КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

учитель истории МБОУ “СОШ №10 г. Новоалтайска, Алтайского края”

Статья “Особенности реализации технологии проектной деятельности на уроках финансовой грамотности”

Тема: «Особенности реализации технологии проектной деятельности на уроках финансовой     грамотности»

В статье рассматриваются вопросы актуальности преподавания в образовательной организации курса «Финансовая грамотность», автор акцентирует внимание на применение технологии проектной деятельности как наиболее эффективного средства достижения планируемых результатов, освоения программы данного курса.

Ключевые слова: финансовая грамотность, проектная деятельность, классификация проектов, формы продуктов проектной деятельности,  презентаций учебных проектов.

С первого сентября в нашей школе, как и в других общеобразовательных учреждениях, в рамках курсов по выбору, факультативных курсов начались занятия по финансовой грамотности.

Актуальность введения данного курса продиктована  социально-экономическими  преобразованиями в обществе, включившими подрастающее поколение  в число активных участников осуществления финансовых операций. Пластиковые карты, интернет – магазины, мобильные приложения и  мобильные средства осуществления финансовых операций стали неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Противоречие, вызванное высокой операционально-финансовой активностью обучающихся с одной стороны и низким уровнем мобильности в вопросах финансовой безопасности, финансовой грамотности с другой стороны, актуализировало проблему финансового образования в нашей образовательной организации (далее-ОО).

Курсы финансовой грамотности обучающихся в ОО реализуются на всех уровнях образования: через внеурочную деятельность в начальной школе и 5-7 классах, через учебный курс в 8-11 классах. Для реализации программ курсов разработан полный комплект УМК. Задача учителя «оживить» учебно-методический комплекс, преломить его в контекст условий и образовательных целей основной образовательной программы школы.

На примере реализации программы учебного курса «Финансовая грамотность»  8 – 10 классов представлю наиболее эффективные подходы, способствующие оптимальному освоению курса обучающимися. Помимо  предметных задач:

-владение понятийным словарем и умения оперировать

-понимание и осознание  финансовых рисков;

-приобретение сформированных навыков, мотивации и уверенности, необходимых для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, программа учебного курса должна способствовать развитию личностных,  познавательных, коммуникативных, информационных, гражданско-правовых компетенций обучающихся. В своей деятельности наиболее эффективным способом достижения планируемых результатов финансового образования обучающихся считаю технологию Метода проектов.

Метод проектов зародился в США во второй половине ХIХ века  под эгидой определения новой системы обучения, способствующей развитию индивидуальных особенностей обучающихся. В России вопросами проектной деятельности занимались: С. Т. Шацкий, русский педагог – экспериментатор, Е. Г. Кагаров проанализировал опыт реализации метода проектов в России и за рубежом и сформулировал его отличительные черты: опора на интересы детей, ведущая роль принадлежит творчеству и самостоятельности. На теоретических предпосылках идей проблемного обучения, особенностей учебной деятельности  Эльконина Д. Б., Давыдова В. В., родились идеи проектного обучения И. Л. Бим, И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова и др.

В своей работе  использую элементы технологии проектной деятельности, разработанной E. С. Полат, которая предлагает следующую классификацию проектов по продолжительности:

По количеству участников: групповые и индивидуальные.

Предлагаю вашему вниманию примеры проектов, реализованных и запланированных  в курсе финансовой грамотности.

могут укладываться в один урок или менее.

Например, мини- проект «Какие бывают источники доходов семьи?» – учащиеся, учитывает опыт своих семей, составляют схему источников доходов семьи, структурируют доходы по разным основаниям (периодичность поступления, основные/дополнительные источники доходов и проч.)

Мини-проект «Как пользоваться банковской картой?» – обучающиеся этого возраста (14 лет) уже могут оформлять собственную банковскую карту). Продуктом  этого проекта становится руководство по оформлению банковской карты.

На что нужно обращать внимание при выборе банка для осуществления финансовых операций?». Данный проект – эффективный способ закрепления пройденного материала раздела 4 УМК по финансовой грамотности для 8-9 классов «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем».

Обучающиеся, работая в мини-проектах, обсуждают в парах или группах (4 человека) этапы подготовки проекта, распределяют роли. На следующем занятии презентуют свой проект

требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Пример: проект « Возможности бюджета нашей семьи», или «Я хочу  смартфон!», – это краткосрочный индивидуальный проект, где обучающиеся, делают вывод о том, может ли их семейный бюджет «потянуть» покупку дорогостоящей вещи. Рассматривают различные варианты покупки – кредит, накопление или нужно самостоятельно найти дополнительный источник дохода для покупки.

Обучающиеся анализирует семейный бюджет, просчитывает варианты приобретения, определяет какую дополнительную нагрузку, понесет бюджет семьи в разных вариантах.

Приходят к выводу, что летом найдет работу и купит  себе вещь сам. ( Еще один положительный момент от такого приемы работы – гармонизация детско-родительских отношений)

(4 – 6 недель), выполняются в группах.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, видеосъемки и др.).

Проект «Как  защитить себя от мошенников».

Продукты: видеофильм и памятка-инструкция «Как  защитить себя от мошенников».

Задачи: анализ ситуаций приводящих к потере денег, нахождение способов  защиты финансов, уяснение наиболее разумной модели поведения в  данных ситуациях.

Роли. Участники проекта делятся на три группы.

Целью  разработчиков входит задача  выявления случаев, когда люди попадаются на уловки мошенников и теряют свои деньги.

Аналитики проводят  юридический анализ ситуаций и выступают  в роли экспертов с правовыми комментариями к ним.

Техники обеспечивают  создание буклета,  памятки-инструкции «Финансы и право  каждый день».

Варианты  ситуаций из жизни:

1)зазвонил телефон, говорящий представляется работником банка и сообщает, что нужно срочно сообщить пинкод карты, а то ваши деньги пытается кто-то списать;

2)звонок в дверь и милые девушки говорят о том, что объявили обмен денег и уже завтра все ваши сбережения пропадут, не пропадут только новые купюры номиналом в две тысячи,  а они работники социальных служб и готовы обменять ваши «неправильные деньги» на двухтысячные купюры.

3)пожилая женщина забыла дома очки и просит у банкомата молодого человека помочь ей снять деньги.

Как вариант может быть снят фильм, презентация может быть проведена на день пожилого человека

Презентация. На презентацию могут быть  представлены: видеофильм,  инфографика (или буклет – памятка) включавший  видеосюжеты, где в главных ролях, а также в правовых комментариях к сюжетам снимались участники проекта, а также памятка-инструкция «Финансы и право на каждый день» с указаниями о том, как следует вести себя в рассмотренных случаях. Памятку можно раздать на день пожилого человека.

могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, характерных для научных исследований: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Проект «Налоги в нашей семье или как изменился налог на имущество физических лиц».

Актуальность.  В современной сложной экономической ситуации есть большая  необходимость корректного составления семейного бюджета.

Объект. Налоги, уплачиваемые нашей семьёй.

. Виды налогов, уплачиваемые нашей семьей, виды налоговых льгот в соответствии с законодательством для нашей семьи

Определить  сумму налогов на имущество физических лиц уплачиваемых нашей семьёй, определить сумму возможных налоговых льгот, корректное планирование  семейного бюджета.

Сбор фактической информации.

Вывод по проведенной работе, сделанный ученицей: «Проведенная работа помогла мне и моей семье осознать, какую налоговую нагрузку несет наша семья,  как изменится налоговая нагрузка на нашу семью до 2020 года. Какие возможные льготы может получить наша семья.

После того, как я выполнила данное исследование ко мне  стали обращаться наши знакомые и соседи, особенно люди пенсионного возраста, которым я с удовольствием помогаю разобраться в данном вопросе».

Тема: « Мысли на бумаге»

Учебные предметы: литература, финансовая грамотность.

Участники: обучающиеся МБОУ «СОШ№10 г. Новоалтайска Алтайского края».

Цель: издание сборника, включающего литературные произведения учащихся школы.

Педагогические задачи проекта: формирование менеджерских умений и других качеств «делового человека» у участников проектной группы.

Роли: авторы, креативный директор, финансовый директор и группа менеджеров,  художник-оформитель, специалист по рекламе и PR.

Учащиеся должны организовать  полный цикл подготовки сборника.

Инициативная группа объявляет  общешкольный конкурс, по итогам которого будут отобраны произведения для сборника.

Должна быть организована дискуссия. По результатам, которой должно появиться название сборника, например — «Мысли на бумаге», определяется  его объем, структура, оформление и как следствие рассчитывается стоимость. Затем должны быть  организованы компьютерный набор текстов, корректура и верстка.

Финансовый директор  должен разработать  бизнес-план издания сборника в платной типографии, можно рассмотреть несколько альтернативных финансовых схем: подписка с предоплатой, получение кредита, спонсорский взнос. Рассматриваются и просчитываются все варианты, выбирается наиболее приемлемый.

Наиболее возможна – кредитная схема. Анализ кредитных предложений на рынке города, выявление наиболее оптимального варианта кредитования.

Возможные приемы для возврата денежных средств банку:

1)проведение  рекламной кампании: разработку рекламной листовки её распространение;

2) размещение оригинального слогана на типовых бейджиках дежурных по школе;

3) прямая рассылка рекламных объявлений учащимся школы и их родителям по электронной почте, в системе netschool;

Презентация изданного сборника  будет общешкольным мероприятием проектной группы.

Распространение сборника и выплаты по кредиту  должно завершить  работу над данным проектом.

Презентации учебных проектов по финансовой грамотности могут быть проведены в виде:

демонстрации видеоролика / продукта, выполненного на основе информационных технологий;

Формы продуктов проектной деятельности:

Примерные темы проектов по финансовой грамотности.

«Квартира в кредит или съёмное жильё – «за» и «против».

«Нарушение прав потребителей финансовых услуг».

«Читать или не читать» или «Прояви бдительность при подписании кредитного договора».

«Банкротство физических лиц» или «Мне простят все долги?»

«Серая заработная плата и будущая пенсия».

«Несбывшаяся мечта Лени Голубкова или второе рождение финансовых пирамид».

«Бюджет моей семьи».

«Зачем платить налоги».

Учебный курс финансовой грамотности в нашей ОО только стартовал, но уже сейчас     прослеживаются следующие результаты:

– обучающиеся начальных классов говорят о том, что работа в группе над проектом помогает им подружиться;

– по итогам выполнения проектов 68% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности;

– 73% обучающихся стали успешнее справляться с заданиями по экономике во время выполнения тестов открытого банка заданий ЕГЭ.

1)Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2)Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3)Зенгин С. С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

4)Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ – 3-е изд. – М., 2008

5)Полат Е. С. Метод проектов.код сайта wiki.iteach.ru

6)Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

7)Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005.

Оцените статью