мастер класс по финансовой грамотности и мастер класс повышение финансовой грамотности детей

Свидетельство о регистрации
СМИ

Зачем размещать разработки
у нас?

Свидетельство о публикации
в СМИ

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Валентина Абрамова Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности детей.

1. Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

2. Пробуждение интереса к финансовой грамотности

3. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.

Мастер-класс по финансовой
грамотности для  3-4  классов.

Разработала учитель
начальных классов: Бекешева Н. С.

способствовать формированию находчивости, сообразительности,

Экономической
грамотности на основе ранее изученного материала.

закрепление и осмысление изученного материала;

развивать познавательную активность и творческое начало личности, 
критическое мышление;

совершенствовать навыки групповой работы учащихся.

Материалы и оборудование:
экран, презентация, раздаточный материал.

– Как мы видим, человечество всегда
неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

-Сегодня мы встретились здесь,
чтобы  проверить, а также  расширить и обобщить полученные знания в мире финансовой грамотности. В конце игры, вы
соотнесёте то, что вы уже знали, а что было для вас новым и интересным.

2. Первый тур «Вопросита»


Кто знает ответ, поднимает сигнальную карточку.

Как
называется украшение, сделанное из денег? (Монисто)

Еще
в десятом веке в Киевской Руси бытовала золотая монета весом 4,26 грамма. Ее
название сохранилось в пословице. Вспомните его.

(Золотник.
«Мал золотник, да дорог»)

Сколько
денег заплатил Буратино за посещение театра Карабаса Барабаса? (Четыре
сольдо)

В
какой стране появились первые бумажные деньги? (В Китае)

Какой
американский президент изображен на однодолларовой купюре? (Джордж
Вашингтон)

Как
называется коллекционер монет? (Нумизмат)

Как
официально называется лицевая сторона монеты? (Аверс)

Как
официально называется обратная сторона монеты? (Реверс)

Назовите
организацию, которая принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам,
предоставляет деньги в долг. ( Банк)

Как
называется обмен товарами и услугами без использования денег. ( Бартер)

2. Второй тур «Ребус»

Отгадывание
ребусов с экрана.

3. Третий тур «Групповая работа»

Соедините
части пословиц и объясните их смысл.

Доллар – США

Евро – Страны Европы

Злотый – Польша

Фунт стерлингов – Великобритания

Иена – Япония

Юань – Китай

Если
1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять
приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.

Два бизнесмена поспорили: кто получит
больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а
расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше,
но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?

Ответ: прибыль Иванова
5000-3000=2000 рублей,

прибыль Сидорова
4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.

рганизация, которая имеет право принимать деньги на хранение
и давать их в долг. ( Банк)

Прямой
безденежный обмен товарами или услугами (Бартер)

Денежный знак, который
преимущественно изготавливается из металла. (монета)

Излишек денег,
возвращаемый покупателю при расчёте. ( Сдача)

Человек, который собирает и
коллекционирует старинные монеты. ( Нумизмат)

Деньги, которые копят на покупку чего –
либо. ( Сбережения)

Деньги, получаемые за
работу. ( Зарплата)

Долгосрочные денежные
вложения, которые в итоге приносят доход. ( Инвестиции

– Мир денег –
удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью
скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества
по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что
человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо
преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги –
очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к
данной экономической категории.

Пословицы о деньгах:

На деньги ума не купишь.

С копейки начинается миллион.

Долг платежом красен.

Мал золотник да дорог.

Скупой платит дважды.

Хочешь есть калачи – не
сиди на печи.

Принимать за чистую монету.

Монета карман не тянет.

Здоров буду — и денег добуду.

Будут
целыми, как в танке,

В
банке для всех вас висит прокламация:

Журчат
ручьи, промокли ноги-

Мебель
купили, одежду, посуду.

Как
ребёнка нет без мамы,

Чтобы
партнёров не мучили споры

Стал
владельцем, братцы, я

В
море коварном товаров и цен

На
товаре быть должна

Коль
трудился круглый год,

На
рубль – копейки, на доллары – центы,

Дела
у нас пойдут на лад:

Чуть
оплошает- так в тот же момент

Чтобы
дом купить я смог

Вырастили
зайцы две грядки моркови – всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на
другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на
семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе
оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают,
по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!

Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5
рублей за кг, надо продавать выше этой цены

Мастер-класс для педагогов БОУ «Кабаньевская ООШ»

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.

1. Познакомить участников мастер-класса с активными приемами, средствами и формами обучения финансовой грамотности.

2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.

3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.

Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем мастер-классе?

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых,

волнуют финансовые вопросы. Экономика и школьники тесно связаны. Обучающиеся так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь школьник вырастет, а знания, полученные в школьном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями в области финансовой грамотности и научить этому детей.

«Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг

Цель и задачи данной стратегии вы видите на слайде, а также видите , что школьники, которых мы обучаем входят в состав целевых групп.

Можем мы  повысить финансовую грамотность обучающихся? И как? К этому вопросы мы вернемся в конце нашего мастер- класса

В каких модулях рабочей программы воспитания мы можем организовать формирование у обучающихся финансовой грамотности ?

(школьный урок, внеурочная деятельность, классное руководство, профориентация)

Давайте рассмотрим как в каждом модуле можно организовать формирование финансовой грамотности у обучающихся

Итак, школьный урок. Как здесь мы можем организовать обучение финансовой грамотности и на каких уроках?

Можно ли задания из учебника перефразировать, чтобы они были заданиями по финансовой грамотности? Приведите примеры

Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?

Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.).  Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»

Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается  подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности,  рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:

1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».

2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.

3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.

Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.

Где взять задания по финансовой грамотности, чтобы использовать на уроках?

Банк заданий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы

Сайт ленинг сап позволяет самим разрабатывать задачи для уроков, а также там есть готовые разработки

создание мультимедийных интерактивных упражнений

Внеурочная деятельность: Здесь как можно организовать обучение финансовой грамотности? (краткосрочные курсы, онлайн-уроки по финансовой грамотности)

Мастер класс “Деньги, их функции” Финансовая грамотность 3 – 4 класс

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Оборудование: презентация к уроку; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:

– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат. ( Деньги)

Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

2. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один – составляет на доске).

Текст: «Что было деньгами».

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.

Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

4. Учитель: – Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».

Сообщение: – Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар – посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. ( Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?

– Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся). Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.

– Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали? (на обратной стороне доски).

– Спасибо за ваши оригинальные и красивые рисунки. А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?

– Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета

– Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньгиСлово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра)

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем

11. Практическая работа в парах

А) Работа с наличными деньгами.

– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс – лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

Гурт – боковая поверхность монеты.

– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями и у доски. (рисунок монеты)

12. Решим задачи: Учитель: – Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

– Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Прислушайтесь, как кричат зазывалы:

1. « Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).

13. Составление синквейна. Учитель:

– Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн.

Обменивают, покупают, торгуют

Всеобщий эквивалент обмена

Накапливают, платят, стоят

Средство товарного обмена

III. Закрепление изученного на уроке:

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить себя. Ответы отметьте на рисунке, соединив их линией. Если вы правильно ответите на вопросы теста, то у вас получится привлекательное изображение.

– А теперь поднимите свои листочки и покажите, что у вас получилось. Сверьте изображение с доской. Улыбающееся личико говорит о том, что вы справились с заданием. Молодцы!

IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.

Учитель: – Ребята, я предлагаю вам опять вернуться в прошлое и представить, что сегодняшний день провели на ярмарке. Ответьте на вопросы:

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.

Мастер-класс по финансовой грамотности

Основная цель мастер-класса повышение психолого-педагогической компетентности в области использования различных методов работы по финансовой грамотности.

Задачи:
-познакомить педагогов с опытом работы по применению эффективных методов и приёмов для формирования предпосылок экономической грамотности у школьников;
-сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника.
– создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая работа с комментариями.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Электронные учебно-методические модули

Классное руководство ( классные часы, мероприятия с родителями)

Банк методических разработок по финансовой грамотности

Что здесь можем использовать ? (онлайн-уроки по финансовой грамотности, экскурсии на предприятия

Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале нашего мастер – класса

Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

Давайте подведем итог нашей работы слайд

Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.

И если каждый из вас будет использовать  материал мастер-класса  в своей  работе, то из наши обучающиеся будут финансово грамотными людьми!!!

Мастер класс
«Формирование финансовой грамотности»

Организация: МКДОУ – Вагайцевский детский сад

Населенный пункт: Новосибирская область, Ордынский район, с. Вагайцево

«Деньги – это средство воспитания,

и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте»

«Финансовая грамотность становится навыком,

необходимым для каждого человека в двадцать первом веке.

Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию»

Антон Германович Силуанов Министр финансов РФ

Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.

– познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

– способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;

– побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Дети с раннего возраста знакомятся с миром денег. Они очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, кафе, парикмахерскую, принимают участие в процессах купли-продажи, таким образом, овладевая экономической информацией на житейском уровне.

Многие современные дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков от родителей.

А можно ли увлечь детей рассказами об экономике и развить у них задатки финансовой грамотности в таком маленьком возрасте?

Это задача трудная, но решаемая.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на понятом ему языке.

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с сами интересными и эффективными формами в этом направлении, которые использую в своей педагогической деятельности:

Эффективные формы работы в этом направлении:

– образовательная деятельность;

– пословицы и загадки;

– чтение литературы;

– мини- спектакли;

– экономические задачи;

– дидактические игры;

– подвижные игры;

– сюжетно-ролевые игры;

– исследовательская деятельность;

– продуктивная деятельность;

– трудовая деятельность.

Используя загадки, я знакомлю детей с финансовыми терминами.

Предлагаю вам загадки – добавлялки.

За правильный ответ получаете фишки.

В работе с детьми часто использую пословицы – народную мудрость.

Как хорошо знаете вы пословицы – сейчас проверим:

Практически в любой сказке есть экономическая составляющая.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? «Золотая антилопа»

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото

5. Герой какой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? Кот в сапогах.

Помните! Что с помощью сказки можно развить в детях: трудолюбие, ответственность, бережливость и экономность.

Еще одна из интересных форм повышения интереса к финансовой грамотности у детей – это экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Где дороже бутылка «Пепси» – в пустыне или на севере?

3. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

4. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Основной формой работы по формированию финансовой грамотности является игра.

Назовите сюжетно – ролевые игры, в которых формируется финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ: «Семья», «Дочки-матери», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Школа», «Парикмахерская», «Железная дорога», «Зоопарк». « Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Водители». « Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье»

Через дидактические игры ребёнок осваивает и познаёт мир.

Игра «Груша-яблоко» индивидуальная

Цель: научить считать деньги и заранее планировать бюджет.

Оборудование: бумага, карандаши, ножницы.

У вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги яблоко (рисуют яблоко)

А теперь переверните лист бумаги и нарисуйте на другой стороне грушу (рисуют грушу)

А теперь возьмите ножницы и вырежьте сначала яблоко, а потом грушу (должны заметить, что вырезать оба рисунка невозможно, один придется испортить)

Конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, то мы должны были заранее спланировать расположение рисунков на бумаге. Так и с деньгами сначала надо спланировать бюджет, а затем тратить.

Игра «Распредели семейный бюджет»

Цель: закрепить экономические понятия (деньги, цена, товар), умения разделять реальные потребности и свои желания, учить распределять семейный бюджет.

Оборудование: картинки с изображением различных предметов (товаров), цена, деньги.

Это коллективная игра. На столе круг, разделенный на сектора. В секторах размещены обязательные и необязательные расходы, стоимость расходов от 1 до 10. В кошельке монеты, достоинством 1 рубль. В кошельке 30 рублей – бюджет семьи.

Представьте, что вы одна большая семья. В кошельке у вас деньги-это ваш семейный бюджет. Договоритесь между собой и распределите свой семейный бюджет. Назовите предметы, которые остались и почему?

В своей работе по формированию финансовой грамотности у детей я часто использую дидактические пособия.

Представляю вашему вниманию дидактическое пособие «Река времени».

Это пособие помогает мне познакомить детей с историей появления денег, с тем, как менялись деньги со временем, где хранили люди деньги от древности до нашего времени, где безопаснее всего хранить деньги.

Для ознакомления детей с понятием «семейный бюджет», его структурой доходов и расходов (обязательных – необязательных), я изготовила Пособие семейный бюджет в виде кошелька.

Для закрепления понятий расход-доход использую интересную экономическую игру «Расход- Доход»

В итоге работы по формированию финансовой грамотности мы должны привить детям:

– любовь к труду;

– уважение к результатам труда взрослых;

– умение считаться с потребностями семьи;

– тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо;

– ответственно относиться к чужим вещам.

Играйте с детьми в экономику!

Опубликовано

– Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Воспитываем в детях финансовую грамотность». Ни для кого не секрет, что человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому, живя в современном мире, дети должны знать, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, необходимо создать в группе развивающую предметно-пространственную среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается.

Путешествие моих воспитанников в сложный мир экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я могу сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.

Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. « А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» – спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая и я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономика.

Для проведения мастер-класса мне нужно 5 человек.

Я прошу выйти педагога, у которого голубые глаза.

Педагога, у которого есть красный цвет в одежде.

Педагога, у которого розовый лак на ногтях.

Педагога, у которого бижутерия на одежде.

Педагога, у которого есть наручные часы.

Коллеги, прошу вас присесть к рабочему столу.

– Раз, два, три – улыбнись, в стране Экономика окажись!

А это страна Экономика.

(Слайд карта страна Экономика)

А вот и жители этой страны. Знакомьтесь, это семья.

(Наряжаю участников в семью)

Папа – банковский служащий (одеваю галстук)

Мама – рекламный агент (даю сумочку)

Дочь студентка (даю телефон)

Дочь ученица старших классов (даю рюкзак)

Маленькая дочь воспитанница детского сада (даю куклу)

Игра «Семейный бюджет»

– И вот однажды семья собралась на совет,

Чтоб там обсудить семейный бюджет.

Для этого нужно доход подсчитать,

Расход же не должен доход превышать.

-Уважаемые члены семьи приглашаю вас к столу для составления семейного бюджета. Разместите доходы и расходы, из которых складывается бюджет вашей семьи на соответствующих чашах весов.

(Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на весы бюджета семьи)

-Пока семья составляет семейный бюджет, предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, экономическую викторину.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды? (Скупой)

3. Как называются иностранные деньги? (Валюта)

5. Дача банком денег в долг на определенный срок? (кредит)

6. Информация о стоимости товара, которую видит покупатель? (Цена)

7. Как называются доходы и расходы семьи? (Бюджет)

Представление семейного бюджета

-А теперь давайте посмотрим, кто же нам представит семейный бюджет.

(Семья представляет свой бюджет)

-Как вы думаете, какой бюджет у этой семьи?

(Слайд с весами доходов и расходов и видами бюджета)

-Что вы можете сказать о виде бюджета вашей семьи? Правильно, сбалансированный. Если бы ваши расходы превысили имеющуюся сумму денег, бюджет можно было бы назвать дефицитным, а что такое избыточный бюджет? – ответы защищающейся группы участников мастер-класса (подвожу итог)

– Что составляли? (бюджет). – Из чего состоит бюджет (Доходы и расходы)

Игра «Потребительская корзина»

– Товаром разным на любые вкусы

Завалены все полки магазинов,

Но лишь немногие из них

Осядут в потребительской корзине.

-Чтобы собрать свою потребительскую корзину, я предлагаю нашей семье отправиться в магазин. У вас есть 20 монет. Вам необходимо закупить только самый необходимый товар и поместите его в потребительскую корзину.

(Члены семьи собирают потребительскую корзину. Даю им картинки продуктов и корзину.)

Игра со зрителями «Сказка и экономика»

(Обращаюсь к зрителям)

А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа»)

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. («Кот в сапогах»)

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Представление потребительской корзины

-А теперь посмотрим, какой товар выбрали в потребительскую корзину члены нашей семьи.

(Семья демонстрирует свою потребительскую корзину. Анализирует свой выбор)

Давайте проверим, положила ли наша семья в свою корзину товары, которые считаются обязательными для поддержания хорошего здоровья. (слайд)

-Так незаметно, в повседневных заботах, провела наша семья день.

Игра «Живые картинки»

– А под вечер в гостиной семья собралась

В живые картинки играть принялась.

-Сегодня они попробуют оживить пословицы. Пройдите, пожалуйста, к столу, там вы найдете все необходимое.

(Члены семьи получают задания и готовятся)

Игра «Отгадай загадку»

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.

(Загадываю экономические загадки – добавлялки).

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке (проценты)

-А перед вами живая картинка. Отгадайте пословицу.

Зал угадывает пословицы, которые оживили члены семьи.

«Считай деньги, не отходя от кассы»

-Следующая картинка. Что за пословица?

«Доход лопнул, как мыльный пузырь»

-Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь. Наше путешествие по стране Экономика сегодня закончилось.

-Раз, два, три – улыбнись, снова в зале окажись!

Пройдите, пожалуйста, в зал.

Уважаемые коллеги, прошу вас разобрать купюры из корзины и положить свою купюру:

– в банк, если сегодняшний мастер-класс был для вас полезен и будете использовать, полученный опыт в своей работе;

– в корзину, если не актуально и не пригодится.

Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику! Спасибо за внимание!

Публикация «Мастер-класс „Воспитываем в детях финансовую грамотность“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: бумажные купюры, монеты, копилка, банка, корзинка, галстук, сумочка, телефон, рюкзак, кукла, тарелочки, весы, карточки для игры «Семейный бюджет», карточки для игры «Потребительская корзина», касса, фартук для продавца, мыльные пузыри, карточка – картинка доход, презентация

Оцените статью