интеграция уроков труда и основанного на опыте подхода для повышения финансовой грамотности учащихся начальной школы через академические предметы

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ТРУДА И ОСНОВАННОГО НА ОПЫТЕ ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ Финзачет

Современная жизнь ставит перед педагогами  вопросы необходимости  разработки и внедрения инновационных подходов и методик в образовании детей  как на уроках так и во внеурочной деятельности по технологии.

Национальный проект образования и другие стратегические документы нацеливают на формирование жизненных бытовых навыков, финансово экономических компетенций у школьников.

Следует отметить, что такие знания и умения включены в различные образовательные программы предметных областей: обществознание, математика, информатика, ОБЖ и технология. Преподается в разрозненном виде.

Например, в образовательную программу по технологии включено два часа на изучение тем связанных с финансово-экономической и бытовой грамотностью, что недостаточно для полноценного формирования знаний и умений у школьников.

Педагогические исследования показывают, что формирование экономико-бытовых навыков происходят вне образовательного процесса то есть стихийно, под влиянием большого количества внешних факторов.

Одновременно, в настоящее время разработано большое количество программ для реализации во внеурочной деятельности. Программы предназначены для разных возрастов и чаще всего, специалистами финансовой экономической области, поскольку они заинтересованы в потреблении гражданами финансовых продуктов(программы Минфина, Сбербанка и другие)

Вышесказанное подтверждает высокую актуальность разработки программ и методического обеспечения к ним во взаимодействии основной образовательной программы и внеурочной деятельности по технологии. Данный подход позволит соединить в один комплекс финансово-бытовые знания и умения и увеличить число часов на изучение раздела. Что будет способствовать переходу на уровень практического применения.

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

МБОУ «СШ № 30 им. С. А. Железнова»

Отвечаем на вопрос: Зачем изучать финансовую грамотность на уроках «Технологии»?

на уроках Технологии

Выполнила учитель технологии:

Смолина Зоя Михайловна

Отгадайте пожалуйста загадки:

Из кармана в карман скачет.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

Правильно: Это монета и деньги.

Зная ключевые слова, сформулируем тему «Финансовая грамотность обучающихся»

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Наши дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Финансовую грамотность необходимо изучать для того, чтобы дети были информированными в части работы финансовой системы, знания и навыки в этой сфере позволяют научиться правильно ориентироваться в финансовой отрасли, принимать верные решения, грамотно управлять своими средствами, вести учёт доходов и расходов, планировать свой бюджет, преумножать деньги.

Многие разделы программы по технологии включает в себя уроки финансовой грамотности:

Раздел «Производство»: Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный?

Что выгодней купить несколько ручных инструментов или один многофункциональный?

В разделе Маркетинг, изучаем денежный рынок, удовлетворяющий людские нужды, дающий возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность.

Раздел: «Морепродукты. Рыбные консервы и пресервы»

Вы знаете, как выбирать рыбные консервы? Можно купить и дешёвые, и дорогие. А что будет экономичней и полезней. Разбираем разных производителей продукции. Например, производитель «Доброфлот». Выяснили: Консервы с надписью «сделано морем» и маркировкой 13 – сделаны на суше. Туда рыбу привезли. А консервы с надписью «сделано в море» и маркировкой П08 сделаны на плавучем рыбзаводе из свежей, только что выловленной рыбки. И цена меньше и вкуснее.

Раздел «Основы рационального питания» составление меню на определенную сумму. Новый год скоро, вы покупаете продукты на праздничный стол. А во сколько обойдётся это застолье? Вы знаете?

Раздел «Технологии растениеводства»: что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине? Из одного пакетика семян можно вырастить много рассады. Весной стоимость одного растения стоит как стоимость от 3-х до 10-и пакетов вместе взятых.

При изучении «Текстильные материалы»: зная свойства тканей выбрать нужную и лучше определиться с её стоимостью, чтобы семейный бюджет не пострадал.

При изучении «Семейного бюджета» выполняем задания на уроке. Многие ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, израсходованную воду.

Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджет своей семьи

Деньги в вашей копилке.

Бабушкин кошелёк с деньгами.

Премия за победу в олимпиаде по математике.

Ваши карманные деньги.

Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

Подаренные вам на день рождения деньги.

Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

Разделите виды доходов и расходов.

Зарплата папы 50 000 тыс рублей.

Оплата коммунальных услуг.

Плата за обучение сына.

Накопления в банке.

Оплата мобильной связи.

Финансы – это большая часть нашей жизни. Финансовую грамотность необходимо изучать для того, чтобы дети были информированным в части работы финансовой системы, знания и навыки в этой сфере позволяют научиться правильно ориентироваться в финансовой отрасли, принимать верные решения, грамотно управлять своими средствами, вести учёт доходов и расходов, планировать свой бюджет, преумножать деньги.

А решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день .

Элементы финансовой грамотности на уроках технологии

Приготовление любого блюда начинается с первичной обработки продуктов. Эта операция нередко ведет к значительным потерям сырья. В V классе, например, при приготовлении блюд из овощей в первичную обработку входят: переработка, мойка, очистка, промывание и нарезка овощей. Показываю детям приемы переработки овощей с той целью, чтобы меньше было отходов. При очистке овощей также надо заострять внимание учащихся на уменьшение отходов – работа с желобковым ножом позволяет срезать тонкий слой кожицы у корнеплодов.    При работе в VI классе с крупами, нужно обращать внимание на то, как ученицы перебирают крупу, как моют, чтобы с переборкой и мытьем не выбрасывались хорошие крупинки.    Выполняя первичную обработку рыбы, учащиеся также должны стараться уменьшить отходы (аккуратно срезать плавники, хвост и голову, удалять жабры).    В VII классе при первичной обработке мяса, зачищая его, необходимо научить аккуратно срезать пленки и аккуратно нарезать порционные куски мяса ( например, работая с куриным мясом).

Даже после аккуратной первичной обработки остаются отходы, часть которых можно использовать в пищу, например, из картофельной кожуры можно получить крахмал, отходы от красной свеклы можно использовать для подкраски борщей. Прокисшее или свернувшееся молоко можно использовать для приготовления изделий из теста ( оладьи, блины и др.). Оставшаяся каша после приема пищи может быть использована для приготовления запеканок. Отходы после ягод и фруктов можно использовать для приготовления компота. Отходы после первичной обработки рыбы (хвост, голова, плавники) и мяса (кости, пленки) идут на приготовление бульонов для супов.        Особое внимание надо обращать на экономное использование хлеба: рассчитывать, какое количество его потребуется для обеда, завтрака или ужина и не покупать лишнего, а если купили, то экономно разрезали столько, сколько необходимо для приема пищи. Если все же хлеб остался, и чтоб не пропал, можно приготовить самое простое – это сухари, а вот приготовить горячие бутерброды – это уже посложнее. Сначала готовим бутербродную массу – две столовой ложки манной крупы завариваем кипятком, солим, добавляем сырое яйцо, мелко нарезанную луковицу. Разогреваем на сковороде растительное масло, режем хлеб, накладываем массу на кусок хлеба тонким слоем и кладем на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, переверните и обжарьте с другой стороны. Готово!        Мы должны воспитывать из девочки экономную хозяйку. Так предлагаю из самых простых продуктов приготовить несложные блюда

Санитарно-гигиеническими требованиями предусмотрены правила и сроки хранения изучаемых продуктов и блюда из них. Следует подчеркнуть, что неправильное хранение продукта мотет привести к его порче, а значит и к отравлению. Надо рассказать учащимся, что борьба за экономию продуктов начинается еще в поле, огороде, на ферме, где люди стараются вырастить хороший урожай и убрать его без потерь, откармливают скот, птицу и стараются в сохранности довести до потребителя заготовленные продукты питания.        В санитарно-гигиенические требования входят также правила обработки продуктов, при соблюдении которых уменьшаются потери питательных веществ и витаминов.

Подсчет нормы продуктов и их стоимости.        Для выполнения практических работ, девочки приносят продукты из дома. Нужно научить подсчитывать, какое количество продуктов необходимо для приготовления данного блюда на класс ( их норма дана в рецептуре на одну порцию), рассчитывать себестоимость блюда. Научить учащихся заменять одни продукты другими, например, зеленый горошек – отварной фасолью, и т.д.        На уроках надо следить и за тем, как учащиеся пользуются оборудованием. Разбитая тарелка или чашка, погнутая ложка или вилка – все это потери, которые придется восполнять. Экономия света, воды, вовремя отключать печь (не допускать перегрева конфорок) – все это средства. Нужно учить экономно жить. Обработка ткани. Раскрой.        Основная операция при изготовлении швейных изделий, где можно и нужно экономить материал – это раскрой. Об этом надо не только напоминать на занятиях, но и научить приемам экономного раскроя ткани. Надо объяснить, что складывать ткань для настилания перед раскроем необязательно точно пополам. Нужно рассчитать ткань: выкройка + швы.        Учащиеся знают, что начинать раскладку деталей выкройки надо с крупных деталей, потому что между ними можно разместить мелкие детали и будет меньше выпадов ткани. Надо приучить девочек аккуратно складывать остатки ткани – некоторые из остатков пойдут на обработку и отделку изделия. А из лоскутков можно изготовить различную нужную вещичку, например, подставку под горячее, прихватку, мягкую игрушку и много других полезных вещей. Первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов.        Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же законам, что и общество, а поэтому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики.

Формирование элементов финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах .

Финансы – это большая часть нашей жизни. Быть финансово грамотным – это значит грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами и, конечно, использовать накопительные и страховые инструменты. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Но не каждый выпускник современного образовательного учреждения может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски.

В связи с этим одной из важнейших задач современного обучения стало воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях суровых рыночных отношений.

Курсу «Технология» здесь принадлежит особая роль. Предмет «Технология» является практико-ориентированным, обучающиеся получают не только знания в области различных технологий, но и на практике закрепляют полученные знания и умения.

Более 10 лет в моей рабочей программе есть уроки финансовой грамотности. Работая над творческим проектом (а этот метод впервые появился в курсе предмета технологии), обучающиеся столкнулись с проблемой экономического расчета своей работы. Это и послужило необходимостью введения элементов финансовой грамотности в программу. Мной был разработан элективный курс «Основы предпринемательства».

Практически каждый раздел программы включает в себя уроки финансовой грамотности: на уроках «кулинарии» составляют меню на определенную сумму, уроки сельхозтруда: что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине? При изучении «Швейного дела»: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный? Что такое товар и услуга, правила совершения покупок, пути экономии домашнего бюджета. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, израсходованную воду.

Методы обучения и организации занятий по финансовой грамотности характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке: обучение в сотрудничестве, работа в команде, самостоятельная работа вне школы, получение знаний из различных источников (библиотеки, Интернет, семейный опыт). Применяются технологии: модерации, (и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. витагенной, (жизненный опыт) формирующего оценивания (сами себя) и др.

Так решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Обучение с детских или юношеских лет финансовой грамотности, конечно, позволит молодым людям в дальнейшем легче адаптироваться к постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь человека гораздо проще. Мир не стоит на месте

Появляются новые термины, определения, понятия, возникает необходимо самосовершенствоваться нам, педагогам. В 2018 году я обучилась на дистанционных курсах финансовой грамотности в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Большую помощи в моей работе оказываю «Онлайн уроки финансовой грамотности» Организатором этого. Проекта выступает мегарегулятор финансового рынка – Центральный банк Российской Федерации. Уроки проходят в формате вебинаров в режиме реального времени, что позволяет школьникам взаимодействовать с экспертами, задавать вопросы, получать ответы и самим отвечать на их вопросы. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.

13 апреля 2017 года Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписали Дорожную карту мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций

Для повышения мотивации как учащихся, так и преподавателей предусмотрены профессиональные конкурсы и тематические олимпиады.

Проект «Инфоурок» в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию

финансового образования в Российской Федерации» для участников всех возрастов разработал полезное интеллектуальное соревнование – онлайн-марафон по финансовой грамотности в рамках

V Всероссийской недели сбережений. Обучающиеся приняли активное участие в этом онлайн -мероприятие.

Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451302-formirovanie-jelementov-finansovoj-gramotnost

Из опыта работы учителя технологии. Развитие финансовой грамотности на уроках технологии

Школа является общественным институтом – зеркалом общественного организма, который формирует качества личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. Ф ГОС говорит о развитии функциональной грамотности, как основе развития личности в современных условиях, рассматривая школу как инструмент исполнения государственного и социального заказа.

Обобщая сказанное выше, можно отметить, что в современной школе стоит проблема формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.

Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Повышение уровня финансовой грамотности имеет большое значение для развития способности отдельных лиц и их семей управлять возросшими рисками. Сюда включается недопущение чрезмерного увеличения личного долгового бремени, преодоление финансовых трудностей, снижение риска банкротства, сохранение сбережений и обеспечение достаточного уровня благосостояния после выхода на пенсию.

В современном учебном процессе в общеобразовательной школе, в числе прочего, также необходимо учитывать основные тенденции, связанные с подвижностью конъюнктуры рыночной экономики.


ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ТРУДА И ОСНОВАННОГО НА ОПЫТЕ ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Как начинающий преподаватель технологии готов поделится своим небольшим опытом. Работая в МБОУ СОШ № 54 на уроках технологии в 8 классах, мною был разработан и внедрен «шаблон» мини бизнес-плана, с помощью которого учащиеся при прохождении модуля «Социально-экономические технологи» знакомятся с заполнением финансовой документации, производя расчёты себестоимости продукции развивают и математическую грамотность.

Проектная деятельность по направлению «Мой бизнес» учащихся напрямую связана, где воспитанники не только придумывают название своего бизнеса, но и производят расчёты потерь, придумывают маркетинговые ходы продвижения изделия или услуги. При написании проекта учащиеся должны представить решение с выводами о выводе конкретного продукта на рынок товаров и услуг.


ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ТРУДА И ОСНОВАННОГО НА ОПЫТЕ ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Шаблон для заполнения бизнес-плана состоит из следующих разделов: 1. Резюме проекта 2. Описание предприятия 3. Анализ рынка 4. План сбыта и маркетинга 5. Инвестиционный план 6. План производства 7. Финансовый план 8. Оценка рисков 9. Выводы


ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ТРУДА И ОСНОВАННОГО НА ОПЫТЕ ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Рассмотрим первую часть работы, которая является первым шагом в знакомстве ученика с финансовой документацией. При заполнении бизнес-плана перед школьниками возникает проблема нехватки информации, которая решается посредством саморазвития во время внеурочной деятельности.

Как работать с шаблоном? Вам надо заполнить раздел «Резюме» вашего бизнес-плана, заменяя текст, выделенный курсивом на данные вашего проекта. После заполнения, текст, выделенный курсивом, необходимо удалить.

Резюме – Наименование проекта ______________________________________________ – Характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств: • наименование организации _____________________________________ • организационно-правовая форма ________________________________ • форма собственности _________________________________________ • количество разработчиков/ количество сотрудников ______________ • уставный фонд _______________________________________________ • оборот за последний год (для действующих организаций) ___________ • контактные данные (почтовый адрес, телефон) __________________ • банковские реквизиты (для действующих организаций) _____________ • фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта __________________________________ – краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал______________________________________________

Информация об учредителях/инициаторах проекта (команда проекта) ФИО и год рождения Контактная информация Образование и квалификация Опыт работы Доля в основном капитале,%

– краткое описание проекта, особо выделив, идет ли речь о “start-up” или о расширении существующего дела _____________________________________ – описание ситуации на рынке и в отрасли _______________________________ – преимущество продукции или услуг предприятия_________________________ – собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние ________________________________________ – долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени _________________________________________________ – потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам _____________________________________ – наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д. ___________________________________________________ – ключевые экономические показатели эффективности проекта ___________________________________________________ – возможные риски и система страховок ___________________________________________________

Этапы деятельности школьники вместе с преподавателем изучают, анализируют, сравнивают и только затем оформляют к защите.

Форма работы над документом может быть групповой, каждая из которых оформляет сообщение и презентацию исследования.

Создание групп общения, в которых обсуждаются личное будущее учащихся: выбор ими путей самореализации и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, где от педагога требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия с применением личного опыта. Кроме того, учащиеся самостоятельно работают над поставленными задачами и оформляют свой бизнес-план для презентации.


ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ТРУДА И ОСНОВАННОГО НА ОПЫТЕ ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Презентация бизнес-плана, включает в себя подготовку презентации и оценивание проекта. Презентация может быть как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, и т.д.), так и в не игровой форме (доклад).


ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ТРУДА И ОСНОВАННОГО НА ОПЫТЕ ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Бизнес-план: выполняется в группах и индивидуально, реализация занимает примерно 4-12 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.


ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ТРУДА И ОСНОВАННОГО НА ОПЫТЕ ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Подводя итоги – во время знакомства школьников с финансовой документацией, учащиеся получают удовольствие от работы над проблемой, т.к. переживают ситуацию успеха и самореализации. Развивают коммуникативные навыки, учатся поиску и анализу информации, что позволяет сформировать личность гражданина Российской Федерации способного легко адаптироваться в условиях изменения общественной среды цифровизации человечества.

Рекомендуем посмотреть

Разработка учебного кейса на тему “Скворечник”

Мастер-класс. Сумка для покупок своими руками «Веселое настроение»

Конспект урока во 2 классе по предмету «декоративно-прикладного искусства»

Конспект урока в 3 классе по предмету «Декоративно-прикладного искусства». Аппликация из ткани

ГКОУ «Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа – интернат № 27»

Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

В соответствии с ФГОС, главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Формирование финансовой грамотности в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Оно приближает учащихся к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Прежде чем начинать работу по формированию основ финансовой грамотности, необходимо понять, насколько дети готовы к экономическому воспитанию. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В связи с этим, нужно выстраивать работу на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.  Детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Формирование финансовой грамотности способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени.

Так – же не следует забывать общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

– Принимать ребенка таким, какой он есть.

– Как можно чаще общаться с ребенком.

– Избегать переутомления.

– Использовать упражнения на релаксацию.

– Не сравнивать ребенка с окружающими.

– Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

– Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

– Обращаться к ребенку по имени.

– Не предъявлять ребенку повышенных требований.

– Стараться делать замечания как можно реже.

– Оставаться спокойным в любой ситуации.

И необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. А решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

Введение предмета «технология» предполагает формирование всеми имеющимися в арсенале учебного заведения силами и средствами легко адаптирующейся личности, которая может жить и работать в новых социально-экономических условиях. В ходе трудового обучения возникает объективная необходимость использовать приобретённые ранее в основах наук и казавшиеся школьнику абстрактными экономические понятия, расширить и углубить экономические умения организации и учёта труда.

Возможности для формирования экономической грамотности прослеживаются на протяжении всего предмета «технология». В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов – экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима оборудования.

Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

На уроках технологии, начиная с 5 класса, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Основные содержательные линии курса:

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Потребности, Товар-услуга;

• Собственный бизнес.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Каждый раздел включает в себя уроки финансовой грамотности: на уроках «кулинарии» рассчитать блюдо. А что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине?

При изучении «Швейного дела»: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Что такое товар и услуга? Какие правила совершения покупок, чтобы семейный бюджет не пострадал, пути экономии домашнего бюджета. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, составляют меню на определенную сумму. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, что такое налоги, кредит, рассчитывают стоимость проектов

Исторически сложившаяся практика ведения домашнего хозяйства показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках.

Раздел «Элементы домашней экономики» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

Данный раздел является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый (профильный) компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и технологического, правового, культурологического характера. Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического профиля.

Раздел «Элементы домашней экономики» является логическим продолжением первого уровня программы «Технология» –  элементы   домашней экономики и основы предпринимательства.  Раздел «Элементы домашней экономики» основывается на знаниях, полученных учащимися в 8 классах, и включает в себя информацию, расширяющую их, а также не освященную в базовой программе.

Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации формирования экономической грамотности, родственным которой является экономическое воспитание. Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Ребята слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Считаем, что формировать финансовую грамотность младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других.

Один из способов интеграции указанных направлений, который мы приняли за основу в нашей образовательной организации с 1 по 4 классы в УМК «Школа России», представлен в таблицах 1-4.

Интеграция материалов по финансовой грамотности

с предметным содержанием (1 класс)

с предметным содержанием (2 класс)

с предметным содержанием (3 класс)

с предметным содержанием (4 класс)

Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамотности мы используем пособия и электронные ресурсы.

Формирование финансовой грамотности младших школьниковна уроках математики осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.

Для осознанного понимания необходимости формирования экономических знаний учащиеся должны уметь:

– анализировать свои потребности;

– выделять основные и особые потребности;

– определять источники удовлетворения различных потребностей;

– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;

– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

– совершать элементарные покупки в магазине;

– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК «Школа России»).

– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.

– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь» и другие).

Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. С этой целью, например, предлагаем учащимся пословицы: первую часть пословицы в одной колонке, вторую часть – в другой. Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?

Труд человека кормит, а трудами.

Мал золотник, лучше большого безделья.

Готовь сани летом, один отрежь.

Не сиди сложа руки, тем больше дров.

Назвался груздем, пригодиться напиться.

Маленькое дело, да дорог.

Семь раз отмерь, полезай в кузов.

Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.

Чем дальше в лес, а лень портит.

Не плюй в колодец, а телегу зимой.

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. У МК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология». Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в семье за последнюю неделю, занести их в нужный столбик и подумать, на что можно потратить свои сбережения.

принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Учебные материалы и задания при этом важно подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и включать задачи, практические задания на построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. Например, на уроках «кулинарии» – рассчитать стоимость блюда. А что выгоднее: вырастить овощи и фрукты на приусадебном участке или купить в магазине?  При изучении швейного дела: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный? Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, составляют меню на определенную сумму. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, узнают, что такое налоги, кредит.

Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Считаем уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования применить игровую и проектную, а также обратить внимание на исследовательскую деятельность по данной тематике.

Особая роль формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Кроме того, наши учащиеся имеют опыт работы над проектом по созданию «Детского экономического словаря».

Наша школа принимает активное участие в формировании финансовой грамотности у школьников:

– МОУ ООШ №13 входит в тройку лидеров по просмотру уроков по финансовой грамотности в Александровском муниципальном округе;

– участвует в вебинарах, веб-конференциях по финансовой грамотности;

– наши ученики участвуют во всероссийских онлайн-олимпиадах, викторинах по финансовой грамотности;

– ежегодно участвуют в марафоне по финансовой грамотности;

– учителя и учащиеся школы периодически проходят онлайн-тестирование по финансовой грамотности;

– в декабре 2020 года 50% учащихся и преподавателей участвовали во всероссийском онлайн-зачёте по финансовой грамотности;

– традиционными стали Дни финансовой грамотности в нашей школе.

Результаты участия школьников МОУ ООШ № 13 в мероприятиях по формированию финансовой грамотности в период 2020-2021 учебного года представлен в таблице 5.

Конечно же, для обобщения результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности в урочную и внеурочную деятельность.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785).

Оцените статью