ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 11 КЛАСС

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение, поскольку, окончив школу в 18 лет (как часто бывает), человек получает право на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Поэтому необходимо, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др.

В условиях быстрого развития финансовой сферы современного общества главное – не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму, но и сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.

Все это можно найти в программе данного курса, в рамках которого изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. Кроме того, во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика») и математике.

Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности.

Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён календарно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.

Учебная программа 2020 (PDF, 300 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль. В пособии рассматриваются основные элементы финансовой системы современной России и описываются модели рационального поведения в различных финансовых ситуациях. Учащиеся узнают, как устроены банки и фондовые биржи, что такое акции и облигации, какие виды налогов существуют, как формируется пенсия, что такое стартапы и финансовые риски.

Материалы для учащихся 2020 (PDF, 15.74 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации Методические рекомендации включают общую характеристику методики обучения финансовой грамотности и раскрывают особенности проведения занятий и планы их построения. К каждому занятию по теме курса приводятся ответы к соответствующим заданиям из рабочей тетради. Материалы к заключительному занятию представляют собой итоговую проверочную работу в двух вариантах с ответами. В пособие также включены сценарии для проведения дополнительных занятий в форме учебных игр, коммуникативных турниров, экскурсий.

Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 816 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.

Пособие призвано помочь родителям освоить содержание курса «Финансовая грамотность», который старшеклассники изучают в школе. В живой и доступной форме в пособии объясняется, как необходимо действовать в той или иной ситуации финансового характера, и предлагаются практические советы, которые позволят взрослым успешно решать свои проблемы в финансовой сфере и научить этому своих детей.

Материалы для родителей 2020 (PDF, 3.77 Мб)

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.

В рабочую тетрадь включены практические задачи и тесты, вопросы на анализ графиков и диаграмм и пр. Большое количество заданий, представленных в пособии, аналогичны по своему типу и содержанию заданиям ЕГЭ по обществознанию. Предлагаемый в рабочей тетради материал позволяет педагогам проводить проверку знаний учащихся и выстраивать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию.

Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 750 Кб)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»»

(уровень среднего общего образования)

(2021-2022 учебный год)

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов.

Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.

В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.

Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».

формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния

Курс финансовой грамотности в 10—11классах состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия, сформировать практические умения. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин педагог имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте.

В тематическом плане указано общее количество часов, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» включает в себя:

на уровне среднего общего образования

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

• владение знанием: об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета; о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;  о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них; об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;  о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.

Тематическое планирование для 10А класса

Тематическое планирование для 10Б класса

Тематическое планирование для 10В класса

Тематическое планирование для 11 класса

(указать уровень общего образования)

(указать название наименование учебного предмета, курса, модуля (дисциплины))

Автор / Разработчик: Фоминых О. Г.

2022-2023 учебный год

реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Финансовая грамотность» является усвоение содержания учебного предмета «Финансовая грамотность» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в 10-ом или 11-м классах.

реализации учебного предмета являются:

– формирование базовых знаний о личных финансах, кредитно-финансовых посредниках, банковской системе, видах банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт; инвестиционной стратегии, инвестиционных финансовых инструментах; налоговой системе России и ее устройства, общих принципах работы налоговой службы; видах налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способах расчёта сумм налогов к уплате; структуре и особенностях страхового рынка в России, основных участниках страховых отношений, алгоритме действия при наступлении страховых случаев;

– формирование базовых знаний о преимуществах и недостатках предприятий различных организационно-правовых форм; правилах создания нового бизнеса; программах в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; основных элементах бизнес-плана, последовательности его составления; видах режимов налогообложения бизнеса; признаках финансовой пирамиды, механизмах её функционирования и возможных последствий вовлечения в неё; возможных финансовых мошенничествах, с которыми можно столкнуться в сети Интернет; основах функционирования пенсионной системы в России, видах пенсий и условий их получения, способах формирования будущей пенсии, факторах, определяющих размер будущей пенсии гражданина.

Технологии, используемые в обучении:

1. Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.

Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.

Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя; использование технических средств.

Активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-беседы с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.

2. Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.

Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др.

3. Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний. Абстрактное восприятие теоретического материала, заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей и отношений, посредством моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных действиях. Целью игры является выработка модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.

4. Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.

Методы и формы контроля: Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятии, уровня осознания обсуждаемого материала, креативности в решении поставленных вопросов. Текущий контроль проводится как в рамках практикумов (в форме тестирования, решения практических задач, выполнения заданий), семинаров (в форме обсуждений, презентаций), так и в рамках обучающих деловых игр.

Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:

•        усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;

•        достижение результата или оценивание существующих альтернатив;

•        обоснование выбора одной из альтернатив.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».

Критерии оценки предметных знаний и умений:

•        оценка «отлично» выставляется учащемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями (более 90% заданий);

•        оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, справляется с заданиями (более 70% заданий);

•        оценка «удовлетворительно» выставляется учащемуся, если он показывает знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении вопросов, справляется с отдельными заданиями (более 50% заданий);

•        оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся, который не знает значительной части программного материала, не справляется с заданиями (менее 50% заданий).

Критерии оценки участия в учебной игре:

•        соблюдение регламента игры;

•        достижение планируемого результата;

•        умение выбирать необходимую информацию из различных источников;

•        умение использовать полученную информацию для принятия решений;

•        умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.

Критерии оценки выполнения проекта:

•        актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;

•        постановка цели проекта;

•        формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;

•        оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;

•        полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;

•        соответствие оформления проекта требованиям.

В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:

•        убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;

•        использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;

•        умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;

•        соответствие полученного результата поставленной цели.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях учащимся должна быть предоставлена возможность доработать проект.

контроля является мониторинг выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме решения тематического теста, выполнения тематического задания, решения практических задач, защиты проектов и других интерактивных форм презентации учебных достижений, что позволяет оценить все аспекты подготовки учащегося по вопросам, которые рассматривались в процессе обучения. Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.

Брехова Ю. В., Алмосов А. П., Завьялов Д. Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 400 с.: ил. ( Дополнительное образование: Сер. « Учимся разумному финансовому поведению»)

Пособие для педагога: Брехова Ю. В., Алмосов А. П., Завьялов Д. Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 80 с.: ил. ( Дополнительное образование: Сер. « Учимся разумному финансовому поведению»).

Электронные образовательные ресурсы:

1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.

2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.

3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство «РосБизнес-Консалтинг».

4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований.

6. www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».

7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».

8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.

10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития Российской Федерации.

11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и

торговли Российской Федерации.

12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба

13. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.

14. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.

17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.

18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.

19. www.imf.org – Международный валютный фонд.

Брехова Ю. В., Алмосов А. П., Завьялов Д. Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 48 с.: ил. ( Дополнительное образование: Сер. « Учимся разумному финансовому поведению»).

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Финансовая грамотность».

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Финансовая грамотность».

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса

2022-2023 год обучения / 10-11 класс, 34 часа

МОДУЛЬ 1. Б АНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ (7 часов)

Основные понятия: личные  финансы,  сбережения,  заёмщик,  кредитор  (заимодавец),  кредитно-финансовые  посредники,  банковская  система,  коммерческий   банк,   Центральный   банк,   банковские   операции,     кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции; финансовые   активы,   ликвидность,   надёжность,   доходность,   банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция,  Роспотребнадзор,  валюта  вклада,  Агентство  по  страхованию  вкладов; банковский  процент,  вкладчик,  договор  банковского  вклада,  срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных  процентов,  формула  простых  процентов,  капитализация,  золото,  инвестиции,  ювелирные  изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета; кредит,  заём,  ссуда,  ежемесячный  платёж,  задолженность,  годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель.

1.        Управление личными финансами и выбор банка

2.        Как сберечь накопления с помощью депозитов

3.        Проценты по вкладу: большие и маленькие

4.        Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

5.        Кредит: зачем он нужен и где его получить

6.        Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

7.        Как управлять деньгами с помощью банковской карты

МОДУЛЬ 2. Ф ОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ (4 часа)

Основные понятия: инвестирование,  доходность,  финансовый  риск,  срок  инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация; рынок  ценных  бумаг,  финансовый  рынок,  долевые  и  долговые  ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд,  уставный  капитал  компании,  акционер,  облигации,  дисконт,  купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги; стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные  инвесторы,  инвестиционный  портфель,  структура  инвестиционного   портфеля,   диверсификация   активов,   срок   инвестирования,   риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ, коллективные инвестиции; паевые  инвестиционные  фонды  (ПИФы),  пай,  открытый  ПИФ,  интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление.

8.        Финансовые риски и стратегии инвестирования

9.        Что такое ценные бумаги и какими они бывают

10.         Граждане на рынке ценных бумаг

11.        Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

МОДУЛЬ 3. Н АЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ (3 часа)

Основные понятия: налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные  налоги,  налоговый  орган,  налогоплательщик,  идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый  агент,  налоговое  правонарушение,  налоговые  санкции,  пеня  по  налогам; налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; налоговая   льгота,   налоговый   вычет,   стандартный   налоговый   вычет,  социальный  налоговый  вычет,  имущественный  налоговый  вычет, профессиональный налоговый вычет.

12.         Что такое налоги

13.         Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

14.        Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

МОДУЛЬ 4. С ТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ (5 часов)

Основные понятия: страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель,   договор   страхования,   страховой   полис,   правила   страхования,  страховая  премия,  объект  страхования,  страховой  риск,  страховой случай, страховая выплата; страхование  имущества,  автострахование  (автокаско),  аварийный  комиссар,  агрегатная  страховая  сумма,  неагрегатная  страховая  сумма, франшиза; личное   страхование,   накопительное   страхование,   рисковое   страхование,  медицинское  страхование:  обязательное  и  добровольное, выкупная сумма; ответственность,  страхование  гражданской  ответственности,  обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений.

15.         Страховой рынок России: коротко о главном

16.         Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

17.         Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

18.         Если нанесён ущерб третьим лицам

19.         Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

МОДУЛЬ 5. С ОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ (5 часов)

Основные понятия: бизнес,  предпринимательство,    организационно-правовая  форма,  индивидуальный  предприниматель,  хозяйственное  общество, вид экономической деятельности; бизнес-план,   планирование,   бизнес-идея,   организационная   структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности; доходы,  расходы,  прибыль,  чистая  прибыль,  собственный  капитал,  уставный  капитал,  заёмный  капитал,  кредит,  лизинг,  основные  средства,  оборотные  средства,    бизнес-ангел,  венчурный  инвестор; налогообложение,  общий  режим  налогообложения  бизнеса,  упрощённая  система  налогообложения  (УСН),  единый  сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН); предпринимательская  деятельность,  финансовые  риски,  риск  снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск.

20.         Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

21.         Пишем бизнес-план

22.         Расходы и доходы в собственном бизнесе

23.         Налогообложение малого и среднего бизнеса

24.         С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

МОДУЛЬ 6. Ф ИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК РАСПОЗНАТЬ И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ (3 часа)

Основные понятия: финансовое мошенничество, финансовая пирамида; фишинг, фарминг,  Evil  Twin  /  Honeypot,  нигерийское  письмо,  хайп (от англ. H YIP); финансовые риски.

25.         Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

26.         Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

27.        Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

МОДУЛЬ 7. О БЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ (4 часа)

Основные понятия: пенсия,  пенсионная   система,   пенсионный   фонд,   страховой   взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная пенсия;  негосударственный  пенсионный  фонд,  управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений.

28.         Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

29.         Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

30.         Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

31.         Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

МОДУЛЬ 8. И ТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ (3 часа)

32.         Занятие – презентации учебных достижений

33.         Занятие – презентации учебных достижений

34.         Занятие – презентация учебных достижений

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

– обзорная информация по мировой экономике.

– обзоры мировых товарных рынков.

– информационное аналитическое агентство.

– статистический портал Высшей школы экономики.

– ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

– Фонд Бюро экономического анализа.

– журнал «Вопросы экономики».

www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

– Министерство экономического развития РФ.

– Министерство торговли и промышленности РФ.

– Федеральная антимонопольная служба РФ.

– Министерство финансов РФ.

– Центральный банк РФ.

– Федеральная налоговая служба РФ.

– Всемирная торговая организация.

– Всемирный банк.

Оцените статью