По мере того как финансовая грамотность занимает всё более заметное место в школьном образовании, всё острее встаёт вопрос соответствующей профессиональной подготовки учителей. За последние три года в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» созданы курсы повышения квалификации, которые нацелены на педагогических работников разных ступеней школьного образования, учитывают учебные программы разных предметов и региональную специфику.
В рамках Проекта Минфина России давно созрело понимание
того, что центральная аудитория, на которой необходимо сосредоточить усилия, —
это дети. Именно им в последующем предстоит развивать и совершенствовать финансовую
систему, стать основными клиентами финансовых организаций. Для того чтобы
преподавать финансовую грамотность школьникам, в рамках Проекта создана масса
инструментов — учебников, методических разработок, дидактических материалов,
игр, мобильных приложений и т. д. Однако многие учителя испытывают сложности с
тем, чтобы использовать эти материалы на практике. Поэтому с 2016 года ведётся
системная целенаправленная деятельность по повышению квалификации педагогов.
«Учитель может взять готовый методический комплект и работать по нему, не обучаясь на курсах повышения квалификации, — рассуждает Алексей Муранов, координатор образовательных программ проекта Минфина России. — Но делать это сложно: ни в школе, ни в институте педагогам прежде никогда не рассказывали, что такое финансовая грамотность. Им приходится иметь дело с совершенно новым предметом, который активно проникает в школы, пусть и на данном этапе лишь в рамках дополнительного образования. На курсах повышения квалификации педагогам рассказывают не только о методике преподавания, но и о самом содержании финансовой грамотности».
От центра к периферии
Системная работа, направленная на повышение квалификации школьных учителей по финансовой грамотности, стартовала в 2016 году. Тогда в девяти пилотных регионах (Калининградская, Волгоградская, Архангельская, Саратовская, Томская области, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край, Республика Татарстан) появились региональные программы по обучению школьников и были назначены координаторы для развития финансовой грамотности. Позже к ним подключились ещё шесть регионов — Москва, Ростовская, Свердловская, Новосибирская и Нижегородская области, а также Хабаровский край. Все эти регионы вошли в первую фазу развёртывания федеральной методической сети. За создание сети взялся консорциум в составе трёх участников — НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и Фонд «Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара» (ИЭП). Консорциумом был создан Федеральный методический центр по
финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
(ФМЦ).
Автор не указан, Вашифинансы.рф; CC BY 4.0
«Перед нами стояла задача создать на федеральном уровне кадровый потенциал учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, — говорит директор ФМЦ Николай Берзон. — Требовалось также выстроить эффективную инфраструктуру для поддержки их деятельности по распространению финансовой грамотности». « Ядро» этой инфраструктуры — ФМЦ — формировалось по модели распределённого офиса: «голова» его находится в ВШЭ, но сотрудники работают и в РАНХиГС, и в ИЭП. Такая организационная структура позволила в дальнейшем задействовать как экспертизу всех трёх участников, так и их кампусы по всей территории России. Например, у РАНХиГС есть 53 филиала, на базе которых можно было организовать площадки для обучения учителей, а у ВШЭ — три региональных подразделения (в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми).
Николай Берзон, директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ФМЦ: Процесс обучения сильно отличается от, скажем, чтения лекций студентам. За неделю нам необходимо достичь сразу двух целей: во-первых, ликвидировать финансовую безграмотность преподавателя или методиста, во-вторых, передать им все необходимые методики преподавания
Помимо федеральной «штаб-квартиры», инфраструктура включает региональные и межрегиональные методические центры. Они создавались на базе самых разных образовательных организаций: где-то — на базе филиалов РАНХиГС и ВШЭ, где-то — под эгидой местных педагогических или государственных университетов, где-то инициаторами выступали институты повышения квалификации учителей. Сейчас методическая сеть находится на третьей фазе развёртывания и насчитывает 28 региональных и межрегиональных центров, которые охватывают 62 региона России. В некоторых близлежащих регионах (например, в Пермском крае, Удмуртии и Кировской области) потребности по повышению квалификации закрывает один межрегиональный центр: его мощностей для этого хватает. « Тем не менее остались ещё регионы, которые сетью никак не охвачены, — рассказывает Берзон. — Если местные школы входят в Университетский округ ВШЭ и у нас сложились хорошие отношения с местными министерствами образования, то мы всё равно работаем с учителями из этих регионов. Например, мы обучили несколько десятков педагогов из Красноярского края и Якутии». Как говорит эксперт, на начало 2019 года в России было обучено более 26 тыс. учителей. В планах к концу 2020 года повысить квалификацию в общей сложности около 33 тыс. преподавателей. Эта «армия» финансово грамотных педагогов уже охватывает
более 20 тыс. российских образовательных организаций и обучает более миллиона
школьников.
Программный ликбез
Повышение квалификации осуществляется в два этапа. Методисты и преподаватели региональных центров (а также столичные учителя) проходят обучение в Москве: эту деятельность по большей части ведут специалисты из ВШЭ. Затем обученные преподаватели и методисты региональных центров передают методики преподавания финансовой грамотности учителям и преподавателям среднего профессионального образования на региональных площадках. Программа обучения строится по очно-заочному принципу.
Вначале педагоги самостоятельно знакомятся с 32-часовым курсом видеолекций, а
затем в течение 40 учебных часов посещают занятия в аудиториях — как правило, 5
дней по 8 часов. Эти занятия предваряются входным тестированием, в рамках
которого проверяют, как учитель усвоил материалы для самостоятельного изучения.
Очная программа включает восемь модулей и затрагивает такие темы, как личные
финансы, деньги, личный и семейный бюджет, банки и банковские продукты, финансовые
рынки и инструменты инвестирования, страхование, налоги, пенсионное и
социальное обеспечение граждан, финансовые мошенничества и пирамиды, создание и
развитие собственного бизнеса.
Не только учителя Южный федеральный университет и Институт «Международный финансовый центр» реализуют ещё один контракт в рамках проекта Минфина России: они обучают студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Это не повышение квалификации учителей, а подготовка будущих педагогов, с тем чтобы они также владели основами финансовой грамотности и могли преподавать её детям. Как объясняет ректор Института МФЦ Пётр Кирюхов, здесь посыл несколько сложнее и масштабнее, чем при работе с действующими педагогами. Одна из целей — пробудить интерес к финансовой грамотности в российских педагогических вузах и способствовать тому, чтобы они начали внедрять в свои образовательные программы связанные с ней элементы. Процесс уже пошёл: вузы в Томске и на Алтае, в частности, ввели с текущего учебного года обязательное изучение финансовой грамотности — причём не только будущими педагогами, но и педагогами-психологами. Всего в рамках этого направления было обучено почти 8,5 тыс. студентов из 19 российских вузов в 18 регионах. Осенью 2019 года МФЦ в партнёрстве с Сибирским федеральным университетом запустил ещё одно направление. Оно касается педагогов и вожатых, которые работают в детских центрах и школьных лагерях.
«Процесс обучения сильно отличается от, скажем, чтения лекций студентам, — комментирует Николай Берзон. — За неделю нам необходимо достичь сразу двух целей: во-первых, ликвидировать финансовую безграмотность преподавателя или методиста, во-вторых, передать им все необходимые методики преподавания». Несмотря на то что в рамках проекта уже разработано много методических материалов, педагогам приходится показывать, как работать на практике. Для этого им самим присваивают роли «школьников», а преподаватели ФМЦ становятся «учителями». С учётом того, с какой возрастной категорией работает тот
или иной педагог, «учителя» используют максимум техник, методик и материалов.
Если это школьники младших классов, упор делается на игровые механики,
применение плакатов, карточек и т. п. С учителями старших классов подробно
разбирают, как рассматривать на уроках бизнес-кейсы, предлагать ситуационные
задания, проводить деловые и ролевые игры.
Выстроенная система повышения квалификации учителей имеет вполне стройную конструкцию
В региональных центрах используется та же 72-часовая программа, рассказывает Михаил Чесноков, директор центра федеральных, региональных и сетевых проектов Института управления и регионального развития РАНХиГС. В первый же день очной работы педагогов делят на проектные группы по 8–10 человек. Их стараются объединить по определённым критериям, чтобы было удобнее работать в команде — например, в зависимости от ступени образования, предмета либо по территориальному признаку. Каждая группа в течение пяти дней выполняет какой-либо проект: выбирает тему и разрабатывает план урока, цикла занятий или даже курса. Группу сопровождает методист или преподаватель из регионального центра. В последний день проходит итоговое тестирование по курсу и защита разработок перед экспертной комиссией, в которую могут входить представители региональных министерств образования и финансов, преподаватели академии, эксперты банковской и страховой сфер.
Михаил Чесноков, директор центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления при РАНХиГС: На основании определённых критериев (проведение занятий по финансовой грамотности, участие в олимпиадах, разработка методических материалов и других) мы выявили от 1 000 до 1 200 наиболее активных и хорошо подготовленных учителей из 15 регионов страны.
Помимо общей 72-часовой программы повышения квалификации, в 2018 году РАНХиГС и ИЭП разработали пять коротких (по 24 часа) программ для изучения финансовой грамотности в рамках урочной деятельности — отдельно по обществознанию, математике, географии, английскому языку и основам безопасности жизнедеятельности. До конца 2019 года список должен пополниться ещё двумя программами — по истории и информатике. « На этих курсах, — объясняет Чесноков, — мы закрепляем те знания, которые педагоги получили в рамках основной программы, и показываем учителям-предметникам, как преподавать финансовую грамотность именно в рамках их конкретного предмета». Эти программы являются логичным продолжением базовой 72-часовой программы и тоже весьма востребованы.
Курсы против тревоги
На первый взгляд может показаться, что стандартизированная программа повышения квалификации учителей не даёт свободы региональным центрам в реализации собственных наработок и подходов к обучению. Однако это не так. Опыт регионов свидетельствует, что главное — в полном объёме придерживаться содержания программы, при этом по части передачи методик учителям жёстких унифицированных требований нет. « Мы стараемся проводить курсы творчески, — рассказывает Татьяна Райских, руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования. — Наша задача — донести до учителей весь спектр материалов для обучения, разработанных в рамках проекта Минфина России. Поэтому теорию мы подаём именно через эти инструменты — делаем краткий обзор того, что учителя могут использовать для помощи при подготовке уроков: федеральный портал «ВашиФинансы.рф», настольные игры, форматы финансовых и коммуникативных боёв, онлайн-квесты, финансовые калькуляторы, электронные учебники. Мы также рассказываем о федеральных и региональных конкурсах, олимпиадах и мероприятиях по финансовой грамотности, в которых можно принять участие со своими учениками».
Например, изучая тему «Семейный бюджет», эксперты центра
рассказывают о том, что вести учёт доходов и расходов можно с помощью мобильных
приложений — т аких как CoinKeeper, MoneOn и другие. Тему «Инвестиции», в
которой много новых понятий, учителя осваивают через такой методический приём,
как «домино»: группе выдаётся колода карточек с терминами и их значениями, и
педагогам необходимо сопоставить понятия и их определения. Среди используемых
методик — работа с метапланом, составление логических схем, заполнение
информационных листов и многое другое. Особое внимание уделяется технологиям
проектной деятельности, с которой также знакомят учителей. Предполагается, что
они затем станут привлекать к таким проектам школьников. К примеру, ребёнок может
изучить разные инструменты инвестирования и их эффективность и создать проект
со сравнительным их анализом. Или сделать разработку по бережливому потреблению:
проанализировать семейный бюджет, найти ресурсы для экономии, провести эксперимент
по сокращению расходов, создать памятки и правила экономного поведения и
рассказать о результатах.
Как создаются попредметные программы повышения квалификации Для повышения квалификации учителей создано пять дополнительных программ по финансовой грамотности в рамках отдельных предметов, а до конца 2019 года появятся ещё две.«Вплетать элементы финансовой грамотности в отдельные предметы — дело непростое, — говорит Юрий Калашнов, разработчик программы повышения квалификации «Финансовая грамотность на уроках истории» и учебно-методических материалов к ней. — Совершенно ясно, что у педагога есть свои основные задачи, связанные с преподаванием предмета. Вопросами финансовой грамотности он будет заниматься либо по остаточному принципу, либо как подвижник — если его лично они увлекают. Этот аспект нужно учитывать и создавать такие материалы, которые будут дополнять и расширять основной предмет, делать его более интересным и фактурным». Как добиться того, чтобы учителю стало интересно раскрывать вопросы финансовой грамотности на своих уроках? Возьмём для примера историю, предлагает Калашнов. Одна из тем, которая обязательно рассматривается в школьной программе, — Медный бунт 1662 года. Обычно в учебниках это событие анализируется с макроэкономической точки зрения, в контексте «бурного XVII столетия», политики царя Алексея Михайловича по присоединению окраин, других народных восстаний — соляного бунта, бунта Стеньки Разина. Причиной Медного бунта называют кризис денежной системы и реформу, в ходе которой серебряные монеты были заменены медными. Но ведь денежные реформы всегда являются болезненными для населения. На события тех лет можно взглянуть глазами простых людей. Почему им так не понравились «худые» медяки? Что заставило людей выйти на улицы и отправиться к царю в Коломенское? «В нашем пособии мы подробно описываем моменты, связанные с жизнью простого человека и последствиями для него тех или иных политических и экономических решений, — поясняет Юрий. — Эти элементы финансовой грамотности становятся интересны и педагогу, поскольку дополняют его картину. Значит, он с высокой степенью вероятности использует этот материал на уроке. А затем начнёт задавать школьникам и более глубокие вопросы: можно ли назвать то, что происходило в стране, инфляцией? Почему было принято обеспечивать деньги драгоценными металлами? Только так финансовая грамотность сможет «прижиться» в школьном курсе истории».
«У педагогов часто возникает чувство тревоги, — отмечает
Райских. — Ведь содержание курса новое, и они в нём разбираются не очень
хорошо. В первые дни так и происходит: входные тесты, как правило, учителя
проходят плохо. Наша задача — снять напряжение и дать понять коллегам, что в
рамках Проекта разработано абсолютно всё, чтобы они могли сами овладеть знаниями
и творчески донести их до детей. Различных методических материалов столько, что
каждый педагог может выстраивать мероприятия так, как нравится именно ему,
включая в план занятия отдельные элементы и выстраивая его по принципу мозаики.
Когда учителя видят весь этот методический багаж, они становятся намного более
уверенными в своих силах и тема финансовой грамотности их по-настоящему
увлекает».
Михаил Чесноков указывает ещё одну причину, по которой
педагоги с воодушевлением воспринимают курсы: они получают знания, касающиеся
их личного благосостояния и жизни их собственных детей, родственников, друзей.
«Когда учителям человеческим языком рассказывают о вопросах и проблемах, с
которыми они сталкиваются ежедневно, градус их интереса резко повышается, —
говорит эксперт. — Они перестают воспринимать курсы повышения квалификации как
очередную «обязаловку». Им, в частности, очень интересны вопросы пенсионного
обеспечения: с этих занятий они не уходят, пока не вытянут из преподавателей
всю возможную информацию. Подавляющее большинство берёт на вооружение тему
личных финансов, многие с удовольствием начинают вести простую смету расходов и
доходов». А вот темы налогов и инвестиций традиционно вызывают трудности,
поскольку в реальной жизни учителя с ними почти не сталкиваются. Бол́ ьшую часть
налогов за них платит работодатель, а для инвестиционной деятельности у них чаще
всего не хватает свободного капитала.
Сельская грамота
Отдельное большое направление в повышении квалификации педагогов по финансовой грамотности — работа с сельскими учителями. Этой деятельностью с 2017 года занимаются Южный федеральный университет и Институт дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр» (МФЦ). Совместно они разработали учебно-методический комплект, который включает в себя 72-часовую программу повышения квалификации сельских учителей, учебное пособие для проведения этой программы, методические рекомендации для преподавателей-тьюторов, которые занимаются с учителями сельских школ, а также дистанционные курсы, позволяющие удалённо проходить определённые модули учебной программы. По своей структуре программа очень похожа на ту, которую используют ВШЭ, РАНХиГС и региональные методические центры. Однако у неё есть и свои отличительные особенности.
Первая заключается в усиленных акцентах на просветительской деятельности учителей. « В сельской местности, особенно в малонаселённых пунктах, учитель играет несколько иные роли по сравнению с городом, — объясняет Пётр Кирюхов, ректор Института МФЦ. — Он не только является педагогом, но и выступает как некий «информационный центр» для односельчан, эксперт, с которым можно посоветоваться по определённым вопросам. На его плечи ложится проведение внеурочных занятий с детьми и просветительской работы среди взрослых». Поэтому программа по финансовой грамотности затрагивает не только темы, которые необходимо знать детям, но и вопросы, в большей степени актуальные для взрослого населения. Выпускник этой программы может быть привлечён к участию в публично-массовых мероприятиях: чтению лекций по финансовой грамотности для односельчан, проведению деловых игр и так далее.
Вторая специфическая особенность этой программы — наличие блока так называемой сельскохозяйственной финансовой грамотности. Этот компонент актуален для территорий с высокой степенью вовлечённости в процессы сельскохозяйственного производства — Краснодарского края, Ростовской области, Северного Кавказа, — где доля жителей, занятых в аграрном производстве, традиционно высока. Поэтому учителям из этих регионов рассказывают, в частности, о едином сельскохозяйственном налоге, агростраховании, финансовом обеспечении агробизнеса, механизмах финансовой поддержки сельхозпроизводителей, кредитно-потребительских кооперативах, создании и ведении фермерских хозяйств. А все остальные темы дополняют специально разработанными для сельской аудитории примерами, близкими к её жизненным реалиям.
Пётр Кирюхов, генеральный директор Учебного центра МФЦ: Вопреки стереотипам, по материально-технической базе сельские школы сегодня почти не уступают городским: почти все они подключены к интернету и имеют компьютерные классы
«Сельским учителям доступны все те же методические инструменты и разработки, что и остальным, — подчёркивает Кирюхов. — Вопреки стереотипам, по материально-технической базе многие сельские школы сегодня почти не уступают городским: почти все они подключены к интернету и имеют компьютерные классы. Другое дело, что уровень доступности финансовых услуг не так высок, да и опыта у населения меньше: в некоторых деревнях и сёлах ещё даже нет банкоматов». Тем не менее эксперт отмечает, что сельские жители охотно используют ресурсы интернета, мобильные приложения и дистанционные технологии для получения финансовых услуг и повышения своей финансовой грамотности. Например, многие пользуются мобильным банком, приложением «Мои документы», оплачивают в онлайн-режиме услуги сотовой связи и ЖКХ. « Тяга к знаниям у них очень высока, — добавляет Пётр, — и интерес к финансовой грамотности, несомненно, есть».
Количество обученных специалистов
Обучение педагогов сельских школ ведётся на базе
региональных образовательных организаций. Сегодня это направление реализуется в
30 регионах РФ (преимущественно тех, где выше удельный вес сельских жителей,
занятых в аграрном хозяйстве). В общей сложности, по данным МФЦ, с 2017 года
свою квалификацию повысили около 4,5 тыс. учителей.
На проверку
Даже идеально составленной и реализованной программы повышения квалификации недостаточно для того, чтобы учителя начали применять полученные знания на практике — тем более что предмет финансовой грамотности в школах не является обязательным. Поэтому важной частью становятся мониторинг и контроль того, что происходит с выпускниками курсов. « В 2017 году, год спустя после первого выпуска, мы связались
с учителями, прошедшими обучение, — рассказывает Михаил Чесноков из РАНХиГС. —
Мы спросили их, проводят ли они занятия по финансовой грамотности в школах,
какие методики применяют, какие трудности испытывают.
Картина сложилась крайне странная: около 80% выпускников сказали, что проводят занятия. Эта оптимистичная цифра не увязывалась с частыми жалобами учителей на то, что им не хватает учебников, времени, за факультативы не доплачивают, да и дети перегружены подготовкой к экзаменам. Когда мы попросили в качестве доказательства показать утверждённую школой программу, в которой были бы элементы финансовой грамотности в рамках отдельных предметов или внеурочной деятельности, сделать это смогли только 50% учителей». Таким образом выяснилось, что примерно половина слушателей
курсов не может «официально», по согласованной и утверждённой администрацией
школы программе применять свои знания на практике.
Специалисты методических центров решили сфокусироваться не
на тех педагогах, кто по тем или иным причинам не стал распространять
финансовую грамотность в школах, а на инициативных учителях, «загоревшихся»
этой деятельностью. « На основании определённых критериев (проведение занятий по
финансовой грамотности, участие в олимпиадах, разработка методических
материалов и других) мы выявили от 1 000 до 1 200 наиболее активных и хорошо
подготовленных учителей из 15 регионов страны, — говорит Чесноков. — С ними мы
будем продолжать работу на следующем этапе — глубже погружать в материалы,
разработанные в рамках проекта Минфина России, методики, электронные ресурсы.
Эти педагоги — наши «амбассадоры» финансовой грамотности, они будут выступать
главными драйверами её продвижения в своих регионах».
Для общего контроля РАНХиГС совместно с ВШЭ проводит
регулярные мониторинговые визиты: специалисты приезжают в регион, идут в школы,
беседуют с учителями, посещают уроки. Это помогает собрать обратную связь и
выявить насущные проблемы, стоящие на пути преподавания финансовой грамотности
в школах. Например, часто складывается ситуация, которую описывает Николай
Берзон из ВШЭ: «Учитель после курсов возвращается в школу, а директор не особо
расположен перекраивать учебное расписание под новый предмет или факультатив:
для него финансовая грамотность — головная боль. Поэтому мы провели в Москве
несколько семинаров с директорами и завучами школ, объясняли им, почему важно
создавать кружки или вводить факультативные занятия по этой теме. Практика
семинаров с администрацией была тиражирована и в регионах».
Татьяна Райских, руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования: Наша задача — снять напряжение и дать понять коллегам, что в рамках Проекта разработано абсолютно всё, чтобы они могли сами овладеть экспертизой и творчески донести знания до детей.
Раз в две недели методисты проводят для учителей поддерживающие вебинары, на которых можно освежить и актуализировать ту или иную информацию. Финансовые рынки очень динамичны: если педагог прошёл обучение год–два назад, он может не знать о появлении какого-либо нового финансового инструмента или об изменениях в законах. Помимо этого, четыре–пять раз в год проходят межрегиональные конференции по финансовой грамотности, где преподаватели и методисты из разных субъектов РФ обмениваются знаниями и опытом. А если учитель задаёт срочный вопрос, на который преподаватель регионального методического центра не смог дать ответ, он может позвонить по телефону горячей линии или отправить электронный запрос в федеральный методический центр.
Выстроенная система повышения квалификации учителей имеет
вполне стройную конструкцию. Она подразумевает не только разовые обучающие
мероприятия, а ещё и постоянную поддержку знаний, то есть направлена на
создание долгосрочного образовательного эффекта.
Российских педагогов обучат финансовой грамотности.
500 тьюторов, подготовленные специалистами Минобрнауки и Банка России, начинают обучать основам финансовой грамотности российских педагогов, рассказали «Известиям» в ЦБ РФ.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Куранова Елена Юрьевна
Полученные знания помогут учителям преподавать прикладную экономику — предмет, который вводят в программу школ, колледжей и вузов. В прошлом году уроки по финграмотности уже начались в 500 школах страны: основы этого курса школьникам дают на уроках обществознания (7-8 классы) и экономики (11 класс).
Тьюторы — это методисты из школ и департаментов образования. Они прошли обучение в Академии повышения квалификации и профпереподготовки работников образования при Минобрнауки. Подготовка тьюторов проходит в рамках программы по повышению уровня финансовой грамотности россиян.
По мнению экспертов, новый предмет позволит повысить в стране общий уровень знаний о финансах.
Лихина Елена Викторовна
А обучение опять во время (т.е. вместо) уроков? Какое количество уроков нам придется брать из воздуха? Или во вторую смену, когда учителя уже не просто наработались, а просто выжаты?
Всем завидующим учителям и их работе вместе с зарплатой и самым коротким днем рабочего времени предлагаю пройти курсы. Милости просим в школы.
Бурых Елена Владимировна
Было бы , что считать, мы и сами справились бы. На крайний случай математиков подключили бы.
Кого обучат? Педагогов? Если они умудряются со своей зарплатой жить, путешествовать и прочее, то чему их еще можно научить? Скорее они могут научить. Например, специалистов Минобрнауки, за деньги, конечно. и чтобы специалисты подъезжали к школам. После уроков. Ну можно перед уроками.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Три года назад мне начало казаться, что я не делаю ничего полезного для общества.
Я работаю в сфере экономики, и, откровенно говоря, это не приносит ощутимой пользы людям. Это не профессия врача или спасателя, когда можно измерить полезный эффект, цинично это ни звучало.
Обдумав эту мысль несколько дней, я сделала вывод: раз уж не пошла в медицину, надо использовать то, что есть. Так я и решила делиться знаниями по своей специальности. В идеале хотела трудиться на добровольных началах, объясняя детям основы финансовой грамотности. Но как именно это делать, не представляла, да и опыта в сфере преподавания у меня не было.
Впрочем, трудности меня не пугали, и я начала думать, куда пойти учиться на педагога. Кроме знаний я хотела получить хоть документ, позволил мне вести уроки.
Курсы переквалификации
Мне попалась статья на одном портале про воспитание детей. В ней рассказывали, как стать учителем без педагогического образования. Оказалось, что самый быстрый способ — пройти курсы и получить квалификацию преподавателя.
Мой выбор пал на краткосрочную переподготовку, которая длится от 6 до 12 месяцев. Подобные программы есть при государственных и частных учебных заведениях: например, можно получить диплом в РУДН или в Федеральном институте повышения квалификации и переподготовки, ФИПКиП.
Цена за переподготовку разная и зависит от сроков и организации. Отмечу, что такие курсы подходят тем, у кого есть высшее или среднее профессиональное образование любого направления.
На педагогических форумах советовали выбрать программу от 500 часов — иначе можно не успеть охватить темы, связанные с психологическими аспектами преподавания. Опыта общения с детьми у меня не было, и я решила, что это мне пригодится.
Профессиональная переподготовка в РУДН: стоимость, целевая аудитория и цель обучения
Чтобы найти подходящие программы, я просто вбила в поисковик «переквалификация преподаватель экономики».
Получить нужную мне квалификацию я могла в РУДН, но это стоило 36 000 ₽. Преподавать я планировала безвозмездно, поэтому тратить такую сумму была не готова. Комфортный порог для меня составлял до 20 000 ₽. К я в тот момент не работала, потому что хотела открыть свою кофейню, получать от нее доход и в свободное время вести уроки. Подробнее об этом я рассказывала в другом материале Тинькофф Журнала.
Среди других первых ссылок были две похожие организации: Московская академия профессиональных компетенций и Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки.
Я посчитала, что формат обучения там примерно одинаковый. Обе организации имеют свои платформы, где размещают пособия и проводят аттестацию студентов.
В итоге я пошла в Московскую академию профессиональных компетенций. Выбрала ее за сбалансированный учебный план: в нем уделялось время азам педагогики, стандартам преподавания и основам экономики.
Стоимость обучения в Московской академии профессиональных компетенций
Стоимость обучения в Федеральном институте повышения квалификации и переподготовки
Учеба
Программа, на которую я поступила, называется «экономика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования».
Можно было выбрать между обычным и интенсивным форматами обучения. Они различаются длительностью, темпом прохождения и ценой. В первом случае слушатели учатся размеренно, а во втором получают объем знаний за более короткий срок.
Я выбрала интенсивный вариант, потому что это показалось мне хорошей идеей: можно было получить нужный объем знаний и потратить при этом меньше времени. В четырехмесячную программу вошли 620 часов обучения. В 2020 году это обошлось мне примерно в 6000 ₽.
стоило обучение в Московской академии профессиональных компетенций
Занятия проходят дистанционно на платформе «Педкампус». Начать можно хоть на следующий день после подписания договора — достаточно выполнить такие условия:
Курс разделили на два блока дисциплин. Первый посвящен педагогике. Кроме небольшой исторической части об истории науки, все предметы оказались интересными. Например, меня порадовало, что в лекциях раскрыли теорию о восприятии учениками новых знаний. Этой теме были посвящены психология познания и педагогическая психология. Так как я ранее вообще не сталкивалась с педагогикой, качество материала не вызвало у меня вопросов.
Вторым большим блоком шли экономические дисциплины. Часть теоретических знаний я помнила из университета, овладела, когда работала аудитором и финансистом.
Материалы по экономике меня разочаровали. Их составили на скорую руку с повторением абзацев, встречались слова из букв и символов — например, «уч6ники». Кроме того, часть цитировавшихся документов — стандартов учета и нормативных актов — утратила силу. я вспомнила, как мало стоили эти курсы, и все встало на свои места. Да, в РУДН не было, но, в конце концов, хотела получить пресловутую корочку.
После каждого пройденного предмета требовалось сдать тест — без этого не давали доступ к следующей дисциплине. Времени на решение заданий было достаточно — настолько, что можно было подсмотреть ответы еще. Иногда я так и делала, если вопрос проверял знания, которые объективно не пригодились, например имена ученых-теоретиков.
Но некоторые курсы, связанные с педагогикой, оказались настолько интересными, что я никуда не подглядывала. Мне особенно понравилось изучать теорию и практику специальной педагогики и инклюзивного образования, педагогическую риторику.
В конце курса я сдавала итоговый междисциплинарный тест и аттестационную работу в формате эссе.
Тест представлял собой компиляцию вопросов по завершенным курсам. Его нужно было решить за 90 минут. Как по мне, этого времени вполне достаточно, чтобы сдать все с первого раза и на высокий балл. Тем не менее слушателям давали три попытки. На сайте академии также сказано, что можно получить дополнительные шансы, но не уточняется как.
Итоговая работа состояла из развернутых ответов на пять вопросов. Каждый текст должен был занимать примерно страницу. Результаты — рецензия на работу и итоговая оценка — появлялись в личном кабинете.
Я успешно сдала все задания, а спустя некоторое время обнаружила в почтовом ящике диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Мне присвоили квалификацию «учитель, преподаватель экономики».
Мой диплом о профессиональной переподготовке. Документ отправили Почтой России, так что я могла отследить его перемещение по трек-номеру
Вкладыш с перечнем освоенных дисциплин
Итак, я получила документ о том, что могу работать учителем. Но мне хотелось больше прикладных знаний в области педагогики. Тогда я нашла портал «Яндекс-учитель», где преподаватели могут повышать квалификацию бесплатно.
Я прошла три курса. Первый называется «Базовые цифровые компетенции учителя». Выбрала его, потому что мало знала о технических аспектах, связанных с преподаванием. Курс помог мне освоить визуальную доску Miro, инструмент для управления проектами Trello и сервисы, которые могут разнообразить процесс обучения, например Quizlet.
Второй курс посвящен финансовой грамотности и базируется на международном исследовании PISA. Это тест, который оценивает знания школьников по базовым дисциплинам. Из лекций я узнала, какими навыками должны овладеть дети за время учебы.
Третий — «Теория трудного поведения», он включает материалы о том, как вести себя с трудными подростками и помогать ребенку справляться с эмоциями.
Каждый курс длится по 16 часов и состоит из видеолекций и тестов. Записи можно смотреть в ускорении, а задания выполнять сразу. Тогда один курс получается пройти за пару дней.
Обучение было актуальным, современным и с разными примерами. После его окончания по запросу присылают удостоверение о повышении квалификации, где указывают все пройденные дисциплины.
Поиск работы
Получив знания и дипломы, я решила, что готова к практике. Я хотела вести уроки экономики в общеобразовательной школе или дополнительные курсы по финансовой грамотности. Преподаванию планировала уделять часть времени, поэтому полную занятость не рассматривала.
Иллюзий, что быстро найду работу, я не питала: диплома педагогического вуза у меня не было. Зато была уверенность, что обязательно устроюсь.
О рынке вакансий в сфере образования я ничего особо не знала и просто открыла популярный портал по поиску работы. Начала с того, что подкорректировала резюме: частично убрала нерелевантный опыт и добавила информацию о пройденном обучении. Затем вбила в поиск «преподаватель финансовой грамотности» и буквально сразу наткнулась на работу, которая меня полностью устраивала: с частичной занятостью и гибким графиком.
Описание вакансии, которая мне понравилась
Долго не раздумывая, я откликнулась. было мое удивление, когда мне ответили и назначили собеседование на вечер. Никакого волнения я не тогда испытывала — меня охватили энтузиазм и интерес. Но одних горящих глаз оказалось недостаточно: после интервью со мной никто так и не связался.
Я не отчаялась и стала просматривать предложения для новичков. Так, одна онлайн-платформа искала менеджера вводных уроков по финансовой грамотности, как раз без опыта. Я откликнулась на вакансию, но получила отказ.
Вакансия в компанию, которая создает развивающие курсы для детей
Я уже долгое время была подписана на канал известного на российском рынке специалиста по рекрутингу. Она проводила акцию: любой подписчик мог получить карьерную консультацию бесплатно.
Я откликнулась, и мне довольно быстро ответили. Эксперт нашла, что мне отказывают резюме, посоветовала убрать нерелевантный опыт и написать о работе репетитором, если она была.
Надо сказать, я все это прекрасно понимала. Но так как я никогда не вела уроков, даже частных, то могла указать только свой опыт специалиста по международным стандартам финансовой отчетности, МСФО.
Мнение опытного рекрутера о моем резюме
Я продолжила мониторить вакансии на порталах для учителей, отправила резюме в соседние школы, зарегистрировалась на волонтерских площадках.
Месяц переписывалась с потенциальными работодателями, но мне приходили отказы даже от благотворительных проектов. Часто мои отклики оставались без ответа.
Отказ от волонтерской организации
Признаюсь, в момент у меня почти опустились руки. Я не понимала, где набраться опыта, если не могу устроиться даже волонтером.
Можно было отказаться от затеи, но я продолжила откликаться и получила приглашение на собеседование в Мальтийскую службу помощи. Это благотворительная организация, которая поддерживает малообеспеченных граждан и организует досуг для детей и взрослых.
Приглашение на собеседование от Мальтийской службы
За время поисков и откликов от былой уверенности в себе у меня почти ничего не осталось, так что перед этим собеседованием я волновалась. Но все прошло удачно. Мы с координатором созвонились в «Зуме», и я рассказала о себе, а представитель компании — о работе. По итогу меня пригласили посмотреть их центр.
через неделю мы встретились. Координатор провела экскурсию, рассказала, какие у них есть занятия и что центр очень заинтересован в уроках по финансовой грамотности для детей. После всех предыдущих отказов меня это, конечно, обрадовало, и мы договорились о сотрудничестве.
Примерно в время вышел выпуск Дудя с фотографом Дмитрием Марковым о том, как живет русская провинция. Среди прочего там рассказали истории ребят из детских домов.
Когда выпускники детдомов достигают 23 лет, они получают право на квартиру от государства. К сожалению, ребята часто теряют это жилье. Кроме того, они не знают, как распоряжаться своими финансами, что влечет за собой печальные последствия.
Посмотрев тот выпуск, я даже обрадовалась, что получила отказы от других работодателей и стечения обстоятельств привели меня в Мальтийскую службу помощи.
Работа в благотворительной организации — как раз та ощутимая польза, которой мне не хватало.
Заключив договор о безвозмездном выполнении услуг, мы с координатором пришли к тому, что я разработаю серию онлайн-уроков и напишу, как закончу. О сотрудничестве мы договорились в декабре, так что запускаться решили со следующего года.
Создание своего курса
Подготовке к занятиям я планировала посвятить весь ближайший месяц. К это был мой первый опыт преподавания, такой необходимый и долгожданный.
Прежде чем начать подбирать материал, мне хотелось узнать возраст будущих слушателей. Я рассчитывала, что ими окажутся подростки из детских домов, но аудитория оказалась немного другой. Как я потом поняла, большая часть подопечных фонда — малообеспеченные семьи с детьми младшего школьного возраста.
Оставшуюся часть декабря и январские праздники я готовила программу. Это было несложно: структуру занятий посмотрела на сайтах онлайн-школ, куда ранее отправляла резюме, а материалы собрала из открытых источников.
Так как я готовила курс для детей, важно было подать информацию простыми словами и при этом интересно. На помощь мне пришла «Азбука финансовой грамотности» от «Смешариков». Например, когда я объясняла детям, что такое заемные средства, мы смотрели серию о том, как Нюша взяла кредит на платье.
Я также использовала другие источники, среди которых были:
В результате я подготовила пять занятий по 45 минут каждое. В них в основном рассказывала про базовые термины, подкрепляя их примерами из жизни и мультфильмов.
Вот темы, которые я затронула в своем курсе:
Мы договорились с координатором, что я напишу анонс курса, который разместят на сайте и страничке организации в соцсетях, а также на информационном стенде.
Объявление о наборе опубликовали 11 января, и к концу месяца у меня набралась группа из десяти детей в возрасте около десяти лет. Все мои ученики были из малообеспеченных семей.
Анонс моего курса по финансовой грамотности
Первое занятие состоялось 27 января. Я подготовила презентацию на вводную тему — знакомство с финансами. Зашла в конференцию заранее и, немного нервничая, стала ждать ребят.
Из десяти детей, которых записали на первое занятие, пришла ровно половина. При этом только один мальчик включил камеру. Он в итоге всегда ходил и отвечал на мои вопросы.
Мое рабочее место перед первым занятием
Занятия проходили раз в неделю, а всего их было пять. Домашних заданий я не давала. После каждого урока писала координатору, сколько человек присутствовало на уроке. Вероятно, организации нужна была эта информация, чтобы понимать, курс.
Вести занятия оказалось тяжело, потому что у учеников были выключены камеры и я не понимала, они меня. Иногда я задавала вопросы, на которые никто не отвечал. В такие моменты было сложно определить причину: тебя не понимают, не знают ответ или просто не слушают. Тогда я сама отвечала на свой вопрос, показывая попутно слайд с примером.
Я прекрасно понимала, что дети, которые только вернулись из школы, не хотят еще 45 минут сидеть перед компьютером и отвечать на вопросы. Поэтому старалась приводить интересные примеры, не возмущалась и не давила на ребят, если они молчали. Когда давала новые термины, уточняла, ребятам понятно. В конце каждого урока задавала вопросы по пройденной теме.
На заключительном занятии я провела небольшую викторину. Все дети в ней активно участвовали, что меня несказанно обрадовало. После курса получила много положительных отзывов от родителей и координатора.
Выводы
Я выпустила свою первую группу учеников, но набирать вторую не захотела. Не могу сказать, что это совсем не мое, но я убедилась, что работа учителем — даже с частичной занятостью — требует много усилий.
Может, я продолжила преподавать, то увереннее в себе и продолжать и дальше. Но тогда мне нужен был перерыв и понимание, хочу я этого или нет.
Так сложилось, что в марте 2021 года я вернулась к работе финансистом. Мне понадобилось время, чтобы вникнуть в новые процессы, а на сторонние занятия не хватало сил. Поэтому решила, что при случае попробую еще раз, а пока сделаю паузу.
Благо форм передачи знаний сейчас очень много, и занятия проводить не обязательно. Например, можно вести блог или снимать видео для соцсетей. К сожалению, пока я до этого не дошла, но в будущем хочу создавать образовательный контент с советами по финансовой безопасности.
В любом случае я рада, что прошла этот путь, и ни о чем не жалею.
Вот еще несколько выводов, которые я сделала:
Работаете или учитесь? Покажите свое рабочее место и станьте героем следующего материала