ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА Финзачет
Содержание
  1. Методическая разработка «На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое»
  2. Налоги
  3. Методика обучения детей финансовой грамотности
  4. Методическая разработка «Семейный бюджет. Круизная прогулка по городам Русской равнины»
  5. Доходы и расходы семьи
  6. Семейный бюджет поколений
  7. Методическая разработка «Современные деньги России и других стран»
  8. Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
  9. Учебно-методическая разработка занятий по изучению темы «Банки
  10. Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
  11. Рабочий лист для урока по финансовой грамотности (Банковские услуги. Вклады)
  12. Экономическая игра.
  13. Методическая разработка «Города России на денежных купюрах»
  14. Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
  15. Консервативные инвестиции
  16. Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
  17. Практикум «Налоги на имущество физических лиц».
  18. Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
  19. Методическая разработка «Семейный бюджет, его составление»
  20. Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
  21. Методическая разработка «Особенности изучения темы «Налоги» в 10-11 классах»
  22. Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции
  23. Урок-обобщение по теме «Деньги».
  24. Методическая разработка «Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму»
  25. Бизнес игра «Юные взрослые».
  26. Финансовая грамотность для детей разного возраста
  27. Ученики начальных классов
  28. Ученики средних и старших классов
  29. Методическая разработка «Создание собственного бизнеса»
  30. Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
  31. Путешествие за кладом.
  32. Методическая разработка «Игра “Карта или кошелек”»
  33. Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 8-9 классов
  34. Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей
  35. Методическая разработка занятия по теме «Взаимоотношения человека с банком» для старшей школы.
  36. Квест-игра «Копейка рубль бережет»
  37. Методическая разработка урока «Надежность банка, как условие взаимодействия клиентов с банком»
  38. Метапредметное занятие для 8 кл. « Управление личными финансами».
  39. Азбука финансовой грамотности
  40. Методическая разработка «Изучение темы “Налоги
  41. Методическая разработка «Урок в 5 классе “Семейный бюджет, его составление”»
  42. Методическая разработка по теме «Финансовое мошенничество»
  43. Методическая разработка «Изучение темы “Фондовый рынок” в 10-11 классах и на 1-2 курсе СПО на базе внеурочной деятельности»
  44. Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
  45. Методическая разработка «Квест-игра “Налоговый калейдоскоп”»
  46. Методическая разработка «Проектирование образовательной траектории изучение страхования для обучающихся 10 -11 классов»
  47. «Взаимоотношения человека с банком» в условиях урочной и внеурочной деятельности
  48. Методическая разработка «Как правильно планировать семейный бюджет»
  49. Понятие «деньги» и умение их распределять
  50. Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
  51. День финансовой грамотности
  52. “Взаимоотношения человека с банком” в условиях урочной и внеурочной деятельности
  53. Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
  54. Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
  55. Разработка занятий по финансовой грамотности с применением активных (имитационных и неимитационных ) методов обучения
  56. Сущность и базовые понятия
  57. Деловая игра «Личный финансовый план. Инвестирование»
  58. Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
  59. Методическая разработка «Финансовое мошенничество»
  60. Разработка внеклассного занятия «Семейный бюджет»
  61. Проект внеурочного мероприятия «Я – предприниматель»
  62. Квест-игра “Деньги любят счет”
  63. Как накопить на мечту?
  64. Спортивно-ролевая игра по финансовой грамотности для школьного лагеря
  65. Зачем нужна финансовая грамотность для детей
  66. Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
  67. Методические приемы изучения темы «Собственный бизнес»
  68. Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Методическая разработка «На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое»

Коробова Виктория Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СШ №10, Архангельск; Бикулова Виктория Рашидовна, учитель начальных классов МБОУ Архангельская СШ Соловецких юнг, Архангельск; Аккуратная Анастасия Александровна, учитель начальных классов МБОУ СШ №1, Архангельск; Тарабукина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия №25, Архангельск; Радевич Надежда Александровна, учитель начальных классов МБОУ СШ №33, Архангельск.

Методическая разработка (PDF, 1,44 Мб)

Налоги

Мостынец Ольга Александровна – учитель английского языка ГБОУ гимназия № 1507,  Комягина Лариса Васильевна – учитель химии ГБОУ гимназия № 1507,  Скачкова Елена Васильевна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507,  Сергеева Наталия Владимировна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507,  Лымарь Татьяна Викторовна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507,  Дроздова Галина Михайловна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507,  Филеева Анастасия Николаевна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507,  Шувалов Александр Игорьевич –  директор ГБОУ гимназия № 1507.

Итоговый проект (PPTX, 1,12 Мб)

Домашнее задание (PDF, 78 Кб)

Картина (PDF, 192 Кб)

Рефлексия (PDF, 81 Кб)

Итоговый проект (PPTX, 1,31 Мб)

Домашнее задание 2 (PDF, 66 Кб)

Кейс 2 (PDF, 73 Кб)

Рефлексия 2 (PDF, 59 Кб)

Методика обучения детей финансовой грамотности

Возрастные особенности учеников начальной школы подразумевают особый подход и использование нетривиальных методов обучения. Это могут быть исследования, игры или проекты.

В процессе обучения дети учатся работать со схемами и таблицами, анализируют выступления друг друга.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Для средней и старшей возрастной группы школьников используют следующие методы обучения:

Материалы для проведения тематических занятий педагог может взять на портале https://моифинансы.рф

На дополнительных занятиях можно использовать настольные игры с финансовым уклоном.

Оболенская Наталья Анатольевна – ГБОУ школа № 1293, учитель начальных классов, Гаврилова Ольга Викторовна – ГБОУ школа № 1293, учитель начальных классов, Шильдкравт Екатерина Викторовна – МБОУ СОШ № 4 г. Краснознаменска, методист, Иванова Лариса Николаевна – ГБОУ школа № 508, учитель истории, обществознания, Шаронина Наталья Петровна – ГБОУ гимназия № 1569, м

Групповой проект представление.pptx (PPTX, 2,24 Мб)

Личные финансы и семейный бюджет презентация (PPTX, 1010 Кб)

Презентация Решение практических задач по теме Бюджет семьи. ( PPT, 606 Кб)

Методическая разработка «Семейный бюджет. Круизная прогулка по городам Русской равнины»

Кузнецова Надежда Александровна, учитель географии ГБОУ Школа №1368

Методическая разработка (DOCX, 1,67 Мб)

Тимченко А. Н., Баданина Г. А., Астафьева А. С., Мещерякова Л. А., Трофимова М. Н., Бужилова О. В., Лопакова А. Г., Лукомская А. В., Изъюрова И. А., Зинковская А. А. (сотрудники пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ)

Методическая разработка (RAR, 11,34 Мб)

Доходы и расходы семьи

Мухаметзянова Лилия Ринатовна – МБОУ Школа №113, Ново-Савиновский район г. Казани – учитель информатики Хайруллина Регина Ренатовна – МБОУ Гимназия №18, Приволжского района г. Казани – учитель истории и обществознания Гилязова Гузель Галимзяновна – МБОУ Лицей №35 Галактика, Приволжский район г. Казани – учитель географии Хузеева Лейсан Габдуллахсановна – МБОУ Школа №124, Советского района г. Казани – учитель физики

Проект ФГ 5-7 класс: Бюджет семьи (PDF, 1004 Кб)

Презентация_Мухаметзянова (PPTX, 2,63 Мб)

Презентация Хайруллина (PPTX, 3,15 Мб)

Презентация Гилязова (PPTX, 2,72 Мб)

Презентация Хузеева. ( PPTX, 9,78 Мб)

Семейный бюджет поколений

Ермолина Наталья Александровна; преподаватель по страховому делу ГБПОУ Колледж Царицыно, Таранец Ирина Евгеньевна; учитель экономики ГБОУ лицей № 14,  Николаева Ольга Дмитриевна; заместитель директора ГБОУ школа № 1151, Береснева Екатерина Владимировна; учитель истории и обществознания ГБОУ 1-й МОК, Зотова Ольга Николаевна ; учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 2033, Кулабухова Наталья Александровна; заместитель директора ГБОУ школа № 842, Дяченко Мария Эдуардовна; учитель обществознания ГБОУ школа № 842, Кузнецова Наталия Борисовна – методист ГБОУ школа № 2133.

Семейный бюджет поколений (PPT, 1,97 Мб)

Петров Алексей Евгеньевич – ГБОУ “Гимназия №1542”, учитель истории

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Банки». ( PDF, 459 Кб)

Методическая разработка «Современные деньги России и других стран»

Жукова Юлия Викторовна, учитель учитель начальных классов МБОУ СШ №4, Архангельск; Одинцова Юлия Сергеевна, педагог-психолог ОРКСЭ, МБОУ «Рочегодская средняя школа», Виноградовский район, Архангельская область; Коржавина Жанна Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Сельменьгская средняя школа», Виноградовский район, Архангельская область; Кучумова Любовь Васильевна, учитель начальных классов МБОУ ОШ № 69, Архангельск.

Методическая разработка (PDF, 226 Кб)

Кокорева Людмила Дмитриевна, учитель математики ГБОУ «Технологии обучения», Москва; Ефимова Ольга Витальевна, педагог ДО ГАОУ ЦО № 548 «Царицыно», Москва; Юшина Дарья Сергеевна, учитель математики ГБОУ школа № 2075, Москва; Бычкова Дарья Александровна, учитель математики ГБОУ школа № 1631, Москва; Антонова Людмила Григорьевна, учитель физики ГБОУ школа № 41, Москва; Бояркина Элла Владимировна, заместитель директора ГБОУ школа № 1241.

Методическая разработка (RAR, 1,01 Мб)

Александрова О. Б., Ромашова С. Н., Крапивина И. А., Гаврикова Т. И., Никитина Г. А., Коломенцева Е. А. (сотрудники пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ)

Методическая разработка (RAR, 1,18 Мб)

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.

Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. ( PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Мельник Наталья Леонидовна – Учитель информатики, МОУ Беломорская СОШ № 3 г. Беломорска; Комиссарова Ирина Юрьевна – Заместитель директора, МОУ Беломорская СОШ № 3 г. Беломорска; Савченкова Ольга Леонидовна – Учитель обществознания, истории, МОУ Беломорская СОШ № 3 г. Беломорска; Фокина Ольга Эдуардовна – Учитель экономики МОУ СОШ № 3 г. Печора; Козьякова Светлана Леонидовна – Учитель обществознания, МБОУ СОШ № 2 г. Задонска; Таньшина Наталья Александровна – Учитель истории, обществознания, МБОУ СОШ с. Плеханово.

Проект Разбогатей если сможешь (PDF, 202 Кб)

Презентация (PPTX, 254 Кб)

Легенда (PDF, 71 Кб)

Старт (PDF, 54 Кб)

Приложение 1 (PDF, 86 Кб)

Приложение 2 (PDF, 70 Кб)

Приложение 3 (PDF, 101 Кб)

Учебно-методическая разработка занятий по изучению темы «Банки

Семешин Юрий Николаевич, учитель обществознания, экономики МБОУ лицей № 15 г. Химки, МЭШ Андрусенко Елена Алексеевна, учитель обществознания ГБОУ школа № 2075 ШО-2 Степочкина Надежда Владимировна, учитель экономики ГБОУ школа № 1159 Шматко Надежда Михайловна, учитель обществознания, истории ГБОУ школа № 2075 Дубовицкая Ильмира Маратовна, учитель английского языка ГБПОУ ОК “Юго-Запад”

Методическая разработка (RAR, 6,65 Мб)

Огинская Татьяна Михайловна – ГБОУ школа № 2075, учитель нач. классов Кириллова Светлана Борисовна – ГБОУ школа № 2075, учитель нач. классов Ванина Ольга Олеговна – ГБОУ школа № 2051, учитель англ. языка Аслибекян Татевик Зармиковна – ГБОУ школа № 2075, учитель нач. классов Куракова Любовь Васильевна – ГБОУ школа № 2075, учитель нач. классов.

Что такое деньги и откуда они взялись? (PDF, 359 Кб)

Викторина “Своя игра. Деньги” (PPT, 8,89 Мб)

Что такое деньги и откуда они взялись (PPTX, 8,16 Мб)

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (PPTX, 5,38 Мб)

Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета (PPTX, 447 Кб)

Сценарий интерактивного спектакля. Как рубль на Русь пришел (PDF, 127 Кб)

План методической разработки квест-игры «Heads or tails» (PDF, 1,62 Мб)

Дети говорят. Что такое деньги? (WMV, 111,43 Мб)

Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».

Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.

Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)

Рабочий лист для урока по финансовой грамотности (Банковские услуги. Вклады)

Яковлева Юлия Валентиновна, учитель истории, обществознания, права ГБОУ “Школа №167 им. маршала Л. А. Говорова”

Методическая разработка (RAR, 1,09 Мб)

Новикова Виктория Сергеевна – ГБОУ Школа №1000, учитель математики; Полехина Анастасия Александровна – ГБОУ Школа № 1002, учитель обществознания

Банки in action (PPTX, 3,49 Мб)

Игра Ва-банк (PDF, 352 Кб)

Экономическая игра.

Бондаренко Андрей Сергеевич – ОЧУ «Финансово-экономическая школа», учитель математики, экономики

Игра по финансовой грамотности. « Рынок ценных бумаг. Акции и облигации» (PDF, 457 Кб)

Сапова Екатерина Сергеевна – Учитель начальных классов, МБОУ Школа № 16 г. Рязани; Зайцева Ирина Викторовна – Учитель начальных классов, МБОУ Гимназия № 3» г. Астрахани; Абольянина Людмила Владимировна – Учитель начальных классов, МБОУ Гимназия № г. Астрахани; Бухвалова Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов, МБОУ Гимназия № 3 г. Астрахани; Ломоносова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов, МБОУ Гимназия № 3; г. Астрахани; Андранович Елена Вячеславовна – Учитель истории, экономики, обществознания, МОУ Гимназия № 2» г. Воркуты; Федорина Валентина Юрьевна – Учитель географии, МКОУ Гимназия № 6 г. Кимовска.

Интеллектуальная викторина по финансовой грамотности (PPTX, 3,64 Мб)

Проект курсы (PDF, 206 Кб)

Методическая разработка «Города России на денежных купюрах»

Максимова Надежда Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СШ №93, Архангельск; Киселева Светлана Павловна, учитель начальных классов МБОУ СШ №34, Архангельск; Наумушкина Мария Павловна, учитель начальных классов МБОУ СШ №62, Архангельск.

Методическая разработка (PDF, 4,21 Мб)

Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.

Бейлина Марина Виленовна – Тьютор  ГБОУ Школа №2095

Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)

Консервативные инвестиции

Кожевников Валерий Евгеньевич – ГБОУ школа № 2092 – учитель истории, обществознания

Инвестиции в золото (PPTX, 1,96 Мб)

Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»

Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Моисейкина Галина Борисовна – Заместитель директора, учитель информатики, МБОУ Лицей № 1 им. академика Б. Н. Петрова г. Смоленска; Захарова Надежда Эдуардовна – Заместитель директора, МБОУ СШ № 63 г. Липецка; Цветкова Любовь Петровна – Учитель экономики, МБОУ Лицей № 1 им. академика Б. Н. Петрова г. Смоленска; Крицкая Ольга Николаевна – Учитель истории, обществознания, БОУ КМР Горицкая СШ Вологодской области; Геросьянова Галина Николаевна – Учитель физики, ФКОУ СОШ ГУФСИН по Красноярскому краю; Зорина Нина Васильевна – преподаватель, БПОУ ВО Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина

Моисейкина Г. Б. Учимся финансовому успеху (PDF, 1,83 Мб)

Моисейкина Г. Б. Сценарий станционной игры “Финансовое путешествие по любимым сказкам 3-6 класс” (PDF, 240 Кб)

Крицкая О. Н. Анкетирование Проект семейное благополучие (PDF, 209 Кб)

Классный час (PDF, 56 Кб)

Геросьянова Г. Н. Квест -игра (PDF, 89 Кб)

Цветкова Л. П. Бюджет семьи (PPT, 1,53 Мб)

Цветкова Л. П. Сюжетно-ролевая игра_Бюджет семьи. ( PDF, 273 Кб)

Третьякова Гульнара Мансуровна, заместитель директора СОШ ГОАУ ВО МГПУ

Методическая разработка (RAR, 9,66 Мб)

Великая Елена Викторовна – ГБОУ Школа № 323, учитель истории и обществознания; Ширяева Ирина Игоревна – ГБОУ Школа № 323, учитель начальных классов

Великая Е. В. Классный час (PDF, 222 Кб)

Ширяева И. И. Игровой квест (PDF, 354 Кб)

Практикум «Налоги на имущество физических лиц».

Маланичева Марина Владиславовна – ОЧУ «ФЭШ», замдиректора

Практикум по решению задач Налоговое бремя семьи (PDF, 887 Кб)

Захаркина Лариса Семеновна – ГБОУ Школа № 1238, учитель географии

Вводный практикум (PDF, 556 Кб)

Кроссворд (PDF, 190 Кб)

Тест (PDF, 200 Кб)

Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.

Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.

«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)

Методическая разработка «Семейный бюджет, его составление»

Гиззатуллина Лейсан Шаукатовна, учитель математики МБОУ «Лицей №177» г. Казани

Методическая разработка (PDF, 1,60 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)

Кошелева Алена Владимировна – учитель физики, экономики МБОУ СОШ № 40 г. Череповец,  Мелихова Ольга Леонидовна – учитель истории, обществознания МАОУ СОШ № 2 г. Великий Новгород,  Борзиков Сергей Игоревич – учитель обществознания МБОУ школа № 8 г. Рязань,  Левченко Елена Владимировна – учитель истории, обществознания МБОУ школа № 21 г. Рязань,  Толченова Ирина Викторовна – учитель истории, обществознания МБОУ СОШ п. Краснофарфорный.

Игра-квест “Банк и Я” (PDF, 673 Кб)

Презентация игры-квест “Банк и Я” (PPTX, 2,87 Мб)

Евсеева Екатерина Станиславовна – ГКОУ СКОШИ № 73, учитель начальных классов, Валитова Татьяна Владимировна – ГБОУ школа № 460, учитель математики, информатики, Кабак Галина Дмитриевна – ГБОУ школа «Перспектива», учитель математики, Цуканова Мария Леонидовна – ГБОУ школа № 2095, учитель истории, Шитикова Екатерина Юрьевна – ГБОУ школа № 2124, учитель географии.

Методические разработки к модулю (PPTX, 1,48 Мб)

Основы налогообложения. ( PPTX, 3,06 Мб)

Cоциальные вычеты (PPTX, 403 Кб)

Методическая разработка «Особенности изучения темы «Налоги» в 10-11 классах»

Еловская Евгения Сергеевна, учитель математики и информатики ГБОУ Многопрофильный лицей №1799  Захарова Татьяна Ивановна, учитель математики ГБОУ Многопрофильный лицей №1799 Юркова Евгения Игоревна, заместитель директора ГБОУ Школа № 2113 Коршунова Евгения Михайловна, учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1411 Нагорная Оксана Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 1566  Грибков Иван Владимирович, учитель истории, обществознания и экономики ГБОУ Школа № 1621

Методическая разработка (RAR, 324 Кб)

Михайлова Елена Анатольевна – учитель математики МАОУ СОШ № 43 г. Тюмень,  Бархатов Евгений Анатольевич – учитель физической культуры МАОУ СОШ № 43 г. Тюмень,  Тимофеева Оксана Борисовна – учитель истории, обществознания МАОУ СОШ № 1 г. Пестово,  Губанова Юлия Михайловна – учитель истории, обществознания МАОУ СШ № 59 “Перспектива” г. Липецк,  Берсенёва Виктория Александровна – учитель истории, обществознания МАОУ Староалександровская СОШ,  Некрасова Лилия Васильевна – преподаватель основ финансовой грамотности ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования».

Проект квест-игра “Азбука налогоплательщика” (PPTX, 848 Кб)

Квест-игра “Азбука налогоплательщика” (PDF, 801 Кб)

Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции

Абрамов Евгений Семенович – Учитель робототехники, МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр» МР Хангаласский улус Республики Саха (Якутия),  Лузина Маргарита Викторовна – Учитель обществознания,  Атласова Валентина Николаевна,  Жиркова Валентина Васильевна,  Аммосова Татьяна Климовна

Интерактивная игра-симулятор (PPTX, 1,74 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Юдина Наталья Сергеевна, учитель литературы ГБОУ школа № 627

Методическая разработка (DOC, 1,05 Мб)

Методическая разработка «Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму»

Кустышева Татьяна Алиевна, ГАПОУ АО Северодвинский техникум социальной инфраструктуры, Северодвинск; Герус Мария Александровна, ГБПОУ АО «Мирнинский промышленно-экономический техникум», Мирный; Соколова Галина Геннадьевна, ГБПОУ АО «Мирнинский промышленно-экономический техникум», Мирный.

Методическая разработка (PDF, 1,42 Мб)

Бизнес игра «Юные взрослые».

Егорова Александра Алексеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448

Проект (PPTX, 2,73 Мб)

Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)

Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)

Финансовая грамотность для детей разного возраста

К сожалению, на сегодняшний день программа детских садов не включает в себя такую финансовую грамотность для дошкольного возраста. Тут груз ответственности лежит целиком и полностью на родителях. Именно они объясняют ребенку, что прежде, чем совершить покупку желаемого, им приходится трудиться на работе.

Понятие о том, что за достаточным количеством денежных средств скрываются большие возможности, должно приходить в возрасте от 4 до 7 лет. Взаимодействие с ребенком на эту тему можно вести в форме ролевых игр. Должны доносится правила поведения в магазине и транспорте, а также другие основные моменты финансовых отношений в обществе. Малыш должен понимать, что за игрушку или проезд нужно заплатить.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Ученики начальных классов

Первые осознанные шаги во взрослую жизнь дети делают в начальной школе. Знание основ финансовой грамотности не позволит ребенку растеряться и совершить большое количество ошибок. Он будет осознавать, для чего вообще существуют деньги, и научится их считать. Вводят курс в начале второго класса. В начальной школе дисциплина рассчитана на:

Ученикам рассказывают о том, что такое деньги, знакомят с историей их возникновения, дают понятие об их видах и выполняемых функциях. Также дети узнают про определение семейного бюджета. Курс включен в такие дисциплины, как математика и окружающий мир.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Ученики средних и старших классов

Обучение финансовой грамотности в большей степени направлено на учащихся 5-11 классов. В этом возрасте дети уже имеют достаточно знаний о денежных средствах, товарно-денежных взаимоотношениях и институтах финансов. Это полноценные потребители, которые пользуются всеми ресурсами информации (сеть Интернет, мобильные приложения). Именно в этом возрасте начинается путь в освоении финансовых продуктов и инструментов.

Знания, полученные на уроках, должны не только отложиться на подкорке, но иметь в последующем активное применение в жизни. Это и есть главная цель обучения. Интерактивный формат моделирования различных ситуаций и ролевые игры позволяют подростками легче усваивать информацию. На уроках школьники узнают о финансовых рынках, различных услугах и продуктах, пытаются оценить риски в той или иной сфере.

Корк Ангелина Лембитовна – учитель английского языка ГБОУ школа № 1251,   Осипенко Светлана Петровна – учитель начальной школы ГБОУ школа № 1251,  Гришаева Екатерина Александровна – учитель обществознания ГБОУ школа № 1575,  Алешин Сергей Аркадьевич – учитель физики ГБОУ школа № 1251,  Рудикова Ольга Анатольевна – руководитель структурного подразделения ГБОУ школа № 1251.

Методические разработки урока для 10-11 класса (Налоги) (PPTX, 1,93 Мб)

Технологическая карта по финансовой грамотности (PDF, 177 Кб)

Taxes (PDF, 115 Кб)

Методическая разработка «Создание собственного бизнеса»

Виноградова Елена Сергеевна, ГБПОУ АО Архангельский индустриально-педагогический колледж, Архангельск; Окулова Ольга Павловна, ГАОУ СПО АО Архангельский политехнический техникум, Архангельск; Лисицына Мария Валерьевна, ГАПОУ АО Новодвинский индустриальный техникум, Новодвинск; Мысов Дмитрий Александрович, ГБПОУ АО Пинежский индустриальный техникум, Пинежский район, Архангельская область.

Методическая разработка (PDF, 1,88 Мб)

Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.

Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 6,34 Мб)

Агапова Наталия Ивановна – ГБОУ Романовская школа учитель математики; Солнцева Анна Андреевна ГБОУ школа № 1421 учитель географии; Рогов Андрей Алексеевич – ГБОУ школа № 1950 учитель информатики; Мамет Татьяна Борисовна – ГБОУ школа № 2124 педагог-психолог; Кремерова Елена Вячеславовна; ГБОУ Романовская школа учитель математики; Шведчикова Лилия Евгеньевна – ГБОУ школа № 1583 учитель истории, обществознания

Интернет мошеничество (PDF, 472 Кб)

Интернет мошеничество (PPTX, 1,42 Мб)

Мошенничество на улице (PPTX, 1,51 Мб)

Неэлектронные виды мошенничества (PDF, 281 Кб)

Профилактика финансовой безопасности. Мошеничество и риски. 5-7 класс (PPTX, 1,70 Мб)

Путешествие за кладом.

Коновалова Ирина Степановна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов,  Шапошник Валентина Николаевна –  ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов,  Чернышова Елена Вячеславовна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов,  Короткова Ирина Валерьевна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 5,03 Мб)

Конспект (DOCX, 20 Кб)

Одишвили Георгий Нодариевич, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа № 2005;  Брежнев Иван Павлович, учитель истории и обществознания, ГБОУ гимназия № 1551;  Белянова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ гимназия № 1551;  Павленко Елена Викторовна, учитель обществознания и права, ГБОУ школа № 1285;  Газина Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа № 1298;  Богданович Виктория Александровна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа № 1298;  Кляпка Оксана Владимировна, заместитель директора, ГБОУ школа № 883;  Немова Юлия Константиновна, заместитель директора, ГБОУ школа № 883;  Филиппова Ольга Николаевна, ГБОУ школа № 883.

Группа Банки и Банковская система (PPTX, 1,17 Мб)

Методическая разработка квест игры Ва-банк Одишвили Г. Н, (PDF, 76 Кб)

Банки. кластер_Брежнев И. П (PDF, 297 Кб)

Банки. кластер_Брежнев И. П (PPTX, 2,21 Мб)

Для общей презентации_Брежнев И. П (PPTX, 1,12 Мб)

Банки конспект_Белянова Т. Г (PDF, 71 Кб)

Презентация БС и Викторина_Павленко Е. В (PPTX, 116 Кб)

Задания. опорный конспект Банковская система_Газина О. А и Богданович В. А (PDF, 71 Кб)

Конспект_Газина О. А и Богданович В. А (PDF, 361 Кб)

Схемы_Газина О. А и Богданович В. А (PDF, 1,43 Мб)

Интегрированный урок Банки. Банковская система_Кляпка О. В. и Немова Ю. К. (PDF, 196 Кб)

Презентация к уроку Банки. Банковская система_Кляпка О. В и Немова Ю. К. (PPTX, 2,31 Мб)

Кроссворд_Филиппова О. Н (JPG, 470 Кб)

Гулевская Светлана Павловна; учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 1460, Нестеренко Елена Ивановна; учитель обществознания ГБОУ школа № 7, Стрикова Ольга Алексеевна; учитель обществознания ГБОУ школа № 498, Семко Наталья Юрьевна – учитель обществознания ГБОУ школа № 1317.

Презентация проекта Семейный бюджет (PPTX, 10,49 Мб)

Семья (PDF, 250 Кб)

Задача (PDF, 59 Кб)

Таблицы (PDF, 37 Кб)

Викторина по материалам музея (PPTX, 16,42 Мб)

Методическая разработка «Игра “Карта или кошелек”»

Абросимова Ольга Михайловна, МАОУ Северодвинская прогимназия № 1, Северодвинск; Бакланова Наталия Геннадьевна, МАОУ СОШ № 30, Северодвинск; Бурдыкова Любовь Леонидовна, МБОУ СОШ № 22, Северодвинск; Ершова Светлана Геннадьевна, МБОУ СОШ № 23, Северодвинск.

Методическая разработка (PDF, 2,04 Мб)

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 8-9 классов

Шевлякова А. Г. – учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа №887» г. Москвы

Волосков И. В. – учитель обществознания ГБОУ «Школа №887» г. Москвы

Финансовая грамотность для 8 – 9 классов (PDF, 17,27 Мб)

Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей

Финансовая грамотность – неотъемлемая часть функциональной грамотности. В учебном курсе важно в контексте говорить о последней.

Задание всегда должно начинаться с заголовка, который пробудит у учеников желание задавать вопросы. Он должен содержать в себе уже имеющиеся знания с одновременным призывом к уточнению деталей и, возможно, даже вызовет удивление со стороны детей.

Разберем заголовок «Сколько стоит отпраздновать день рождения?». Ситуация знакомая. Каждый ребенок в своей жизни имел такой праздник. Это подтолкнет участников к обсуждению. Где можно собрать гостей? Какой торт будет на торжестве? Все вопросы желательно фиксировать на доске с указанием автора. Это покажет ученикам, что процесс обучения затрагивает всех. Каждый увидит, что его вопрос стал источником новых знаний.

После разбора ситуации будут поступать вопросы. Их важно соотносить с теми, которые были записаны на доске. Это будет фактором мотивации, особенно если указано авторство.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Жизненная ситуация в задании позволит вызвать определенные эмоции по отношению к ней у детей. Это подтолкнет их к озвучиванию своих доводов и предположений. Приведенный выше пример с днем рождения подойдет как нельзя кстати. Мало кто задумывается о том, сколько родители тратят средств на организацию праздника.

Это не только даст практические знания и опыт в составлении и анализе сметы, но и затронет моральные принципы: праздник должен радовать не только виновника торжества, но и приглашенных гостей. Этот нравственный аспект повлияет и на то, как по итогу будет выглядеть смета.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Анализ реальных финансовых документов формирует функциональную грамотность как мета-навык. Можно предоставить их в пособии или попросить учащихся принести реальные квитанции ЖКХ из дома. Задавайте детям вопросы на рассуждение. Какие услуги стоят наиболее дорого? Что влияет на итоговую сумму? Анализировать документы необходимо всем вместе.

Креативность также является частью функциональной грамотности. Давайте учащимся задания, которые стимулируют воображение. Например, взять интервью у денег. Школьники обычно возвращаются к заданиям, выполненных на дополнительных занятиях, и отмечают наиболее интересные работы. Чем креативнее будет задание, тем больше шанс, что урок будет усвоен хорошо.

Обучение детей финансовой грамотности не составит проблем, если вы в ней сами разбираетесь и подходите к процессу поэтапно. Главное, чтобы занятие не было нудным ни для вас, ни для участников. Проводите обучение в игровой форме, организуйте совместное времяпрепровождение с пользой, но не представляйте финансы как главную цель в жизни.

Не делайте из денег единственную мотивацию для движения вперед. Главная цель – грамотное обращение с финансами.

Материал основан на следующих источниках:

Авдеева Елена Алексеевна, ГБПОУ Колледж полиции, преподаватель экономических дисциплин Луцык Нелли Ивановна, ГБПОУ Колледж полиции, преподаватель экономических дисциплин Арзуманова Анна Арменовна, ГБПОУ Колледж полиции, преподаватель экономических дисциплин

Методическая разработка урока по МДК 01.01. Право социального обеспечения (PDF, 202 Кб)

Повышение пенсионного возраста (PDF, 119 Кб)

Калькуляция страховых пенсий (PPTX, 907 Кб)

Интеллектуальный квест «Хочу все знать!» (PDF, 221 Кб)

Приложение (PDF, 73 Кб)

Модуль 7 (PPTX, 2,18 Мб)

Методическая разработка занятия по теме «Взаимоотношения человека с банком» для старшей школы.

Дюжикова Лидия Николаевна, ГБОУ школа № 1125, учитель истории, обществознания, Янович Сергей Александрович, ГБПОУ КИГМ № 23, заместитель директора, Крылова Ольга Александровна, ГБПОУ КИГМ № 23, руководитель ОСП, Куличева Наталья Сергеевна, ГБПОУ КИГМ № 23, руководитель ОСП, Ланская Светлана Анатольевна, ГБПОУ КИГМ № 23, заместитель директора

Банковский кредит как технология удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности (PDF, 135 Кб)

Возможности банковских онлайн-сервисов (PDF, 104 Кб)

Изучение денежных знаков различного достоинства (PDF, 104 Кб)

Деньги, банки, кредиты (PDF, 423 Кб)

Виды банковских операций (PDF, 203 Кб)

Содержание и методика преподавания тем по банковским услугам и отношениям людей с банками (PPTX, 731 Кб)

Квест-игра «Копейка рубль бережет»

Евсеева Марина Анатольевна – учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 1862, Деманов Александр Анатольевич – учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 1862, Синкина Ирина Александровна – учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 1862.

Презентация (PPTX, 2,22 Мб)

Сценарий Игры-квеста Копейка рубль бережет (DOCX, 1,90 Мб)

Квест 1 (PNG, 3,69 Мб)

Квест 2 (PNG, 3,70 Мб)

Квест 3 (PNG, 3,69 Мб)

Квест 4 (PNG, 3,67 Мб)

Квест 5 (PNG, 3,70 Мб)

Квест 6 (PNG, 3,69 Мб)

Макеты фишек (DOCX, 286 Кб)

Методическая разработка урока «Надежность банка, как условие взаимодействия клиентов с банком»

Березина Мария Дмитриевна, учитель экономики ГБОУ СОШ № 1269

Методическая разработка (PPTX, 818 Кб)

Метапредметное занятие для 8 кл. « Управление личными финансами».

Каменский Роман Геннадьевич – методист ГБОУ школа № 1601,  Викторова Наталия Геннадьевна – учитель математики ГБОУ школа № 1251,  Каратеева-Козловская Лариса Николаевна – заместитель директора ГБОУ школа № 1601,  Парамонов Андрей Александрович – методист ГБОУ школа № 1384,  Медведь Александр Владимирович – учитель обществознания ШБЛУ школа № 141,  Ноготкова Мария Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 141,  Калинина Светлана Григорьевна – методист ГБОУ школа № 142.

Цикл метапредметных занятий для старшеклассников (PPTX, 1,99 Мб)

Азбука финансовой грамотности

Кололеева Елена Викторовна – учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 6 им. И.Т. Сидоренко, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск

Подборка методических материалов

Методическая разработка «Изучение темы “Налоги

Низамов Ильнур Салаватович, учитель математики МБОУ «ООШ №108» г. Казани;  Гайнетдинов Айдар Валерьевич, учитель географии МБОУ «ООШ №108» г. Казани.

Методическая разработка (RAR, 6,13 Мб)

Методическая разработка «Урок в 5 классе “Семейный бюджет, его составление”»

Загидуллина Альбина Рамилевна, учитель обществознания МБОУ «Школа №156», г. Казань Березина Лидия Александровна, учитель истории МБОУ «Гимназия № 152», г. Казань Коновалова Екатерина Валерьевна, учитель истории, обществознания и права МБОУ «Школа № 65», г. Казань Фархутдинов Ильшат Мансурович, учитель обществознания МБОУ «Школа №111», г. Казань

Методическая разработка (RAR, 1,51 Мб)

Методическая разработка по теме «Финансовое мошенничество»

Чайковская Светлана Валентиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №87», г. Казань Ахметова Гульназ Ревалевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №177», г. Казань  Дмитриева Евгения Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №143», г. Казань Перепеченова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №64», г. Казань Татаренко Галина Васильевна, учитель историиМБОУ «Школа № 120», г. Казань

Методическая разработка (RAR, 2,58 Мб)

Методическая разработка «Изучение темы “Фондовый рынок” в 10-11 классах и на 1-2 курсе СПО на базе внеурочной деятельности»

Бетина Марина Юрьевна, учитель математики ГБОУ школа № 760; Бочкова Светлана Сергеевна учитель обществознания ГБОУ школа № 2006; Гладких Александра Евгеньевна, учитель информатики ГБОУ школа № 760; Рянжина Юлия Андреевна преподаватель юридических дисциплин ГБОУ “Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26”; Смирнов Кирилл Владимирович учитель музыки ГБОУ школа № 760.

Методическая разработка (RAR, 1,28 Мб)

Филина Елена Валерьевна, учитель истории, ГБОУ школа № 1985;  Зайцева Наталья Александровна, учитель информатики и ИКТ, ГБОУ школа № 1985;  Юрьева Елена Андреевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа № 2005;  Младинская Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа № 2097;  Бредихина Людмила Вячеславовна, учитель математики, ГБОУ школа № 1285;  Маркова Елена Марковна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа № 1285;  Кураева Анжелика Алексеевна, учитель обществознания, ГБОУ школа № 1985;  Разумова Ирина Викторовна, учитель  истории и обществознания, ГБОУ школа № 830.

Кейс Кураева (PDF, 133 Кб)

Кейс 2 Кураева пирамиды (PDF, 244 Кб)

Классный час Своя игра Младинская Ю. А. ( PDF, 141 Кб)

Мошенничество в современном мире исключительном многообразием Разумова И. В. ( PDF, 129 Кб)

Практикум Бредихина Л. В. ( PDF, 144 Кб)

Разработка урока Зайцева Н. А., Филина Е. В. ( PDF, 212 Кб)

Своя игра (PPTX, 26,10 Мб)

Тест по теме «Финансовое мошенничество»-1 Маркова Е. М (PDF, 97 Кб)

УМК Группа 1 (PPTX, 4,45 Мб)

Юрьева ЕА Викторина Мошенничество (PPTX, 1,15 Мб)

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Методическая разработка «Квест-игра “Налоговый калейдоскоп”»

Опарина Светлана Альбертовна, МБОУ Верхне-Матигорская СШ, Холмогорский район, Архангельская область; Кузнецова Лидия Владимировна, МАОУ Холмогорская СШ, Холмогорский район, Архангельская область; Лебедева Тамара Павловна, МБОУ Сийская СШ №116, Пинежский район, Архангельская область; Балязина Ирина Александровна, МОУ СОШ №17, Котлас; Полвинен Ирина Алексеевна, МБОУ Кенозерская средняя школа, Плесецкий район, Архангельская область.

Методическая разработка (PDF, 1,17 Мб)

Методическая разработка «Проектирование образовательной траектории изучение страхования для обучающихся 10 -11 классов»

Шибаева Александра Викторовна, магистрант НИУ ВШЭ

Методическая разработка (RAR, 3,87 Мб)

«Взаимоотношения человека с банком» в условиях урочной и внеурочной деятельности

Леталин Владимир Николаевич, учитель начальных классов ГБОУ лицей №1535 Акиньшина Ирина Витальевна, учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1613 Кулахметьева Камилла Хайдяровна, учитель математики ГБОУ Школа № 1411 Сычева Наталья Александровна, учитель английского языка ГБОУ Школа лицей № 1420 Еремина Наталья Викторовна, заместитель директора ГБПОУ Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова Чингина Лариса Викторовна, заместитель директора ГБОУ Гимназия 1595 Шехтман Юлия Борисовна, учитель обществознания ГБОУ Лицей №1535

Методическая разработка (RAR, 8,37 Мб)

Методическая разработка «Как правильно планировать семейный бюджет»

Артемьева Нинель Савватеевна, учитель начальных классов МБОУ «Нижнетоемская СОШ», Верхнетоемский район, Архангельская область; Гавзова Людмила Владимировна, заместитель директора МБОУ «Верхнетоемская СОШ», Верхнетоемский район, Архангельская область; Клюкина Елена Юрьевна, педагог-библиотекарь МБОУ СШ №52, Архангельск; Кремлева Ирина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Верхнетоемская СОШ», Верхнетоемский район, Архангельская область.

Методическая разработка (PDF, 299 Кб)

Понятие «деньги» и умение их распределять

Ахмедова Александра Гинаятовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1251, Буянова Наталья Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1251, Елкина Ольга Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1251, Медведева Татьяна Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1251, Киселева Лариса Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1251.

Цели проекта (PPTX, 914 Кб)

Деньги и денежные знаки (PPT, 2,72 Мб)

Игра обмен (PDF, 185 Кб)

Кроссворд (PDF, 6,20 Мб)

Ребусы (PPT, 4,99 Мб)

Ребусы-шары (PDF, 12,04 Мб)

Тест ПРО ДЕНЬГИ (PDF, 44 Кб)

Финансовые задачи (PDF, 210 Кб)

Экономические задачи для детей (PDF, 374 Кб)

Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»

Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб);  Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)

Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

День финансовой грамотности

Мастерских Андрей Александрович – Учитель истории, обществознания, МАОУ СОШ № 30 г. Тюмени; Чистякова Надежда Алексеевна – Учитель обществознания, МАОУ лицей № 7 г. Красноярска; Белолюбская Анна Гаврильевна – Учитель начальных классов, МОБУ Якутская городская национальная гимназия; Решетников Гаврил Гаврильевич – Учитель истории, обществознания, МОБУ Якутская городская национальная гимназия; Протодьяконов Егор Дмитриевич – Руководитель школьного бизнес-инкубатора, МБОУ Диринская СОШ АГРО им. И.Е. Федосеева Доосо Чурапчинского района Республики Саха (Якутия); Власова Алена Евгеньевна – Учитель истории, обществознания, МОБУ СОШ № 5 г. Якутска

Проект группы СИБИРЬ (PPTX, 1,15 Мб)

День финансовой грамотности – группа СИБИРЬ (PDF, 716 Кб)

“Взаимоотношения человека с банком” в условиях урочной и внеурочной деятельности

Овчинникова Оксана Алексеевна, учитель математики ГБОУ Школа №1387 Казнов Алексей Николаевич  преподаватель Политехнический техникум № 47 имени В. Г. Федорова  Ганиева Татьяна  Владимировна учитель начальных классов  ГБОУ СОШ 2097 Шахнин Павел Сергеевич, учитель истории  и обществознания ГБОУ Школа №1387 Ульянченко Даниил Евгеньевич, Учитель информатики  ГБОУ Школа №1387 Плаксина Светлана Викторовна учитель истории и обществознания ГБОУ Школа 1387

Занятие с решением кейс-задачи «Деньги- сохранить и накопить» (PDF, 785 Кб)

Методические рекомендации для изучения темы «Банковский кредит» (PDF, 214 Кб)

Содержание и методика преподавания тем по банковским услугам и отношению к ним (PDF, 586 Кб)

Урок финансовой грамотности в 5 классе. Тема урока: “Банк” (PDF, 106 Кб)

Шахнин П. С Кредиты 7 класс (PDF, 134 Кб)

Ульянченко Д. Е Занятие с элементами игры 6класс (PDF, 150 Кб)

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме

Пашкевич Наталия Александровна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по

Ухина Татьяна Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва; Теплякова Юлия Олеговна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва; Дзгоева Анжела Казбековна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва; Рудакова Екатерина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва; Береснева Наталия Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва; Кучкарева Светлана Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва; Савенкова Алла Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва; Старчикова Людмила Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 1125, Москва.

Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов

Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.

Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)

Кусина А. А., Сорванова Ю. В., Стражевич А. Н., Новосельцева К. О., Зуева Н. В., Смирнова Ж. В., Плотникова М. В., Борисова Г. В., Гиревая Т. Л., Елфимова Н. Ф. (сотрудники пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ)

Методическая разработка (RAR, 3,55 Мб)

Разработка занятий по финансовой грамотности с применением активных (имитационных и неимитационных ) методов обучения

Романова Лидия Ивановна, учитель обществознания, истории МБОУ СОШ № 1 г. Красногорска Стукалова Светлана Сергеевна, учитель истории, обществознания МБОУ СОШ № 1 г. Красногорска Сежетова Светлана Анатольевна, учитель экономики, информатики ГБОУ лицей № 1524 Сотникова Мария Павловна, учитель биологии ГБОУ школа № 2075 Давыдова Ольга Владимировна, учитель истории, обществознания ННОУ “Диалог” г. Краснознаменск

Методическая разработка (RAR, 8,78 Мб)

Сущность и базовые понятия

Кореева Наталья Анатольевна – ГАПОУ Колледж малого бизнеса и предпринимательства (г. Казань) – преподаватель истории и обществознания; Корнеева Наталья Сергеевна – ГАПОУ Колледж малого бизнеса и предпринимательства(г. Казань) – преподаватель математики

Налоги сущность и базовые понятия (PDF, 606 Кб)

Презентация: Налоги сущность и базовые понятия (PPTX, 104 Кб)

Деловая игра «Личный финансовый план. Инвестирование»

Краюшкина Наталья Юрьевна, учитель экономики МБОУ Лицей № 15 г. Химки Баскова Елена Геннадьевна, ГБОУ ММПК Еремина Марина Владимировна, ГБОУ ММПК

Игра (PDF, 858 Кб)

Урок (PDF, 656 Кб)

Барышев Алексей Сергеевич, директор ГБПОУ ЭТК №22

Методическая разработка (RAR, 2,98 Мб)

Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»

Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 285 Кб)

Презентация (PPTX, 4,43 Мб)

Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)

Методическая разработка «Финансовое мошенничество»

Баширова Марина Равилевна, учитель математики МБОУ «СОШ №79» г. Казани; Ахметдинова Мария Михайловна, учитель математики МАОУ «Школа № 141» г. Казани; Ганиева Лилия Рашитовна, учитель географии – МБОУ «Школа №111» г. Казани; Воронина Светлана Викторовна, учитель математики МБОУ «Школа №111» г. Казани.

Методическая разработка (RAR, 15,55 Мб)

Разработка внеклассного занятия «Семейный бюджет»

Андреева Наталья Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1507,  Гусакова Ирина Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1507,  Наумова Елена Матвеевна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1507,  Поцелуева Елена Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1507, Стаканчикова Жанна Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1507.

Теремок (PPTX, 2,55 Мб)

Финансовый конспект (PDF, 167 Кб)

Проект внеурочного мероприятия «Я – предприниматель»

Денисова Ирина Владимировна, учитель физики, МБОУ «Пингишенская ОШ», Холмогорский район, Архангельская область

Фаркова Анна Александровна, учитель математики, МБОУ “Луковецкая СШ”, Холмогорский район, Архангельская область

Латышева Валентина Леонидовна, директор, учитель физкультуры, учитель географии, Хаврогорская ОШ – филиал МБОУ «Пингишенская ОШ», Холмогорский район, Архангельская область

Казнина Наталья Владимировна, учитель биологии, МБОУ “Двинская СШ”, Холмогорский район, Архангельская область

Я – предприниматель (PDF, 2,96 Мб)

Квест-игра “Деньги любят счет”

Туровская Надежда Михайловна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507, Петровнина Елена Викторовна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507, Спирина Евгения Владимировна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507, Воронина Эллада Зисельевна – учитель математики ГБОУ гимназия № 1507, Лапушкина Нина Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1507, Лайко Валентина Сергеевна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1507, Имаметдинова Ирина Борисовна – заместитель руководителя структурного подразделения ГБОУ гимназия № 1507.

Презентация игры (PPTX, 399 Кб)

Методическая разработка (PDF, 970 Кб)

Красильникова  Наталья Владимировна – учитель английского языка ГБОУ гимназия № 1507,  Миначева Юлия Зямилевна –  учитель географии ГБОУ гимназия № 1517.

Элемент урока в электронном пространстве ресурсов московской электронной школы с использованием игры Kahoot по теме: «Семейный бюджет» (PDF, 1,12 Мб)

Как накопить на мечту?

Рябинина Елена Игоревна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов,  Шарапова Оксана Сергеевна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов,  Семенова Лариса Геннадьевна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов,  Архангельская Анастасия Владимировна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов,  Пьянина Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов, Бельская Лариса Михайловна – ГБОУ школа № 2109 учитель начальных классов.

Структура занятия (Игра) (DOC, 55 Кб)

Презентация (PPTX, 4,35 Мб)

Спортивно-ролевая игра по финансовой грамотности для школьного лагеря

Что значит быть финансово грамотным (презентация) (PPTX, 1,20 Мб)

Квест-игра «Стань первым» (PDF, 413 Кб)

Экономически спортивная игра по финансовой грамотности (PDF, 230 Кб)

Зачем нужна финансовая грамотность для детей

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Она дает возможность узнать основы работы общественной экономики и помогает проложить путь к успешному будущему.

Можно получать большую зарплату и не понимать, куда уходят деньги и почему их все равно нет. Количество играет значимую роль, но куда важнее уметь распоряжаться средствами с умом. Важно то, на что мы их тратим, куда инвестируем и откладываем ли капитал на заветные цели.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Финансово грамотный человек умеет управлять своими доходами и расходами, правильно распределяет средства, откладывает, инвестирует и не участвует в подозрительных финансовых операциях.

Финансовая грамотность – это знания не про экономию и предпринимательство. Можно иметь невысокий доход, но при этом не брать необдуманные кредиты и займы, не принимать участие в очередной финансовой пирамиде и не оставаться с пустым кошельком спустя неделю после зарплаты.

Правильное отношение к деньгам нужно прививать с самого детства. Это не только умение считать свои расходы и доходы, но и способность контролировать свои «хочу» и обдуманно подходить к совершению покупок. Привить это может только семья.

Изучив основы финансовой грамотности, ребенок получит следующие навыки:

Осенью 2016 года во многих школах России ввели новое направление по развитию навыков финансовой грамотности в рамках дисциплины обществознание. В планах ввести основы этого курса и в такие предметы, как ОБЖ, история, математика и география.

Для того чтобы население России оперативно реагировало на все изменения в экономической сфере, дети должны получать первые знания уже сидя за партой. Темы денежных валютных операций, семейного бюджета, накоплений и финансовой стабильности – всё это поможет ребенку в будущем быть состоятельным. На мировом уровне практика использования в обучении программ по финансовой грамотности для детей хорошо повлияла на развитие государства.

На сегодняшний день любой ребенок совершает самостоятельные покупки и пользуется приложениями. А некоторые дети даже являются владельцами пластиковых карт. Это говорит о том, что уже с малого возраста они участвуют в торгово-финансовых отношениях и производят денежные операции. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности для детей начальной школы является необходимой мерой.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Летом 2021 года на законодательном уровне утверждено обязательное преподавание финграмотности. Закреплено это в Федеральных государственных образовательных стандартах образования как начального, так и общего. В разработке принимал участие Банк России. Они работали над частью про финансовое просвещение.

Учителя средней школы доносят до учеников риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а также рассказывают о видах мошенничества и многом другом. Отдельное введение предмета по финансовой грамотности чиновниками не предусмотрено. Новая дисциплина будет частью таких предметов, как окружающий мир и обществознание, математика и география.

В некоторых образовательных учреждениях финграмотность преподают на факультативных мероприятиях. Это позволяет ученикам подходить к изучению с интересом и не думать об оценках.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДИКА

Также такой формат занятий дает больше свободы в выборе образовательной методики. Классическое донесение информации (лекции, конспекты, доклады) не пробуждают интерес у современных школьников. Совместный мозговой штурм и разработка общей идеи, в совокупности с проектной деятельностью – вот что популярно в нынешнем образовании. Это точно пробудит интерес к финансовой сфере.

Для учеников начальной школы можно включать познавательные мультфильмы и проводить занятие в формате финансовой игры. Отличную финансовую грамотность для детей дает игра монополия.

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 398 Кб)

Презентация (PPTX, 3,22 Мб)

Методические приемы изучения темы «Собственный бизнес»

Каймашников Денис Михайлович, учитель информатики ГБОУ школа 356 им. Н.З. Коляды Ковтун Еевгений Игоревич, учитель истории и обществознания ГБОУ Лицей 1367 Кобелева Альбина Владимировна, учитель обществознания, экономики ГБОУ школа 2117 Пчела Юлия Александровна, учитель истории и обществознания ГБОУ школа 1492 Самойленко Владимир Михайлович, учитель математики ГБОУ МОК «Кузьминки» Усачева Ммарьяна Анатольевна, учитель экономики ГБОУ Школа № 2120 Федоров Сергей Владимирович, учитель географии Школа им. М. Н. Карамзина

Методическая разработка (RAR, 2,55 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов  ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Оцените статью