию и выбрать наиболее подходящий вариант решения проблемы или оптимальный порядок действий в данной ситуации.
Финансово грамотный человек будет действовать рационально и улучшать свое благосостояние.
Ежедневно сталкиваясь с необходимостью решать финансовые задачи, человек использует для этого имеющиеся у него знания, навыки и накопленный опыт в сфере финансовых отношений. Совокупность таких знаний, навыков, способностей и опыта определяет уровень финансовой грамотности человека.
Основные умения финансовой грамотности:
Структура финансовой грамотности – совокупность способностей, знаний и навыков в сфере финансовых отношений и обращения с деньгами.
Формирование финансовой грамотности
Формирование финансовой грамотности включает в себя освоение базовых финансово-экономических понятий, понимание основных операций в финансовых отношениях и овладение набором практических умений для взаимодействия с другими участниками финансовых отношений: люди, предприниматели, банки, налоговые органы, пенсионные фонды и т.д.
Финансовая грамотность имеет базовый и продвинутый уровень:
В таблице ниже приведены все аспекты, знание которых влияет на формирование финансовой грамотности, а также все способности и навыки, которые входят в понятие “финансовая грамотность”. Кроме того, сейчас сильно возрастает роль личной инициативы, предприимчивости человека, его независимости, самостоятельности и ответственности за свои поступки в денежных вопросах.
Финансово грамотным может считаться человек, который обладает знаниями по всем аспектам, приведенным в таблице выше, владеет навыками и способностями базового уровня финансовой грамотности и в какой-то степени может применять навыки продвинутого уровня. Недостаточный уровень финансовой грамотности граждан выступает ограничивающим фактором в принятии решений в сфере финансов, особенно связанных с накоплением и преумножением имеющегося капитала.
Недостаточный уровень финансовой грамотности способствует следующим негативным явлениям:
Низкий уровень финансовой грамотности может быть следствием как субъективных особенностей человека, так и объективных условий, в которых он существует. Поэтому каждый человек должен повышать свои знания о финансовых рынках, услугах и продуктах и развивать навыки их использования в повседневной жизни, осознавая последствия всех своих действий, связанных с деньгами.
Формирование финансовой грамотности позволяет человеку добиться 4 ключевых результатов:
Повышение финансовой грамотности
Финансовая грамотность подавляющего большинства населения продолжает оставаться на низком уровне, требуя его безусловного повышения.
Повышение финансовой грамотности населения является актуальной тенденцией и приоритетной задачей в России, Германии, Китае, Франции, США и других развитых странах. В развивающихся странах реализуются программы ООН и Организации экономического сотрудничества и развития. В Европе действует около 200 программ повышения финансовой грамотности, что свидетельствует о высоком уровне значимости данной проблемы.
В России с 2006 г. разрабатываются системы мер и внедряются различные программы, направленные на повышение финансовой грамотности и информированности населения в финансовой области, в частности в банковской деятельности. Создана Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ. Основной целью которого является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России. Министерство финансов РФ совместно со всемирным банком реализует проект “Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ”, целью которого является повышение финансовой грамотности, в первую очередь, среди учащихся школ и высших учебных заведений. Основными направлениями реализации проекта являются:
В основном многие программы направлены на повышение образованности подрастающего поколения. С 1 сентября 2017 года началось внедрение уроков финансовой грамотности в средних школах в 8-9 классах.
Финансовая грамотность в школе
Молодежные программы по повышению финансовой грамотности в Российской Федерации должны дать свой эффект в 2025-2030 годах. Объективно важным является и распространение программ повышения финансовой грамотности и среди других категорий граждан России. Вместе с тем целевую категорию должны составлять дети и школьники. Повышение их уровня финансовой грамотности возложено на образовательные учреждения. В процессе обучения рассматриваются такие вопросы, которые дают общее представление о финансах, деньгах и основных финансовых терминов. В дошкольных образовательных учреждениях все это проводится в игровых формах, с использованием наглядных средств обучения, видео-уроков. Все это для того, чтобы процесс получения знаний не был скучным.
Следующая целевая аудитория программ повышения финансовой грамотности состоит из экономически активного населения в возрасте 25-50 лет, имеющие высшее образование и относительно стабильный средний доход. Для данной аудитории доступны программы обучения в сети Интернет, включая онлайн-курсы, тренинги, семинары. Перспективные направления развития финансовых продуктов и электронной коммерции сопряжены с развитием Интернета, поэтому финансовое образование должно делать соответствующий упор на Интернет-технологии. Результатом станет максимально эффективное приспособление граждан к получению электронных финансовых услуг с минимальными затратами на продвижение данных технологий и знаний в массы. Обучение по некоторым международным программам повышения финансовой грамотности проводится исключительно через Интернет.
Отдельную аудиторию составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Повышение их финансовой грамотности осуществляют некоммерческие организации, общественные ассоциации, также возможно создание специальных центров, бесплатных обучающих курсов. Такие курсы содержат видео-лекции по широкому спектру вопросов, в большей степени касающиеся личных сбережений. В данных программах рассматриваются вопросы, касающиеся дистанционных каналов обслуживания, интернет-банка, мобильного банка. Основной акцент для данной целевой группы делается на вопросах безопасности совершения платежей, а также объяснении о возможных способах мошеннических действий в финансовой сфере. Предоставление такой информации также осуществляется через телевидение, радио и печатные издания.
Государственная программа повышения финансовой грамотности должна быть реализована не только государственными организациями, но и банками, инвестиционными компаниями, общественными организациями, учебными заведениями. При этом каждая организация должна взять на себя ответственность за разработку программы повышения финансовой грамотности в своей сфере деятельности. Стоит отметить что банки в первую очередь должны быть заинтересованы в развитии и реализации данной программы, так как в конечном счете это повышает доверие граждан к банкам, а значит способствует не только росту клиентской базы, но и станет реальным вкладом в российскую экономику и ростом человеческого капитала.
Финансовая грамотность в математике. Основные модели основ финансовой грамотности
В последнее десятилетие в нашей стране проблеме повышения финансовой грамотности населения уделяется большое внимание, так как это способствует развитию экономики, повышению уровня жизни граждан и общественного благосостояния за счет притока средств граждан в экономику страны и, как следствие, укреплению финансовой стабильности. Грамотный потребитель финансовых услуг меньше страдает от мошеннических действий в области финансов.
Вопрос грамотного распоряжения финансами является одним из самых важных вопросов в жизни современного человека, однако далеко не каждый выпускник общеобразовательной школы может рассчитывать, прогнозировать, оценивать риски финансовых вложений. Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат. Поэтому дети легко дарят, теряют или портят свои вещи. Финансовая грамотность учащихся должна формироваться всем комплексом предметов, которые изучаются на протяжении всего обучения в школе.
При решении задачи формирования финансовой грамотности применяются два подхода. Разработан самостоятельный курс «Финансовая грамотность», включающий в себя все необходимые финансовые знания. Это оказалось эквивалентно включению еще
одного учебного предмета в и так переполненный школьный реестр. Поскольку ни добавить новый предмет, ни заменить им один из существующих было невозможно, обучение финансовой грамотности реализовывается в форме факультативного курса, который пользуется малой популярностью у школьников в силу своей очевидной необязательности.
Второй подход, которому собственно и посвящены наши курсы, основан на использовании возможностей интеграции финансовых вопросов с изучением основного программного материала соответствующих учебных предметов. При этом математике в формировании финансовой грамотности отводится особое место. Математика создает у школьников математический аппарат, необходимый для решения основных финансовых задач. Это достигается через решение практико-ориентированных финансовых задач, позволяющих соотнести теоретические основы школьного курса математики и различные более или менее абстрактные учебные задачи с жизненными ситуациями, с которыми приходится реально сталкиваться школьникам.
Первичные представления о монетах и купюрах, о цене и стоимости товара формируются уже в курсе математики 1—4 классов. Многие понятия финансовой грамотности могут быть введены в курсе математики 5, 6 классов и в курсе алгебры 7—9 классов, а в курсе алгебры и начал математического анализа 10, 11 классов они закрепляются. Это объясняется тем, что многие экономические ситуации поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изучается в курсе математики и в основе значительной части экономических моделей использует традиционный материал школьного курса математики – уравнения, функции, графики, неравенства, диаграммы, прогрессии и т.д.
Таким образом, формирование финансовой грамотности в курсе математики должно:
– улучшить социальную адаптацию учащихся и их интеграцию в общество;
– показать применение математических знаний и умений, полученных на уроках, в повседневной жизни и тем самым повысить мотивацию изучения самой математики;
– сформировать знания и умения обучающихся по созданию и преобразованию математических моделей при решении некоторых экономических задач;
– сформировать умения управлять личными финансами, осуществлять учет личных расходов и доходов, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование на жизненные цели.
Содержание финансовой грамотности в курсе математики 5, 6 классов.
В курсе математики 5, 6 классов формируется математический аппарат, который непосредственно применяется при решении финансовых вопросов, встречающихся в повседневной жизни. Это, в первую очередь, относится к понятию процентов и процентных расчетов, на которых базируются такие финансовые понятия, как налог, депозит, кредит, наценка и скидка. Другим примером материала этих классов являются пропорции, пропорциональность и деление числа в данном отношении, которое используется, например, при распределении прибыли пропорционально вкладам. В качестве еще одного элемента, прямо относящемуся к формированию финансовой грамотности следует отнести диаграммы, которые широко применяются при описании различных финансовых ситуаций. И, наконец, нельзя не отметить, что именно в 5, 6 классах у школьников, в основном, формируется вычислительный аппарат, без которого вообще трудно представить финансово грамотного человека.
Денежные знаки (монеты, купюры). Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость). Задачи на повышение и понижение цены товара и услуг. Скидка, распродажа, продажа по акции, банковский процент на депозит и кредит, расчет зарплаты, налогов, премии, транспортный налог, статьи расходов семейного бюджета, планирование семейного бюджета. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Рациональное планирование, в частности, оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.
Решение задач на проценты, на увеличение и снижение цены товара, расчет зарплаты и налогов с помощью пропорций. Задачи на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, составление и определение цены смеси с помощью деления в данном отношении. Выручка, прибыль и себестоимость, связанные соотношением:
прибыль = выручка – себестоимость.
Задачи, связанные с изменением процентной базы при нескольких изменениях величины. Сложные банковские проценты. Коэффициент наращения, равный процентному отношению новой суммы на счете к начальному вкладу.
Бюджет семьи: доходы и расходы. Представление распределения бюджета семьи с помощью диаграмм.
Результаты обучения финансовой грамотности в курсе математики 5, 6 классов.
Можно описать ожидаемые результаты освоения обучающимися учебного модуля по финансовой грамотности в курсе математики 5—6 классов.
– оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет семьи, статьи доходов и расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов в семейном бюджете и др.;
– пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
– применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара;
– оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу;
– решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
– решать задачи на простые проценты, банковские проценты и изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары); – рассчитывать зарплату, налоги, премию;
– принимать участие в расчетах семейного бюджета.
– Оперировать понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
– решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения;
– решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, составление и определение цены смесей;
– применять к решению задач соотношение:
прибыль = выручка – себестоимость;
– решать задачи на двукратное изменение величины, в частности, задачи на сложные банковские проценты;
– решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами.
Контрольно-измерительные материалы по финансовой грамотности в курсе математики 5, 6 классов.
1. Как называются деньги, материальные средства, ценности, которые поступают в семью в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и др.?
А) подарки Б) доход семьи В) наследство Г) расход семьи
2. Сколько потребуется купюр по 10 р., чтобы разменять купюру в 500 р.?
3. Что такое семейный бюджет?
А) Денежные средства, которые может использовать семья для траты на любые нужды.
Б) Деньги, которые остаются в семье после оплаты коммунальных услуг и всех необходимых платежей, которые надо заплатить в течение месяца.
В) Расчет денежных доходов и расходов семьи за месяц.
Г) Денежные средства, которые требуются семье для ежемесячных расходов на повседневные нужны.
4. При покупке мобильного телефона, который стоил 5 830 р., Максим воспользовался скидкой 500 р. Сколько рублей заплатил Максим за телефон?
5. Что такое цена товара?
А) Денежное вознаграждение, которое получает продавец за свой товар.
Б) Количество денег, которые нужно уплатить за единицу товара.
В) Сумма денег, которые продавец получает за весь свой товар.
Г) Сумма денег, которую продавец получает за свой товар и является чистой прибылью.
6. Заработная плата работника составляет 25 000 р. Какую сумму бухгалтерия вычтет из зарплаты как налог на доходы физических лиц?
7. В таблице приведены размеры штрафов за превышение максимальной разрешённой скорости, зафиксированное с помощью средств автоматической фиксации, установленных на территории России с 1 сентября 2013 г.
Определите с помощью таблицы, какой штраф должен заплатить владелец автомобиля, зафиксированная скорость которого составила 95 км/ч на участке дороги с максимальной разрешённой скоростью 40 км/ч.
8. Цена одного йогурта 31 р. Сколько рублей получит сдачу с 200 р. Вика при покупке 5 таких йогуртов?
9. Сколько стоит 1 кг орехов, если 250 г этих орехов стоят 300 р.?
10. 1) Ежемесячный бюджет семьи Ивановых, проживающих в Москве, составляет 65 000 р. Сколько рублей приходится на каждого из четырех членов семьи в месяц?
2) Если доход на члена семьи меньше 16 160 р., то семья считается малоимущей в Москве в 2018 г. Является ли семья Ивановых малоимущей?
Хватит ли 1200 р. для покупки трех билетов в 5, 9 и 10 ряды на спектакль в 18:00?
4. Как называются учет денежных доходов и расходов семьи, составляемый на месяц?
А) бюджет семьи Б) оборот семьи В) баланс семьи Г) расход семьи
5. Вкладчик на год размещает 15 000 рублей на банковском вкладе под 9% годовых. Какую сумму он получит через год?
6. Какую заработную плату начисляют работнику, если после уплаты налога на доходы физических лиц 13%, он получает на руки 34 800 р.?
7. Укажите уравнения, которые составлены к задаче «Как разменять купюру в 100 р. монетами по 5 р. и по 2 р., чтобы всего оказалось 26 монет?»
А. 2х + 5(26 – х) = 100
Б. 100 + 2х = 5(26 – х)
В. 100 – 5х = 2(26 – х)
Г. 5х + 2(26 – х) = 100
8. Доход семьи Саши в месяц составляет 40 000 р. Статьи расходов этой семьи представлены на диаграмме. Какую долю семейного бюджета расходует семья Саши на продукты питания?
9. За 5 ручек заплатили 450 р. Сколько таких ручек можно купить на 1000 р.?
10. Объемы работ, выполненные тремя мастерами, находятся в отношении 2 : 3 : 4. За работу заплатили 36 000 р. Как им следует разделить между собой эти деньги?
Финансовые задачи курса математики 5, 6 классов в итоговых проверочных работах (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
Рассмотрим задачи из ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, сопроводив некоторые из них решениями и методическими рекомендациями. ( Для слушателей список задач без решений и комментариев).
Финансовые задачи из ВПР для 5, 6 классов
В интернет-магазине действует акция «Каждая третья книга – бесплатно». Покупатель сделал заказ на 7 книг. Сколько из этих книг покупатель получит бесплатно по акции? (5 класс)
Получается, что две книги из 7 покупатель получит бесплатно по акции.
Ответ: 2 книги
Решение. Посчитаем, сколько рублей составляет 40% от 1500. 40 : 100 ∙ 1500 = 40 ∙ 15 = 15 ∙ 4 ∙ 10 = 600 (р.).
Ответ: 600 р.
Олег подошел к кассе в кинотеатре «Луч» в 12:30, чтобы купить билет на какойнибудь фильм. У него было 300 р. на билет. Пользуясь таблицей, определите, сколько рублей стоит билет на ближайший сеанс, на который может пойти Олег. (6 класс)
17. Билет на «ШОУ мыльных пузырей» стоит для взрослого 600 р., а для школьника – половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника – четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного трехлетнего малыша? (6 класс)
2 + 600 : 2 2 + 600 : 4 = 1200 + 600 + 150 = 1950 (р.).
Ответ: 1950 р.
18. В магазине продается несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. Какова наименьшая цена килограмма творога среди данных в таблице видов? (5 класс)
1) 52 * 5 = 260 (р.) − за 1 кг.
2) 62 * 4 = 248 (р.) − за 1 кг.
3) 125 * 2 = 250 (р.) − за 1 кг.
4) 85 * 5 = 425 (р.) − за 1 кг.
Ответ: 248 р.
Финансовые задачи из ОГЭ, которые можно решить в 5, 6 классах.
Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 р. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?
Решение. 198 * 4 + 198 : 2 * 12 = 792 + 1188 = 1980 (р.).
Ответ: 1980 р.
Стоимость ветровки составляет 1000 руб. На распродаже покупатель приобрёл её за 40% от стоимости. Сколько рублей сэкономил покупатель?
Цена килограмма яблок — 80 рублей, апельсинов — 120 рублей. Магазин объявил акцию: при покупке свыше 5 кг предоставляется скидка 15% от стоимости всей покупки. Сколько рублей заплатила хозяйка за покупку 3 кг яблок и 4 кг апельсинов?
Финансовые задачи из ЕГЭ базового уровня, которые можно решить в 5, 6 классах.
Баночка йогурта стоит 14 р. 60 к. Какое наибольшее количество баночек йогурта можно купить на 100 р.?
Килограмм моркови стоит 40 р. Олег купил 1 кг 600 г моркови. Сколько рублей сдачи он должен получить со 100 р.? 25. Турист подбирает экскурсии. Сведения об экскурсиях представлены в таблице
Пользуясь таблицей, подберите экскурсии так, чтобы турист посетил четыре объекта: крепость, загородный дворец, парк и музей живописи, а суммарная стоимость экскурсий не превышала 650 р. В ответе укажите какой-нибудь один набор экскурсий без пробелов и запятых.
Что дадут уроки финансовой грамотности в будущем?
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно
отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на экономике в сфере потребления.
На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
Литература и интернет -ресурсы
1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р.
6. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю., Половникова А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А. В. Половникова – М.: ВАКО, 2018. – 40 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Из-за невежества в сфере экономики и денег люди часто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. К тому же нашей финансовой безграмотностью часто пользуются другие люди, что приводит к печальным последствиям. Именно по этим двум причинам стоит изучать основы финансовой грамотности.
Как вы увидите дальше, умение много зарабатывать вовсе не означает безбедную жизнь. Если человек зарабатывает деньги только при помощи определенных умений (музыкальное, медицинское образование и т.п.), этого недостаточно. Умение управлять заработанными деньгами требует совершенно новых навыков и знаний, и именно оно способно привести вас к финансовой независимости.
Нас не учат управлению личными деньгами в школе и даже в университете, и это самое большое упущение как для любого государства, так и для нас с вами лично. С денежными вопросами мы сталкиваемся по нескольку раз в день и при этом совершенно не понимаем, что же такое деньги и как стать финансово состоятельным человеком. Более того, если спросить почти у любого человека, что такое финансово состоятельная личность, ответ будет примерно такой: «Тот, у кого есть машина и хороший дом».
На нашем курсе вы поймете, что это неверное определение состоятельного человека по многим причинам и узнаете, какое мышление нужно в себе развить, чтобы спустя несколько лет добиться устойчивого финансового положения или хотя бы приобрести некоторые привычки, которые помогут вам грамотно экономить и не выбрасывать деньги на ветер.