Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2 р.п. Солнечный
Солнечного муниципального района Хабаровского края
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Смарченко Е. В., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Рабочая программа по курсу кружка «Финансовая грамотность» составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями.
-Устава МБОУ ООШ №2 р.п. Солнечный.
-Положения о внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ ООШ №2 р.п. Солнечный Солнечного района Хабаровского края
Программа курса кружка «Финансовая грамотность» рассчитана (в соответствии с календарным учебным графиком 2021-2122 учебного года): 17 часов в первом полугодии (1/нед.)
Программа курса кружка «Финансовая грамотность» составлена на 2021-2022 учебный год.
создавать условия для развития экономического образа мышления учащихся,воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи
формирование умения и навыков работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
получить представление о роли денег в семье и обществе;
развивать коммуникативные навыки у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы.
сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, окружающего мира.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по модулю в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
– Классный час
– Встречи с интересными людьми
– Просмотр и обсуждение видеоматериала
– Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
– Коллективные творческие дела
– Показательные выступления
– Интеллектуально-познавательные игры
– Наблюдение учащихся за событиями в районе, стране
– Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
– Творческие проекты, презентации
– Сюжетно – ролевые игры (урочная, внеурочная, внешкольная)
– технологии деятельностного метода (умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; осознанное построение своей деятельности по достижению цели и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов при проектировании)
– проектной технологии (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих проектов, принимать решения, умение эстетически оформлять творческий продукт с использованием возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа, развитие художественного вкуса).
– технологии личностно-ориентированного обучения (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки в процессе создания рисунков, чертежей).
-информационно-коммуникативной технологии (поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии).
-здоровье-сберегающей технологии (понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; культура межличностных отношений; навыки безопасного поведения в сети Интернет).
-технологии уровневой дифференциации (овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умения применять знания в усложненной ситуации).
– игровой технологии (умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива в процессе командной работы над проектом при разработке интерактивной игры, презентации, видеоролика).
-проблемно-поисковой (исследовательской) технологии (умения анализировать ситуацию, выявлять проблемы и находить решение этих проблем; умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, составлять план исследования; умение искать информацию в Интернете с использованием различных поисковых систем, анализировать, систематизировать и представлять в виде буклета, презентации).
Учебно-методическое обеспечение курса
Музыкальный центр, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя следующие методические пособия:
Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс
1. https://site-siu.ranepa.ru/Content/2080/Dlya_uchashihsya_2_i_3_klass_chast_1.pdf 2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
Оценочные средства – формы и методы оценки уровня усвоения изученного.
Система оценивания курса «Основы финансовой грамотности» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Личностные, метапредметные, предметные
У обучающегося будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
Обучающийся получит возможность научиться:
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
понимание и правильное использование экономических терминов;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Воспитательные результаты кружка внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» распределяются по трём уровням:
результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): предполагает приобретение школьниками новых знаний; результат выражается в понимании детьми роли денег и денежных отношений в нашей жизни, откуда в семье деньги и на что они тратятся;
результаты второго уровня (предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества); результат проявляется в умении описывать разные виды денег, решать задачи с элементарными денежными расчётами, объяснять способы получения доходов и основные направления расходов семьи; в приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации;
результаты третьего уровня (предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта); результат проявляется в получении опыта составления семейного бюджета на простых примерах; участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
1. П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Финансовая грамотность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Уроки финансовой грамотности» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников финансовых умений минимального уровня сложности.
данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.
данной программы являются учащиеся основной школы в возрасте от 11 до 17 лет, проявляющие интерес к финансовым дисциплинам. Активные участники интеллектуальных конкурсов, межшкольной конференции и просто творческие дети.
Количество обучающихся в группе
образовательного процесса – групповые лекции, мастер-классы, выступления на конференциях, круглых столах. Практикуется выполнение творческих отчетов, стимулирующих повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Срок освоения программы для достижения планируемых результатов составляет недель в учебное время.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин. Во время занятий предусмотрены 5-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
2. Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные
-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
– формировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
– знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
– повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
-формировать универсальные учебные действия;
– обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;
– развить творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
– развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;
– на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
– развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
– вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из областифинансововй грамотности, что понадобиться в дальнейшей жизни, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
3. П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения курса кружка «Уроки финансовой грамотности» отражают:
– сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
– анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
4. Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
Модуль 1 «Личное финансовое планирование» 6 часов
• Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.
• Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;
• Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;
• Мини-проекты. « Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Модуль 2 «Депозит» 4 часа
• Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
• Практикум. « Изучаем депозитный договор». « Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;
• Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);
• Мини-исследование. « Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».
Модуль 3 «Кредит» 5 часов
• Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
• Практикум. « Заключаем кредитный договор». « Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;
• Мини-проекты. « Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;
• Мини-исследование. « Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» 3 часа
• Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
• Практикум. « Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;
• Мини-проект. « Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
Модуль 5 «Страхование» 4 часа
• Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
• Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;
• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;
• Мини-проект. « Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;
• Мини-проект. « Действия страховщика при наступлении страхового случая».
Модуль 6 «Инвестиции» 4 часа
• Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
• Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);
• Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;
• Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;
• Мини-проект. « Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;
• Мини-исследование. « Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;
• Мини-исследование. « Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».
Модуль 7 «Пенсии» 2 часа
• Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;
• Мини-исследование. « Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».
Модуль 8 «Налоги» 2 часа
• Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
• Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;
• Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.
Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» 4 часа
• Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.
• Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы учителя
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 №68-ФЗ (ред. 19.12.2016);
• Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577;
• Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru;
• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342.
Сайты Банка России, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций
• Центральный Банк Российской Федерации
• Министерство финансов РФ
• Федеральная налоговая служба
• Пенсионный фонд РФ
• В. В. Чумаченко, А. П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. « Просвещение», 2016;
• А. П. Горяев, В. В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
• А. В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
• Н. Н. Думная, О. В. Карамова, О. А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н. Н. Думная, М. Б. Медведева, О. А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н. Н. Думная, С. И. Рыбаков, А. Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н. Н. Думная, Б. А. Ланин, Н. П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;
• Н. Н. Думная, О. А. Абелев, И. П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;
• Н. И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.