ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Финзачет

Ирина Мирзаянова Консультация для воспитателей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

Блохина Ольга Финансовая грамотность дошкольников

Финансовая грамотность для дошкольников –это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Содержание
  1. Что входит в понятие финансовой грамотности?
  2. Люди зарабатывают деньги своим трудом
  3. Деньги не единственное мерило отношений
  4. Что такое деньги
  5. Представление о стоимости вещей
  6. Первые представления о планировании бюджета
  7. Как развить финансовую грамотность у школьников
  8. Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
  9. Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах
  10. Какие активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности?
  11. Игры с монетами
  12. Игра в магазин
  13. Включайте ребенка в разговоры о семейном бюджете
  14. Не потакайте импульсивным желаниям
  15. Начните выдавать ребенку карманные деньги и расскажите, как накопить на любимую игрушку
  16. Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
  17. Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
  18. Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников
  19. Игры по финансовой грамотности
  20. «Идея на миллион»
  21. «Монополия»
  22. Денежное лото
  23. «Фиксиномика»
  24. «Думай и богатей»
  25. Публикация «Консультация для воспитателей „Зачем нужна ребенку финансовая грамотность“» размещена в разделах
  26. Литература по финансовой грамотности для детей
  27. Заключение
  28. Выводы

Что входит в понятие финансовой грамотности?

Мы хотим, чтобы наши дети умели распоряжаться деньгами, но что именно входит в понятие детской финансовой грамотности?

Люди зарабатывают деньги своим трудом

Самой основой финансовой грамотности ребенка становится понимание, что человек получает деньги за свой труд и покупает на них нужные вещи и услуги. Это представление, которое можно и нужно донести уже дошкольнику. Ребенок должен понимать, что деньги появляются не «у папы из кармана», а выдаются папе в обмен за его работу.

Важно познакомить ребенка с профессиями родителей, в самом простом виде рассказать, почему вам платят деньги за этот труд. Разумеется, с некоторыми профессиями могут возникнуть сложности (например, программист или юрист), но следует помнить, что сейчас малышу не важны детали вашей работы, поэтому юрист может стать человеком, который помогает другим людям договариваться друг с другом и объясняет «правила игры», а программист учит компьютер решать нужные задачки. Главное следите за наглядностью своих объяснений и старайтесь подключать к ним жизненный опыт ребенка.

Деньги не единственное мерило отношений

Деньги являются повсеместным средством установления отношений между людьми, но они не отменяют дружбы и любви. Зачастую дети, которые начинают получать карманные деньги, становятся буквально одержимы своими сбережениями. В этот момент важно помочь малышу усвоить правильные моральные ценности: семья – это гораздо больше финансовых отношений, а мама и папа занимаются домом не потому, что им за это платят, а потому, что они любят друг друга и решили жить вместе и заботиться друг о друге и о детях.

В этом свете очень спорным является решение выдавать ребенку «зарплату» за уборку по дому или помощь со стиркой, а перед применением такого воспитательного манёвра следует обдумать моральную сторону вопроса.

Не стесняйтесь говорить с детьми на сложные темы, обсуждайте ценность благотворительности и помощи близким, что можно и что нельзя купить за деньги, как можно и как нельзя их зарабатывать. Моральные ориентиры человека всегда имеют корни в семье, помните, что именно сейчас вы устанавливаете моральные ориентиры своим детям.

Что такое деньги

Уже в дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.

Представление о стоимости вещей

Прекрасным развивающим занятием для малыша станет слежение за тем, сколько стоит любимая игрушка или шоколадка. Здесь малыш откроет для себя факт того, что существуют вещи разной стоимости, что машина дороже мягкой игрушки, а она дороже шоколадки.

Первые представления о планировании бюджета

Уже в возрасте четырёх-пяти лет малыш вполне может познакомиться с карманными деньгами и начать увлекательное путешествие в мир планирования и осознанных покупок. Все родители знают, что поход в магазин с детьми – это «купи-купи» истерики, но мало кто используют импульсы ребенка на благо его развития. Малыш может начать составлять список желаемого, выбирая одну игрушку в течение определенного промежутка времени, неплохой идеей станет и приобретение первых копилок.

Как развить финансовую грамотность у школьников


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Школьники и подростки готовы к большей самостоятельности, в том числе в вопросе финансов

Уже в начальной школе ребенку можно давать небольшие карманные деньги, говорит Анна Мусихина. Это формирует ответственность за наличие и трату собственных финансов: ребенок сможет самостоятельно распоряжаться ограниченной суммой, и у него будет выбор, например, купить шоколадку в школьной столовой или отложить деньги на какую-нибудь игрушку.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart

«Каким образом выдавать школьнику финансы, на карту или наличными? И то и другое полезно. Лучше вводить оба варианта, чтобы ребенок был с ними знаком и понимал, как считать физические деньги и как отследить все траты в приложении банка. Карточку можно заводить примерно с восьми лет. Родители должны объяснить ребенку, как ей пользоваться».

Нередко подростки попадают в ловушку сравнения, говорит психолог Эльвира Кетлер. Просматривая в том числе социальные сети, они видят самые яркие моменты из жизни друзей, кумиров и совершенно незнакомых людей. Родитель может услышать, что у кого-то появился новый iPhone, а сын/дочь ходит со старым смартфоном. Удовлетворенность начинается в среде, констатирует эксперт. Поэтому для начала признайте желание ребенка, но приведите рациональные аргументы, почему на данный момент такая покупка невозможна. Отдельно не забывайте проговаривать важность нематериальной стороны жизни.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter

«Если ребенок хочет дорогой велосипед, предложите более выгодную альтернативу. Расскажите, что, выбрав модель попроще, можно купить и рюкзак, который он давно хотел. Дети должны уметь взвешивать решения и понимать возможные результаты. Научите ребенка отдавать деньги на благотворительность. Позвольте ему выбрать организацию, приют для животных или даже кого-то из своих знакомых, кому нужна небольшая помощь. Со временем он увидит, что пожертвования влияют не только на людей, которым он их дает, но и на него самого. Подростки могут сильно интересоваться брендами, поэтому познакомьте их с идеей владения акциями компании, которую они любят. Для этого детям более старшего возраста можно открыть брокерский счет, выделив на эти цели небольшую сумму».

Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подобрать курс можно практически для любого возраста, в том числе для ученика начальной школы

Предмет «Финансовая грамотность» включен в образовательную программу большинства школ. При желании уделить время этой науке можно на специальных курсах. Как правило, подобные программы доступны в разных форматах. Подобрать курс можно практически для любого возраста. Длительность любая — от нескольких недель до пяти дней. Вот некоторые платформы для детей, которые предоставляют курсы по финансовой грамотности:

Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Предпосылки для формирования финансовой грамотности.

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения, что является одной из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.

Другая предпосылка- это активное освоение детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработка ребенком собственного понимания и отношения к ним. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

Экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности, особенно игровой, экономическим содержанием.

Эффективным средством формирования финансовой грамотности является игровая деятельность, в частности сюжетно – ролевая игра.

Мной была определена цель и обозначены следующие задачи в своей работе.

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, финансово грамотного поведения через сюжетно-ролевую игру.

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

-Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства;

-Определить направления работы по формированию

финансово – грамотного поведения детей дошкольного возраста;

-Совершенствовать формы и методы работы по экономическому образованию;

-Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям;

-Подобрать ряд сюжетно – ролевых игр, дидактических игр экономического характера;

-Привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно-развивающей среды;

-Проанализировать работу по формированию финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.

Для решения первой задачи была изучена психолого- педагогическая литература.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и обучения.

Мною систематизирована картотека игр по финансовой грамотности. Дети охотно играют в сюжетные и дидактические игры. Я чаще использую такие игры как: «Мини – банк», «Совместные покупки», «Кто кем работает», «Размен», «Услуги и товары» «Маршруты товаров», «Магазин игрушек», «Что быстрее купят», «Домино», «Что дешевле», «Какое слово лишнее», «Продолжи предложение» и другие.

Для реализации дальнейших поставленных задач, мной была проведена следующая предварительная работа: чтение художественной литературы, были подобраны экономические сказки («Три поросенка» (англ., «Выгодное дело» (Бр. Гримм, «Про мышь зубастую да, про воробья богатого» (В. Даль, «Мужик и медведь» (русская народная сказка, «Как мужик корову продавал» (С. Михайлков, «Муха-Цокотуха» (К. Чуковский, «Джек и бобовый стебель» (англ. народная сказка, использованы различного типа наглядности, проведены экскурсии в рамках ДОУ (кухня, медицинский кабинет, прачка, беседы о различных профессиях, особенно о профессиях родителей.

Так же при планировании сюжетно-ролевых игр, большое внимание было уделено обогащению предметно-игровой среды. В группе созданы и оформлены центры «Магазин», «Банк», предметно-развивающая среда, дополнена атрибутами с элементами экономической природы вещей, предметов (касса, весы), изделий (копилки, кошельки, денежных единиц для игровой деятельности.

В процессе игр я знакомила дошкольников с содержанием деятельности людей разных профессий, с семейной экономикой, продуктами труда и их качеством, с видами денежных знаков (монеты, купюры, с видами и формами торговли и т. д.

Дети с интересом узнавали о труде, профессиях, бюджете семьи, карманных деньгах.

Я подобрала следующие сюжетно-ролевые игры экономического содержания:

– «Банк» – Систематизировать знание детей о банке и банковских служащих, знакомство с некоторыми экономическими представления;

– «Магазин» – расширяет представление детей о том, что такое магазин; дает новые понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов;

Эти игры помогли закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, о необходимости разумного подхода к деньгам, важности понимания, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия. Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни.

Одной из поставленных мной задач, была задача (привлечение родителей к экономическому воспитанию).

Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт.

Безусловно в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Отмечая вышесказанное, можно подвести итог: приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

Какие активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности?

Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов – совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого включайте активности, связанные с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка, включая познавательные процессы, навыки произвольной регуляции и планирования, коммуникативные способности.

Игры с монетами

Предварительно вымытые монеты могут стать прекрасным материалом для развивающих занятий с малышом. Уже в возрасте 2-3 лет можно использовать монеты в играх «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?», «Классификация» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю.

Например, для игры «Найди одинаковые» разложите на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет пара двухрублёвых, рублёвая монета, несколько пятирублёвых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. Попросите малыша найти одинаковые монеты, спросите, на какие признаки опирался ребенок: размер, цвет, элементы дизайна.

Для игры «Что изменилось?» выложите в ряд 3-4 монеты разного номинала. Попросите малыша внимательно посмотреть на них, а затем закрыть глаза. Уберите из ряда одну монету или поменяйте две из них местами, а затем попросите малыша рассказать, что изменилось.

Более старшим детям можно предложить рассортировать монеты из разных стран, сходить в музей и посмотреть коллекции денег разных эпох и государств.

Для развития внимания и мышления ребенка, получив сдачу в магазине, позвольте малышу разложить монеты по номиналу, а деток чуть постарше можно попросить посчитать, какую сумму вы получили от продавца.

Небольшие, имеющие множество деталей и отличающиеся по размеру и цвету монеты могут стать отличным материалом для проведения развивающих занятий с детьми. В таких играх старайтесь следить за гигиеной и не позволяйте малышам пробовать монетки на зуб.

Игра в магазин

Дошкольники с удовольствием участвуют в разнообразных сюжетно-ролевых играх, и игра в продавцов и покупателей не исключение. Уже буквально с полутора-двух лет можно устраивать игру в «Магазин», постепенно наращивая сложность. Сначала задачей малыша может стать просто наблюдение за процессом перемещения игрушек, например, за мишкой, который пошёл в продуктовый магазин за мёдом. Вашей же задачей будет проигрывание действий и комментирование ситуаций. Со временем уже сам ребенок захочет примерить роль покупателя и продавца, а старшие дошкольники включат в свою игру прейскурант цен и с удовольствием нарисуют игровые банкноты, а также изобретут свои скидки и акции на некоторые товары.

Сюжетно-ролевые игры могут помочь малышу разобраться, из каких шагов состоит поход в магазин, ведь иногда в настоящих супермаркетах бывает слишком много отвлекающих элементов, к тому же сюжетно-ролевые игры прекрасно развивают речь ребенка, его мышление, воображение и внимание.

Включайте ребенка в разговоры о семейном бюджете

Для малышей нет лучше учителя, чем опыт реальных жизненных ситуаций. Вы собрались в отпуск, планируете покупку машины, выбираете, что подарить родителям на Новый Год? Смело подключайте самых маленьких членов семьи!

Разумеется, трёхлетний ребенок не сможет по-настоящему помочь в решении «взрослых» проблем, но небольшие задания станут существенным вкладом в развитие навыков планирования и целеполагания, а также познавательных процессов ребенка.

Собираетесь завести питомца? Попросите малыша назвать необходимые вещи для его содержания: поводок, миска, корм, лежанка. Ребенок, знакомый со счётом, может попробовать посчитать ежемесячные расходы и вместе с родителями проверить цены на необходимые предметы в ближайшем зоомагазине.

Пришло время приобрести машину? Предложите малышу нарисовать знакомые ему виды транспорта и обсудите их эффективность. В зависимости от возраста малыша можно также добавить оценку стоимости и скорости каждого вида. Пусть малыш сделает выводы о целесообразности покупки машины и преимуществах личного и общественного транспорта.

Включение ребенка в процесс обсуждения текущих финансовых вопросов семьи помогает малышу почувствовать себя её частью и способствует сплочению детей и родителей. Небольшие «ответственные поручения» позволяют развивать навыки целеполагания и планирования, знакомят ребенка с принципами реализации проектов, а также становятся существенным вкладом в развитие познавательных процессов.

Не потакайте импульсивным желаниям

Многие родители выбирают крайние меры, когда речь заходит о походах в магазин с ребенком: одни никогда не берут детей с собой, чтобы избежать лишней нервотрёпки, другие быстро соглашаются на их требования с той же целью. На самом же деле «Хочу-хочу» истерики в магазине не повод для приобретения очередной понравившейся вещи, но прекрасная возможность преподать жизненный урок малышу.

Заведите ребенку тетрадку желаний и вносите туда всё, что он так захотел в какой-то момент времени: пусть малыш нарисует желаемые игрушки и сам или с помощью взрослых подпишет их. Каждые две недели предлагайте ребенку ещё раз перелистать все свои желания и выбрать что-то одно. Более старшим детям можно предлагать также денежный лимит и научить копить деньги. С помощью такого упражнения малыш научится расставлять приоритеты и сравнивать предметы, выбирая то, что лучше всего отвечает его текущим потребностям.

Справедливости ради стоит отметить, что для того, чтобы этот метод не встречал сопротивления у ребенка, взрослые также не должны позволять себе импульсивных решений: составляйте меню и список покупок дома и придерживайтесь его до конца шоппинга. Такой метод сохранит немало денег в семейном бюджете и приучит ребенка (и родителей) обдумывать свои покупки заранее.

Начните выдавать ребенку карманные деньги и расскажите, как накопить на любимую игрушку

Уже в дошкольном возрасте можно знакомить ребенка с карманными деньгами: пусть сперва это будет совсем небольшая сумма, ведь малыш может потерять их или потратить сразу в ближайшем ларьке. Первое время так и будет происходить, так как ребенок ещё слишком мал, чтобы самостоятельно прийти к идее о накоплении. В этой ситуации невероятно ценным станут ненавязчивые советы родителей.

Представим, что вы даёте ребенку 200 рублей в неделю, а он очень любит игрушечных лошадок. Покажите, что одна фигурка лошадки стоит 200 рублей, лошадка с седлом и наездником 400 рублей, а целый набор «Конюшня» 800 рублей. Спросите, хочет ли малыш накопить на большой набор. Если хочет, покажите, что у него есть выбор: одна лошадка сейчас, лошадка со всадником через 2 недели или целый набор через месяц. Если в итоге ребенок принимает решение копить, следует максимально визуализировать процесс. Посчитайте, за сколько шагов малыш сможет накопить нужную сумму, если будет откладывать все деньги или только часть. Нарисуйте путь накоплений и промежуточные отметки, например, 200, 400 и 600 рублей. Позвольте ребенку закрашивать клеточки каждый раз, когда он добавляет деньги в прозрачную банку-копилку, или используйте небольшие файлики для хранения купюр. Здесь подойдут любые креативные идеи, главное, чтобы малыш понимал смысл происходящего, видел пройденный путь и сколько осталось до желаемого результата.

Со временем давайте ребенку всё больше и больше самостоятельности в распоряжении карманными деньгами и не используйте их в качестве рычага давления. Если вы хотите лишать малыша карманных денег за провинности, то условия должны быть оговорены ещё до проступка. Например, если ребенок своровал деньги или какую-то вещь, ему придётся возместить эту стоимость из своих карманных денег.

Карманные деньги – это замечательный способ привить детям ответственность и научить их распределять финансы в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Подытожить эту статью мы предлагаем прекрасным видео, где мама делится личным опытом знакомства с финансами своего сына-дошкольника:

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое понимание денег как инструмента, с помощью которого получают желаемое, приходит примерно в три года

Разговоры о деньгах эксперты по финансовой грамотности советуют начинать как можно раньше. За ориентир можно взять время, когда ребенок начинает говорить и понимать причинно-следственные связи. Первые объяснения должны быть максимально доступными, говорит Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.

«О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками: то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент», — отмечает эксперт.

Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт, говорит Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter. « Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру», — объясняет эксперт.

Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. « Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма», — говорит эксперт.

Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников

Вот несколько приемов, которые, по совету экспертов, можно использовать для развития финансовой грамотности у дошкольника:

Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников

Если ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там. Например, в программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели, в том числе на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры, вот некоторые из них:

Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».

Игры по финансовой грамотности


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков

Для обучения финансовой грамотности существует множество игр, в которых заложены различные сценарии, так или иначе связанные с деньгами. Это могут быть командные игры или такие, где каждый сам за себя. С помощью игры можно прививать навыки обращения с деньгами в непринужденной семейной обстановке, что хорошо само по себе. Вот некоторые из игр по финансовой грамотности.

«Идея на миллион»

В карточной игре «Идея на миллион» участники должны придумать, запустить и сделать успешным свой стартап. Для этого придется разработать бизнес-стратегию и правильно вести дело. Одновременно за столом могут находиться до четырех игроков. Игра развивает креативность и стратегическое мышление. Возраст игроков — от 14 лет.

«Монополия»

В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков. Цель каждого участника — оставаться в прибыли. Одновременно с этим нужно обанкротить конкурентов. Игра подходит для детей от восьми лет. Она развивает логику, стратегию и обучает базовым экономическим моделям. Для детей помладше есть упрощенный вариант — Monopoly Junior. В нее можно пробовать играть с пяти лет.

Денежное лото

Существуют различные вариации лото на тему финансов, в том числе для самых маленьких. Главная цель игры для дошкольников — закрепить основные термины. Для этого игрокам раздают карточки с цветными полями, обозначающими доходы и расходы. Затем ведущий достает из другой колоды карточки с изображениями. Дети должны правильно распознать сценарий рисунка и сказать, доход это или расход. Одновременно играть в лото могут до семи человек. Минимальный возраст — четыре года.

«Фиксиномика»

Фиксиномика — пример настольной игры с финансовым уклоном по мотивам сюжета мультфильма «Фиксики». Она тренирует навыки выбора и принятия самостоятельного решения. Игра состоит из поля с секторами, кубиков и фишек. Задача игроков — бросать кубик и передвигаться по полю, выполняя задания. За столом могут быть сразу несколько игроков, возраст зависит от уровня сложности.

«Думай и богатей»

Настольная викторина «Думай и богатей» содержит 500+ вопросов по разным темам. Суть игры — отвечать правильно и получать за это деньги. Если игрок дал неверный ответ, он должен заплатить штраф. По правилам участники могут брать кредит в банке, а значит, придется научиться контролировать свой долг. Одновременно за столом могут находиться до четырех человек. Рекомендованный возраст — от шести лет.

Публикация «Консультация для воспитателей „Зачем нужна ребенку финансовая грамотность“» размещена в разделах

Мы живём в материальном мире, и умение грамотно распоряжаться деньгами – это важный навык, которому мы должны обучать своих детей. Давайте узнаем, с какого возраста начинать знакомить ребёнка с миром финансов и как это правильно делать.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это понимание экономических процессов, происходящих в стране и мире и умение распоряжаться своим бюджетом так, чтобы не жить себе в убыток. Отсутствие финансовой грамотности негативно отражается на благосостоянии человека: он берет ненужные кредиты, влезает в долги, нерационально тратит деньги.

Деньги – это средство обмена, и, если человек не знает им цену, ему будет сложно обеспечивать себя и свою семью. Капиталистическое устройство общества не приемлет безответственного отношения к деньгам. Поэтому люди, не умеющие правильно ими распоряжаться, никогда не будут успешными.

Прививать основы финансовой грамотности нужно с детства. Если ребёнок не научится планировать личный бюджет и копить деньги, то став взрослым, он будет часто делать ошибки и совершать ненужные траты.

Что должен знать ребёнок о деньгах?

Знакомить малыша с финансами можно с трех-четырёх лет. В этом возрасте у него уже закладываются основные представления о жизни, и он понимает, что для приобретения товаров и услуг нужны денежные средства. Расскажите ребёнку, что деньги являются основным средством обмена в современном мире. Люди работают и получают оплату за свой труд в форме денег, а затем обменивают их на различные товары и услуги. В самих деньгах особой ценности нет. Ценно то, что можно за них купить.

Мы должны показать ребёнку купюры и монеты, рассказать откуда они берутся (их выпускает государство и никто, кроме него, не имеет права печатать деньги). Рассмотрите вместе с малышом купюры и монеты, объясните, что каждая из них имеет свой номинал. Расскажите, что каждая вещь имеет свою цену. Предложите ребёнку сравнить стоимость различных товаров (например, хлеба, игрушки, телефона, автомобиля).

Как познакомить ребёнка с миром финансов?

С раннего возраста малыш должен научиться понимать, что деньги – это не просто бумажки, которые каким-то образом появляются в кошельке, а результат труда человека. Рассказать детям о работе взрослых членов семьи. Пусть ребёнок знает, чем полезна ваша профессия и за что вы получаете деньги. Если есть возможность, приведите малыша к себе на работу и покажите, что именно вы там делаете. Наглядно увидеть процесс труда гораздо интереснее и полезнее, чем слышать абстрактные рассказы о нем.

Но не сводите весь смысл труда к заработку. Объясните ребёнку, что люди трудятся не только ради денег, но и ради помощи другим, обществу. Приведите примеры знакомых малышу профессий (врач, продавец, воспитатель в детском саду, учитель в школе, водитель автобуса и т. д., объясните, чем они важны и как сложно было бы людям без них.

Воспитывайте в ребёнке не только ответственное отношение к финансам, но и уважение к труду. Это научит его в будущем ценить свой труд и труд окружающих. Расскажите, что каждый человек должен работать. Но, прежде чем начать это делать, необходимо выучиться в школе, а затем поступить в высшее учебное заведение и получить профессию. Расспросите кроху, какие профессии ему нравятся и кем бы он хотел стать, когда вырастет.

Детям кажется, что родители зарабатывают много денег, а игрушки и сладости не хотят покупать из вредности. Объяснить детям, на что уходит большая часть ваших доходов (оплата коммунальных платежей, питание, бензин или проезд на общественном транспорте и другие расходы). Когда малыш поймёт, что родители не прячут свою зарплату и не тратят её на личные «хотелки», а расходуют на благо семьи, он не будет обижаться на отказ купить ему очередную безделушку или лакомство.

Уроки финансовой грамотности для школьников и дошкольников выделены очень в малом количестве в российской образовательной программе, и задача научить ребёнка принимать правильные финансовые решения ложится на родителей. При этом некоторые семьи почему-то думают, что рассказ о финансах для детей должен включать только перечень способов зарабатывать деньги. В реальности же гораздо важнее объяснить, как сохранять заработанное или подаренное и как грамотно управлять деньгами. В конце концов, именно от наследников часто зависит будущее других поколений семьи. Задача финансовой грамотности – помочь детям подготовиться к включению во взрослое общество и понять, как работает экономика.

Может показаться, что дети узнают эти вещи сами собой, когда вырастут, но на самом деле любой ребёнок включается в экономическую жизнь довольно рано, даже когда просто получает конверт с деньгами от родственников. Поэтому можно начинать знакомство с миром денег, как только у ребёнка начинает развиваться логическое мышление. Главное, действовать постепенно и подбирать разные методики, в том числе игровые. Сейчас мы поговорим об особенностях финансового воспитания в разном возрасте и об эффективных инструментах повышения навыков и знаний в этой области.

Зачем нужна финансовая грамотность ребёнку?

• Чтобы дети понимали, что деньги получают законным способом за труд, но при этом материальные ценности не являются самыми главными в жизни.

• Чтобы ребёнок умел распоряжаться деньгами с умом и не привёл сам себя к бедности.

• Чтобы школьник мог в любой жизненной ситуации быстро накопить нужную сумму денег.

• Чтобы в будущем ребёнок не оказался под влиянием финансовых пирамид, чёрных зарплат, микрозаймов и других мошеннических схем.

Финансовая грамотность повышает самостоятельность, улучшает стратегическое мышление, способствует гармоничному развитию личности. В перспективе это залог спокойствия и отсутствия стресса. Имея стабильное материальное положение, человек чаще отдыхает, полезней питается, реже болеет, а значит, имеет все условия для раскрытия своего потенциала. Но помните, что не стоит обучать ребёнка насильно или экстерном, пытаясь посвятить его во все аспекты финансов за один вечер. В противном случае тема вызовет отторжение и страх на долгие годы.

С чего начать?

Для начала давайте разделим базовые финансовые знания на несколько групп. Это позволит структурировать информацию для удобства и понять, о чем с ребёнком ещё рано говорить, а о чём уже можно. Имейте в виду, что иногда уроки грамотности зависят не только от детского возраста, но и от степени интереса ребёнка, от его вовлечённости в семейный бюджет. К примеру, если школьник захотел найти подработку ещё в 14 лет, стоит рассказать ему больше об особенностях заработной платы и его финансовых правах на работе.

Итак, информацию можно распределить на следующие разделы:

1. Знания о деньгах: какими они бывают, как их считать и тратить, как экономить и защитить от хищения.

2. Знания о потребностях: как соотносить возможности и желания, какие потребности первичны, а какие – нет.

3. Знания о товарах: что такое покупка-продажа, от чего зависит стоимость вещей и скидка на них, как определить, что товар качественный и соответствует своей цене.

4. Знания о труде: какие бывают профессии, что является результатом труда, как и когда на работе платят деньги.

5. Знания о бюджете: из чего состоит бюджет и зачем он нужен, что такое статьи расходов и доходов, какие виды дохода бывают и как сэкономить, чтобы уложиться в бюджет.

Как общаться с детьми дошкольного возраста?

• В возрасте 4-7 лет у детей формируются базовые представления о жизни. В этот период неплохо объяснить им, что такое деньги и откуда они берутся. Будет здорово, если ребёнок разберётся с номиналом денег и научится хотя бы немного считать их. После этого можно обсудить, сколько стоят разные игрушки.

• Поговорите с дошкольником о потребностях для понимания того, что деньги тратятся на нужды и не все спонтанные желания могут быть реализованы. Рассказ о доходах и расходах можно осуществлять на наглядном примере. Это может быть конструктор из нескольких кубиков или апельсин, который вы разделите на дольки.

• Чтобы закрепить информацию, составляйте список покупок вместе с ребё нком: даже не умея писать, он может дополнять план рисунками. Если в магазине малыш просит купить что-то лишнее, переключайте его внимание на выбор товара из списка и просите помочь с выбором. Пусть он, например, определит вкус чая, положит в корзину взвешенные томаты и т. д.

• Можно рассказать, где и почему работают родители, чтобы у дошкольника установилось понимание доходов как результатов труда. При желании можно даже привести ребёнка на работу и устроить ему небольшую экскурсию.

Будучи воодушевлёнными темой «Как научить ребёнка обращаться с деньгами», не переусердствуйте, чтобы малыш не стал одержим, например, карманными расходами. Покажите, что многие вещи в жизни вы делаете не из-за денег, а ради заботы о семье. По этой причине психологи не советуют увлекаться манипуляциями – денежным вознаграждением ребё нка за привычные вещи: мытьё посуды за собой, сбор раскиданных игрушек и т. д. А вот разрешить оставить сдачу после похода в магазин себе – нормальная практика. В крайнем случае, можно ввести систему материального поощрения за то, что ребенок выполнил по своей инициативе. Например, вынес мусор пожилой соседки.

Разъясняя ребёнку размер семейного бюджета, не раздражайтесь на его просьбы купить что-то дорогое и не повторяйте слишком часто, что вам это не по карману. Такие замечания могут сформировать у малыша неправильное представление, что деньги очень-очень важны (раз их всё время не хватает, а хотеть чего-то – это вообще стыдно и плохо.

Спокойно и подробно объясняйте, почему у вас не получается исполнить желание прямо сейчас. Например, новую машинку купить не получается, потому что деньги ушли на недавний вертолет, который ребенок уже забросил, разлюбил или даже сломал. Кроме того, всегда можно предложить альтернативное решение: накопить на желаемое, получить это в подарок к празднику, найти замену дешевле или даже продать что-то из уже ненужных игрушек.

Дошкольные финансовые игры

1. Сортировка денег. Это занятие развивает память, моторику, внимание и даже речь. Купюры и монеты можно раскладывать по цвету, размеру и номиналу. Если у вас есть старинные деньги или иностранная валюта, тоже включайте их в игру. Ещё можно в течение недолгого времени складывать деньги в коробку или в банку, а потом подсчитывать сумму. Во время игры расскажите, что деньги пришли к нам на смену натуральному обмену, став универсальным эквивалентом вещей.

2. « Размен». Когда деньги уже знакомы ребёнку, попросите его набрать нужную сумму разными купюрами или монетами. Например, пусть составит 50 рублей только из 5-рублевых монеток. И наоборот, можно предлагать разменивать ваши деньги на более мелкие. Играть можно даже на скорость.

3. « Магазин» / «Рынок» / «Купи-Продай» – простая популярная игра для маленьких детей. Это репетиция первых покупок с фантиками и наклейками для оплаты или даже с настоящими деньгами. Продавать можно что угодно: игрушки, сладости, книжки, одежду. Не забудьте повесить на товары ценники и периодически меняться в роли продавца и покупателя. Впоследствии игру можно усложнить: ограничивайте ребёнка в исходной сумме на покупки и задавайте список нужных товаров. Так малыш научится откладывать некоторые траты на потом и укладываться в бюджет.

4. « Профессии». Когда вы рассказали ребёнку о своей работе, полезно начать знакомить его и с другими видами труда. Подготовьте для игры карточки с разными рабочими инструментами. Пусть ребёнок определит, человеку какой профессии тот или иной предмет понадобится.

6. « Банк» – игра для знакомства ребёнка с банковской системой. Вы с ребёнком по сценарию играете роли кассира и посетителя. Задача – открыть вклад, положить деньги на счёт или даже взять кредит. Идеально, если перед игрой вы сходите вместе на экскурсию в банк.

Список полезных мультфильмов

В детской мультипликации часто встречаются сюжеты с образовательным контентом на финансовую тему :

1. В «Смешариках» есть отдельная серия мультиков «Азбука финансовой грамотности для детей». Эпизоды поделены на несколько сезонов для детей разного возраста. Можно найти серии про кредиты, накопление денег и т. п. Продолжение проекта – «Уроки финансовой грамотности».

2. В «Фиксиках» есть сюжеты про появление денег в мире и разницу между оригинальными купюрами и подделками («История вещей», «Деньги», «Копилка»). А мультфильм «Три кота» рассказывает о правильном походе в магазин за первыми покупками (серия «Поход в магазин»).

3. « Богатый бобрёнок» – 12 мультфильмов, выпущенных при поддержке Минфина. В сюжетах расскажут, как планировать доходы и расходы, что такое бизнес, зачем нужно государство. Интересно, что в конце каждой серии предлагается самому решить, как должен поступить главный герой.

4. Можно поставить ребёнку специализированные мультфильмы. Самый известный – «Азбука денег тетушки Совы». Речь идёт о серии 5-минутных сюжетов с интересными историческими фактами. Мудрая сова, например, рассказывает, из чего состоит бюджет и как работает банковская система. Смотреть лучше с ребёнком, чтобы сразу объяснять непонятные термины.

5. « Пин-Код: Финансовая грамотность» – ещё одна серия мультфильмов от «Смешариков». Здесь можно узнать про страхование, инвестиции, криптовалюту, онлайн-покупки и защиту от мошенников.

К слову, поучительные сюжеты встречаются не только в современных мультиках, но и в советских. Вы можете показать ребёнку, как Шарик и Матроскин из «Простоквашино» обсуждают покупку коровы, а Буратино закапывает монеты под деревом.

Вывод: Актуальность Программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Таким образом, формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

Литература по финансовой грамотности для детей


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег

Изучение литературы по финансовой грамотности будет полезно как для детей, так и взрослых. Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег. Подросткам можно предложить изучить тему самостоятельно. Психолог Эльвира Кетлер советует такие книги:

Много материалов по финансовой грамотности находится в открытом доступе. Например, всевозможные шпаргалки и советы можно найти на сайтах ЦБ, проекта «Мои финансы» и «Национального центра финансовой грамотности».

Заключение

Способность ребенка следить за собственными финансами не сформируется без должного уровня развития малыша: начиная от хорошей памяти и мышления, заканчивая коммуникативными способностями и навыками произвольной регуляции. Именно на гармоничное и всестороннее развитие направлены занятия в сети детских Монтессори центров «Созвездие». В каждом нашем детском центре представлен широкий выбор занятий для дошкольников: детский сад полного дня, утренние и вечерние группы для малышей, занятия вместе с мамой, развивающие занятия по системе Монтессори, творческие мастер-классы, занятия с логопедом и детским психологом. Наши педагоги помогают создать индивидуальное расписание всем воспитанникам в соответствии с их сильными и слабыми сторонами и текущими задачами развития, а также пожеланиями родителей. Запишитесь на бесплатное пробное занятие в детском Монтессори клубе «Созвездие», и вы увидите всё своими глазами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Выводы

Умение распоряжаться финансами – это невероятно важный навык современного человека, поэтому и развивать этот навык стоит уже в дошкольном возрасте. Знакомство с деньгами можно начинать уже в возрасте двух-трёх лет: смело берите малыша в магазины, знакомьте его с монетами и купюрами, разговаривайте о ценности денег и вещах, которые нельзя на них купить, учите осознанно подходить к походу в магазин и избегайте импульсивных покупок. Уже в возрасте четырёх лет можно начать выдавать небольшие суммы на карманные расходы, так малыш научится копить деньги, сможет выбирать вещи, которые ему по-настоящему хочется приобрести. Все эти действия смогут сформировать у ребенка адекватное и бережное отношение к деньгам, что несомненно позволит ему стать успешнее в более взрослом возрасте.

Оцените статью