- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- Сценарии уроков по информатики с элементами финансовой грамотности
- Описание
- Автор продукта, координаты
- Особенности применения продукта
- Опыт применения продукта
- Актуальность материала
- Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
- Материалы по теме
- Методические разработки, презентации и конспекты
- УММ для учащихся 5-6 классов
- УММ для учащихся 7-9 классов
- УММ для учащихся 10-11 классов
- Приложение для ПК
- Описание
- Особенности применения продукта
- Опыт применения продукта
- Актуальность материала
.
Формирование финансовой
грамотности на уроках
информатики
Учитель информатики
МОУ СОШ №3 г. Балашова
Лукьянова Нина Викторовна
.
На основании приказа № 459д от 30
декабря 2021 г. Г УА ДПО «СОИРО»
МОУ СОШ №3 г. Балашова присвоен
статус стажировочной площадки по теме
Школа финансовой грамотности
«Финансовая грамотность для всех» с
01.09.2021 по 30.08.2022 года
.
Цель программы
стажировочной площадки
создание условий для
привлечения участников
образовательных отношений к
вопросам грамотного
распоряжения финансами и
повышения уровня их
финансовой грамотности
.
Информатика 7 класс
O Создание графических изображений
(Тема по финансовой грамотности: Для
чего нужны банки)
O Визуализация информации в текстовых
документах (Тема по финансовой
грамотности: Что такое кредиты и надо
ли их брать)
.
Информатика 8 класс
O Способы записи алгоритмов (Тема по
финансовой грамоте: Чем поможет
страхование?)
O Цикл с заданным числом повторений. Тема
по финансовой грамотности: Можно ли
выиграть, размещая сбережения в валюте)
O Программирование циклов с заданным
числом повторений (Тема по финансовой
грамотности: Налоги и их роль в жизни
семьи)
.
Информатика 9 класс
O Создание базы данных. Запросы на
выборку данных (Тема по финансовой
грамотности: Построение семейного
бюджета)
O Решение задач на компьютере
(Финансовое планирование как способ
повышения финансового благосостояния)
O Встроенные функции. Логические функции
(Тема по финансовой грамотности:
Страхование)
.
Информатика 9 класс
O Сортировка и поиск данных (Тема по
финансовой грамотности: Банки и х
роль в жизни семьи)
O Построение диаграмм и графиков
(Тема по финансовой грамотности:
Налоги и их роль в жизни семьи)
O Всемирная паутина. Файловые архивы
(Тема по финансовой грамотности:
Пенсионное обеспечение и
благополучие в старости)
.
Предлагаю вашему
вниманию некоторые
задания, которые можно
включить в разные темы
для 7-9 классов
.
Электронное пособие
“Финансы и информатика”
(https://edu.pacc.ru/finformati
ka/)
.
Для 7-9 классов финансовая
грамотность включает разделы:
O Расходы
O Доходы
O Семейный бюджет
O Сбережения и инвестиции
O Платежи и расчеты
O Кредиты и займы
O Страхование
O Риски и финансовая безопасность
.
7 класс
Тема “Информация и информационные процессы”
Задание
Добавьте показания счетчиков, рассчитайте расход энергии и
ее стоимость
.
7 класс
Тема “Визуализация информации в
текстовых документах”
.
7 класс
Тема “Мультимедия”
Создать презентацию по теме:
O «Виды банковских карт»
O «Виды вкладов»
O «Способы оплаты покупок» и
т.д.
.
8 класс
Тема “Алгоритмизация и
программирование”
Составить алгоритм
получения моментальной
карты Сбербанка
.
8 класс
Тема “Алгоритмизация и
программирование”
Хозяин договорился с рабочими, что они
выкопают ему колодец на следующих
условиях: за первый метр (в глубину) он
заплатит Х рублей, а за каждый следующий
метр — на Y рублей больше, чем за
предыдущий.
Напишите программу «Калькулятор
стоимости колодца», принимающую на вход
значения X, Y и глубину колодца в метрах H
и выводящую стоимость строительства
данного колодца в рублях.
.
8 класс
Тема “Алгоритмизация и
программирование”
Бурение скважины глубиной до 12 метров для обеспечения
водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а глубиной
более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый
пробуренный метр. Максимальная глубина скважины
данной конструкции составляет не более 17 метров
Задание. Программа получает на вход: фиксированную
стоимость в рублях водоносной скважины глубиной не
более 12 метров — a, стоимость в рублях каждого
следующего метра бурения до 17 метров включительно —
b и глубину водонасыщенного слоя в метрах — h. Числа на
входе целые, каждое вводится в отдельной строке.
Программа выводит одно число — стоимость скважины в
рублях.
.
9 класс
Тема “Электронные таблицы”
Семья Григорьевых проживает в городе Шуя и мечтает
поехать отдохнуть на Черное море. Состав семьи: мама,
папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь –
ребенок дошкольного возраста). Заработная плата папы 35
000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия
бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру
11 000 рублей. Семья в среднем тратит на коммунальные
услуги – 6000 рублей, интернет – 1200 рублей, услуги сотовой
связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей
(антисептики, маски, перчатки и др.), на питание – примерно
40 тысяч рублей, карманные деньги – 2500 рублей. Сможет
ли семья поехать через год на море, если они будут
откладывать все оставшиеся деньги и поедут все
вместе?
Задание. Составьте таблицу для подсчета расходов, доходов.
Стоимость путевок посмотрите в Интернете
.
9 класс
Тема “Электронные таблицы”
Посчитать сумму вклада без капитализации на конец года
вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 %
годовых, но она может меняться
Процентная ставка
5
ФИО
Сумма на начало года
итого
Сумма на конец года
.
«Если хочешь быть
богатым, нужно быть
финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.
Сценарии уроков по информатики с элементами финансовой грамотности
Сборник из 6 сценариев уроков по изучению вопросов финансовой грамотности на уроках информатики (авторские разработки учителей отобранные по результатам конкурса)
Описание
Материалы содержат непосредственно сценарии урока, презентацию к нему, дополнительные материалы. Преподавателю требуется самостоятельно отобрать из предложенных уроков те, которые соответствуют предметной программе и имеют значимое содержание по финансовой грамотности.
Автор продукта, координаты
ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».
107045, г. Москва, Ананьевский пер., 4/2, стр.1
628-82-53, 8 (916) 305-32-66
Особенности применения продукта
Материалы возможно использовать для включения в собственные образовательные курсы/программы учителей. В целом материалы интересны и познавательны. При этом следует обратить внимание, что в ряде случаев рассматриваемые примеры не всегда имеют непосредственное отношение именно к финансовой грамотности. Ведь если, например, “штуки” заменить на “рубли” это еще не означает, что задача носит обучающий характер с точки зрения финансовой грамотности. Да, она учит производить вычисления, но практическая направленность ее очень отностительна. Поэтому перед применением сценариев рекомендуется критически их оценить (возможно доработать) с точки зрения возможности практического применения учениками полученных знаний в реальной жизни.
Опыт применения продукта
Апробация проведена авторами сценариев в собственных школах (6 школ).
Актуальность материала
Фактические данные актуальны на 2016 г.
Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».
107045, г. Москва, Ананьевский пер., 4/2, стр.1
628-82-53, 8 (916) 305-32-66
Материалы по теме
банк, бизнес, бюджет, доходы, инфляция, кредит, предпринимательство, реальный доход, семейный бюджет, урок, финансовая математика
Методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме “Информационные модели на графах”
Проект урока информатики в 9 классе по теме: «Информационные модели в базах данных»
Темы проектов по курсу “Школа финансовой грамотности”
Внеурочное занятие курса Финансовой грамотности по теме :Вклады и кредиты”
технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема “Предпринимательство: бизнес-планирование”
Финансовая грамотность в математике. Основные модели основ финансовой грамотности в математике
Внеурочное занятие по курсу Финансовой грамотности по теме: ” Выбор страховой компании”
Общеизвестно, что обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России. Для учеников 5–9 классов элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Обществознание», «Математика» и «География».
Однако, и другие предметы школьной программы должны содержать в себе элементы формирования финансовой грамотности обучающихся. В связи с тем, что учебники, используемые на данный момент, либо не содержат, либо содержат минимальное количество заданий с уклоном на финансовую грамотность, появляется возможность обратить внимание на различные электронные ресурсы в сети Интернет. Ресурсов на тему финансовой грамотности очень много, однако среди них выделяется сайт https://edu.pacc.ru/ Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Образовательные проекты ПАКК». Следует отметить, что на данном ресурсе материалы структурированы по предметам, например, «Литература и финансы», «Финансы и информатика», «Финансы и математика».
При выборе раздела «Финансы и информатика» есть возможность использовать готовые материалы для скачивания, а также есть библиотека ресурсов.
Материалы для скачивания разбиты по классам: учебное пособие для 5-6 классов, учебное пособие для 7-9 классов, и учебное пособие для 10-11 классов. Помимо этого, для всех классов есть методические пособия.
Главным преимуществом является наличие приложения для компьютера, которое содержит не только теоретический материал, но и задачи, которые проверяются в интерактивном режиме. Задачи группируются по разделам: «Информация и информационные процессы», «Алгоритмизация и программирование», «Моделирование и формализация», «Обработка числовых данных в электронной таблице», «Измерение количества информации», «Информационная безопасность», а также по уровню сложности и типу.
Таким образом, данный электронный ресурс является удобным и полезным, может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Важно то, что з нания, получаемые на уроках математики и информатики, могут сыграть огромную роль в финансовом благополучии
Разработка комбинированного занятия
(финансовая грамотность + информатика)
Тема: «Зачем нужно быть финансово-грамотным человеком»
Цель
: формирование основ финансовой грамотности
Формирование понятийного аппарата (финансовая грамотность, финансово-грамотный человек)
Развитие коммуникативных умений
Воспитание интереса к теме занятия
Формирование ответственного отношения к личным финансам
Дидактический материал: приготовить ответы для жюри, напечатать задания для команд.
Техническое обеспечение:
презентация, 2 видеосюжета, компьютер для каждой команды для работы с электронной таблицей .
Для редактирования презентации необходимо сначала запустить программу , а затем через нее открыть презентацию с макросом.
Длительность
: 45 минут
1. Организационный момент. 1 минута. Слайд 1.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим классный час по финансовой грамотности. Для того, чтобы занятие получилось интересным, познавательным и полезным, вы постарайтесь быть активными, дружными, дисциплинированными. Желаю всем нам плодотворной работы и удачного занятия.
2. Актуализация знаний. 4 минуты. Слайд 2.
– Начну занятие с фрагмента сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» (длительность сюжета 3,36)
-Что произошло с Буратино? (Его обманули, он попал в руки мошенников)
-Почему с Буратино произошла данная ситуация? (Он доверчивый, не опытный, поэтому и попался в руки мошенников)
– Вы хотели бы оказаться на месте Буратино? Почему?
-Чтобы не оказаться на месте Буратино, какой должен быть человек? (Финансово грамотным)
3. Цели и задачи занятия. 1 минута. Слайд 3.
Сегодня на занятии мы будем говорить о том, что такое финансовая грамотность, зачем быть финансово-грамотным человеком. Такой разговор состоится у нас впервые, но мы его будем продолжать на следующих классных часах.
4. Правила проведения занятия. 1 минута. Слайд 4.
Занятие будет проходить в форме игры. Вам будет представлен теоретический материал, а также нужно будет выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание каждая команда будет иметь возможность заработать монетки, у какой команды монеток окажется больше, та команда и будет победителем. Также нужно 2 помощника, один из которых будет проверять задания, второй – учет баллов.
Кроме этого, мы посадим денежное дерево, к концу занятия оно должно принести плоды (ваши знания).
Для дальнейшей работы нужно будет поделиться на 4 команды. У каждого из вас на столе лежат бумажные монетки разных цветов. Вам надо собрать команду из одинаковых монеток. (1 команда –монетки желтого цвета, 2 команда – зеленого, 3-синего, 4- розового). Монетки пригодятся в конце занятия, поэтому сохраните их.
5. Представление нового материала. 7 минут. Слайд 7
Для начала предлагаю немного теории (ссылка на ролик). Длительность ролика 6.47.
Как вы поняли, что такое финансовая грамотность? (Говоря проще, финансовая грамотность- это умение распоряжаться личными финансами)
6. Задание №1. Мысли мудрых. 3 минуты. Слайд 8.
Замените цифры буквами по номеру в алфавите, чтобы получилось изречение американского предпринимателя, инвестора, писателя, оратора – мотиватора Роберта Кийосаки –
6 19 13 10 23 16 25 6 26 28 2 29 20 28 2 16 4 1 20 29 14, 15 21 8 15 16 2 29 20
28 22 10 15 1 15 19 16 3 16 4 18 1 14 16 20 15 29 14
Проверка задания. Слайд 9.
Ответ: Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово-грамотным
Данное высказывание и будет эпитетом к занятию
7. Задание №2. Разминка. 1 минута.
1. За что, по уверению пословицы, денег не берут?
а) За лечение; б) За спрос;
в) За обучение; г) За рекламу.
2. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?
а) На чёрный день; б) На полярную ночь;
в) На високосный год; г) На золотой век.
3. Как называется непрерывное движение денег в ходе их использования?
а) Обращение; б) Циркуляция;
в) Брожение; г) Круговорот.
4. В каком качестве потребитель использует деньги при посещении магазинов?
а) Мера стоимости; б) Средство обращения;
в) Средство накопления; г) Мировые деньги.
5. Какую разменную монету гражданин России не найдёт в своём кошельке?
а) 1 коп.; б) 3 коп.;
в) 5 коп.; г) 10 коп.
6. Где призывали хранить деньги граждан Советского Союза?
а) В Сберегательном банке; б) В Сберегательной кассе;
в) В кассе взаимопомощи; г) В чулке.
7. Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?
а) Базилио и Алиса; б) Пьеро и Мальвина;
в) Карабас Барабас; г) Директор банка.
8. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?
а) Страдали монетки; б) Горевали рублики;
в) Плакали денежки; г) Повесились банкноты.
9. Беседа о карманных деньгах. 3 минуты.
-Вам сейчас 15 лет. Вы еще не зарабатываете. Могут ли у вас быть личные финансы? (Карманные деньги)
Команда, активно принимающая участие в беседе, получает монетку.
-Из чего складываются карманные деньги? ( Поощрения за хорошие дела, хорошая успеваемость в школе, помощь по дому, подарки, подработка (с 14 лет закон разрешает молодым людям работать за деньги).
-Зачем нужны карманные деньги?
– всегда можно купить то, что тебе нужно, и не просить родителей;
– приучают к самостоятельности, планированию.
– удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей.
– повышение своего социального статуса перед сверстниками.
– Как часто родители выдают вам карманные деньги (выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней).
На что ученик расходует свои финансы? (Ответы фиксируются на доске)
– Расходов много, можем ли мы купить все сразу, что хотим? (Нет).
– Как же быть, если хочется какую-то вещь, но денег не хватает? (Нужно экономить, копить, рассчитывать, правильно вести бюджет).
-На чем можно экономить?
-На чем не стоит экономить? (Театр, спортзал, хобби)
-А что мы будем делать с излишком денег? (Положим в банк, в копилку).
-Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку.
10. Задание №3. Накопи на поездку. 10 минут.
(Задание выполняется при помощи электронной таблицы ).
Семья Ивановых мечтает выехать на отдых к морю. Стоимость путевки на 1человека составляет 32000, включая проживание и питание. Их доход не позволяет сразу потратить такую сумму, и они приняли решение – накопить на отдых. Высчитайте, за какой период времени их мечта осуществится при следующих данных.
Состав семьи Ивановых: отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет.
Доходы: зарплата: отец – 45000, мать – 28000, стипендия: 2500, детское пособие – 300рублей.
Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 7000, кредитные платежи – 25000, прочие траты – 15000
Ответ: за 15 месяцев семья накопит на поездку
11. Задание №4. Копейка рубль бережет. 3 минуты.
(Задание выполняется при помощи электронной таблицы )
Задача для 1 команды. Билет на одну поездку стоит 20 рублей, проездной на месяц с неограниченным количеством поездок – 580 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 41 поездку. На сколько больше денег она потратила бы, если бы каждый раз покупала билеты на одну поездку? (на 240 рублей)
Задача для 2 команды. Если вам дают на карманные расходы 40 р. в день, а вы половину откладываете, то через год можно купить: – велосипед за 9 тыс. р.; – 250 порций мороженого по 30 р.; – 5 наборов «Лего» по 1400 р.; – 12 кукол по 650р. (ответ: 5 наборов лего)
12. Задание №5. Проверь себя. 1 минута
Отметьте правильные ответы.
1. Финансово – грамотный человек (1,3,4,6)
а) ведет учет своих доходов и расходов
б) тратит больше чем зарабатывает
в) планирует свой бюджет
г) контролирует, чтобы расходы не превышали доходы
д) берет в долг в надежде на будущее
2. Экономно и бережливо относиться к деньгам – это значит (1,2,5,6)
а) планировать расходы
б) вести учет своих расходов
в) отказывать себе во всем и ничего не покупать
г) не тратить свои деньги. а брать деньги в долг у друзей
д) не покупать то, без чего можно обойтись
е) не переплачивать, сравнивать цены и делать наиболее выгодные покупки
13.
Подведение итогов. 2 минуты
Подсчитать количество монеток у каждой команды.
Команде, набравшей максимальное количество монеток, выставить отметку «5» по информатике, остальным «4».
Всех поощрить конфетами в виде монеток.
14. Заключительная беседа. 3 минуты.
-Что такое финансовая грамотность?
(умение распоряжаться личными финансами). Слайд 10.
-Для чего нужно быть финансово – грамотным человеком?
(Чтобы не быть жертвой мошенников, уметь распоряжаться своими финансами, уметь приумножать свои финансы). Слайд 11.
Каким должен быть финансово-грамотный человек? (Ведет учет доходов и расходов, знает свои права, владеет актуальной информацией о финансах, умеет выбирать финансовые услуги, имеет сбережения, тратит меньше, чем зарабатывает). Слайд 12.
15. Домашнее задание. Слайд 13. 2 минуты
Проведите исследование «Как я управляю карманными деньгами» (в течении недели ведите учет расходования своих карманных денег и результаты фиксируйте в таблице, которую надо принести к уроку информатики)
16. Рефлексия. Слайд 14, 15. 2 минуты.
Предложить написать отзывы о занятии и прикрепить их к денежному дереву (на столах лежат заранее приготовленные разноцветные монетки из бумаги)
Для написания отзывов можно использовать вопросы – подсказки:
1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классы.-М.:ВАКО, 2018
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы.-М.:ВАКО, 2018
3. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы.-М.:ВАКО, 2018
1. https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-na-temu-karmannie-dengi-1500822.html (карманные деньги)
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/01/22/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-finansovaya (карманные деньги)
3. https://www.koiro.edu.ru/centers/tsentr-nepreryvnogo-obrazovaniya/metodicheskaya-kopilka/materialy-po-finansovoy-gramotnosti/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D0%BD.%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC.%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D0%BF.%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дидактический сборник)
5. сказка https://www.youtube.com/watch?v=o92uf4wtCiw&feature=youtu.be
6. Деловая игра по финансовой грамотности
https://frontend.vh.yandex.ru/player/735805643972690093
Формирование
финансовой грамотности на уроках информатики
Одно из
важных проявлений взрослой жизни — необходимость самостоятельно принимать самые
разные решения, многие их которых так или иначе связаны с деньгами. Если эти
решения принимаются неграмотно, последствия могут оказаться плачевными. Но что
в данном случае значит «грамотно»? Можно сказать, что финансово грамотный
человек, во-первых, трезво оценивает свои возможности и сопоставляет с ними
свои потребности. Во-вторых, при поиске решений он рассматривает разные
варианты, а для этого собирает и анализирует финансовую информацию. И наконец,
он смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, то есть живет не только
сегодняшним днем, думая о будущем и ставя перед собой цели.
Очень важно
понимать, что финансово грамотное решение, как правило, вырабатывается не
методом проб и ошибок, а путем аккуратных математических расчетов, с
использованием полученных ранее знаний! Понимание возможностей компьютера и
навыки их использования делают эту подготовительную работу более быстрой и
эффективной, обеспечивают нас удобными инструментами расчетов, обработки
информации, моделирования и планирования.
Нормативные основы обучения
финансовой грамотности в общеобразовательной организации
Приказ
Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС начального
общего образования»
Приказ
Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС
основного общего образования»
Стратегия
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы от
25.09.2017 г.
Для включения финансовой грамотности в программу
общеобразовательной организации можно использовать все имеющиеся
образовательные пространства как общего, так и дополнительного образования, в
том числе организаций дополнительного образования детей (дома творчества, клубы
и пр.)
Модель внедрения №1
“Обучение
финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы”
Обязательные предметы,
предусматривающие образовательные результаты, включающие
финансовую грамотность:
начальное
общее образование – окружающий мир, математика
основное
общее – математика, информатика, обществознание, география
Дополнительно можно
включить элементы финансовой грамотности в уроки ОБЖ, литературы, физики и др.
Модель внедрения №2
“Обучение
финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, факультатива
(электива)”
Модель внедрения №3
“Обучение
финансовой грамотности в рамках программы воспитания”
Модель внедрения №4
“Обучение
финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной
организации или организации дополнительного образования детей”
Итак,
использование модели №1 говорит о том, что учителя информатики должны внедрять
элементы финансовой грамотности на своих уроках. А что делать, если в учебном
плане предусмотрен всего один час в неделю на изучение в 7-9 классах? Выход
есть. Заменить некоторые задания, которые уже заложены в учебниках, на задания
по финансовой грамотности. Но, хочется отметить, что учитель сам хорошо должен
ориентироваться в теме, чтобы отвечать на вопросы учащихся и правильно
интерпретировать задание. Поэтому учитель должен быть сам финансово грамотным.
Далее, предлагаются
некоторые задания, которые можно включить в разные темы для 7-9 классов. Некоторые
из них взяты из электронного пособия “Финансы и информатика” (https://edu.pacc.ru/finformatika/).
Естественно, каждый учитель в зависимости от класса может выбирать разные
задания по уровням сложности, благо пособие на это рассчитано.
Для 7-9
классов финансовая грамотность включает разделы:
Риски
и финансовая безопасность
тема
“Информация и информационные процессы”
Добавьте показания
счетчиков, рассчитайте расход энергии и ее стоимость
- Перечертить в
тетрадь (перенести в
)
и выполнить расчеты с помощью калькулятора - Можно добавить поиск
в интернете тарифов в вашем городе и посчитать стоимость энергии для
домашнего счетчика
в 7 классе учащиеся не знакомы с электронными таблицами, поэтому каждый может
выбрать свой вариант: бумажный или электронный, и все расчеты делать
калькулятором
тема “Визуализация
информации в текстовых документах”
- Дается текст.
Преобразовать в таблицу - Самостоятельно
внести записи - Составить свой
семейный бюджет
:
текст можно придумать самим
Семья Григорьевых состоит
из мамы, папы, бабушки, 2 детей. Заработная плата папы 35 000 рублей,
Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за
сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на
коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет – 1200 рублей, услуги сотовой связи
-1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и
др.), на питание – примерно 40 тысяч рублей, карманные деньги – 2500 рублей
Создать презентацию по
теме:
«Способы
оплаты покупок»и т.д.
тема “Алгоритмизация
и программирование ”
задание на составление
алгоритма
Составить алгоритм
получения моментальной карты Сбербанка
задание на программирование
Хозяин договорился с
рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр (в
глубину) он заплатит Х рублей, а за каждый следующий метр — на Y рублей больше,
чем за предыдущий.
Напишите программу
«Калькулятор стоимости колодца», принимающую на вход значения X, Y и глубину
колодца в метрах H и выводящую стоимость строительства данного колодца в
рублях.
Бурение скважины глубиной
до 12 метров для обеспечения водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а
глубиной более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый пробуренный
метр. Максимальная глубина скважины данной конструкции составляет не более 17
метров
.
Программа получает на вход: фиксированную стоимость в рублях водоносной
скважины глубиной не более 12 метров — a
, стоимость в рублях каждого
следующего метра бурения до 17 метров включительно — b
и глубину
водонасыщенного слоя в метрах — h
. Числа на входе целые, каждое вводится
в отдельной строке. Программа выводит одно число — стоимость скважины в рублях.
задачи разобраны в электронном пособии
https://edu.pacc.ru/finformatika/articles/materialy-dlya-izucheniya-skachivaniya-i-ispolzovaniya8536/
Семья Григорьевых
проживает в городе Шуя и мечтает поехать отдохнуть на Черное море. Состав
семьи: мама, папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь – ребенок
дошкольного возраста). Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата
мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду
квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на коммунальные услуги – 6000
рублей, интернет – 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства
– 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание – примерно
40 тысяч рублей, карманные деньги – 2500 рублей. Сможет ли семья
поехать через год на море, если они будут откладывать все оставшиеся деньги и
поедут все вместе?
Составьте
таблицу для подсчета расходов, доходов. Стоимость путевок посмотрите в
Интернете
1. Дается шаблон таблицы,
учащимся необходимо внести данные, формулы и ответить на вопрос
2. Задача полностью
решается учащимся.
:
Стоимость путевок не принципиальна, можно и учителю дать их стоимость или
учащиеся возьмут первую найденную
Посчитать сумму вклада
без капитализации на конец года вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 %
годовых, но она может меняться
- Записи вносятся
самостоятельно для 1 и 2 столбика, для 3 необходимо ввести формулу - Дать большой список
вкладчиков (как на ОГЭ) и добавлять задания.
Например,
на нахождение минимального (мах) вклада на конец года или посчитать количество
вкладчиков, чей вклад превысит 100 000 руб и т.д.
1. Образовательные
проекты ПАКК. Финансы и информатика. 2019.
2. Сетевой комплекс информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования
функциональной грамотности учащихся»
Учебно-методические материалы «Финансовая грамотность в школьном курсе информатики» предлагают учащимся 5-11 классов решать задачи по информатике — составлять алгоритмы, рисовать графики, проводить расчеты, писать программы.
Материалы можно использовать на уроках информатики как иллюстрацию практического применения полученных учениками знаний. УММ содержат методические пособия для педагогов по использованию материалов на уроках информатики.
УММ для учащихся 5-6 классов
Учебное пособие для учащихся
Методическое пособие для учителя
УММ для учащихся 7-9 классов
Учебное пособие для учащихся
Методическое пособие для учителя
УММ для учащихся 10-11 классов
Учебное пособие для учащихся 10-11 классов
Методическое пособие для учителя
Приложение для ПК
Приложение для персонального компьютера, содержащее задачи учебных пособий для 5-6, 7-9 и 10-11 классов, включая задачи с автоматической проверкой решения.
УММ разработаны по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Описание
В методических материалах дается подробное разъяснение по встраиванию материалов в учебный курс и по изучению с учениками предлагаемого материала. Задачи УММ в первую очередь ориентированы на то, чтобы показать практическое применение полученных учениками знаний по информатике в жизни при решении вопросов, связанных с финансами. Тематика задач отражает жизненные ситуации, связанные с вопросами личных финансов: оплата труда, банковские услуги, страхование, пластиковые карты, займы, кредиты и пр.
Особенности применения продукта
Задачи, предлагаемые в УММ, по форме соответствуют курсу информатики, а по содержанию – отражают разные аспекты финансовой грамотности, что позволяет сделать их более жизненными. В рамках изучаемых разделов информатики преподаватель может подобрать интересные задачи из УММ для решения учениками в классе и дома. Рекомендации о том, как это можно сделать, даются в методическом пособии.
Также даются рекомендации по встраиванию материалов в учебный курс по информатике по учебникам:
При этом задачи не обязательно жестко привязывать к изучаемым темам, так как способы решения могут затрагивать и другие изучаемые темы. Ряд задач можно легко адаптировать для проектной работы.
Опыт применения продукта
Апробация материалов проведена в 20 школах из 9 регионов РФ.
Актуальность материала
Цены и другие финансовые показатели актуальны на 2018 год.
Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
АО “ПАКК”, Москва, 115184, ул. Пятницкая, д.55/25 стр.4
Тел.: +7
212-05-78