ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Методы преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе

Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы. При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Рассмотрим их.

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

Право ответа на вопрос покупается.

Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.

Цена может меняться с шагом 5 баллов.

Окончательная цена определяется в результате торгов.

При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

(интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)

(ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).

Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.

Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125»

Практические методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников

(консультация для педагогов)

Бахметьева Ольга Викторовна,

Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: . И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который позволяют  им стать активными участниками этого процесса.

Так какие же методы и приемы помогают включить ребенка в образовательный процесс, стать его активным участником?

В процессе работы по освоению финансовой грамотности мы используем те же методы, что и при работе с другими темами. Эти методы можно разделить на 4 группы:

сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли(на основе обучающих сказок); викторины и т.д.

объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.

наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т.д.;

продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и пр.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на каждом виде.

и игровые упражнения такие как:

«Что перепутал художник?», «Где что купить?», «Дорого-дешево, выгодно – невыгодно», «Составляем план покупок», «Что нельзя купить?», способствую усвоению следующих задач:

, как часть игровой деятельности, – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

Театрализация может включать в себя как интерактивные мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети, так и кукольные спектакли. Материалом для обыгрывания может служить как народные сказки («Колосок», «Теремок», «Репка» и др.), так и множество современных авторских сказок «Приключение копеечки», «Лесная ярмарка», «Мишкина копилка», «Денежный домик» и др.  Последние знакомят детей непосредственно с экономическими понятиями такими как: деньги, натуральный обмен, сбережения, расходы, стоимость и др.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Как правило, словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

заучивание пословиц и поговорок у детей воспитываются не только морально-нравственные качества, но и даются представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр.  же, помимо развития поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.

Чтение и обсуждение художественных  является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов. Большой плюс работы с художественной литературой в том, что этот метод можно применять с раннего возраста и через сказку постепенно вводить понятия: труд, торговля, продукт, товар и т.д.

Беседа – это активный метод умственного воспитания, когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка  сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.

Большим подспорьем в усвоении ребенком основ финансовой грамотности я является работа с ситуационными задачами, направленными на анализ конкретных финансовых ситуаций. В отличии от беседы, ребенок и педагог выступают как равноправные партнеры, где воспитатель выступает как помогающий взрослый. Такой метод позволяет ребенку, на основе своего опыта, найти пути выхода из проблемной ситуации, тем самым приобретая новый опыт.

Наглядные методы позволяют детям на практике увидеть и зафиксировать определенные факты. Используя метод  мы можем приобщать детей к труду взрослых (на примере сотрудников детского сада), развивать интерес к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения. Наблюдение может быть и целенаправленным, когда взрослый задает вектор, так и полевое, когда ребенок в процессе жизни семьи, усваивает определенное экономическое поведение.

Наибольший интерес у детей представляет просмотр мультфильмов и презентаций. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Сейчас очень много материала, созданного для экономического воспитания детей. Созданы целые серии

Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала. Информация всегда лучше воспринимается через визуализацию. Поэтому беседы желательно подкреплять демонстрационным материалом. Очень хорошим подспорьем служат материалы, сделанные своими руками, например коллажи («Наш семейный бюджет»).

Один из самых действенных методов усвоения материала – это практический метод. Всегда интересно потрогать, посмотреть, сделать своими руками и т.д. И здесь мы можем использовать  (экспериментирование с деньгами (купюры и монеты):  с водой;  вес; форма(бумага мнется) и др.) .  помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы(пример: путь товара от производителя к  потребителю (продукты, одежда) и пр.; ценообразование и пр.)

развитию умственной активности, любознательности, самостоятельности, инициативности. Такие виды деятельности способствуют закреплению полученных знаний через продукт своего труда.

Решение экономических задач (логические, задачи-шутки), так же способствует развитию поисковой активности. И в процессе поиска решения ребенок лучше усваивает имеющуюся информацию, применяет ее на практике.

Так же к практическим методам обучения финансовой грамотности можно отнести работу с лэпбуком и проектную деятельность. Объединяет эти два метода систематичность и целенаправленность. И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы.

Третий участник образовательного процесса – это семья. И для того, чтобы обеспечить единство целей и задач экономического воспитания ребенка,  мы должны взаимодействовать и с . Для этого могут быть использованы анкеты(пр. для оценки степени готовности родителей участвовать в форсировании у детей основ финансовой грамотности), памятки(пр. « Богатство и бедность», «Планирование» и т.д.), папки-передвижки – «Мы копим!», «Личные сбережения», консультации – «Дети и деньги» и др.

Таким образом, можно сделать  о том, что используя все эти методы в совокупности, мы сформируем первоначальные представления о финансовой культуре и подготовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений.

Современные  методы   обучения основам финансовой

грамотности в школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»

Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.

рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.

интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.

Interactive forms and methods of teaching the basics of financial

Literacy at school.

МБОУ «Новоусманский образовательный центр»

Цель статьи – раскрыть возможности и особенности использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.

В данной статье мы обсуждаем актуальность и необходимость нетрадиционных методов в современной системе образования, анализируем особенности использования кейс-технологий на занятиях по финансовой грамотности. Обоснована идея о том, что потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.

интерактивные методы, кейс-технологии, финансовая грамотность, современное образование, компетенции, активное обучение.

Важнейшая задача образования сегодня – воспитать новое поколение людей, обладающих культурной финансовой политикой, умеющих грамотно управлять финансами. Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит их самодостаточных граждан наших, добросовестных налогоплательщиков странников, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и сокращения.

Основным преподаванием финансовой грамотности является воспитание у учащихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной упор делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, требует самостоятельного принятия нестандартных решений в сложном оснащении, владения элементарными, но описывает навыки компетенции потребителя финансовых услуг.

На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо, должны уметь решать сложные задачи, тщательно анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа информации.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся навыков самостоятельного решения финансовых задач, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не следует использовать пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности являются интерактивные методы обучения.

Интерактивность приобретает в наши дни особое значение. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в сети.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из обратных связей с обеспечением подготовки обучающихся в современной школе. Большую часть времени необходимо отводить выполнению практических задач.

Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:

1. Игровая технология.

2. Проблемное обучение.

3. Рефлексивно-ситуационная технология.

4. Проектная технология.

5. Групповые технологии.

6. Информационная (компьютерная) технология.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение. Благодаря активному методу обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе вызвать инициативу каждого ученика, почувствовать самостоятельность в освоении концептуальных положений и овладении практическими навыками.

В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они созданы для обучения на основе собственных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, но и на то, сколько у школьников новых знаний и знаний.

Для получения результатов обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятий с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствии с учебной поверхностью:

Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:

Преимущества использования кейс-технологий в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на владение готовыми знаниями. Обучающиеся получают жизненный опыт. У детей развиты навыки слушания и другие участники процесса обучения, навыки работы в команде. В жизни им пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, продвигать собственное мнение.

Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:

Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.

Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.

В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы.  Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.

В данном случае стала очевидна необходимость   применения   интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.

В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1).  Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.

Таблица №1 «Динамика посещаемости   курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».

В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.

Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»

В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью   повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности.  В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады.  По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.

Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.

Оцените статью