ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Подвойского»

по внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

в 6 «б» классе

2022-2023 учебный год.

__________Курановой Е. Ю.__________

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 6-х классов составлена на основе следующих документов:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. 17.12.2010 №1897, с изменениями и дополнением от: 29 декабря 2014 г. №1644, 31 декабря 2015

Основная образовательная программа основного общего образования средней школы №6, утв. приказом № 01-08/80-07 от 25.08.2020;

Положение о внеурочной деятельности средней школы №6, утв. приказом № 01-08/ 36-02 от 23.04.2021г.

План внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №6 имени Подвойского» на 2022-2023 учебный год в 5-7-х классах, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС (утв. Приказом № 01-08/ 46-36 от 31.08.2021г.)

Авторская программа Е. Вигдорчик, И. Липсица, Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность 5-7 класс». Изд. « Вита-Пресс», 2018г.

Основы финансовой грамотности» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,

приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;

воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовойграмотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики

1) в направлении личностного развития: формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

2) формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;3) развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного

Программа ориентирована на УМК:

Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В. – М.: «ВАКО», 2018

Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018

Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018

Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018

При проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследовательских работ, круглый стол и др.).

Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»

осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;

понимание необходимости собственной финансовой грамотности.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

понимание цели своих действий;

планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

понимание и правильное использование экономических терминов: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, страхование;

освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.

объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

различать виды денег;

понимать функции денег;

понимать, из чего формируется доход семьи;

понимать виды потребностей; виды расходов семьи;

различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, социальные пособия;

объяснять, как формируется семейный бюджет;

называть регулярные и нерегулярные источники дохода;

выдвигать версии решения проблем экономики семьи, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

понимать полезность регулярного контроля расходов семьи и личных расходов;

составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей;

понимать основные задачи и принципы страхования;

соотносить вид страхования и его цель;

находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет.

Учащийся получит возможность научиться:

поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

различать виды денежных поступлений;

понимать, при каких условиях можно одалживать деньги;

различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов;

анализировать структуру личных затрат;

решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета;

замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;

оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых проблем.

1. Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?». От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Валюты. Российский рубль — национальная валюта.

3. Доходы и расходы семьи.

Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Дорогие покупки. Контроль расходов. Личное финансовое планирование. Личный бюджет.

4. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Вклады, сбережения, инвестиции.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»

Организация: МБОУ «Лицей №4»

Населенный пункт: Московская область, г. о. Коломна

Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея данная программа создает условия ля развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.

Актуальность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• развитие основ экономического образа мышления;

• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

– формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о

предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав

– формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

– формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

– формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

– обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На внеурочную деятельность «Основы финансовой грамотности» в 3 классе (внеурочное время) выделяется 33 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орёл». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместно й деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

1. Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-4

классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2014

2. Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-4

классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2014

3. Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации

для учителя. – Москва ВИТА, 2014

Технические средства обучения

1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

Опубликовано

Составитель программы: Довгий
М. А., учитель истории и обществознания

Учителя, работающие по программе:
Довгий М. А., учитель истории и обществознания

Рабочая программа по учебному
курсу внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» для 10 классов
(углубленный уровень) составлена с
учетом требований Федерального закона
“Об образовании в РФ” от 29.12.2012 N
273-ФЗ; ФГОС ООО (Приказ №1897 от
17.12.2010г.); ООП ООО МБУ «Лицей № 76».

Рабочая программа по учебному
курсу внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» определяет
содержание деятельности с учетом
особенностей образовательной политики
МБУ «Лицей № 76», образовательных
потребностей и запросов обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Финансовая грамотность
оказывает сегодня значительное влияние
на жизнь современного человека, проявляясь
во всех сферах жизни, влияя на выбор
будущей профессии, на благосостояние
человека, его финансовую защищенность.
Особенно актуальным является знание
основ для обучающихся старших классов,
так как после окончания школы, став
совершеннолетними, они получают право
на совершение финансовых операций.
Поэтому очень важно, чтобы выпускник
школы вступил во взрослую жизнь финансово
подготовленным, так как ему неизбежно
придется иметь дело с различными
финансовыми организациями: банками,
налоговыми органами, страховыми
компаниями, инвестиционными компаниями,
фондовыми биржами. Именно уровень
финансовой грамотности выпускника
станет определять, насколько успешным
будет это взаимодействие.

Сегодня на будущих выпускников
обрушиваются огромные потоки информации,
в том числе из области финансов, и важно
не просто научить его действовать по
алгоритму, но и сформировать метапредметные
навыки ориентироваться в объеме
информации, в финансовом пространстве,
действовать, исходя из поставленных
задач, понимать и оценивать финансовые
риски, а также нести ответственность
за принимаемые решения в области
финансов.

Курс «Основы финансовой
грамотности» рассчитан на изучение в
течение одного года, один раз в неделю.
Курс рассчитан на ознакомление с
основными финансовыми процессами и
механизмами с привлечением современной
экономической теории в области финансовой
грамотности. Курс также охватывает
большое количество практических задач,
связанных с фондовым рынком, финансовыми
услугами, способами заработка в сети
Интернет и социальных сетях. Курс
выполняет также важную профориентационную
задачу. В ходе изучения тем курса
обучающиеся могут рассмотреть финансовую
сферу с точки зрения будущей профессии.
Особенно это актуально для тем, связанных
с фондовым рынком и организации
собственного бизнеса.

Содержание курса предполагает
установление межпредметных связей с
другими предметами общеобразовательной
школы. В программе курса предусмотрена
история становления финансовых
институтов, нормативно-правовые механизмы
реализации финансовых продуктов и
услуг. Такие дисциплины, как «Обществознание»
и «Экономика» могут быть дополнены
курсом «Основы финансовой грамотности»,
где обучающиеся получат более полное
представление о функциях основных
финансовых институтов в современном
мире.

Таким образом, данный курс
создает условия для успешной экономической
социализации обучающихся старших
классов, выполняет важную профориентационную
функцию, а также позволяет получить
представление о функционировании
важнейших финансовых институтов.

формирование финансовой грамотности
обучающихся, приобретение опыта решения
задач на управление личными финансами
на основе практико-ориентированного
подхода.

Для достижения поставленной
цели необходимо выполнение ряда

Планируемые результаты
освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения
учебного курса внеурочной
деятельности «Основы финансовой
грамотности» отражают:

1) российскую гражданскую идентичность,
патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину;

2) гражданскую позицию как активного и
ответственного члена российского
общества, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические
ценности;

3) сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития экономической науки и практики,
осознание своего места в поликультурном
мире;

4) сформированность основ саморазвития
и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности;

5) навыки сотрудничества в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности
экономического содержания;

6) нравственное сознание и поведение
на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

7) готовность и способность к экономическому
образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни;

8) осознанный выбор будущей профессии
и возможностей реализации собственных
жизненных планов;

9) сформированность экологического
мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды.

Метапредметные результаты освоения
учебного курса внеурочной
деятельности «Основы финансовой
грамотности» предусматривают:

1) умение самостоятельно определять
цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять,

2) умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;

3) владение навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной
деятельности готовность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться, навыками
разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску
методов решения экономических задач;

4) в различных источниках экономической
информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию экономического
содержания, получаемую из различных
источников;

5) умение использовать средства
информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач;

6) умение определять назначение и функции
различных социально-экономических
институтов;

7) умение самостоятельно принимать
эффективные решения;

8) владение языковыми средствами —
умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения;

9) владение навыками познавательной
рефлексии.

1) сформированность системы знаний об
экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется
экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;

2) понимание сущности экономических
институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения
этических норм и нравственных ценностей
в экономической деятельности отдельных
людей и общества; сформированность
уважительного отношения к чужой
собственности;

3) сформированность экономического
мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов,
оценивать и принимать ответственность
за их возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;

4) владение навыками поиска актуальной
экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение
различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать
и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;

5) сформированность навыков проектной
деятельности: умения разрабатывать и
реализовывать проекты экономической
и междисциплинарной направленности на
основе базовых экономических знаний и
ценностных ориентиров;

6) умение применять полученные знания
и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических
ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заёмщика, акционера,
наёмного работника, работодателя,
налогоплательщика);

7) способность к личностному самоопределению
и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области
предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение
этикой трудовых отношений;

8) понимание места и роли России в
современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических
событиях в России и мире.

9) владение базовыми понятиями:
личные финансы; сбережения; банк; депозит;
кредит; ипотека; процент; инвестирование;
финансовый риск; портфель инвестиций;
страхование; договор на услуги по
страхованию; медицинское страхование;
автострахование; страхование жизни;
страховой случай; фондовый рынок; ценные
бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины;
сборы; налоговая система; ИНН; налоговый
вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная
система; пенсионные накопления; бизнес;
стартап; бизнес-план; бизнес-ангел;
венчурный предприниматель; финансовое
мошенничество; финансовые пирамиды;

10) владение знанием: об
основных целях управления личными
финансами, мотивах сбережений, возможностях
и ограничениях использования заёмных
средств; об устройстве банковской
системы, особенностях банковских
продуктов для физических лиц, правилах
инвестирования денежных средств в
банковские продукты и привлечения
кредитов; о
видах финансовых рисков и способах
минимизации их последствий для семейного
бюджета; о функционировании страхового
рынка, субъектах страхования, страховых
продуктах и их специфике;  о структуре
фондового рынка, основных участниках
фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и
особенностях инвестирования в них; об
устройстве налоговой системы государства,
правилах налогообложения граждан,
содержании основных личных налогов,
правах и обязанностях налогоплательщика,
последствиях в случае уклонения от
уплаты налогов; об особенностях пенсионной
системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах
формирования будущей пенсии; об основах
функционирования и организации бизнеса,
структуре бизнес-плана, налогообложении
малого бизнеса и источниках его
финансирования;  о видах финансовых
мошенничеств и особенностях их
функционирования, способах идентификации
финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов.

учебного
курса внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» 10 класс

(1
часа в неделю, 35 часов)

Раздел 1. Личность в цифровом мире.

Финансовое мышление и финансовое
моделирование. Финансовые ловушки.
Цифровизация экономического пространства.
Роботизация. Искусственный интеллект
и финансы. Компетенции цифрового мира.
и
.

Раздел 2. Денежная система в условиях
цифровой экономике.

Виды и формы денег. Денежная масса.
Скорость обращения денег. Функции денег.
Электронные деньги. Цифровой рубль.
Цифровые финансовые активы в России
Криптовалюта. Блокчейн. Инфляция и
дефляция. Наличный и безналичный расчет.
Основные международные платежные
системы. Национальная система платежных
карт. Система быстрых платежей. Банковские
карты. Мобильный банк. Основные виды
мошенничества в условиях цифровой
экономики.

Раздел 3. Финансовое моделирование.

Личный финансовый план. Определение
текущей финансовой ситуации. Составление
списка личных активов и обязательств.
Формула подсчета чистого благосостояния.
Анализ денежных потоков (доходов,
расходов). Финансовая цель. Виды финансовых
целей. -подход при
формировании финансовой цели. Финансовые
ценности. Альтернативные варианты
действий. Стратегии завершения финансового
плана. Альтернативные издержки.

Раздел 4. Сбережение и инвестирование
личных финансов.

Способы использования денег: потребление,
сбережение, инвестирование. Риски и
доходность инвестирования. Принципы
управления рисками. Диверсификация
вложений. Инструменты инвестирования.
Банковские депозиты. Облигации
федерального займа. Акции. Инвестиционное
страхование жизни. Паевые инвестиционные
фонды. Обезличенный металлический счет.

Раздел 5. Современные финансовые
инструменты кредитования.

Кредитный договор. Условия кредитного
договора. Этапы заключения кредитного
договора. Права и обязанности заемщика
и кредитора. Договоры залога, банковские
гарантии и поручительства третьих лиц.
Потребительский вексельный кредит.
Форфейтинг. Облигация. Ипотечный кредит.
Закладная. Ипотечные облигации.
Микрофинансовые организации.

Раздел 6. Взаимодействие человека и
государства.

Система персональных данных. Единая
система идентификации и аутентификации.
Связь гражданина с государством.
Налогообложение в Российской Федерации.
Социальные услуги и льготы. Пенсионная
система в Российской Федерации. Пенсионная
реформа.

Раздел 7. Начало бизнеса.

Бизнес план. Идеи для бизнеса. Анализ
отрасли и рынка. Продукт и бизнес модель.
Производственный план. Организационное
устройство предприятия. Маркетинговая
стратегия. Оценка рисков. Технологии
получения дохода в сети Интернет и
социальных сетях.

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности» для
10 класса

2021-2022 учебный год

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса:

Дополнительная
литература для учителя:

URL:
https://вашифинансы.рф — помимо разделов,
указанных в списке информационно-образовательных
ресурсов, учителям стоит обратить особое
внимание на раздел «Библиотека».

URL: https://fincult.info — помимо разделов,
указанных в списке информационно-образовательных
ресурсов, учителям стоит обратить особое
внимание на раздел «Преподавание».

URL:
https://fmc.hse.ru/ — сайт
Федерального методического центра
Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики».
Представлены видеолекции для учителей
по финансовой грамотности, а также банк
методических разработок учителей.

URL:
http://edu.pacc.ru —
образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно
интересны материалы проектов «Финансы
в кино», «Финансы и литература», «Финансы
и математика».

Дополнительная
литература для учащихся:

  • Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель
    семейных финансов для детей / Е. Блискавка.
    — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  • Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б.
    Шефер. — М. : Попурри, 2016.
  • Гейл, К. Начинающий инвестор.
    Руководство по накоплению и инвестированию
    для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг.
    — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  • Чумаченко, В. В. Основы финансовой
    грамотности / В. В. Чумаченко, В. П. Горяев.
    — М. : Просвещение, 2020.
Оцените статью