Формирование финансовой грамотности в условиях учебного процесса в рамках ФГОС
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 32»
Исхакова В. А.
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 32»
Лысенко В. Р.
Финансовая грамотность –
это совокупность знаний в области
финансов, а также умение распоряжаться
собственными и заемными средствами.
1. Проект «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в РФ.
2. Распоряжение Правительства РФ от
25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении
Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на
2017 – 2023 годы».
Реализация предмета финансовая
грамотность в МБОУ «СОШ №32»
1. Финансовая грамотность ведется в
контексте предметной, внеурочной и
проектной деятельности.
2. элективный курс «Финансовая
грамотность» для 5 А класса.
УМК
-4 класс – авторы Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е.
-5-7 класс – авторы Корлюгова Ю. Н.,
Половникова А. В., И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик
-8-9 классы – авторы Липсиц И. В., Рязанова
О. И., Лавренова Е. Б.
-10-11 класс- авторы Брехова Ю. В., Алмосов
А. П., Завьялов Д. Ю.
Литература
1. Финансовая грамотность на уроках всеобщей
истории и истории России. Агапиева А. И.,
Худокормов А. Г.и др. Учебное пособие для 5-11
классов / Под редакцией Ю. Н. Калашнова. Москва,
2018.
2. Финансовая грамотность на уроках всеобщей
истории и истории России. Методическое пособие
/ Лёвушкин К. В., Любушкин Д. С. — М.: Изд-во
Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018.
Олимпиады
• Всероссийская олимпиада для старшеклассников по
финансовой грамотности, финансовому рынку и
защите прав потребителей финансовых услуг
• Онлайн-олимпиады по финансовой грамотности
• Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой
грамотности
• Олимпиада школьников «Высшая проба»:
Финансовая грамотность
• Олимпиад по финансовой грамотности
• Республиканская Олимпиада по теме «Защита прав
потребителей» – Диплом III степени Призера (2018 г.)
Конкурсы
Всероссийский заочный конкурс эссе
школьников с международным участием
«Понятие и роль криптовалюты в жизни
современного общества»
(Набережночелнинский институт КФУ) –
Дипломы 1 и 2 место (2018 г.)
Проблемы преподавания финансовой грамотности
1. место новой дисциплины в учебном плане на федеральном уровне
не предусмотрено;
2. нежелание большей части родителей дополнительной учебной
нагрузки для своих детей;
3. для преподавания дисциплины не хватает партнерских связей с
организациями, которые могли бы сотрудничать со школами по
проведению практикумов в банках и страховых компаниях, а также
предоставлять для этого экспертов в конкретных областях знаний;
5. проблемы реализации компетентностного подхода в преподавании
основ финансовой грамотности в рамках действующего образовательного
Стандарта;
6. Линия УМК «Финансовая грамотность». Учебных пособий, рабочих
тетрадей недостаточно.
Планируемые мероприятия
1. Информирование родителей о мероприятиях
по финансовой грамотности, проводимых в
образовательной организации.
2. Формирование финансовой грамотности
учащихся через различные формы организации
образовательной деятельности.
МАОУ Гимназия № 1, г. Сухой Лог
Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания
В современном мире финансовая грамотность стала одним из ключевых навыков, необходимых для успешной жизни. Умение управлять своими финансами, понимать основные принципы экономики и финансового рынка становится все более важным для каждого человека. Поэтому вопрос о развитии финансовой грамотности на уроках истории и обществознания заслуживает особого внимания.
Уроки истории и обществознания предоставляют отличную возможность ознакомить учащихся с основными принципами экономической системы, рассмотреть исторические примеры развития финансовых институтов и понять влияние экономических процессов на жизнь общества. Кроме того, эти предметы могут помочь развить навыки анализа информации, критического мышления и принятия решений, что является неотъемлемой частью финансовой грамотности. В данной статье будут рассмотрены методы и подходы к включению элементов финансовой грамотности в уроки истории и обществознания, а также приведены примеры успешной практики в этой области.
История финансовой грамотности: от прошлого к настоящему
История финансовой грамотности имеет давние корни, начиная с античных времен, когда появились первые деньги и началось развитие торговли. Важность понимания финансовых принципов и умение эффективно управлять своими финансами были признаны еще в древности.
В средние века возникла необходимость более сложных финансовых операций, таких как займы, обмен валюты и инвестиции. Именно в это время стали появляться первые банки и формироваться правила бухгалтерии. Знание этих процессов стало ключевым для успешного осуществления торговых операций.
С развитием промышленной революции и расширением мирового рынка стала возрастать потребность в более сложной финансовой грамотности. Научное изучение экономических процессов привело к созданию новых теорий и концепций, которые до сих пор являются основой современной экономической науки.
В настоящее время финансовая грамотность стала неотъемлемой частью образования и стандартной составляющей уроков истории и обществознания. Ученики получают знания о финансовых инструментах, банковских услугах, налогообложении и других аспектах финансовой системы.
Роль уроков истории и обществознания в развитии финансовой грамотности
Уроки истории и обществознания играют важную роль в развитии финансовой грамотности учащихся. Исторические события и социальные процессы, изучаемые на этих уроках, позволяют учащимся понять, каким образом экономика и финансы оказывали влияние на развитие общества.
На уроках истории рассматривается важность денег, торговли и банковской системы для различных цивилизаций. Ученики знакомятся с примерами использования денег в различных эпохах: от бартера до появления купюр и монет. Это помогает им осознать значение денег в современном мире и понять, как правильно распоряжаться своими финансами.
Обществознание также способствует формированию финансовой грамотности. На этих уроках обсуждаются основные экономические законы, функции банков, инвестиции и рынок ценных бумаг. Ученикам предлагается анализировать экономическую политику страны, изучать причины финансовых кризисов и принимать решения, основанные на знании финансовых принципов.
Таким образом, уроки истории и обществознания содействуют формированию финансовой грамотности учащихся
Методы преподавания финансовых знаний на уроках истории и обществознания
Методы преподавания финансовых знаний на уроках истории и обществознания играют важную роль в развитии финансовой грамотности учащихся. Один из таких методов – использование исторических примеров. Преподаватель может анализировать экономические события прошлого и объяснять, как они связаны с финансами. Например, он может рассказывать о кризисах и показывать, как правильное управление финансами могло бы предотвратить негативные последствия.
Другим методом является проведение дебатов или игровых ситуаций, связанных с финансами. Ученики могут иметь возможность поиграть в роли бизнесмена или инвестора, принимать решения о распределении средств или выбирать лучшие стратегии для достижения успеха. Это поможет им развить критическое мышление, аналитические навыки и способность прогнозировать результаты.
Также следует использовать интерактивные методики обучения, такие как задания с использованием интернет-ресурсов или создание проектов. Ученики могут исследовать различные финансовые понятия, проводить собственные исследования и представлять результаты своей работы перед классом. Это поможет им углубить свои знания о финансах и развить навыки самостоятельной работы
Практические примеры использования финансовых навыков в прошлом и настоящем
Практические примеры использования финансовых навыков в прошлом и настоящем являются важным элементом развития финансовой грамотности на уроках истории и обществознания. Изучая историю, ученики могут изучать примеры успешного управления финансами в различных культурах и эпохах. Например, они могут изучить торговые империи Древнего Рима или Великобритании, чтобы понять, как правильное распределение ресурсов может способствовать экономическому благополучию.
В настоящее время существует много примеров использования финансовых навыков в повседневной жизни. Ученики могут изучить основные концепции бюджетирования, инвестирования и планирования расходов через анализ денежных потоков в семье или компании. Они также могут изучить различные виды кредитных продуктов и страхование для личной финансовой защиты.
Практические примеры помогают ученикам понять не только основные принципы управления деньгами, но и применять их в реальной жизни. Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания не только помогает ученикам стать ответственными потребителями, но и подготавливает их к успешному финансовому будущему.
Перспективы развития финансовой грамотности на уроках истории и обществознания
В настоящее время существует все большая необходимость в развитии финансовой грамотности учащихся. История и обществознание являются идеальными предметами для включения элементов финансового образования.
Перспективы развития финансовой грамотности на уроках истории заключаются, прежде всего, в изучении экономических процессов и политических решений, которые повлияли на формирование современной финансовой системы. Ученики могут изучать причины возникновения кризисных ситуаций, роли банков и других институтов в экономике, а также основные принципы функционирования финансовых рынков.
На уроках обществознания можно обратить внимание на практические навыки управления личными финансами. Ученикам следует объяснить понятия бюджета, инфляции, кредита и долга. Они должны научиться составлять личный бюджет, планировать свои расходы и учитывать возможные риски.
Введение элементов финансового образования на уроках истории и обществознания позволит учащимся лучше понять роль финансов в современном мире, принимать осознанные финансовые решения и быть готовыми к будущим вызовам.
Формирование финансовой грамотности на уроках истории.
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
Современное общество живет в мире, где деньги и связанное с ними финансовое благополучие имеют свое исключительно важное место в системе человеческих ценностей. Социализация молодого поколения в нашей стране осуществляется в условиях становления механизмов рыночной экономики, в которой финансовая грамотность является неотъемлемой компетенцией каждого человека, обязательной составляющей современной жизни, подобно стремлению вести здоровый образ жизни, непрерывно повышать профессиональную квалификацию и образовательный уровень.
Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально (финансово) грамотных специалистов. Финансовая грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, показателем качества образования.
Финансовая грамотность дает человеку, сумевшему овладеть ею, ощутимое преимущества в обеспечении благополучия в дальнейшем для себя и своей семьи.
Луций Анней Сенека говорил: “Деньгами надо управлять, а не служить им”. Но ведь этому управлению надо научить! К сожалению, в большинстве случаев люди просто в этом не разбираются.
Для чего нужно обладать финансовой грамотностью? Для того, чтобы стать успешным в жизни. Чтобы знать, как лучше копить деньги и разумно их тратить, как планировать и осуществлять крупные покупки. Чтобы понимать, что такое семейный бюджет и как им управлять. Чтобы ответственно подходить к сложным вопросам о взятии денег в долг: когда можно брать в долг, а когда лучше накопить самому? А чтобы не совершать ошибки в будущем нужно знать какие ошибки совершали наши предки в прошлом.
Этой осенью, я прошла обучение на курсах Российской академии народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации по теме: «Финансовая грамотность в истории». Материал курса излагался полностью в виде видео лекций.
На сегодняшний день разработан целый комплекс материалов (текстов, презентаций, вопросов для проверки и творческих заданий) для подготовки уроков по финансовой грамотности в рамках преподавания истории в школе или в рамках дополнительного образования, опирающийся на многочисленные примеры из истории России от Древней Руси до начала XXI века и Всемирной истории от Древнего мира до современности.
Я хотела бы предложить учителям истории учебное пособие «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. 5-11 класс.».
https://fingram-history.oc3.ru/ – ссылка на электронный ресурс учебного пособия
https://fingram-history.oc3.ru/contents/istoriya-rossii – темы по истории России
https://fingram-history.oc3.ru/contents/vseobschaya-istoriya -темы по всеобщей истории
Учащимся предлагаются традиционные задания на развитие финансовой грамотности, помогающие в усвоении предметного содержания не только чисто финансовых задач, которые помогут разобраться в современных финансовых реалиях, но и курса истории.
Современному учителю необходимо разобраться в принципах конструирования заданий, ему надо уметь самостоятельно их составлять и использовать в режиме урока, в зависимости от развиваемой компетенции, предметного содержания, индивидуальных особенностей учащихся.
Приведу примеры приемов проблемного обучения, которые используются на уроке и которые позволяют развивать познавательные УУД.
Такие знания учащиеся могут получить на уроке история «История». На уроках истории учащиеся изучают: появление денег, историю торговли и рыночных отношений, влияние войны на экономику, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки, экономические кризисы. В учебниках по истории, в учебных пособиях содержится много материала об истории денег, экономических кризисах, возникновении банков и т.д.
Изучение терминов. Например, в 6-ом классе на уроке по теме «Образование государства Русь» мы изучаем с ребятами термин «полюдье». Этот термин происходит от слова «люди» и обозначает свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, мостов и дорог, на содержание дружины — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая же часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. Таким образом, ребята знакомятся с первой формой налогообложения на Руси.
Прием «Создание проблемной ситуации».
В 8-ом классе при изучении политики просвещенного абсолютизма Екатерины II учащиеся сталкиваются с понятием «ассигнации». К середине XVIII века бумажные деньги были известны во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Дании и других). Об их введении в России впервые задумался Пётр I. Проект выпуска бумажных денег появился в правление императрицы Елизаветы Петровны, но Сенат его отклонил.
И только в 1769 года был опубликован манифест императрицы Екатерины II об учреждении двух банков и выпуске бумажных денег, названных ассигнациями. Ребята дополнительно получают информацию об истории появления бумажных денег в России, а могут выявить их преимущества по отношению к монетам.
Свод законов Киевской Руси «Русская правда», составленная в период правления Ярослава Мудрого, содержит много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. С развитием промышленности значительно увеличилось производство товаров широкого потребления, однако это не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества. Учащиеся должны сделать вывод, что формирование в середине XX века общества потребления вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав.
Проблемные вопросы вызывают достаточно часто затруднение и неоднозначную оценку. В этом приеме проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку. Например:
• Могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостного права?
• Были ли экономические реформы Петра I подготовлены еще в годы царствования Алексея Михайловича?
• Можно ли реформировать страну, если экономика слабо развита?
• Возможно ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с философией сбережения и самоограничения?
Решение проблемных ситуаций способствует развитию критического мышления, учит анализировать, высказывать свою точку зрения.
Прием «Исторические загадки». Предлагаются учащимся в начале изучения нового материала, загадка в виде факта или иллюстрации, решение которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.).
Прием способствует развитию логического мышления. Развивается умение извлекать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами.
Например, рассмотри картину.
Кто изображен на ней?
Зачем пришла женщина?
Каким предпринимательством занят хозяин дома?
Из чего складывается его прибыль?
Ответ: это дом ростовщика, который ссужает деньги под проценты. Женщина просит деньги в долг.
Прием «Исторический факт»:
«Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку».
После знакомства с этим фактом ученикам предлагается вопрос – почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?
Прием «Творческое задание»:
Что считается истинными ценностями в вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов.
Ценные бумаги (акции, паи, облигации и т. п.).
Собственное дело (или доля в бизнесе).
Недвижимость (квартира, гараж, дом, земельный участок).
Благородные металлы и драгоценные камни.
Коллекция монет, банкнот, марок и т. п.
Знания и навыки.
Если то-то другое, то что?
На примере одного или нескольких вариантов расскажите, как эти ценности
помогают сохранять и приумножать семейный капитал.
В виду того, что задание творческое предусматривается свободный ответ обучающихся. Самое важное – это рассуждения учеников о понимании вопроса, связанного семейным капиталом.
При этом вырабатываются навыки работы с познавательными заданиями.
Прием «Исторические задачи»:
Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны. Какие государства участвовали в разделе? Что явилось итогом разделов Речи Посполитой?
Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович?
На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?
М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды? (Например, 1 рубль состоял из 200 денег, то есть 33 алтына и 2 деньги., 1 алтын – 6 денег).
Прием «Локальный и целостный анализ текста:
Под локальным анализом понимается анализ конкретных частей (статей, разделов, глав) текста или общий анализ текста с целью создания обобщенного вывода по конкретной, узкой, специфичной проблеме, которая дается для анализа. Целостный анализ позволяет сделать вывод об общем значении текста, его направленности и роли в том или ином общественном явлении, процессе, месте в системе других документов.
Древнерусское обозначение ссудных процентов — это _________?
Суть Устава о резах в том, что выплата долга должна прекращаться в установленный срок. Верно ли данное утверждение?
Какие защитные меры для должников вводились согласно тексту Устава?
Одна из норм Устава гласит что, если заимодавец сам ограничил платёжный период двумя годами, он получает назад также ____________?, то есть само тело долга.
Какое значение имеет Устав для истории страны?
Задание №2. Приведите пример из социальных реалий, демонстрирующий зависимость людей от высоких процентов по займам (ответ «Микрофинансовые организации «Быстроденьги»)
Рассказывая о различных исторических событиях, учитель акцентирует внимание на их практической финансовой стороне, их влиянии на личные доходы и расходы, на уровень жизни и на личную мотивацию.
Для кого-то исторический опыт будет источником вдохновения или предостережением от ошибок, для кого-то что-то ветхое и устаревшее, непригодной к использованию в повседневной жизни современного человека. Выбор за нами.
Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у обучающихся финансовой грамотности на уроках истории и обществознания является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.