тренинг по финансовой грамотности для детей сирот и волонтерская программа финансовая грамотность для детей из детских домов

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ Финзачет

УДК 371.3:336 ББК 74.24

732 М 80

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РОЛЕЙ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье определено влияние финансовой грамотности на освоение социально-экономических ролей воспитанниками детского дома; выявлены проблемы детей-сирот во взаимодействии с финансами внешнего мира; даются определения финансовой грамотности и финансовой культуры; раскрывается структура финансовой грамотности как компетентности; определены уровни формирования финансовой грамотности.

Ключевые слова: воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, финансовая грамотность, финансовая компетенция, социально-экономические роли.

FINANCIAL LITERACY OF PUPILS OF ORPHANAGE AS FACTOR OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC ROLES

Abstract. The paper defines the influence of financial literacy on development of social and economic roles by pupils of orphanage. The authors describe the problems of orphan children in interaction with finance of the outside world, definitions of financial literacy and financial culture, the structure of financial literacy as competence and levels of formation of financial literacy.

Keywords: pupils of orphanages, orphan children and children without parental support, financial literacy, financial competence, social and economic roles.

Сиротство — социальное явление, ления страны, и, естественно, что не

свойственное любому обществу во все все подобные дети попадают в семьи,

времена, характерно оно и для Рос- большая часть становятся воспитан-

сии. Так на конец 2011 года в России никами детских домов. Но существую-

зарегистрировано около 650 тысяч де- щая система подготовки воспитанника

тей, оставшихся без попечения роди- детского дома к социализации в обще-

телей, что составляет 0,46% от насе- стве, государственная система защиты

В современном быстро меняющемся мире умение принимать грамотные финансовые решения иногда оказывается одним из главных условий выживания. Планирование бюджета является обязательным навыком, необходимым для успешного существования, пусть даже это личный бюджет одного человека. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.

Финансовая грамотность-это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услу-

гах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

Данная задача определена как одна из приоритетных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка России, стабильности финансовой системы и конкурентоспособности экономики государства. Особую категорию нашего населения составляют воспитанники детских домов, для которых финансовая грамотность становится основой освоения ими социально-экономических ролей, осуществления социально-экономических отношений.

В решении указанной проблемы очень важны предельно точное понимание и однозначные трактовки понятий «финансовая грамотность», «финансовая культура», так как это позволяет смоделировать систему финансового образования и просвещения: определить цели и результат обучения, отобрать содержание, формы и методы обучения, то есть четко определить ответы на вопросы — «зачем учить», «чему учить» и «как учить».

Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения

показало, что существует разное толкование понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура».

Проблемы финансовой культуры часто рассматриваются вместе с проблемами финансовой грамотности населения, поскольку, как пишет Т. А. Аймалетдинов: «Близкое по значению понятие «финансовая грамотность» рассматривается как составная часть финансовой культуры и представляет собой уровень финансовых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих

Александр Малолетнев, эксперт департамента рейтингов финансовых институтов, рассматривает финансовую грамотность с позиций достаточного уровня знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

На наш взгляд, финансовую грамотность следует рассматривать как базовую составляющую финансовой культуры, представляющую собой совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег.

Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Жизненный опыт накапливается при распоряжении полученными или заработанными деньгами. Купив

конфету или игрушку, ребенок лишает себя чего-то другого, что он мог бы купить на эти деньги. Ребенок учится осознанию того, что цена одной вещи — это лишение себя чего-то другого, возможно, более нужного или важного. С возрастом приходит понимание того, какие расходы являются более важными, необходимыми или даже обязательными.

Однако не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие и воспитывающиеся в детских домах и учреждениях интернатного типа, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Система детских домов не предполагает какого-либо контакта своих воспитанников с финансами внешнего мира. За одежду, еду, коммунальные услуги платит кто-то другой, возможности самостоятельного заработка и распоряжения денежными средствами нет. Нет даже возможности научиться покупать билет на общественный транспорт. Практика показывает, что выпускник детского дома выходит в большой мир с целым рядом проблем:

— отсутствием навыков и умений заботы о себе в бытовом плане;

— недостаточной профессиональной подготовкой к труду, отсутствием навыков взаимодействия с коллегами по принятым в обществе правилам и нормам;

— отсутствием людей, к которым можно обратиться за помощью или советом (проблема доверия к окружающему миру);

— отсутствием информации об устройстве общества, его функционировании;

— дефицитом общения, контактов, опыта выполнения социальных ролей, приобретаемых при жизни в семье;

— неумением распоряжаться доходами, предоставляемыми государством (пособия, пенсии, компенсационные

выплаты, субсидии); самостоятельно заработанными (сюда же можно отнести и стипендии); полученными даром либо в наследство.

На момент выпуска из детского дома ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, может иметь на руках либо иметь право на:

1. Алименты от родителей, в том числе лишенных родительских прав (до 18 лет). Данные денежные средства либо расходуются организациями, в которых содержатся несовершеннолетние, на их питание, образование и иные нужды, либо аккумулируются на счете, открытом на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ.

2. Социальную пенсию по потере кормильца, если они потеряли одного или обоих родителей и еще не достигли 18 лет либо 23 лет и при этом обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы.

3. Стипендии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих государственную аккредитацию в образовательных учреждениях.

4. Пособие по безработице ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Государственную социальную помощь малоимущим одиноко проживающим гражданам.

6. Социальный найм жилого помещения вне очереди для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях

социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

7. То имущество, которое принадлежало родителям и досталось по наследству или принадлежит самому подростку.

Всем этим выпускник детского дома должен уметь распоряжаться: планировать свои доходы и расходы, осуществлять платежи, оформлять кредиты, взаимодействовать с социальными учреждениями и службами и др.

Финансовая грамотность позволяет корректно осуществлять планирование личного бюджета, умение осуществлять следующие действия:

— планирование доходов будущих периодов;

— распределение расходов по приоритетности (обязательность, величина, срочность);

— распределение имеющихся (и будущих) денежных средств по расходам;

— при нехватке ресурсов — минимизация расходов либо замена на более дешевые аналоги;

— при высвобождении ресурсов (планируемом) — осуществление грамотных и эффективных инвестиций и ДР-

Но чтобы заниматься этими «несложными» процедурами, нужно сначала узнать ответы на следующие очень простые вопросы: «Как составить свой финансовый план? Как платить за квартиру? Как оформить банковскую карту? Куда и как можно вложить деньги? Как открыть свое дело?» Ответы на эти и другие вопросы воспитанники детского дома должны получить на учебных занятиях.

Дать теоретические знания, т.е. объяснить, что такое деньги, где их берут, научить планировать бюджет и дать список ближайших отделений банков, органов соцзащиты и других важных мест, куда следует обращаться в разных случаях, призваны воспита-

тели детских домов, которые осознают, что без базовых знаний и навыков, без соответствующего уровня финансовой грамотности невозможно уверенное распоряжение личными доходами, качественное управление и использование разнообразных финансовых продуктов и услуг.

Вместе с тем воспитатели — это взрослые люди, воспитывающиеся и получившие образование в условиях другой общественно-экономической формации, как и большинство взрослого населения Российской Федерации владеют финансовой грамотностью на недостаточном уровне.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), сегодня почти половина россиян не имеют доступа к финансовым услугам и не ведут учета своих доходов и расходов, а более 73% граждан не имеет никаких сбережений. В последние годы лишь 37% граждан пользовались кредитами, а 62% не знают, что такое банковские кредиты. Очевиден и тот факт, что значительная часть населения, независимо от величины доходов, принимает решение об управлении собственными деньгами, пенсионными сбережениями, семейными накоплениями не на основе анализа или консультаций со специалистами, а по совету друзей, знакомых или под влиянием не всегда объективной рекламы банковских и сопредельных услуг. Не исключение составили и воспитатели детских домов.

Поэтому в муниципальном детском доме им. Талалихина в Московской области уроки финансовой грамотности сначала получили педагоги на курсах повышения квалификации в ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», а затем совместно с Управляющими «ДОМ-Банка», филиала банка «Возрождение», отделения «Сбербанка» г. Домодедово на воспитательских часах объясняли детям, что на самом деле означает «деньги любят счет». Работники банков подробно рассказывали о функционировании и услугах банков, о работе с банкоматом, о деятельности и основных признаках финансовых

пирамид, раскрывали секреты планирования семейного бюджета. Все это способствовало овладению базовыми компетенциями в области финансовой грамотности, формированию социального опыта через формирование навыков принятия грамотных и обоснованных решений.

На круглых столах с применением ролевых игр в формате разновозрастной группы, сформированной по интересам, воспитанники учились, как обращаться с деньгами, как зарабатываются и тратятся деньги, как получить доход, как создать собственный бизнес, составляли семейный бюджет, писали собственное резюме.

В рамках социального партнерства посещали предприятия с целью профессиональной ориентации и знакомства с профессиями, востребованными в городском округе. Неизгладимое впечатление оставило посещение международного аэропорта «Домодедово» и знакомство с его программой подготовки профессиональных кадров «Приток».

Таким образом, финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений воспитанника с социумом и является составной частью его социальной компетентности.

В своем исследовании социальную компетентность мы рассматриваем как интегральную составляющую финансовой грамотности, являющуюся основанием для формирования других, более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей. Структура финансовой грамотности как компетентности представляется нами как совокупность соответствующих личностных характеристик, финансовых компетенций, обеспечивающих эффективность освоения социально-экономических ролей. Такой подход позволил нам отразить результат образования в области финансовой грамотности как индивидуальный для каждого воспитанника с учетом собственных потребностей, способностей и возможностей (ключевые образовательные компетентности), так и социальный (мотивированное участие в жизни общества). Результативно-оценочный компонент

разработанной нами структурно-функциональной модели, направленной на реализацию заявленных целей образования в области финансовой грамотности, прогнозирует следующий результат:

Первый уровень результатов — приобретение воспитанниками знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере (о способах достижения финансового благополучия, долгосрочное финансовое планирование, понимание принципов деятельности основных финансовых институтов и особенностей основных финансовых продуктов и услуг и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет приобретение базовой составляющей финансовой грамотности, положительного социального знания и опыта.

Второй уровень результатов — получение воспитанниками опыта личностного переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом и к финансовому образованию в частности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет социальное взаимодействие, партнерство между собой на уровне разновозрастной группы (условно семьи), детского дома, в дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде возникает потребность в формировании специфических компетенций, являющихся условием эффективного выполнения конкретных социально-экономических ролей. Ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, получает первое практическое подтверждение приобретенных знаний, что является основой формирования личностных ориентиров.

Третий уровень результатов — получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия, осуществления конкретной социально-экономической роли. Только в самостоятельном личностно и социально-значимом действии ребенок-сирота

или ребенок, оставшийся без попечения родителей, действительно становится гражданином, свободным человеком, способным оценивать свои действия и поступки. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными партнерами за пределами учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, поэтапным, что следует учитывать при организации финансового образования детей и молодежи.

Следовательно, знание аспектов рыночной экономики и связанное с этим понимание своей финансовой стратегии дают основания полагать, что воспитанники детских домов войдут в цивилизованный рынок уже финансово подготовленными, воспитанными в духе патриотизма и гражданственности, ответственности за свою судьбу и судьбу членов своей будущей семьи, владеющими социально-экономическим ролями, что, в свою очередь, должно привести к снижению шансов на воспроизведение вторичного сиротства.

1. Поддубная Т. Н., Ивашин А. Б., Поддубный А. О. Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2014. Вып. 2. С. 57-61.

2. Комплексная программа социализации воспитанников детских домов на 20132018 гг. Москва, 2013.

4. Паатова М. Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Сер. Педагогика. 2014. №2

. С. 173-175.

5. Аймалетдинов Т. А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры населения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. U RL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1217593630.pdf.

6. Малолетнев А. Слово о «культуре». U RL: http://www.raexpert.ru/editions / articlel24/.

7. Фатихов А. И., Насибуллин Р. Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. 2010. №2

. С. 235-243.

8. Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». U RL: http://www.gorodfinansov.ru/events/meropriyatiyaprogram.php.

1. Poddubnaya T. N., Ivashin А. В., Poddubny A. O. Children’s ombudsman as a subject of social and pedagogical protection of children // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Iss. 2. P. 57-61.

2. The comprehensive program of socialization of inmates of children’s homes for 20132018 Moscow, 2013.

4. Paatova M. E., Daurova M. Sh. Financial literacy of children and youth as an actual problem of modern education // Vector of science of Tolyaty State University. Ser. Pedagogy. 2014. No. 2

. P. 173-175.

5. Aymaletdinov T. A. Role of the municipal information environment in the formation of financial culture of the population // Materials of the III All-Russia sociological congress. U RL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1217593630.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Maloletnev A. A word about «culture». U RL: http://www.raexpert.ru/editions/ articlel24/.

7. Fatikhov A. I., Nasibullin R. T. Problems of formation of financial culture of the population of Russia in the light of sociological studies // TOSU Bulletin. 2010. No. 2

. P. 235-243.

8. Federal program «Financial Culture and Safety of Citizens of Russia». U RL: http:// www. gorodf inansov. ru/events/meropriyatiyaprogram .php.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

О. В. Французова

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И УЧАЩИХСЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Статья посвящена актуальной проблеме — социализации учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, указываются проблемы и риски этого процесса. В статье исследуются вопросы формирования финансовой компетентности в процессе изучения воспитанниками детских домов и школ-интернатов курса «Финансовая грамотность».

Ключевые слова: социализация, образование, дополнительное образование, финансовая грамотность.

Е. И. Давыдова

Научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО

В настоящее время на государственном уровне признана необходимость формирования финансовой грамотности населения, в том числе начиная со школьного возраста. Развитие финансовой грамотности призвано не только обеспечить эффективное взаимодействие граждан с экономическими институтами общества, но и направлено на приобретение знаний о финансовых рынках, специфике его функционирования и регулирования, о финансовых методах и инструментах экономики. Особое значение формирование финансовой грамотности имеет для детей и подростков, которые в силу обстоятельств остались без попечения родителей,— воспитанников детских домов и школ-интернатов. Для них

Как цитировать статью: Французова О. А., Давыдова Е. И. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2

. С.86-94.

формирование финансовой грамотности можно по праву считать одним из возможных путей социализации школьников, учащихся в интернатах.

К основным задачам курса относится подготовка молодежи к быстро меняющимся условиям жизни, связанным с ускорением темпов экономического развития, формирование навыков рационального экономического поведения и осуществления правильного выбора, развитие экономической мобильности личности. Изучение курса финансовой грамотности имеет большое значение для учащихся школ-интернатов, поскольку большая часть воспитанников детских домов и школ-интернатов выходят во взрослую жизнь из стен своего образовательного учреждения после 9-го класса, и лишь небольшой процент учеников продолжают обучение в старших классах. Необходимо подготовить выпускников таких образовательных учреждений к решению базовых финансовых задач, дать им возможность приобрести теоретический опыт подобного рода деятельности, научить их взаимодействию с различными финансовыми институтами (налоговой системой, фондами, банками) и финансово грамотному поведению в повседневной жизни, а также научить избегать потенциально опасных финансовых ситуаций.

Выпускники детских домой и школ-интернатов, в большинстве своем, являются детьми, оставшимися без попечения родителей и опекунов. В отличие от своих сверстников, воспитывающихся и проживающих в семье, они не могут получить консультации по финансовым вопросам от родственников или близких людей, опереться на их социальный и экономический опыт в этой сфере. Важно, чтобы выпускник детского дома или школы-интерната вступил во взрослую жизнь подготовленным

и компетентным в отдельных, наиболее важных вопросах финансовой области и финансовых рисков.

Социализация этой категории детей имеет специфические особенности. При вступлении в самостоятельную жизнь их ждет не только знакомство с новыми людьми, но и получение специального образования, поиск работы и трудоустройство, совершение первой самостоятельной покупки в свой дом, а также создание семьи и рождение ребенка. Поэтому для них очень важно знать как свои обязанности, так и свои права, и научиться их отстаивать в различных жизненных ситуациях, чтобы стать законопослушными и ответственными гражданами своей страны.

В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» по инициативе Министерства финансов РФ в 2015/2016 учебном году в пяти регионах Российской Федерации (Калининградской, Архангельской и Волгоградской областях, а также Краснодарском, Алтайском краях) проводилась апробация дополнительных образовательных программ и учебных материалов по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе детских домов и интернатов.

Разработку данных материалов осуществлял авторский коллектив под руководством И. В. Липсица, доктора экономических наук, профессора НИУ ВШЭ, автора многочисленных учебников и пособий по экономике для учащихся и студентов, в том числе первого в России учебника по экономике для подростков. К написанию программ и учебных материалов по финансовой грамотности была привлечена большая группа авторов, имеющих значительный опыт в создании учебных пособий. Перед авторами стояла задача создать практико-ориентированные курсы, позволяющие сформировать навыки сознательного рационального поведения в мире финансовых услуг с учётом разнообразия проблемных жизненных ситуаций, научить рационально управлять бюджетом семьи и защищать свои интересы в мире финансовых услуг, минимизировать урон для благосостояния семьи от негативных обстоятельств и явлений, таких как экономический кризис и инфляция,

финансовые мошенничества и сложные жизненные ситуации.

Отличие УМК по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов от аналогичных материалов для других целевых групп заключается в том, что материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов представлены двумя отдельными книгами: одна из них предназначена для использования непосредственно при организации образовательного процесса, а другая представляет собой практические советы ребятам для повседневной жизни. В процессе изучения тем по финансовой грамотности, предлагается использовать такие активные и интерактивные формы и методы как урок-лекция, практические занятия с решением кейс-заданий и кроссвордов, разработка проектов и написание эссе по материалом учебной литературы и сайтов Интернет; урок-игра с моделированием реальных финансовых ситуаций.

Для того чтобы максимально приблизить формирование финансовой грамотности к реальным сложным жизненным ситуациям, создан отдельный дополнительный материал для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, называемый «Советы на каждый день».

«Советы на каждый день» — книга уникальная, ни в одном УМК по финансовой грамотности для разных ступеней и уровней обучения и возрастных групп (от учащихся начальной школы до обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования) подобной книги нет. Данное пособие полезно не только воспитанникам детских домов и учащимся школ-интернатов, но может предназначаться и для учащихся общеобразовательных учреждений.

Данная книга представляет собой пособие с описанием конкретных жизненных ситуаций и их решением с целью формирования компетенций при обучении финансовой грамотности. Авторы пособия дают жизненные советы, учат решать различные финансовые проблемы, с которыми столкнется данная целевая группа. Создатели этого материала стремились сделать его более интересным, понятным и в то же время практически направленным.

Книга «Советы на каждый день» призвана помочь молодым людям при вступлении их в самостоятельную жизнь в социальной адаптации в обществе: научить грамотно обращаться со своими личными финансами, чтобы они стали надежным средством в достижении поставленных целей, а не источником постоянных переживаний; посредством обуче-

ния финансовой грамотности формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям, дефицит которых у них наблюдается на данном этапе жизни. Эта книга написана простым и доступным языком, каждый совет в ней имеет практический смысл, а следование этим советам может в комплексе стать надежной основой личной финансовой безопасности и защитой от мошенничества и неразумных финансовых решений. Специфика книги заключается в ее универсальности, она может быть полезной не только воспитанникам детских домов и учащимся школ-интернатов.

Исследование финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов показало, что у этих учащихся практически отсутствуют знания об основах финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел, поскольку учащиеся смогут узнать о том, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеют навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научатся основам взаимодействия с финансовыми организациями, такими как банки, пенсионные фонды и др.

В рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2015-2016 гг. осуществлялась апробация данных дополнительных образовательных программ и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности воспитанников детских домов и интернатов. Материалы УМК для воспитанников детских домов и школ-интернатов (Абросимова Е. Финансовая грамотность) апробированы в 9 образовательных организациях; 11 педагогов были привлечены в качестве экспертов. Также проводились занятия по рекомендованным темам УМК с участием 187 обучающихся.

Рассмотрим более подробно, как проходило формирование практической готовности школьников к проявлению финансовой грамотности по отзывам и описанию апробации учителями. Полученные данные свидетельствуют о том, что более 90% учителей признали важным изучение курса «Финансовая грамотность».

Участие в анкетировании принимали воспитатели детских домов с многолетним стажем работы (от 15 до 30 лет). Половина из них проходила обучение по методике проведения занятий по финансовой грамотности.

Апробация материалов по финансовой грамотности была организована в рамках изучения учащимися 5-7 тем, отобранных для проведения учебных занятий. Можно отметить, что среди методических приёмов организации познавательной деятельности учащихся, предложенных авторами курсов финансовой грамотности в апробируемых УМК, учителя выделили приемы, занимающие большее место по сравнению с другими. Таковыми являются: решение задач, отражающих социальные реалии, моделирование поведения, дискуссия, анализ информации из разных источников. Данные приемы позволяют учащимся играть активную роль в учебном процессе и быть вовлеченными в процесс обучения. Наименее используемыми методическими приемами в апробируемых УМК, по мнению учителей, явились: записи по ходу изложения учителем материала, индивидуальные проекты учащихся, групповые проекты учащихся. Таким образом, можно выделить направление для усовершенствования апробируемых УМК — разработка и включение в материалы УМК заданий и работ, связанных с проектной деятельностью, так как она способствует не только развитию творческих способностей и активности учащихся, но и адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни. Важно отметить, что учителя выразили единогласное мнение о том, что работа по УМК в полной мере направлена на получение новой информации, моделирование позитивного финансового поведения, развитие интереса к изучаемому материалу и обобщение изученного материла.

В предложенных для апробации материалах одним из наиболее интересных, по мнению учителей и школьников, стали проблемы «рисков в мире денег», детализированные на уроках по темам:

• «Что такое финансовое мошенничество»

• «Финансовые риски при расчетах за товары»

На занятиях рассматривались базовые понятия: финансовый риск; фальшивые деньги; финансовое мошенничество. Школьникам было предложено обсудить финансовые риски в современной действительности при расчетах за товары и услуги; куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сберкнижек и т.д.); правовая природа чаевых.

На уроках были рассмотрены ситуационные мини-задачи, в процессе которых ученики должны были использовать знания о финансовых рисках, составлять алгоритм действий в ситуации с фальшивыми день-

гами, выстраивать защиту от финансового мошенничества, понимать, как минимизировать финансовые риски и потери. Приведем в качестве примера задание:

Следует отметить, что предъявляемые на основании изучаемых теоретических материалов, интересные подборки позволяют школьникам изучать теорию и обращаться к алгоритмам защиты от финансовых рисков («Источники денежных средств семьи. Контроль расходов», «Риски в мире денег»).

Итоговая диагностика финансовых знаний (представлений) и практических умений учащихся показала, что учащиеся знают такие понятия, как «финансовый риск», «финансовое равенство», «финансовая система», «правовая природа чаевых». Около половины учащихся (51-55%) не только знают, но и могут объяснить понятия «финансовое мошенничество» и «фальшивые деньги», что говорит о большом внимании, уделенном данным темам в процессе обучения. Однако некоторые финансовые понятия даже в конце курса вызывают у учащихся затруднения в понимании и объяснении. К таким понятиям относятся: «финансовая партия», «финансово-консалтинговый учет». Примерно 50% учащихся не знают, что это такое. Данные понятия практически не встречаются

в повседневной жизни и необходимо особенным образом акцентировать на них внимание учащихся в процессе прохождения курса финансовой грамотности (рисунок 1).

Распределение ответов учащихся на вопрос: Знакомы ли вы со следующими понятиями?

■ Знаю, что это такое ШЗнаю и могу объяснить, что это такое □ Не знаю, что это такое

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

1) Финансовый риск 2) Финансовое равенство 3) Финансовая система 4) Правовая природа чаевых 5) Финансовое мошенничество 6) Финансовое благополучие 7) Финансовая партия 8) Права потребителей 9) Финансово-консалтинговый учет 10) Фальшивые деньги

I I I I

I I I I I

Рисунок 1. Распределение ответов учащихся на вопрос анкеты итоговой диагностики: Знакомы ли вы со следующими понятиями?

Большинство учащихся (более 70%) знают предложенные им темы (Что такое финансовое мошенничество, Финансовые риски при расчетах за товары, Правовая защита сбережений в банках, Защита прав потребителя при расчетах за товары и услуги), а 44% учащихся знают и могут объяснить тему «Фальшивые деньги».

После изучения тем курса по финансовой грамотности учащиеся оценили свои знания о том, как правильно расходовать деньги. Ниже на рисунке 2 показано распределение ответов учащихся в процентах по шкале от 0 (я не знаю, как правильно расходовать деньги) до 10 (я отлично знаю, как правильно расходовать деньги). Категории от 0 до 3 не выбрал ни один ученик, что говорит об уверенности учащихся в своих знаниях в области финансовой грамотности.

Я не знаю, как правильно расходовать деньги.

01234 56789 10

Я отлично знаю, как правильно расходовать деньги.

1% 18% 11% 26% 23% 11%

Рисунок 2. Распределение ответов учащихся на вопрос анкеты итоговой диагностики.

Довольно высокая оценка УМК и успешное прохождение апробации позволяет говорить о возможности использования его в образовательном процессе, социальными работниками. Внедрение данного УМК по указанным направлениям позволит не только восполнить выявленные пробелы в финансовых знаниях учащихся, воспитывающихся и обучающихся в детских домах и школах-интернатах, но и помочь решить важнейшую задачу их социализации и подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни.

1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.— М.: Вита-пресс.— 2014.—192 с.

2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты.— М.: Вита-пресс.— 2014.— 64 с.

3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.— М.: Вита-пресс.— 2015.— 24 с.

4. Галишникова Е. В. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день.— М.: Вита-пресс.— 2014.— 128 с.

5. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36-45.

6. Французова О. А. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов как возможный путь их социализации // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И. Ю. Синельников.— М.: ИСРО РАО, 2016.— С. 270-275

Вклад каждого волонтера изменит будущее

выпускников детских домов!

*Нажимая кнопку «Стать волонтером», вы переходите на сайт платформы для волонтеров

Почему и зачем появилась наша программа

Несколько лет назад в Сбербанк стали поступать заявления об исчезновении крупных сумм со счетов выпускников детских домов в разных регионах России. Банк проводил проверку по каждому обращению. Причиной таких ситуаций была неосмотрительность и доверчивость пострадавших молодых людей. Ребята становятся жертвами мошенников, которым ничего не стоит уговорить их дать доступ к банковской карте.

У воспитанников детских домов практически отсутствует личное пространство, они живут в мире, где за них все решено и определено. Они не имеют возможности самостоятельно распоряжаться личными вещами, а значит, у них не формируются навыки принятия решений и механизмы защиты личной собственности. У ребят нет понимания реальной стоимости денег, они не приоритизируют покупки, а ориентируются на сиюминутные желания.

В 2020 году Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» была разработана Волонтерская программа «Финансовая грамотность для воспитанников детских домов». Мы предлагаем волонтерам стать ведущими образовательного курса по финансовой грамотности.

Цель программы: изменение финансового поведения воспитанников детских домов посредством формирования навыков, которые позволят воспользоваться полученными знаниями в реальной жизни. Программа разработана совместно с экспертами АНО «Центр равных возможностей для детей-сирот “Вверх”» и Благотворительного фонда для приёмных детей «Шалаш». Результат программы — дети учатся разумно обращаться с деньгами, защищаться от мошенников и приобретают практические навыки для осуществления простых финансовых операций: составление списка покупок, планирование бюджета или разговор с работником банка.

Экспертиза Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования показала, что все элементы комплекта учебно-методических материалов 1-го модуля программы:

Экспертное заключение на комплект учебно-методических материалов 1 модуля программы (1 и 2 ступеней) для проведения просветительских мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Как реализуется программа

Программа реализуется силами волонтёров — ведущими образовательного процесса. Волонтёры объединяются в команду из 3–4 человек, регистрируются на цифровой платформе, проходят обучение, получают доступ к образовательным материалам, распечатывают сценарии занятий и раздаточные материалы и по согласованию с администрацией детского дома планируют расписание занятий.

Программа рассчитана на детей от 12 лет. Всё обучение построено на игровых симуляциях и моделировании реального опыта при решении повседневных (бытовых, жизненных) задач взрослого человека в отделении банка, магазинах и других объектах инфраструктуры города. Задача программы заключается в доведении до автоматизма простых алгоритмов действий, необходимых для решения повседневных задач.

Программа состоит из 3 модулей, в каждом из которых по 3 ступени (1 ступень — 5 занятий), и поддерживается автоматизированным сервисом — Цифровой платформой волонтёров, специально разработанной для организации их деятельности: формирования команд, обучения в формате видео, скачивания сценариев занятий, фиксации результатов воспитанников.

Что получает волонтёр


ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново


ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Волонтер Программы – ведущий занятия по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново


ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ТРЕНИНГ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Оцените статью