- Сборник кроссвордов по финансовой грамотности
- Сборник учебно-методических разработок по финансовой грамотности
- Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
- Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
- Бизнес игра «Юные взрослые».
- Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
- Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
- Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
- Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
- Разработка урока для 1 класса
- Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
- «Школьный буфет – финансовая головоломка»
- Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
- Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
- Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
- Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
- Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
- Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
- Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
- Урок-обобщение по теме «Деньги».
- Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
- Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
- Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
- “Хочу, надо, могу”
- Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
- Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
- Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
- Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
- Путешествие с Пином. Игра-квест.
- Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 8-9 классов
- Азбука финансовой грамотности
- Рабочая тетрадь «Первые шаги в финансовую грамотность»
- Спортивно-ролевая игра по финансовой грамотности для школьного лагеря
- Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции
- Квест «Иллюзия обмана или финансовая кругосветка».
Сборник кроссвордов по финансовой грамотности
В сборник включены лучшие работы по результатам проведения конкурса в Республике Башкортостан.
Кроссворды по финансовой грамотности могут быть включены в такие предметы как история, обществознание, география, математика, английский язык, экономика.
(PDF, 58,64 Мб)
(PDF, 12,89 Мб)
Сборник учебно-методических разработок по финансовой грамотности
В сборник вошли материалы участников конкурса методических разработок.
Формы и методы, предложенные в разработках, способствуют закреплению знаний, полученных на уроках финансовой грамотности. Интеграция предметов и финансовой грамотности закрепляет познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия, а также формирует компетенции применения навыков в жизни. Сборник поможет педагогам при подготовке к занятиям по финансовой грамотности, а также научит читателя анализировать финансовое положение с учетом рисков и преимуществ.
Сборник обсужден и одобрен на заседании научно-методического совета ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан 21.12.2021 г.
Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,
Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)
Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб); Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)
Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)
Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)
Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)
Бизнес игра «Юные взрослые».
Егорова Александра Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448
Проект (PPTX, 2,73 Мб)
Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)
Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис
Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)
Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)
Тест. ( PDF, 101 Кб)
Парные картинки (PDF, 507 Кб)
Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
Пашкевич Наталия Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по
Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.
Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)
Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.
Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)
Разработка урока для 1 класса
Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.
Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)
Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)
Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)
Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)
Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)
Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)
Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518
Презентация (PPTX, 2,23 Мб)
Урок (PDF, 644 Кб)
Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)
Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)
«Школьный буфет – финансовая головоломка»
Тутыгина Светлана Геннадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.
Презентация (PPT, 555 Кб)
Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
Лукьянова Наталья Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.
Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)
Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
Бейлина Марина Виленовна – Тьютор ГБОУ Школа №2095
Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)
Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
Проказина Ирина Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.
Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)
Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №626
Презентация (PPTX, 1,60 Мб)
Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
Учителя ГБОУ гимназии № 1811:
Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна
Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)
Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)
Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.
«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)
Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.
Деньги (PPTX, 13,10 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)
Тест (DOCX, 14 Кб)
Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)
Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)
Урок-обобщение по теме «Деньги».
Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.
Презентация (PPT, 3,91 Мб)
Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.
Презентация (PPTX, 25,34 Мб)
Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)
Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.
Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)
“Хочу, надо, могу”
Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)
Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.
Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)
Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.
Презентация (PPTX, 6,34 Мб)
Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 398 Кб)
Презентация (PPTX, 3,22 Мб)
Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 285 Кб)
Презентация (PPTX, 4,43 Мб)
Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)
Путешествие с Пином. Игра-квест.
Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание игры (PDF, 383 Кб)
Квест (PPTX, 10,75 Мб)
Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)
Ребята, каждый день мы имеем дело с деньгами, они определяют финансовое положение семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. С детства вы знаете, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников.)
А может ли быть у семьи свой бюджет?
Так вот сегодня мы с Вами поговорим о семейном бюджете и как его грамотно составлять.
А для начала давайте посмотрим, насколько вы знаете основные понятия, связанные с финансовыми отношениями (викторина). ( Ребят за правильные ответы можно поощрять шоколадками в форме монеток).
Как называются в экономике продукты, необходимые для изготовления чего-либо? (
Чем является самовар? (
Как называется обмен товарами в экономике? (
Как называется работа, которую выполняют, чтобы удовлетворить потребности других. (
Как называется плата за работу?
Как называется плата за пользование собственностью? (
Как называется плата за нарушение? (
Как называются деньги, отложенные на будущее? (
Обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. (
Как называется в экономике то, что сделано своими руками для производства товаров? (
Недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег (
Превышение доходов над расходами (
Ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в капитале фирмы и приносящая ему доход (
Специализированное финансово-кредитное учреждение, предназначенное для сбережения средств (
Иностранные деньги (
Особый товар, который накапливают и сберегают, с помощью которых осуществляют платежи (
Уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета или совершающих внесезонные покупки товаров или услуг (
Лицо или организация, финансирующие какое-либо мероприятие (
Вы все молодцы!
А теперь вместе давайте подумаем, из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов.)
Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, ноживут, так, что порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получаютменьше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.)
Сегодня мы будем учиться, это делать. А для начала давайте попробуем дать определение понятию «семейный бюджет». ( Ребята предлагают)
Чаще всего понятие «бюджет» понимают как «экономия». А этот термин впервые введен древнегреческим философом Аристотелем и обозначало «законы хозяйства» или «искусство ведения домашнего хозяйства».
В современном смысле семейный бюджет — это упорядоченная система ведения учетов всех расходов и доходов всех членов семьи. Необходимо принимать во внимание не только возможность экономии, но и продумывать пути увеличения доходной части.
Планировать семейный бюджет нужно, исходя из потребностей конкретной семьи. Чаще всего выделяют такие категории: общий доход, налоги, жилье, еда, автомобиль, кредиты, ипотека, ссуда и т.п., одежда, отдых, школа, медицина, благотворительность, непредвиденные расходы и другое.
– Сейчас мы поиграем.
Групповая работа. Сформировать 3 группы участников – 3 семьи: Ивановы, Петровы и Сидоровы.
Каждая семья состоит из (сколько получится человек) человек: бабушки, дедушки – пенсионеров, мамы, папы, сына – студента и дочери – школьницы, например.
: Назовите, какие доходы могут поступать в бюджет этой семьи.
Семья должна быть дружной
В принятии решений
И каждый быть услышан
Должен, без исключений.
Обсудите в группах, какие доходы будут в семье.
Доход любой среднестатистической семьи складывается из зарплаты с различными премиями и другими начислениями и доплатами, учета социальных и страховых выплат (пенсии, пособия и т.п.). Некоторые семьи учитывают продукты, получаемые от своих участков (фрукты, овощи и т.д.).
А теперь давайте посмотрим «Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы)»
2. Предложить детям схематичную проектную работу на тему семейный бюджет. На картографии можно схематически отобразить, куда в семье каждого участника расходуется общий семейный бюджет.
«Урок финансовой грамотности»
Классный час для 4 класса
– сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
– обогатить словарный запас учащихся.
Материалы и оборудование: Интернет, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.
Ход классного часа
Второй год 7,8 сентября по всей стране проходит Всероссийская акция «День финансовой грамотности в учебных заведениях», иногда называют эти дни Днями финансиста.
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Вопрос: Как называется наука изучающая финансовые вопросы?
это наука, которая учит в нужном количестве производить и правильно распределять материальные и финансовые ресурсы.
Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.
Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику надо научиться применять экономические знания на практике.
Проверим, знаете ли вы экономические термины:
1. Вырастили зайцы две грядки моркови – всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!
Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены
2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?
Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей,
прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.
Экономика для детей (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ)
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
Цена – это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке опреде
ленной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов
продать свой товар.
Конкурент – Человек, который конкурирует с кем-нибудь.
ДОХОД – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-н. рода деятельности.
6. Журчат ручьи, промокли ноги,
Налоги – установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
Налоги ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ: Государственный НАЛОГ. Подоходный НАЛОГ.
НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает НАЛОГИ Налоговая инспекция.
Вклад – вложенные КУДА – НИБУДЬ. деньги, ценности. В ЛОЖИТЬ в сбербанк.
Капитал – стоимость, КОТОРАЯ в результате использования наёмной рабочей силы приносит прибавочную стоимость (самовозрастает). Промышленный КАПИТАЛ. Финансовый КАПИТАЛ. Переменный КАПИТАЛ.
ПРОЦЕНТ (от лат. procentum – за сто), сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3% от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных РАСЧЕТАХ.
Ссуда, юридич., договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.
ЗАЛОГ — один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обя
зательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю) недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право в слу
чае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущ-ва.
ЗАРПЛАТА – Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником
заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.
Инфля́ция (лт. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.
Акция – ценная бумага, являющаяся титулом собственности на часть имущества компании.
2) Тот, кто взял в долг деньги.
3) Он может быть начальным, оборотным.
4) Предоставление денег в долг под проценты.
5) Работа по специальности.
6) Долгосрочная аренда машин, оборудования.
7) Часть зарплаты, которая выдаётся перед работой.
8) Форма обмена за деньги.
9) Буквально – “банковская записка”.
Получилось 1) (по вертикали) Денежное вознаграждение наёмным работникам.
C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»
«День финансовой грамотности»
Подготовила: Катыхина Д. И.,
январь 2019 год
Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала
2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условия
3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
I. ( Слайд 1) Сегодня в нашей школе проводится день финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком?
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» – и все понимают, что речь идет о недостатке денег.
Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и другие финансовые инструменты.
Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы — это денежные средства.
Угадайте, что в «Волшебном ящике» (в ящике находятся шоколадные монеты)
Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)
Задание 1: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». ( Ответ: Экономика).
Давайте вспомним, что же такое экономика? (Слайд 2)
Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей.
Наконец, экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы.
Задание 2: Сейчас мы с вами проведем викторину.
1. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
2. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
3. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
4. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
5. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
6.«Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
7. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта? (пиастр)
8. Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
9. Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
10. Лицо торговой точки это что? (витрина)
11. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
12. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)
Задание № 3.
Давайте обсудим вопрос, позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить ваши желания? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.
Я понимаю, что это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходиться вам слишком дорого. Это не значит, что вы не будете ничего покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое. И гораздо дешевле , чем оно стоит.
Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги? Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется.
Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного? Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.
Самый простой пример – пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.). Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кино, театры , одежду, каток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.
Задание №4. ( Слайд 3) Я предлагаю нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.
10 советов управления деньгами для ребенка:
1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Не тратьте все деньги сразу.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.
6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.
10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
Задание №5. «Литературный» конкурс (пословицы написаны на отдельных листах, которые разрезаны) (Слайд 4)
Задание: найти концовку к пословицам и поговоркам, начало которых записано на слайде.
1. Копейка рубль (бережет)
2. Без копейки (рубля нет)
3. День что пух (только дунь на них их нет)
4. Не имей сто рублей (а имей сто друзей)
5. Деньги любят (счет)
6. Чем богаты (тем и рады)
7. Бедному собраться (только подпоясаться)
8. Не с богатством жить (а с человеком)
9. Богатство (разум рождает)
4. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились ? (Предполагаемый ответ : финансы, финансовая грамотность). ( Слайд 5) .
Выделить активных учащихся за правильные ответы .
Итак, сегодня на мероприятии мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность.
1. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
4. Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
В заключении нашего мероприятия, хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.
Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Вы сегодня хорошо поработали и тоже заработали копеечку.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 8-9 классов
Шевлякова А. Г. – учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа №887» г. Москвы
Волосков И. В. – учитель обществознания ГБОУ «Школа №887» г. Москвы
Финансовая грамотность для 8 – 9 классов (PDF, 17,27 Мб)
Азбука финансовой грамотности
Кололеева Елена Викторовна – учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 6 им. И.Т. Сидоренко, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск
Подборка методических материалов
Кошелева Алена Владимировна – учитель физики, экономики МБОУ СОШ № 40 г. Череповец, Мелихова Ольга Леонидовна – учитель истории, обществознания МАОУ СОШ № 2 г. Великий Новгород, Борзиков Сергей Игоревич – учитель обществознания МБОУ школа № 8 г. Рязань, Левченко Елена Владимировна – учитель истории, обществознания МБОУ школа № 21 г. Рязань, Толченова Ирина Викторовна – учитель истории, обществознания МБОУ СОШ п. Краснофарфорный.
Игра-квест “Банк и Я” (PDF, 673 Кб)
Презентация игры-квест “Банк и Я” (PPTX, 2,87 Мб)
Смирнов Дмитрий Николаевич – учитель русского языка МОУ «Чебсарская школа» Вологодской области, Пахомова Любовь Николаевна – учитель химии МОБУ НПСОШ № 2 г. Якутск, Угарова Лена Иннокентьевна – учитель начальных классов МОБУ СОШ № 31 г. Якутск, Стрельцова Марина Анатольевна – учитель экономики МАОУ СОШ № 1 г. Боровичи, Ковшикова Юлия Сергеевна – преподаватель по маркетингу АПОУВО «ВКСИНТ», Голикова Светлана Николаевна – учитель истории, обществознания БОУ ДПО «ИРООО», Бобкова Наталья Петровна –и учитель истории, обществознания БОУ ДПО «ИРООО».
Задачи и тесты (PDF, 419 Кб)
Кейсы (PDF, 243 Кб)
Материалы для буклета “Будь бдителен” (PDF, 161 Кб)
Мошенники в литературе (PDF, 227 Кб)
Понятия и термины (PDF, 364 Кб)
Буклет (PPT, 1,39 Мб)
Презентация (PPT, 1,40 Мб)
Тема: Страхование (PPTX, 1,39 Мб)
Тема: Страхование от финансовых рисков (PDF, 167 Кб)
Материалы и оборудование по теме Страхование (PDF, 127 Кб)
Михайлова Елена Анатольевна – учитель математики МАОУ СОШ № 43 г. Тюмень, Бархатов Евгений Анатольевич – учитель физической культуры МАОУ СОШ № 43 г. Тюмень, Тимофеева Оксана Борисовна – учитель истории, обществознания МАОУ СОШ № 1 г. Пестово, Губанова Юлия Михайловна – учитель истории, обществознания МАОУ СШ № 59 “Перспектива” г. Липецк, Берсенёва Виктория Александровна – учитель истории, обществознания МАОУ Староалександровская СОШ, Некрасова Лилия Васильевна – преподаватель основ финансовой грамотности ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования».
Проект квест-игра “Азбука налогоплательщика” (PPTX, 848 Кб)
Квест-игра “Азбука налогоплательщика” (PDF, 801 Кб)
Чистова Марина Сергеевна – учитель экономики МБОУ г. Астрахани «Лицей №1», Карпинская Галина Анатольевна – учитель истории, обществознания МБОУ г. Астрахани «Лицей №1», Родионова Елена Вячеславовна – учитель экономики, географии МБОУ Лицей с. Хлевное, Перфильева Ольга Валентиновна, Ротин Михаил Григорьевич – преподаватель геополитики ГОУ ДПО ИПК и ППРО, Коренькова Нина Николаевна – учитель истории, обществознания МОУ Шокшинская СОШ Республика Карелия.
Презентация “Как на пенсию жить красиво” (PPT, 7,77 Мб)
Рабочая тетрадь «Первые шаги в финансовую грамотность»
Барашкова Наталья Николаевна Васильчева Марина Георгиевна Гоголева Маргарита Михайловна Семенова Ольга Дмитриевна Сивцева Марина Валерьевна Угарова Лена Иннокентьевна – Педагоги МОБУ СОШ № 31 городского округа «город Якутск»
Первые шаги в финансовую грамотность (PPTX, 4,78 Мб)
Тетрадь ПШвФГ (PDF, 3,92 Мб)
Спортивно-ролевая игра по финансовой грамотности для школьного лагеря
Что значит быть финансово грамотным (презентация) (PPTX, 1,20 Мб)
Квест-игра «Стань первым» (PDF, 413 Кб)
Экономически спортивная игра по финансовой грамотности (PDF, 230 Кб)
Воробьева Татьяна Алексеевна – Учитель обществознания, МБОУ СОШ № 12 г. Новомосковский, Бадина Елена Георгиевна – Учитель обществознания, МОБУ Гимназия № 4 г. Курска, Чупеева Орнела Леонидовна – Преподаватель-организатор, МКОУ «Киреевский центр образования № 1», Никонова Светлана Владимировна – Учитель истории, обществознания, МОУ «Академический лицей» г. Петрозаводска, Чернобай Свтелана Николаевна – Учитель географии, МКОУ Сортовальского МР РК СОШ № 6, Харитонова Татьяна Валерьевна – Учитель начальных классов, МБОУ НОШ № 39 г. Череповец.
Правила обращения с личными денежными средствами (PPT, 5,82 Мб)
Технологичская карта (PDF, 293 Кб)
Аничкина Светлана Александровна – Учитель истории, права, обществознания, экономики, МБОУ СОШ № 70 г. Липецка, Сарана Алексей Алексеевич – Учитель технологии, экономики, МОБУ СОШ № 12 г. Минусинск, Горбунова Наталья Сергеевна – Учитель математики, МАОУ Гимназия № 1 г. Минусинска, Пешкова Лидия Александровна – Учитель обществознания, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов», Пекки Светлана Геннадьевна – Учитель истории, обществознания, МОУ СОШ №8 г. Кондопоги Республики Карелии, Сапова Анна Васильевна – Учитель обществознания, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка» г. Вологда, Белова Снежана Николаевна – Учитель истории, обществознания, МБОУ Пяозерская СОШ.
Методическая разработка занятия по финансовой грамотности для обучающихся 7-8 классов (PPTX, 2,47 Мб)
Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола» (PPTX, 10,11 Мб)
Игра “Право” (PDF, 108 Кб)
Банки и их роль в жизни людей (PDF, 358 Кб)
Вопросы по истории (PDF, 107 Кб)
Вопросы по экономике (PDF, 210 Кб)
Видео на тему “Деньги” (MP4, 8,17 Мб)
Пронькина Анна Владимировна – Учитель математики, МБОУ СОШ с. Преображеновка Добровского муниципального района Липецкой области, Пименова Светлана Александровна – Учитель экономики, МБОУ «СОШ №1 Кемского муниципального района», Терегулова Татьяна Федоровна – Учитель истории, обществознания, МБОУ СШ № 37 г. Липецк, Ильина Ольга Сергеевна – Учитель истории, обществознания, МАОУ СОШ № 4 г. Заводоуковска, Самородова Флюра Ибрагимовна – Учитель русского языка, литературы, МБОУ СОШ № 276 г. Гаджиево, Бабич Надежда Александровна – Учитель истории, Заводоуковская СОШ филиал МАОУ СОШ № 4, Михайлина Светлана Вячеславовна – Учитель экономики, МКОУ «СШ №3» г. Ефремова, Пичугина Ирина Викторовна – Учитель географии, экономики, МБОУ Гимназия №1 г. Мончегорска.
Проект “Страхование” (PDF, 1,26 Мб)
Презентация проекта (PPTX, 22,19 Мб)
Понятие о страховании (PDF, 30,63 Мб)
Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции
Абрамов Евгений Семенович – Учитель робототехники, МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр» МР Хангаласский улус Республики Саха (Якутия), Лузина Маргарита Викторовна – Учитель обществознания, Атласова Валентина Николаевна, Жиркова Валентина Васильевна, Аммосова Татьяна Климовна
Интерактивная игра-симулятор (PPTX, 1,74 Мб)
Квест «Иллюзия обмана или финансовая кругосветка».
Суетина Мария Александровна – учитель технологии ГБОУ школа № 2086; Демьяненко Галина Николаевна – педагог-организатор ГБОУ школа № 2086; Чибисова Светлана Владимировна – учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 2086; Пашина Елена Сергеевна – педагог-психолог ГБОУ школа № 2086; Макарова Кира Артуровна – учитель географии ГБОУ школа № 2086; Баранова Ольга Леонидовна – учитель информатики ГБОУ школа № 2086.
Технологическая карта занятия (PDF, 345 Кб)
Письмо 1 (PDF, 147 Кб)
Письмо 2 (PDF, 312 Кб)
Письмо 3 (PDF, 364 Кб)
Письмо СМС (PDF, 116 Кб)
Как правильно дать деньги в долг. ( PDF, 204 Кб)
Варианты расписок (PDF, 305 Кб)
Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души (PDF, 354 Кб)
Раздатка детям. Гондурас (PDF, 220 Кб)
Дети СМС (PDF, 77 Кб)