примеры финансовой грамотности на уроках литературы

ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Финзачет

Сюжеты финансовой грамотности в классической литературе

Литературные произведения — своеобразное зеркало жизни: в них находят отражение все аспекты человеческой деятельности, в том числе и связанные с финансами. Мы собрали произведения, которые помогут ученикам 3-11 классов разобраться в вопросах финансовой грамотности.

Для учеников 3-х классов

Сюжеты финансовой грамотности в классической литературе для учеников 3-11 классов

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

В наше время возникла серьезная проблема финансовой неграмотности у школьников и не только у них – многие взрослые и даже пожилые граждане не могут защитить себя от неразумных финансовых решений, мошенничества и других негативных последствий незнания в области финансов. К сожалению, не все школы предоставляют возможность введения дополнительных факультативных занятий или уроков по этой теме. Что же делать современным школьникам? Ведь в интернете доступно огромное количество информации, которую порой даже взрослому сложно разобрать и отфильтровать.

Ответ прост: уроки финансовой грамотности можно найти в произведениях художественной литературы. Рассмотрим несколько примеров и посмотрим, какие уроки может дать нам наша любимая литература.

Давайте поговорим о том, как не попасться на уловки финансовых пирамид. Информация о разрушении таких пирамид доступна практически всем, и кажется, что легко понять, что это мошенничество. Однако множество людей все равно попадаются на эту ловушку.

В книге А. Толстого “Золотой ключик или Приключения Буратино” главный герой Буратино совершает финансовую ошибку, доверившись незнакомым предпринимателям – коту Базилио и лисе Алисе. Они убеждают Буратино, что если положить несколько монет в ямку, полить и произнести волшебные слова, то количество денег увеличится. Мальчик попадает в ловушку и теряет свои деньги. Буратино ещё не обладает достаточным опытом и не осознаёт, что заработать деньги не так просто. Они приобретаются честным трудом, и бесплатный сыр, как говорят, бывает только в мышеловке.

К сожалению, такие уловки не подвергаются только дети. Многие взрослые, включая предпринимателей и бизнесменов, попадают в ловушку масштабных финансовых пирамид. В таких системах люди вкладывают свои средства, ожидая получить больший доход, порой значительно превышающий вложения. Но главный недостаток таких пирамид заключается в их ненадёжности. Например, пирамида Мавроди рухнула, а сам Мавроди был обвинён в сокрытии налогов и мошенничестве. В результате люди потеряли свои деньги.

Ещё одна проблема современного общества, описанная в сказке А. С. Пушкина “Сказка о попе и работнике его Балде”, – это несвоевременная выплата заработной платы работникам, а также алчность и жадность, стремление к дешевизне.

Пушкин подмечает жадность тех, кто гонится за более низкой ценой, и показывает, как глупо выглядят такие люди в своей погоне за незначительной выгодой. Это напоминает поговорку, что скупой платит дважды.

Подобная ситуация разворачивалась в России в 2016 году. Во время строительства космодрома “Восточный” возникло несколько уголовных дел из-за задержек или невыплаты заработной платы. Игорь Нестеренко удерживал выплаты своим работникам, и к моменту его ареста сумма его долга составила около 19 миллионов рублей. Он оставил без средств к существованию 730 сотрудников предприятия. К сожалению, подобные случаи продолжают происходить и по сей день.

Еще одна актуальная проблема современного мира – коррупция в государственных структурах. Мы можем рассмотреть этот вопрос на примере комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.

“Я собрал вас, господа, чтобы сообщить вам неприятные новости: к нам едет ревизор”.

Гоголь прекрасно передает атмосферу чиновнической России 1830-х годов: воровство, коррупция, беззаконие, взяточничество и произвол помещиков.

Центром событий является глава чиновников, Сквозник-Дмухановский. Даже его фамилия, напоминающая слово “сквозняк”, указывает на то, что есть щель в закрытом окне, через которую дует воздух. И эту щель можно заделать взяткой.

Ревизор с радостью берет деньги и говорит: “Так уж устроено самим богом”. Для него это является обычным делом.

В реальном современном мире также существует огромное количество случаев коррупции и взяточничества как в государственных, так и в меньших структурах.

Еще один пример жадности и скупости описан в произведении Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Старуха-процентщица предлагает крохотную сумму за вещи, которые берет в залог (всего 25% от их стоимости), но проценты с этого делаются огромными. Автор передает свое отношение к ней через описание самой Алены Ивановны: худощавая, словно высушенная годами, невысокого роста бабушка, возрастом около шестидесяти лет. Изможденная, возможно, многие годы страдающая от распространенного тогда туберкулеза. Из ее горла постоянно доносится кашель или хрипение. Маленькие и злые глаза, нос в форме клюва, волосы блестят от масла и заплетены в тонкую косичку. На шее у Алены Ивановны был надет накидка, а на плечи она накидывала потертую шубу с пожелтевшим мехом.

Но ее наряд обманчив. Старуха не так бедна, как кажется. Это всего лишь обман, чтобы вызвать сострадание у клиентов.

У Раскольникова, бедного студента, оттого, что он живет в нищете, это вызывает только гнев. Однажды он задает себе вопрос: “Являюсь ли я бесчеловечным созданием или у меня есть право?” и начинает размышлять о том, как бы убить и ограбить старуху.

В итоге, Раскольников пришел к Алене Ивановне с топором, чтобы расплатиться. Вся жадность и самовластие получают свое наказание.

Таким образом, мы узнали, что финансовую грамотность можно учиться из наших любимых книг. Многие из нас знакомы с произведениями, которые мы рассмотрели. Чтобы избежать попадания в ловушки, подобные тем, что описаны в книгах, давайте сформулируем несколько простых правил финансовой грамотности:

Вот и все. Соблюдая эти простые правила, вы сможете существенно облегчить свою жизнь.


ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Фотографии: Wikimedia Commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Герои произведений из школьной программы совершают не только нравственные, но и финансовые ошибки — и это отличный повод устроить небольшой урок экономической грамотности прямо на занятии по литературе. Объясняем на примерах из классиков: почему не стоит брать айфон в кредит, что такое социальная инженерия на примере «12 стульев» и как сделать стартап на рыбьей чешуе.

Островский «Бесприданница»

Карандышев: Вот и обед сегодня для меня обойдется недешево.

Огудалова: А этот обед ваш я считаю уж совсем лишним — напрасная трата.

Карандышев: Да если б он стоил мне вдвое, втрое, я б не пожалел денег.

Огудалова: Никому он не нужен.

Карандышев: Мне нужен.

Знаменитая пьеса написана в далеком 1878 году, но тема, которую поднимает автор, актуальна по сей день: речь о статусном, показном потреблении.

Юлий Карандышев — небогатый чиновник; он живет на скромное жалованье, но отчаянно старается попасть в «высший свет». Наконец, ему представляется такая возможность: он берет в жены бесприданницу Ларису, которую окружают исключительно обеспеченные люди. Правда, молодого жениха никто не воспринимает всерьез, и тот, чтобы доказать, что он достоин высшего общества, приглашает купцов к себе на обед. При этом тратит на этот фарс круглую сумму. Ничего не напоминает?

Сегодня многие покупают на последние деньги или в кредит новый айфон или престижный автомобиль, ходят в дорогие рестораны, — в общем, делают все, чтобы казаться выше статусом. Люди думают, что так их будут больше уважать.

Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, − шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов.

Ровно через минуту грянул пистолетный выстрел, зеркала исчезли, провалились витрины и табуретки, ковер растаял в воздухе так же, как и занавеска. Последней исчезла высоченная гора старых платьев и обуви, и стала сцена опять строга, пуста и гола».

Во время представления в театре «Варьете» Воланд и его свита устроили в зале денежный дождь и открыли прямо на сцене салон с заграничными предметами роскоши. « Фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь»  — кто откажется от такого щедрого предложения?!

Но когда сеанс черной магии подошел к концу, артисты вместе с реквизитом испарились, а свежие купюры оказались резаной бумагой. Те, кто обменял свою одежду на новую, остались в нижнем белье, а подарки профессора и его помощников превратились в «пшик».

Тургенев «Безденежье»

Поведение Тимофея Петровича — пример бездумной расточительности. Разжившись ассигнациями, он сразу же заказывает новый костюм  —  вместо того, чтобы купить дров или вернуть хотя бы часть долгов.

Некоторые люди так увлекаются кредитами, что не замечают, как долги становятся неподъемными. Обычно в такой ситуации человек старается срочно «перезанять». Но если в панике хватать новые кредиты, чтобы оплатить старые, можно увязнуть в долговой яме. Есть много законных инструментов, которые помогут в трудной жизненной ситуации — реструктуризация, ипотечные и кредитные каникулы. В самом крайнем случае должник может объявить себя банкротом.

Жазиков снимает дорогую квартиру в центре Петербурга, в то время как у него есть богатая усадьба за городом. На дрова и сахар денег нет, но герой везет дядюшку в модный ресторан и угощает шампанским. Повторимся: правильно расставляйте приоритеты при планировании расходов!

Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»

— Деньги вперед, — заявил монтер, — утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.

— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.

— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.

— Но ведь я, — сказал Остап, — только завтра получу деньги по телеграфу.

— Тогда и разговаривать будем, — заключил упрямый монтер

Остап Бендер — обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный. Все, кто читал произведение или смотрел его экранизацию, очарованы этим персонажем. Из-за этого как-то сглаживается тот факт, что по сути своей Остап — злостный мошенник. К тому же он — превосходный психолог: жертвы его обаяния добровольно отдают ему «ключи от квартиры, где деньги лежат». Сегодня его «талант» имеет специальное название — социальная инженерия.

Гоголь «Мертвые души»

«Если вы хотите, — подхватил сурово и отрывисто Костанжогло, полный нерасположенья духа, — разбогатеть скоро, так вы никогда не разбогатеете; если же хотите разбогатеть, не спрашиваясь о времени, то разбогатеете скоро».

Во втором томе поэмы Гоголь описывает человека, с которого каждому предпринимателю стоило бы взять пример: речь о хозяйственном помещике Константине Федоровиче Костанжогло. Он слыл в губернии поистине гениальным бизнесменом, но не потому что ему удалось заработать целое состояние, а благодаря своему отношению к труду и работникам.

Во-вторых, он видел бизнес-идею там, где её не видели другие: «рыбью шелуху сбрасывали на мой берег в продолжение шести лет сряду промышленники, ну куды ее девать? Я начал из нее варить клей, да сорок тысяч и взял». Или: «накопилось шерсти, сбыть некуда — я и начал ткать сукна, да и сукна толстые, простые — по дешевой цене их тут же на рынках у меня и разбирают».

Почему важно иметь финансовую подушку безопасности — «Алые паруса» Грина


ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

О чем произведение. Повесть-феерия «Алые паруса» — это романтическая история любви Ассоль и Грея. Когда главной героини повести было восемь лет, ей предсказали, что однажды на корабле с алыми парусами за ней приплывет принц и увезет в далекую страну. Девчушка поверила предсказаниям и ждала, что мечта осуществится.

Спустя годы отпрыск знатной и богатой семье Грей увидел спящую Ассоль и всем сердцем полюбил девушку. Узнав о сказочных грезах любимой, Грэй воплощает в жизнь ее мечту и приплывает за девушкой на корабле с алыми парусами.

Финансовые уроки. В повести Александра Грина кроется смысл, затрагивающий финансовую тему.

Отец Ассоль — матрос дальнего плавания Лонгрен — вынужден оставить беременную жену и отправиться в плавание. Однако денег, которые он оставил семье, не хватило.

После рождения дочери жена Лонгрена столкнулась со значительными расходами. Чтобы преодолеть финансовые трудности, женщина сначала просит в долг у местного богача Меннерса, но получает непристойное предложение.

Тогда она решается заложить обручальное кольцо и отправляется в ближайший город. По дороге мать Ассоль заболевает и умирает через пару дней.

Цитата

Мораль. Трагический отрывок повести подчеркивает, насколько важно иметь финансовую подушку безопасности. Она смогла бы помочь матери Ассоль преодолеть трудности и пережить сложный период.

Лонгрен оставил жене привычную сумму. Но не учел, что после рождения малышки могут возникнуть дополнительные расходы. Если бы семья заранее готовилась к рождению ребенка и скопила необходимую сумму, женщина, возможно, осталась бы жива.

Как грамотно распоряжаться бюджетом — «Анна Каренина» Толстого


ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

О чем произведение. Роман Льва Толстого повествует о страстных чувствах между замужней молодой дамой Анной Карениной и привлекательным офицером Алексеем Вронским. Психологический накал и терзания, философские рассуждения автора и трагический финал захватывают внимание читателя на протяжении всего произведения.

Финансовые уроки. Особое внимание следует уделить образу жизни Алексея Вронского. В молодости Вронский просил в долг, но ему отказали. Честь гордого офицера была затронута. Алексей принял решение — жить по средствам, чтобы не пришлось одалживать.

Вронский занялся управлением личными финансами. Офицер безупречно ведет бюджет, выстраивает грамотную финансовую стратегию, поэтому может не отказывать себе в удовольствиях — посещать светские мероприятия, путешествовать с Анной по Италии, дарить ей подарки.

«Чтобы всегда вести свои дела в порядке, он, смотря по обстоятельствам, чаще или реже, раз пять в год, уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это посчитаться, или faire la lessive».

«Там, где дело шло до доходов, продажи лесов, хлеба, шерсти, отдачи земель, Вронский был крепок, как кремень, и умел выдерживать цену».

Мораль. Чтобы выкарабкаться из долговой ямы, офицер разработал авторскую финансовую стратегию.

Перечислим основные пункты оптимизации расходов и роста доходов Алексея Вронского.

1. Контроль за финансами. Из-за ошибок молодости Вронский вынужден щепетильно относиться к доходам и расходам.

2. Распределение счетов по степени важности. Алексей ранжирует долги на три группы по степени важности:

3. Продажа затратных активов. На содержание элитных скакунов уходило много денег. И Вронскому пришлось продать жеребцов, несмотря на страстное увлечение скачками и лошадьми.

4. Отстаивание собственных интересов, анализ каждой покупки. Вронский анализирует каждую статью расходов и доходов, торгуется или не сбавляет стоимости, чтобы получить выгоду. Алексей хорошо чувствует рынок и безупречно маневрирует в нем.

5. Бережливость и исключение рисков. Вронский совершал финансовые ошибки в молодости, но извлек из них урок. Он избегает рискованных авантюр, хозяйственно и бережно относится к каждому приобретению.

Почему важно обучать финансовой грамотности с детства — «Обломов» Гончарова

О чем произведение. Илья Обломов живет в Петербурге на доходы от поместья, почти не выходит из дома и ничем не интересуется. Фамилия главного героя стала нарицательной и означает апатию, лень, застой и нежелание что-либо менять.

Из полусонного состояния Илью пытается вытащить деятельный друг детства — Андрей Штольц.

Он зовет его путешествовать или хотя бы уехать из города, предлагает навести порядок и сбросить лишний вес, спасает имущество Обломова от афериста Терентьева и знакомит с Ольгой Ильинской. Но даже любовное увлечение красивой и интересной женщиной не смогло растормошить и вернуть к активной жизни Илью Обломова.

Финансовые уроки. Произведение Гончарова — яркий пример правильного и неправильного образования финансовой грамотности.

С одной стороны — ленивый фантазер Илья Обломов. Он получил высшее образование, но ничем не интересуется и не расширяет кругозора. С другой — деятельный Андрей Штольц, которому с детства прививали азы финансовой грамотности. Отец давал карманные деньги юному Андрею за посильную работу.

Мораль. Произведение Гончарова показывает, насколько важно прививать финансовую грамотность ребенку, учить труду. Если же пустить развитие ребенка на самотек, из него может вырасти апатичный, ленивый, нелюбознательный человек.

Как нерациональный подход к деньгам может привести к долгам — «Вишневый сад» Чехова


ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

О чем произведение. Главная героиня — Любовь Раневская возвращается в родное поместье из Франции, где прожила много лет. У нее закончились деньги, и накопились долги. Любимый вишневый сад заложен.

Ермолай Лопахин — сын крепостного, но смог стать богатым купцом. Он предлагает Раневской сдавать сад под дачи, чтобы улучшить финансовое положение и не потерять любимое поместье. Однако героиня не соглашается. По ее мнению, дачи и дачники — это пошло.

В пьесе есть еще один комичный персонаж — дворянин Симеонов-Пищик. Это помещик, который увлекся займами — обеднел и продолжает просить деньги в долг.

Финансовые уроки. Пьеса Чехова иллюстрирует крах, к которому приводит нерациональное распоряжение деньгами и имуществом. Чтобы закрыть долги главной героини, сад продают на торгах. Новый владелец Ермолай Лопахин вырубает дорогие сердцу Раневской вишни.

Мораль. Из пьесы Чехова можно извлечь несколько финансовых уроков.

1. Праздная жизнь и бесконтрольное отношение к финансам приводят к губительным последствиям. Обанкротившейся Раневской приходится наблюдать, как гибнет под топорами любимый сад. Другой герой пьесы Симеонов-Пищик берет кредиты, чтобы вести красивую жизнь, давать званые ужины, обедать в дорогих ресторанах. Желание сорить деньгами привело дворянина к огромным долгам, которые он не в состоянии покрыть.

2. Нужно поменять отношение к бюджету, чтобы избежать финансового краха. Однако Раневская не желает заниматься арендой, а Симеонов-Пищик — уменьшить расходы. 3. Активы должны приносить доход. Главная героиня отказывается сдавать сад в аренду, хотя это могло бы спасти ее от разорения.

Как глупо выглядит желание жить не по средствам — «Бесприданница» Островского


ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

О чем произведение. В названии пьесы Александра Островского уже заложена определяющая роль денег в жизни человека. Лариса Огудалова находится в бедственном положении и вынуждена согласиться на брак с небогатым чиновником Карандышевым.

Неожиданно в город возвращается богатый барин Сергей Паратов. Он ухаживал за Ларисой год назад, а затем исчез. Огудалова все еще влюблена в Паратова и признается ему в своих чувствах.

Сергей Сергеевич скрывает от Ларисы свое обручение с другой женщиной. Пользуясь случаем, Огудалов приглашает девушку на ночную прогулку по Волге. Утром обезумевший от ревности Карандышев убивает обесчещенную невесту.

Финансовые уроки. В «Бесприданнице» гротескно и ярко описана модель сверхпотребления. Карандышев мелкий чиновник с небольшим доходом. Но чтобы произвести впечатление на местных богатеев, он устраивает роскошный обед. Однако вместо одобрения он получает насмешки и унижение.

Карандышев: «Вот и обед сегодня для меня обойдется недешево».

Огудалова: «А этот обед ваш я считаю уж совсем лишним — напрасная трата».

Карандышев: «Да если б он стоил мне вдвое, втрое, я б не пожалел денег».

Огудалова: «Никому он не нужен».

Карандышев: «Мне нужен».

Мораль. Произведение показывает, что не стоит гнаться за богатством и роскошью. Они не помогут завоевать уважение.

Почему не следует держать деньги в запертом ящике — «Шинель» Гоголя


ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

О чем произведение. Главный герой повести — Башмачкин Акакий Акакиевич — скромный, бедный чиновник. Ему приходится жить впроголодь и экономить, чтобы скопить деньги.

На сэкономленные деньги Башмачкин покупает шинель взамен старой, которая совсем износилась. Однако ему не удается насладиться долгожданной покупкой — хулиганы отбирают новую шинель. Вскоре Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

Финансовые уроки. Произведение Гоголя идеально демонстрирует важность грамотного вложения денег. Главный герой умеет откладывать деньги. Однако ему следовало бы грамотно инвестировать капитал — купить ценные бумаги, вложить под проценты.

«Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег.

По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял её мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей».

Мораль. Из ошибок главного героя можно извлечь полезные финансовые уроки:

1. Деньги должны работать, а не храниться в запертом на ключ ящике.

2. Асурдная экономия усложняет жизнь. Жалованья Акакия Акакиевича хватило бы на скромную, но достойную жизнь. Но он откладывает больше, чем может, и живет на гроши.

Как создать капитал со скромного заработка и почему займы под большой процент приводят к краху — «Преступление и наказание» Достоевского


ПРИМЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

О чем произведение. Родион Раскольников — бедный студент. Он бросает учебу, потому что ему не на что жить, платить за квартиру и еду. Чтобы сводить концы с концами, Раскольников закладывает имущество под грабительский процент.

Родион узнает о вынужденном нежелательном браке сестры, на который она соглашается, чтобы поправить финансовое состояние семьи. Доведенный до отчаяния Раскольников решается на преступление — убийство старухи и ее сестры.

Финансовые уроки. Дмитрий Разумихин — лучший друг замкнутого Раскольникова. Он тоже бедный студент и едва сводит концы с концами. Но чтобы выпутаться из бедственного положения, Разумихин берет подработки: занимается редактурой и переводами, соглашается на любую работу.

За два года Разумихин накопил небольшой капитал, обзавелся связями, изучил издательское дело и задумал собственный проект.

В отличие от друга Раскольников хочет получить все и сразу. Он находит тысячу причин, чтобы отказаться от работы. Родион предпочитает занимать у старухи-процентщицы, чем работать за небольшую плату.

— Что делаешь?

— Каку работу?

— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.

— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.

— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.

— А ты в колодезь не плюй.

— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

— А тебе бы сразу весь капитал?

Мораль. В произведении Достоевский поднимает две финансовые темы.

1. Ростовщичество. Раскольников берет в долг под разоряющий процент, что приводит к личному кризису и краху.

2. Разумная экономия. Дмитрий Разумихин также вынужден бросить учебу из-за бедности. Однако у Дмитрия есть цель — открыть собственную типографию. Он упорно стремится к своей цели — усердно работает, изучает издательское дело, находит инвестора под свой проект.

«Уроки финансовой грамотности от литературных героев». 9 класс

Цель: повышение компетентности в области использования различных методов работы по финансовой грамотности.

– формировать предпосылки экономической грамотности у школьников;

-сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника.

– создать условия для общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала обучающихся.

Учитель: Часто человечество обращается к книге за решением своих же проблем – как жить, с кого брать пример, по какому пути
пойти, в чём смысл жизни. И книга – верный друг и наставник – даёт ответы на эти вопросы. Бытует мнение: чтобы разбираться в сфере финансов, нужно много считать, а значит, преподавать финансовую
грамотность имеет смысл на уроках математики. Но предметы гуманитарного цикла подходят для этого ничуть не хуже: тема денег «звучит» в истории, в обществознании, в литературе. Если приглядеться,
почти в каждом художественном произведении можно обнаружить бытовые, повседневные подробности обращения с деньгами. Поэтому тема сегодняшнего урока звучит так: «Уроки финансовой грамотности от
литературных героев»

А начать хотела бы с веселой разминки! «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А. С. Пушкин А вы знаете,
что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте ответить на вопросы.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути
хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)

2. В какой сказке описывается эффективность
коллективного труда? («Репка»)

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые
монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа)

4. В какой сказке простая труженица домашнего
подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)

5. Герой какой сказки с помощью рекламы помог
простому крестьянину занять высокий статус в обществе. ( Кот в сапогах.)

Финансово грамотный человек способен принимать грамотные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к
управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и в будущем. Это так?

Попробуйте привести примеры из других произведений, герои которых оказываются в такой же ситуации (заполнение таблицы
из приложения)

В 6 классе при изучении рассказа А. И. Куприна «Белый пудель» работаем с с эпизодом «Неудача артистов».

Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась.
Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, но все еще держал
гривенник на ладони, как будто взвешивая его.

И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль.

Работа со словом «гривенник».

-Почему старик Лодыжкин так огорчен?

В каком произведении герой оказывается в такой же ситуации?(невыплата заработной платы)

1. В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и
прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

В результате поп находит работника Балду, который соглашается работать за три щелчка по лбу в год.

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу.

Есть же мне давай варёную полбу».

Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп не захотел расплачиваться и по
совету попадьи дал очень сложное задание Балде. Но тот смог перехитрить чертей, выполнил задание, и попу пришлось платить: «С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп
языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика».

Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в
том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.

Сказке Пушкина А. С. более 180 лет. Однако, проблема, поднятая в произведении, повторяется и в наше время.

К сожалению, в условиях кризиса невыплата заработной платы становится одним из способов «выживания» недобросовестных
работодателей. В сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам. В наше время право работников на оплату труда охраняется государством на законных основаниях

: вступая в трудовые отношения,
вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её,
будет наказан по закону.

Многие произведения учат нас обращаться с финансами, управлять ими. Давайте вспомним героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и
попробуем определить, можно ли его назвать экономным хозяином.

Читаем текст. Обсуждаем:

1. Можно ли назвать Плюшкина экономным хозяином?

2. Как отразилась скупость на его характере?

3. Какие чувства вы испытали, познакомившись с этим героем?

4. Чем отличается экономный человек от жадного?

– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги
(экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).

– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.) – Какие дополнительные источники дохода
может найти семья?

1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;

2. Иметь личное подсобное хозяйство;

3. Сдавать в аренду лишнее помещение.

4. Изготавливать на продажу различные вещи.

В. Г. Распутин. « Уроки французского»

Работа с эпизодом

Помоги главному
герою распределить деньги на неделю.

Бюджет – схема доходов и расходов определенного объекта (одного человека, семьи, организации), устанавливаемая на определенный
период времени ими.

Также проводим беседу «Как можно сэкономить»

Затем привожу пример из сказки. В моей любимой книге Э. Успенского «Все Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно
относиться бережливо и расчетливо. Давай вспомним диалог героев.

«- Я почтальон тутошний, Печкин. Поэтому я все должен знать, чтобы почту разносить. Вы, например, что будете
выписывать?

– Я буду «Мурзилку» выписывать, -говорит Дядя Федор

– А я про охоту что-нибудь.- Это шарик

– А я ничего не буду. Я экономить буду».

Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.

бережливое и расчетливое
отношение к деньгам – залог финансового благополучия.

Роман А. С. Пушкина №Дубровский»: работаем с эпизодом.

Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.
Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение, в коем объявлял он, что сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его
родителя, что он владеет им по праву наследства, что Троекурову до него дела никакого нет и что всякое постороннее притязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество. Письмо сие
произвело весьма приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного
нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение.

Помещик Троекуров, поссорившись с Андреем Гавриловичем Дубровским (отцом главного героя), решил отсудить у него имение
Кистенёвку. Отец Троекурова когда-то продал имение отцу Андрея Гавриловича. Тот оформил купчую (договор купли-продажи), выплатил продавцу всю сумму и вступил в собственность.

Но купчая и доверенность сгорели при пожаре, а о том, чтобы взять выписку из записей крепостных дел, Андрей Гаврилович даже не
подумал. Также он проигнорировал первый судебный запрос и долго не предпринимал никаких попыток доказать, что он законный хозяин Кистенёвки. Однако без документов получалось, что Дубровские не
покупали имение, и оно по-прежнему в собственности у Троекурова. И в результате суд встал на сторону истца.

Составляем словарь финансовых документов. Право наследства, собственность.

: бережно относитесь к
финансовым документам.

Договоры о купле-продаже, кредитные договоры, квитанции об оплате и тому подобное. Если вы что-то покупаете или
продаёте, оказываете или ищете услуги, старайтесь избегать устных и неформальных договорённостей — обязательно заключайте юридически корректный договор.

В чем
причина ссоры двух помещиков?

«Два
хозяина»

Словарь финансовых терминов

Проблема вечной борьбы с самим собой и вечными страстями проходит через повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» и определяет ее
актуальность и в наши дни. « Пиковая дама» связана не только с будущим русской литературы, но и с ее недавним прошлым. В ней исследуется человеческая страсть, гибельная страсть. Здесь она из
исторического прошлого переносится прямо в современную эпоху – и то, что она выступает в более современных формах и в более обыденной сфере жизни, делает ее еще страшнее. Герой вступает в
поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели. Он не остановится ни перед чем, чтобы узнать секрет трёх карт. Страсть к обогащению у главного героя
вырастает до размеров холодной, беспощадной и вместе с тем безумной страсти. Обманувшись, проиграв за карточным столом, Германн в сходит с ума. За этим не просто указание на бытовой реальный
факт, но и глубокая и трагическая авторская мысль общего значения.

Пушкин не случайно взял карточную игру за основу сюжета повести, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и
падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами.

Азартная игра – явление социальное, так как вовлеченный в азартную игру человек подвергает себя опасности остаться без средств
к существованию, социальной дезадаптации, которая уводит человека от социально значимой деятельности, провоцирует криминальное поведение. Такой человек уже не владеет своей жизнью, его жизнь
превращается в игру, и в этом случае речь идет уже о патологии личности.

Анализ ситуации «Как бы ты повел себя на месте Германна?» Варианты выхода из создавшейся ситуации

Уроки французского «Игра на деньги»

: желание получить быструю и
лёгкую наживу, прибегая к азартным играм, может привести к пагубному пристрастию. Пристрастие к азартным играм деформирует личность, часто приводя к нервным расстройствам и суициду.

Рассмотрим следующую финансовую операцию:

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана — получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных
крестьян. Эту инновационную идею (как основу для сюжета) подарил Н. В. Гоголю А. С. Пушкин. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках — переписях населения. В промежутках между
переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мёртвых душ — процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян
с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с
переселением.

Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости
(договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за
взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома — небанковском финансовом институте, осуществлявшем, в том числе, ломбардное кредитование.

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге.

Решение финансовой задачи

Цена ревизской души — до 500 руб., залоговая стоимость — 200 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить — нет данных о
структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ всего за 15 руб., у Плюшкина — 198 душ по 32 коп. за штуку. Манилов души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь
цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) — это дает 416 душ (из текста известно, что всего душ было более
400). Тогда средняя цена — 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль,

Уроки пятый и шестой. В финале
птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года.
Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять
залоги.

Книга является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и
ситуации. Произведения, рассмотренные, сегодня являются актуальными в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют по сей день.

В произведениях, которые мы проанализировали, было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и
определены последствия неправильного обращения с денежными средствами. На конкретных примерах мы рассмотрели приемы работы над формированием финансовой грамотности. Конечно, очень трудно
составить какой- то инструментарий для оценивания результатов формирования этого направления ФГ. Тем более мы только в самом начале этого пути. Эти универсальные учебные действия, которые нужны
будут в дальнейшей жизни.

: Предлагаю вам посмотреть
конкурс «Учимся финансовой грамоте на успехах и ошибках литературных героев» в цифрах и фактах, используя http://литфин.рф/, YouTube, «Вашифинансы.рф»

Если вам понравился урок, то поднимите правую руку вверх.

Если вы считаете, что не узнали ничего полезного, то левую.

Оцените статью