Легко идти, если видишь впереди свет, зажженный наставником. Чем выше поднимаешься, тем ярче и теплее становится огонек – искорка добра, любви и мудрости, горячая частичка души- и это Лариса Петрова
Поэтому хочу сказать СПАСИБО Ларисе Петровой, которая даже меня (пенсионеру со стажем), увлекла своими курсами и открыла глаза в будущее. То что я получила, не успею воплатить в жизнь, но дам направление своим детям, чтоб они не знали нужды при уходе на заслуженный отдых. Друзья, я ведь не остановилась на достигнутом, встала на следующую ступень обучения.
С Ларисой приобретаю уверенность в себе. Кто еще не знаком с Ларисой, советую познакомиться!
«Не ждите подарки ни от судьбы, ни от людей!
Делайте их сами!» Такой девиз Ларисы
Рекомендации по дальнейшим тренингам:
1) Хочеться больше конкретики, какие есть инструменты для инвестирования, не те что знают все, а те о которых многие даже не знают. Какие из них более доходные, какие более надежные и т.д.
2) Как анализировать риск инструментов для инвестирования.
3) Диверсификация рисков по валютам, по направлению, по инструментам и т.д. ( Формулы, примеры, стратегии)
Учащиеся 9х классов приняли участие в онлайн уроке « С деньгами на “Ты” или Зачем быть финансово грамотным?», который состоялся 19.03.2018.
Каждый стремится стать успешным и независимым человеком. Путь к этой цели начинается с умения копить, сохранять и приумножать денежные средства. Знания о навыках ведения личного бюджета, обязательном учете расходов и доходов, сбережении и инвестировании помогут школьникам задолго до получения первой зарплаты серьезно задуматься о финансовом планировании, о рисках и опасностях в мире финансов.
На онлайн уроке ребята узнали много интересного:
Образ финансово грамотного человека. Ключевые навыки и компетенции.
Как избежать финансовых ошибок и денежных потерь?
Как не потерять свои деньги? Что стоит обходить стороной?
Как отстаивать свои права?
Что делать и куда нужно обратиться, если нарушены ваши права потребителя финансовых услуг?
Обучающимся рассказали о финансовом рынке, его структуре, функциях, инструментах и продуктах. В ходе урока ребята узнали, как правильно экономить, сберегать и приумножать свой капитал.
Учитель истории и обществознания Шульженко В. В.
Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.
Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.
Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.
Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.
- Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
- Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
- Какие темы мы обсуждаем на уроках
- Какие практические задания я даю на уроках
- Как заниматься финансовой грамотностью дома
- Финансовые советы родителям
- Отзыв на НООД по финансовой грамотности | Атнюкова Надежда Петровна. Работа №296815
Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.
Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.
Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.
Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.
Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.
Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.
В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.
Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.
Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.
Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват
А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы
Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос
Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.
Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:
Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию
Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»
А это пример объяснения терминов для старшеклассников
Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.
Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.
Какие темы мы обсуждаем на уроках
Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.
Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.
На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.
Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.
Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.
На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»
Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.
Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.
Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.
Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.
Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.
Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.
Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.
С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.
Какие практические задания я даю на уроках
По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.
Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.
Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.
Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов
Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов
Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.
Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.
Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и дефолт.
Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.
Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.
В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:
Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.
Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее
Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни
Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал
Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.
Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.
Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.
Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:
Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.
Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:
Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.
Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.
Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка
Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.
Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности
Как заниматься финансовой грамотностью дома
Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.
Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.
Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.
Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.
Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.
Финансовые советы родителям
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.
Отзыв на НООД по финансовой грамотности | Атнюкова Надежда Петровна. Работа №296815
– дать детям первичные знания по финансовой грамотности на практике;
– продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
– расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
– расширять представления о профессиях, соотносить орудия труда, называя соответствующие профессии;
-закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;
– закреплять математические представления о числе,
– учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)
– развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
– развивать память, мышление, воображение;
– расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.
– воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
– воспитывать финансовую культуру;
– воспитывать всестороннее развитие личности.
Атнюковой Надеждой Петровной было проведено занятие с детьми старшей группы, присутствовало 15 человек. О ОД включает в себя интеграцию следующих образовательных областей: основное – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность.
В организационном моменте воспитателем было проведено приветствие в стихотворной форме, а также сюрпризный момент: появление сказочного героя Аленушки. Чтобы мотивировать детей на предстоящую деятельность использовала игровой прием: путешествие в сказку.
Для проведения квест – игры выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение ряда заданий.
Мотивационный этап. Мотивация проходила через поставленную проблему: помочь Аленушке найти своего братца Иванушку, которого похитила Баба Яга.
Образовательная деятельность в форме квест-игры
Содержательный этап. Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Маршрутная карта, которую потеряли Гуси – Лебеди, указывала направление, куда нужно идти. В каждом пункте дети сталкиваются с различными игровыми заданиями, выполнив которые переходили от одного места сказки в другое, выполнив задание верно, дети получали подсказку героя, а также деньги.
Содержательная часть проходила через игровые ситуации в нескольких частях помещения центра познавательного развития и разнообразия смены деятельности детей.
Дети, выполняя игровые задания, проявили познавательную активность, использовали все имеющиеся знания и умения. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у ребят не проявлялось признаков утомляемости.
Игровая мотивация – помочь Аленушке найти братца, вызвала большой интерес у детей и их активность, на протяжении всей образовательной деятельности, была достаточно высокой. Детям было интересно, проявлялось стремление, творчество, быстрота и четкость в их поведении и ответах.
Для реализации каждой задачи подобраны приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых ситуациях. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НООД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.
Анализируя НООД надо отметить, что материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы НООД логически между собой объединены общей темой. Данная структура ОД вполне оправдана. Так как каждая часть НООД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
Выбранная форма НООД воспитателем Атнюковой Надеждой Петровной была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Поставленные в образовательной деятельности задачи были выполнены. Предложенная НООД может быть рекомендована педагогам для использования в своей работе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение . Новая Майна муниципального образования « район» Ульяновской области»
на открытую образовательную деятельность
формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных основ финансовой грамотности.
Надеждой Петровной было проведено занятие с детьми старшей группы, присутствовало 15 человек. включает в себя интеграцию следующих образовательных областей: основное – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность.
игры выбран сюжет к намеченной цели проходит через выполнение ряда заданий.
Мотивация проходила через поставленную проблему помочь Аленушке найти своего братца Иванушку, которого похитила Баба Яга
Все задания в игре были связаны одной сюжетной л Маршрутная карта, которую потеряли Гуси – Лебеди, указывала куда нужно идти. В каждом пункте дети сталкиваются с различными игровыми заданиями, выполнив которые переходили от одного места , выполнив задание верно, дети получали подсказку героя, а также деньги.
Дети, выполняя игровые задания, проявили познавательную активность, использовали все имеющиеся знания и умения. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность. у ребят не проявлялось признаков утомляемости.
Игровая мотивация – помочь Аленушке найти братца, вызвала большой интерес у детей и их активность на протяжении всей образовательной деятельности была достаточно высокой. Детям было интересно, проявлялось стремление, творчество, быстрота и четкость в их поведении и ответах.
Для реализации каждой задачи подобраны приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых ситуациях. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности , мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.
надо отметить, что материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы логически между собой объединены общей темой. Данная структура ОД вполне оправдана. Так как каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Поставленные в образовательной деятельности задачи были выполнены. может быть рекомендована педагогам для использования в своей работе.
высшей квалификационной категории
«Детский сад «Рябинка»
. Новая Майна» ___________
«Детский сад «Тополёк»
. Новая Майна» ___________
«Детский сад «Колосок»
. Новая Майна» _____________