ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
2019 г.
- Задачи
- ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- ЗАЩИТА ПРАВ
- ПРАВА ВКЛАДЧИКА
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- НАСЛЕДОВАНИЕ
- СТРАХОВАНИЕ
- ПРАВА ЗАЕМЩИКА
- ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЗАЕМЩИКА
- ПРАВА СТРАХОВАТЕЛЯ
- ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ
- ПРИ НАРУШЕНИИ ВАШИХ ПРАВ
- ТЕСТ
- Какие действия не подпадают под действия Закона «О защите прав потребителей»? а) из безвозмездных гражданско-правовых
- В течение какого времени изготовитель обязан обеспечить работу предложенного товара, если исполнитель не установил на работу
- Публикация «Открытое занятие по основам финансовой грамотности в 6 классе „Права потребителя“» размещена в разделах
Задачи
• Рассмотреть понятие финансовая грамотность
• Рассмотреть права вкладчика
• Рассмотреть права заемщика
• Тест
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала
необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. Финансово грамотный человек
подсчитывает свои расходы и доходы, ведёт семейный или личный бюджет, не влезает в излишние долги,
имеет финансовую «подушку безопасности». Финансовая грамотность дает возможность управлять своим
финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным
банком.
Цель – повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного
финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.
3
ЗАЩИТА ПРАВ
Защита прав потребителей – это действия, направленные на регулирование
отношений между продавцами, изготовителями, исполнителями и покупателями.
Наверное, каждый из нас задумывался об открытии вклада
в банке, желая преумножить либо сохранить
свои сбережения или о том, что можно приобретать
имущество,
услуги
(например,
туристические,
стоматологические) или расширять собственное дело с
использованием заемных (кредитных) средств.
Страхуя свой автомобиль, взяв кредит в банке, совершая
оплату с использованием банковской карты через Интернет
или разместив деньги на депозите, вы пользуетесь
финансовыми услугами, являетесь их потребителем.
Разумно предположить, что в таком случае у человека
возникает множество вопросов, в том числе» как могут
быть нарушены мои права и на что стоит обратить внимание, чтобы в будущем они не были нарушены».
4
ПРАВА ВКЛАДЧИКА
Договор банковского вклада (депозитный договор) – это соглашение, в силу которого одна
сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую
для другой стороны денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и
выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Договор банковского вклада
Реальный (заключается одновременно с передачей денег)
Публичный и должен быть заключен в письменной форме
Возмездный
Независимо от характера заключенного с банком договора, вкладчик имеет право получить свой
вклад обратно, – по первому требованию.
6
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Доходы в виде процентов, полученные физическим лицом по вкладам в банках, в том
числе вкладам в драгоценных металлах, облагаются налогом на доходы физических лиц в
части превышения суммы процентов, начисленных по договору, над суммой процентов,
рассчитанной:
По рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной
на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены
проценты
По вкладам в иностранной валюте исходя из 9% годовых.
Ставка налога на процентные доходы по вкладам для лиц, являющихся налоговыми резидентами
Российской Федерации и получающих такие доходы, составляет 35%; для нерезидентов – 30%.
Для расчета налога важна только ставка по вкладу, которая указана в договоре, даже если
эффективная ставка по вкладу получается выше установленных законом норм.
Налогообложение производится в момент выплаты процентов по вкладу. Клиент получает
проценты за вычетом налога.
8
НАСЛЕДОВАНИЕ
Вклад может быть унаследован по завещанию вкладчика или по
закону. Права на денежные средства, внесенные гражданином во
вклад или находящиеся на любом другом его счете в банке, могут
быть завещаны им с помощью:
Завещания или
Завещательного распоряжения
Завещательное распоряжение правами на денежные средства в банках наследодатели могут
совершить бесплатно в том банке, в котором оформлен договор банковского вклада. Право
распоряжаться
денежными
средствами
на
банковском
вкладе
может
быть
передано
по
доверенности, которую можно оформить непосредственно в банке.
Наследник, которому завещаны денежные средства во вкладах или на счетах в банках, вправе в
любое время до истечения шести месяцев со дня открытия наследства получить с них средства,
необходимые для похорон (сумма выдаваемых средств не может превышать 40 000 рублей).
9
СТРАХОВАНИЕ
Все вклады физических лиц в банках подлежат обязательному страхованию в государственной корпорации
«Агентство по страхованию вкладов» кроме:
Вклады, удостоверенные сберегательным сертификатом
предъявителя или сберкнижкой на Предъявителя
Средства на счетах физических лиц- предпринимателей, адвокатов
и нотариусов, если счета открыты в связи с профессиональной
деятельностью
Вклады в филиалах российских банков, находящихся за границей
Средства, переданные банкам в доверительное управление
Средства, размещенные на ОМС
Средства, переведенные
кошельки»
в
так
называемые
на
«электронные
Под действие указанного закона подпадают не только внесенная во вклад сумма, но и
проценты по вкладу.
Для того чтобы под полную защиту попали ваши накопления свыше 1 400 тыс. рублей, их
целесообразно разместить в разных банках.
10
ПРАВА ЗАЕМЩИКА
Получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки
основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за
пользование кредитом
Какие условия кредитного договора являются существенными?
Размер и условия предоставления кредита
Механизм изменения процентной ставки
Имущественная ответственность сторон за нарушения договора
(включая ответственность за нарушение обязательств по срокам
осуществления платежей)
Условие об обеспечении кредитного договора (залог имущества или
поручительство)
Условие о сроке, на который кредит предоставляется.
Откажитесь от услуги, если условия кажутся вам сомнительными. При нарушении ваших прав
потребителя, попробуйте урегулировать конфликт, разъяснив свои законные требования в
письменной претензии, или обратитесь в Роспотребнадзор или Службу Банка России по финансовым
рынкам.
12
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЗАЕМЩИКА
Непредоставление банком информации о стоимости кредита
Навязывание банком такой услуги, как страхование жизни и
здоровья заемщика.
Нарушение права заемщика отказаться от получения кредита в
течение 14 календарных дней с даты его получения.
Взимание платы за выдачу справок о состоянии задолженности по
кредиту перед банком.
Возложение
на заемщика обязанности
оплатить
расходы
по
погашению записи о законной ипотеке.
Уступка
банком
права
требования
возврата
кредита
«коллекторским агентствам»
13
ПРАВА СТРАХОВАТЕЛЯ
Цель страхования – обеспечить страховую защиту в части материальных интересов физических лиц в
виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями,
чрезвычайными происшествиями и событиями в различных областях человеческой деятельности, а
также в части выплаты гражданам денежных сумм при наступлении страховых событий за счет
страхового фонда, создаваемого на основе обязательных и добровольных платежей участников
страхования.
Самыми распространенными случаями нарушений прав
страхователя со стороны страховой компании
является:
Занижение
сумм
выплаты
или
отказ
в
выплате
страхового возмещения
Задержка в выплатах возмещения
Если услуга оказана некачественно, вас ввели в заблуждение на этапе предложения и продажи или
отказываются принимать претензии в процессе использования финансового продукта, – вы как
потребитель можете защитить свои права.
15
ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ
Предметом договора страхования является установление прав и обязанностей сторон, связанных
с предоставлением страховщиком страховой защиты имущественных интересов страхователя.
Страховой
случай
–
это
действительность
страховой
возникновением
(события),
страхования
реализованный
риск,
страхового
договором
законом,
обязанность
страховщика
страховую
выплату
возникает
произвести
страхователю,
застрахованному
Страхователь – лицо, заключающее договор
страхования
и
выплачивающее
страховую
премию
Застрахованное лицо – лицо, чья жизнь и
здоровье страхуются
Выгодоприобретатель – лицо, получающее
страховое возмещение.
с
случая
предусмотренного
или
и
в
лицу,
выгодоприобретателю или иным третьим
лицам.
Например,
стихийные
катастрофы,
ситуаций,
бедствия,
последствия
дожитие
до
аварии,
чрезвычайных
определенного
возраста, травма, повлекшая постоянную
утрату
трудоспособности
или
расстройство здоровья, смерть.
стойкое
16
ПРИ НАРУШЕНИИ ВАШИХ ПРАВ
Прежде чем подавать в суд, попробуйте урегулировать конфликт в досудебном порядке.
Для этого вы можете:
Самостоятельно разъяснить свои законные требования и
представить в финансовую организацию письменную
претензию
Обратиться в следующие организации:
o
Роспортебнадзор
(для
представления
ваших
интересов в суде)
o
Служба Банка России по защите прав потребителей
финансовых услуг (для предъявления требований об
устранении нарушений)
o
Союз защиты прав потребителей финансовых услуг
(для оказания юридической консультации)
Чтобы избежать нарушения ваших прав еще на этапе заключения договора, внимательно читайте
все документы и откажитесь от услуги в данном банке (или другой финансовой компании), если
условия кажутся вам сомнительными.
17
Но можно сразу обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований к поставщику
услуги. В судебном порядке вы сможете защитить свои права в суде с помощью юриста (адвоката),
который поможет составить исковое заявление и добиться полного возмещения убытков и
морального вреда:
Четко сформулировать претензию и выдвинуть адекватные требования к ответчику
(не завышая и не занижая)
Кратко и четко сформулировать суть дела и свои претензии. Все исковые требования
должны быть обоснованы
Предоставить необходимые документы, а также доказательства своей правоты.
Какие именно документы необходимо приложить к исковому заявлению в каждом конкретном случае,
а также как оформить само заявление, на какие законы сослаться при обосновании своих претензий к
ответчику и какие доказательства предоставить – это все профессиональные обязанности вашего
адвоката.
Но прежде чем обращаться в суд, оцените необходимость этого шага. Если судебные
издержки будут больше предполагаемого возмещения ущерба, а также если ваша правота
сомнительна с точки зрения законодательства или доказательная база недостаточна и дело
окажется заведомо проигрышным, подавать исковое заявление и ввязываться в судебное
разбирательство – это пустая трата времени, нервов и денег.
18
ТЕСТ
1.
К способам защиты нарушенных прав заемщика относятся:
Административный
Судебный
Претензионный
Все перечисленное
2. Какие из нижеперечисленных утверждений верны:
Отказ банка по какой-либо причине вернуть средства, лежащие на банковском счете или
вкладе– нарушение ваших прав как вкладчика
Для восстановления своих прав необходимо в первую очередь обратиться с письменной
претензией к поставщику финансовой услуги
Для возврата средств при банкротстве банка необходимо обратиться в любую страховую
компанию
20
3. Какие могут быть нарушения прав страхователей?
Отказ в страховой выплате
Задержка страховой выплаты
Занижение выплат
Отказ в оформлении страхового полиса
Все перечисленное
4. Куда обращаться с жалобой/ претензией для защиты своих прав как потребителя финансовых
услуг?
Роспотребнадзор
Общественный примиритель на финансовом рынке (финансовый омбудсмен)
Общества защиты прав потребителей
Центральный Банк Российской Федерации
Администрация города/региона
Суд
Все перечисленное
21
Какие действия не подпадают под действия Закона «О защите прав потребителей»? а) из безвозмездных гражданско-правовых
договоров;
б) из договоров, связанных с приобретением товаров;
в) из международных договоров.
Какой характер несут отношения с участием потребителей по законодательству о
защите прав потребителей?
а) публичный характер;
б) частно-публичный характер;
в) плановый характер;
г) частный характер.
Какой характер у гражданско-правовых норм Закона «О
защите прав потребителей»?
а) всегда императивный характер;
б) императивный и диспозитивный характер;
в) всегда диспозитивный характер.
Орган Правительства РФ, которому не вправе поручать принимать
акты, которые содержат нормы о защите прав потребителей:
а) органам судебной защиты;
б) органам юстиции;
в) федеральным органам исполнительной власти.
В течение какого времени изготовитель обязан обеспечить работу предложенного товара, если исполнитель не установил на работу
товара срок службы:
а) в течение двух лет со дня передачи товара (работы) потребителю;
б) в течение пяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю;
в) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю
Чем определяют срок годности товара?
а) периодом, исчисляемым со дня передачи товара потребителю и до момента
утилизации товара;
б) периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он
пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к
использованию;
в) периодом, исчисляемым со дня передачи товара потребителю, в течение двух лет его
использования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО СВИДАНИЯ!
ЛЕКОНЦЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА Открытое занятие по основам финансовой грамотности в 6 классе «Права потребителя»
ОФГ в 6 классе по теме «Защита прав потребителей»
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о защите прав потребителя через смысловое чтение.
1) познакомить учащихся с правами потребителя;
2) объяснить, как потребители могут защитить свои права;
3) применить полученные знания на практике.
Развивающие: способствовать развитию
Публикация «Открытое занятие по основам финансовой грамотности в 6 классе „Права потребителя“» размещена в разделах
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) навыков экономического мышления ;
Воспитательные: способствовать формированию
1) чувства уважения к собеседнику, его взглядам на ту или иную проблему;
2) экономически грамотного поведения в различных рыночных ситуациях и понимание того, что защита прав граждан стала в нашей стране обычным социально-правовым явлением.
Предметные: формировать представление о своих гражданских правах и обязанностях в области защиты прав потребителя.
Личностные: самоопределение; способность к самооценке; развитие мотивации к учению.
Регулятивные: прогнозирование темы урока; целеполагание, строить взаимодействие с одноклассниками. Познавательные: анализ факторов с целью выделения признаков; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; учиться строить речевое высказывание в устной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: технология проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с текстами, карточки с пропущенными словами, реквизиты для инсценировки.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап. Оргмомент
Цель: настроить учащихся на работу.
-Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Повернитесь, ребята к гостям, поприветствуёте их и подарите им свои улыбки. Садитесь.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно. Способствует созданию эмоционального настроя на урок.
Выполнение психологического настроя
1. этап. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
– Шекспир сказал «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней актёры. И каждый не одну играет роль» Какие роли вам ребята приходится играть в жизни? (сына, дочери, ученика, друга, брата, сестры и т. д.)
– Но есть ещё одна роль, которую человек играет всю свою жизнь.
– Какую роль играет человек, который приобретает и использует товары, заказывает услуги для личных нужд. ( Роль потребителя)
– В чём заключается его экономический интерес? (купить дешевле; купить качественный товар; сократить время на поиск товара или услуги).
– В чём заключается экономический интерес продавца? (продать товар как можно дороже).
– А выгодно ли продавцу, если покупатель уходит от него довольным? Нужно ли угождать покупателю? Зачем?
Организует диалог с учащимися.
Учащиеся слушают учителя, вступают в диалог с учителем.
1. этап. Постановка учебной задачи и определение темы урока
Цель: Определить тему урока, наметить учебные задачи.
Всегда ли потребитель остаётся доволен приобретённым товаром? (нет, невсегда)
Катя, здравствуй! Откуда ты?
• На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
• Ну и как успехи?
• Обуви на рынке очень много. Долго искала что-нибудь подходящее, но все-таки выбрала.
Получилось удачно – не дорогие и красивые.
• Покажи, пожалуйста.
• Ой, что же это такое?
• А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.
• Что же мне делать?
Сегодня, ребята, мы должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях?
– Что вам нужно знать для решения этих проблемных ситуаций? (Права потребителей).
– К большому сожалению, часто мы потребители оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены.
– Как вы считаете, какая из сторон (потребитель или продавец) более незащищённая? (потребитель).
– Поэтому его защите уделяется особое внимание.
– Итак, как можно сформулировать тему нашего урока? (Защита прав потребителя)
– в тетрадях запишите тему занятия
Сегодня на занятии мы должны выполнить следующие задачи:
– познакомиться с правами потребителей;
– объяснить, как потребители могут защитить свои права.
– применить полученные знания на практике. Выдвигает проблему.
Выводит на тему урока.
Организует работу по самооценке группы.
1 слайд Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему и задачи урока.
Оценивают свою работу в листе самооценки
1. этап. Сообщение новых знаний
Цель: используя текст, выяснить какими правами наделены потребители. С помощью проблемного диалога установить формы защиты прав потребителей.
– К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Сегодня на уроке мы затронем эту тему.
– Все говорят право, право, а что такое потребительское право?
Потребительское право – это отрасль права, представляющая собой совокупность положений и норм, направленных на защиту прав потребителей на рынке товаров и услуг. Защиту прав потребителей осуществляют специальные правительственные учреждения.
– Как и у любой отрасли у потребительского права есть своя нормативно – правовая база :
– первый и самый важный документ потребителя «Закон о защите прав потребителей»;
Не менее важный документ: «Федеральный закон о рекламе»;
Также есть правила продажи отдельны видов товаров.
– и, каждому потребителю нужно знать правила оказания услуг общественного питания.
-Когда человек является потребителем?
Какие виды услуг можно купить?
– Хорошо, мы выяснили когда человек является потребителем. А, у кого потребитель приобретает товар или услугу? (у продавца).
-Кто может сформулировать понятия «потребитель», «продавец».
9 слайд 10 слайд
– Посмотрите на экран и запишите себе эти определения в тетрадь.
– слышали ли вы выражение: «сделано по госту»? Как вы понимаете это выражение?
– запишите в тетрадь:
Стандарт- гос. стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и др. документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
– Посмотрите на экран: здесь приведены примеры продуктов, выполненных по ГОСТу
– Немножко отдохнем от информации и перенесемся в мир сказок.
– кто из сказочных героев выступал в роли потребителя?
– Давайте рассмотрим наиболее важные и основные права потребителя :
– Как правильно потребителю защитить свои права?
– посмотрите на экран, здесь представлены случаи, когда продавец нарушает права потребителя.
– представьте, вам продали не качественный товар, и в магазине назад его не принимают, не обменивают, что вам делать?
– внимание на экран, как вам поступить в данном случае.
– обратившись в Роспотребнадзор вам правильно надо оформить претензию, давайте научимся правильно оформить претензию
– Кто – нибудь зачитайте вашу претензию. ( Зачитывают)
-Опираясь на изученный материал, попытайтесь решать, являются ли потребителями следующие лица?
– посмотрите на экран давайте разберем следующие задачи.
– давайте посмотрим правильно, ли вы ответили на вопросы задачи.
-посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, продукты, в состав которых входят следующее брать нельзя!
– Вот вам продукт (банка сгущенки, желающий прочитайте состав и сделайте вывод можно ли купить данный товар?
– Потребитель всегда старается брать товар качественный по цене, которая его устраивает. А, как мы это можем наглядно выявить?
– по внешней упаковке, атикетке, по составу и производителю.
– посмотрите на экран внимательно, что вы ведете, купили бы вы данный товар?
– сегодня мы изучили с вами как защитить свои права потребителя и я вам приготовила небольшой тест, ответь на вопросы, выбрав правильный ответ.
– поменяйтесь с товарищем своими работами и давайте их проверим.
3. Итог. Занятия. Рефлексия.
Цель: формирование умения оценивать себя.
– Экономически грамотный потребитель, – какой он?
– Справились ли мы с задачами урока?
Игра «Закончи предложение»
Мне больше всего удалось.
Сегодня на уроке я: научился.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
В России потребителям помогают : – Гражданский Кодекс РФ; – закон «О рекламе» – закон «О сертификации» – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» – закон «О защите прав потребителей»
Какой из этих закон по вашему мнению является самым основным?
(В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителей является Закон РФ «О защите прав потребителей»)
Этот закон довольно строг.
– А когда люди задумались над тем, что права потребителей нужно защищать? Для этого, мы обратимся к исторической справке, которую нам приготовила Макарова Оля. ( Приложение 1)
– У вас на столах лежат выдержки из Закона о правах потребителей. ( Приложение 2)
1. Право на просвещение. ( Знание своих прав как потребителя; сегодня на уроке вы это право реализуете)
2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. ( Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).
3. Право на качество.
4. Право на безопасность. (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)
5. Право на возмещение ущерба (материального и морального)
Рассмотрим несколько жизненных ситуаций. Ваша, ребята, задача, пользуясь текстом выяснить, о каком праве потребителя идет речь и сформулировать данное право.
Во первых мы с вами, ребята, должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях? (к продавцу или в суд). Какие права Кати были нарушены? (право на качество).
Ситуация № 1
Мужчина тут же понял, что его потребительские права на -O-? серьезно ущемлены. И судебные заседатели полностью с ним согласились, присудив в качестве компенсации морального ущерба выплатить пострадавшему дневную выручку всех «Макдоналдсов» данного штата.
С тех пор на стаканчиках сети знаменитых ресторанов стали писать предостережения: осторожно, не обожгитесь! (Право на полную информацию об услуге, право на безопасность, право на просвещение). Ситуация № 2
У Евгения в четвертый раз сломался холодильник. Все четыре раза симптомы поломки были одинаковые. Гарантийный срок на холодильник еще не истек. Евгений предъявил магазину требование о замене холодильника, но магазин отказал ему. Прав ли магазин?
(право на качество, право на возврат товара).
Ситуация № 3
Таня купила в магазине шампунь. Принеся покупку, домой, она обнаружила, что срок годности товара давно истек. Однако в магазине шампунь обратно не приняли, объяснив Тане, что покупателю была предоставлена эта информация изначально и потому данный товар обмену не подлежит. (право на возврат денег за товар, право на качество)
Ситуация № 4
Елена Сергеевна некоторое время назад купила стиральную машину зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы машины из 10, причем ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, т. к. это делает производитель и за дополнительную плату. Прав ли магазин?
Примерный ответ. Магазин не прав. Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Понятие «необходимая информация» включается в себя понятие полная. Изготовитель не предоставил полной информации о товаре, поэтому это обязанность продавца.
Ситуация № 5
Лягушка-путешественница приобрела путевку в фирме «Не доброго пути» на живописное лесное болото, По прибытии на место, лягушка оказалась в песчаной пустыне. Какие права есть у лягушки? (Право предъявить претензию о возмещении материального и морального вреда фирме, предъявив доказательства испорченного отдыха.)
Ситуация № 6
Решил заяц построить себе избушку, заказав проект в фирме «Ни кола, ни двора». В назначенный срок строительные материалы были доставлены. Но, приступив к сборке, заяц обнаружил, что чертежи и инструкции по сборке отсутствуют. Какое право потребителя нарушено в данной ситуации? (Право на информацию о товаре)
Ситуация № 7
Придя домой, Карабас Барабас с ужасом обнаружил, что лекарство из пиявок, купленное им у Дуремара, имеет истекший срок годности. Какое право нарушено? (право на качество товара)
Ситуация № 8
Может ли Красная Шапочка вернуть в магазин, купленную два дня назад в фирме «Семь Гномов» корзину, если в нее не помещаются все пирожки, приготовленные для бабушки? (Может в течение 14 дней со дня покупки, если корзина не была в употреблении
Организует работу с текстами.
Зачитывает проблемные ситуации.
Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Ученик зачитывает историческую справку.
Работают с текстами над проблемными ситуациями. Афишируют работы.
1. Этап. Осознанного осмысления изученного и включение нового в систему имеющихся знаний
Цель: Формировать первичные умения анализа, установления причинно- следственных связей.
Мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.
Но, было бы лучше, если таких ситуаций было бы меньше, поэтому я попрошу вас, сформулируйте советы покупателю.
Раздаётся памятка, в которую нужно вставить пропущенные слова. ( Слайд)
Пропущенные слова: торговом, неторопливо, качества, дату, внимательны, поставил, товарный, прочитайте.
Правильный ответ :
При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.
Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.
Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте изделия.
Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии.
Требуйте сертификат качества.
Создает условия для осмысления нового.
Организует работу детей с текстами в парах.
Организует проверку работ.
Работа с текстами в паре.
Работа с листами самооценки.
6 этап. Закрепление
Цель: закрепить полученные знания на уроке.
Приём «Подумаем вместе»? (Слайды)
1. Какие товары имеют гарантийный срок службы?
А) продукты питания;
В) товары длительного пользования
2. С какого момента наступает гарантийный срок товара?
А) с момента передачи товара потребителю;
Б) с момента изготовления товара;
В) не устанавливается
3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?
А) 7 дней;
Б) 14 дней;
В) в течение всего времени, пока не появится подобный товар
4. Из перечисленных товаров срок годности устанавливается на:
5. Потребитель, который обнаружил недостаток товара, вправе потребовать :
А) возврата денег;
Б) замену на более дорогой товар;
В) публичного извинения по телевидению
6. Контроль над обязательными требованиями, которые должны соответствовать товары осуществляет:
А) только частные предприятия;
В) благотворительные фонды
7. Какой документ подтверждает заключение договора купли-продажи?
В) фотография магазина
8) Какой документ защищает права потребителей :
А) конвенция о правах ребёнка ;
Б) устав Вооружённых Сил;
В) закон о «Защите прав потребителей»
9) Какого права нет в законе о «Защите прав потребителей»
А) право на возмещение ущерба;
Б) право потребителей на просвещение в области защиты своих прав;
В) право на драки
Организует работу учащихся с тестами.
Зачитывают тесты и отвечают на них.
7 этап. Рефлексия деятельности
– Справились ли мы с задачами урока? (слайд)
Игра «Закончи предложение» (слайд)
8. Домашнее задание: На сайте учителя выполнить тесты; по желанию составить проблемные ситуации в которых были нарушены права потребителей.
Организует работу по подведению итога урока.
Даёт пояснения по выполнению домашнего задания.
Благодарит детей за работу и даёт словесную оценку.
Подводят оценки собственной деятельности на уроке.
Делают записи в дневниках.
9. Выставление оценок
История потребительского движения насчитывает не одну сотню лет. Проходили века, человек начал понимать, что лучше есть качественную пищу, чем подвергать свою жизнь опасности (так формировалось отношение к безопасности). Но важно было знать – где покупать (появилась потребность в достоверной информации). Иногда таких мест оказывалось много, человек получал возможность выбора (право свободного выбора). А если оказывалось, что вместо телячьей ножки подсунули медвежью, человек сам решал, как защищаться. Постепенно человек созрел до того, чтобы свои права обличить в форму закона.
Прообразом современных организаций выступающих в защиту прав потребителей, была независимая Лига потребителей, созданная 1891 г. В Нью-Йорке.
1954 г. – Нидерландский союз потребителей.
Наконец, 15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди провозгласил на заседании Конгресса США четыре основных прав потребителя. Он утверждал, что все граждане, независимо от дохода и социального положения, имеют одни и те же потребительские права.
Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 1985 г. – где были закреплены уже 8 прав потребителей. Практически все эти права нашли свое отражение в действующем российском законодательстве о защите прав потребителей, который принят 7 февраля 1992 года и он постоянно совершенствуется.
1. Право потребителей на просвещение в области защиты своих прав.
Обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также через организацию системы информации о правах потребителя.
Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца, о реализуемых им товарах (работах, услугах).
Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей.
Покупатель вправе осмотреть товар и получить полную информацию о нё м:
Основные потребительские свойства товара;
Гарантийные обязательства (наступают со дня передачи товара потребителю);
Срок службы или годности;
Правила использования, хранения, транспортировки товара;
Сертификат качества и другое.
В случае нарушения данного права договор купли-продажи может быть расторгнут.
3. Право на качество. Требования к качеству товара (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации качества, точному соответствию стандартам, условиям договора.
Действительное состояние дел нередко опровергает все рекламные обещания. Ст. 18.
А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать :
– возврат денег;
– безвозмездное устранение недостатков;
– уменьшения покупной цены;
– возмещение расходов на устранение недостатков;
– замену товара (товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении);
Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок;
В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
– Следует помнить, что:
– Обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества;
– Потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретенному, но другой расцветки, фасона, формы, габаритов;
– Потребитель имеет право обменять товар лишь в течении 14 дней, не считая дня его покупки;
– Обмену подлежат только те товары, которые не были в употреблении, не потеряли свой товарный вид и потребительские свойства, а также при условии, что сохранены пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром;
Общее правило потребления : всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.
Право потребителя на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и
утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни и
здоровью потребителя :
1. мероприятия по недопущению в оборот товаров, которые могут причинить вред;
2. мероприятия по предотвращению нанесения вреда товарами уже поступившими в продажу.
Государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары. Контроль за этим – на государственные органы.
Изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другими способами специальные правила использования, хранения, транспортировки и утилизации товара. Продавец обязан довести эти правила до сведения покупателя.
5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.
Под моральным вредом понимаются устойчивые (а не временные) физические страдания и нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями.
Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме.