СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Финзачет

Специально для учителя финансовой грамотности. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по финансовой грамотности 8 класс.

Урок-практикум “Что такое валютный рынок и как он устроен”

17.08.2023, Евгения Юрьевна Дмитриевская

Добавить эту разработку в избранное

“Умей тратить деньги с умом!”

«Нажить много денег – храбрость,
Сохранить их – мудрость,
А умело расходовать – искусство.»
Разработка носит обучающий и практический характер.

22.03.2023, Томилова Елена Павловна

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

13.12.2022, Плюснина Ирина Анатольевна

Внеурочная деятельность 8 кл 17 ч Финансовая грамотность (программа + КТП)

программа внеурочной деятельности

25.09.2021, Асадчева Виктория Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности “Основы финансовой грамотности” для 8 класса”

Рабочая программа включает в себя занятия по основам финансовой грамотности, интегрированные с темами по истории и обществознанию, изучаемыми в 8 классе.

10.05.2021, Смирнова Елена Вадимовна

Презентация на тему ” Выбор страховой компании” – финансовая грамотность 10 класс

28.01.2021, Кирчикова Алена Николаевна

Виды, формы, функции, свойства.

В презентации дается определение денег, их функции и свойства. Рассматривается понятие эмиссии, степеней защиты и ссылка на итоговый тест по теме.

20.01.2021, Попова Анна Дмитриевна

Программа по финансовой грамотности (8 класс)

01.12.2020, Шергесова Татьяна Викторовна

Входной контроль по основам финансовой грамотности 8 класс

Проверка знаний учащихся 8 класса.

02.08.2020, Мастерских Андрей Александрович

Авторская программа внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов ПОДРОСТКИ И РЫНОК

Этот практический курс «Подростки и Рынок» направлен на приобретение навыков в принятии рациональных решений в финансовой сфере по средствам решения задач.

09.12.2019, Мурзина Надежда Анатольевна

Не достаточная подготовленность населения к рыночным отношениям, их низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны породили потребность в формировании экономической культуры всего населения и конечно же у обучающихся. Необходимость формирования финансовой грамотности подрастающего поколения, оказали существенное влияние на систему российского школьного образования, за счет этого расширились функции предмета «Физика»

Воспитание у учащихся финансовой культуры – важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на урочных, так и внеурочных занятиях и применяем с этой целью различные методы обучения: беседы, решение задач и др.

Рассмотрим конкретные примеры заданий, способствующих формированию финансовой грамотности.

Пример беседы в 7 классе на уроке, посвященном строению вещества. Обращается внимание класса на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Предлагаем учащимся привести примеры таких веществ. Перечисляя их, семиклассники называют и воду. Сообщаем школьникам, что воду с давних времен считали благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер и не нуждаясь в большом количестве воды, не ощущали трудностей ни с доставкой ее, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды стали крупной проблемой, требующей больших затрат, которые увеличиваются с каждым годом. Ставим перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслушав ответ, сообщаем, что запасы пресной воды у нас в стране велики: на душу населения ее приходится вдвое больше, чем в среднем по всему миру. Но и расходы ее весьма внушительны, особенно в сельском хозяйстве и промышленности (третья часть годового расхода), а на коммунально-бытовые нужды идет около десятой части годового расхода. Предлагаем школьникам высказать свои соображения по экономии пресной воды.

Вопрос об экономии воды затрагиваем и при изучении сообщающихся сосудов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет 60 л.

Пользуясь секундомером и стаканом, объем которого 250 см, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку.

Приведя еще ряд примеров, связанных с неразумным расходованием воды в быту, делаем соответствующие выводы по ее экономии.

Задачи по темам «Масса тела», «Плотность вещества»:

Бригада механизированной колонны за один рабочий день переместила 275 м мокрого грунта, плотность которого 2000 кг/м, сэкономив при этом 5 л бензина. Вычислить массу перемещенного грунта и массу сэкономленного бензина.

Благодаря добросовестному труду каждого механизатора бригада ежегодно экономит -1500 л бензина. В тресте 50 таких бригад. Вычислить массу сэкономленного горючего всеми бригадами треста за пятилетие. Сколько необходимо для него цистерн объемом 10 м3?

В 8 классе беседы содержат больше информационного материала. Так, изучая теплоту сгорания топлива, знакомим учащихся с понятием вторичных энергетических ресурсов – теплоты, получаемой в ходе основных технологических процессов, которую можно использовать повторно на производственные нужды: отопление помещений, теплиц и других целей.

Рассматривая испарение жидкостей, показываем необходимость учета этого явления для экономии топлива на качественных задачах.

. Из резервуара темного цвета емкостью в 5-10 м за год может испариться более 200 кг горючего, как уменьшить этот показатель.

. Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться примерно 2,5 т нефтепродуктов, как избежать потерь.

В связи с работой сельскохозяйственных машин приводим примеры, подчёркивающие необходимость беречь топливо:

1 ч холостой работы двигателя трактора К-701 – это потеря более 4 кг горючего, если при работе автомобиля теряется всего лишь одна капля бензина в секунду, то за срок службы автомашины потеря топлива составит 15 тонн. Обсуждаем данные факты с учащимися и обсуждаем вопрос уменьшения потерь горючего на транспорте. Обращаем внимание на то, что экономия топлива зависит как от квалификации работника, так и от его добросовестного отношения к делу. Перед началом работы на любом виде транспорта необходимо проводить осмотры топливной системы, убедиться, нет ли где утечки топлива, масла. Двигатель должен быть чистым, топливная аппаратура – исправной. Следует выбирать наиболее экономичный режим работы двигателя, знать профиль пути и выдерживать оптимальную скорость движения. Особо нужно подчеркнуть, что одна из самых эффективных мер экономии топлива – использование явления инерции.

Далее обращаем внимание восьми классиков на то, что большие резервы для экономии электроэнергии имеются в каждом доме, в каждой школе. Если зря будет гореть только одна лампочка мощностью в 100 Вт в течение 10 ч, то будет израсходовано впустую 1 кВт/ч энергии. Такого количества энергии хватило бы, чтобы выплавить 104 кг чугуна или выпечь 120 кг хлеба.

Вычислите количество и стоимость электроэнергии, расходуемой зря в нашей школе, если считать, что в каждом учебном кабинете одна лампочка в 100 Вт горит хотя бы 1 ч без пользы.

Рассчитайте, сколько лишней электроэнергии расходуется в вашей квартире в течение недели, если лампочка мощностью в 100 Вт без необходимости будет гореть ежедневно по 10 мин? Вычислите возможную месячную экономию электрической энергии и сделайте соответствующие выводы.

Систематическое воспитание у учащихся бережного отношения к народной собственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, город и т. д. и делает их бережливыми, аккуратными и дисциплинированными, а это и есть основы финансовой грамотности.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Формированию финансовой грамотности на уроках физики

(мастер –класс для учителей МБОУ СОШ №14)

Учитель физики Барбашова Н. М.


СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,  а умело расходовать – искусство.


СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Термин «бюджет» пришёл из Англии, дословно он означал «кожаный мешок»

Понятие «бюджет» имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Бюджет есть у государства, области, города, фирмы, семьи.


СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках физики Подготовила: Попова Людмила Леонасовна , М БОУ « СОШ № 14 » имени А. М. Мамонова г . С тарый Оскол, учитель физики.

«Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие – самое сложное в мир е ». Иоганн Вольфганнг фон Гёте

Актуальность темы определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего развития.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Фу нкци о н а ль н ая грамотность Читательская грамотность Математическая грамотность Ес те с т в е нн о – научная грамотность Финансовая грамотность Глобальная компетентность

Стратегические документы Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года ( распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) Указ президента РФ от 07.05.2018 г. « О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» (п.5) Стратегия научнотехнологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N° 642) Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203

Недостаточно высокая степень сформированности функциональной грамотности у обучающихся

Содержательные: Ориентация на обеспечение построения содержания учебного предмета с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие личности на основе компетентностного подхода, реализация которого происходит через основной содержательный компонент предмета – учебную задачу , направленную на развитие способности решать типовые учебные задачи, а также задачи взаимодействия с обществом на базе преимущественно практико-ориентированных знаний (сведения, научные понятия, инструкции, навыки работы с таблицами, графиками, интерпретация и резюмирование. Технологические: Применение учителем инновационных технологий обучения организации самостоятельной работы учащихся, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий (технология проектного обучения, РКМЧП, модульное обучение, КСО, технология разноуровнего обучения и т.д.). Организационные: Организация сотрудничества на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Применение новых форм оценивания достижений учащихся (оценка функциональной грамотности с помощью заданий, презентации проектов, организации дебатов, формирование портфолио). Педагогические условия формирования функциональной грамотности

Вторая группа дефицитов. Информация ученику «подается на блюдечке с голубой каемочкой». Наши школьники не умеют самостоятельно: – Решать задачи, которые требуют реконструировать условие, переформулировать вопрос; – Н а й т и д о п о л н и т е л ь н ы е д а нны е и / п р и в л е к а т ь у с л о в и я д л я решения задач; Извлекать нужную информацию из составного (часто не учебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов; Установить требуемый уровень точности ответа. Пре о д о л е т ь э то т д е фицит м о ж н о в то м с л у ч а е , если: О т к аз а т ь ся о т « о со б о т о ч ных » инс т ру к ци й пр и ре ш ен и и определенной группы задач ; П о с ту п и ться ( т ам г д е э т о п е д а г о г и ч е с к и о пра в д а н о ) научной точностью формулировок.

Третья группа дефицитов. Взаимная изоляция предметов, составляющих образовательную программу. Если в тексте задачи есть сигналы, которые указывают школьнику на тот или иной предмет, то способ решения задачи для него становится определенным. Если задача состоит из вопросов , которые требуют различных способов решений (осваиваемых на различных предметах ), то у школьника в голове возникает «короткое замыкание» и он ее просто бросает. Задавая «жизненные», а, следовательно, интегрированного содержания задачи при проведении диагностических процедур , мы стимулируем учителя ориентировать курс на фо р м и ро в а ни е п р е д ме т н ой к о м п е тен тн о с т и , а н е с у м м ы знаний и умений.

Четвертая группа дефицитов. « Учеба для жизни» лозунг исследования PISA, но не отечественного образования . Постсоветские школьники испытывают затруднения при решении задач, которые требуют: Соотнести форму ответа с адресатом; Использовать личный опыт; Предположительно, эту группу дефицитов можно преодолеть, если: Подобрать тексты так, чтобы обсуждаемые в них проблемы были значимы для школьников; Ввести рассмотрение текстов, которые содержат рассмотрение социальных проблем, в учебные материалы для всех образовательных областей.

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать описать, объяснить, определить признаки, сформулировать составить список, назвать, рассказать, показать

Научно и н т ерпре т и р о в а т ь данные и доказательства Компетентности человека Научно объяснять явления Оценивать и планировать научные исследования

Способность использовать естественно- научные знания Способность выявлять проблемы Способность делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека Структура естественно-научной грамотности

Примеры заданий Физика, 8 класс Тема: «Электрические явления» Прочтите отрывок из рассказа: «Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединенный разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтер, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал: — Горячая пайка всегда холодная, а холодная «пайка» всегда горячая. Вопросы: Что понимается под холодной «пайкой»? Предположите, какие изменения могут произойти со временем на участке провода без изоляции? Объясните, как следует понимать профессиональную поговорку Захара Ивановича?

Физика, 7 класс Тема: «Взаимодействие тел» Содержательная область направления «Математика» PISA: изменения и отношения (зависимость между переменными в различных процессах ). График зависимости скорости движения от времени представлен на рисунке. По графику определите скорость движения тела в момент времени t = 2 с . Ответ: А 4 м/с; B 0,1 м/с; C 2 м/с ; D 1 м/с; E 6 м/с

Физика,9 класс Тема: «Механические колебания» Содержательная область направления «Математика» PISA: изменения и отношения (зависимость между переменными в различных процессах). Как изменится период математического маятника, если его длину увеличить в 4 раза. Ответ

Физика, 7 класс Тема : Измерение физических величин. Содержательная область направления «Математика» PISA: изменения и отношения. « Золотые монеты » Молодой человек пришел к банкиру с просьбой руки его дочери. Банкир: Итак, ты пришел просить руки моей дочери. Жених: Да сэр, мы с Мили обожаем друг друга. Банкир: Мили – моя единственная дочь, мое сокровище. Если ты думаешь, что я отдам ее первому встречному, то ты сильно ошибаешься. Жених: Но ведь мы с Мили любим друг друга. Банкир: Ну хорошо, я дам тебе шанс, устрою тебе испытание, справишься с ним – женись на моей дочери. Жених: Что? Какое еще испытание? Банкир: Видишь эти шесть мешочков с золотыми монетами, только в одном из них монеты настоящие, в других фальшивые. Настоящие весят 11 гр., фальшивые 10 гр. Вот тебе весы. Но помни, ты имеешь право всего на одно взвешивание. Жених: Ничего себе задача. Может, дадите две попытки. Банкир: Увы, шанс у тебя лишь один . Вопросы : Каковы основные правила взвешивания на рычажных весах и электронных? В чём состоит различие? Какова масса 21 монеты, три из которых золотые, а остальные фальшивые? Как найти мешок с золотыми монетами, если взвешивать можно только один раз?

Физика,8 класс Тема: «Тепловые явления» Содержательная область направления «Естествознание» PISA: структура и свойства веществ, физические изменения. Помогая отцу, Вовочка оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, Вовочка поставил кружку на разогретую печь. Вопросы: Какие основные агрегатные состояния вещества вы знаете? Объясните как изменяется( или не изменяется) температура вещества при плавлении ? Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

Физика, 8 и 10 классы Тема: «Электрические явления» Содержательная область направления «Математика» PISA: количество (понимание единиц измерение, использование арифметического мышления). Дети семьи Смирновых используют настольные лампы разной мощности Лампочка Саши, мощностью 60 Вт горит 4 часа в сутки, лампочка Жени, мощность 40 Вт горит 6 часов в сутки. Вопросы По каким формулам рассчитывают работу тока ? Сколько надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,5 руб за 1 кВт×ч за 1 месяц? Лампы какой мощности использовать выгоднее?

Физика, 9, 10 классы Темы: «Законы взаимодействия и движения тел. Тепловые явления» Содержательная область направления «Естествознание» PISA: физические изменения, движение, передача энергии. В заметке «Пуля, «пойманная» на небесах» , опубликованной в «Килморской бесплатной газете» («Kilmore Free Press») от 11 февраля 1915 года говорится: «По сообщениям, французский летчик спустился с небес с германской ружейной пулей, которую поймал рукой! Все произошло, когда он летел на высоте около 7 тыс. футов и вдруг заметил около головы небольшой темный объект. Пилот решил было, что это какое-то насекомое, но его познаний в энтомологии оказалось достаточно, чтобы осознать необычность появления насекомого на такой высоте. Тогда он протянул руку и схватил, то, что к его изумлению, оказалось пулей». Вопросы и задания: Объясните, могла ли эта история быть правдой или это газетная «утка»? Что было, если бы летчик поймал пулю рукой, на которой бы не была одета перчатка?

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в условиях неопределённости. Ее можно определить как «повседневную мудрость». К ней относятся способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение нестандартной ситуации. В статье представлены задания по функциональной грамотности с характеристиками и критериями оценивания

Представим, что мы смогли в определённый момент времени сфотографировать атом водорода, у которого есть только один электрон. Если мы сделаем несколько десятков таких снимков и наложим их друг на друга, то получим такую картинку (см. рисунок).

Ветряные генераторы отличаются экологической частотой и способны обеспечивать потребителей электроэнергией в течение длительного времени. Ветрогенераторы обычно устанавливают в местах с постоянными активными воздушными потоками. В большинстве случаев используются трёхлопастные конструкции в виде пропеллера, устанавливаемые на большой высоте от поверхности Земли. Ветряные электростанции (ВЭС) могут иметь в своём составе сотни ветрогенераторов. Практически все ветрогенераторы имеют общий принцип работы. Под действием воздушного потока лопасти приходят в движение и вызывают вращение ротора генератора. Сам ротор помещён внутрь статорной обмотки, и в результате его вращения вырабатывается электрический ток. Полученное электричество накапливается в аккумуляторной батарее. Однако для того, чтобы сохранить электроэнергию в аккумуляторной батарее, переменный электрический ток, производимый генератором, сначала преобразуют в постоянный при помощи специального электронного устройства. Зарядка аккумуляторной батареи управляется контроллером. Далее заряд аккумулятора, преобразованный в инверторе, передаётся в сеть. Для того, чтобы получить наибольший эффект, лопасти вместе с ротором специальным приводом устанавливаются в оптимальное положение в зависимости от направления и силы ветра.

Ветрогенераторы часто устанавливают для электроснабжения частных домовладений. Почему подача электроэнергии происходит через аккумуляторную батарею, хотя сам генератор производит переменный ток, который можно было бы напрямую использовать в домашней сети?

В долгий зимний вечер два друга Петя и Ваня решили провести эксперимент. Петя измерил температуру воздуха в комнате, взял освежитель воздуха и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Ваня, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер. Когда Ваня почувствовал запах освежителя, то отключил секундомер.

После этого друзья хорошо проветрили комнату. Петя опять замерил температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.

Опять проветрив комнату и замерив температуру, ребята поменяли освежитель воздуха на мамины духи. Температура воздуха для третьего эксперимента была такой же, как и во втором эксперименте. Проделав те же действия, друзья получили новое время распространения запаха.

Для того, чтобы определить, какой запах распространяется быстрее, Петя предложил сравнить результаты первого и третьего экспериментов, а Ваня – второго и третьего экспериментов.

Кто из ребят прав?

Поясните свой ответ.

Возможный ответ. Критерии оценивания

Для того, чтобы определить зависимость одной величины (скорость распространения запаха) от другой (рода пахучей жидкости), необходимо, чтобы остальные параметры опыта были одинаковыми (температура, расстояние). Расстояние во всех трёх опытах было одинаковым, а температура была одинаковой во втором и третьем опытах, поэтому прав Ваня

Измерение влажности воздуха

Оптимальное значение относительной влажности в помещении лежит в пределах 40–60%. Отклонение от нормы становится причиной плохого самочувствия и в целом приносит дискомфорт человеку.

Измерить влажность воздуха можно при помощи специальных приборов: гигрометров и психрометров. Работа гигрометров основана на зависимости физических параметров различных материалов от влажности. Волосной гигрометр состоит из синтетического обезжиренного волоса, основания со шкалой, стрелки и шкива. При увеличении или уменьшении содержания водяных паров в воздухе сила натяжения волоса меняется, шкив проворачивается, меняя положение стрелки на шкале. В плёночном гигрометре в качестве чувствительного элемента выступает органическая плёнка, присоединённая к шкиву. При изменении влажности натяжение плёнки усиливается или уменьшается. Принцип действия конденсационного гигрометра состоит в измерении температуры, называемой точкой росы, при которой начинается конденсация влаги из воздуха. Механизм же работы психрометрических устройств основан на разности показаний сухого и влажного термометров.

Нормой относительной влажности в квартире, где находится ребёнок, считается 50–70%.

Психрометрический гигрометр, размещённый в детской комнате, даёт показания для сухого термометра 22 °С.

Основой для создания исторических произведений искусства служили обычно бумага, древесина, кожа, текстиль, которые относятся к гигроскопичным материалам, хорошо впитывающим и отдающим влагу. Если относительная влажность воздуха в музее будет меньше 30%, то выставленные экспонаты будут отдавать свою влагу окружающему воздуху. Например, картина может покоробиться, краска – осыпаться. Поэтому в музеях постоянно поддерживается температура 18–20 °С относительная влажность воздуха 45–50%.

На графике представлено изменение влажности воздуха в течение дня, а в таблице – замеры температуры в одном из помещений музея.

1) В какие промежутки времени в помещении музея был нарушен рекомендованный микроклимат?

Сформулируйте предположение, которое объясняло бы описанные изменения температуры и влажности в помещении музея в течение дня.

Ответ: 1) В промежуток времени с 6 до 10 ч утра относительная влажностьи температура были ниже нормы. После 22 ч только относительная влажность упала ниже нормы.

2) В течение дня увеличение влажности воздуха и температуры может быть связано с большим наплывом посетителей (дыхание которых увеличивает влажность и температуру), либо в течение дня был дождь, что увеличило влажность воздуха

Учёные изобрели плащ-невидимку, использовав известное природное явление – мираж. Мираж в природе появляется при резких скачках температуры на поверхности небольшой площади. Лучи света преломляются и попадают на сетчатку глаза, не отражаясь при этом от поверхности. Поэтому если в пустыне у человека перед глазами возникает образ озера, то это часто оказывается лишь отражением голубого неба, которое отразилось от горячей прослойки воздуха у раскалённого песка.

Новый материал, созданный на базе графена, обладает свойствами, сходными с раскалённым песком в пустыне. Пуская по листу из графена электрический ток, можно добиться его быстрого нагрева до очень высоких температур. Отдавая тепло окружающей среде, лист из графена заставляет лучи света отклоняться, что и приводит к эффекту невидимости.

Приведите три примера возможного использования нового материала-невидимки.

Оцените статью