Аттестационное задание №9
Программа внеурочной деятельности,
«Основы финансовой грамотности»
Теребенина Алёна Владимировна,
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1, г. Советский
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана на базе и в соответствии с образовательной программой школы и в соответствии с реализацией ФГОС ООО.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
4. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений основ финансовой грамотности – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Сегодня происходит переосмысление роли школьного финансового образования. По мнению ведущих ученых и педагогов, финансовая грамотность играет важнейшую роль в образовании для устойчивого развития. Поэтому кратно возрастает потребность в выпускниках общеобразовательных школ, способных принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовать принятые решения.
Неотъемлемой составной частью финансового образования в округе является организация практической деятельности учащихся по изучению и оценке финансовой грамотности. Для выявления и поддержки одаренных обучающихся в области финансовой грамотности и предпринимательства школьники округа ежегодно участвуют в окружной олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству, конкурсах и форумах. Школьники округа являются победителями различных всероссийских конкурсов, конференций.
Данная программа учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-Югре: развитие дополнительного образования детей; развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования (Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.):
– компетентностный подход к образованию, его индивидуализация, развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования, а расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса – развитие системы профессионального образования.
– повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Система образования Югры должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности.
Основная часть представлена собственно проектом программы, которая включает в себя следующие разделы: паспорт программы, пояснительная записка, описание места кружка «Основы финансовой грамотности» в учебном плане, содержания программы, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты кружка.
Актуальность программы соответствует Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг
Программа учитывает требования образовательной программы. Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для детей старшего школьного возраста является дополнительной образовательной программой социальной направленности. Отличительные особенности данной программы, от программы на базе которой она разработана, заключается в том, что она направлена не на достижение высоких образовательных результатов, а на повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни детей. А также формирование личности с набором ключевых компетентностей в гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В программе уменьшено количество учебных часов в неделю и объем учебного материала. Образовательная программа рассчитана на 1год.
Проект программы учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан. Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими знаний и умений в сфере финансовой грамотности. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения. В кружке занимаются обучающиеся старших классов.
Содержание данной программы рассчитано на 1 час в неделю при 35 неделях учебного года. Учебный материал осваивается в форме групповых, а при необходимости индивидуальных практических занятий. Теоретический материал доводится до обучающихся с применением педагогических технологий и методик.
Содержание деятельности по данной программе предполагает проведение
дискуссий, проектно-исследовательской деятельности, деловых игр. А также практическая работа, юридическая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, олимпиады.
Проект программы предусматривает использование современных учебных материалов и образовательных технологий.
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные Данный метод предусматривает приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Учитывая значимость текущих сведений о состоянии финансового рынка, в качестве основных образовательных технологий можно применить игровую и проектную деятельность, стоит обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность по данной тематике.
Использование игровой технологии позволит организовать изучение процесса управления личными финансами. Обучающиеся смогут погрузиться в реальную среду финансового рынка, разобраться в вопросах по текущим данным о процентных ставках, уровне доходности финансовых активов, а также об условиях страхования и налогообложения, которые публикуются в открытых источниках. В процессе моделирования проектов ученики смогут систематизировать полученные знания, применить навыки анализа и прогнозирования, составить прогноз текущего финансового рынка.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Оценка результатов кружка «Основы финансовой грамотности» осуществляется безотметочным способом. В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование учащихся. Одним из методов контроля эффективности занятий в кружке является участие учеников в олимпиадах, конкурса, фестивалях разного уровня.
Основными критериями оценки группы являются:
– стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий кружка;
– овладение теоретическими знаниями и практическими навыками;
– наличие победителей и призеров в мероприятиях по направлению «Финансовая грамотность».
Реализация программы предусматривает привлечение социальных партнеров:
Изучение экономики в школе направлено на изучение экономической сферы жизнедеятельности общества, понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии, формирование грамотного экономического мышления. Однако эти знания являются неполными. Без применения на практике они теряют всякую значимость.
К обучению привлекались специалисты управления образования города Советский, Администрации муниципального образования, банковской сферы Банк «Открытие» «Сбербанк», страховые компании, налоговая инспекция, пенсионный фонд РФ, служба судебных приставов. Привлечение узкопрофильных и квалифицированных специалистов – практиков способствовало более глубокому и целостному пониманию темы.
В центре работы программы:
– организация занятий и тренингов, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся;
– проведение в рамках учебного процесса конкурса бизнес-проектов с материальным поощрением лучших работ;
– индивидуальные занятия с одаренными в области экономики и финансов детьми.
Формы организации деятельности и общения:
– организация общих и индивидуальных занятий для учащихся;
– самостоятельное выполнение учащимися заданий;
– коллективное обсуждение финансовых вопросов;
– рефлексивный анализ занятий;
– описание и презентация полезного опыта;
индивидуальное сопровождение проектов учащихся.
Проект программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа по «Основам финансовой грамотности» разработана на основе:
1. Примерные программы среднего (полного) общего образования: обществознание: 10 -11 классы / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль, Е. С. Королькова и др.; под общей редакцией М. В. Рыжакова. – М. Вентана-Граф, 2018.
Обществознание: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под редакцией Л. Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2015 .
3. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл ассов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2015 .
4. Организация повышения квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности обучающихся . Методические рекомендации – М., 2016.
5. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации . Проект Минфина России и Всемирного банка.
6. Информация с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: Режим доступа:
7. Система (рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России.
8. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
программы данного курса является то, что он базируется на подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Ориентиром для содержания школьных курсов по основам финансовой грамотности является уровень формирования финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, обозначенный в каждой предметной области. Структура программы разделена на 9 сфер (предметных областей) финансовой грамотности, выделенных по принципу «Mutually Exclusive Collectively Exhaustive» (переводится как «взаимно исключающая совместно исчерпывающая»). Перечислим 9 основных сфер:
По мнению аналитиков Высшей школы экономики РФ и Всемирного банка, каждая из областей финансовой грамотности разделена на три составляющих:
Данный подход является универсальным при работе с разными группами обучающихся, учитывая уровень «продвинутости». При расстановке приоритетов компетентностей на базовый и продвинутый уровни используется дидактический принцип «от простого к сложному», т.к. на базовом уровне должны быть сосредоточены более простые компетенции. Предложенная «рамка компетентностей» легла в основу отбора и систематизации содержания курса финансовой грамотности для обучающихся организаций общего образования. Учитывает особенности ступени образования, для которой она разработана.
По мнению ведущих экспертов ВШЭ, методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают следующие подходы:
Приведем краткое описание.
подход выступает в качестве основы для определения сущности финансовой грамотности, в том числе структуры и содержания, а также места в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы.
подход к формированию финансовой грамотности предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
обеспечивает сближение учебного процесса с реальной жизнью и ориентирует на использование финансового контекста в качестве содержательной основы для применения знаний, умений и способов деятельности из других предметных областей.
подход к обучению финансовой грамотности заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания, а также приобретения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем;
реализуется в организации процесса формирования
финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, представителей предпринимательского сообщества, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.
в процессе формирования финансовой грамотности учащихся будут созданы условия для их личностного развития, выражающееся способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющуюся образовательную, социокультурную ситуацию, их потребности в проявлении активности и самостоятельности осознании ими ответственности за свое развитие
Основной целью модифицированной образовательной программы формирования финансовой грамотности является:
– формирование базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни, а так же к профессиональной ориентации выпускников;
– формирование культуры экономического мышления, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
– выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной жизни, так и в общественной жизни.
В рамках реализации программы решение задач повышения финансовой грамотности учащихся школы проводится следующим способом
– в рамках внеурочной деятельности Кружок «Основы финансовой грамотности»;
– проведение внеклассных мероприятий по повышению финансовой грамотности;
– сотрудничество с коммерческим банками, Фондом поддержки предпринимательства ЮГРЫ (реализация программы «Азбука бизнеса»).
Методическое обеспечение программы.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Требования к умениям и навыкам учащихся.
В результате посещения кружковых занятий учащиеся должны знать:
что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа
– основные понятия и термины: валовой национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент
– природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений. возникающих в ходе этих процессов.
В результате посещения кружковых занятий учащиеся должны уметь:
– применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;
– воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;
– формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;
– вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений.
Методы изучения курса:
1. Учебная дискуссия;
2. Деловые, ролевые игры:
3. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.
4. Экскурсионная деятельность
5. Проектная деятельность.
6. Экономический анализ
7. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частично -поисковый метод.
Формой подведения итогов обучения является: тестирование на умение находить выход из различных смоделированных финансовых ситуаций.
Авторский опыт преподавания обществоведческих дисциплин показывает, что подобный подход к обучению даёт наиболее осязаемый и предметный эффект.
В течение посещения кружковых занятий все учащиеся по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес – проекта ( индивидуально или коллективно), участие в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ» и др.)
Знания, полученные при изучении программы кружка «Основы финансовой грамотности» позволяют учащимся принимать участие в городских, областных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
Ожидаемые результаты работы:
изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
– участие в принятии решений о семейном бюджете.
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
– понимание цели своих действий;
– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
– проявление познавательной и творческой инициативы;
– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
– составление текстов в устной и письменной формах;
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
изучения курса «Основ финансовой грамотности» являются:
– понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
– приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
– развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
– развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 35 учебных недель (1 час в неделю) Возраст детей: 14-18 лет.
Перечень инвентаря и оборудования необходимого для освоения образовательной программы из расчета на одну учебную группу.
Учебно – методический комплект
1. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8, 9 классы для общеобразовательных организаций/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
2. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 классы для общеобразовательных организаций/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Дополнительные пособия для учителя:
1. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2016
2. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2015
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
4. Брехова, Ю., Алмосов, А., Завьялов, Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
5. Брехова, Ю., Алмосов, А., Завьялов, Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
6. Воробьева, Т. В. Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики // Молодой ученый. – 2018. – №6. – С. 170-173.
7. Дивеева, Г. В., Слинкин, С. В., Клюсова, В. В. О профессиональных затруднениях педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по отдельным предметным областям. – «Образование Югории», сетевой научно-методический журнал. – Выпуск 2
2017. – С. 15-23.
4. Сайт «Все о пособиях» –
5. Сайт «Все о страховании» —
6. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. –
7. Вебинары по финансовой грамотности:
8. Видеолекции по финансовой грамотности:
9. Финансовая грамотность дошкольников:
Участие детей в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях
Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. – №4. – с.17 – 23
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения. Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами. Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью. Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах – интернатах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов, школ – интернатов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр. Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
– формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
– удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
– приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
– воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа по изучению учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в 5 – 9 классах составлена на 34 часов в соответствии с учебным планом школы, является программой начального уровня обучения.
Планируемые результаты обучения
– понимание, откуда берутся деньги;
· различать краткосрочные и долгосрочные потребности,
· определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
– осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
– понимание необходимости получения достойного образования как способа преуспеть в жизни; – уяснение своих прав и обязанностей в сфере финансов.
— владение умением решать практические финансовые задачи:
· анализировать практическую ситуацию в сфере финансов;
· ставить цели финансовой деятельности;
· планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы;
· оценивать альтернативные способы достижения целей;
— владение коммуникативными компетенциями:
· вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
· анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
– владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, потребителя страховых услуг и др.);
– владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
– владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, финансовый риск, финансовое мошенничество);
– владение знаниями (правилами поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба и др.);
– понимание принципов функционирования финансовой системы России.
Особенностью содержания курса «Финансовая грамотность» является то, что оно имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную, составляющую. Предметное содержание охватывает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, как выбрать подходящий тип договора с банком). Метапредметное содержание охватывает метапредметные умения, т. е. такие умения, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и класса подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение целей). Поэтому в перечне дидактических единиц, т. е. того, что осваивают учащиеся в каждом блок-модуле, содержится перечень понятий и знаний, а также характеристика деятельности, осуществляемой на данных занятиях. Каждая тема имеет содержательно законченный вид. Темы изучаются отдельно. В тематическом плане они представлены в определённой последовательности. Но учитель может преподавать их и в другом порядке или давать не все темы. Всё зависит от времени, которым располагает учитель. В тематическом плане указано количество аудиторных часов, необходимое для освоения данной темы, а также формы занятий, в которых может осуществляться обучение.
Календарно – тематический план финансовая грамотность
5 класс (1ч. в неделю)
6 класс (1ч. в неделю)
7 класс (1ч. в неделю)
8 класс (1ч. в неделю)
9 класс (1ч. в неделю)
Перечень учебно-методического обеспечения
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»
Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.