Библиографическое описание
Выходцева, Т. В. Методическая разработка урочного занятия на тему «Какие бывают финансовые риски» / Т. В. Выходцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86068/ (дата обращения: 15.11.2023).
Ключевые слова:
риски, финансовая грамотность.
Общая характеристика занятия
Наименование:
занятие по финансовой грамотности для учащихся 8–9 классов на тему: «Какие бывают финансовые риски».
Вид деятельности учащихся:
урочное занятие.
Форма проведения занятия:
урок-практикум с использованием игровых технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Место занятия в
реализации курса:
Тема 8. Финансовые риски Занятие 19. « Какие бывают финансовые риски» учебной программы «Финансовая грамотность».
Педагогическая характеристика занятия
Цель занятия
— способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций:
1) анализировать и оценивать финансовые риски;
2) реально оценивать свои финансовые возможности.
сформировать знания по следующим вопросам:
– чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция;
– какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро;
– каковы негативные последствия экономических кризисов;
– как вести себя, когда настанет экономический кризис;
– каковы основные способы сокращения финансовых рисков.
– навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
– ответственное отношение к своей семье на основе понимания наличия финансовых рисков в современной экономике.
– воспитывать разумное отношение к деньгам;
Планируемые результаты обучения:
Базовые понятия и
знания:
финансовые риски, виды финансовых рисков, инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, финансовое мошенничество, представление о способах сокращения финансовых потерь.
– владение понятием «финансовые риски»;
– знание видов финансовых рисков;
– представление о способах сокращения финансовых рисков;
– осознание опасности участия в различных финансовых пирамидах;
– развитие критического отношения к рекламным сообщениям.
– формирование ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
– освоение социальных норм и правил поведения в финансовой сфере и формирование осознанного отношения при взаимодействии с финансовыми институтами;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
– умение анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
– умение самостоятельно определять и оценивать различные способы решения финансовых проблем;
– умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
– умение устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
Техническое, дидактическое, учебно-методическое обеспечение занятия:
– Компьютер, мультимедийная оборудование, раздаточный материал
Видеоролик «Берегите свои данные от мошенников!»
Анимированная презентация «Финансовые риски в целом и как от них защититься (8–9 классы)»
Игра «Риски и финансовая безопасность»
Кейс № 1
Кейс № 2
Кейс № 3
Кейс № 4
Тест «Финансовые риски»
Методическая характеристика занятия
Используемые методические приёмы:
работа с понятиями; проблемный вопрос, доказательство и аргументация точек зрения; анализ источников информации; работа с раздаточным материалом; решение практических задач, использование дидактического материала.
Урок выстроен на основе деятельностного подхода. Чередовались формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная.
Вид деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, интерактивная, групповая работа.
Методическая оценка педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии
– Усвоение обучающимися основных понятий урочного занятия.
– Степень взаимодействия учащихся в команде.
– Степень включенности в обсуждение.
Критерии оценки эффективности занятия
– Полный охват обучающихся в процессе обсуждения.
– Степень активности взаимодействия педагога и обучающихся.
Основные этапы задания представлены в
таблице 1.
Основные термины (генерируются автоматически): риск, групповая работа, анимированная презентация, вид деятельности учащихся, выполнение заданий, раздаточный материал, способ сокращения, урочное занятие, финансовая безопасность, финансовая грамотность.
Технологическая карта урока
Тема: Какие бывают финансовые риски
Цель: мотивировать обучающихся на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков
Научатся: определять финансовые риски,
разделять их на виды; понимать причины
Получат возможность научиться:
соотносить свои финансовые риски и
выгоды; допускать существование различных
точек зрения, принимать другое мнение и
позицию, приходить к общему решению;
осуществлять поиск нужной информации,
информацию из
разных источников,
– сформировать ответственность за
— готовность пользоваться своими правами
в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с
финансовыми институтами обязанности.
– владение умением осуществлять
– умение осуществлять элементарный
прогноз в сфере личных финансов и
оценивать свои поступки
– анализировать и интерпретировать
финансовую информацию из различных
– сформированность умения устанавливать
причинноследственные связи между
– вступать в коммуникацию со
сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи
Основные понятия: Финансовые риски. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний.
ТСО, раздаточный материал
статья: Крыжановский О. А.
Попова Л. К. Анализ
современных подходов к
пониманию терминов «риск» и
«финансовый риск» // Молодой
ученый. —— №19. — С.
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности
обучающихся, актуализация знаний.
3) Первичное усвоение новых знаний.
4) Первичное закрепление.
5) Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
6) Рефлексия (подведение итогов занятия).
1 этап урока организационный
Создаёт условия для возникновения у
учеников внутренней потребности включения
Настраиваются на учебную
2 этап урока мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация знаний
Организует формулировку темы и постановку
цели урока учащимися.
Предлагает провести игру «Кладовая мыслей»
(раздает карточки со словами). Задание:
составить из слов высказывания (Приложение
1). Учтите, что ваши ответы в течение урока
будут приносить вам определенные бонусы,
которые понадобятся в конце нашего занятия.
– Прочитайте то, что у вас получилось. В чем
заключается смысл данных высказываний?
Что их объединяет?
– Верно. Сегодня насчитывается более 220
видов рисков и более 40 различных критериев
рисков. Провести жесткую границу между
отдельными видами рисков довольно сложно,
т.к. многие риски взаимосвязаны между собой.
Если рассматривать классификацию рисков по
сфере деятельности, то обычно выделяют:
производственный, коммерческий,
финансовый и страховой риск.
Но о каких видах риска мы будем говорить на
занятии, вы узнаете из этого ролика
– Действительно, речь пойдет не только о том,
что такое финансовые риски, но и о том,
какими они бывают. Запишите в тетрадях
число и тему урока «Какие бывают
– Как вы думаете, какие цели мы с вами
Участвуют в игре (парная
версию, что все высказывания
связаны с понятием «риск»
запланируем на урок? На слайдах у вас есть
подсказки начало формулировки цели.
версию, что речь идет о
Записывают тему урока в
Определяют цели урока
финансовые риски, разделять
финансовые риски по видам,
понимать причины финансовых
рисков, делать выводы о
3 этап Первичное усвоение новых знаний
– Как вы понимаете, что такое финансовый
– У вас на столах карточки с текстом
(Приложение 3). Это словарная статья с
определением понятия «финансовый риск».
Сравните это определение с тем, что дано у
вас в учебнике на стр. 200. Как вы думаете,
какое определение, на ваш взгляд, более
– Запишите определение в тетрадь.
– Какие же бывают финансовые риски?
– Познакомьтесь со схемой «Виды финансовых
рисков (Приложение 4). О каких из них вы уже
знаете или слышали?
– На полях в учебнике вам предлагаются
некоторые виды финансовых рисков. Назовите
– Посмотрим этот ролик. Определите, к какому
виду финансового риска относится данная
ситуация? (Приложение 5)
финансовые риски –
это не только потеря
Работают со схемой
– Как вы поняли, что такое инфляция?
– Давайте выясним, почему инфляция – это
финансовый риск. Послушайте историю
Федора, который работает охранником в
– Какую ошибку допустил Федор? Что бы вы
– Посмотрите на эти рисунки (Приложение 6).
Как вы думаете, о каком виде финансовых
рисков идет речь?
– А что такое девальвация?
– Девальвация – это
официальное снижение курса национальной
люты отношению к иностранным валютам.
Например, в январе 2014 г. доллар стоил 32,63
р., а в феврале – 36,63 р. Стоимость евро
выросла за этот же период с 45, 05 р. до 50,76
р. На 24.11.2016 г. доллар стоит 64,01 р., евро
– 68,05 р. Как вы думаете, почему
девальвацию можно отнести к финансовым
рискам? Ответить на этот вопрос нам поможет
следующая ситуация – «Семья в
туристическом агентстве» (имитационно
– Что бы вы посоветовали сделать этой семье в
данной ситуации? Попробуйте разработать
некий алгоритм действий для данной
– «Компания объявила себя банкротом.
Гражданин такойто обанкротился.
Определяют, что это
Предлагают свои мнения (или
истории о своих знакомых)
Предлагают свои ответы.
Предлагают свои ответы (нр,
Ученик (в роли Федора)
рассказывает свою историю.
Предлагают свои мнения (нр,
положить деньги в тот банк, где
процент выше уровня
Предприятие находится на грани
банкротства». Эти фразы в современном
обществе можно слышать часто. Они уже
настолько органично вписываются в
повседневную жизнь, что практически не
привлекают внимания. Однако, несмотря на
то, что слышали о банкротстве многие,
правильно объяснить что это, может далеко не
– Обратите внимание на рисунки (Приложение
Как вы понимаете, что такое банкротство?
– – это признанная судом
неспособность исполнить обязательства по
уплате взятых в долг денежных средств.
Найдите в учебнике причины банкротства
финансовых организаций и выпишите их в
таблицу, сгруппировав по видам.
– причины банкротства вы можете
– Сверим ваши ответы с ответами на слайде.
рисунки, предлагают
определение в
Читают текст,
группируют причины
(внешние и
выписывают их в
Выдвигают свои
ситуацию с выбором места
Предлагают свои ответы (нр, 1
шагопределить место отдыха
(зона евро или зона доллара), 2
шаг – выяснить, в какой валюте
выгоднее копить, 3 шаг –
открыть валютный счет в банке
и пополнять его, и т.п.)
Контроль в форме сличения с
4 этап Первичное закрепление
– Предлагаю вам объединиться в группы по 4
человек, объединить свои бонусы и решить
одну задачу. Но для этого вы должны ее
купить за общие бонусы. Перед вами 2
шкатулки. Одна – новая, красивая, но задача,
лежащая в ней, стоит дорого – стартовая цена
10 бонусов. Если задача будет решена
неправильно, вы потеряете эти бонусы. Если
Делятся на группы, выбирают
покупают задачу, выполняют
же правильно, то вы получите еще 10 бонусов.
Вторая шкатулка – старая, не такая красивая,
но задача решается легко, и стоит всего 5
бонусов. Если задача будет решена
же правильно, то вы получите еще 5 бонусов.
Я даю вам немного времени, чтобы обсудить,
какую шкатулку вы выбираете, и выбранный
вами финансист огласит ваше решение,
заплатит за задачу и можете приступать к
работе (Приложение 8)
– Уважаемые финансисты, огласите ваши
ответы. А теперь внимание на слайд, сверьте
свое решение и ответ с образцом (учитель
раздает бонусы тем группам, которые
правильно решили задачу).
– Какие трудности (проблемы) возникли
(испытывали) при решении задачи? Почему?
Как они были преодолены?
«Финансист» группы объявляет
ответ, сравнивают с образцом.
Отвечают на вопросы.
Волевая саморегуляция как
способность к мобилизации сил
и энергии, способность к
5 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Посмотрите на экран (Приложение 9). Как вы
думаете, какова будет тема нашего
следующего урока? Чем мы будем заниматься
на следующем уроке?
А теперь задание на следующий урок. Вы
сегодня делились на группы, поэтому каждая
из данных групп получает задание. Ваша
задача: выбрать руководителя работы,
который распределит ваши обязанности по
выполнению задания (раздает карточки с
1 группа – «Подготовить статьи из словарей с
определениями понятий «финансовое
Предполагают, что тема урока
будет связана с финансовыми
Группы выбирают руководителя,
получают карточки с заданием.
Прогнозируют и планируют
жульничество, финансовое мошенничество,
2 группа – «Подготовить сообщения о видах
3 группа – «Подготовить презентацию о
деятельности финансовых пирамид в России и
6 этап Рефлексия (подведение итогов занятия).
– Оправдались ли ваши ожидания от урока?
(если нет, то почему?). Удалось ли вам
получить ответы на свои вопросы? На какие
вопросы вы хотели бы получить ответ?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? У
вас на столах карточки. Поставьте в
выбранной вами колонке «галочку»
– У меня на столе стоит два «денежных»
дерева, но без листьев. Предлагаю вам
украсить их. Если вы уходите с урока в
хорошем настроении, взявшими себе чтото на
заметку, то повесьте на дерево доллар. Если
вы хотели бы в рамках дальнейших занятий
еще более расширить свои умения и
представления по данной теме – повесьте на
– Спасибо за урок! (Приложение 11)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» (филиал в с. Первомайское)
Методическая разработка урока по теме:
«Финансовое мошенничество и риски финансовых пирамид»
Агапова Светлана Сергеевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
обобщение и систематизация знаний в области финансовой грамотности, формирование навыков рационального поведения в условиях повышения риска финансового мошенничества.
– мотивировать обучающихся на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества
– самооценку деятельности на практическом занятии;
– умение анализировать свои ошибки и исправлять их в процессе решения задач;
– коммуникативные навыки.
– умение слушать друг друга;
– добросовестное отношение к учебному труду;
– ответственность за результаты своего труда.
– рассмотреть примеры финансового мошенничества из истории и юридической практики в России и за рубежом;
– изучить нормативно-правовую базу по финансовым отношениям;
– выявить основные методы «одурачивания» граждан, применяемые мошенниками;
– подготовить памятку по правилам грамотного поведения в финансовой сфере
– понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере,с проверять поступающую информацию с различных источников;
– осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте;
– понимание того, как строится финансовые пирамиды и как не попасть на предложения их организаторов.
Метапредметные компетенции и умения:
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразование, осознанно планировать повышения квалификации (ОК 5).
аботать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (
– не попадаться на уловки телефонных и Интернет -мошенников;
– защищать личную информацию, в т.ч. в сети Интернет;
– отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций.
– владение основными понятиями «финансовое мошенничество» и «финансовая пирамида», инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
– владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества
куданеобходимо обратиться при столкновении с мошенничеством;
– как работает финансовая пирамида и чем она опасна для своих вкладчиков;
– какова мера ответственности государства в случае финансового мошенничества.
проектор, раздаточный материал, планшеты.
Критерии оценки результата по выполнению задания
Инструктаж по выполнению практической работы обучающихся.
группа разбивается на несколько микрогрупп по 5-6 человек;
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли: капитан, члены команды.
выдача раздаточного материала;
капитан распределяет задание каждому участнику;
задания выполняются коллективно;
презентация работы каждой микрогруппы;
Что представляет собой финансовая пирамида?
Финансовая пирамида — это организация, обеспечивающая свой доход и доход инвесторов за счет постоянного привлечения денежных средств. Первые вкладчики пирамиды получают доход за счет вкладов новых участников, а те – за счет вкладов последующих и так до полного ее краха. Как правило, истинный источник дохода организации скрывается. Как только пирамида лишается новых финансовых вкладов — она рушится.
Список крупнейших финансовых пирамид
1. Схема Понци
Одна из самых первых и известных пирамид принадлежит итальянскому мошеннику Чарльзу Понци, который в 1919 г. придумал бизнес-схему быстрого обогащения. Однажды он получи письмо с вложенным внутри международным обменным купоном, который любой человек мог обменять на марки и отправить ответное письмо обратно. Самое интересное заключалось в том, что в Европе за такой купон можно получить лишь одну марку, в то время как в США за нее вы могли выручить целых шесть марок.
После этого Чарльз создал компанию «SXC», пригласил инвесторов и начал предлагать людям зарабатывать на простом арбитраже, т.е. покупке и продаже товара в разных странах. Вложившемуся в его бумаги, Понци обещал 150% от вложенной суммы за 45 дней. Жители Бостона рванулись скупать бумаги, при этом Чарльз поддерживал интерес проплаченными статьями в прессе.
Но в действительно, ЧарльзПонци не скупал купоны, которые обменивались исключительно на марки, а выплачивал старым вкладчикам деньги новых участников. К июлю векселя Понци приносили ему до 250 тысяч долларов ежедневно. В августе того же года компания была проверена федеральными агентами и ликвидирована как пирамида. В ходе суда часть денег была возвращена вкладчикам, более 2-х миллионов так и не были найдены, сам итальянец получил 5 лет тюрьмы.
2. Португальская пирамида Доны Бранки
Обычная португальская женщина Мария Бранка досСантос, которую чаще всего называют Дона Бранка, решила обогатиться, открыв собственный банк в 1970 году. Чтобы привлечь клиентов, она пообещала процентную ставку 10% в месяц любому вкладчику. Бедные жители со свей страны ринулись вкладывать деньги в банк, который мог обеспечить им такой быстрый финансовый прирост. Тысячи клиентов в течение 14 лет доверяли свои деньги Доне, которую к тому времени прозвали «народным банкиром». В 1984 г. пирамида рухнула, Бланка была арестована и осуждена на 10 лет тюрьмы. Умерла Мария в одиночестве, хотя в 1993 году ее махинации вдохновили Португальскую Национальную Оперу поставить «A BanqueiradoPovo» (Народный банкир).
3. Афера Бернарда Мейдоффа
Пирамида БарнардаМедоффа является одной из крупнейших финансовых афер современной истории. Среди потерпевших более трех миллионов человек и сотни финансовых организаций, которые потеряли свои сбережения на общую сумму более 64,8 млрд.
Бернард открыл инвестиционный фонд «MadoffInvestmentSecurities», который имел репутацию одного из самых надежных и прибыльных в США. Инвесторы, вложившие деньги в Мейдоффа, могли получить 12-13% годовых. Большинство вкладчиков были убеждены, что этой фирме удавалось добиться такого успеха благодаря инсайдерской информации, да и серьезный список клиентов, среди которых были многочисленные хедж-фонды, банки и знаменитости — являлся своего рода гарантией надежности этого фонда.
Осенью 2008 года ряд крупных инвесторов обратились к Мейдоффу с просьбой выдать вложенные ими средства на общую сумму около $7 млрд, но фонду просто нечем было платить. Пирамида рухнула. Выяснилось, что MadoffSecurities не занимался инвестициями денег вкладчиков как минимум в течение последних 13 лет! На момент разбирательств задолженность компании составила примерно 50 миллиардов долларов США. Примечателен и тот факт, что сдали ФБР Мейдоффа собственные сыновья, которым он рассказал о своей самой большой лжи по схеме Понци. В отличие от относительно небольших сроков предыдущих создателей пирамид, Бернард Мейдофф был приговорен к 150 годам лишения свободы.
4. МММ Сергея Мавроди
Крупнейшая в истории России финансовая пирамида, основанная Сергеем Мавроди вместе с его братом Вячеславом и супругой Мариной. Название компании «МММ» представляло собой аббревиатуру фамилий основателей. Как мы с вами помним, в начале1990-х эта частная компания предложила своим вкладчиком 1000% дивидендов, заманив в пирамиду миллионы жителей страны. За пять лет своей работы С. П. Мавроди получил свыше $ 1,5 млрд.
Его деятельность имела настолько серьезную огласку, что Сергей даже был избран в Государственную думу и получил депутатскую неприкосновенность, но это не спало его от ареста в 2003 году, когда пирамида распалась. По заверениям же самого Сергея Мавроди, крах «МММ» – это исключительно заслуга правительства страны.
Случаи финансового мошенничества участились в Альметьевске. Альметьевская городская прокуратура обращает внимание населения на участившиеся в последнее время случаи финансового мошенничества в сфере кредитно-потребительской кооперации. В последние несколько лет начали вновь активизироваться финансовые пирамиды. Доверчивые граждане, будто позабыв уроки 90-х годов, понесли свои сбережения в сомнительные компании, обещающие высокие проценты доходности.
Втянутыми в пирамиду оказываются как вполне грамотные молодые люди, которые «знали, что это пирамида, но надеялись оказаться в числе первых, успевших сорвать хороший куш за счет других», так и люди, которым недостаточно знаний, чтобы успешно распознать мошенников. И тут появляются «волшебники», которые дают возможность значительно прирастить свои сбережения, спекулируя на естественных потребностях людей: улучшение жилищных условий, защита сбережений от инфляции, обеспечение более достойной жизни пенсионерам.
Такие компании предлагают доходы, значительно превышающие аналогичные, представленные на рынке в том же сегменте деятельности. А потом, собрав приличную сумму денег, исчезают, не оставив после себя даже имущества, на которое возможно наложение взыскания.
Так, с декабря 2013 года по июль 2014 года неустановленные лица из числа работников кредитного потребительского кооператива (КПК) «Благо», действуя умышленно из корыстных побуждений, не имея реальной возможности выплачивать обещанные проценты пайщикам кооператива, находясь по адресу: г. Альметьевск, улица Белоглазова, дом № 113, путем обмана заключили от имени КПК «Благо» договоры о передаче личных сбережений по различным программам с гражданами Альметьевска.
Исполняя обязательства по договорам о передаче личных сбережений, жители Альметьевского и других районов внесли в кассу КПК «Благо» наличные денежные средства в сумме более 7500000 рублей, в подтверждение чего им были выданы квитанции к приходным кассовым ордерам. До настоящего времени КПК «Благо» договорные обязательства перед пайщиками в виде обещанных паевых выплат не выполнены, суммы паев не возвращены.
По вышеуказанным фактам 11 ноября 2014 года следователем следственного отдела ОМВД России по Альметьевскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное в особо крупном размере), по которому в настоящее время проводится предварительное расследование.
Кроме этого, в 2014-2015 годах аналогичные уголовные дела возбуждены правоохранительными органами Альметьевска по фактам невыполнения договорных обязательств перед пайщиками, то есть по фактам мошеннических действий КПКГ «Альметьевск-Кредит»; ООО «Древпром»; НО КПК «Перспектива»; КПКГ «Кредитный центр-Альметьевск». Более того, в настоящее время отделом МВД России по Альметьевскому району проводятся процессуальные проверки в отношении ряда аналогичных кредитно-потребительских кооперативов, действовавших на территории Альметьевского района.
К сожалению, мошеннические структуры бросают тень и на добропорядочные компании, мешают им работать, вызывая отток клиентов. Благодаря их деятельности, у населения может развиваться недоверие к любым, даже добросовестным, инвестиционным институтам. Проверить деятельность компании, а также вынести вердикт о законности ее действий могут правоохранительные органы. Для инициирования проверки необходимы обращения граждан. Поэтому, если у вас возникли подозрения в незаконной деятельности, просим вас сообщать о подозрительных компаниях правоохранительным органам города. Лучше предупредить мошенничество, чем бороться с его последствиями, оплакивая потерю своих сбережений.
Конечно, не все признаки однозначно указывают на то, что перед вами мошенники. Тем не менее, будьте внимательны, обезопасьте себя от потери средств. Проверьте документы компании: свидетельство о регистрации, устав. Попросите образец договора на руки и проконсультируйтесь с юристом. Узнайте, чем конкретно занимается компания и куда будут вложены ваши деньги. Спросите, где это можно проверить. Проверьте эти сведения самостоятельно. Сравните условия с другими фирмами, предлагающими аналогичные услуги. Если имеют место более выгодные условия размещения ваших средств, поинтересуйтесь у сотрудника компании, за счет чего прибыль их компании в разы выше, чем у аналогичных структур, работающих в этой сфере, и получите внятные ответы на свои вопросы. Посмотрите, что за документ остается у вас на руках взамен отданных вами денег. Можно ли назвать его финансовым документом, на основании которого очевидно, что фирма должна вернуть вам ваши деньги?Ничего не подписывайте, не разобравшись. Потом может выясниться, что ваши деньги – благотворительное пожертвование, или вступительный взнос, благодаря которому вы стали членом сомнительного клуба. Ваши финансовые взаимоотношения с компанией должны быть оформлены в соответствии с законодательством.
Прежде чем отдать свои деньги, которые вы заработали или копили в течение многих лет, подумайте о том, кому вы их отдаете и на что вы их отдаете. Помните, что финансовая пирамида изначально создается, чтобы обогатить ее создателей, а не вас.
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Защищай личную информацию
Проявляй бдительность при обращении с личными документами и документами родителей (паспортами, водительскими правами, кредитными картами и др.).
Ни в коем случае не сообщай информацию о себе либо о своем финансовом положении тем людям, у которых нет оснований располагать подобной информацией. В особенности это касается номеров кредитных карт и информации о банковских счетах. Помни, что сотрудники банка не будут звонить и спрашивать данные кредитной карты твоих родителей!
Проявляй осмотрительность при выкладывании в сеть личных данных. Ограничь доступ незнакомых людей к информации в социальных сетях, потенциально интересной для мошенников.
Не передавай свой паспорт сомнительным лицам, обещающим вознаграждение за его использование. На тебя может быть оформлен кредит, куплена валюта в больших объемах, оформлен сомнительный перевод денег или получены средства с украденной кредитной карты.
Правильно обращайся с кредитной картой
Если ты снимаешь деньги в банкомате, при вводе ПИН-кода нужно прикрывать рукой клавиатуру. Храни ПИН-код отдельно от банковской карты, никому не сообщай свой ПИН-код. В случае утери кредитной карты, нужно срочно ее блокировать, сообщив в банк.
Помни о возможности кибермошенничества
В твоем компьютере должен быть установлена антивирусная программа, чтобы мошенники не могли похитить твои персональные данные.
Не сообщай пароль доступа к своему электронному кошельку через интернет; используй надежные пароли. Простые пароли легко взламываются! Не забывай выходить из своей учетной записи. Не отвечай на электронные сообщения с запросом об изменениях в параметрах защиты. Все финансовые операции, которые ты совершаешь в сети Интернет, должны осуществляться только на защищенных -сайтах (“замочек” или буква ). Проявляй осторожность при выходе на сайт, где ты собираешься совершить платежную операцию. Перепроверяй адрес сайта – нет ли там лишних слов или букв.
Помни о поговорке, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке
Критически относись к предложениям получения быстрого и необоснованного дохода (например, тебе могут позвонить или прислать смс с неожиданным сообщением о крупном выигрыше или призе, но, чтобы его получить, необходимо перечислить на некий счет небольшую сумму). Не поддавайся на уговоры тех, кто обещает тебе быстрое получение крупной суммы денег, особенно, если перед этим необходимо внести какой-то взнос.
Не участвуй в финансовых пирамидах
Прежде чем принимать участие – собери информацию об этой организации.
Помни о признаках финансовых пирамид: обещание сверхвысокой доходности; требование оплатить вступительный взнос, причем как можно скорее; отсутствие предупреждений о возможных рисках; выплата вознаграждения за привлечение новых вкладчиков; замалчиваются имена руководителей компании и ее реквизиты и др.
Никогда не вкладывай заемные деньги! Никогда не вкладывай последние деньги!
Защити себя сам от финансового мошенничества – не надейся на государство или полицию
В мире существует множество рисков, связанных с различными жизненными ситуациями: риск простудиться, риск получить плохую оценку или риск опоздать на автобус. Каждый должен, во-первых, знать, какие риски существуют, а во-вторых, уметь минимизировать эти риски. Одними из самых опасных рисков, о которых необходимо знать и уметь их сократить, являются .
Финансовый риск — это возможность потерять деньги в связи с наступлением каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств.
Существует несколько классификаций финансовых рисков. Рассмотрим две из них.
I. В целом, все финансовые риски можно разделить на три группы: общие, объектные и портфельные.— риски, не поддающиеся контролю со стороны инвестора (экономические, политические, экологические и т. п.).— риски, связанные с объектом инвестирования, то есть с тем объектом, в который вкладываются деньги (в товар, валюту, акции, облигации, золото, депозит и т. п.). Влиять на объектный риск можно, выбирая такой объект вложения собственных средств, у которого финансовый риск (риск потери вложенных средств) меньше.— риски управления вложениями. Риск можно уменьшить через получение знаний и навыков формирования и управления сбережениями и инвестициями.
II. Вторая из рассматриваемых классификаций разделяет финансовые риски на инфляционный, валютный, рыночный, предпринимательский, риск мошенничества и др. — риск снижения стоимости сбережений и инвестиций из-за инфляции. Для того, чтобы бороться с инфляционным риском, можно разместить свои сбережения на депозит, процент по которому не ниже инфляции. — риск снижения стоимости валюты, в которую были вложены средства. Для того, чтобы бороться с риском девальвации, необходимо хранить сбережения в разных валютах, также можно разместить свои сбережения на депозиты в разных валютах. — риск изменения рыночной цены объекта инвестиций (акций, облигаций, золота и т. п.). Для того, чтобы уменьшить этот риск, необходимо тщательно анализировать рынок перед покупкой ценных бумаг и выбирать акции и облигации надёжных крупных компаний.— риск, который берут на себя владельцы бизнеса. Это риск, связанный с потерей вложенного капитала. Для снижения предпринимательских рисков необходимо учиться тщательно планировать работу компании.— риск потери вложенных средств из-за неправомерных действий, обмана. Для снижения риска мошенничества необходимо выбирать надёжные финансовые организации, знать признаки финансовых пирамид, правила работы в сети Интернет и способы защиты своей информации.
Методическая разработка по теме: Виды финансовых мошенничеств. Риски.
Материал может быть использован как элемент урока, классного часа, семинара для любого возраста.
1.отработать основные виды финансовых мошенничеств в интересной форме с элементами сингапурской системы обучения.
2. практическое закрепление навыков выработки личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждому ребенку можно при входе выдать какой-то отличительный знак (листочек цветной бумаги, например), чтобы он знал свой стол, за которым будет работать его команда.
Каждой группе выдается чистый лист бумаги А4 со схемой и своим понятием.
Каждый ученик из группы в своем углу листа, по очереди, записывает: схемы мошенников, виды махинаций, риски, либо иную информацию по теме, относящуюся к понятию, которое находится в центре листа.
Понятия можно выбирать в соответствии с возрастом учеников.
После того как учащиеся выполнят задание, можно обсудить подробности и детали записанных тезисов.
Следующий этап предполагает выработку инструкций правильного поведения, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников.
На доске или на ватмане записано:
Дети набрасывают слова, близкие по смыслу к теме и составляют фразы,
Уходи быстро от цыганок-гадалок
Можно обозначить основные риски, например, кража имущества, потеря денег, прав собственности и т.п.
Завершением занятия является создание памятки из получившихся тезисов.
Лотерея Постановочные
Азартные игры аварии на дороге
Бродячие цыгане-гадалки Просьба позвонить
Продажа подделок с вашего телефона
« Потерянный» кошелек
Основной риск – потеря личных денег.
Не играй на улице в азартные игры
Не покупай товар «с рук»
Не разговаривай с гадалками
Не поднимай потерянные предметы
Вызывай ГИБДД со своего телефона
В повседневной жизни любая семья может столкнуться с финансовыми рисками, которые связаны с () или полной потерей источника дохода, с риском сокращения или потери сбережений. Одним из актуальных рисков, с которым всё чаще сталкиваются российские семьи, является риск потери платёжеспособности по кредиту.
Риск сокращения (частичной потери) или полной потери источника дохода
Финансовый риск полной потери источника дохода может возникнуть при потере работы из-за увольнения, закрытия предприятия. Финансовый риск частичной потери дохода может быть связан с понижением заработной платы, с переходом на менее оплачиваемую работу, с понижением в должности.
Но с риском сокращения доходов семья может столкнуться и в случае, если заработная плата работающих членов семьи остаётся прежней, но сокращается покупательская способность денег из-за инфляции, повышения цен.
Риск сокращения или потери сбережений
Финансовый риск сокращения или потери сбережений может возникать по нескольким причинам. Во-первых, потеря сбережений возможна в условиях экономического кризиса.
в начале (90)-х годов значительная часть населения нашей страны потеряла свои сбережения. К примеру, семья копила на покупку машины и имела сбережения на сумму
тыс. руб. В период гиперинфляции на
тыс. руб. можно было приобрести пару женских сапог.
Во-вторых, потеря сбережений может быть связана с выбором актива.
сбережения использовали для приобретения ценных бумаг, цена на которые в дальнейшем резко упала.
Причиной потери платёжеспособности по кредиту, как правило, является потеря источника дохода.
Способы сокращения финансовых рисков семьи
Для того чтобы снизить риск сокращения () или полной потери источника дохода, необходимо:1) формировать финансовый запас, резерв, иначе говоря, делать сбережения.2) Обеспечить наличие нескольких источников заработка. Желательно, чтобы в семье, где работают двое взрослых, было не менее трёх источников дохода. Это называется диверсификацией источников дохода. Дополнительный заработок можно найти, например, в интернете.3) В случае потери работы возможным вариантом решения проблемы может быть открытие собственного бизнеса, так называемый переход к самозанятости. В этом случае никто тебя не сможет уволить, но необходимо понимать, что при открытии собственного бизнеса возникает предпринимательский риск.4) Обеспечить дополнительный доход от вложения средств в различные активы (диверсификация вложений), которые, в зависимости от степени рискованности вложений, разделяют на высокорисковые и низкорисковые.
Для того чтобы снизить риск сокращения или потери сбережений, необходимо:1) учиться управлять сбережениями, распределять сбережения между различными видами активов (часть сбережений хранить на депозите, часть — в иностранной валюте, часть — в ценных бумагах, часть — в виде ювелирных украшений и т. д.).2) Выбирать для хранения сбережений только надёжные банки, вклады в которых застрахованы; выбирать надёжные ценные бумаги.3) Использовать программы страхования вкладов, имущества.
Лучший способ снизить риск потери платёжеспособности по кредиту — это не брать кредит. Но если семья берёт, например, потребительские кредиты, то при планировании своих доходов нужно учитывать возможность возникновения такого риска и потенциальные источники расчёта по кредиту, то есть необходимо иметь определённый денежный запас (резерв).
Высокорисковые и низкорисковые активы