обучение финансовой грамотности детей школьного возраста и статьи для родителей

ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Финзачет

C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Для учащихся средних и общих образовательных организаций

Для студентов профессиональных образовательных организаций

Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание
  1. ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  2. Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
  3. Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
  4. Бизнес игра «Юные взрослые».
  5. Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
  6. Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
  7. Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
  8. Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
  9. Разработка урока для 1 класса
  10. Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
  11. «Школьный буфет – финансовая головоломка»
  12. Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
  13. Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
  14. Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
  15. Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
  16. Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
  17. Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
  18. Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
  19. Урок-обобщение по теме «Деньги».
  20. Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
  21. Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
  22. Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
  23. “Хочу, надо, могу”
  24. Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
  25. Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
  26. Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
  27. Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
  28. Путешествие с Пином. Игра-квест.
  29. Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
  30. Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
  31. Какие темы мы обсуждаем на уроках
  32. Какие практические задания я даю на уроках
  33. Как заниматься финансовой грамотностью дома
  34. Финансовые советы родителям
  35. 📖 Как говорить с детьми про деньги

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности

до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности

Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.

Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.

Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.

Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.

Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.

Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.

История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.

Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.

Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.

Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков

Зарегистрируйтесь на выбранный урок

Примите участие в уроке классом или индивидуально

Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту

Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.

Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.

Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.

На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.

Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»

Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб);  Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)

Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.

Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)

Бизнес игра «Юные взрослые».

Егорова Александра Алексеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448

Проект (PPTX, 2,73 Мб)

Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)

Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.

Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. ( PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме

Пашкевич Наталия Александровна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов

Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.

Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)

Разработка урока для 1 класса

Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.

Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)

Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)

Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)

Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)

Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)

Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)

Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»

Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518

Презентация (PPTX, 2,23 Мб)

Урок (PDF, 644 Кб)

Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)

Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)

«Школьный буфет – финансовая головоломка»

Тутыгина Светлана Геннадьевна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.

Презентация (PPT, 555 Кб)

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)

Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.

Бейлина Марина Виленовна – Тьютор  ГБОУ Школа №2095

Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов  ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.

Учителя ГБОУ гимназии № 1811:

Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна

Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)

Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)

Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.

Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.

«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)

Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».

Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.

Деньги (PPTX, 13,10 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)

Тест (DOCX, 14 Кб)

Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)

Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»

Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.

Презентация (PPTX, 25,34 Мб)

Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.

Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)

Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».

Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.

Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)

“Хочу, надо, могу”

Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)

Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»

Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.

Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 6,34 Мб)

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 398 Кб)

Презентация (PPTX, 3,22 Мб)

Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»

Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 285 Кб)

Презентация (PPTX, 4,43 Мб)

Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)

Путешествие с Пином. Игра-квест.

Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание игры (PDF, 383 Кб)

Квест (PPTX, 10,75 Мб)

Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)

Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.

Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.

Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.

Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.

Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще

В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.

Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.

Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.

Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно

Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.

Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.

Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.

Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос

Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.

Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

А это пример объяснения терминов для старшеклассников

Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.

Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Какие практические задания я даю на уроках

По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.

Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.

Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов

Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.

Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и  дефолт.

Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.

Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:

Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал

Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.

Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.


ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Финансовые советы родителям

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

В 2023 году более 85% российских школ обучают финансовой грамотности. Но одной теории мало — навык обращения с деньгами нужно тренировать. Собрали несколько проверенных курсов для детей и подростков, где ребята смогут изучить основы экономики и составить свой первый личный финансовый план.

Для кого: дети 6—13 лет Где: онлайн на платформе «Умназии» Длительность курса: 20 часов Стоимость курса: 3790 ₽

В программу входят как основы экономики: валютный курс, финансовые рынки, предпринимательство, — так и более прикладные занятия, посвященные планированию бюджета и карманным деньгам.

Платформа предлагает видеоуроки, интерактивные задачи и тестирование по пройденному материалу. Создатели курса — эксперты по финансам и выпускники МГУ, ВШЭ и МГИМО

Для кого: дети 8—17 лет Где: очно в Санкт-Петербурге и Москве, онлайн Длительность курса: 3 месяца Стоимость курса: от 18 000 ₽ за занятия в группе при оплате всего обучения

Курс включает записанные видеоуроки и занятия с преподавателем, домашние задания и диплом по окончании обучения. Программа охватывает основные финансовые вопросы: ведение бюджета, сбережения и инвестиции, заработок и экономия. Наставники: инвестор Александр Ивановский, финансовый аналитик Яна Коновалова, преподаватель финансовых дисциплин в СПбУТУиЭ Екатерина Демина и другие

Для кого: учащиеся 10—11 классов Где: онлайн Длительность курса: индивидуально Стоимость курса: бесплатно

Система учебных курсов, разработанных специалистами НИУ ВШЭ и РЭУ имени Г. В. Плеханова. В комплекте учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания и материалы для родителей. Курсы охватывают темы, связанные со страхованием, банками, фондовыми рынками и предпринимательством

Для кого: дети 10—17 лет Где: онлайн в Zoom Длительность курса: 18 месяцев Стоимость курса: 5000 ₽ — модуль для родителей, 9500 ₽ — модуль для детей

Онлайн-курс, разработанный Школой молодого предпринимателя МГУ. Программа включает проектную работу, финансовый чемпионат и решение кейсов. Курс разделен на модули, каждый модуль оплачивается отдельно.

Обучение проходит онлайн в небольших группах. Занятия ведут автор учебников финансовой грамотности Екатерина Лавренова и эксперт Минфина Ольга Лаврентьева

Для кого: дети 8—12 лет Где: в Москве на Новочеремушкинской, 24к1 или в Skype Длительность курса: 3 месяца Стоимость курса: от 19 200 ₽ за тариф «Эконом» до 25 200 ₽ за тариф «Оптимальный», дополнительно 1500 ₽ за учебные материалы

Занятия по финансовой грамотности в офлайн- или онлайн-формате. Курс включает интерактивные задания и проекты, развивающие навыки аналитического мышления. Домашние задания состоят из игровых ситуаций, которые ребята отрабатывают вместе с родителями

📖 Как говорить с детьми про деньги

Бесплатный курс о том, как научить ребенка ценить деньги и вещи, разумно тратить и копить на большие цели

Оцените статью