- Курсы финансовой грамотности в Архангельске
- Приглашаем на курсы ПК «Деятельность педагога дополнительного образования по формированию финансовой грамотности обучающихся»
- Региональный методический центр
- Региональный центр финансовой грамотности
- Услуги центра
- Преподаватели
- Цели программы
- Результат программы
- Материально-техническая база
- Программа «Финансовая грамотность»
- Особые условия проведения
Курсы финансовой грамотности в Архангельске
смотреть на карте
Профильный центр открылся в рамках региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области». Его цель – повышение финансовой грамотности воспитанников, учащихся и студентов, взрослого населения с низким и средним уровнем дохода, а также граждан, ведущих и планирующих ведение предпринимательской деятельности, в том числе самозанятых. Деятельность центра найдет свое отражение на сайте Агентства в отдельной вкладке с полным спектром услуг, которые будет оказывать центр населению Архангельской области.
Первым масштабным мероприятием нового подразделения стал бесплатный онлайн-курс “Сам себе финансовый Эксперт”, стартовавший накануне. В течение месяца, с 26 апреля по 26 мая, каждый житель Архангельской области может принять в нем участие и повысить уровень своей финансовой грамотности.
«Задача центра через различные мероприятия образовательного, просветительского и досугового характера донести до людей знания, которые помогут им понять, как сохранить и приумножить свои доходы», – говорит координатор региональной программы центра Валентина Даниловская. И добавляет, что, например, массовые просветительские площадки «Дружи с финансами» будут организованы в самое ближайшее время на городских и региональных мероприятиях. Если позволит эпидобстановка, то откроются они уже в День защиты детей 1 июня. А затем в День города Архангельска 27 июня, 4 июля в рамках Дня фестиваля креативных индустрий и гастрофестиваля и 17-18 июля в рамках этноджазового фестиваля «Сено-фест» (музей «Малые Корелы»), 1 сентября в День знаний. В эти дни финансовые эксперты проведут в различных форматах квесты, умные игры и тому подобное, рассказав просто и доступно о самом порой непонятном.
Кроме того, в планах центра проведение семейного финансового фестиваля, интеллектуальных игр и олимпиады по финансовой грамотности для студентов высшего и среднего профессионального образования, организация “Школы финансовой безопасности” для населения старшего возраста.
«Время цифровых перемен дает всем гражданам шанс стать грамотнее, разумнее вести свои финансы. Мы поможем понять, научим как принимать обоснованные решения и, что не менее важно, ответственно относиться к личным финансам, в том числе в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Уверен, что общими усилиями мы достигнем желаемого результата и у нас снизится число пострадавших, в частности, от финансовых мошенников», – говорит генеральный директор Агентства Максим Заборский.
Он также отметил, что через территориальных представителей Агентства планируется охватить этой деятельностью все города и районы области.
Пресс-служба АНО АО «Агентство регионального развития»
Присоединяйтесь к нашим социальным сетям:
#arr29 #мойбизнес #архангельск
Приглашаем на курсы ПК «Деятельность педагога дополнительного образования по формированию финансовой грамотности обучающихся»
с 17 по 28 апреля Архангельский областной институт открытого образования приглашает педагогов на заочные курсы повышения квалификации «Деятельность педагога дополнительного образования по формированию финансовой грамотности обучающихся». Курсы рассчитаны на 32 часа.
В процессе обучения слушатели рассмотрят нормативные правовые акты в сфере дополнительного образования детей и финансовой грамотности; методические подходы к обучению финансовой грамотности обучающихся; разработают замысел дополнительной общеразвивающей программы (учебное занятие) по формированию финансовой грамотности обучающихся.
Курсы реализуются в рамках региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области».
Региональный методический центр
Разумное и ответственное финансовое поведение – одна из главных компетенций современного человека, а развитие финансового образования в России очень актуально. Именно поэтому Мировой Банк и министерство финансов Российской Федерации реализуют проект повышения финансовой грамотности в учреждениях среднего общего и профессионального образования. В рамках проекта уже разработаны учебные программы и материалы, а также создана федеральная методическая сеть, состоящая из федерального методического центра и 15-ти региональных методических центров. В Архангельской области региональный методический центр создан в мае 2016 года на базе Архангельского областного института открытого образования и сопровождается двумя ведомствами Архангельской области – министерством образования и науки и министерством финансов.
Федеральная методическая сеть создаётся научно-исследовательским университетом “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ), Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерациии и Фондом «Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара».
Для внедрения учебных программ и материалов по финансовой грамотности в учреждениях среднего общего и профессионального образования с октября 2016 года по декабрь 2017 года в Архангельской области проводится массовое повышение педагогов. Для организации обучения на подготовительном этапе министерством образования и науки Архангельской области, совместно с министерством финансов Архангельской области и ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования» был подготовлен план и график обучения педагогов (письмо министерства образования и науки Архангельской области от 11.07.2016 № 209/02-09/5140 «Об обучении»). Документ даёт возможность каждому муниципальному образованию Архангельской области подготовить специалистов для работы с учебно-методическими комплектами по финансовой грамотности для разных возрастных категорий обучающихся. Для этого подготовлены и согласованы с федеральным методическим центром дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации) «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» для 2-4 классов, 5-9 классов и 10-11 классов.
В новом учебном году школьники Архангельской области имеют возможность получать знания о личных финансах с помощью уникального по своему содержанию и тиражу комплекта учебных пособий по финансовой грамотности от Минфина России.
С 7 октября 2019 года открыта регистрация на региональную конференцию «Практика внедрения финансовой грамотности в образовательные организации Архангельской области».
В рамках реализации Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности в образовательные организации региона в мае – июне 2019 г. поступили учебно-методические комплекты для 4-х, 5 – 7-х, 8 – 9-х, 10 – 11-х классов (базовый уровень).
Понятная экономика с Банком России
Практические пробы торговли на фондовом рынке
Урок “Кредиты и займы” для 9-х классов
Сберегательное поведение и сберегательные предпочтения россиян
Регистрация мероприятий Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и подростков
Результаты исследования молодых потребителей финансовых услуг
В 2023 году собственники впервые платят имущественные налоги через Единый налоговый счет (ЕНС). Эксперт «Мои Финансы» Мария Иваткина разобралась в нюансах, заплатила налоги и рассказывает, как это сделать через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Региональный центр финансовой грамотности
Региональный центр финансовой грамотности (РЦФГ) — является структурным подразделением Агентства регионального развития и осуществляет свою деятельность в рамках региональной программы Архангельской области “Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области”, целью которой является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Архангельской области
Услуги центра
Направленность курса на формирование финансовой грамотности учеников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде, ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия, а также в использовании электронных (дистанционных) технологий.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что введение курса «Финансовая грамотность» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Особое место в воспитании подрастающего поколения так же отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине, так как обществу нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Преподаватели
Педагог дополнительного образования – Могутова Анастасия Александровна
Содержание учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность».
Раздел 1 Управление денежными средствами семьи.
Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния.
Раздел 3 Риски в мире денег.
Раздел 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Раздел 5 Человек и государство: как они взаимодействуют.
Цели программы
Цель: формирование необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Результат программы
После прохождения учебного материала по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Финансовая грамотность» обучающиеся должны знать:
– изучена система знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
– изучены основные экономические термины и понятия, такие как рынок, деньги, финансы, кредит, банки и банковская система, налоги, страхование, банкротство и другие;
– сформированы умения получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
– сформировано ответственное отношение к личным финансам и их финансовому планированию.
– сформирован опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
– развиты умения самостоятельно определять цель и составлять план деятельности;
– развиты умения самостоятельно оценивать, принимать решения, контролировать и корректировать деятельность.
– развиты наставнические умения и навыки;
– сформированы ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье;
– сформированы навыки ответственности за экономические решения.
– принятие на себя ответственности за свои финансовые решения, осознание последствий этих решений;
– в ходе реализации наставничества применять технологии демократического сотрудничества (наставник не притесняет наставляемого);
– сформирована личная ответственность наставника за действиями, поступками и творческой активностью наставляемого в объединении.
Материально-техническая база
В кабинете, где проходят занятия, достаточное количество стульев, шкафы для учебных пособий, видео и аудиопособия, методический материал, компьютер. Кабинет на 24 рабочих места (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям: стол педагога – 1шт; ученическая доска – 1шт, интерактивная доска.
Программа «Финансовая грамотность»
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5–10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Благодаря изучению курса «финансовой грамотности» учащиеся смогут максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного пути, начиная от создания личного финансового плана, до дальнейших сложных финансовых действий.
Направления финансовых услуг постоянно развиваются, усложняются, появляются новые возможности, связанные, в том числе, с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. С каждым годом увеличивается количество мошенников, киберпреступников, недобросовестных участников финансового рынка, что также обуславливает необходимость формирования основ финансовой грамотности школьников. Соблюдение правил «финансовой грамотности» помогает уменьшать финансовые потери в молодости, достигать достатка в зрелом возрасте.
Чупров Алексей Александрович, педагог дополнительного образования, образование высшее социологическое, без категории.
Раздел 1. « С деньгами на ты! Или зачем быть финансово грамотным?» – предполагает знакомство учащихся с базовыми понятиями финансовой грамотности.
Раздел 2. « Личный финансовый план» – предполагает знакомство учащихся с личным финансовым планом и возможность создать и спланировать его.
Раздел 3. « Услуги финансовых организаций: используй грамотно» – путь к достижению цели» – предполагает знакомство учащихся с основными банковскими услугами, как их правильно выбрать, разбираются основные ошибки заёмщиков и кредиторов.
Раздел 4. «Как защититься от мошенников? Правила безопасности в киберпространстве» – предполагает знакомство учащихся с основными видами и признаками финансовых мошенничеств, знакомит с такими явлениями как «кибермошенничество», «финансовая пирамида».
Развитие основ экономического образа мышления учащихся.
Учащиеся будут знать:
– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
– термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
– объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
– объяснять проблемы, возникающие при обмене;
– приводить примеры товарных денег;
– объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
– понимать, что деньги зарабатываются трудом;
Учащиеся будут уметь:
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
– описывать виды и функции денег;
– объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
– производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
– называть основные источники доходов;
– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
– называть основные направления расходов семьи;
– приводить примеры обязательных и необходимых расходов
– различать планируемые и непредвиденные расходы;
– считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
– объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
– объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
– называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
– объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Особые условия проведения
– мебель: столы и стулья не менее чем на 30 учащихся, стеллажи для методической литературы, литературы для обучающихся;
– техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки, подключение к сети Интернет (от 1 мбит/с до 5 мбит/с);
– расходный материал: USB-флеш-накопитель, бумага, маркеры, ручки и т.д.).
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи и общества;
• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
• положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.