РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5 ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Введение в экономику

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Форма: групповая, беседа

Вид деятельности: познавательная.

Тема 2. Потребности

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности; Форма: групповая, беседа, игра

  • «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

Таймырское муниципальное  казённое  общеобразовательное учреждение «Диксонская средняя школа»

Решением педагогического совета

ТМК ОУ «Диксонская СШ»

От «___»  ______________2023г.

Председатель ____________/Д. А. Низовцева/

внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность (финансовая гарамотность)»

Уровень образования (класс)  начальное   общее  образование, 1-4класс

Хомяченко Елена Александровна

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;

СанПиН 1.2.3685-21 и примерной рабочей программы по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. ( Протокол от ______________ 2023 г. № _____.)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность (финансовая грамотность)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебного плана внеурочной деятельности ТМК ОУ «Диксонская СШ», на основе Основной образовательной программы НОО ТМК ОУ «Диксонская СШ» на 2023-2024 уч. годы, на основе Положения о внеурочной деятельности ТМК ОУ «Диксонская СШ», на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность (финансовая грамотность)»  реализует        общеинтеллектуальное направление        Учебного        плана         внеурочной деятельности ТМК ОУ «Диконская СШ».

Цель изучения учебного курса «Функциональная грамотность (финансовая грамотность)» – развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

изучения        курса        «Финансовая грамотность» являются:

Рабочая программа по основам финансовой грамотности   составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. – №4. – с.17 – 23

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения. Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами. Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью. Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах – интернатах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов, школ – интернатов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр. Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

– формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

– удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

– приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

– воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Место курса в учебном плане

Настоящая программа по изучению учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в 5 – 9 классах составлена на 34 часов в соответствии с учебным планом школы, является программой начального уровня обучения.

Планируемые результаты обучения

– понимание, откуда берутся деньги;

· различать краткосрочные и долгосрочные потребности,

· определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;

– осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

– понимание необходимости получения достойного образования как способа преуспеть в жизни; – уяснение своих прав и обязанностей в сфере финансов.

— владение умением решать практические финансовые задачи:

· анализировать практическую ситуацию в сфере финансов;

· ставить цели финансовой деятельности;

· планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы;

· оценивать альтернативные способы достижения целей;

— владение коммуникативными компетенциями:

· вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

· анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

– владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, потребителя страховых услуг и др.);

– владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.

– владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, финансовый риск, финансовое мошенничество);

– владение знаниями (правилами поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба и др.);

– понимание принципов функционирования финансовой системы России.

Особенностью содержания курса «Финансовая грамотность» является то, что оно имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную, составляющую. Предметное содержание охватывает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, как выбрать подходящий тип договора с банком). Метапредметное содержание охватывает метапредметные умения, т. е. такие умения, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и класса подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение целей). Поэтому в перечне дидактических единиц, т. е. того, что осваивают учащиеся в каждом блок-модуле, содержится перечень понятий и знаний, а также характеристика деятельности, осуществляемой на данных занятиях. Каждая тема имеет содержательно законченный вид. Темы изучаются отдельно. В тематическом плане они представлены в определённой последовательности. Но учитель может преподавать их и в другом порядке или давать не все темы. Всё зависит от времени, которым располагает учитель. В тематическом плане указано количество аудиторных часов, необходимое для освоения данной темы, а также формы занятий, в которых может осуществляться обучение.

Календарно – тематический план финансовая грамотность

5 класс (1ч. в неделю)

6 класс (1ч. в неделю)

7 класс (1ч. в неделю)

8 класс (1ч. в неделю)

9 класс (1ч. в неделю)

Перечень учебно-методического обеспечения

Нормативная и правовая литература

Конституция Российской Федерации (последняя редакция)

Уголовный кодекс Российской Федерации

Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»

Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.

Муниципальное образование город Краснодар

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 82

(полное наименование образовательного учреждения)

от 30.08.2019  года протокол № 1

подпись руководителя ОУ            Ф. И. О.

по    _____________Основам  финансовой грамотности

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)  основное общее образование (5-7 классы)

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов ____

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, авторской программой Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсица, Ю. Н. Корлюговой, А. В. Половниковой «Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. –  М.: ВАКО, 2018.

(указать  ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях; участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Введение курса «Финансовая грамотность» (4ч.)

: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Личностные характеристики  и  установки— осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; ̧выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

̧находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ̧приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; ̧актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ̧

объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ̧

понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;

описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;

• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

2. От чего зависит благосостояние семьи.

3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.

4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи (15 ч.)

Базовые    понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки— понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ̧

называть основные источники доходов семьи; ̧составлять задачи, требующие денежных расчётов; ̧считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ̧описывать свойства предмета, играющего роль денег; ̧объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

̧называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; ̧называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; ̧объяснять, как формируется семейный бюджет; ̧

подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

̧подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; ̧объяснять, из чего могут складываться планируемые и не-предвиденные расходы семейного бюджета.

• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

1. Деньги: что это такое.

2. Учебные мини-проекты «Деньги».

3. Из чего складываются доходы семьи.

4. Учимся считать семейные доходы.

5. Исследуем доходы семьи.

6. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

7. Как появляются расходы семьи.

8. Учимся считать семейные расходы.

9. Исследуем расходы семьи.

10. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

11. Как сформировать семейный бюджет.

12. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

13. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

14. Обобщение результатов изучения модуля 1.

15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (16 ч.)

страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

̧соотносить вид страхования и его цель;

рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

̧находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

̧объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

̧объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

описывать виды страхования;

приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.

1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

2. Что такое страхование и для чего оно необходимо.

3. Ролевая игра «Страхование»

4. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

5. Как определить надёжность страховых компаний

6. Как работает страховая компания

7. Учебные мини-проекты «Страхование»

8. Обобщение результатов изучения модуля 2

9. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

11. Осуществление проектной работы

12. Повторение модуля 1. Доходы и расходы семьи

13. Повторения модуля 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

15. Подготовка контрольной работы

16. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

Тематическое планирование 1 класс

Тематическое планирование 2 класс

Электронное сопровождение курса

Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой культуры

Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности

проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»

Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.

Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике. Клуб финансовой грамотности

Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах.

Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для детей.

Дети, подростки и взрослые учатся управлять личными финансами и развивают предпринимательское мышление.

-Статьи по финансовой грамотности

– рубрика «Вопросы и ответы»

Сказки расскажут детям о деньгах. О правилах и законах, которые нужно соблюдать обращаясь с деньгами.

Что будет в книге для детей? Сказки о деньгах + раскраски Сказки о Добре, Зле и Деньгах

Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами.

Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

финансового поведения российских граждан, их ответственность участия на рынках финансовых услуг, и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. http://финграмотностьвшколе.рф/page/3

4 класс – 34 часа.

Как появились деньги (4 часа)

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты) купюры. номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

История монет (4 часа)

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. « Орел». « Решка».

Бумажные деньги (4 часа)

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Безналичные деньги (3 часа)

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюты (3 часа)

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Откуда в семье берутся деньги (5 часов)

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

На что семьи тратят деньги (5 часов)

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Как правильно планировать семейный бюджет (4 часа)

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Что такое деньги, и откуда они взялись?

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы.

Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

-Объяснять причины и приводить примеры обмена.

-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

-Описывать свойства товарных денег.

-Приводить примеры товарных денег.

-Приводить примеры первых денег.

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орёл». « Решка». Номинал. Банкнота.

Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

-Объяснять, почему появились монеты.

-Описывать купюры и монеты.

-Сравнивать металлические и бумажные деньги.

-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,

«копейка». Первые русские монеты.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

-Описывать старинные российские деньги.

-Объяснять происхождение названий денег.

Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Доллары.        Евро.        Банки.        Наличные,        безналичные        и        электронные деньги.  Банкомат. Пластиковая карта.

-Описывать современные российские деньги.

-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

– Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

-Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги?

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

-Объяснять причины различий в заработной плате.

– Объяснять, кому и почему платят пособия.

-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

-Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Как с умом управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

-Сравнивать разные виды сбережений.

Что такое деньги и откуда они взялись 4ч.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Рассмотрим деньги поближе 5 ч.

Рассмотрим деньги поближе. Тест.

Монеты.        Гурт.        Аверс.        Реверс.        «Орёл».        «Решка».        Номинал.        Банкнота Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Какие деньги были раньше в России 3 ч.

Современные деньги России и других стран 6ч.

Как умно управлять своими деньгами 4ч.

Как делать сбережения 3ч.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

Что такое деньги и какими они бывают (4 часа).

Рассмотрим деньги поближе (2 часа).

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орел». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.

Какие деньги были раньше в России (4 часа).

«Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Защита от подделок (2 часа).

Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Современные деньги России и других стран (3 часа).

Банки.        Наличные,        безналичные        и        электронные        деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Современные деньги России и других стран (2 часа).

Откуда в семье деньги (4 часа).

На что тратятся деньги (4 часа).

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Как умно управлять своими деньгами (4 часа).

Как делать сбережения (4 часа)

Источники        удовлетворения        потребностей.        Почему        все        потребности        нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Форма: групповая, игра, беседа, практикум

Тема 4. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.

Тема 5. Товары и услуги

Тема 6. Деньги

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра

Вид    деятельности:     познавательная,     ценностно-ориентированная,     игровая.

Тема 7. Маркетинг

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Вид   деятельности:   познавательная,   ценностно-ориентированная,    игровая. Тема 8. Задачи от Гнома – Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Форма: групповая, практикум

Вид деятельности: познавательная, игровая.

Тематическое планирование 3 класс

Тематическое планирование 4 класс

1 класс – 33часа

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы

расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.

Оцените статью