УРОК ЧАС СТУДЕНЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.

Целями учебно-методического комплекса являются:

Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование.

В пособии представлены цели и задачи курса «Финансовая грамотность» для образовательных организаций среднего профессионального образования, а также планируемые образовательные результаты. Программа включает два варианта учебно-тематического планирования (34 и 68 учебных часов), обзор форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, описание подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся.

Учебная программа 2020 (PDF, 254 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование.  В пособии в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике. Материалы для учащихся 2020 (PDF, 16.20 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Среднее профессиональное образование.

Издание содержит общую характеристику методики обучения финансовой грамотности в организациях системы СПО и раскрывает особенности организации занятий (представлены сценарии и планы их проведения). В пособии даны ответы к заданиям из материалов для обучающихся и рабочей тетради, представлены проверочные работы для промежуточного оценивания и итоговая работа по курсу в целом.

Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 1.06 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Среднее профессиональное образование.

В пособии содержатся информационно-образовательные материалы, которые помогут родителям обучающихся учреждений СПО расширить свой финансовый кругозор, научиться сберегать и инвестировать деньги, вести собственный бизнес и пользоваться такими финансовыми услугами, как кредиты, вклады, ПИФы и страхование (в том числе пенсионное).

Материалы для родителей (PDF, 3.55 Мб)

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование.  В пособие включены задания для текущего контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для организаций системы СПО. Это задания для самоконтроля и самостоятельной работы. Предлагаемый материал позволяет педагогам проводить проверку знаний, используя различные формы контроля, корректировать методику преподавания, выявлять темы, которым следует уделить пристальное внимание. Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 350 Кб)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Карелия «Петрозаводский автотранспортный техникум»

Методическая разработка учебного занятия

«Обществознание, включая экономику и право»

Вострякова Ирина Евгеньевна, преподаватель социально-экономических дисциплин

Одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии – Экономических дисциплин ПЦК

Протокол №01 от02 2019 Председатель ПЦК

Зарегистрирована в Методическом центре ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»

№Методист Сизова Т. В.

Методическая разработка открытого урока по УД «Обществознание, включая экономику и право» разработана с учетом остро стоящих перед обучающимися вопросов в сфере финансовой грамотности.

Знания в области «Финансовой грамотности» для современного человека, являются неотъемлемой частью его жизни, профессионального развития и качества жизни.

В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма.

Данное учебное занятие учит студентов не быть зависимыми от кредитов и других финансовых обязательств, а правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе урока, студенты закрепляют полученные знания по теме финансы и финансовая грамотность, а также на практике применяют полученные знания. Они самостоятельно определяют возможные доходы семьи, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют семейный бюджет исходя из нужд каждого члена семьи.

В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:

– Обобщение материала;

– Контроль полученных знаний (опрос);

– Практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

– Подбор и определение необходимой литературы;

– Подготовка наглядных пособий;

– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;

– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.

– Определение домашнего задания.

Для реализации данного учебного занятия, необходимо:

– дидактический материал.

1. Учебно-методическая карта учебного занятия

Методическая характеристика учебного занятия

2. План – конспект учебного занятия

1. Организационный момент

2. Краткий обзор полученных знаний в области финансовой грамотности (см. Приложение Презентация «Финансовая грамотность»)

«Если у Вас нет плана, как стать богатым,

то, скорее всего, Вы планируете быть бедным.

Просто Вы не догадываетесь об этом».

Что такое финансы?

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.

Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения финансов, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства.

Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Семейный кодексы.

Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные (денежные средства на банковских счетах и в виде ценных бумаг).

Происхождение термина «финансы» обязано французскому языку, в котором слово «финансы» имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя определения финансов в основном сформированы вокруг денег, сами финансы могут включать в себя и другие активы, в том числе: драгоценные камни, металлы, предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Финансово грамотные люди не живут от зарплаты до зарплаты, и берут кредиты только в тех случаях, когда уверены, что взятый кредит в перспективе принесёт прибыль. Они не поддаются панике даже в условиях экономического кризиса, поскольку имеют «резервный фонд» на случай различных форс-мажоров, они умеют планировать и предвидеть.

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.

С чего начать обучение финансовой грамотности?

Выработайте у себя правильные финансовые привычки. Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных финансовых привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое положение изменилось к лучшему. Вот эти 4 полезные привычки:

Начните вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.

Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам.

Всегда сразу после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10% полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные расходы, начиная с самых важных.

Ниже Вашему вниманию предоставлен список из пяти основных навыков, которые должен освоить каждый человек, который хочет научиться уметь считать деньги.

1. Правильный подход к деньгам. Свое отношение к деньгам нужно изменить с потребительского («что заработал, то и потратил») на управленческое. Вы должны осознать, что у Вас нет личных денег, а есть личные финансы,

2. Планирование и учет финансов. Необходимо начать вести учет доходов и расходов каждый день (благо современные технологии значительно упростили эту задачу), освоить планирование и учет личных финансов, Вы должны научиться составлять и планировать бюджет предприятия, личный и семейный бюджеты, вести учёт всех финансов. Это нужно для того, чтобы всегда быть в курсе своих финансовых результатов, рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать сбережения и капитал для инвестирования. И обязательно, в целях безопасности, на случай форс-мажора нужно скопить фонд, размера которого должно хватить на 6-12 месяцев Вашего привычного уровня жизни в случае потери бизнеса или работы!

3. Сотрудничество с финансовыми учреждениями. Обязательное условие финансовой грамотности, как простого обывателя, так и предпринимателя – это освоение взаимоотношений с финансовыми учреждениями. Сегодня, чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег.

4. Дополнительные источники дохода. Финансовая грамотность населения продолжает оставаться на низком уровне еще и потому, что подавляющее большинство людей, воспринимают работу по найму как единственно возможный способ пополнения личного или семейного бюджета, предприниматели вкладывают все деньги только в своё предприятие.

Поэтому, осваивая азы финансовой грамотности, Вы должны понимать, что возможен не только активный заработок, но и пассивный доход, что способы заработка следует диверсифицировать, чтобы надежнее защитить бюджет предприятия, личный или семейный бюджеты от возникновения форс-мажорных ситуаций (например, на случай увольнения).

Уметь диверсифицировать источники дохода. Иметь всего один источник дохода в наши дни очень опасно, особенно если от этого источника зависите не только Вы, но и Ваши близкие. В этом случае Вы подвергаете себя и свою семью слишком большому риску. Когда у человека есть несколько различных источников дохода, ему живётся гораздо комфортнее. Ощущение стабильности, безопасности и уверенности в будущем своей семьи бесценно.

И обязательно некоторую часть дохода нужно выделять на повышение собственной квалификации, на саморазвитие. Повышение разряда сварщика или получение дополнительных смежных профессий поможет Вам быть востребованным на рынке труда. Это инвестиции, которые обязательно окупятся в перспективе!

5. Инвестиции. Каждому человеку необходимо знать, вне зависимости от того занимается он предпринимательской деятельностью или нет, что деньги способны создавать другие деньги, и их можно не проедать, а заставлять работать и приносить пассивный доход. При этом следует понимать, что инвестиции всегда связаны с рисками, этими рисками необходимо управлять и диверсифицировать их, вкладывая капитал в разные финансовые инструменты.

Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый человек? Уметь сохранять баланс между потреблением и инвестициями. Жить хорошо сегодня и при этом откладывать и инвестировать достаточно денег, для обеспечения комфортного уровня жизни в будущем – не простая задача. Если не откладывать на будущее ничего – то Вас ожидает убогая нищенская пенсия от государства. Если откладывать и инвестировать по максимуму, а сейчас жить впроголодь «на сухарях и воде» – возникает риск не дожить до того самого «светлого будущего» или заплатить за него слишком большую цену – в виде ненавистного прошлого. Поэтому очень важно придерживаться «золотой середины», которая позволит и сейчас жить комфортно, и в будущем – не хуже. Уметь эффективно управлять личными финансами, планировать доходы и расходы заранее.

В наши дни существуют различные сервисы для учёта доходов и расходов. Все они позволяют буквально за пару минут в день с экрана телефона вносить информацию о расходах и доходах.

Если Вы не хотите доверять такого рода информацию различным сторонним сервисам, Вы можете воспользоваться обычным МS Excel. Важно при этом осуществлять планирование расходов на следующий месяц, а так же проводить анализ, сравнивать планируемые показатели с фактическими. 30 минут в месяц, уделённых планированию и анализу личного бюджета позволяют найти дыры в бюджете, определить куда именно утекают деньги, и принять правильные решения для увеличения количества денег в Вашем кошельке.

Планировать своё будущее на 10 – 30 – 50 лет вперёд и следовать своему личному финансовому плану. Личный финансовый план – это ваш лучший друг и помощник в реализации ваших финансовых целей. Те люди, которые следуют личному финансовому плану, гарантированно достигают финансового благополучия.

Давайте вспомним основные статьи доходов семьи:

доход от бизнеса

помощь (родителей, супруга, детей)

проценты по депозиту

А теперь расходы в семье:

Автомобиль (бензин, мойка, ремонт, запчасти, страховка, стоянка, техосмотр, налоги, штрафы, парковка)

Благотворительность, помощь, подарки

Бытовая техника, компьютер, расходные материалы

Дети (одежда, питание, игрушки, книги, няня, мебель, услуги, развлечения)

Домашние животные (питание, товары для животных, услуги ветеринара)

Здоровье и красота (косметика, парфюмерия, салоны красоты, спорт, лекарства, услуги)

Ипотека, долги, кредиты (выплата по кредиту, выплата по ипотеке, досрочное гашение долга, покрытие процентов)

Квартира и связь (электричество, вода, тепло, газ, радио, телефон, интернет, аренда, вывоз мусора, кабельное телевидение, охрана, консьерж)

Налоги и страхование

Образование (учебники, канцтовары, плата за обучение, репетитор)

Одежда и аксессуары (одежда, обувь, аксессуары, украшения, химчистка, ателье, ремонт обуви)

Отдых и развлечение (игры, фильмы, книги, диски, журналы, кафе и рестораны, кино, фото, театр, выставки, боулинг)

Питание (основные продукты, деликатесы, алкоголь, еда на работе, школьные завтраки)

Разное (служебные расходы, карманные расходы, чаевые, взносы, банковские комиссии, нотариус, утеря денег, доставка товара)

Ремонт и мебель

Товары для дома (белье, мелкая техника, инструменты, посуда, кухонная утварь, товары для ванной, предметы интерьера)

Транспорт (автобус, проездные, авиа, метро, такси, электричка)

Какие из них постоянные, а какие переменные? Какие расходы мы учитываем в первую очередь? Какие расходы мы можем отложить? Можем ли мы научиться накапливать необходимые средства для крупных покупок – автомобиль, холодильник, отпуск?

Теперь давайте научимся планировать наш бюджет и расходы

3. Мотивационный этап

Кейс – это заданная ситуация, приближенная к реальности, в которой вам необходимо предложить план решения. Правильного ответа нет, но есть критерии, по которым можно оценить, насколько выбранный вами вариант является оптимальным. Решение кейса представляет собой, во-первых, работу с раздаточными материалами – в них содержится информация, которая вам поможет. А во-вторых, вы будете основываться на собственном мировоззрении и жизненном опыте.

Каждая команда получит вводные об одном домохозяйстве. Вы будете планировать расходы своего домохозяйства на 1 год, а затем анализировать структуру расходов и распределять их по типам. Когда вы спланируете расходы, вам нужно будет предположить, какие источники дохода могут быть у вашего домохозяйства, чтобы покрыть все расходы.

Давайте посмотрим, какая у нас есть информация.

Знакомство с раздаточными материалами и пояснения по решению кейса

Модераторы раздают каждой команде индивидуальные вводные о домохозяйстве, общие дополнительные материалы, предлагают игрокам ознакомиться с ними и дают пояснения по представленным материалам.

Давайте рассмотрим комплект раздаточных материалов:

Содержит информацию о составе семьи, основных жизненных приоритетах, роде занятий, месте проживания. Всего в чемпионате 3 разные легенды – у каждой команды своя. Остальные характеристики домохозяйства вы можете формулировать самостоятельно, но они не должны противоречить заданной легенде и здравому смыслу.

Уровень цен на некоторые товары и услуги

В качестве ориентиров, вы можете использовать их или опираться на собственный жизненный опыт. Учтите, что это неисчерпывающий список. Если вам не хватает каких-то данных, вы можете найти их в интернете или прикинуть, посоветовавшись друг с другом и объединив опыт всех членов команды.

Уровень инфляции и ее прогноз на ближайшие годы

На уроках мы уже изучили это понятие: инфляция – это устойчивая тенденция к повышению цен. Инфляция влияет на изменение цен в общем на товары и услуги между годами – цены повысятся, и вам нужно учитывать ее, когда вы будете планировать расходы на второй год.

Бланк решения кейса

Бланк содержит три таблицы, в которых вы будете отражать расходы. После заполнения вы сдадите бланк для оценки мне (или жюри).

Памятка по решению кейса

Здесь вы найдете описание примерного алгоритма решения. Если в процессе решения у вас будут затруднения, заглядывайте в памятку, чтобы понять следующий шаг. Давайте разберем ее вместе с вами.

Для визуального представления своего решения вам следует использовать ватман, на который вам необходимо вынести основные черты вашего домохозяйства и основные цифры.

После того, как участники ознакомились с тем, какие материалы им доступны, модератор поясняет, как следует построить решение кейса – данный порядок также есть у участников в памятке.

Для решения кейса вам необходимо:

Проанализировать легенду домохозяйства. На основе легенды определить его потребности и выделить приоритеты по расходам.

Обсудить и принять решение командой о всей совокупности расходов, которые должны быть у домохозяйства.

Проанализировать все полученные материалы, понять, какая информация имеется, и где она должна быть использована.

На основании имеющейся информации и выработанных суждений относительно структуры расходов составить план расходов домохозяйства.

Проверить, что предложенный уровень расходов домохозяйства сделает его «счастливым».

Проанализировать структуру расходов по типам и ее изменение структуры по годам.

Предположить уровень и источники доходов домохозяйства и сопоставить с уровнем запланированных расходов.

Подготовиться к презентации: визуализировать ваше решение на листе и подготовить устное выступление.

Во время презентации вам могут быть заданы уточняющие вопросы, а по ее итогам жюри поставит оценку каждой команде.

Оценка команд проводится по трем критериям:

соответствие решения кейса легенде персонажа (4 балла);

обоснование суждений команды (4 балла);

качество презентации (включая визуализацию на ватмане) и выступления (4 балла).

Решение кейсов – 40 минут

Участники заполняют бланки решений и готовят презентацию, отражая решение на листе.

Модератор отвечает на возможные вопросы участников, поясняя, как работать с раздаточными материалами, где взять необходимую информацию, если она есть в раздаточных материалах или, рекомендуя сделать командное предположение. Также модератор проверяет, насколько команды продвигаются в своем решении и успевают по времени: просят показать степень заполнения бланка и подготовки презентации. В случае, если команда движется очень медленно, разбирают с командой, какие вопросы возникают. Желательно, чтобы модератор помогал также следить за верностью расчетов команд.

За 10 минут до конца времени решения модератор уточняет, начала ли команда заниматься подготовкой презентации, напоминает о ней, уточняет, все ли понятно по критериям оценки, при необходимости, поясняет.

Задача кейса состоит в том, чтобы участники по итогам тематических мастер-классов попытались спланировать все виды расходов, которые есть у домохозяйства, и оценить их уровень.

Во время презентаций команд необходимо уточнять, каким образом определялся уровень расходов, почему были выбраны данные статьи расходов, какие источники дохода у домохозяйств, считают ли участники свои домохозяйства «счастливыми» при таком плане расходов.

При проверке уровня расходов необходимо проверить соотношение расходов и предполагаемых доходов – насколько обоснованный уровень доходов предложили участники, чтобы покрыть запланированный уровень расходов.

При подведении итогов мероприятия жюри может напомнить участникам цели, которые ставились перед мероприятием. По итогам решения кейса у участников должны появиться вопросы об уровне конкретных расходов, ответы на которые они смогут получить у родителей, вернувшись домой. Задача кейса состоит не в том, чтобы участники составили максимально приближенную к реальности картину уровня расходов, а в том, чтобы они прошли цепочку «легенда – потребности – расходы». Также мероприятие помогает выявить пробелы в понимании уровней расходов у участников.

При проверке уровня расходов можно в качестве ориентира можно использовать уровень прожиточного минимума и сравнить его с уровнем расходов, предложенным участниками.

В процессе проведения учебного занятия повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление знаний. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Работают все студенты, даже  неуверенные в своих знаниях.

обосновать использование практических и теоретических знаний;

использовать технологию проведения ролевой игры в решении сложных конфликтных ситуациях;

сформировать у студента  навыки и умения выходить из различных конфликтных ситуаций, повысить мотивацию к обучению.

Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.

Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс расчёта доходов и расходов, осуществляет поиск путей дополнительного заработка и создания накоплений, что является необходимым условием  в личной и профессиональной деятельности будущих специалистов-технологов.

Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. – М.: Ин-т общего образования, 2009. – 352 с.

Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно –научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ А. Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2016. – 432 с.

Основы экономики: учеб. Для учащихся учреждений нач. проф. Образования / О. Н. Терещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.

Основы экономики: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ Н. Н. Кожевников, Т. Ф. Басова, В. В. Болгова и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с.

Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В. Кукушина. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов нД.: Издательский центр «Мар»; Феникс, 2015.

Памятка для выполнения задания

Легенда домохозяйства 1

Семья состоит из трех человек: двое взрослых Иван и Мария и дочь-подросток Аня. Семья проживает в небольшом городе N, Иван занимается преподаванием в области физики в институте. Когда Иван получил степень кандидата наук, семье дали здесь двухкомнатную квартиру. Мария работает личным помощником в компании. Она добирается до работы своим ходом. Аня учится в 7 классе и занимается танцами, школа находится в трех остановках от дома. Она отличница и состоит в онлайн-сообществе молодых ученых. Иван и Мария рассчитывают, что Аня через несколько лет сможет самостоятельно подготовиться к поступлению на бюджетное место в ведущий технический вуз. Раз в год вся семья ездит в отпуск. Отдыхать семья предпочитает в России, в санатории, куда они добираются поездом.

Легенда домохозяйства 2

Роман и Ольга – молодая семейная пара, живущая в городе Z. Роман и Ольга работают юристами и успели сделать неплохую карьеру. Год назад пара переехала в Город Z из места N, в котором оба родились. Сейчас пара снимает однокомнатную квартиру в центре Города, чтобы тратить минимальное количество времени на дорогу до работы. В ближайшие годы они планируют продолжать развиваться в профессиональном плане и через 3 года завести ребенка. Роман и Ольга занимаются дайвингом и два раза в год ездят в тропические страны. Роман очень любит автомобили и много времени проводит в гараже, перебирая детали своей машины. Ольга же занимается спортом и 3 раза в неделю посещает фитнес-клуб. У Романа и Ольги много друзей, их компания любит ходить на выставки или в театр.

Легенда домохозяйства 3

Мадам Корсикова – пожилая дама, она проживает в собственной квартире в центре Мегаполиса со своим сыном Александром и мужем Альбертом. Александр – студент третьего курса одного из престижных университетов, куда он поступил на бюджет. Всё свое время он посвящает учебе и общению с друзьями, правда мадам Корсикова считает, что ему следовало бы больше времени посвящать учебе. Корсикова работает нотариусом и за годы карьеры собрала обширную клиентскую базу. Офис фирмы «Корсикова и Ко» находится в деловом районе Мегаполиса, куда мадам добирается каждый день на личном автомобиле. Она считает, что ее сын должен сам заработать себе на автомобиль, поэтому Александр пока пользуется общественным транспортом. Александр следит за собой и три раза в неделю посещает с друзьями тренажерный зал. Мадам Корсикова проводит свободное время с подругами, встречаются они обычно в кафе или на выходных выезжают к кому-нибудь на дачу. Мадам Корсикова тоже следит за собой и раз в неделю посещает косметолога. Муж мадам Корсиковой безработный, особо ни чем не интересуется, ездит на рыбалку.

Цены на некоторые товары и услуги

Данные Росстата о средних потребительских ценах на отдельные виды товаров и услуг в 2018 году. Средние данные по России могут быть использованы в качестве ориентиров или заменены на собственные суждения, касающиеся конкретных условий проживания домохозяйства.

Данные Росстата о средних потребительских ценах в России, 2018 год

1. Говядина (кроме бескостного мяса), 1 кг 314,94

2. Подсолнечное масло, 1 литр 107,62

3. Яйца куриные, 10 шт. 65,02

4. Картофель, 1 кг 19,91

5. Яблоки, 1 кг 87,43

6. Рис шлифованный, 1 кг 67,87

7. Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, 1 кг 66,01

8. Шампунь, 250 мл 125,66

9. Стрижка модельная в женском зале, 1 шт. 412,35

10. Проезд в автобусе, 1 поездка 28,00

11. Абонентская плата за неограниченный объем местных телефонных соединений, месяц 450,00

12. Санаторий, день с человека 2 521,46

13. Первичный консультативный прием у врача-специалиста, 1 шт. 610,84

14. Бензин автомобильный марки АИ 92, 1 л 46,00

Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Инфляция считается по следующей формуле в процентах:

Инфляция за год t =((Цены года t+1)/(Цены года t) – 1)*100%

Бланк решения участников

Участники заполняют бланк по ходу решения кейса и передают его жюри после презентации. Приложение состоит из нескольких таблиц, все их необходимо заполнить участникам.

Основные черты домохозяйства

Количество людей в семье

Приоритетные расходы домохозяйства: (в порядке уменьшения приоритетности)

Типы расходов для целей решения кейса:

текущие расходы – это расходы на текущее потребление для поддержания ежедневной жизнедеятельности;

инвестиционные расходы – это расходы на то, что может принести пользу в течение нескольких лет. Как правило это дорогостоящие покупки, такие как автомобиль, крупная бытовая техника, жилье;

чрезвычайные расходы – это непредвиденные расходы, которые нельзя запланировать, но которые, тем не менее, периодически случаются и на них стоит откладывать деньги. Например, затраты на ремонт в результате случайного затопления.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.

Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, – Президент Российской Федерации дал поручение Правительству РФ разработать программу по повышению финансовой грамотности населения РФ.

Основы финансовой грамотности необходимы всем нам, так как только в этом случае мы сможем воспользоваться своими правами, предоставляемые нам Конституцией и финансовым законодательством. Например, это право граждан на социальные льготы, такие как оплата лечения, образования и др. Большинство не пользуются своими правами, так как, во-первых, их не знают, во-вторых, не знают, как и в какие сроки необходимо оформить налоговую декларацию, чтобы получить налоговое возмещение.

Одним из актуальных вопросов повышения общей финансовой грамотности молодёжи является их обучение основам банковской деятельности и банковских услуг. Задача развития банковской грамотности у студентов заключается не только в предоставлении информации в данной области, но и формирование у них начальных знаний практического управления личными финансами. Это обусловлено тем, что, начиная с 14-ти лет, у несовершеннолетних возникают финансовые права, закрепленные в действующем законодательстве. Так, согласно статье 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14-ти до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Зарубежные аналитики отмечают: «Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся умение вести учет поступлений и расходов, планирование бюджета, принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов для накопления средств на реализацию жизненных целей, подготовленность к неблагоприятным ситуациям. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансовая грамотность учащейся молодежи – важнейшее условие долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.

В этой связи, им необходимы прикладные навыки в управлении личными денежными средствами. Следует также отметить, что современное молодое поколение является активным потребителем и все больше становится объектом внимания розничных торговых сетей, сервисных компаний, производителей банковских услуг, реализующих, в том числе и совместные проекты. Недостаток понимания и практических навыков в сфере сбережения, кредитования, оплаты услуг может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые возможно придется расплачиваться в течение многих лет.

Поэтому в СПО в тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности студентов.

А это значит, что обучающиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания и финансовой грамотности обучающихся. В процессе ее осуществления обучающиеся усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производственных отношений, о действующем хозяйственном механизме.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки, финансовой грамотности и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.

Сегодня требования рынка таковы, что требуются широко образованные грамотные специалисты, обладающие соответствующей реакцией, самостоятельностью мышления, инициативностью и ответственностью. Молодым людям, стремящимся создать собственный бизнес или сделать стремительную карьеру в крупной корпорации, необходимо уметь пользоваться новыми финансовыми инструментами, иметь экономическое образование.

Востребованность различных специальностей меняется со временем. Существует мнение, что профессия экономиста не такая престижная, как в 90-е годы. Позвольте с этим не согласиться. Сейчас профессия финансиста является одной из наиболее востребованных. Вот только рынок труда ждет экономистов новой формации. Пришедшие на российский рынок иностранные компании заинтересованы в грамотном персонале, умеющем вести бизнес, знающем, что такое деловой этикет. Отечественная экономика, также очень нуждается в грамотных специалистах.

Экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности в ГБПОУ МО «Люберецком техникуме имени Героя Советского Союза, лётчика, космонавта Ю. А. Гагарина» осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общеобразовательный цикл обеспечивает усвоение обучающимися основных понятий экономики.

Учащиеся узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.

На уроках математики обучающиеся решают задачи экономического содержания.

Уроки физики, биологии, химии демонстрируют им использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.

Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение обучающимися информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.

Особую роль, в экономическом воспитании обучающихся принадлежит учителям профессиональных дисциплин. Практически это единственные специалисты техникума, получившие подготовку в области конкретной экономики и финансах.

Благодаря этому они должны быть своеобразными консультантами по осуществлению экономической и финансовой подготовки обучающихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в техникуме.

То есть активно включать обучающихся в экономическую и финансовую деятельность. В определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач).

Но главное – практическое включение обучающихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.

В деятельности мастера производственного обучения экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия обучающихся в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество техникума.

Особое значение в экономическом воспитании и финансовой грамотности  обучающихся приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития общества.

Система среднего профессионального образования за последние годы значительно окрепла. Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.

В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.

В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.

Роль факультетов по экономике в экономическом воспитании обучающихся

Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы, и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний.

В процессе изучения факультативных курсов учащиеся познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны.

Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике.

Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни».

Анализ показывает, что резервы улучшения экономического воспитания обучающихся далеко не исчерпаны.

Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно.

Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.

Внеклассная работа по экономическому воспитанию обучающихся.

Сюда относится работа кружков экономических знаний:

В системе экономического воспитания учащихся большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями предприятий отрасли.

Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления учащихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела

Развитию способностей к труду помогает участие обучающихся в различных формах самоуправления.

Участие в управлении расширяет кругозор ребят, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.

Чтобы каждый чувствовал себя хозяином техникума, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.

Привлечение обучающихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждом учебном заведении атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.

Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий профессиональной школы, семьи.

Очевиден тот факт, что если воспитание в учебном заведении не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Немаловажным является также экономическое воспитание в семье. Оно призвано решать следующие задачи:

Но пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.

Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.

Оцените статью