Учебник соответсвует ФГОС 2021 г. В учебном пособии «Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. Новый мир» для учащихся 5—7 классов рассмотрены актуальные практические вопросы финансовой грамотности в виде реальных жизненных ситуаций в мире семейных финансов и примеров из литературных произведений. Особенностью пособия является представление учебного материала как литературно-космического путешествия, в ходе которого его участники знакомятся с финансовой терминологией, анализируют финансовые проблемы, выявляют финансовые угрозы и риски, ищут варианты повышения финансового благополучия семьи за счёт привлечения сверхновых источников доходов.
Обучение осуществляется через активное включение обучающегося в ход финансовых событий, посредством решения ситуационных задач и творческих заданий, кейсов, квеста, головоломок, разработки практических рекомендаций. Выполнение практических заданий даёт ученику возможность найти множество вариантов решения финансовых задач и понять необходимость учёта совокупности факторов, влияющих на семейные финансы.
УМК для учеников 5-7 классов общеобразовательных организаций (в формате PDF).
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Основные содержательные линии курса: деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет, экономические отношения семьи и государства, семья и финансовый бизнес, собственный бизнес.
Материалы для учащихся
Методические рекомендации для учителя
Материалы для родителей
Издания подготовлены в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Описание
Открытая лицензия Минфина России, предметом которой является право использования произведений.
Учебно-методические комплекты предназначены для повышения финансовой грамотности учащихся 5–7 классов.
Каждый УМК состоит из учебной программы для школьников, методических рекомендаций, рабочей тетради, материалов для учащихся, материалов для родителей.
УМК знакомят школьников с основами управления семейными финансами и миром денежных отношений семьи в игровой форме с элементами сторителлинга.
Автор продукта, координаты
Материалы УМК издания 2018 г. не апробировались. Материалы 2015 года апробированы в 28 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 46 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 1075 обучающихся; 38 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 797 родителей (законных представителей) обучающихся.
Актуальность материала
Фактическая информация, статистические данные, масштаб цен актуальны на 2018 год, также могут потребоваться доработки для учета региональной конъюнктуры.
Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразовательной организации В пособии рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособие написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразовательной организации
В пособии подробно раскрываются все темы учебного курса и содержится большой дополнительный понятийный и фактографический материал, который может быть усвоен учащимися 12–14 лет. Пособие обеспечивает учителю возможность эффективно организовать образовательный процесс.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 – 7 классы общеобразовательной организации
Пособие призвано помочь родителям учащихся оказать содействие своим детям в освоении курса «Финансовая грамотность». С этой целью в пособие включены материалы по каждой теме, с которой учащихся будут знакомить на занятиях в школе. Знание этих материалов поможет родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по тематике финансовой грамотности, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 – 7 классы общеобразовательной организации
Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока для 5 класса на тему
«Урок финансовой грамотности»
Провела: учитель математики и физики
Васильева Татьяна Ивановна
2021-2022 учебный год
финансы, финансовая грамотность.
Навыки и умения: перечислять основные виды доходов и расходов; составлять финансовый отчет.
Форма проведения урока: беседа, работа по группам.
, памятки, листы бумаги, ручки.
1. Организационный моментСообщение темы и цели урока.2. Изучение нового материалаОбъяснение нового материала, выполнение игрового задания.3. Закрепление нового материалаПроверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.4. Подведение итогов урока
– Здравствуйте! Садитесь!
Тема нашего урока «Финансовая грамотность». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями финансы, финансовая грамотность, научимся рисовать свои желания, составим для себя памятки на будущее с полезными советами.
2. Изучение нового материала.
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Используя деньги, мы просто не видим, на что мы их тратим и не радуемся?
Ведь, купив сегодня вещь или какую-нибудь игрушку, мы завтра просто о ней забываем , так как наше сознание не может держать в голове более 7-9 пунктов информации , и все, что нас радует или радовало раньше, просто вытесняется в другие отделы мозга.
А если мы будем записывать или рисовать то, что купили, причем не обязательно все подряд, а для начала самое интересное, то не только разовьем свою память, но и изменим отношение к деньгам, потому что будем фиксироваться не на цене, а на ценности. А это ведь совсем другое дело.
А для вас, детей – это вообще – настоящая радость, потому что вы мыслите очень конкретными вещами, а финансовый отчет в любом виде – это пока что- то не понятное. А надо научиться уважать свой выбор.
САМЫЙ вредный совет относительно денег – это «Покупайте только то, что нужно, а не то, что хочется, и будет вам счастье!»
Не будет. Потому что никогда не будете довольны тем, что купите. Потому что все равно будете продолжать хотеть что-то другое!Потому что желание, в конце концов , перейдет в подсознание, и будет заставлять вас тратить все больше и больше, даже не осознавая то, что вы делаете. А неосознанный голод – это путь к бедности. Сделаем для себя вывод: пишите то, что вам хочется.
Делайте это каждый день, потому что каждый день нам что-то все равно хочется. А потом делайте то, что хочется. Потому что это поможет освободиться от желания.
Не хотите писать – нарисуйте свое желание на бумаге. Так, как умеете. А если не умеете, то просто обозначьте форму – круг, квадрат , треугольник с надписью внутри. И наслаждайтесь своей картиной каждый день.
И каждый день пишите, что еще вы сегодня хотите?
Дело в том, что вы начнете лучше понимать себя, разовьете наблюдательность. И между делом научитесь рисовать. Никто не запрещает вам ( это даже полезно) начать прорисовывать детали того, что вам хочется.
При этом вы еще и получите большое удовольствие.
И, в итоге, вы найдете путь ресурсам своего подсознания, для реализации желания. Причем самым выгодным способом.
Просто не бегите сразу в магазин, как только у вас оно появилось, а просто взвесьте все.
3. Закрепление нового материала.
Сейчас мы с вами посмотрим на вашем примере, как лучше осуществить желаемое и ответим на вопросы.
Практическое занятие № 1. На листе бумаги с соседом по парте написать или нарисовать то, что вам больше всего хочется в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег.
Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопрос, позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.
Я понимаю, что это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходиться вам слишком дорого.
Это не значит, что вы не будете ничего покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое. И гораздо дешевле , чем оно стоит.
Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги?
Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется.
Знаете вы или нет, но средства массовой информации постоянно заставляют нас хотеть то, что , по сути, нам не нужно, и без чего бы мы могли сегодня обойтись.
Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного? Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.
Самый простой пример – пойти в школьную столовую или пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.).
Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кинокаток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.
Практическое занятие №2. Я предлагаю нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.
10 советов управления деньгами для ребенка:
1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Не тратьте все деньги сразу.
3. Запомните, что финансовая огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.
6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.
10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
4. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? : финансы, финансовая грамотность).
Выделить активных учащихся за правильные ответы .
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.
Так что дело не в размере дохода, а в том, что именно вы себе не можете позволить прямо сейчас, и есть ли у вас список, чтобы иметь возможность посмотреть на него со стороны?
Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Игра № 2. А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.
Класс делиться на 2 команды (девочки и мальчики)
Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Есть он в банке, ресторане, и на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт: где расход, а где приход.
Математику он знает, цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход – ничего не пропадёт!(бухгалтер)
В наши дни не встретишь эту очень малую монету.
Подводятся итоги, вручаются призы.