Основы финансовой грамотности
для учащихся 2-4 класс
учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании
протокол № ____
от «__»_______2018 г.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы, основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельно
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные принципы реализации программы:
научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Рабочая программа предназначена для 2 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2018 – 2019 учебный год; для 3 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2018 – 2019 учебный год; для 4 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2018 – 2019 учебный
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2-4 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часов во 2 классе, 34 часов в 3 классе и 34 часов в 4 классе. Итого всего по курсу за 3 года обучения – 102 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность».
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Так как данная программа относится к программам общеинтеолектуального направления, то формируется и предметные связи.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Формы организации и видов деятельности проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, а так же творческая работа: постер, компьютерная презентация
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Формы работы: Мозаика, «Один — два — вместе», Тестовые задания с открытым ответом.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орёл». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры, исследовательская деятельность,
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Формы занятий: урок-практикум, дискуссия, обсуждение.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры исследовательская деятельности.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
1. Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. « Орёл». « Решка».
• Описывать устройство монеты.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
Формы занятий: занятий: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
Формы занятий: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является за-
работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Формы занятий: Беседа, практические занятия, мини-исследование
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие
решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
Форма занятий: Беседа, практические занятия, экскурсия.
4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Формы занятий: Кейс(ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами),аукцион, мозговой штурм.
Тематическое планирование 2 класс
Тематическое планирование 3 класс
Тематическое планирование 4 класс
Перечень методического, информационного и материально-технического, обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. « Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. « Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
4. « Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
5. « Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. Печатные пособия
– иллюстративный наглядный материал, фотографии.
3. Технические средства обучения
– компьютер, проектор,
– CD диски.
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» – http://www.7budget.ru
2. Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA
3. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
4. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
5. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 4.
6. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Оборудование 1. Компьютер 2. Проектор
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Составила: Набокова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского Союза Юрия Владимировича Тварковского
Факультатив «Финансовая грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики и семьи.
Курс рассчитан на 51 час:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания, литературы и краеведения. Через мини-исследования обучающиеся познакомятся с экономикой семей ЕАО. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, мини – исследования, проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Содержание тем факультативного курса
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают. Что такое деньги. Как появились деньги. Из истории российских денег. История монет. Бумажные деньги. Безналичные деньги. Как работает электронная карточка. Валюты. Защита денег от подделок.
Раздел 2. Доходы и расходы семьи. Откуда в семье берутся деньги. Куда уходят деньги. Что такое семейный бюджет и как его правильно планировать.
Раздел 1. Риски потери денег и имущества
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. История зарождения страхования. Как делать сбережения.
Раздел 2. Семья и государство: как они взаимодействуют
История зарождения налоговой политики. Налоги, которые есть в нашей жизни. Почему мы должны платить налоги. Социальные пособия.
Раздел 1. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Что такое банк. История появления первых банков в России. Банковские услуги. Что такое бизнес, его виды. Собственный бизнес. Предприятия малого бизнеса в ЕАО. Валюта и валютные операции.
- Горяев А. Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Изд: Баккара-Принт,2010.
- Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
Друзья посоветовали диплом ПТУ Тамбов смотреть тут http://diploma-i.com/
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
По курсу внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»
(указать курс внеурочной деятельности)
Уровень образования (7 класс)
Количество часов 34 час
Воспитатель: Мозоль Любовь Николаевна
Программа разработана на основе Корлюгова, Ю. Н.Финансовая грамотность М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Для решения поставленных задач используется коррекционно-развивающая среда (см. Приложение 1)
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации, и публичных выступлений.
Программа прикладного курса «Финансовая грамотность» направлена на развитие результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником первоначальных представлений (из чего состоит денежная масса; структура доходов населения, способы повышения семейного благосостояния, знание основных видов финансовых услуг, наличие представлений о том, что такое мировой валютный рынок и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
– осознание себя как члена семьи, общества и государства; наличие представления о значимости денежных средств и необходимости трудовой деятельности; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла
Второй уровень результатов – получение школьником знаний (основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способоввлияния государства на инфляцию; структуры доходов населения Россиии её изменений в конце XX – начале XXI в.; знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса. Приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы (в защищенной, дружественной ему среде).
– понимание необходимости банковской структуры для общества, овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых операций и отношений, знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия: (осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; овладение навыками контроля и оценивания своих действий, умения вносить соответствующие коррективы в их выполнение; умения объяснять условия вкладов и кредитов, рассчитывать проценты на простых примерах, объяснять принцип работы пластиковой карты; описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий и т.д.»
– школьник самостоятельно действует в современном экономическом пространстве, владеет навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; знает способы повышения семейного благосостояния в разных реальных экономических ситуациях.
Реализация данной Программы позволит:
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
На основании показателей (средний балл) динамики развития жизненных компетенций, социальном развитии обучающегося с УО делается вывод о результатах внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» (уровнях сформированности достижений воспитанника в сфере жизненной компетенции и социальном развитии) школьников по трем уровням:
0 – 2,9 балла – 1 уровень
3 – 4 балла – 2 уровень
4,1 – 5 баллов –3 уровень
Н А Н С О В А Я Г РА М ОТ Н О С Т Ь , 8 »Формы организации факультативных курса:
Основные виды факультативной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Тематический план по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 7 классе
на 2019 – 2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 7 классе на 2019 – 2020 учебный год
1. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(7 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Оборудование: компьютер, проектор
Рабочая программа элективного предмета
«Финансовая грамотность» для учащихся 10
класса
Рабочая программа
элективного предмета составлена на основе авторской программы
«Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11
классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015)
в
соответствии со следующими
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
— Концепция Национальной программы
повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
—
Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации»,
— Региональная
программа Архангельской области «Повышение уровня финансовой грамотности
населения и развитие финансового образования в Архангельской области в
2014–2019 годах».
Описание места учебного курса в учебном
плане
Рабочая программа предназначена для 10
класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели) и
реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с
Планом работы школы на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа
предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В. Брехова, А. П.
Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В.
Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В.
Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В. Брехова, А. П.
Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Программа
включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением
учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем
и разделов; тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая
характеристика учебного предмета
Финансовая грамотность – это степень осведомленности
человека в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Актуальность
данного курса в общеобразовательной школе объясняется усложнением финансовой
системы в целом и появлением большого числа новых финансовых услуг, к
использованию которых граждане не готовы.
:
формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного
управления личными финансами.
–
способствовать освоению учащимися системы знаний о финансовых институтах
современного общества и инструментах управления личными финансами;
–
способствовать овладению учащимися умением получать и критически осмысливать
экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
–
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
–
воспитывать ответственность за экономические решения.
«Финансовая
грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 10-х классов в
сфере взаимодействия с финансовыми институтами. Школьники в этом возрасте уже
обладают знаниями, умениями и навыками, которые позволяют воспринимать темы,
изучаемые в рамках курса. Кроме того, знания о финансовых институтах и об
особенностях взаимодействия с ними являются очень важными для полноценной
социализации и достижения личного финансового благополучия после окончания
школы.
В рамках курса
рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд,
рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны
научиться основам взаимодействия с этими финансовыми институтами в процессе
формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных
и имущественных рисков и др.
Перечень
предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых
финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Освоение
содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,
обществознания. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, мини-исследования
и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Банки: чем они могут быть вам
полезны в жизни. 8 часов
. Налоги: почему их надо платить и
чем грозит неуплата. 6 часов
. Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в беду. 6 часов
. Обеспеченная старость:
возможности пенсионного накопления. 6 часов
. Риски в мире денег: как
защититься от разорения. 6 часов
Резерв 2 часа: может быть использован для
экскурсий в финансовые учреждения