ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕБНИК ЮФУ

Программа ЭВМ «Электронно-библиотечная система «РROFобразование»,
зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности
24.01.2020г. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020611091

База данных электронных изданий учебной, учебно-методической и научной литературы
для Электронно-библиотечной системы «PROFoбpaзование», зарегистрирована
Федеральной службой по интеллектуальной собственности 04.02.2020г.
Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2020620209

Программа для ЭВМ зарегистрирована в Едином реестре российских программ для
электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.digital.gov.ru, запись в
реестре № 11782 от 18.10.2021 г. произведена на основании приказа Министерства
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 1078 от
18.10.2021 г.

ООО «Профобразование» включено в Реестр аккредитованных IT компаний, на основании
РЕШЕНИЯ о предоставлении государственной аккредитации организации,
осуществляющей деятельность в области информационных технологий от 17.03.2022 №АО-20220316-3829208820-3, выданного МИНИСТЕРСТВОМ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Электронный учебник по финансовой грамотности

Сайт методической поддержки

Разработан по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации

Этот вход в библиотеку дает возможность ознакомиться с размещенными учебными материалами. Для того, чтобы воспользоваться всеми возможностями «Электронного учебника по финансовой грамотности» зайдите в Библиотеку и зарегистрируйтесь.

Новости проекта

Электронный учебник по финансовой грамотности дополнен новыми учебно-методическими комплектами

2019

Опубликованы учебники для 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 (Общеобразовательный профиль)

АКИПКРО подготовил небольшой видеоролик о результатах апробации учебников в 2018 г.

2018

В г. Барнаул (Алтайский край) успешно прошла апробация четырех электронных учебно-методических комплектов.

Апробация учебника по финансовой грамотности “Математический профиль” закончена в московской школе № 1576

В городе Ступино Московской области идет апробация электронных учебников по финансовой грамотности

В Москве в школе № 1788 прошла апробация апробация “Собственный бизнес” и “Финансовые риски”

Опубликован ЭУММ 10,11 кл. С ПО Финансовая грамотность

Опубликован ЭУММ 10,11 кл. Финансовая грамотность “Финансовые риски”

отметить всеснять все метки

**Данные блоки поддерживают скрол

**Данные блоки поддерживают скрол вверх/вниз

Финансовая грамотность

Учебник раскрывает основные аспекты повышения финансовой грамотности обучающихся в современных условиях и направлен на формирование навыков и компетенций финансово ответственного поведения и обеспечения личной финансовой безопасности в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Содержание учебника отражает модульный принцип структурирования материала и включает тематические направления, наиболее актуальные в условиях стремительных изменений хозяйственной среды и необходимости принятия эффективных финансово-экономических решений. Контрольные вопросы и тестовые задания, предлагаемые к каждой теме, способствуют закреплению знаний в ходе самостоятельной и аудиторной работы обучающихся. Предназначен для использования в образовательном процессе при чтении дисциплины «Финансовая грамотность» студентам бакалавриата и магистратуры неэкономических направлений подготовки.

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Учебник

Ростов-на-Дону – Таганрог Издательство Южного федерального университета 2020

МОДУЛЬ 1. О СНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ТЕМА 1. В ВЕДЕНИЕ В ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

1.1. Цели и задачи повышения финансовой грамотности населения

В настоящее время в нашей стране принята и реализуется «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы», которая направлена на финансовое просвещение различных групп населения с целью формирования финансово ответственного поведения граждан, принятия ими более эффективных финансовых решений в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Мировая практика реализации подобных стратегий и программ демонстрирует рост эффективности финансового поведения домохозяйств в решении вопросов жизнеобеспечения, повышения личного благосостояния и экономической безопасности домохозяйств. Именно поэтому в рамках реализации подобных стратегий и программ ключевым аспектом является не финансовое образование, а именно финансовое просвещение, охватывающее как можно большее количество социальных групп населения.
Актуальность задач повышения финансовой грамотности населения во всем мире предопределяется жизненной необходимостью формирования навыков личного финансового планирования на протяжении всей жизни в зависимости от жизненного цикла индивида. Решение вопросов «Потреблять или сберегать?», «Как и куда инвестировать сбережения?», «Как обеспечить подушку безопасности на случай потери работы или трудоспособности?», «Как прожить на пенсию?», «Вступать ли в ипотеку?» должно приниматься на основе грамотного управления личными финансами.

6

Тема 1. Введение в финансовую грамотность

Любое финансовое решение, принимаемое индивидом или домохозяйством, должно иметь прочную основу, для чего и проводятся образовательные мероприятия, направленные на финансовое просвещение населения путем использования разнообразных онлайн-инструментов, средств массовой информации, просветительской работы. Стремительно множащиеся и постоянно диверсифицируемые предложения от кредитных и финансовых институтов, расширение как возможностей повышения личного финансового благосостояния, так и рисков мисселинга и финансового мошенничества предопределяют высокую значимость формирования эффективных моделей финансового поведения людей, достижения экономической и финансовой безопасности домохозяйств и снижения финансовых рисков.
В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы» финансовая грамотность характеризуется как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»¹.
Современная финансовая система функционирует в условиях нестабильности и высокой волатильности внутренних экономических процессов и внешних шоков, связанных с технологическим и цифровым развитием, тенденциями глобализационного и конъюнктурного характера, что и определяет сложность принятия рациональных решений особенно уязвимыми группами населения. Практики недобросовестного маркетинга как относительно потребительских товаров, так и относительно финансовых услуг, навязывание ненужных потребителю товаров и услуг с целью стимулирования спроса и искусственного расширения потребительского сегмента существенно повышают риски домохозяйств и индивидов, снижая качество их жизни.
Для того чтобы избежать грамотно продуманных ловушек на потребительских и финансовых рынках, необходимо грамотно принимать финансовые решения, планировать свои доходы

¹ Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023 годы» от 25.09.2017 № 2039-р. U RL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_278903/

7

Модуль 1. Основы финансового поведения

и расходы, избегать нерациональных, спонтанных, незапланированных покупок.
Личная финансовая безопасность обеспечивается исключительно самим индивидом за счет овладения практическими навыками рационального планирования и управления личными доходами, формирования сбережений и грамотного размещения временно свободных собственных денежных средств, эффективного администрирования финансовых процессов и использования финансовых инструментов для минимизации рисков финансового мошенничества и мисселинга.
Привить подобные навыки, обеспечить информационную прозрачность и необходимые знания финансовой реальности широким слоям населения и призваны стратегии и программы повышения финансовой грамотности в России и мире.
Масштабный анализ ситуации на банковском и страховом рынках в России, осуществленный Национальным агентством финансовых исследований, привел к очень неутешительным результатам, что вызвало необходимость проведения целенаправленной системной политики в области разъяснения и популяризации услуг российских финансовых институтов².
В настоящее время в нашей стране наблюдаются негативные тенденции роста задолженностей и неплатежей по кредитам (включая автокредиты и ипотечные кредиты), а также по займам в микрофинансовых организациях. Кажущаяся привлекательность банковских кредитов и микрозаймов на деле оборачивается неспособностью части населения выплатить суммы по условиям подписанного ими же договора, что свидетельствует о безответственности принятия финансового решения, отсутствии элементарных навыков финансового планирования. Как правило, в кредитную ловушку попадает индивид, не имеющий представления о сложных банковских процентах, аннуитетных платежах, схеме начисления процентов банками и микрофинансовыми организациями, специфике кредита и рассрочки, а зачастую просто не читавший договор, который он подписывает.
Такая низкая информированность населения о финансовых инструментах и возможностях их эффективного использования

² Финансовая грамотность населения России. Данные социологических исследований. U RL: http://os.x-pdf.ru/20sotsiologiya/467214-1-finansovaya-gramotnost-naseleniya-rossii-dannie-sociologicheskih-i.php.

8

Тема 1. Введение в финансовую грамотность

часто влечет за собой катастрофические последствия в жизни отдельных семей. Именно этими и другими, не менее важными обстоятельствами для российского общества, продиктована жизненная необходимость и актуальность принятия стратегии повышения финансовой грамотности населения.
«Стратегия повышения финансовой грамотности», принятая в Российской Федерации, — результат системной и целенаправленной работы таких авторитетных финансовых институтов, как Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, поэтому меры, предусмотренные на национальном уровне, и механизмы, которые сейчас реализуются, направлены не только на повышение финансовой грамотности различных групп населения, но и на рост уровня благосостояния российского общества в долгосрочном периоде.
Механизм реализации основных положений «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы» предполагает:
— внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для всех уровней образования;
— формирование программ интерактивного и дистанционного обучения;
— разработку цифровых образовательных ресурсов;
— внедрение инновационных методов и форм финансового образования;
— определение целевых групп обучающихся;
— обеспечение подготовки преподавательского и методического корпуса в сфере финансового просвещения;
— создание системы оперативного информирования населения в сфере финансового образования и защиты прав потребителей.
Ожидаемым результатом реализации указанных направлений является формирование у населения навыков управления личным бюджетом, повышение ответственности при принятии финансовых решений, привитие финансовой культуры, что неизбежно способно повысить качество жизни и уровень благосостояния людей.
Стратегический характер повышения финансовой грамотности населения определяется высокой зависимостью всей финансовой и экономической системы от эффективности личных поведенческих стратегий граждан:

9

Модуль 1. Основы финансового поведения

— сбережения населения выступают первичным источником инвестиций, обеспечивая воспроизводственный процесс в макроэкономике и устойчивость банковской и финансовой систем;
— средства населения во всем мире являются фактором, стимулирующим экономический рост, выступая финансовоинвестиционным ресурсом долгосрочного экономического развития;
— грамотно размещенные временно свободные средства населения снижают риски внешних займов, обеспечивая национальную экономику притоком внутренних инвестиционных ресурсов;
— средства населения, размещенные в кредитных организациях, стабилизируют скорость наличного обращения денег, снижают инфляционную нагрузку на экономику, обеспечивают деятельность кредитно-финансовых институтов, осуществляющих воспроизводство капитала.
Повышение финансовой грамотности населения важно еще и потому, что наиболее востребованным способом размещения сбережений населения в настоящее время является банковский вклад, а интерес к инвестиционной деятельности крайне низок ввиду недостаточной информированности граждан о более доходных вариантах вложений, а также институциональных ограничений, включая низкий индекс доверия населения новым финансовым возможностям. Вместе с тем в настоящее время расширился спектр инструментов инвестиционной деятельности населения за счет внедрения механизма индивидуальных инвестиционных счетов, народных облигаций, использование которых способно существенно повысить доходность вложений.
Реализация просветительских и образовательных мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения, зафиксированных в «Стратегии повышения финансовой грамотности», способна решить широкий спектр задач:
— привить различным категориям населения (особенно социально уязвимым группам) практические навыки принятия эффективных решений в процессе управления личными расходами, доходами и сбережениями;
— снизить риски необоснованности взятия кредитов;
— повысить общую финансовую культуру населения;
— снизить риски и угрозы личной экономической безопасности граждан;

10

Тема 1. Введение в финансовую грамотность

— уменьшить нагрузку на пенсионную систему и системы социального обеспечения путем повышения осведомленности населения о возможностях систем личного пенсионного и медицинского страхования.
Важное значение повышение финансовой грамотности населения приобретает в условиях цифровизации, при которых социально-экономические и финансовые процессы, сохраняя свою традиционную экономическую природу, проистекают в диджитал-формате, что сказывается и на поведенческих моделях и стратегиях потребления финансовых услуг современного человека. В этих условиях очень важно понимание сущности традиционных экономических объектов и финансовых отношений с точки зрения диджитализации процессов в формировании и распределении финансовых потоков.
Тенденциями цифровой трансформации поведенческих моделей личности и домохозяйства являются:
— принятие решений в условиях диверсификация сфер интернет-торговли, интернет-банкинга;
— осуществление банковских операций в цифровом режиме через мобильные приложения;
— стремительное внедрение распределенных сетей и технологий искусственного интеллекта в практику экономического и финансового поведения;
— продвижение высокоскоростных мобильных систем.
Эти тенденции формируют новое «цифровое качество» современного потребления как на рынках потребительских товаров, так и на финансовом рынке и задают основной вектор в становлении личных финансовых стратегий населения и обеспечении личной финансовой безопасности в условиях цифровизации.
При выборе стратегии финансового поведения личности и домохозяйства необходимо принимать во внимание двойственную природу финансовой цифровизации: наряду со стремительным технологическим обновлением процессов получения финансовых услуг, сокращением временных и трансакционных затрат на проведение финансовых операций, ростом доступности, конкурентоспособности и качества предоставляемых финансовых услуг цифровая трансформация усиливает риски потребления финансовых услуг за счет увеличения угроз финансового кибермошенничества и злоупотребления цифровыми технологиями.

11

Модуль 1. Основы финансового поведения

1.2. Зарубежный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности

Проблемы финансового поведения населения России соотносимы со спектром проблем, существующих в других, как развитых, так и развивающихся странах. Стратегии моделирования финансово ответственного поведения среди различных групп населения, направленные на повышение уровня финансовой грамотности, аналогичные российской, приняты и реализуются в различных странах. В контексте принятия финансово грамотных решений выделяются наиболее уязвимые социальные группы: люди с низким уровнем образования, молодежь, женщины, пенсионеры. Согласно ряду исследований, знание основных финансовых концепций и навык принятия финансово обоснованных решений особенно низки среди женщин, менее образованных людей, молодежи и людей пенсионного возраста³. Сравнительные оценки поведения населения в области принятия финансовых решений позволяют осуществлять мониторинг финансовой грамотности, контролировать уровень ее повышения не только среди уязвимых групп, но и в процессах финансовой устойчивости домохозяйств и их инвестиционного поведения.
Исследования финансовой грамотности населения, проводимые Национальным советом по экономическому образованию (NCEE), коалицией за личную финансовую грамотность Jump$tart Coalition Sustaining Partners⁴ и Мичиганским университетом в США, показали, что многие американские домохозяйства не знакомы даже с основными экономическими концепциями, связанными с принятием решений в области сбережений и инвестиций, что имеет негативные стратегические последствия в долгосрочных инвестициях, ипотечном кредитовании и пенсионном планировании.

³ Bucher-Koenen T., Lusardi A. Financial Literacy and Retirement Planning in Germany. U RL: https://www.nber.org/papers/w17110; Finke M. S., Howe J. S., Huston S. J. Old Age and the Decline in Financial Literacy // Forthcoming in Management Science. 2011. 24 Oct. U RL: https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1948627; Lusardi A. Planning for Retirement: The Importance of Financial Literacy // Public Policy & Aging Report. 2009. Vol. 19, № 3. Р. 7-13.

⁴ https://www.jumpstart.org.

12

Тема 1. Введение в финансовую грамотность

Реальные финансовые знания крайне низки как среди школьников старших классов, так и среди людей пенсионного возраста, дефицит финансового образования испытывают как старшеклассники, так и люди трудоспособного возраста и пенсионеры. Кроме того, в США на регулярной основе с 2004 г. проводится обследование населения в возрасте старше 50 лет с целью исследования готовности выхода на пенсию. Несмотря на различные методики и критерии оценки, все исследования демонстрируют низкий уровень финансовой грамотности американцев разных возрастных групп, и особо остро проблема финансовой грамотности стоит среди чернокожих и латиноамериканцев, женщин и людей с низким уровнем образования и низким уровнем доходов.
Аналогична ситуация в области финансовой грамотности в других странах. Так, согласно исследованию финансового поведения потребителей Австралии и Новой Зеландии, проведенному банковской группой Australia and New Zealand Banking Group (ANZ)⁵, лишь 28 % респондентов в возрасте старше 18 лет смогли проявить понимание концепции сложного процента. Опрос подтвердил прямую корреляцию гендерных аспектов (так же как и в США, уровень финансовой грамотности у женщин ниже, чем у мужчин) и значимость образования (уровень финансовой грамотности выше среди образованных людей, чем у населения с низким уровнем образования).
Опрос молодежи Кореи показал, что проверка знаний в области экономики и финансов дала результаты, схожие с подобным возрастным сегментом американцев, причем большинство респондентов дало неудовлетворительную оценку как своим знаниям в области финансов, так и своему финансовому положению.
Наиболее эффективным является инструмент обследования финансовой грамотности, разработанный Международным агентством по финансовому образованию ОЭСР (INFE OECD) и представляющий собой личные интервью населения в возрасте 18—79 лет через уличные перехваты. Использование этого инструмента впервые применено в международном пилотном исследовании в 14 странах в 2010 г. В 2015 г. в международных сопоставительных исследованиях приняли участие более 30 стран, включая 17 стран ОЭСР, для сбора сопоставимых данных. Результа

⁵ https://www.anz.com/inetbank/bankmain.asp

13

Туманян Ю. Р., Ищенко-Падукова О. А., Козлов А. И., Мовчан И. Б.

Электронное издание на основе: Финансовая грамотность : учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А. И. Козлов, И. Б. Мовчан, С. А. Писанка, 3. Б. Прокопенко ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. – 212 с. – ISBN 978-5-9275-3558-3.

Оцените статью