ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ Финзачет

Финансовая грамотность учащихся на уроках технологии

Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

1. Сформировать понятия бюджет, доход, расход;

2. Ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;

3. Сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

4. Сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение составлять семейный бюджет на условных примерах; умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения.

Выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.

Умение анализировать познавательные объекты; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы по составлению семейного бюджета.

Умение решать проблемы творческого и поискового характера в группе и индивидуально; умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: умение работать в группе; умение вести сотрудничество с учителем и одноклассниками; формирование рационального отношения к семейному бюджету; понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Тип урока: изучение нового материала (получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний, применение знаний на практике).

Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа

Средства обучения: Электронная презентация (приложение 1, 2), инструкционная карта (приложение 3), практическая работа (приложение 4).

“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс.

Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.

Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность.

Для чего нужно планировать бюджет семьи?(учащиеся отвечают)

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.

В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода.

Что входит в статью дохода? (учащиеся отвечают)

Что входит в статью расхода? (учащиеся отвечают)

Проверка выполненного задания

Основные  источники дохода семьи могут быть следующие:

Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Основные статьи расходования семейного бюджета:

Основные принципы составления плана расходов:

Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

телефона, радио и т.д.);

Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени.

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться. Об этом мы поговорим на 2 уроке.

Вывод по уроку:

Учитель подводит итог:

Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.

Задание: Проверьте свои способности в управлении се­мейной экономикой с помощью шуточного теста.

Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квали­фицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения це­ли. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «пол­ная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Вариант ведения учета: Хозяйственная книга.

Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. В книге отражаются поступления средств и их расходование.

Вывод по практической работе:

Ведение строгого учета позволяет оптимизировать расходы и ведет к экономии средств.

Пути экономии средств в семье:

Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике «бюджет семьи», научились подсчитывать доходы и составлять расходы семьи. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать.

Из опыта работы учителя технологии. Развитие финансовой грамотности на уроках технологии

Школа является общественным институтом – зеркалом общественного организма, который формирует качества личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. Ф ГОС говорит о развитии функциональной грамотности, как основе развития личности в современных условиях, рассматривая школу как инструмент исполнения государственного и социального заказа.

Обобщая сказанное выше, можно отметить, что в современной школе стоит проблема формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.

Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Повышение уровня финансовой грамотности имеет большое значение для развития способности отдельных лиц и их семей управлять возросшими рисками. Сюда включается недопущение чрезмерного увеличения личного долгового бремени, преодоление финансовых трудностей, снижение риска банкротства, сохранение сбережений и обеспечение достаточного уровня благосостояния после выхода на пенсию.

В современном учебном процессе в общеобразовательной школе, в числе прочего, также необходимо учитывать основные тенденции, связанные с подвижностью конъюнктуры рыночной экономики.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ

Как начинающий преподаватель технологии готов поделится своим небольшим опытом. Работая в МБОУ СОШ № 54 на уроках технологии в 8 классах, мною был разработан и внедрен «шаблон» мини бизнес-плана, с помощью которого учащиеся при прохождении модуля «Социально-экономические технологи» знакомятся с заполнением финансовой документации, производя расчёты себестоимости продукции развивают и математическую грамотность.

Проектная деятельность по направлению «Мой бизнес» учащихся напрямую связана, где воспитанники не только придумывают название своего бизнеса, но и производят расчёты потерь, придумывают маркетинговые ходы продвижения изделия или услуги. При написании проекта учащиеся должны представить решение с выводами о выводе конкретного продукта на рынок товаров и услуг.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ

Шаблон для заполнения бизнес-плана состоит из следующих разделов: 1. Резюме проекта 2. Описание предприятия 3. Анализ рынка 4. План сбыта и маркетинга 5. Инвестиционный план 6. План производства 7. Финансовый план 8. Оценка рисков 9. Выводы


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ

Рассмотрим первую часть работы, которая является первым шагом в знакомстве ученика с финансовой документацией. При заполнении бизнес-плана перед школьниками возникает проблема нехватки информации, которая решается посредством саморазвития во время внеурочной деятельности.

Как работать с шаблоном? Вам надо заполнить раздел «Резюме» вашего бизнес-плана, заменяя текст, выделенный курсивом на данные вашего проекта. После заполнения, текст, выделенный курсивом, необходимо удалить.

Резюме – Наименование проекта ______________________________________________ – Характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств: • наименование организации _____________________________________ • организационно-правовая форма ________________________________ • форма собственности _________________________________________ • количество разработчиков/ количество сотрудников ______________ • уставный фонд _______________________________________________ • оборот за последний год (для действующих организаций) ___________ • контактные данные (почтовый адрес, телефон) __________________ • банковские реквизиты (для действующих организаций) _____________ • фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта __________________________________ – краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал______________________________________________

Информация об учредителях/инициаторах проекта (команда проекта) ФИО и год рождения Контактная информация Образование и квалификация Опыт работы Доля в основном капитале,%

– краткое описание проекта, особо выделив, идет ли речь о “start-up” или о расширении существующего дела _____________________________________ – описание ситуации на рынке и в отрасли _______________________________ – преимущество продукции или услуг предприятия_________________________ – собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние ________________________________________ – долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени _________________________________________________ – потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам _____________________________________ – наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д. ___________________________________________________ – ключевые экономические показатели эффективности проекта ___________________________________________________ – возможные риски и система страховок ___________________________________________________

Этапы деятельности школьники вместе с преподавателем изучают, анализируют, сравнивают и только затем оформляют к защите.

Форма работы над документом может быть групповой, каждая из которых оформляет сообщение и презентацию исследования.

Создание групп общения, в которых обсуждаются личное будущее учащихся: выбор ими путей самореализации и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, где от педагога требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия с применением личного опыта. Кроме того, учащиеся самостоятельно работают над поставленными задачами и оформляют свой бизнес-план для презентации.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ

Презентация бизнес-плана, включает в себя подготовку презентации и оценивание проекта. Презентация может быть как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, и т.д.), так и в не игровой форме (доклад).


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ

Бизнес-план: выполняется в группах и индивидуально, реализация занимает примерно 4-12 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЬЧИКИ

Подводя итоги – во время знакомства школьников с финансовой документацией, учащиеся получают удовольствие от работы над проблемой, т.к. переживают ситуацию успеха и самореализации. Развивают коммуникативные навыки, учатся поиску и анализу информации, что позволяет сформировать личность гражданина Российской Федерации способного легко адаптироваться в условиях изменения общественной среды цифровизации человечества.

Рекомендуем посмотреть

Разработка учебного кейса на тему “Скворечник”

Мастер-класс. Сумка для покупок своими руками «Веселое настроение»

Конспект урока во 2 классе по предмету «декоративно-прикладного искусства»

Конспект урока в 3 классе по предмету «Декоративно-прикладного искусства». Аппликация из ткани

ГКОУ «Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа – интернат № 27»

Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их –

мудрость, а умело расходовать – искусство».

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

В соответствии с ФГОС, главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Формирование финансовой грамотности в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Оно приближает учащихся к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Прежде чем начинать работу по формированию основ финансовой грамотности, необходимо понять, насколько дети готовы к экономическому воспитанию. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В связи с этим, нужно выстраивать работу на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.  Детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Формирование финансовой грамотности способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени.

Так – же не следует забывать общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

– Принимать ребенка таким, какой он есть.

– Как можно чаще общаться с ребенком.

– Избегать переутомления.

– Использовать упражнения на релаксацию.

– Не сравнивать ребенка с окружающими.

– Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

– Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

– Обращаться к ребенку по имени.

– Не предъявлять ребенку повышенных требований.

– Стараться делать замечания как можно реже.

– Оставаться спокойным в любой ситуации.

И необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. А решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

Введение предмета «технология» предполагает формирование всеми имеющимися в арсенале учебного заведения силами и средствами легко адаптирующейся личности, которая может жить и работать в новых социально-экономических условиях. В ходе трудового обучения возникает объективная необходимость использовать приобретённые ранее в основах наук и казавшиеся школьнику абстрактными экономические понятия, расширить и углубить экономические умения организации и учёта труда.

Возможности для формирования экономической грамотности прослеживаются на протяжении всего предмета «технология». В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов – экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима оборудования.

Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

На уроках технологии, начиная с 5 класса, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Основные содержательные линии курса:

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Потребности, Товар-услуга;

• Собственный бизнес.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Каждый раздел включает в себя уроки финансовой грамотности: на уроках «кулинарии» рассчитать блюдо. А что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине?

При изучении «Швейного дела»: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Что такое товар и услуга? Какие правила совершения покупок, чтобы семейный бюджет не пострадал, пути экономии домашнего бюджета. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, составляют меню на определенную сумму. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, что такое налоги, кредит, рассчитывают стоимость проектов

Исторически сложившаяся практика ведения домашнего хозяйства показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках.

Раздел «Элементы домашней экономики» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

Данный раздел является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый (профильный) компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и технологического, правового, культурологического характера. Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического профиля.

Раздел «Элементы домашней экономики» является логическим продолжением первого уровня программы «Технология» –  элементы   домашней экономики и основы предпринимательства.  Раздел «Элементы домашней экономики» основывается на знаниях, полученных учащимися в 8 классах, и включает в себя информацию, расширяющую их, а также не освященную в базовой программе.

Методы обучения и организации занятий по финансовой грамотности характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке:

Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации формирования экономической грамотности, родственным которой является экономическое воспитание. Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.

Элементы финансовой грамотности на уроках технологии

Приготовление любого блюда начинается с первичной обработки продуктов. Эта операция нередко ведет к значительным потерям сырья. В V классе, например, при приготовлении блюд из овощей в первичную обработку входят: переработка, мойка, очистка, промывание и нарезка овощей. Показываю детям приемы переработки овощей с той целью, чтобы меньше было отходов. При очистке овощей также надо заострять внимание учащихся на уменьшение отходов – работа с желобковым ножом позволяет срезать тонкий слой кожицы у корнеплодов.    При работе в VI классе с крупами, нужно обращать внимание на то, как ученицы перебирают крупу, как моют, чтобы с переборкой и мытьем не выбрасывались хорошие крупинки.    Выполняя первичную обработку рыбы, учащиеся также должны стараться уменьшить отходы (аккуратно срезать плавники, хвост и голову, удалять жабры).    В VII классе при первичной обработке мяса, зачищая его, необходимо научить аккуратно срезать пленки и аккуратно нарезать порционные куски мяса ( например, работая с куриным мясом).

Даже после аккуратной первичной обработки остаются отходы, часть которых можно использовать в пищу, например, из картофельной кожуры можно получить крахмал, отходы от красной свеклы можно использовать для подкраски борщей. Прокисшее или свернувшееся молоко можно использовать для приготовления изделий из теста ( оладьи, блины и др.). Оставшаяся каша после приема пищи может быть использована для приготовления запеканок. Отходы после ягод и фруктов можно использовать для приготовления компота. Отходы после первичной обработки рыбы (хвост, голова, плавники) и мяса (кости, пленки) идут на приготовление бульонов для супов.        Особое внимание надо обращать на экономное использование хлеба: рассчитывать, какое количество его потребуется для обеда, завтрака или ужина и не покупать лишнего, а если купили, то экономно разрезали столько, сколько необходимо для приема пищи. Если все же хлеб остался, и чтоб не пропал, можно приготовить самое простое – это сухари, а вот приготовить горячие бутерброды – это уже посложнее. Сначала готовим бутербродную массу – две столовой ложки манной крупы завариваем кипятком, солим, добавляем сырое яйцо, мелко нарезанную луковицу. Разогреваем на сковороде растительное масло, режем хлеб, накладываем массу на кусок хлеба тонким слоем и кладем на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, переверните и обжарьте с другой стороны. Готово!        Мы должны воспитывать из девочки экономную хозяйку. Так предлагаю из самых простых продуктов приготовить несложные блюда

Санитарно-гигиеническими требованиями предусмотрены правила и сроки хранения изучаемых продуктов и блюда из них. Следует подчеркнуть, что неправильное хранение продукта мотет привести к его порче, а значит и к отравлению. Надо рассказать учащимся, что борьба за экономию продуктов начинается еще в поле, огороде, на ферме, где люди стараются вырастить хороший урожай и убрать его без потерь, откармливают скот, птицу и стараются в сохранности довести до потребителя заготовленные продукты питания.        В санитарно-гигиенические требования входят также правила обработки продуктов, при соблюдении которых уменьшаются потери питательных веществ и витаминов.

Подсчет нормы продуктов и их стоимости.        Для выполнения практических работ, девочки приносят продукты из дома. Нужно научить подсчитывать, какое количество продуктов необходимо для приготовления данного блюда на класс ( их норма дана в рецептуре на одну порцию), рассчитывать себестоимость блюда. Научить учащихся заменять одни продукты другими, например, зеленый горошек – отварной фасолью, и т.д.        На уроках надо следить и за тем, как учащиеся пользуются оборудованием. Разбитая тарелка или чашка, погнутая ложка или вилка – все это потери, которые придется восполнять. Экономия света, воды, вовремя отключать печь (не допускать перегрева конфорок) – все это средства. Нужно учить экономно жить. Обработка ткани. Раскрой.        Основная операция при изготовлении швейных изделий, где можно и нужно экономить материал – это раскрой. Об этом надо не только напоминать на занятиях, но и научить приемам экономного раскроя ткани. Надо объяснить, что складывать ткань для настилания перед раскроем необязательно точно пополам. Нужно рассчитать ткань: выкройка + швы.        Учащиеся знают, что начинать раскладку деталей выкройки надо с крупных деталей, потому что между ними можно разместить мелкие детали и будет меньше выпадов ткани. Надо приучить девочек аккуратно складывать остатки ткани – некоторые из остатков пойдут на обработку и отделку изделия. А из лоскутков можно изготовить различную нужную вещичку, например, подставку под горячее, прихватку, мягкую игрушку и много других полезных вещей. Первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов.        Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же законам, что и общество, а поэтому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики.

Формирование элементов финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности. « Нажить много денег храбрость; сохранить их мудрость, а умело расходовать – искусство»

Связанные:Медведева Формирование элементов финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Формирование элементов финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности.«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербахбольшая часть нашей жизнисвязи с этим одной из важнейшихмоей рабочей программе есть урокипрограммуМетоды обучения и организации занятийних в равной мере зависит успехрыночной экономикойдетских или юношеских лет финансовойФинансы – это большая часть нашей жизни. Финансовую грамотность необходимо изучать для того, чтобы дети были информированным в части работы финансовой системы, знания и навыки в этой сфере позволяют научиться правильно ориентироваться в финансовой отрасли, принимать верные решения, грамотно управлять своими средствами, вести учёт доходов и расходов, планировать свой бюджет, преумножать деньги. Поделитесь с Вашими друзьями:

Заявка на конкурс iУчитель

Бурухина Лариса Александровна
• 9 декабря 2018

https://youtube.com/watch?v=GdRsgQEwcwQ%3Fautoplay%3D0%26start%3D0%26rel%3D0

Бурухина Лариса Александровна

Номинация: STREAM учительУчебный предмет: ТехнологияПедагогический стаж: свыше 10 летМесто работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Корниловская средняя общеобразовательная школа” Томского районаНаселённый пункт: с. Корнилово, Томская область

Пример использования идеи/проекта

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.
Целью проекта Содействие повышению уровня финансовой грамотности и финансовой социализации, применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Подобный проект реализуется в школах Томской области сравнительно недавно. Проекту уже 10 лет. Когда в свою рабочую программу по «Технологии» и во внеурочную деятельность ввела темы и уроки по финансовой грамоте, направленные в основном на сбережение семейного бюджета и правила финансового поведения, которых в примерной программе по “Технологии не было.

Материалы

Для учителей, педагогов дополнительного образования и всех желающих работать по этой теме. Возможно, обучение финансовой грамоте начинать с дошкольников.

Какие современные образовательные технологии вы планируете использовать в данном проекте и обоснуйте почему

Применяются технологии: модерации, витагенной, формирующего оценивания и др.http://buruhina.ru/pedagogika/vitagennaya-tekhnologiyahttp://buruhina.ru/pedagogika/tekhnologiya-formiruyushhego-ocenivaniya
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Например,
«Мозговая атака»
В групповых проектах, например, пути экономии услуг ЖКХ, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. http://buruhina.ru/segodnya-na-uroke-8-klass/domashnyaya-ehkonomika
«Мини- проект», «Аукцион» и другие.
Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, что такое налоги, кредит, рассчитывают стоимость проектов, пишут бизнес и исследовательские проекты.http://buruhina.ru/proekty- uchenikov/ya%E2%80%A2finansy%E2%80%A2mirhttp://buruhina.ru/proekty-uchenikov/proekty
Учебная дискуссия. Деловые игры. Использование проблемных методов обучения

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Курсу «Технология» здесь принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать будущих обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться обучающимся каждый день.
Данный проект посвящен формированию основ финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности на занятиях детского объединения «Театр моды «Бум».
Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но мало готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.
Предмет «Технология» является практико-ориентированным, обучающиеся получают не только знания в области различных технологий, но и на практике закрепляют полученные знания и умения. В программе «Технология» нет всех тем по финансовой грамотности, которые имеются в моей рабочей программе. Начиная с 5 класса, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности на протяжении более 10 лет. Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;http://buruhina.ru/segodnya-na-uroke-7-klass/dengi
• Пути экономии в каждом разделе рабочей программы;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Потребности, Товар-услуга;
• Собственный бизнес.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Каждый раздел включает в себя уроки финансовой грамотности: на уроках «кулинарии» рассчитать блюдо. А что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине?
При изучении «Швейного дела»: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный? Что такое товар и услуга? Какие правила совершения покупок, чтобы семейный бюджет не пострадал, пути экономии домашнего бюджета. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, составляют меню на определенную сумму, как прожить на стипендию. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, что такое налоги, кредит, рассчитывают стоимость проектов, пишут бизнес и исследовательские проекты.

Необходимые ресурсы/условия для реализации идеи

Жить – значит учиться.
Учиться – значит жить.
Желание учителя заниматься проектом; видеоматериалы; разработка собственных методических разработок; сотрудничество различными организациями по теме проекта; посещение курсов повышения квалификации и самообразование; обмен опытом; участие обучающихся в различных конкурсах и исследовательских проектах.

Возможные риски и пути преодоления

По данному проекту риск минимален, а польза от реализации большая. Должно быть желание педагога работать в этом направлении, опыт или пройденные курсы. А польза в том, что обучающиеся получают необходимые знания и умения для жизни в социуме и своей семье.

Возможности масштабирования идеи

Возможность масштабируемость проекта большая, на любом предмете можно его реализовывать. Надо только посмотреть свою рабочую программу и выбрать темы в которых Вы будете реализовывать тему «финансовой грамотности».

Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)

1) навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
3) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
4) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
5) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
6) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
7) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,;
8) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
9) владение навыками познавательной рефлексии.

Методы/способы измерения результатов и успешности проекта

Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).
Система оценивания проектных работ по «Финансовой грамотности» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку.
Критерии оценивания:
1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
3. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
4. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
5. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Оцените статью