C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Зачем ребёнку финансовая грамотность
- Дошкольный возраст (3–7 лет)
- Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
- Придумывайте игры с деньгами
- Включайте детям мультики про финансы
- Поиграйте в «Магазин»
- Младший школьный возраст (7–11 лет)
- Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
- Читайте книги по финансовой грамотности для детей
- Поиграйте в «Монополию»
- Старший школьный возраст (11–14 лет)
- Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
- Доверьте ребёнку большую сумму денег
- Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
- Сделайте ребёнку банковскую карту
- Подростковый возраст (14–18 лет)
- Составьте вместе финансовый план
- Покажите финансовые лайфхаки
- Дайте подростку больше интересных книг
- Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
- Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
- Бизнес игра «Юные взрослые».
- Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
- Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
- Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
- Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
- Разработка урока для 1 класса
- Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
- «Школьный буфет – финансовая головоломка»
- Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
- Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
- Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
- Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
- Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
- Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
- Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
- Урок-обобщение по теме «Деньги».
- Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
- Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
- Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
- “Хочу, надо, могу”
- Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
- Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
- Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
- Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
- Путешествие с Пином. Игра-квест.
- Начните с себя
- Объясните, что такое ценность денег
- Выделяйте средства на карманные расходы
- Обучайте ребёнка планированию бюджета
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
Фотографии: Студия Анимации «Петербург». Иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Объяснить ребенку азы финансовой грамотности можно легко и увлекательно, если заручиться помощью любимых сказочных персонажей. Авторы проекта «Финансовое просвещение» рассказывают, чему могут научить детей финансово грамотный кот, конь-игроман и ворчливый баран.
В мультсериале «Три кота» (серия «Поход в магазин») котята отправляются за продуктами без взрослых. В магазине их подстерегает масса соблазнов: в руках кошелек, а на полках — игрушки, безделушки и прекрасные коньки!
Вот только, если купить все это, семье нечего будет есть на ужин.
Посмотреть мультфильм можно тут.
Это яркая иллюстрация непростого выбора: купить то, что нужно, или то, что хочется?
В «Азбуке финансовой грамотности» от «Смешариков» есть серия «Золотое яблоко», в которой Бараш и Нюша идут на рынок за покупками. Взгляд Нюши привлекают яблоки — спелые, сладкие, как мёд. А, главное, по акции: всего за 999 рублей!
Бараш пытается отговорить подругу: эти яблоки дорогие, пусть и со скидкой, а, главное, их вообще нет в списке покупок. Но Нюша всё же покупает одно. А потом оказывается, что у Копатыча в саду растет тот же сорт яблок и он не знает, куда их девать.
Из этой серии можно сделать сразу несколько выводов:
В серии «Черный день» мир «Смешариков» внезапно погружается во тьму. Пин проявляет смекалку и подключает уличное освещение. Правда, не учитывает, что за электричество нужно платить.
Решить проблему помогает Карыч: в молодости он с друзьями накопил денег и закопал их в лесу. Этот клад помогает героям оплатить счет за электричество.
Во-первых, эта серия учит детей тому, что коммунальные услуги и другие блага цивилизации не бесплатны. А, во-вторых, хорошо бы взять пример с Карыча и иметь запас на «черный день». Каждый из нас может заболеть или потерять работу, могут возникнуть незапланированные траты. И на этот случай всегда стоит иметь так называемую «подушку безопасности».
В мультфильме «Трое из Простоквашино» кот Матроскин жалуется, что в доме нет молока.
— Надо бы корову купить, — говорит Матроскин.
— Надо бы, а где денег взять? — отвечает Дядя Фёдор.
— А может, занять у соседей? — предложил Шарик.
— А чем отдавать будем? Отдавать надо! — возражает Матроскин.
Матроскин — финансово грамотный кот: прежде, чем занимать круглую сумму, он думает, как будет ее отдавать, оценивает свои доходы и расходы. И неважно, у кого вы занимаете деньги — в банке или у приятеля. Если отдать долг вовремя не удастся, будет испорчена либо кредитная история, либо дружба.
В мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей» ростовчане оставили свое золото на хранение князю Владимиру. Это же сам князь, что может быть надежнее? Вот только они забыли уточнить условия и не спросили, сколько князь возьмет за свои услуги. В итоге, когда пришло время забирать богатство, Алёша Попович вместо огромного шара золота получил одну монету. Остальное — комиссия за хранение!
— Так разве я обидел кого? Только за хранение свою дольку взял.
Тут мультфильм преподает зрителям сразу два важных урока:
В том же мультфильме конь Юлий подсел на азартные игры. Говорящее дерево сулило ему несметные богатства, и в погоне за ними конь проиграл подковы и едва не лишился жизни.
В сказке коня-игромана спасли быстрые ноги. В жизни же с азартными играми надо быть осторожнее.
И опять «Трое из Простоквашино». Помните знакомство героев с почтальоном Печкиным? Тот спрашивает, какие издания будут выписывать мальчик, пес и кот. Дядя Фёдор выбрал «Мурзилку», Шарик — журнал про охоту, а Матроскин отказался от подписки.
В жизни нам часто навязывают дополнительные услуги и подписки. Ежемесячный платеж кажется незначительным, но в итоге за год набегает существенная сумма.
Материалы по теме:
Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.
В этой статье мы собрали основные приёмы для детей разного возраста, которые лучше познакомят их с финансами.
Зачем ребёнку финансовая грамотность
Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.
Воспитание финансовой грамотности помогает:
Дошкольный возраст (3–7 лет)
В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».
Придумывайте игры с деньгами
Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.
Включайте детям мультики про финансы
Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
Поиграйте в «Магазин»
Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. « Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть (виртуальный банк) или (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.
Сделайте ребёнку банковскую карту
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Подростковый возраст (14–18 лет)
Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.
Составьте вместе финансовый план
Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.
Покажите финансовые лайфхаки
Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.
Дайте подростку больше интересных книг
Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.
Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги
Конспект занятия по финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
– Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
– Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.
– Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.
Показываю детям копилку.
– Ребята для чего же нужна копилка?
– Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Игра «Для чего нам нужны деньги?».
– Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть, для чего нам нужны деньги.
– Итак, деньги нам нужны: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений; для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков;
– Ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей. А где можно взять все эти вещи? (Купить в магазине)
-А от куда у ваших родителей, появляются деньги? (они их зарабатывают
– А сейчас давайте с вами узнаем откуда же проявились деньги.
Просмотр видеоролика «Как появились деньги»
– Хочу с вами поделиться одной историей.
– Ребята а как вы думаете удобно было платить за товар, меняясь продуктами своего труда? Почему? (Это неудобно, потому что занимает много места, их нельзя положить в карман, как деньги).
-Поэтому люди придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ
– Но долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА.
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.
– В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.
-Из чего сделаны монеты? (
-Какой они формы? (
-Из чего сделаны купюры?
Игра “Найди пару монете”
Детям раздаются разные монеты, они не показывая их друг ругу ходят по группе пока играет музыка, как только музыка останавливается они должны найти себе пару с такой же монетой. Игра проводится несколько раз.
– Ребята, а где нужно носить деньги? (
– Правильно, они лежат у нас в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них. ( Дети рассказывают о пластиковых картах, на доске развешаны изображение различных пластиковых карт).
Игра «Что можно (нельзя) купить за деньги».
– А сейчас давайте поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги», на столе лежат разные картинки, вам нужно выбирать одну и показать ее остальным, объясняя почему выбрали эту картинку, и можно ли это купить за деньги. (Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги).
– Заканчивая наше занятие, хочется загадать вам загадку:
Бывают они медные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные. (деньги)
– Правильно, молодцы!
-Что нового вы сегодня узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?
Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,
Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)
Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб); Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)
Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)
Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)
Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)
Бизнес игра «Юные взрослые».
Егорова Александра Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448
Проект (PPTX, 2,73 Мб)
Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)
Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис
Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)
Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)
Тест. ( PDF, 101 Кб)
Парные картинки (PDF, 507 Кб)
Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
Пашкевич Наталия Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по
Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.
Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)
Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.
Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)
Разработка урока для 1 класса
Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.
Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)
Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)
Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)
Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)
Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)
Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)
Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518
Презентация (PPTX, 2,23 Мб)
Урок (PDF, 644 Кб)
Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)
Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)
«Школьный буфет – финансовая головоломка»
Тутыгина Светлана Геннадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.
Презентация (PPT, 555 Кб)
Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
Лукьянова Наталья Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.
Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)
Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
Бейлина Марина Виленовна – Тьютор ГБОУ Школа №2095
Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)
Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
Проказина Ирина Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.
Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)
Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №626
Презентация (PPTX, 1,60 Мб)
Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
Учителя ГБОУ гимназии № 1811:
Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна
Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)
Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)
Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.
«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)
Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.
Деньги (PPTX, 13,10 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)
Тест (DOCX, 14 Кб)
Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)
Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)
Урок-обобщение по теме «Деньги».
Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.
Презентация (PPT, 3,91 Мб)
Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.
Презентация (PPTX, 25,34 Мб)
Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)
Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.
Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)
“Хочу, надо, могу”
Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)
Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.
Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)
Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.
Презентация (PPTX, 6,34 Мб)
Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 398 Кб)
Презентация (PPTX, 3,22 Мб)
Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 285 Кб)
Презентация (PPTX, 4,43 Мб)
Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)
Путешествие с Пином. Игра-квест.
Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание игры (PDF, 383 Кб)
Квест (PPTX, 10,75 Мб)
Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)
Игры по финансовой грамотности
Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России
Игры по финансовой грамотности познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности, а учащиеся старших классов закрепят свои знания, полученные на уроках финансовой грамотности.
Предлагаемые игры, разного формата и продолжительности, можно использовать в рамках отдельных школьных уроков, организации досуга, а также станут прекрасным дополнением к программе детского лагеря.
Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России.
Игровая форма позволяет закрепить знания, полученные на уроках финансовой грамотности.
Игры могут проводиться силами одного игротехника, с привлечением двух-трех помощников из числа детей.
Сценарии содержат подробное описание хода игры, ролей и возможные игровые диалоги.
Игры не требуют дорогостоящего или сложного реквизита.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ НЕ ТРЕБУЮТСЯ
Информации в сценарии достаточно, чтобы игротехник мог провести игру по предложенной тематике.
Организаторы регулярно проводят методические вебинары и оперативно отвечают на вопросы.
Проведите игру с детьми
Заполните и отправьте отчет, вложив несколько фотографий процесса игры
После обработки отчета и проверки фотографий в ответ будет направлен сертификат организатора игры.
Отзывы педагогов и вожатых
Полезные ресурсы для педагогов по финансовой грамотности
для учащихся средних и общих образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.
Больше половины россиян считает, что в школьной программе не хватает предметов, посвященных основам финансовой грамотности. Это следует из совместного исследования сервисов «Работа.ру» и «Деловая среда».
Поэтому важно, чтобы сами родители могли объяснить детям, что такое ответственное финансовое поведение. Понимание базовых принципов поможет ребёнку в будущем правильно распоряжаться деньгами — создать накопления, инвестировать, избегать ненужных трат, трезво оценивать собственные финансовые возможности.
Человек, который хорошо усвоил эти знания ещё в детстве, во взрослой жизни никогда не попадёт в долговую яму, не вступит в финансовую пирамиду и не будет жить, что называется, «от зарплаты до зарплаты».
В статье собрали несколько советов, которые помогут научить ребёнка правильному обращению с финансами.
Начните с себя
В первую очередь важно следить за собственным финансовым поведением. Если дети видят, как родители бездумно тратят деньги, ничего не откладывают и живут в долг, то никакие советы и умные книжки не помогут сформировать правильное отношение к финансам.
Объясните, что такое ценность денег
Ребёнок должен понять, что деньги не приходят сами по себе, а чтобы их заработать — нужно приложить усилия. Поэтому все траты должны быть обдуманными.
Объясняйте на своём примере. Допустим, если сын или дочь просит что-то купить, оцените эту покупку количеством своих рабочих часов или дней.
Пример. Маша хочет кукольный домик, который стоит 3 000 рублей. Мама Маши зарабатывает 60 000 рублей в месяц. При 40-часовой рабочей неделе это 375 рублей в час (60 000/160). Получается, что для покупки этой игрушки маме надо трудиться 8 часов.
Вряд ли просьбы из разряда «мам, ну купи» прекратятся, но, по крайней мере, будет понимание, что наличие денег — это результат труда родителей.
Если у ребёнка есть желание, дайте ему возможность заработать самому. Популярные «бизнес-идеи» — продажа лимонада в летнее время, выгул домашних животных, вязание, написание рефератов, изготовление украшений, репетиторство и другие.
Обратите внимание, что психологи не рекомендуют платить детям за работу по дому или за хорошие отметки. Здесь ключевая мотивация — это ответственность и дисциплина, а не материальная выгода.
Выделяйте средства на карманные расходы
Каждую неделю или месяц выдавайте ребёнку небольшую сумму денег на личные нужды. Пусть это будет его постоянный безусловный доход.
Карманные деньги ребёнок может тратить по своему усмотрению. Да, без вашего контроля он будет совершать ошибки, но это позволит получить ценный опыт. Потратил всю сумму сразу — оставшееся время до следующего «поступления» ты на мели.
Одолжил денег друзьям, а они не вернули, или сам взял в долг, а отдавать нечем — это как раз те самые жизненные ситуации, которые помогут понять, как делать не надо.
Для удобства можно оформить детскую банковскую карту. Вы в любое время сможете перевести деньги на карманные расходы, отслеживать баланс, просматривать историю операций.
Обучайте ребёнка планированию бюджета
Объясните, что важно откладывать часть денег на сбережения и не тратить всё сразу. Конечно, для этого должна быть мотивация. У детей, да и у взрослых тоже всегда есть хотя бы одна мечта, которую можно конвертировать в определённую сумму.
Покажите ребёнку, как он может достичь цели, правильно распоряжаясь своими финансами.
Для этого вместе составьте финансовый план:
Здесь важно обозначить временные рамки. Например, если ребёнок будет понимать, что ему удастся собрать желаемую сумму к определённой дате, это будет мотивировать его не пропускать взносы.
Для хранения сбережений можно использовать обычную копилку, а при наличии банковской карты ребёнок может копить на мечту с помощью виртуальной копилки (например, такая опция есть в мобильном приложении СберKids).
Объясните, что не всегда нужно покупать самую дорогую вещь или следовать модным трендам. Учите детей сравнивать цены, читать отзывы и принимать взвешенные решения при покупке.