Конспект урока «Святые земли русской» с элементом финансовой грамотности.
. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте ребята, сегодняшний урок мы начнем с главной песни нашей страны, как она называется?
Введение в тему урока, актуализация знаний
Сразу ли наша страна называлась Россией?
Как называлась наша страна много веков назад?
Кто правил Русью?
Князья могли стать святыми? А
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
2 слайд
. Изучение нового материала
Сегодня мы поговорим о двух правителях Руси княгине Ольге и князе Владимире.
Их после смерти церковь причастила к лику святых. Какие же подвиги они совершали, нам предстоит с вами узнать и заполнить таблицу, чтоб по ней в конце урока сделать вывод. Вы будете работать в парах.
Информационный видео ролик про княгиню Ольгу. Слайд 3
Информационный видео ролик про князя Владимира.
Работа с таблицей.
Сейчас мы отправимся в прошлое и поможем распределить бюджет государственной казны князя Владимира.
Финансовая задача: У князя Владимира была государственная казна, в которой было 1000 монет. Распределите эти монеты так, чтобы никого не обидеть, но не забывайте о сословиях. обоснуйте свой ответ.

Конечно, ребята деньги нужны всем, чем старше был чин, тем больше ему требовалось финансов, т.к он отвечал за блага всего народа.
На самом деле княгиня Ольга и князь Владимир были очень экономными, но при этом не обижали разные сословия. Если вам интересно вы можете дома самостоятельно найти информацию и прочитать.
Князь Владимир очень щедрый
(Руки на пояс- повороты)
Выделял с казны монеты
(Руки прямые, по переменно ударяем ладонью об ладонь)
Часть дружине (Шагают на месте)
Часть боярам (Плечи вверх, вниз)
Про крестьян не забывал
И одну десятую церкви отдавал
(Руки вверх, соединить руки над головой)
Слушание и анализ музыкального произведения
Как увековечивают в наши дни память о святых композиторы, художники, поэты?
(Пишут разные произведения)
Сегодня мы послушаем музыкальное произведение о святых. Как оно называется, вы найдете в учебнике.
(Стихира)- записывают, стр. 26
Давайте послушаем стихиру- гимн всем святым.
Проанализируйте это произведение, подберите слова, которые к нему подходят. ( Словарь эмоциональных терминов)
. Закрепление материала
Нас интересует главный вопрос: Почему княгиня Ольга и князь Владимир стали святыми?
. Рефлексия учебной деятельности на уроке/
. Контроль и оценка деятельности
Само оценивание по ладошкам
Красная , зеленая, желтая.
5- справился со всеми заданиями, отвечал в течении урока
4- справился с помощью учителя, не очень активен был на уроке
3- справился с помощью учителя, не активен был на уроке.
Методическая разработка урока музыки с мультимедийным компонентом и элементом финансовой грамотности
Тема урока «Ярмарка в искусстве».
Тип урока: Изучение нового материала.
Место урока в теме: урок музыки №11 в 4 классе запланирован во 2 четверти в разделе «День, полный событий».
Цели урока: создание условий для знакомства учащихся с музыкой в народном стиле на примере музыки И. Ф. Стравинского.
– формирование знаний о о музыке в народном стиле;
– формирование у обучающихся музыкального образа ярмарки;
– укрепление понимания взаимосвязи музыки, изобразительного искусства.
– формирование элементарных знаний в области финансовой грамотности.
– развитие активного, прочувственного восприятия у обучающихся к традициям родной страны;
– воспитание любви к родной культуре.
– познакомить с литературным и музыкальным содержанием балет «Петрушка»;
– показать, что музыка И. Ф. Стравинского носит народных характер.
-совершенствовать вычислительные навыки при решении финансовых задач в повседневной жизни.
– обеспечить условия для развития творческого нестандартного мышления и воображения учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, установления ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством;
– учить находить интонации для характеристики народной музыки.
– содействовать формированию мотивации к урокам музыки;
– воспитывать культуру слушателя и исполнителя.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (актуализируют) обучающиеся в ходе урока:
– понимать термины: либретто, сюита, балет, народный стиль, доход, расход, прибыль.
– соединить слуховые представления со зрительными.
– участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении;
– эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление;
– воспринимать учебный материал со слов учителя.
– владеть словарем эмоциональных терминов;
Развивать умения постановки и формулирования проблемы;
– делать выводы, строить суждения.
– ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу;
– формировать умения целеполагания, планировать собственную деятельность исполнения;
– строить речевые высказывания о музыке и финансах в устной форме.
– стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач;
– развивать навыки развернутого речевого высказывания в процессе групповой деятельности.
Основная педагогическая технология – технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Методические методы и приемы, использованные учителем на уроке: метод эмоциональной драматургии, метод частично-поисковый, методы сравнения, анализа и обобщения, методы вокалотерапии, приемы ТРИЗ, контраста, «Лови ошибку», «Шапка с вопросами».
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, финансовая грамотность.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, презентация к уроку, раздаточный материал, детские музыкальные инструменты.
Краткое описание структуры урока:
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, которая позволяет эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций.
Именно к этой области и относится предмет музыки.
На уроках формируются музыкальная грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.
Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.
Работая учителем музыки, стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.
Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения.
Как же сделать урок современным? Прежде всего, необходимо «расстаться» со строгим уроком, с четкой регламентацией и порядком, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества.
Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание:


Современные физминутки должны быть интересными. В разработки некоторых уроков включено прослушивание музыкального произведения через физминутку. Например, при знакомстве с балетом дети не просто слушают фрагмент, а сами становимся артистами балета.
Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.
Этап организации учебной деятельности: методы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями» помогут вам динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие виды работ, как:
1. установи общие признаки или различия (между инструментами, жанрами музыки),

2. найди лишнее слово баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.
3. соотнести с именем композитора:
б) фрагмент его биографии,
в) фрагмент истории создания произведения,
г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.
4. продолжить ряд:
Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», написание синквейнов, аннотаций, мечталок-сочинялок, ролевая игра, работа над деформированным текстом, позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.


Для завершающего этапа урока можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть в постоянном творческом поиске. И, конечно же, развивать духовный мир ребёнка, помочь с определением музыкальных предпочтений, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик.
Методическая разработка: «Функциональная грамотность обучающихся на уроках музыки».
Основная задача, которая стоит перед учителем музыки – создать условия для развития функциональной грамотности, создать такую образовательную среду, которая будет этому способствовать и, поможет овладению коммуникативной и информационной компетентностями. Урок музыки может способствовать наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное – это постоянная возможность. Музыка помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а важная часть самой жизни, ведь музыка окружает нас ежедневно. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети активно действовали, видели результаты своего обучения. Достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств необходимо через повышение позитивной мотивации учащихся, формирования интереса к предмету.
Современному обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Н. Ф. Виноградова выделяет в функциональной грамотности интегративный и предметный компоненты. Первый из них включает читательскую, информационную, коммуникативную и социальную грамотность, предметный же компонент характеризуется языковой, литературной, математической и естественнонаучной грамотностью. При этом задача формирования названных компонентов функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решена в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
Для учителя музыки важно создание условий развития функциональной грамотности учащихся, создание такой образовательной среды, которая будет этому способствовать и поможет, прежде всего, овладению коммуникативной и информационной компетентностями. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации.
При этом только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения.
Основные условия формирования функциональной грамотности школьников на уроках музыки в начальной и основной школе
Основными условиями формирования функциональной грамотности школьников на уроках музыки являются следующие:
1) изменение методики преподавания, включение в урок различных творческих учебно-игровых и развивающих заданий, применение ИКТ;
2) изменение форм организации занятий, широкое применение групповых методов обучения, организация совместной музыкальной и творческой деятельности;
3) использование различных средств активизации восприятия музыкальных произведений и формирование у учащихся потребности в самовыражении, рефлексии своей деятельности;
4) рассмотрение любой музыкальной деятельности как совместной творческой деятельности учащихся и учителя.
Охарактеризуем более подробно некоторые из названных условий.
Использование ИКТ: музыкальных проигрывателей, программ для караоке, музыкальных конструкторов, энциклопедий и обучающих программ;
Изменения в методике предусматривают:
1) изучение на уроке музыкальных произведений с определенной нравственно-эстетической идеей (верность, зло, добро и т.д.);
2) рассмотрение музыкальных произведений по принципу сходства и контраста;
3) использование на уроке собственного накопленного учащимися музыкального опыта, создание проблемных ситуаций;
4) при рассмотрении музыкального произведения применение художественных ассоциаций и художественного контекста;
5) использование различных вариантов исполнения музыкальных произведений, драматургии;
6) проведение нестандартных форм уроков: урок-сценарий, урок-путешествие, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография, урок в форме рондо, урок-вариация и других;
7) применение различных дидактических игр. Например, «Мир звуков», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Интонация», «Музыкальная культура Ставрополья», «Музыкальные путешествия»;
8) применение стратегий критического мышления для работы с текстами и рефлексии собственной деятельности.
1) умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах (переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы и прочее);
2) умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы);
3) умение осуществлять пробные действия при поиске решения проблемы (проблемные ситуации на уроке);
4) умение контролировать ход и результат решения проблемы (карта достижений – выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях).
Эти умения формируются за счет включения в урок заданий специальной направленности (найди лишнее, логические цепочки, продолжи ряд, определи жанр музыкального произведения, загадки). На наш взгляд, на уроках музыки с этой целью особую роль необходимо отвести приемам смыслового чтения и технике активно-продуктивного чтения текстов на уроках музыки, реализуемой с помощью приёмов: оценка текста, задай вопрос, кубик Блума, аналитик и другие.
В таблице 1 приведены основные характеристики формирования функциональной грамотности школьников применительно к музыке, рассмотрены виды грамотности и умения, используемые в практике работы, а также средства формирования.
Основные характеристики формирования функциональной грамотности школьников на уроках музыки
Для того, чтобы урок способствовал формированию функциональной грамотности учащихся, конечно же, он не должен быть традиционным. На наш взгляд, важно взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества.
Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. На каждом этапе урока могут применяться свои активные методы и приемы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.
На этапе организации учебной деятельности предлагает применять такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями» и т.п. Они способствуют организации динамичного начала урока, обеспечению нужного ритма, рабочего настроя и хорошей атмосферы в классе.
На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие приемы, как:
1) установление общих признаков или различий (например, между инструментами, жанрами музыки);
2) поиск лишнего слова (например, из набора: баян, аккордеон, гармонь, фортепиано).
3) соотнесение с именем композитора:
4) продолжение ряда:
Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Для завершающего этапа урока можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы, на наш взгляд, помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Кроме этого, рекомендуется следовать при проведении урока некоторым рекомендациям:
1. Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.
2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.
3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера.
4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз.
5. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов учителей, родителей учащихся, студентов и пр.
6. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.
Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.
Методические разработки, презентации и конспекты
Цель исследования- раскрыть роль и содержание функциональной грамотности как части музыкальной культуры.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Галенко Анастасия Андреевна
МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска»
Функциональная грамотность на уроках музыки
Хочу начать с определения, что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
Требования к современному образованию, стремительно изменились в последние годы. Сегодня главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность нестандартно и творчески, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Сейчас, мы с вами разберёмся, зачем это всё нужно учителю музыки?
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками.
Педагог должен раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы. Учитель должен начать с того, чтобы помочь ребенку увидеть в своем окружении доступную близкую цель по самосовершенствованию, которая принесет ему радость.
Урок музыки может способствовать наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное – это постоянная возможность. Помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.
Наш предмет за эти годы очень изменился! Во времена СССР в школе проходил обычный урок «пения», на котором учитель только разучивал и оттачивал навыки пения, а теперь это – урок «музыки». Такой урок как раз требует компетентности учителя, потому что на уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий.
Во – первых, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, а не скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни.
Во – вторых, ученики в конце учебного года могут вступить в дискуссию «Зачем нам нужна музыка?» И после бурных обсуждений, мы придём к выводу, что за год обучения мы стали культурно одарёнными благодаря урокам музыки.
Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:
– Написать небольшое сочинение – поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении или песни;
– Подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
– Ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке;
– Заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.
Список использованной литературы



