КВЕСТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

КВЕСТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Финзачет

Ольга Куликова Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание
  1. Публикация «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
  2. Для старших дошкольников
  3. Квесты по финансовой грамотности – Квест-игра по математико-экономическому развитию дошкольников в старшей группе «Приключение Буратино в стране Экономика»
  4. Квесты по финансовой грамотности – Конспект ОД по ФЭМП и финансовой грамотности в форме квест-игры «Поиск сокровищ Пирата-финансиста»
  5. Публикация «Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе „Путешествие в школу Экономика“» размещена в разделах
  6. Ход занятия
  7. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим квест-игру по финансовой грамотности. Вы будете проходить разные станции с занимательными заданиями. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления, умения прислушиваться к мнению других. У нас сформировались две команды. У каждой команды свой маршрут. Маршрут вам укажут ваши «маршрутные листы». На станциях тьюторы будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит эквивалент денежной единицы – эрудитки. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных эрудиток и определят победителя. Команды готовы?

Публикация «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Финансы и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, банк, овладевая таким образом финансовыми отношениями на потребительском уровне. Многие ли родители беседуют со своими детьми о деньгах, их разумной трате? Скорее всего, нет.

И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем. Ведь очень важно, чтобы пользователи финансовых услуг обладали навыками принятия осознанных решений, которые влияют на уровень их доходов, а следовательно, и на темпы экономического роста страны в целом.

Поэтому формирование финансовой грамотности детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.

Наблюдая за воспитанниками детского сада, в их речи можно услышать слова: «банк», «банкомат», «доллар», «кредит», «бизнесмен» и другие, значение которых многие из них не знают, но употребляют без всякой необходимости. Также детей интересуют такие вопросы как: откуда появились деньги, почему у всех стран разные деньги, почему мои родители не покупают мне дорогие игрушки, что делать когда нет денег, всё ли можно купить за деньги, что такое банкомат и как в нём появляются купюры. Причина такой любознательности воспитанников кроется во всё большем проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей.

Решить проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста возможно путём применения новых, более эффективных и разнообразных форм работы. Одной из таких форм является квест – игра. Квест – игровая технология в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, умениями и навыками, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно, что немало важно для обучения в школе.

Цель проведения квест-игр : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-игр.

Задачи проведения квест-игр :

изучить методическую литературу по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста и использованию квест-игр в образовательном процессе;

пополнить предметно-пространственную среду группы, способствующую формированию финансовой грамотности у воспитанников;

составить конспекты финансовых квест-игр для детей старшей возрастной группы и применять их в практике работы с воспитанниками.

В основе данной работы положена идея Роберта Кийосаки: «Лучшая финансовая информация не всегда доступна. Надо отправиться на её поиски». Квест в переводе с английского, это и есть «поиск, предметов поиск, поиск приключений» – один из способов построения сюжета: путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей.

По мнению С. А. Осяк квест- игра способствует формированию людей нового поколения, неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения.

Изучив методическую литературу и проведя анализ результатов наблюдения, можно прийти к выводу, что финансы – довольно сложная тема для детей и здесь важно создать мотивацию к образовательной деятельности, увлечь, заинтриговать воспитанников.

Для проведения данной работы необходимо с помощью родителей создать в группе необходимые предметно – пространственные условия. Подобрать дидактические игры («Доход – расход», «Размен», «Какие бывают доходы?», «Что важнее?», «Путешествие рубля» и др., атрибуты для сюжетно – ролевых игр («Банк», «Банкомат», «Супермаркет», приобрести книги: Евгения Блискавка «Дети и деньги», Ольга Антипенко «Денежная Азбука»,Эдуард Матвеев «Дима и Совёнок», «Лесная биржа», где понятно и ненавязчиво рассказывается ребёнку об основах финансовой грамотности, энциклопедию для детей «Сколько стоит золотой или история денег», оформили альбомы с изображением денежных единиц разных стран и старинными монетами.

Над данной работой стоит руководствоваться тем, что финансовая грамотность детей – это вклад в их будущее, и уделять этому достаточное внимание просто необходимо.

3По построению сюжета квест – игры бывают следующих видов: линейный, штурмовой и кольцевой.

Чаще всего используются линейные квесты, где участники по определенному маршруту перемещаются от одной точки к другой выполняя различные задания пока не достигнут цели.

Для составления маршрута используются разные варианты :

Маршрутный лист (на нем могут быть написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, ответ на которые и будет то место, куда надо следовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться, постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (ноутбук или планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны отправиться участники);

Формируя финансовую грамотность с использованием квест – игр, стоит придерживаться определённых принципов и условий.

– игры и задания должны быть безопасными;

– задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

– в содержание сценария необходимо включать разные виды деятельности;

– задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

– рассчитать время на выполнение заданий так, чтобы дети не устали и сохранили интерес;

– игра должна быть эмоционально окрашена с помощью эффекта неожиданности, сюрпризного момента, музыкального сопровождения, предметно – пространственной среды;

– воспитанники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся ( например: найти клад, помочь герою, расследовать происшествие);

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод:

Использование квест – игр для формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, позволило достичь определё нных результатов: обогатился словарь воспитанников, сформировалось первичное понимание финансовых терминов, ребята знают историю появления денег, могут различать номинал денежных знаков, находить признаки настоящих; осуществляют простой счёт денег, дети поняли из чего складываются доходы и расходы в семье.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 77

664043 г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4б, тел. 30-00-64

Конспект квест-игры по финансовой грамотности

Для старших дошкольников

«Азы финансовой грамотности»

Арсенчук Ирина Сергеевна

подготовительная 6 -7 лет

Освоение знаний о свойствах и качествах денег, доходах и расходах.

способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры.

Развитие интереса детей к выполнению заданий в совместной деятельности.

интерактивное оборудование по финансовой грамотности, монеты и банкноты разного достоинства, карточки, фольга, картонные заготовки.

Интеграция образовательных областей:

подгрупповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

позитивно-эмоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активная продуктивная деятельность, заинтересованность детей в дальнейшем изучении финансовой грамотности.

игровые,перцептивные (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический)

создание игровой ситуации, объяснение, вопросы,  показ способов действий.

Создание мотивационного поля

Ребята, какое  у вас настроение? Предлагаю построить «Мост дружбы». Возьмемся за руки, поднимем их вверх. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

– Ребята, я сегодня получила необычную посылку, в которой лежала шкатулка. Но чтобы шкатулку открыть, нужен ключ, а у меня его нет. В посылке было письмо:”Дети, выполните задания, пройдите трудные испытания в стране “Экономика”, получите ключ. Если вы справитесь со всеми заданиями, то в конце путешествия вас ждет сюрприз. Он находится на дне шкатулки. Выполненное задание даст вам подсказку для следующего. Первая подсказка – ???. Желаем успеха. Гномики.

1 карточка – ??? Экономические загадки

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

– Молодцы, выполнили первое задание.

2 карточка – монеты. Получение нового знания.

– Дети, вы знаете, за что людям дают деньги? (за работу, за труд люди получают деньги, зарплату). Да, человек получает зарплату – деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

В широком смысле слово «доход» обозначает любой приток денежныхсредств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.

Когда вы приобретаете что – то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.

Расход – это трата, затрата, деньги на прожитие

Игра «Доход – расход» (с мячом)

Папа получил зарплату (доход)

– Мама выиграла денежный приз (доход)

– Сестра потеряла кошелёк с деньгами (расход)

– Заплатили за квартиру (расход)

–  Брат получил стипендию за хорошую учёбу (доход)

– Родители купили телевизор (расход)

– Бабушка продала на рынке, выращенный урожай клубники (доход)

– Дочка порвала куртку (расход)

– Купили лекарство для дедушки (расход)

– Дедушка и бабушка получили пенсию (доход)

– Купили путёвку на море (расход)

Итог: доходов в семье должно быть больше.  Очень важно научиться планировать расходы, они не должны превышать доходы семьи.

3 карточка – колба. Работа в мини- лаборатории.

Экспериментирование: что удобнее: монеты или банкноты.

1. Сжать в одном кулаке монетку, а в другом банкноту, а потом попробовать порвать. Почему?

Вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

2. В стакан с водой положить банкноту, а в другой стакан монету. Почему?

Вывод: банкнота намокает, а монета нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

3. Что тяжелее: монета или купюра?Уронить.

Подуть на монету, а потом на банкноту. Почему?

Вывод: тяжелее монета, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

4. Какие деньги одинаковой ценности можно взять быстрее: банкноту номиналом 10 рублей или 10 монеток (монетки брать по одной)?Почему?

Вывод: банкноты берутся быстрее, потому что банкнота одной купюрой, а монеток 10.

5. Что быстрее упадет: монета или банкнота? Почему?

Итог: монета упадет быстрее, потому что тяжелее.

Итог: людям нужны и монеты, и банкноты. Кроме денег, можно использовать при оплатекарту, она еще удобнее. Денег не видим, но они есть!)

ОБЖ – пояснить, что монеты и купюры проходят через множество рук, поэтому после контакта с деньгами необходимо тщательно мыть руки.

4 карточка – люди разных профессий.

Игра «Кто что делает?» (Найди пару «Профессия – труд»)

строитель – строит дома;

швея – шьёт одежду;

повар – готовит пищу;

фотограф – делает фотографии;

художник – рисует картины;

почтальон – разносит письма, газеты, журналы;

продавец – продает продукты;

парикмахер – делает причёски;

пожарный – тушит пожар;

учитель – учит детей;

машинист – везёт вагоны.

5 карточка – рисунок банкноты.

Дидактическая игра «Собери банкноту» (пазлы)

Игра «Незаконченные предложения» («Чего нельзя купить на деньги?)

-Представьте себе, что вы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы должны заметить только то, что чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, «За деньги можно купить кровать, но не сон»

Итог: Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

6 карточка – Работа в тетради.

На дне шкатулки лежат монетки – шоколадки.

1) Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Какое задание не вызвало у вас трудности?

– Какое задание вызвало затруднение?

– Что нового вы сегодня знали?

– Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?

– Легче было выполнять задания сообща или самостоятельно?

– Молодцы, ребята, у вас все получилось! Надеюсь, что вы будете всегда честными с окружающими, добросовестно трудиться и добьетесь в жизни блестящих успехов.

Содержится в разделах:

Квест-игра по основам экономической культуры в старшей группе «Как стать бережливым»


КВЕСТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Основы экономической культуры») в старшей группе в форме Квест-игры «Как стать бережливым»

Квесты по финансовой грамотности – Квест-игра по математико-экономическому развитию дошкольников в старшей группе «Приключение Буратино в стране Экономика»

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Квесты по финансовой грамотности – Конспект ОД по ФЭМП и финансовой грамотности в форме квест-игры «Поиск сокровищ Пирата-финансиста»

Фотоотчёт о квест-игре по финансовой грамотности для дошкольников «Найди клад»


КВЕСТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Квест-игра «Путешествие по стране Экономика»


КВЕСТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Квест-игра по финансовой грамотности в подготовительной группе «Клад для Буратино»


КВЕСТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Марина Кравченко Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в школу Экономика»

• расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;

• раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра».

• Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

• Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

• Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.

• Закреплять умение выполнять математические вычисления.

• Развивать познавательную активность.

Публикация «Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе „Путешествие в школу Экономика“» размещена в разделах

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Ход занятия

Воспитатель: В круг скорее становитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Приглашаю на игру в необычную страну.

Та страна – страна Финансов,

Страна рынка, денег, шансов.

В ней меняют, продают,

Экономят, в долг дают!

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?

Воспитатель: Вот сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята вы знаете, что такое Экономика?

Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

– А что значит быть экономным?

Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.

Для того, чтобы попасть в школу экономики, нам с вами нужно закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 1.

Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в школе.

Воспитатель: Есть загадка у меня, отгадаете, друзья?

Есть они бумажные, есть медные, блестящие,

Их платят за работу, они важны для всех!

Кто правильно их тратит,

Того ждет обязательно финансовый успех!

Воспитатель: Отлично. Давайте сейчас с вами немного поразмышляем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги?

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.

Сегодня вы будете тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.

Создание оригами – кошелька.

Воспитатель: Деньги нужны всем людям в современном мире, без них прожить невозможно!

Вы читали книжки? В них герои сказок

Покупали, и меняли, и товар свой продавали.

И монеты зарывали, дерево из денег ждали.

Каждый счастлив был и рад: будет, будет он богат!

Кто же эти герои?

Задание: “Лови выгоду! ”

Правила. Вам нужно правильно ответить название сказки и заработать монетки.

Второе практическое задание. « Подсчитайте семейный бюджет»

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра – стипендию 1 рубль.

Выложите нужное число. ( Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10). ( Получили первую монету за правильный ответ)

Третье практическое задание. « Найди российские деньги»

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей

– Посмотрите сколько у меня разных денег. ( Демонстрация разных купюр)

Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

– Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).

– Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги как называются? (купюрами). ( Получили вторую монету)

Проводится игра «Магазин»

Воспитатель: Сначала рассмотрите товар, определите, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену.

Воспитатель: Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. ( У нас есть два яблока: красное яблоко стоит 5 рублей, а зелёное 2 рубля) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Воспитатель: Ребята, мы отлично поиграли, очень многое узнали, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте опять закроем глаза и посчитаем от 1 до 10.

Воспитатель: Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

Вы все большие – Молодцы!

Мы сегодня хорошо потрудились и у меня для вас сюрприз

(воспитатель раздает медальки – «Юный финансист»)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

пос. Молодежный, 2021 г.

ОДД. 02 Финансовая грамотность

Обобщение и систематизация знаний.

Деловая (групповая)  игра в виде  квеста.

повторение и обобщение  изученных тем по финансовой грамотности в игровой форме; развитие у обучающихся познавательной активности и творческого мышления; формирование навыков сотрудничества и работы в команде.

Технология проведения игры:

Игра состоит из  вводно-информационной, деятельной и финальной частей. Соревновательный аспект игры является мотивирующим для получения дополнительных знаний по финансовой грамотности и дальнейшего образования в этой области.

Для  игры понадобятся:

Дорогие друзья! Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, применять  знания в решении финансовых задач.

Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий.

В нашей игре будут принимать участие ____ команд (желательно командам иметь название). Каждая команда будет двигаться по станциям, согласно маршрутному листу. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. Вы совершите путешествие по 7 станциям. На станциях преподаватели-тьюторы будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит определенное количество валюты – у.е. На заключительной станции (она будет находиться здесь же)  команды встретятся, подсчитают количество заработанной валюты. Команда – победитель получит диплом.

Каждая команда может находиться на станции 3 – 5 минут, переход со станции на станцию сопровождается звуковым сигналом – звонком.

Маршрутный лист команды _______________________

(Всего 14 у.е.: 5 вопросов – 10 у.е; тест на соответствие валют – 4 у.е

1. Что такое деньги?

2. Для чего нужны деньги? Т.е. функции денег.

3. Какие бывают деньги?

товарные, наличные (монеты, банкноты) и безналичные.

4. В чем положительные и отрицательные моменты использования наличности?

Плюсы: самая распространенная форма денег и везде принимается. Минусы: деньги изнашиваются, рвутся, пачкаются; деньги (наличные) очень легко украсть; возникает проблема со сдачей (иногда даже со 100 руб. сдача не находится).

5. В чем положительные и отрицательные моменты использования безналичных денег?

Плюсы: нет необходимости таскать с собой много наличности; нет проблем со сдачей; возможность оплачивать покупки в Интернет; защита от банкротства банка. Минусы: многие люди теряют над собой контроль и тратят слишком много; далеко не везде принимают к оплате карточки; содержание счета и карты стоит денег; довольно распространены случаи мошенничества с картами, в том числе через сеть Интернет.

«Денежка без ног, а весь свет обойдет»

Сопоставьте, страну и её  денежную единицу.

(Всего 12 у.е.)

Тот, кто живет одним днем, рискует остаться у разбитого корыта, как старуха из сказки про золотую рыбку. Наше здоровье и силы небезграничны, а потому нам необходимо иметь резерв, который защитит нас в случае потери дохода, болезни и т. д. Это означает, что свое потребление надо ограничивать и часть дохода откладывать про запас на черный день.

Задание 1 (по 1 у.е.)

1.  Какие достоинства есть у депозита?

2. Какие недостатки есть у депозитов?

3. Какие депозиты наиболее доходны?

4. Какие депозиты наименее доходны?

Задание 2 (до 8 у.е.)

Какие  акции покупать выгоднее?

Единого правильного ответа на этот вопрос нет. Так как среди акций нет акции, обладающей строгим преимуществом  (т.  е. одновременно  и  с  низким  риском,  и  с  высокой  доходностью),  выбор  будет  индивидуален. При инвестировании невозможно избежать рисков, поэтому нужно научиться  ими грамотно управлять.  Важнейшая задача  каждого инвестора – найти оптимальный баланс между приемлемым уровнем риска и желаемой доходностью. « Осведомлён – значит, вооружен» – так говорили в Древнем Риме. Применив этот принцип к инвестициям, можно сказать: вкладывайте только в те инструменты, суть которых вам понятна.

(Всего 20 у.е. : высказывание – 3 у.е.; продолжить фразу – 11 у.е.; выполнить тест – 5 у.е.)

1)Из рассыпавшихся слов составить высказывание  о деньгах и объяснить его смысл.

« Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»  (храбрость, мудрость, искусство – вырезаны) – 3 у.е.

2) Продолжить фразу: по1у.е. за правильный ответ

За деньги можно купить часы, но не время.

3) Выполнить тест: по 0,5 балла за правильный ответ.

а) сто долларов;

б) сто евро;

) сто друзей;

г) сто лет одиночества.

2. Как говорят о деньгах, если они пропали впустую?

а) страдали монетки;

б) горевали рублики;

в) плакали денежки;

г) повесились банкноты.

3. Чем должен обладать денежный знак?

4. Как в шутливой форме говорят о деньгах?

а) презренный металл

б) ненавистная бумага;

в) жалкий пластик;

г) ужасная наличка.

5. Что делает с рублём копейка?

6. Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) куры не клюют;

б) мыши не грызут;

в) волки не дерут;

г) глаза не смотрят.

9. Какие деньги родители выделяют своим детям?

10. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) на черный день;

б) на полярную ночь;

в) на високосный год;

г) на золотой век.

«Откуда берутся деньги?»

(Всего 6 у.е.)

1. Перечислите источники поступления денег.

Основных источника всего три: по 1 у.е.

Повысить доходы от активов можно, если использовать грамотно подобранные для нас инструменты инвестиций.

Повысить же социальные доходы можно также несколькими способами:

(Всего до 15 у.е., по 1 у.е. за название категории или способа экономии)

Расходы на текущую деятельность (то есть «на жизнь»):

– расходы на питание;

– расходы на проживание (ЖКХ);

– расходы на транспорт;

– расходы на досуг и отпуск;

– расходы на хобби и иные увлечения;

– расходы на телекоммуникации;

– расходы на лечение и спорт и т.д.

Расходы на активы (то есть на квартиру, вклад в банке и т.д., которые приносят или могут приносить нам доход, даже если вы не работаете):

Социальные расходы (то, что вы платите  государству):

2. Как уменьшить расходы на текущую деятельность?

Введение учета расходов в специальных программах учета личных финансов. Самый простой вариант – таблица в Excel.

3. Как уменьшить расходы на активы и социальные расходы?

(Всего 8 у.е.)

В семье Разумковых, состоящей из 4-х человек папа, работая на заводе, получает 17 000 рублей, мама, работая парикмахером, зарабатывает 12 000 рублей. Старший сын, учится в колледже и получает стипендию в размере 500 рублей, а дочь еще только ходит в детский сад. Семья проживает в двухкомнатной квартире и платит за коммунальные услуги – 7 000 рублей. Оплата детского сада составляет 2 500 рублей. На проезд (проездной) в общественном транспорте у них выходит по 500 рублей (его покупают только 3 человека). Вопрос: На какую сумму в неделю семья может покупать продукты, выберете из списка те продукты, которые  семья  Разумковых может позволить себе покупать.

3) минеральная вода

) масло сливочное

5) кукурузные хлопья

6) масло растительное

8) кальмар сушеный

9) газированные напитки

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)

18) кондитерские изделия

20) финики сушеные

22) сало копченое

23) орешки соленые

. Из списка возможно выбрать 12-15 позиций (до 6 у.е.)

В среднем семья может покупать продукты на сумму 3 500-4 000 рублей (2 у.е.)

(Всего 10 у.е.)

Задание 1 (по 0,5 у.е.)

В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны?

Как вы думаете, какой размер банковской карты?

А) 55 Х33 мм

Б) 94.2 Х 45.7 мм

В) 85.6 Х 53.98 мм

С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей:

А) с 5 до 14 лет

Б) с 6 до 14 лет

В) с 9 до 14 лет

Задание 2 (по 1 у.е.)

1. Верно ли следующее утверждение?

Пластиковая карта не может быть использована для снятия наличных денежных средств.

2. Выберите правильный ответ:

Производить платежи по такой карте можно как за счёт собственных средств держателя карты, так и за счёт кредита.

1. Кредитная карта    2.

3. На данной карте хранятся деньги, которые банк предоставляет во временное пользование держателю карты.

2. Кредитная карта       3. Дебетовая карта

4. Верно ли следующее утверждение?

На дебетовой пластиковой карте хранятся исключительно личные денежные средства держателя.

5. Выберите правильный ответ:

На данной пластиковой карте хранятся исключительно личные денежные средства владельца.

1. Овердрафтная карта    2. Дебетовая карта      3. Кредитная карта

6. (возможны несколько вариантов ответа)

К недостаткам банковских карт относят:

1. владельцы банковских карт всё чаще и чаще подвергаются атакам мошенников

2. нет необходимости носить с собой большие суммы наличных денежных средств

3. в случае потери карты её можно заблокировать, тогда денежные средства останутся на счету нетронутыми

4. удобство совершения платежа

5. высокий процент за пользование средствами по кредитной карте

6.  за снятие наличных денежных средств  в банкоматах других банков берётся процент

7. не все покупки можно оплатить картой

7. Чтобы воспользоваться картой, необходимо ввести:

1. номер своего телефона  2. свое имя   3. кодовое слово  4. паспортные данные

Общее построение команд. У.е. подсчитывают тьюторы по сданным маршрутным листам. Награждение победителей.

Заключительное слово организатора.

Вот и закончилась наша игра-конкурс «От финансовой грамотности – к успеху». Согласитесь, такие игры развивают в человеке умения находить ответы на самые разные вопросы. Один из главных вопросов сегодняшнего мира – каким должно быть новое творческое отношение к деньгам, личным финансам. Причем адресован он и к тем, у кого их нет, и к тем, у кого они есть. Я думаю, что ВЫ – новое поколение, поколение молодых, активных людей, найдете ответ на этот актуальный вопрос.

МБОУ Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа

Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности»  для учащихся 7 класса.

Эффективные педагогические практики»

«Работа с обучающимися по формированию и оценке функциональной (финансовой)

грамотности во внеурочной деятельности»

проверить знания и умения у учащихся по вопросам финансовой  грамотности.

– уточнить представления учащихся о функции обмена денег;

– закрепить практическим путем операции обмена товара на товар, обмена товара на деньги;

– уточнить название денежных единиц разных стран;

– в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к внеклассной деятельности;

– используя соревнования, привлечь к работе не только сильных, но и слабых учащихся, а значит повысить качество усвоения материала.

– Актуализировать знания по финансовой грамотности.

Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности.

– Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

–  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

–  Способствование социально-ориентированному взгляду на мир.

Умение применять ранее полученную информацию в различных ситуациях.

Умение объяснять понятия и термины.

– Умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников.

– Умение планировать свои действия.

– Умение прогнозировать и оценивать свои действия.

– Готовность слушать собеседника, вести диалог.

– Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения

активные, методы   технологии   критического  мышления.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим квест-игру по финансовой грамотности. Вы будете проходить разные станции с занимательными заданиями. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления, умения прислушиваться к мнению других. У нас сформировались две команды. У каждой команды свой маршрут. Маршрут вам укажут ваши «маршрутные листы». На станциях тьюторы будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит эквивалент денежной единицы – эрудитки. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных эрудиток и определят победителя. Команды готовы?

Для начала каждая команда должна в течение 5 минут придумать название, девиз и выбрать капитана.

– Итак! С командами мы познакомились!

Как-то раз пришли к человеку Богатство и Бедность и спросили у него: «Кто красивее из нас?» Человек, конечно же, растерялся и не смог дать ответа. Если бы он сказал, что Бедность красивее, то Богатство рассердилось бы и покинуло его. Если бы он сказал, что Богатство прекраснее, то Бедность стала бы мучить его до конца дней.

Немного подумав, он сказал: «Я не смогу вот так сразу решить, пока Вы на одном месте стоите. Пройдитесь лучше». Стали они ходить туда-сюда, вертеться, показывать себя с лучшей стороны. Смотрел на то как вертится и крутятся вокруг него Бедность и Богатство человек и думал: Если я не верно воспользуюсь своими знаниями я могу потерять свое благополучие, свои финансы и как мне тогда жить. Нет я буду грамотным. Посмотрел на них человек еще раз и говорит: «Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь!».

3. Определение темы квеста.

-Ребята скажите пожалуйста, о чем эта притча? Какие ключевые слова мы можем выделить?

Бедность, Богатство, Финансы, грамотность, знаток. ( Формулируют тему квеста: «Знатоки финансовой грамотности»

-Что такое богатство? Бедность? Финансы?

– изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека (достаток).

– характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни.

совокупность всех материальных ресурсов (в денежной форме), которые находятся во владении субъекта экономики: индивида, организации, бизнеса или государства.

-Ребята, какую цель мы поставим перед собой в начале квеста?

– Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, делать анализ финансовых ситуаций и применять полученные ранее знания в области финансовой грамотности в различных ситуациях.

-Итак, квест-игра начинается!

5. Работа команд по станциям.

«Валютная» под девизом: «Доллар рублю не товарищ».

Задача данной станции: развитие умения и закрепление навыка работать с различными валютами.

Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ – 1эрудитка, всего 12).

Станция 1 «Валютная» под девизом: «Доллар рублю не товарищ».

– Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?

-Древнегреческий философ СОФОКЛ так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.

-А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет Софокл? Обсуждаем.

В современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.

«Банк» под девизом: «Помнить, знать, применять».

Задача данной станции: развитие умения и закрепление навыка работать с различными терминами и понятиями.

Каждый правильный ответ приносит команде 1 эрудитку. Всего -8.

1. Как ребёнка нет без мамы,

2. В банке для всех вас висит прокламация:

3. Мебель купили, одежду, посуду.

4. На рубль – копейки, на доллары – центы,

5. Он финансовый факир,

6. Будут целыми, как в танке,

7. Приносить доходы стал

8. Дела у нас пойдут на лад,

«Банковские карты» под девизом: «Карта не кропленная, а золотая!»

Задача данной станции: закрепить знания о различных видах банковских карт. Определить их преимущества и недостатки. Выявить причины актуальности банковских карт в современном обществе.

Количество эрудиток за каждый правильный ответ – 1. Дополнительные эрудитки команда может получить за правильное определение понятий.

( 5 эрудиток, плюс 3 дополнительно)

1. В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны?

2. Как вы думаете, какой размер банковской карты?

3. С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей:

4. Какие существуют виды карт? (Дебетовая, кредитная, дебетно-кредитная).

только для получения зарплаты, пенсии, стипендии и т.д.). Подходит тем, кто боится кредитов и склонен к спонтанным тратам.

– можно расходовать как свои деньги, так и банковские в виде займа. Подходит тем, кому периодически нужно «перехватить до зарплаты».

зарплатная карта с овердрафтом. Подходит тем, кто имеет регулярный доход.

5. Какие существуют типы карт? (Электронные, классические, премиальные, виртуальные).

(Visa Elecktron и MasterGard Maestro)- для снятия наличных в банкоматах и при покупках в торговых точках.

(Visa Classik, MasterCard Standart) – для снятия наличных, покупок в магазинах и интернет-покупок.

(Gold и Premium)- статусные карты. Широкий набор функций и привилегий: повышенный кэшбек, включение в страховые программы и др.

– только для расчетов в интернете.

Задание 2  (5 эрудиток, плюс 4 дополнительно)

Заполни таблицу: примечание: для выполнения задания вы можете купить подсказку «библиотека». Стоимость подсказки «5 эрудиток»

«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь»

Задача данной станции: закрепить знания в разделе финансовая деятельность.

Вопросы к кроссворду:

1. Символьное обозначение в англоязычных текстах: $.

2. Обмен одного товара на другой.

4. Современная денежная единица Китайской Народной Республики

5. Медная монета  сначала достоинством в две копейки, а позднее с 1838 г. в полкопейки.

6. Денежная единица Японии.

Ответы: 1. Доллар  2. Барте  3. Фунт   4. Юань  5. Грош   6. Иена

Правильный ответ – 1 эрудитка

Ситуационная «Рациональное поведение»

Задача: в предложенном задании найти информацию, проанализировать её, оценить проблему, с которой встретились герои ситуации, применить знания, связанные с ситуацией и поднятой в ней проблемой.

Прочитайте текст и изучите таблицу.

Молодожёны Ирина и Геннадий составили список расходов на январь. Их доход в этом месяце составил 22500 рублей, и эти деньги они положили на банковскую карту Ирины.

Список запланированных расходов

1. Покупки для дома, питание – 12000 рублей.

2. Интернет, сотовая связь – 800 рублей.

3. Развлечения и отдых – 1500 рублей.

4. Транспорт – 1000 рублей.

5.обучение на курсах – 7000 рублей.

А вот выписка банковской карты Ирины за январь.

Задание 1. Найдите необходимую информацию. ( 3 эрудитки)

По некоторым пунктам молодожёнам удалось уложиться в запланированный бюджет, а по некоторым не удалось. Выберите номера пунктов, по которым Ирина и Геннадий не уложились в бюджет.

1. Покупки для дома, питание.

2. Интернет, сотовая связь.

3. Развлечения и отдых.

Задание 2. Проанализируйте информацию. ( 4 эрудитки)

– Может, подумаем о покупке автомобиля? – предложил Геннадий. – Думаю, что мы можем себе позволить купить машину в кредит.

Могут ли молодожёны запланировать в январе взять кредит на автомобиль, первый взнос которого составляет 10000 рублей, и заплатить его из суммы, сэкономленной в этом месяце? Дайте аргументированный ответ.

Ответ: нет, так как сумма расходов равна 22500 рублей, а сумма расходов составляет 24200 рублей. Следовательно, у молодожёнов нет сэкономленных средств на то, чтобы внести первый взнос за автомобиль.

Задание 3. Оцените проблему. (5 эрудиток)

Решив экономить, Ирина предложила Геннадию отказаться от обучения на курсах программистов, так как они очень дорог стоят. Геннадий возразил, сказав, что это финансово не разумно. Объясните, почему Геннадий считает, что расходы на образование имеют финансовое преимущество и отказываться от них неразумно.

получив образование (необходимые навыки), Геннадий сможет в будущем рассчитывать на более высокооплачиваемую работу или же сможет найти подработку к основному доходу, что увеличит доходы семьи.

Финансово – консультативная (12 эрудиток)

Примите участие в инсценировке по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

12 эрудиток получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ, используя экономические знания. ( Экспертами выступают учителя обществознания) Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки. Время ответа 1 минута

Как старик корову продавал

На рынке корову старик продавал,Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровёнка нужна,Но, видно, не нравилась людям она.

– Хозяин, продашь нам корову свою?- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

– Не много ли просишь, старик, за неё?- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

– Уж больно твоя коровёнка худа!- Болеет, проклятая. Прямо беда!

Весь день на базаре старик торговал,Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:- Папаша, рука у тебя нелегка!Я возле коровы твоей постою,Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,И вот уж торгуется он с пареньком;- Корову продашь?- Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

– Да так ли! Уж выглядит больно худой!- Не очень жирна, но хороший удой.- А много ль корова даёт молока?- Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?Корову свою не продам никому -Такая скотина нужна самому!

Тьюторы собирают маршрутные листы и подводят итоги.

6. Подведение итога квест-игры. Рефлексия.

– Во время нашего квеста мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.

– Что повторили?

– Какие термины вспомнили?

– Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.

Попробуйте дома составить Памятку, которая поможет ребятам из других классов экономно расходовать карманные деньги.

Маршрутный лист команды «———————-»

Маршрутный лист команды «_____________»

Оцените статью