курс финансовой грамотности для третьеклассников онлайн

КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ОНЛАЙН Финзачет

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.

Учебная программа 2020 (PDF, 246 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях. Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять

Материалы для учащихся 2020 (часть 1) (PDF, 25.56 Мб)

Материалы для учащихся 2020 (часть 2) (PDF, 9.16 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради.

Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 522 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 – 3 классы общеобразовательной организацииПособие фокусирует внимание родителей на темах курса «Финансовая грамотность», который их дети начали изучать на уроках в школе. В пособие включены следующие материалы: информация о том, что именно проходит ребёнок на занятиях в классе, содержание домашних заданий и ответы к ним, вопросы для совместного обсуждения с ребёнком, дополнительная информация для родителей по изучаемым темам, ссылки на полезные интернет-ресурсы.

Материалы для родителей 2020 (PDF, 311 Кб)

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.

Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 402 Кб)

Содержание
  1. Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
  2. Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
  3. Бизнес игра «Юные взрослые».
  4. Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
  5. Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
  6. Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
  7. Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
  8. Разработка урока для 1 класса
  9. Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
  10. «Школьный буфет – финансовая головоломка»
  11. Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
  12. Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
  13. Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
  14. Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
  15. Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
  16. Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
  17. Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
  18. Урок-обобщение по теме «Деньги».
  19. Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
  20. Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
  21. Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
  22. “Хочу, надо, могу”
  23. Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
  24. Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
  25. Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
  26. Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
  27. Путешествие с Пином. Игра-квест.
  28. Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы
  29. Кластер
  30. Работа с кроссвордами и ребусами
  31. Задания с поговорками и пословицами
  32. Преобразование финансовой информации в таблицу
  33. Решение задач
  34. Задачи-расчёты
  35. Учебные экскурсии
  36. Проекты
  37. Творческие работы

Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»

Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб);  Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)

Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.

Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)

Бизнес игра «Юные взрослые».

Егорова Александра Алексеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448

Проект (PPTX, 2,73 Мб)

Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)

Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.

Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. ( PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме

Пашкевич Наталия Александровна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов

Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.

Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)

Разработка урока для 1 класса

Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.

Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)

Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)

Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)

Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)

Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)

Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)

Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»

Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518

Презентация (PPTX, 2,23 Мб)

Урок (PDF, 644 Кб)

Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)

Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)

«Школьный буфет – финансовая головоломка»

Тутыгина Светлана Геннадьевна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.

Презентация (PPT, 555 Кб)

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)

Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.

Бейлина Марина Виленовна – Тьютор  ГБОУ Школа №2095

Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов  ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.

Учителя ГБОУ гимназии № 1811:

Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна

Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)

Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)

Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.

Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.

«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)

Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».

Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.

Деньги (PPTX, 13,10 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)

Тест (DOCX, 14 Кб)

Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)

Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»

Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.

Презентация (PPTX, 25,34 Мб)

Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.

Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)

Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».

Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.

Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)

“Хочу, надо, могу”

Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)

Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»

Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.

Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 6,34 Мб)

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 398 Кб)

Презентация (PPTX, 3,22 Мб)

Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»

Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 285 Кб)

Презентация (PPTX, 4,43 Мб)

Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)

Путешествие с Пином. Игра-квест.

Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание игры (PDF, 383 Кб)

Квест (PPTX, 10,75 Мб)

Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)

по финансовой грамотности для учащихся начальной школы

«Деньги, их функции»

формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

презентация к уроку; наглядный материал; карточки-задания.

деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.

урок – исследование.

1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран, на то, что у меня в руках и ответьте на следующие вопросы.

Структура СИ-ФИНК-УАНДЭ (). Мыслительный прием, в котором ученики отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемогоВремя 30 секунд

Что вы видите? Что вы думаете об этом?О чем это заставляет вас задуматься?

Кто хочет поделиться своим мнением?

Вы правы, речь сегодня пойдет о деньгх. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

2. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгми каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгми выступали различные продукты, предметы.

Прочитайте материал: «Что было деньггруппы читают на листочках).

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова «скот».

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

– Прочитали? Возьмите листочки и составьте . Образцы составления кластера на экране. ( Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними

Какая группа готова поделиться своей работой? (группа высказывает свое мнение

– Сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.

В игре участвуют 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.

– Понравилось ли вам на ярмарке Древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

– Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньг

Сообщение: – Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар – посредник в таком случае выступает в роли . ( Слово на экране.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?

Так что же означает термин «деньги»? (

– А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?

– Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета

– Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги». Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра)

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем

11. Практическая работа в парах

А) Работа с наличными деньгами

– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

– устойчивая композиция изображаемых элементов,

– лицевая сторона монеты,

– оборотная сторона монеты,

– надпись на монете.

– официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

– боковая поверхность монеты.

– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями и у доски. ( Проверьте по Эталону

12. Решим задачи:

Ответьте мне, кто из вас любит считать деньги? Давайте их посчитаем.

Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

– Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Прислушайтесь, как кричат зазывалы:

«Эй, народ московский, покупай осетрв астраханских, осетрв длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осётр? (ответы детей – 35 копеек

III. Закрепление изученного на уроке:

– Вы знакомы с тем, как составляется синквейн? Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. Подсказка на экране.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или

его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из

нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем

говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих

чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть

это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Обменивают, покупают, торгуют

Всеобщий эквивалент обмена

Накапливают, платят, стоят

Средство товарного обмена

IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.

Учитель: – Я предлагаю вам опять вернуться в прошлое, на ярмарку. Ответьте на вопросы:

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. (

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.

– На этом наш урок закончен. Вы – молодцы! Спасибо всем за работу!

Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Сегодня нельзя себе представить мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают – деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому календарный план рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология и литературное чтение.

На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В частности, решение математических и экономических задач, задач-расчётов и закрепление материала по математике в 3 классе может быть построено на содержании занятия «Сложно ли быть предпринимателем?».

Далее рекомендую темы занятий (фрагменты занятий) финансовой грамотности для встраивания в содержание уроков математики, окружающего мира и технологии в 1-4 классах.

Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы

Рекомендованные занятия, сосредоточены на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний, на самостоятельные мотивированные действия обучающихся, выражающиеся в финансово-грамотных моделях поведения. Занятия, в форме интегрированных уроков, на которых обозначенная тема будет анализироваться со всевозможных точек зрения, не просто показана область соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, поможет представить обучающимся концепцию единства окружающего мира.

Добиться поставленной цели можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности, как в урочную, так и внеурочную деятельность.

Согласно данному плану можно порекомендовать формы, методы и приёмы работы по формированию финансовой грамотности на уроках в начальной школе.

Кластер

Кластеры использую для систематизации материала. Предлагаю ребятам ответить на вопрос, какие бывают деньги и составить кластер со словом «Деньги», кроме того можно составить кластеры по темам «Бюджет». « Расходы», «Доходы».

Работа с кроссвордами и ребусами

Работая с кроссвордами и ребусами, обучающиеся познакомятся с такими понятиями, как планирование, товар, скидка, аукцион, распродажа, качество, деньги.

Задания с поговорками и пословицами

Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия финансовой грамотности. Народная мудрость учит трудолюбию, бережливости. Деньги помогают почувствовать себя успешным, свободным человеком. При этом народная мудрость показывает, что не всегда счастье зависит только от материальных составляющих. Необходимо всегда стремиться к лучшему, но и уметь ценить настоящее. Задания с поговорками и пословицами к данной теме позволяют четко сформулировать основные рекомендации по совершению покупок, закрепляют выводы, сделанные при работе, о значимости планирования покупок и финансово грамотном поведении в магазине.

Преобразование финансовой информации в таблицу

Ученикам дан текст.

«В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».

Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Решение задач

Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают решение задач. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения математических, экономических задач, задач-расчётов.

Задача 1. Топор можно было обменять на 10 стрел или на 2 копья, или на на 2 горшка, или 1 овцу.

1) Сколько племя получит стрел, обменяв 2 топора?

2) Сколько оно получит копьев, обменяв 3 топора?

3) Сколько получит горшков, обменяв 5 топоров?

4) Сколько получит овец, обменяв 10 топоров?

5) Может ли племя на 6 стрел обменять 1 топор? Почему?

Задача 2. Во времена Петра I началась денежная реформа. Она длилась с 1701 по 1704 годы.

Были выпущены серебряны полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), гривенники (10 копеек) и десять денег (5 копеек). И еще стали чеканить серебряный рубль – 100 копеек.

1. Подчеркни в тексте простым карандашом, что началось при Петре I?

2. Запиши, в каком году началась денежная реформа – _________________

3. Рассмотри записи:

4. Рассчитай, сколько копеек надо заплатить за рыбу, если она стоила 2 полуполтинника, 3 полтинника? ____________

Задачи-расчёты

В 16 веке, во времена царя Петра 1, рабочий получал в день 5-8 копеек. Пуд мяса (16 кг) стоил 30 копеек, пуд хлеба – 10 копеек.

– Рассмотрите диаграмму и выясните, сколько товаров можно было купить на 1 рубль.

(На 1 рубль в XVI век можно было купить 300 кг ржи, одну корову или лошадь, 15 топоров, 10 дверных замков, 2 рубахи)

Учебные экскурсии

Одним из видов работы могут стать учебные экскурсии. Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.

Цель их: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)

Считаю уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования, применить игровую деятельность. Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.

Игра «Хочу» и «Надо»

Предлагаются карточки с изображением различных предметов. Нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «Хочу». Какие остались предметы, к которым относится понятие «Надо».

В блокнот необходимо распределить в 2 колонки «Доходы» и «Расходы» семьи. Даны следующие ситуации: «Купить арбуз», «Заплатить за свет», «Продали старый дедушкин автомобиль», «Порвалась куртка», «Купили билеты в кино», «Бабушка получила пенсию», «Брат получил стипендию», «Перевели деньги на телефон», «Купили подарок другу».

Деловая игра «Мир профессий»

Работу по профориентации можно связать с деловой игрой «Мир профессий».

Такая деловая игра прошла у нас в начальной школе. Дети приходили в костюмах разных профессий, с реквизитом и рассказывали о своей профессии.

Кроме того, дети на уроках труда делали игрушки и поделки. Продажа игрушек прошла благотворительная ярмарка в рамках акции «Своих не бросаем».

Проекты

Особая роль формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Темы проектных работ могут быть следующие:

Творческие работы

Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе и онлайн-игры для обучающихся 2-4 классов размещены на сайте Финзнайка.рф, кроме того, там можно найти набор заданий по темам финансовой грамотности “Деньги”, “Налоги”, “Семейный бюджет”, “Семья и государство”, “Банки”, “Валюта”, “Страхование”, “Бизнес”. Онлайн-сервис Монеткины.рф, знакомит обучающихся основам ведения бюджета для 2-8 классов.

Создан интерактивный развлекательный просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образования, обучающиеся должны знать:

Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

Конспект урока по финансовой грамотности

по окружающему миру 3 класс

«ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?»

Работу выполнила: учитель начальных классов Жеглова Вера Дмитриевна

Представленная разработка урока «Что такое деньги?» ориентируется на учебно-методический комплект А. А. Плешакова «Окружающий мир», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря системно-деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в парах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.

Тема урока «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.

Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни. Урок предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Урок способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения урока учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Урок позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников, грамотно сформировать материальные потребности учеников, сделать школьную жизнь ребят интересней, развить практический опыт работы с компьютером и поиском информации, сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в парах, научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

Общая характеристика занятия

«Обмен и деньги»

Содержание модуля финансовой грамотности:

в ходе изучения модуля формируются следующие компетенции:

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

3 «А» класс

Место занятия в логике реализации предмета – раздел «Что такое экономика»

Вид деятельности учащихся:

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме:

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:

компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть (Плешаков А. А.), рабочие тетради по программе «Школа России»; словарь С. И. Ожегова;

Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:

учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть (Плешаков А. А.) УМК «Школа России»

Методические материалы для учителя: технологическая карта урока, презентации

Необходимые организационные и технические условия:

– расстановка парт,

– наличие выхода в интернет,

– проектор и др.

Необходимый̆ дополнительный / наглядный материал:

карточки для индивидуальной работы, работы в паре;

монеты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 1р., 2р., 5р.,10р.).

Краткая характеристика презентации, необходимой для проведения занятия.

презентация к уроку «Что такое деньги?»;

презентация «Сказочная викторина».

Педагогическая характеристика занятия

Методическая характеристика занятия

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают викторину, практические задания, мини-исследования. В процессе изучения формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, поиска, анализа и представления информации.

П резентация к уроку. (слайды 1-15)

1 2 3 4


КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ОНЛАЙН

5 6 7 8


КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ОНЛАЙН

9 10 11 12


КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ОНЛАЙН

1 3 14 15

П резентация «Сказочная викторина». (слайды 1-10)

2 3 4

5 6 7 8


КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ОНЛАЙН

Жизнь современного человека невозможно представить без денег. Они нужны для того, чтобы оплатить различные услуги и приобрести все необходимое: продукты питания, одежду, бытовые предметы. Это уникальное изобретение человечества, с помощью которого развиваются отношения не только между людьми, но и между компаниями, различными организациями, странами во всем мире.

Список использованных нормативных документов и источников информации

1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть (Плешаков А. А.) УМК «Школа России».

2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации.

3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях.

(Видеоролик «История денег»)

Урок по финансовой грамотности в 3 классе

: «Как управлять своими деньгами?»

урок усвоения новых знаний

подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег,

развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

– формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия:

создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей

формирование осознанного отношения к деньгам.

Дидактические средства на уроке:

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

проведение элементарных финансовых расчётов.

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Карманные деньги, банковская карта.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

-Откуда в семье появляются деньги?

-На что тратят деньги родители?

-А у вас есть свои деньги? Откуда?

– А зачем они вам?

-Вчера вы отвечали на вопросы анкеты. Послушайте результаты анкетирования.

Вывод по анкете. Слайд 2.

– Давайте посмотрим небольшой фрагмент и сформулируем тему нашего занятия?

Просмотр фрагмента «Уроки тётушки Совы» (начало)

Высказывают свое мнение

Формулируют тему урока; составляют план, размышляют о том, что можно узнать в этой теме.

Слайд 5 . Итак, тема сегодняшнего классного часа «Карманные деньги. Как управлять своими деньгами?»

-Сегодня мы должны определить, что такое карманные деньги?

-Зачем они нужны?

– На что их можно потратить?

– Как вы думаете, Что такое карманные деньги? На что вы тратите карманные деньги?

У всех людей есть свои потребности. Они зависят от времени года, от ситуации, в которую мы попадаем. Нужно уметь правильно определять то, что может стать необходимым.

Как Вы думаете, что в жизни человека важнее «Хочу или

Слайд 6. Игра «Хочу и надо» должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям  или к желаниям

А вы как тратите свои карманные деньги? Вы планируете покупку? Думаете: хочу или надо?

Обычно люди решают, что купить важнее, а какую покупку можно отложить. Сначала приобретается самое нужное, а потом все остальное.

Давайте посмотрим, на что тратят деньги герои нашего мультфильма.

Смотрите внимательно и запоминайте советы тетушки Совы.

Какие советы дала Домовенку Сова?

1. Сказать родителям, как и на что мы собираемся тратить свои карманные деньги.

2. карманные деньги делить на части: потратить, накопить и отдать.

-А на что вы копите деньги?

-А где вы храните свои сбережения?

-Где еще можно хранить свои сбережения?

3. Все эти знания и умения помогут нам во взрослой жизни

Запомните советы тетушки Сова. Они вам в жизни очень пригодятся.

А рационально ли использовал свои карманные деньги Яша, купив за раз несколько порций мороженого? Почему? Кто из вас так же тратить деньги за один раз?

А как поступил кот Кейси?


КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ОНЛАЙН

Перед вами карточки. На них написаны варианты, на что можно потратить карманные деньги. Выберите из предложенных три варианта, которые вам хочется потратить свои деньги?

Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя. Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

На что потратите свои карманные деньги?

Итоги работы с карточками.

Молодцы! Есть вещи, которые нельзя купить в магазине. Это счастье, маму, здоровье, мечту. Радует то, что среди вас есть дети, которые неравнодушные к окружающим. Это помощь больным детям, подарок маме, помощь приюту для животных. Это добрые поступки. Вы с сочувствием относитесь к людям, животным. Вам хочется порадовать маму. А на какие добрые дела можно жертвовать деньги?

Стихотворение «Ценного в жизни много»

Ценного в жизни много:

Все золото мира бессильно,

Чтобы это купить, друзья.

Чувства людей бесценны,

И жизнь не имеет цены,

Верим мы свято в дружбу,

И истине этой верны!

Игра «Незаконченные предложения»

«Чего нельзя купить на деньги?»

Есть вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги. Например, учитель говорит: «За деньги можно купить кровать», а учащиеся замечают: «Но не сон».

Настольная игра «Монополия» – самая распространенная и популярная финансовая игра в мире. Это самая известная экономическая игра. Она знакомит с основами торговли и бизнеса в простой и увлекательной форме.

Игра развивает следующие навыки и умения:

1. Правильное управление своими финансами.  2. Сохранение и приумножение собственных денег.  3. Развитие навыков ведения бизнеса и инвестирования.  4. Обучение новым способам зарабатывания денег.  5. Тренировка логического мышления и памяти.  6. Укрепление способности к планированию и лидерству.


КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ОНЛАЙН

Видео. Финансовая грамотность для детей.

-О чем мы говорили с вами на занятии?

-Что нового вы узнали?

-Что вам понравилось на занятии?

-Какие бы вы дали советы по поводу отношения к деньгам?

– Ответили ли мы на поставленные вопросы в начале занятия?

Оцените свою работу

Обсудить с родителями, на какие добрые дела мы можем потратить наши отложенные деньги

Оцените статью
Финзачет