НА ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЮТ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

НА ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЮТ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ Финзачет

Благосостояние человека определяется совокупностью благ, которыми он располагает для удовлетворения своих потребностей. Основной путь обеспечения благосостояния — трудовая деятельность. От труда больше, чем от чего-либо другого, зависит, какими благами и в каком количестве пользуется человек. Как правило, трудолюбивый и старательный живет лучше, чем ленивый и безразличный.

Трудовая деятельность человека находится в зависимости от его характеристик. В наибольшей мере — от образования и здоровья. Поэтому в стремлении повысить благосостояние люди прилагают усилия для развития прежде всего этих характеристик. Они стараются успешно окончить школу, поступить в университет, колледж или другое специальное учебное заведение, получают нужную профессию, работают над расширением культурного кругозора, заботятся о здоровье, укрепляют его.

Благосостояние — обеспеченность населения благами, необхо димыми для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Практически в каждой стране основная часть людей занята наемным трудом и за свой труд получает заработную плату. Регулируя трудовую деятельность, прикладывая больше или меньше стараний, человек регулирует заработную плату, вместе с ней — свое благосостояние. Заработная плата — основной источник благосостояния наемного работника.

Человек становится наемным работником не только, когда нанимается на работу на частное предприятие (например, в магазин, которым владеет семья, на фабрику, которая является акционерным предприятием). Он становится наемным работником и на государственном предприятии (например, работая в государственной школе, больнице или на заводе, принадлежащих государству).

Однако в любой стране есть часть населения, которая не может сама обеспечить свое благосостояние. Это прежде всего дети, престарелые, инвалиды, которые не могут трудиться. Это также те, кто не трудится временно (например, больные, безработные, беженцы). К ним относятся и те, кто трудится, но имеет доходы, ниже уровня среднего по стране (например, члены многодетных семей).

Основным источником благосостояния этой части населения служит помощь общества (государства), частных предприятий и организаций, а также помощь, которую люди оказывают сами себе.

Основная помощь нуждающимся поступает от общества. Поэтому она называется общественной, или социальной. Особенность этого вида помощи — в оказании из общественных средств.

Другой вид помощи — благотворительность. Она оказывается за счет средств предприятий и организаций, частных фондов, коллективов, отдельных людей. Благотворительность является частной помощью нуждающимся.

Обратите внимание: помощь становится социальной только в случае, когда оказывается за счет средств общества (вспомните, что «социальный» значит «общественный»). Если же помощь нуждающимся оказывают организации и предприятия, родственники, друзья, знакомые, то она является частной. В первом случае нуждающиеся получают ее как члены общества, все другие факторы их связи с теми, кто оказывает помощь, не учитываются (например, не учитывается возможное родство с директором предприятия, знакомство с главой государства). Во втором случае помощь нуждающимся, наоборот, предоставляется как «частным лицам», не учитывая, что они члены общества, возможно, имеющие заслуги перед государством, много и хорошо работавшие на благо общества.

Своеобразным видом помощи нуждающимся является страхование. Отдельные люди при содействии государства, предприятий и организаций помогают себе сами: отчисляют часть своего дохода в специальный фонд для оказания самопомощи при болезни, получении травмы, несчастном случае, выходе на пенсию.

С недавнего времени в России строятся дома для особых жильцов — ветеранов войны и труда, бывших узников фашистских концлагерей, жертв сталинских репрессий. Квартиры в этих домах предоставляются бесплатно. Одинокие ветераны живут в однокомнатных, семейные пары — в двухкомнатных квартирах современной планировки. В каждой — все удобства: паркетные полы, вместительные прихожие, ниши и кладовки, большие лоджии, уютный санузел. Все квартиры телефонизированы. В подвале домов размещаются гаражи на 2-3 десятка автомашин. Домашним хозяйством ветераны занимаются сами. За теми, кто не справляется с самообслуживанием, закрепляются социальные работники. Ветеранам помогают школьники старших классов.

В таких домах созданы социально-бытовые комплексы с парикмахерской, сапожной мастерской, магазином, библиотекой, здравпунктом. Услуги комплексов оплачиваются со значительными скидками или предоставляются бесплатно.

Особая помощь оказывается инвалидам-колясочникам и одиноким, не имеющим ни родных, ни близких.

В России для престарелых строятся специальные муниципальные дома, в которые переселяются одинокие пенсионеры, завещающие собственные квартиры городу. В счет завещания престарелые получают на только новое жилье, но и пожизненную материальную помощь государства, бесплатное медицинское обслуживание. Это обеспечивает одиноким старикам защиту от обмана пронырливых доброжелателей, стремящихся оказать услуги в обмен на дарение или завещание жилья, уверенность в достойной и спокойной старости.

Практика показала, что помощь нуждающимся надо оказывать с большой осторожностью. Слишком щедрая и разнообразная порождает социальное иждивенчество, создает так называемую «ловушку бедности». Это ситуация, при которой часть трудоспособного населения приобретает достаточно высокий уровень благосостояния за счет разного рода общественных и частных пособий, пенсий и льгот, не желает трудиться. В США на содержании общества находится большой слой трудоспособных людей, которые нигде не работают. Многие из них так живут уже в третьем поколении. Их вполне устраивают относительно высокие пособия и разнообразные льготы, которые они получают под видом безработных и малоимущих.

Как правило, такие люди скученно проживают в городских районах, образуя социальные гетто. Эти районы отличаются от остальных, являясь зонами социальной нестабильности, расовых беспорядков, торговли наркотиками и я. высокой преступности.

Есть еще один источник формирования благосостояния — доходы от владения капиталом. Наличие собственного магазина или фабрики, сдача в аренду дачного участка или собственного дома могут обеспечить довольно высокий уровень благосостояния владельцу. Однако следует помнить, что открытие собственного дела — самый сложный путь зарабатывания денег, требующий полной отдачи знаний, энергии, постоянного их пополнения. Отдыха у такого владельца не бывает. Куда проще быть наемным работником, получающим готовые решения и работающим лишь определенные часы (рабочее время), или же быть пенсионером, живущим в ожидании государственной пенсии.

Заработная плата для наемных работников, социальная и благотворительная помощь для неработающих, а также доходы от владения капиталом — основные источники благосостояния населения.

Содержание
  1. Как гены, среда и характер влияют на наши достижения
  2. Это значит, что в среднем для 26 человек из 100 более высокий уровень доходов во взрослом возрасте может быть связан с более высоким уровнем интеллекта в детстве.
  3. Что влияет на благосостояние семьи финансовая грамотность
  4. «Управление общеобразовательной организацией
  5. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  6. Оставьте свой комментарий
  7. Подарочные сертификаты
  8. От чего зависит финансовое благополучие семьи?
  9. Анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи
  10. Библиографическое описание
  11. Социальный бэкграунд и образование — ключ к благосостоянию человека
  12. Доход семьи напрямую влияет на стартовые возможности ребенка и его социальный капитал, которые, в свою очередь, влияют на размер заработка и социальный статус человека в будущем.
  13. Причем корреляция между образованием и престижностью профессии, уровнем дохода или социальным классом в будущем может составлять до 40%, что делает этот фактор важнейшим в определении траектории достижений человека.
  14. Что измеряем?
  15. — уровень IQ человека — это не врожденный, а вполне подвластный изменению параметр личности;
  16. И всё-таки, несмотря на все общественные споры вокруг IQ, современная академическая наука признает, что уровень интеллекта, определенный тестами когнитивных способностей и измеренный в детском возрасте, действительно коррелирует
  17. Менталитет как самый устойчивый фактор личности
  18. Среди черт характера наиболее явным фаворитом по влиянию на уровень благосостояния является conscientiousness, которую можно перевести на русский язык как «сознательность» или «добросовестность» и которая включает в себя такие черты, как ответственность, трудолюбие и самоконтроль.
  19. Корреляция же между образовательными и профессиональными успехами индивидуума и его оценки по стандартным опросникам шкалы «сознательности» составляет в некоторых исследованиях до 40%!
  20. Воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
  21. Финансовое благосостояние в семье
  22. Локус контроля — управляемый успех
  23. — Внутренний локус контроля — все действия определяются человеком как собственные усилия, сопровождающиеся четко выраженным ощущением контролируемости внешней среды.
  24. То есть уверенность ребенка в собственных силах положительно сказывается на баллах по тестированию и обучаемости, что через высокую школьную успеваемость и ощущение собственной компетентности приводит к более высокому уровню благосостояния в будущем.
  25. Они склонны отрицать свое влияние на собственные достижения, что приводит к дополнительным переживаниям по поводу того, как они будут справляться в будущем, и к избеганию дальнейших возможностей к росту, а значит, делает будущий успех менее вероятным. Это не что иное, как известное в популярной психологии явление «синдрома самозванца».
  26. И хотя самооценочная диспозиция не так влиятельна в случае низких стартовых возможностей (левая часть графиков), что лишний раз подчеркивает роль семьи и образования в формировании траектории благосостояния индивидуума, наличие у человека внутреннего локуса контроля, уверенности в себе и адаптивной трактовки внешних событий является огромным преимуществом, доказанным современными исследованиями.
  27. Реальные когнитивные способности человека, используемые при прохождении тестов, или повышенная мотивация, ответственность и интерес к решению абстрактных задач?
  28. На данный момент в психологии поведения сформирован консенсус о том, что спор «Гены или среда» более не актуален — и что следует рассматривать взаимосвязь генов и среды. Многочисленные близнецовые исследования, которые являются основным инструментом современной поведенческой генетики, доказывают, что многие характеристики личности, включая интеллект, могут наследоваться. Но проявление наследственных черт, в свою очередь, зависит от уникальной среды, с которой сталкивается индивид.
  29. Что делать детям, которым все говорят о необходимости быть сознательным, ответственным и воспитывать в себе «установку на рост», но которым, в силу своей импульсивности или экстраверсии, таковыми быть не удается? В таких случаях формируется чувство вины из-за несоответствия ожиданиям взрослых, что крайне критично для несформированной детской психики.

Как гены, среда и характер влияют на наши достижения

Что влияет на успех человека в обществе? Это один из основных вопросов социальной психологии. Разные ответы на него заполонили пространство соцсетей и селф-хелп-книг, а в числе «самых главных» факторов чаще всего называют талант, трудолюбие, удачу, связи и интеллект. « Нож» рассказывает, как современная наука пытается решить эту проблему и объяснить, почему одни люди успешны, а другие нет.

Современная социальная психология разделяет понятия объективного и субъективного успеха (objective & subjective well-being):

— объективный успех — уровень материального благополучия индивида, оцениваемый по таким показателям, как уровень образования, сфера занятости или социальный класс человека во взрослом возрасте, состояние его здоровья, уровень годового дохода, а также статус владения движимым и недвижимым имуществом (количество комнат жилой площади) и др.;

— субъективный успех — уровень удовлетворенности человека, наличие ментальных или депрессивных расстройств, оцениваемых с помощью самоопросников, заполненных респондентами.

На основе полученных данных исследователи выявляют закономерности: например, что уровень IQ ребенка в возрасте 14 лет положительно коррелирует с уровнем годового дохода в 50 лет, и данная корреляция выражена коэффициентом 0,265 (26,5%).

Это значит, что в среднем для 26 человек из 100 более высокий уровень доходов во взрослом возрасте может быть связан с более высоким уровнем интеллекта в детстве.

Но эта зависимость обретает гораздо большее значение, когда рассматривается вне отрыва от других факторов, среди которых, помимо уже упомянутого интеллекта, или когнитивных способностей, присутствуют социально-экономический статус семьи, уровень воспринимаемого контроля и характер индивида.

Что влияет на благосостояние семьи финансовая грамотность

Во времена наших предков представление о семейном благосостоянии было несколько иным, чем теперь. Благосостояние в семье – это «состояние блага», а к понятию блага относился и богатый урожай, полные закрома, наличие соратников и единомышленников, благополучие и лад в доме. Деньги воспринимались как средство для получения дополнительных материальных благ, которые человек не мог произвести самостоятельно.

В настоящее время деньги считаются основным средством получения благ. Человека заботит количество денег на счету в банке, размер заработной платы, наличие квартиры, обставленной бытовой техникой, и машины. Современные люди не представляют, как можно достичь семейного благосостояния без денег.

Да и принципы ведения семейного бюджета в каждой семье складываются свои в зависимости от разных факторов. В одних семьях деньгами заведует муж, в другой этим занимается жена, или супруги ведут совместный бюджет. Но как это делать правильно, мало кто знает.

К сожалению, в рамках семьи мало кто обучает детей финансовой грамотности, и, становясь взрослыми, они не знают, как вести учёт своих доходов и расходов, а после вступления в отношения перекладывают ответственность за это друг на друга, или наоборот, каждый тянет одеяло на себя.

Сейчас выпускается много книг и курсов о финансах, но в основе их, как и много столетий назад, лежат основополагающие принципы, которые знал на Руси любой ребёнок (особенно мальчик) от 7 лет.

О том, как происходил подсчет и распределение доходов и расходов на Руси, а также что вкладывали в понятие семейного благосостояния наши предки, вы узнаете из видео 👇

«Управление общеобразовательной организацией

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок № 2. От чего зависит благосостояние семьи

Отметьте правильный ответ.

Семья с точки зрения экономики – это: 1) проживающие вместе родственники, ведущие общее хозяйство; 2) все родственники; 3) ближайшие родственники; 4) все проживающие в одной квартире люди.

Отметьте неверное высказывание.

Благосостояние семьи зависит:

1) от того, сколько денег зарабатывают члены семьи;

2) от того, сколько денег тратят члены семьи;

3) от умения бережливо и экономно расходовать деньги;

4) от количества автомобилей, которое может приобре сти семья.

Установите соответствие между частями пословиц.

Ответы впишите в таблицу.

Для чего пригодится знание самых востребованных про фессий будущего? Отметьте правильные ответы.

На повышение благосостояния человека влияют:

2) постоянное развитие своих способностей;

3) востребованная профессия;

4) путешествия в другие страны;

5) умение зарабатывать только на самое необходимое для жизни;

6) умение разумно распоряжаться деньгами.

Если можете, дополните этот список.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1305751

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

От чего зависит финансовое благополучие семьи?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим на очень животрепещущую тему семейных финансов или семейного бюджета. Деньги, точнее их наличие или отсутствие, оказывают большое влияние на взаимоотношения супругов между собой, на их отношения с родителями и друзьями, на воспитание детей, Согласитесь, добрая половина семейных разногласий возникает из-за денег. Как же их избежать? Здесь важно понять, что зависит финансовое благополучие семьи не только от размера доходов вашего семейного бюджета. Ведь часто бывает, что вроде доход и высокий, но денег все равно всегда не хватает.

В чем здесь причина и как подобного избежать?

Во-первых, финансовый вопрос, несмотря на свою «прозаичность», — один из самых актуальных семейных вопросов, который необходимо постоянно обсуждать, вести записи расходов и доходов, учиться как зарабатывать, так и грамотно тратить деньги, планировать будущее своей семьи и думать о пассивном доходе.

Благополучие семейного бюджета насчитывает 6 основных составляющих.

Ознакомьтесь с ними и проанализируйте собственный семейный бюджет, согласно полученной информации. Если хотя бы один из приведенных пунктов семейного финансового счастья у вас отсутствует, то вам необходимо обратить на него внимание, и, сделав это, вы очень скоро, буквально в течение нескольких месяцев, увидите как изменится финансовая ситуация в вашей семье.

Анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.09.2021 2021-09-27

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание

Волкова, Е. В. Анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи / Е. В. Волкова, Е. Л. Новикова-Калита. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84235/ (дата обращения: 28.12.2021).

В статье авторы проводят анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи.

Ключевые слова: благополучие, благосостояние, финансовая грамотность, семья.

Для любой семьи в мире благосостояние и благополучие имеют большое значение. Каждый человек вкладывает свой смысл в эти понятия.

Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, человеческие потребности склонны к постоянному росту. Однако для того чтобы удовлетворять свои возникающие потребности, необходимы финансовые ресурсы.

Доходы большого числа граждан в Российской Федерации невелики, однако каждая семья способна несколько повысить уровень своего финансового благосостояния и благополучия.

В ходе интервью было выявлено, что люди, ведущие учет своих доходов и расходов, вне зависимости от уровня своего достатка, считают, что им хватает денег на удовлетворение всех своих потребностей. Семьи, в которых учет расходов не ведется, вне зависимости от размера дохода, могут не закрывать все свои потребности.

Безусловно, финансовая грамотность не позволит колоссально улучшить уровень качества жизни семьи, однако, она позволяет не только грамотно вести семейный бюджет, но и откладывать денежные средства на реализацию краткосрочных и долгосрочных целей, а также просчитывать выгодность или убыточность различных предложений, учитывать текущую жизненную и экономическую ситуацию. Подобные действия, вне всяких сомнений, позволяют несколько повысить уровень своего благополучия и благосостояния.

В рамках данной темы был проведен опрос, где был опрошен 51 человек — преимущественно, жители Саратова и области. Респонденты имеют следующие возрастные категории: менее 18 лет, от 19 до 25 лет, от 26 до 35 лет, от 36 до 50 лет и старше 51 года. Опрашиваемые отвечали на вопросы, связанные с финансовой грамотностью, а также называли свою возрастную категорию, пол и уровень образования. Таким образом, респонденты были поделены на три возрастные категории, что связано с наличием в возрастных категориях до 18 лет и от 26 до 35 лет по одному опрашиваемому.

В возрастной категории до 35 лет в количестве 31 человека финансово грамотными считают себя две трети опрошенных. При этом более половины считает, что для планирования семейного бюджета нужен определенный уровень дохода. В данной возрастной категории так же более половины респондентов ответило, что имеет финансовую подушку безопасности.

Стоит отметить, что в ходе беседы с некоторыми опрошенными выяснилось, что среди тех, кто ответил положительно на вопрос о наличии финансовой подушки безопасности, есть респонденты, не понимающие полный смысл данного понятия. Также более половины опрошенных в данной возрастной категории тратит больше денег, чем зарабатывает.

Так, резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что, даже если человек считает себя финансово грамотным, он все равно может совершать действия, противоречащие финансовой грамотности. Это, в свою очередь, приводит к тому, что он впадает в долговую яму, но при этом так же не обеспечен подушкой безопасности (о ее наличии заявило более половины опрошенных).

Следующая возрастная категория (от 36 до 50 лет) представлена одиннадцатью респондентами, среди которых более половины не считает себя финансового грамотными. При этом 73 процента опрошенных отвечает, что для планирования семейного бюджета размер дохода не имеет значения, а у 82 процентов респондентов расходы не превышают размер дохода.

В возрастной категории от 36 до 50 лет, несмотря на то, что почти каждый опрошенный не считает себя финансово грамотным, его поведение более рационально, чем у предыдущей возрастной категории.

К категории старше 51 года было опрошено 9 респондентов, более половины которых не считает себя финансово грамотными. Почти у половины опрошенных размер расходов превышает доход, а 22 процента респондентов затрудняется ответить, превышают ли их расходы доход, что, в частности, может говорить о том, что учет расходов не ведется. Таким образом, почти половина опрошенных тратит больше, чем зарабатывает. При этом только треть респондентов ответила, что размер дохода для планирования семейного бюджета не имеет значения.

Так, можно сказать, что и в более старшей возрастной категории поведение в области финансов не всегда можно назвать рациональным.

Если объединить все три возрастные группы и посмотреть на результаты ответов на вопрос «Что Вы понимаете под благополучием», то наиболее популярным ответом является финансовый достаток, а далее идет семья, здоровье, самореализация и спокойствие. Многие респонденты также называли совокупность вышеназванных факторов.

На вопрос «Что Вы понимаете под благосостоянием» были получены совершенно разные ответы, которые можно интерпретировать как достаток материальных, финансовых и социальных благ.

Если рассмотреть отдельно ответы респондентов, ответивших, что они считают себя финансового грамотными, и тех, кто таковыми себя не считает, мы увидим следующее.

Две трети считающих себя финансового грамотными имеют финансовую подушку безопасности. При этом расходы половины данной группы опрошенных превышают доходы, а небольшая часть респондентов затруднилась ответить на этот вопрос. Таким образом, лишь 40 процентов опрошенных в данной группе грамотно распределяют свои доходы. Также в группе опрошенных, считающих себя финансово грамотными, около 60 процентов респондентов на вопрос о размере заработка для планирования семейного бюджета ответили различные диапазоны суммы дохода. Только 40 процентов респондентов считает, что размер дохода для планирования семейного бюджета не имеет значения.

Рассматривая ответы группы респондентов, не считающих себя финансово грамотными, можно увидеть, что у половины из них есть финансовая подушка безопасности. Помимо этого, более половины опрошенных тратят денежных средств больше, чем зарабатывают. Также ровно половина респондентов в данной группе заявила, что размер дохода не имеет значения для планирования семейного бюджета.

Вне зависимости от того, считает человек себя финансово грамотным или нет, он может как осознанно распоряжаться своими доходами и в целом обладать достаточным уровнем знаний и навыков в области финансов, так и показывать совершенно иное поведение и уровень знаний. Однако несмотря на то, что оценка уровня своей финансовой грамотности носит субъективный характер, ответы респондентов показали, что существует необходимость в продвижении и распространении обучения финансовой грамоте населения России различного возраста.

Можно сказать о том, что финансовый достаток имеет большое значение для опрошенных, так как позволяет им обеспечивать различные потребности, связанные со здоровьем, самореализацией, семьей, и в целом получать необходимые блага. Помимо этого, благодаря финансовым ресурсам люди ощущают спокойствие и уверенность, что объясняется отсутствием переживаний, связанных с нехваткой денежных средств для получения жизненно необходимых благ.

Финансовая грамотность необходима современному человеку, это объясняется тем, что она позволяет рационализировать финансовое поведение человека. Более разумное финансовое поведение является залогом спокойствия семьи и отсутствием финансовых проблем, вызванных нерациональным поведением, что, в свою очередь, позволяет семье более полно пользоваться различными благами и, соответственно, позволяет легче достигать уровня достатка и благополучия и оставаться на нем.

Социальный бэкграунд и образование — ключ к благосостоянию человека

В целом выявленная корреляция между этими показателями и уровнем доходов вместе с карьерными достижениями детей во взрослом возрасте составляет до 20%.

Доход семьи напрямую влияет на стартовые возможности ребенка и его социальный капитал, которые, в свою очередь, влияют на размер заработка и социальный статус человека в будущем.

Исследования в этой области проводятся с 1960-х годов. Ученые на достаточно больших выборках людей смогли проследить влияние родительских факторов на протяжении всей жизни индивидуума.

Причем корреляция между образованием и престижностью профессии, уровнем дохода или социальным классом в будущем может составлять до 40%, что делает этот фактор важнейшим в определении траектории достижений человека.

Выявленную взаимосвязь уровня благосостояния с социальным бэкграундом и образованием человека можно, исходя из указанных исследований, визуализировать следующим образом:


НА ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЮТ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

Что измеряем?

Одним из самых распространенных стереотипов о причинах успеха или неуспеха индивидуума является когнитивная гипотеза, согласно которой уровень интеллекта человека влияет на его достижения. Появившийся в начале XX века тест на измерение умственных способностей изначально задумывался его создателями исключительно как методология оценки детей и взрослых с затрудненным развитием познавательной деятельности или с проблемами мышления. Но «тестирование интеллекта» быстро было принято на вооружение методистами из сферы образования. Понятно почему: это единый, удобный, а главное, оцифрованный способ измерить мышление людей.

Тест на IQ быстро превратился в общественный миф о том, что это комплексный показатель потенциала индивидуума, способный предсказать траекторию человеческого развития. Да еще при этом — врожденный. Но к концу XX века наука всё больше и аргументированней начала предоставлять доказательства того, что:

— уровень IQ человека — это не врожденный, а вполне подвластный изменению параметр личности;

Из этой контраргументации появились EQ (emotional quotient) — навык управления эмоциями, SQ (spiritual quotient) — духовный интеллект, VQ (vision quotient) — уровень энергичности, которые хоть и придают современной картине описания потенциала индивидуума целостности и всеобъемлемости, подвержены тем же проблемам, что и пресловутый показатель интеллекта, а именно отсутствию объективных возможностей как для их измерения, так и для оценки их влияния на развитие человека.

И всё-таки, несмотря на все общественные споры вокруг IQ, современная академическая наука признает, что уровень интеллекта, определенный тестами когнитивных способностей и измеренный в детском возрасте, действительно коррелирует

Поэтому предложенную ранее цепочку можно визуализировать уже следующим образом:


НА ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЮТ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

Менталитет как самый устойчивый фактор личности

Еще один фактор, рассматриваемый социальной психологией как предиктор будущего успеха, — это характер индивидуума, выраженный большой пятеркой ключевых мегачерт:

Долгое время активная роль характера в достижениях человека академической социологией не воспринималась всерьез, на данный момент метаисследования выделяют корреляцию до 25% между персональными чертами и будущим профессиональным статусом и удовлетворенностью работой.

Среди черт характера наиболее явным фаворитом по влиянию на уровень благосостояния является conscientiousness, которую можно перевести на русский язык как «сознательность» или «добросовестность» и которая включает в себя такие черты, как ответственность, трудолюбие и самоконтроль.

Существует огромное количество исследований, подтверждающих положительное влияние сознательности не только на будущие образовательные или профессиональные успехи, но и на снижение уровня смертности и вероятность развода, на повышение успеваемости в школе и удовлетворенности жизнью в целом.

Неудивительно, что именно эта черта сейчас имеет статус самой востребованной в популярной психологии, что выражается в различных новых качествах, в которых она выступает в литературе по саморазвитию: например, выделенная психологом Ангелой Дакворт черта grit (устойчивость, усердие) или концепция Growth Mindset («установка на рост»), разработанная психологом Кэрол Дуэк.

Корреляция же между образовательными и профессиональными успехами индивидуума и его оценки по стандартным опросникам шкалы «сознательности» составляет в некоторых исследованиях до 40%!

1) безусловно, доход.

С этим пунктом все более-менее ясно, сделаю только несколько замечаний.

Первое, конечно, можно и нужно стремиться к увеличению дохода. Самые распространенные способы — это подработка и карьерный рост. Есть и другие, о них мы будем говорить в следующих статьях.

Второе, если доход в семье отличается нестабильностью, то обязательно нужно сглаживать такую неравномерность. Поясню, например, супруг, который является основным «добытчиком» в семье, или оба супруга работают не на стабильном окладе, а на процентах, которые каждый месяц отличаются, порой резко. Чтобы избежать при таком положении вещей «голодных» месяцев, необходимо резервировать деньги на банковском счете: после получения высокого дохода, сразу же откладывать 20% (минимум) на сберегательный вклад.

2) расходы, а точнее соотношение доходов и расходов.

Золотой закон любой бухгалтерии, в том числе домашней: расходы не должны превышать доходы! Нарушение этого закона ведет к займам, долгам и неоправданным кредитам. Сбалансировать доходы и расходы, а также уменьшить последние помогает экономия. Следующие несколько статей я посвящу простым и доступным способам экономии.

3) наличие собственного жилья.

О, это камень преткновения для большинства семей! Отдельная квартира или дом необходимы для счастливой семейной жизни. И лучше всего собственные, не арендованные. Конечно, возможность приобрести жилье есть далеко не у всех. Но если грамотно спланировать семейный бюджет, можно будет уже в скором времени праздновать новоселье.

4) наличие «подушки» — финансового резерва.

Этого пункта мы уже немного коснулись выше, когда говорили о доходах. Резерв — это наличные средства семейного бюджета, предназначенные для расходования на непредвиденные нужды. Он может быть ежемесячным и многолетним. Ежемесячный резерв — та часть ваших средств, которая остается на дополнительные, непредвиденные расходы каждый месяц. Под непредвиденными расходами в данном случае надо понимать не покупку очередного кофейного столика, потому что он гораздо лучше гармонирует с Вашей скатертью и шторами, чем уже имеющийся, а расходы на ремонт внезапно сломавшейся техники, прохудившейся одежды или обуви, расходы на медицинские услуги. Многолетний резерв средств рассчитан на тот случай, если семья вдруг остается на некоторое время без дохода (увольнение, сокращение с работы ).

5) инвестиционный капитал, то есть те деньги, которые вложены в акции, недвижимость и приносят доход.

Подробно здесь на проблеме инвестирования останавливаться пока не будем, но это не менее важный компонент, от которого зависит ваше финансовое благополучие.

И последнее, но самое, на мой взгляд, важное правило:

6) общие взгляды супругов на вопросы ведения семейного бюджета.

Безусловно, для гармонии в семье необходимо совпадение взглядов супругов по большинству вопросов и по финансовому в первую очередь. На какой доход и уровень жизни претендует каждый из супругов? Готовы ли Вы инвестировать деньги без гарантии возврата? Готовы ли Вы давать деньги взаймы друзьям и родственникам, а если да, то какие суммы? Нужно ли Вам брать потребительские кредиты, на что и на какие суммы? Как каждый из Вас ответит на этот вопрос? Если Ваши взгляды и стремления совпадают — поздравляю, вы на полпути к успеху, а если Ваши представления рознятся, то ни большой доход, ни минимальные расходы не приведут Вас к финансовому благополучию. Но даже если и есть некоторые разногласия между супругами в финансовом вопросе, их можно постепенно сгладить, если вместе работать над семейным бюджетом, сообща вести учет доходов и расходов, обсуждая все возникающие денежные вопросы. Взаимопонимание и совместная работа — вот, на мой взгляд, главное от чего зависит финансовое благополучие семьи.

Воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Финансовое благосостояние в семье

Значение слова благосостояние. Понимание блага у наших предков. Модели семейного бюджета тогда и сейчас. Что такое «харч» и «житуха». Распределение семейного бюджета на Руси.

П. С. Не стоит забывать, что любое изменение следует начинать с себя, и мы готовы помочь вам в этом нелёгком деле. Совсем скоро стартует онлайн курс «Свой путь» Академии Жизни «Одолень-трава», который уже изменил к лучшему жизнь многих людей и помог им обрести счастье. Практические инструменты, которые даются студентам на курсе нашими преподавателями, не имеют аналогов в современной психологической практике.

Присоединяйтесь к нам и вы тоже узнаете, как избавиться от страхов, обид, накопившейся боли, улучшить своё благосостояние и обрести желанное счастье.

• узнать, что такое благосостояние семьи;

• выяснить, от чего оно зависит;

• определить, как его можно повысить.

Выполните задание письменно в тетради:

1. Отметьте правильный ответ.

Семья с точки зрения экономики (это хозяйство)– это:

2*. Отметьте неверное высказывание.

4) от количества автомобилей, которое может приобрести семья.

3. Установите соответствие между частями пословиц.

1. Заплатить долг скорее, а) а спать не даёт.

2. Не хитро взять, б) платежом красен.

3. Долг не ревёт, в) на три полтины росту.

4. На рубль долгу, г) так будет веселее.

5. Долг д) хитро отдать.

Обсудите с родителями или бабушками/дедушками следующие вопросы:

1. Почему у людей разный материальный достаток?

2. Как можно повысить благосостояние семьи?

Локус контроля — управляемый успех

«Контроль. Это, казалось бы, незначительное психологическое понятие оказывает, возможно, самое важное влияние на всё человеческое поведение. Здесь речь идет не о способности человека контролировать действия других, но о той личной власти, которую вы имеете над своей собственной жизнью и над событиями в ней».

Роджер Р. Хок

Локус контроля — это характеристика человека, определяющая то, как он объясняет свои успехи или неудачи.

— Внутренний локус контроля — все действия определяются человеком как собственные усилия, сопровождающиеся четко выраженным ощущением контролируемости внешней среды.

Например, школьник может оценить успешную сдачу теста как «я хорошо подготовился, поэтому справился с заданием» — это внутренний локус; или в менее адаптивной форме: «задачи были простые, поэтому я получил хорошую оценку» — внешний локус.

Именно внутренний локус контроля рассматривается психологией как один из основных факторов повышенной целеустремленности и устойчивости к неудачам, что доказано его 15%-й корреляцией с достижениями детей во взрослом возрасте и крайне сильной взаимосвязанностью с уровнем интеллекта — до 50%-й корреляции.

То есть уверенность ребенка в собственных силах положительно сказывается на баллах по тестированию и обучаемости, что через высокую школьную успеваемость и ощущение собственной компетентности приводит к более высокому уровню благосостояния в будущем.

Все эти факторы достаточно хорошо изучены по отдельности. Например, известно, что высокий уровень невротизма отрицательно сказывается как на будущих образовательных, так и карьерных достижениях, а также чаще ассоциируется с финансовыми проблемами и риском потери работы. Индивидуумы же с высокой самооценкой и уверенностью в своих силах склонны более усердно искать работу в период ее отсутствия, а при выборе сфер занятости отдают предпочтение более комплексным и сложным занятиям — что приводит к более высокому уровню дохода в будущем.

Они склонны отрицать свое влияние на собственные достижения, что приводит к дополнительным переживаниям по поводу того, как они будут справляться в будущем, и к избеганию дальнейших возможностей к росту, а значит, делает будущий успех менее вероятным. Это не что иное, как известное в популярной психологии явление «синдрома самозванца».

Важно заметить, что все четыре характеристики — локус контроля, самоэффективность, самооценка и невротизм — очень сильно между собой коррелируют — до 60%, то есть они взаимосвязаны. Поэтому и стала рассматриваться возможность объединения этих факторов в одну мегачерту.

Важность этих характеристик при оценке человеком самого себя убедительно доказывают графики в работе одного из ведущих исследователей этого направления Тимоти Джаджа, выпущенной в 2007 году под названием Capitalizing on One’s Advantages: Role of Core Self-Evaluations («Использование своих преимуществ: роль ядерной самооценочной диспозиции»):


НА ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЮТ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

Мы видим, что для людей с одинаковыми образовательными или семейными возможностями наличие разной самооценочной диспозиции приводит к значительной разнице ожидаемого дохода в будущем. Причем чем образование и статус семьи выше, тем сильнее эта разница в достижениях выражена.

И хотя самооценочная диспозиция не так влиятельна в случае низких стартовых возможностей (левая часть графиков), что лишний раз подчеркивает роль семьи и образования в формировании траектории благосостояния индивидуума, наличие у человека внутреннего локуса контроля, уверенности в себе и адаптивной трактовки внешних событий является огромным преимуществом, доказанным современными исследованиями.

Рассмотренными выше факторами не исчерпывается список влияющих на благосостояние человека причин, которые рассматриваются современной социологией достижений. Существует большой пласт исследований, касающихся, например, таких предикторов, как:

Тем не менее все их можно соотнести с тремя глобальными метафакторами: среда, интеллект, выраженный в тестах на когнитивные способности, и персональность — причем именно последние два считаются наиболее статистически значимыми. Но тут перед социальной психологией при оценке данных факторов встает вопрос: что стоит за этой статистической значимостью?

Способны ли стандартные когнитивные тесты измерить интеллект человека и сделать на основании этого выводы о его мышлении, а именно: может ли математический или визуальный тест подтвердить скорость и качество принятия решений человеком вне реального жизненного контекста? Судя по исследованиям, может.

Реальные когнитивные способности человека, используемые при прохождении тестов, или повышенная мотивация, ответственность и интерес к решению абстрактных задач?

Мотивация и интерес, которые передаются далее — от тестов к остальной деятельности. Но если мы говорим о мотивации, что за ней стоит и что ее формирует — цели, родительские и социальные примеры, случайные факторы среды? Тут социальная психология предлагает гораздо меньше конкретных ответов.

То же касается и предикторов, связанных с характером человека. Под воздействием чего формируются те или иные черты характера, темперамента или поведения индивидуума — и можно ли на этот процесс влиять, провоцируя у детей проявление более адаптивных черт?

Одним из самых больших научных споров в истории психологии является дискуссия «Гены или среда».

Главенствовавший в психологии в течение длительного времени бихевиоризм, утверждающий, что все грани человеческой личности формируются под влиянием внешней среды, к концу XX века начал уступать место идее наследуемости многих характеристик человека.

На данный момент в психологии поведения сформирован консенсус о том, что спор «Гены или среда» более не актуален — и что следует рассматривать взаимосвязь генов и среды. Многочисленные близнецовые исследования, которые являются основным инструментом современной поведенческой генетики, доказывают, что многие характеристики личности, включая интеллект, могут наследоваться. Но проявление наследственных черт, в свою очередь, зависит от уникальной среды, с которой сталкивается индивид.

Дальнейшие дискуссии ведутся уже об уровне этого соотношения генов и среды для каждой из черт и о том, что эти соотношения могут значить, например для людей, проигравших в «генетической лотерее».

Также отдельно стоит вопрос и практического применения выводов социальной психологии в образовании и воспитании. Показательным примером является разработка методов развития у детей сознательности, которую ранее мы выделили как один самых сильных предикторов дальнейшего благополучия практически во всех сферах — работе, здоровье и отношениях.

Но доказано, например, что проявление данной черты в подростковом возрасте может отрицательно сказываться на социальной коммуникации подростка и восприятии его сверстниками. Наверное, у каждого из нас был в детстве такой товарищ, который, когда все забирались на дерево, оставался внизу и жаловался преподавателю или воспитателю. Получал ли этот ребенок выгоды в образовательном плане — в виде восприятия этого ребенка взрослым окружением как послушного и ответственного? Скорее всего. В социальном плане? Вряд ли. То же касается и развития креативности, которая отрицательно коррелирует с уровнем сознательности индивидуума.

Что делать детям, которым все говорят о необходимости быть сознательным, ответственным и воспитывать в себе «установку на рост», но которым, в силу своей импульсивности или экстраверсии, таковыми быть не удается? В таких случаях формируется чувство вины из-за несоответствия ожиданиям взрослых, что крайне критично для несформированной детской психики.

Но насколько меритократия возможна в обществе, в котором столь существенную роль в траектории жизни человека играют социальный бэкграунд и связанный с ним уровень образования, — когда семьи могут из поколения в поколение передавать свой социальный капитал, сильно ограничивая вертикальную мобильность для других? Решением этого вопроса могут стать ограничения наследования, прогрессивное налогообложение, изменение условий поступления в высшие учебные заведения.

Но без принятия обществом выводов современной социологии достижений, сколь «нежелательными» для адептов меритократии они бы ни были, любые долгосрочные изменения в жизни социума будут невозможны.

Оцените статью