СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Финзачет


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.

В этой статье мы собрали основные приёмы для детей разного возраста, которые лучше познакомят их с финансами.

Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.

Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.

Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.

Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.

Содержание
  1. Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
  2. 📖 Как говорить с детьми про деньги
  3. Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
  4. Финансовые советы родителям
  5. Ответы на частые вопросы
  6. Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
  7. Придумывайте игры с деньгами
  8. Включайте детям мультики про финансы
  9. Поиграйте в «Магазин»
  10. Зачем ребёнку финансовая грамотность
  11. Какие практические задания я даю на уроках
  12. Какие темы мы обсуждаем на уроках
  13. Старший школьный возраст (11–14 лет)
  14. Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
  15. Доверьте ребёнку большую сумму денег
  16. Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
  17. Сделайте ребёнку банковскую карту
  18. Подростковый возраст (14–18 лет)
  19. Составьте вместе финансовый план
  20. Покажите финансовые лайфхаки
  21. Дайте подростку больше интересных книг
  22. Младший школьный возраст (7–11 лет)
  23. Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
  24. Читайте книги по финансовой грамотности для детей
  25. Поиграйте в «Монополию»
  26. Как заниматься финансовой грамотностью дома
  27. Отзывы студентов

Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще

В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.

Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.

Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.

Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дети обожают покупать и тратить. Но им трудно понять, почему вы не хотите купить все игрушки в магазине, а ваш кошелек не банкомат

Детям нужно многое объяснять и показывать. И чем раньше начнете, тем больше шансов вырастить самостоятельного ребенка, который умеет управлять деньгами и готов к трудностям взрослой жизни.

Ребенку предстоит узнать так много всего — и наш курс поможет вам стать проводником к этим знаниям. В итоге вы сможете объяснить, как научиться зарабатывать и ценить свой труд, пользоваться кредиткой и не влезать в долги, копить и вкладываться в действительно важные вещи.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

6 простых уроков, которые помогут вам стать финансовым наставником для детей, даже если вы сами не гуру финансовой грамотности. Разберемся, стоит ли платить за уборку и оценки, как объяснить ребенку, что нужно ценить вещи и деньги, как научить его отличать потребности от сиюминутных желаний, копить и грамотно тратить. Вы сможете дать ребенку больше самостоятельности и ответственности, доверить деньги и не переживать — ни за него, ни за себя.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Короткие текстовые уроки, понятный язык


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Примеры из жизни, игры, шаблоны и схемы — все, чтобы начать разговор с детьми уже сегодня


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дополнительная практика: финансовый блокнот для подростков «Как подружиться с деньгами»

Печатный блокнот от Учебника поможет вам закрепить знания и поддержать ребенка на пути к финансовой грамотности, а ребенку — выработать полезные финансовые привычки.

В блокноте — дневник трат, и задания из реальной жизни: ребенок попробует вести бюджет и откладывать деньги по разным схемам.

В 2023 году более 85% российских школ обучают финансовой грамотности. Но одной теории мало — навык обращения с деньгами нужно тренировать. Собрали несколько проверенных курсов для детей и подростков, где ребята смогут изучить основы экономики и составить свой первый личный финансовый план.

Для кого: дети 6—13 лет Где: онлайн на платформе «Умназии» Длительность курса: 20 часов Стоимость курса: 3790 ₽

В программу входят как основы экономики: валютный курс, финансовые рынки, предпринимательство, — так и более прикладные занятия, посвященные планированию бюджета и карманным деньгам.

Платформа предлагает видеоуроки, интерактивные задачи и тестирование по пройденному материалу. Создатели курса — эксперты по финансам и выпускники МГУ, ВШЭ и МГИМО

Для кого: дети 8—17 лет Где: очно в Санкт-Петербурге и Москве, онлайн Длительность курса: 3 месяца Стоимость курса: от 18 000 ₽ за занятия в группе при оплате всего обучения

Курс включает записанные видеоуроки и занятия с преподавателем, домашние задания и диплом по окончании обучения. Программа охватывает основные финансовые вопросы: ведение бюджета, сбережения и инвестиции, заработок и экономия. Наставники: инвестор Александр Ивановский, финансовый аналитик Яна Коновалова, преподаватель финансовых дисциплин в СПбУТУиЭ Екатерина Демина и другие

Для кого: учащиеся 10—11 классов Где: онлайн Длительность курса: индивидуально Стоимость курса: бесплатно

Система учебных курсов, разработанных специалистами НИУ ВШЭ и РЭУ имени Г. В. Плеханова. В комплекте учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания и материалы для родителей. Курсы охватывают темы, связанные со страхованием, банками, фондовыми рынками и предпринимательством

Для кого: дети 10—17 лет Где: онлайн в Zoom Длительность курса: 18 месяцев Стоимость курса: 5000 ₽ — модуль для родителей, 9500 ₽ — модуль для детей

Онлайн-курс, разработанный Школой молодого предпринимателя МГУ. Программа включает проектную работу, финансовый чемпионат и решение кейсов. Курс разделен на модули, каждый модуль оплачивается отдельно.

Обучение проходит онлайн в небольших группах. Занятия ведут автор учебников финансовой грамотности Екатерина Лавренова и эксперт Минфина Ольга Лаврентьева

Для кого: дети 8—12 лет Где: в Москве на Новочеремушкинской, 24к1 или в Skype Длительность курса: 3 месяца Стоимость курса: от 19 200 ₽ за тариф «Эконом» до 25 200 ₽ за тариф «Оптимальный», дополнительно 1500 ₽ за учебные материалы

Занятия по финансовой грамотности в офлайн- или онлайн-формате. Курс включает интерактивные задания и проекты, развивающие навыки аналитического мышления. Домашние задания состоят из игровых ситуаций, которые ребята отрабатывают вместе с родителями

📖 Как говорить с детьми про деньги

Бесплатный курс о том, как научить ребенка ценить деньги и вещи, разумно тратить и копить на большие цели

Еще материалы, которые помогут вам и вашим детям:

Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно

Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.

Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.

Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.

Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос

Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.

Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

А это пример объяснения терминов для старшеклассников

Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.

Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.

Зачем нужна финансовая грамотностьМожно много зарабатывать и все равно не понимать, почему денег нет. Ведь дело не только в количестве, но еще и в том, как именно мы распоряжаемся деньгами: тратим, инвестируем, откладываем. Финансовая грамотность — это определенный багаж знаний, который нужен, чтобы управлять доходами и расходами, правильно распределять деньги, не участвовать в сомнительных финансовых операциях. Нет, это не умение экономить. Но и к предпринимательству финграмотность тоже не имеет прямого отношения: финансово грамотный человек далеко не всегда может заработать миллионы. Но зато он точно не окажется внезапно на мели спустя неделю после зарплаты, не станет бездумно брать кредиты или участвовать в очередном аналоге МММ. Правильное отношение к деньгам, умение обуздать свое «хочу» и обдумать очередную покупку закладываются еще в детстве. И ни одна образовательная организация не может помочь в этом так эффективно, как семья. Основы финансовой грамотности для детей включают:Понимание, откуда берутся деньги, как и за какое время они зарабатываются. Умение распределять свои карманные деньги, откладывать на крупные покупки. Общие представления об экономике и о том, что такое кредит, депозит, инвестирование, налоги. Формирование ответственности за свои финансовые решения, а также способности тратить деньги осознанно. Родителям не всегда хватает времени и сил, чтобы подробно рассказать ребенку, как устроена экономика, что такое инвестиции, налоги и банковская система. Разобраться в этом самостоятельно детям поможет наш курс «Финансовая грамотность» — 16 уроков, на которых подростки смогут подготовиться к взрослой жизни. Как обучить ребенка финансовой грамотностиА главное — когда начинать? Как можно раньше. Правильное представление о деньгах должно появиться у ребенка еще до того, как у него будут свои карманные средства. Но для каждого возраста нужен свой подход. Рассказываем, как построить разговор о финансах, а также делимся родительским опытом. Благополучие — это еще и про отказ от маленькой награды прямо сейчас ради большой, но позжеВ середине XX века психолог Уолтер Мишел провел исследование, которое стало известно как Стэнфордский зефирный эксперимент или маршмеллоу-тест. В результате оказалось, что ребята, которые смогли удержаться и не съесть лакомство немедленно, стали более успешными людьми. А вот поддавшиеся искушению в большинстве своем не могли похвастаться финансовым благополучием. Все дело в усилиях, которые мы готовы предпринимать: получить быстрый результат прямо сейчас или сделать что-то еще ради награды покрупнее. ДошкольникиРебенку дошкольного возраста рано объяснять, как устроена экономика и кредиты, но самое время дать общее представление о деньгах. Когда вы вместе ходите по магазинам, не забывайте объяснять, почему выбрали именно эти товары, сколько они стоят и каков бюджет на покупки. Проговаривайте, сколько нужно потратить на продукты для всей семьи и какая сумма останется на сладости. Расскажите, где вы работаете и сколько стоит один час вашего труда. Необязательно оценивать его в рублях — используйте более понятные для ребенка категории. Например, можно сказать, сколько вам нужно будет поработать, чтобы купить новую игрушку. С этого начинается обучение детей финансовой грамотности. Говорите и про другую сторону своей работы Например, почему она вам нравится и в чём её ценность для других людей. Подчеркивайте, что деньги не единственная причина быть поваром, врачом или программистом. В любой профессии можно найти интересные аспекты. Говорите о них, чтобы избежать другой крайности — зацикленности на деньгах. Младшая школа: 1–4-й классыС началом школьной жизни карманные деньги становятся необходимостью. И это отличный повод научить ребенка планировать свой бюджет. Вначале вы выдаете ему небольшую сумму каждый день, но постепенно можно перейти на выдачу денег раз в неделю. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок начал самостоятельно распоряжаться средствами. Заведите отдельную тетрадь, куда ребенок сможет записывать свои доходы и расходы. С таким несложным «бухгалтерским балансом» справится даже третьеклассник. Поговорите с ребенком о том, что необязательно тратить все деньги сразу — часть можно откладывать на интересную игрушку или на развлечения. Средняя школа: 5–8-й классыЕще в начальной школе ребенка можно привлекать к семейным покупкам и на простых примерах тренировать финансовую грамотность, а с 5–6-го класса он может сам ходить за продуктами. Научите его обращать внимание на фасовку товаров и сравнивать цены, считать сдачу, проверять чек. Эти простые бытовые навыки формируют ответственное отношение к деньгам. Согласитесь, их не хватает и некоторым взрослым. В этом возрасте пора узнать о том, как работают банки. Пусть вашим депозитом станет копилка, куда дети будут откладывать свои сбережения, а вы — добавлять собравшуюся в кошельке мелочь. Вместе планируйте, на что можно потратить эти деньги. К примеру, вы не готовы прямо сейчас купить велосипед, но будете выделять каждый месяц какие-то средства, которые ребенок может откладывать на покупку. Да, есть риск, что он потратит деньги раньше. Но как учить детей финансовой грамотности, если не давать им право принимать решения? Главное, помните: ребенок должен понимать последствия своих решений. Если он потратит деньги, а вы все равно купите велосипед — урок пойдет насмарку. Еще и создаст иллюзию, что деньги легко выпросить у других. Грамотно распределять бюджет поможет «метод конвертов», когда все свои средства ребенок раскладывает по нескольким копилкам. Первая — для текущих расходов (школьные обеды, канцелярия), вторая — для ежемесячных трат (например, пополнение баланса на телефоне), а третья — для накоплений на крупную покупку. Если вы еженедельно даете деньги, пусть ребенок сам выберет, какой процент уйдет в каждую копилку. Старшая школа: 9–11-й классыВ этот период финансовая грамотность для детей и подростков особенно важна — с 14–16 лет они могут самостоятельно зарабатывать деньги: выгуливать собак, делать фотографии, писать тексты для социальных сетей. Родители могут помочь подростку заработать свои первые деньги: найти подработку у знакомых или подсказать фриланс-биржи, на которых есть разовые платные задания. Например Unu, Kwork, Freelance. Самостоятельный заработок — пусть даже минимальный — научит уважительно относиться к труду быстрее, чем 1 000 лекций. Первый заработок подростка — это не просто карманные деньгиЭто умение проявлять инициативу, договариваться, соблюдать дедлайн, быть собранным и ответственным. Такие навыки не выдают вместе с дипломом — мы их приобретаем только на практике. Практическим уроком финансовой грамотности для детей может быть и крупная семейная покупка. Попросите ребенка сравнить цены в разных магазинах при выборе бытовой техники, почитать отзывы и характеристики разных моделей. Если берете в кредит, вместе посмотрите предложения банков и обсудите переплату в каждом варианте. Поговорите о том, имеет ли смысл оформлять кредит или лучше подождать и накопить необходимую сумму. Это отличный повод не просто прокачать финансовую грамотность, но и обучить ребенка тому, что не раз пригодится во взрослой жизни. Шпаргалка: как научить ребенка финансовой грамотностиПодавайте пример. Обратите внимание, насколько взвешены ваши финансовые решения. Бесполезно учить ребенка планировать бюджет, если родители сами не всегда понимают, куда так быстро исчезла зарплата. Не бойтесь выдавать карманные деньги. Даже если ребенок еще не пошел в школу, мелкие траты он уже может совершать сам. Например, в вашем присутствии, но по своему усмотрению. Это важный шаг в воспитании ребенка и обучении его финансовой грамотности. Не ругайте за неразумные траты. Позвольте ребенку ошибаться и получать собственный опыт. И не спешите тут же восполнять потраченные средства: лучше ощутить последствия напрасно потраченной 1 000 рублей сейчас, чем более крупной суммы во взрослом возрасте. Научите ребенка вести учет своих расходов, записывать и анализировать все траты. Это самый простой способ помочь детям выработать осознанное отношение к деньгам и развить финансовую грамотность. Привлекайте ребенка к финансовым вопросам взрослой жизни. Пусть дети учатся покупать продукты, расплачиваться в кафе, выбирать одежду и бытовую технику, изучать банковские услуги. Если вы не знаете, как рассказать детям о финансовой грамотности — начните именно с этих бытовых навыков. Проверьте, умеете ли вы управлять деньгами грамотноНапример, портал «Ваши финансы. РФ» предлагает серию тестов для школьников и взрослых на тему финансовой грамотности. Выберите тест для себя и ребенка, обсудите результаты. Учиться грамотному распоряжению деньгами можно и нужно всю жизнь. Топ-10 книг о финансовой грамотности для детейРассказать о деньгах дошкольнику или старшекласснику намного легче с хорошей книгой. Мы подобрали 10 бестселлеров в помощь родителям.

Финансовые советы родителям

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Ответы на частые вопросы


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.

Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».

Придумывайте игры с деньгами

Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте детям мультики про финансы

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

Поиграйте в «Магазин»

Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Зачем ребёнку финансовая грамотность

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.

Воспитание финансовой грамотности помогает:

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Какие практические задания я даю на уроках

По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.

Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.

Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов

Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.

Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и  дефолт.

Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.

Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:

Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал

Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.

Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Старший школьный возраст (11–14 лет)


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.

Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги

С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.

Доверьте ребёнку большую сумму денег

Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.

Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.

Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании

Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть  (виртуальный банк) или (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сделайте ребёнку банковскую карту

Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.

Подростковый возраст (14–18 лет)


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.

Составьте вместе финансовый план

Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.

Покажите финансовые лайфхаки

Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.

Дайте подростку больше интересных книг

Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.

Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги

Младший школьный возраст (7–11 лет)


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.

Дайте понять, что у каждой вещи есть цена

В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.

Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.

Читайте книги по финансовой грамотности для детей

Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».

Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.

Поиграйте в «Монополию»

Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. « Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Отзывы студентов

Этот курс есть в приложении Учебника


СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Оцените статью