полный капитальный ремонт

ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ Финзачет

Презентация на тему “Развитие финансовой грамотности школьников на уроках обществознания” 10 класс

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Посмотреть все слайды

Похожие презентации

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Всероссийский конкурс лучших методических разработок по школьному курсу «Основы финансовой грамотности» Инфляция и семейная экономика

Выполнила учитель истории и

Вдовкина Наталья Викторовна

МОАУ «СОШ № 39» г. Оренбурга


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Номинальные и реальные доходы


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Если зарплата за год вырастет на 20%, а цены вырастут на 30%, сколько процентов составят реальные доходы?

Ответ : реальные доходы составят 92,3%, т.е. снизятся на 7,7%


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Формы сбережения граждан


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Банковские услуги, предоставляемые гражданам

– личные займы;

– потребительский кредит


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Потребительский кредит – это кредит, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителям с рассрочкой платежа .


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

От положения дел в сфере семейной экономике в значительной степени зависит экономика страны в целом.


ПОЛНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Формирование финансовой грамотности у обучающихся на уроках обществознания.

«Финансовая деятельность – то же искусство,

сложнейшая совокупность действий

людей интеллектуальных и эгоистичных».

Одной из самых важных задач, которые стоят перед школой, является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условияхсформировавшихся рыночных отношений. Повышение финансовой грамотности населения является одной из самых актуальных проблем в современном мире. Для значительной части россиян по-прежнему характерно такое финансовое поведение, как :не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование. Возможно, это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то – определиться с выбором будущей профессии.

Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов , таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования. Но помимо теории на уроках нужно применять и активные формы и методы обучения.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения:проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализациюдеятельностного отношения обучающегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности ученика.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех обучающихся или, по крайней мере, у большинства. Именно умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие обучающиеся.

«Деловая игра» – это игровой метод обучения и воспитания. Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.

«Ролевая игра» – речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и обучающихся, а так же учеников друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку.

Наши ученики активноучаствуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, в олимпиадах по экономике и финансовой грамотности, что позволяет им еще больше нового и интересного узнавать о мире финансов.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529562-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-obuchaj

Можно ли отказаться от использования денег в экономике? Имеют ли деньги цену? Кому выгоден кредит? Новые времена ставят перед нами новые задачи. Для российского общества, с приходом рыночной экономики, стало необходимостью повышение финансовой грамотности. Рано или поздно любой человек задается вопросом, как же ему правильно обращаться с финансами, как увеличить его благосостояние? Почему у одних людей получается не только достойно зарабатывать, но и приумножить свои доходы, а у других любая сумма уходит, как вода в песок. Что нужно знать о деньгах и как правильно ими распоряжаться, чтобы их всегда и на всё хватало.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.

К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не умеют грамотно обращаться с активами, не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу;плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д.

Для лучшего понимания данной темы, необходимо более подробно рассмотреть само понятие «финансовая грамотность», которое различные авторы понимают по-разному.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет много возможностей по управлению собственными средствами и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь.

И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Проблема формирования финансовой грамотности на уроках обществознания заключается в том, что и хотя с понятием «Экономика» школьники знакомятся в 7 классе и продолжают изучение блока «Экономика» до 11 класса, полученных знаний не всегда достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом обществе. В курсе Обществознания предлагается обучающимся лишь теоретический материал, который для многих школьников остается набором сложных терминов, и пригодятся тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания реализовать со своей экономической профессией.

Таким образом, для формирования у обучающихся финансовой грамотности на уроках обществознания необходимо добавить практической значимости в изучении тем по блоку «Экономика» и активно применять экономические задачи.

В задачах должны рассматриваться такие важные темы как составление и расчет семейного бюджета; денежные операции в банках и других структурах; сделки, связанные с риском; денежные вознаграждения; наличие ответственных органов за финансовые услуги; личные сбережения — излишество или прок; тонкости кредитов и депозитов; права и обязанности участников финансово-экономических отношений; управление денежными потоками; агрессивная политика банков; активы и пассивы (доходы и расходы); страхование и пенсионные выплаты; наличие и безопасное использование пластиковых карт и т.д.

В любом случае, целью изучения экономики в школе является развитие у школьников рационализма, логического и аналитического мышление, научить отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, что позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания. В конечном итоге обучение следует направлять на интеллектуальное развитие школьников и это можно считать одной из наиважнейших задач экономического образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях вводится специальный модуль по повышению финансовой грамотности школьников, в котором отражены примерные аспекты будущей финансовой жизни: формирование доходов семьи и бюджета РФ, различные виды кредитования и т.д. Школы могут вводить этот модуль в рамках предмета обществознание, экономики, право.

Вызовы молодому поколению России в ближайшие два десятилетия
1.
Смолоду ответственность человека (социальные функции государства оптимизируются) за планирование, организацию и поддержание
своего финансового благосостояния на должном уровне на всем протяжении жизни возросла.
2.
Необходимо, чем раньше, тем лучше, изучить концепцию финансовой грамотности и стать финансово грамотным:
понимание концепции человеческого капитала: семья, здоровье и ЗОЖ, образование, умения, навыки – все это наши реальные
активы в любых условиях проживания в нашей северной стране;
что такое финансовое планирование, цели финансового планирования, бюджетирование целей финансового плана во времени,
формирование навыка мыслить сравнивая на основе актуальной финансовой информации;
формирование навыка создания и управления сбережениями на протяжении всей жизни;
изучение финансовой системы России в утилитарном смысле – какие за 30 лет существования ее в новейшей истории
появились возможности по созданию и управлению сбережениями, в том числе с учетом перехода функционирования
финансовой системы в «цифру»;
знание финансовых инструментов, которые для неквалифицированных инвесторов (обычные граждане нашей страны,
которые не работают в финансовой сфере) необходимы в их повседневной жизни для грамотного, ответственного и
эффективного управления своими сбережениями;
понимание что такое риск и доходность, их взаимосвязи, определение для самого себя профиля риска, создание навыка
грамотного выбора финансового института и финансового продукта (инструмента);
знание своих прав и способность верно действовать (знать куда обратиться, с чем обратиться и когда) по защите своих прав на
финансовых рынках;
понимание принципов защиты информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», понимание принципов
безопасной работы на ЦИФРОВЫХ финансовых рынках с одной стороны, а с другой с целью выявления потенциальных
мошеннических действий против потребителя финансовых услуг, «цифровая» гигиена;
«информационная» гигиена.
Преодолеть недоверие своих родственников к финансовым институтам, добавив новые финансовые инструменты в арсенал управления
своими сбережениями https://iq.hse.ru/news/177666467.html
3.
3

Для учителей. Платежная карта
Национальная платежная система МИР. Оператор Национальная система платежных карт
https://www.nspk.ru/
http://www.cbr.ru/PSystem/
X5, Росбанк и НСПК провели первую операцию через СБП
Статистика национальной платежной системы
https://www.nspk.ru/about/press/news_project/x5-rosbank-i-nspk-proveli-pervuyuoperatsiyu-cherez-sistemu-bystrykh-platezhey/
https://www.cbr.ru/statistics/psrf/
Новости о платежной карте «МИР»
https://iz.ru/tag/karta-mir
Количество выпущенных карт «Мир» на 1 декабря 19 г. достигло более
70 млн – глава НСПК
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/kolichestvo-vypushchennykh-kart-mir-na-1dekabrya-dostiglo-bolee-70-mln-glava-nspk-1028755648
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О национальной платежной
системе» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» https://rg.ru/2019/07/05/platyozh-dok.html
Зайдите на программу лояльности карты «МИР»: https://privetmir.ru/
Карта «МИР» – Вьетнам, страны ЕАЭС, Британия, Таиланд
(тесты, обслуживание)
Платежная система «Мир» https://mironline.ru/ представила собственный
мобильный платежный сервис Mir Pay https://mironline.ru/mirpay/
25

УБ Глава 4 «Расчетно-кассовые операции»
Компетенции «Банковские услуги», Расчетно-кассовые операции, платежные (банковские) карты
Обществознание: 25
Предметные знания, умения, навыки (компетенции)*, личностные установки по финансовой грамотности на
уроке «Обществознание» по теме 25
Базовый уровень
Знание определений: платежи, платежная (банковская) карта, виды платежных (банковских) карт, использование
платежных (банковских) карт, банкомат, дистанционное банковское обслуживание.
Понимание принципа работы банка по осуществлению платежей.
Понимание роли платежной карты при осуществлении платежей, при получении зарплаты хранения денег на банковском
счете.
Знание различия между контактной/бесконтактной платежной картой.
Продвинутый уровень
Умение пользоваться платежной картой в банкомате.
Умение пользоваться в магазине.
Понимание принципов безопасной работы с платежной картой (охраняемая информация, бдительность, навык незаметно
для окружающих набирать ПИН-код).
Понимание преимуществ и недостатков оплаты наличными и с использованием платежной картой.
20

УБ Глава 2 «Депозит
Компетенции «Банковские услуги», Депозиты
Обществознание: 25
Предметные знания, умения, навыки (компетенции)*, личностные установки по финансовой грамотности на
уроке «Обществознание» по теме 25
Базовый уровень
Знание определений: банки, депозит, виды депозитов, банковское обслуживание, дистанционное банковское
обслуживание.
Понимать принцип хранения денег на банковском счете.
Умение сберегать и осознание такой необходимости.
Осознание того, что сбережения могут приносить доход.
Умение различать депозит (депозит до востребования, срочный вклад) и текущий счет (расчетный).
Знание основ договора депозита.
Знание о государственной системы страхования вкладов.
Знание понятия накопительного счета (например, платежная карта с %% на остаток).
Продвинутый уровень
Знание преимуществ и недостатков дистанционного банковского обслуживания с учетом региона проживания.
Осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной форме.
Умение соотносить цель финансового плана и вид депозита (пример накопительный счет с %% для сбережений на
«черный день» или срочный депозит на год для приобретения какого-либо товара).
Умение считать простые проценты.
Брать ответственность за финансовые решения, осознавать последствия этих решений.
Уметь выбирать сравнивая.
22

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА
Слайды 3-4 Вызовы молодому поколению
Слайды 5-6 Что значит быть финансово грамотным человеком?
Слайды 7–10 Финансовая грамотность в предмете «Обществознание», 7–8 классы. Вариант
соотнесения тем в предмете «Обществознание», тем учебника «Финансовая грамотность» и
соответствующих знаний умений, навыков (компетенций), личностных установок:
7 класс
Слайды 11–18 Финансовое планирование – рациональное мышление, инфляция (без темы
доходы, расходы, бюджет, процесс финансового планирования)
Слайды 14–18 Для понимания учителей факторы, которые влияют на Инфляцию и их
прогноз в рамках новой эры денежно-кредитной политики Банка России
8 класс
Слайд 19 Предпринимательство (выделены темы для 10 и 11 классов)
Слайды 20–27 Банковские услуги
Слайд 28 Страховые услуги
Слайды 29-31 Обзор материалов для скачивания
Слайды 32–33 Полезные ссылки по финансовой грамотности

УБ Глава 1 «Личное финансовое планирование»
Способ мышления в мире финансов
Обществознание: 3, 5, 7
Универсальные и предметные знания, умения, навыки (компетенции)*, личностные установки по финансовой
грамотности на уроке «Обществознание» по темам 3, 5
Понимать влияние образования на последующую карьеру
Базовый уровень
Осознавать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
Осознавать необходимость ограничивать свои желания.
Знать виды обязательных (жизненно необходимых) и необязательных (желанных) расходов.
Развивать критическое мышление.
Продвинутый уровень
Осознавать важность помощи ближним
Уметь давать оценку различным потребностям и желаниям с точки зрения финансовых возможностей.
Осознавать необходимость ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными
финансовыми возможностями и уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми
возможностями.
Брать ответственность за финансовые решения, осознавать последствия этих решений.
Уметь выбирать сравнивая.
Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.
12

УБ Глава 3 «Кредит»
Компетенции «Банковские услуги», Кредиты
Обществознание: 25
Знания, умения, навыки (компетенции)*, личностные установки по финансовой грамотности на уроке
«Обществознание» по теме 25
Базовый уровень
Знание определений: банки, кредит, виды кредитов, банковское обслуживание, дистанционное банковское обслуживание.
Понимать, почему кредит дается под проценты.
Понимание понятие дефицита семейного бюджета, расходы превышают доходы и роли кредитования в таком случае
Понимать основные условия кредитования.
Знать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем.
Знание основ кредитного договора.
Знание понятия дебетовая/кредитная платежная карта, наличие льготного периода обслуживания в кредитной
карте
Продвинутый уровень
Понимать того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств, невыплата долга.
Знание различных виды кредитов, для чего они используются и понимать различия в процентной ставке в таких видах.
Умение считать простые проценты.
Брать ответственность за финансовые решения, осознавать последствия этих решений.
Уметь выбирать сравнивая.
24

Главная
цель
учебнометодического
комплекса
(УМК)

формирование
представления ученика о
современной
финансовой
системе,
знание
и
использование
которой
НЕОБХОДИМО
любому
современному
человеку
занятому в любой сфере
человеческой деятельности.
УМК вошел в федеральный список учебников
Одобрено ЦБ РФ
10

Презентация “Уроки финансовой грамотности как инструмент подготовки девятиклассников к ОГЭ по обществознанию”

Уроки финансовой грамотности как инструмент подготовки девятиклассников к ОГЭ.
Программа

Задание 6 на экзамене

Задания из тренировочных вариантов

Занятие с представителем Сбербанка в рамках Дней финансовой грамотности.
Занятия по финансовой грамотности
Основные правила пользования картами.

Спасибо за внимание!

Для учителей. Кредит.
Кредит – денежные средства, предоставленные кредитной организацией (банком),
небанковским профессиональным кредитором заемщику в размере и на условиях, предусмотренных
договором. Проценты за пользование кредитом и основную сумму долга заемщик обязан вернуть
Таким видом деятельности в России кроме банков могут заниматься микрофинансовые
организации, ломбарды, ПКП, СКПК – небанковские профессиональные кредиторы
Потребитель за счет кредита не зарабатывает деньги, а несет дополнительные расходы, – но
взамен он получает доступ к тем благам (товарам, услугам), на которые у него пока нет средств, но он
ожидает, что эти средства появятся в дальнейшем
Кредит для потребителя – альтернатива накапливанию средств на удовлетворение своих
потребностей, альтернатива более быстрая, но и более дорогая
Первое, о чем должен думать человек, принимая решение о кредите, – не то, насколько ему
нужен товар, покупаемый в кредит, а то, как он собирается этот кредит возвращать!
Очень важно, чтобы школьники понимали это уже с детства и не делали ошибок во взрослой
жизни, набирая невозвратных кредитов.
26

Реалии экономической жизни в России
Никому не верю. Как доверие связано с экономическим ростом?
https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10912898
4

Бюджетирование, доходы/расходы. Стандарт ОЭСР (взрослое население)
37

Именно эти главы представлены в качестве
части заголовка к слайдам в Презентации в
виде номеров параграфов
8 класс. Глава IV.
(Обществознание)
Параграф 17 Социальная политика государства
Параграф 22. Предпринимательская деятельность
Параграф 24. Инфляция и семейная экономика
Параграф 25. Банковские услуги
Параграф 26. Страховые услуги
Параграф 27. Рынок труда и безработица
Параграф 28. Современный работник
10 класс. Глава 3.
(Обществознание)
Параграф 24. Правовые основы предпринимательской деятельности
11 класс. Глава 1.
(Обществознание)
Параграф 5. Фирма в экономике
Параграф 8. Финансовая политика государства
Параграф 9. Занятость и безработица
8

УБ Глава 1 «Личное финансовое планирование»
Компетенции по теме «Инфляция»
Обществознание: 24, п.8 учебника для 11 класса
Предметные знания, умения, навыки (компетенции)*, личностные установки по финансовой грамотности на
уроке «Обществознание» по теме 24
Базовый уровень
Понимать, что такое инфляция.
Понимать, что инфляция снижает покупательскую способность денег во времени
Продвинутый уровень
Уметь считать годовую инфляцию и ее влияние на бюджет семьи.
13

Методическая проблема – скорость создания и издания новых версий учебно-методических
материалов не позволяет отражать реалии финансовой системы. Например, с 2018 г. изменился расчет
Полной стоимости кредита, внесены изменения в ГК Российской Федерации о займах, что не отражено в
существующих учебных материалах
Нужные ресурсы актуальных новостей в сфере законодательства о финансовых рынках:
https://regulation.gov.ru/, https://regulation.gov.ru/projects
http://duma.gov.ru/services/
http://www.consultant.ru/ (много документов в бесплатном доступе)
http://www.garant.ru/ (много документов в бесплатном доступе)
6

Методические разработки, презентации и конспекты

Для учителей. Факторы влияющие на инфляцию.
НОВАЯ ЭРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ
17

Для учителей. Факторы влияющие на инфляцию. Курс USD/RUB, EUR/RUB
Прогноз по курсу USD/RUB.
Экономисты (в среднем, см. статьи 1–3 ниже) видят курс USD/RUB и EUR/RUB:
63,5–67,5 руб./дол. С ША 73–75 руб./евро
1.
2.
3.
https://www.kommersant.ru/doc/4211117
https://www.rbc.ru/finances/31/12/2019/5dfb91399a7947363de004da
https://aif.ru/money/economy/chto_budet_s_rublem_evro_i_dollarom_v_2020_godu_valyutnyy_prognoz
Еще один материал с графикой https://www.kommersant.ru/doc/4207373
18

Для учителей. Список доп. материалов на флешке
1. Дополнительные методические разработки к учебнику «Основы финансовой грамотности».
«Презентация к УП»(457 слайдов) содержательные аспекты финансовой грамотности (ФГ) и инструкция к ней
(высокий уровень изложения, для учителей).
«Примеры расчетных задач» по темам финансовой грамотности и инструкция к нему.
2
Рамки компетенций для школьников по темам финансовой грамотности.
3. Пример (в соответствии с ФГОС) технологической карты урока по теме «Кредиты» (разработка СОШ № 72, г. Новокузнецк,
учитель Бочкарева Светлана Владимировна, осень 2019 г.)
4. Рамки компетенций по ФГ для взрослых. Стандарт ОЭСР.
5. Научные работы по функциональной грамотности в России
29

Слайд Банка России
5

УБ Глава 5 «Страхование»
Компетенции «Страховые услуги»
Обществознание: 26
Предметные знания, умения, навыки (компетенции)*, личностные установки по финансовой грамотности на
уроке «Обществознание» по теме 26
Базовый уровень
Знание определений: неблагоприятная жизненная ситуация, риск, страховая компания (страховщик), страхователи, виды
страхование (обязательное, добровольное; обязательное страхование риска перед третьими лицами), страховой взнос.
Понимать принцип страхования, понимать зачем надо страховать и что.
Знание основ страхового договора.
Знание о новом законе страхования имущества от чрезвычайных ситуаций.
Продвинутый уровень
Уметь сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств,
событий жизненного цикла.
Уметь использовать страховой калькулятор на веб-сайте страховщика для расчета стоимости страхового взноса.
Осознавать необходимость добровольного страхования.
Понимать основные задачи и принципы страхования.
Знать условия страховых выплат в случае наступления страхового случая.
28

Для учителей. Факторы влияющие на инфляцию. Макроэкономические прогнозы
http://cbr.ru/publ/ondkp/on_2020_2022/
Банк России:
16

Для учителей. Депозит
Банковский вклад или депозит (deposit) – это денежные средства, переданные по договору банковского вклада их владельцем в
банк для сохранения и получения дохода
Отношения между должником и кредитором по депозиту (так же, как и по кредиту) характеризуются такими понятиями,
как возвратность, срочность и платность: деньги даются в долг, они подлежат обязательному возврату через оговоренный срок (либо
по требованию кредитора), при этом за пользование этими средствами взимается плата в виде процентов
В соответствии со статьей 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК Российской Федерации): «По договору
банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для
нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке,
предусмотренных договором»
Банковский вклад можно открывать с 14 лет
Основные параметры договора банковского вклада:
– процентная ставка
– порядок начисления процентов по вкладу
– срок вклада
– валюта вклада, можно ли перевести в другую валюту вклад пока
– возможность пополнения/изъятия части вклада и наличие неснижаемого остатка в
таких случаях
– условия досрочного изъятия вклада
По данным Telegram-канала MMI
23

Концепция Предмета «Обществознание»
Предмет «Обществознание»
Учительская газета. Концепция одобрена.
https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/
http://www.ug.ru/news/26898
Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование
гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой
культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у
обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным
в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися
способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе.
Проект “Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд – http://www.religare.ru/2_109043.html
Выдержка из Послания Предстоятелей Православных церквей от 12 октября 2008 года: «жизнеспособна лишь такая
экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью»
В дореволюционной России «ростовщичество» было не в почете. М.Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
В сегодняшнем мире светского государства обычному человеку (не путать с юридическим лицом), при выдачи суммы в
долг другому, не следует требовать проценты с него, поскольку это может только навредить должнику.
Однако, работать осмотрительно, прежде, повысив свою финансовую грамотность, с банком, профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, страховщиками, НПФ, где вид дохода «проценты» – обычная деловая практика и этим нужно
пользоваться, поскольку и вы, и организация только создаете, а не разрушаете!
9

«Модули финансовой грамотности в предмете
«Обществознание» в 7-8 кл. Использование тем учебника
«Основы финансовой грамотности»
Конференция «Современное школьное историческое и
обществоведческое образование: состояние и
перспективы развития» г. Москва
1

Компетенции «Предпринимательство»
Обществознание: 22, п.24 учебника для 10 класса, п. 5 учебника для 11 класса
Предметные знания, умения, навыки (компетенции)*, личностные установки по финансовой грамотности на
уроке «Обществознание» по теме 22
(рассматриваются компетенции только для 8-ого класса)
Базовый уровень
Знание определений: «купец», «предприниматель», «предпринимательство», «фирма»
Понимание роли МСП (малый и средний бизнес) в экономике
Знание организационно-правовых форм фирмы
Понимание целей создания фирмы
Понимание регионального аспекта развития МСП! Принципиально важно.
Продвинутый уровень
Знание критериев отнесения предприятия к малому
Понимание видов предпринимательской деятельности в регионе проживание
19

Знания, умения, навыки (в современном изводе странное
слов «Компетенция»)
Метод слепой печати: зачем нужен и как научиться?
Как научиться программированию с нуля?
31

Для учителей. Кредит. Роль банков и МФО
Банк России
Банк
(кредиты, депозиты, расчетнокассовые операции)
Другие небанковские профессиональные
кредиторы (далее НПК)
(кредиты)
Инвестор
R=5%
Депозиты
Банки
Кредиты
Микрофинансовые организации
Ломбарды
Потреб. кооперативы
Сельхоз. потреб. кооперативы
Все остальные юридические
лица, кто дает в кредит мошенники
R=10%
Заемщик
Сайт ЦБ России надзор над МФО
http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/
Прогноз ставок по вкладам и кредитам в банках в 2020 г
https://vc.ru/finance/99234-inflyaciya-3-stavki-po-vkladam-nizhe-5-prognoz-analitikov-na-2020-god
25

Для учителей. Факторы влияющие на инфляцию. Ключевая ставка.
Как ведут себя депозиты, кредиты
Банк России обозначил потенциал снижения ключевой ставки* в 2020 г. Сегодня – 6%
https://1prime.ru/state_regulation/20191213/830688711.html
Прогноз ставок по вкладам и кредитам
https://vc.ru/finance/99234-inflyaciya-3-stavki-po-vkladam-nizhe-5-prognoz-analitikov-na-2020-god
Упадут ставки по депозитам
Упадут ставки по кредитам и ипотеке
* Что такое ключевая ставка https://journal.tinkoff.ru/guide/key-rate/ и https://tass.ru/ekonomika/5906025
17

УБ Глава 1 «Личное финансовое планирование»
Полезные материалы к вопросам финансового планирования
Обществознание: 3, 5, 6, 24
1.
«Левада-центр»: у 65% российских семей нет никаких сбережений.
https://www.kommersant.ru/doc/3969027?utm_source=hot&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter
2. « Ромир»: российской семье требуется 78 тысяч рублей в месяц для «нормальной жизни»
https://www.kommersant.ru/doc/3969050?utm_source=hot&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter
3. Типичная зарплата в стране от 20 до 52 тысяч рублей – исследование.
https://riarating.ru/regions/20191202/630143766.html
4. В России понизился беспошлинный порог на товары из зарубежных магазинов (до 200 евро с 500)
https://www.rbc.ru/technology_and_media/01/01/2020/5e04b04a9a794777a9aeb98a
Как создать первоначальные сбережения, резервный капитал?
Приучить себя к финансовой дисциплине смолоду!
Увеличивать Доходы!
Уменьшать Расходы: (внимание – информация в сети «Интернет» может стать доступна широкому кругу лиц)
– начать контролировать расходы ежедневно с использованием своего мобильного устройства (например, приложение «Деньги ОК»)
– совершать покупки с использованием скидок (например, приложение «Едадил»)
– доля покупающих по скидкам россиян превысила 50% -https://www.interfax.ru/russia/664983
Начать вести ФП – смолоду и на всю жизнь!
Прочитайте, пожалуйста!
https://fincult.info/article/ways-to-optimize-the-family-budget-life-hacks-tips-apps/
Десять способов сэкономить на коммунальных услугах – https://tass.ru/ekonomika/5492944
Азбука ЖКХ.pdf. Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/5rwxr2hByj2rQE4NFExgFjqL
А вот про накопления на отпуск – https://ecotonkosti.ru/kak-nakopit-na-otpusk.html или https://tass.ru/obschestvo/5809904
Куда исчезают миллионы? Какие траты мы не учитываем и как научиться их контролировать
https://tass.ru/obschestvo/6405325
Бензин, газ, электричество: эксперт посчитала, на чем дешевле ездить
https://ria.ru/20191122/1561437145.html?fbclid=IwAR1yBgq8W9j1RcI6RgDT6mNsjOf5b4sUNia0D24DuF-MLzDzm2WMa93lpl0
18

Оцените статью