ЗАПИСКА О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Работы на конкурс Педагогика, психология, управление образованием Педагогика дополнительного образования Заметка из опыта работы «Формирование финансовой грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности обучающихся»

Заметка из опыта работы «Формирование финансовой грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности обучающихся»

Место работы/учебы (аффилиация): МКОУ Чикская СОШ № 6 им. Героя Советского Союза Д. К. Потапова, Новосибирская область, учитель истории и обществознания

Раскрывается опыт деятельности по организации и формированию финансовой грамотности обучающихся основной школы как одной из составляющих функциональной грамотности обучающихся.

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Исследовательская работа «Кредит

учитель обществознания МБОУ “СОШ №3” Арамильский ГО

Функциональная грамотность в предмете финансовая грамотность.

(СЛАЙД 1) В современной педагогике образовательный результат понимаетсяиндивидуальное достижение, т.е. достигает не весь класс, а конкретный ребенок. И эти образовательные результаты могут быть разными.

(СЛАЙД 2) Финансовая грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности. « Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

(СЛАЙД 3) Стать финансово-грамотным человеком, научиться функциональной грамотности вообще, не только в финансовой можно исключительно в действии. В действии формируются, осваиваются, приобретаются знания. В деятельности происходит понимание изучаемого материала, более того, когда человек действует в его сознании формируются установки, ценности, т.е. отношение к изучаемому материалу и тем действиям, которые он совершает. Поэтому если мы хотим, научить ребенка финансового-грамотному поведению, то мы говорим, что он должен постоянно что-либо делать с предметным материалом.  Он должен решать практические задачи. И то, чему он научится, пригодится ему не только в учебе, но и в жизни. А дальше он будет наращивать полученные знания, развиваться, расширять компетенции. Будут формироваться новые ценности, но база закладывается именно в  школе.

(СЛАЙД 7) Современная жизнь  показывает, что кто-то умудряется на свои доходы вырастить детей, построить дом, да еще и регулярно отдыхать на море, а другие – зарабатывая столько же — еле сводят концы с концами.

Возникает вопрос: а может быть они не умеют грамотно распоряжаться деньгами?

Не секрет что большую часть своих доходов мы оставляем в магазинах, совершая те или иные покупки.

Насколько для нас опасен поход в магазин? Являемся ли мы зависимыми от торговых акций?  Умеем ли мы тратить деньги грамотно и обдуманно?

« Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности »

Функциональная грамотность Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности . Основные составляющие функциональной грамотности ( PISA ): Математическая грамотность Читательская грамотность Естественно-научная грамотность Финансовая грамотность глобальные компетенции креативное мышление Жизненные задачи

4К – компетенции Критическое мышление; Креативность; Коммуникативность ; Кооперация;

Внедрение в обучение элементов финансовой грамотности обусловлено документом: Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Человек, умеющий принимать эффективные решения в отношении личных финансов, способен также успешно решать более сложные задачи развития России.»

Финансовая грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов , понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. ( Исследование PISA)

Качества присущи финансово грамотному гражданину * следить за состоянием личных финансов; * планировать свои доходы и расходы; * формировать долгосрочные сбережения и финансовую “подушку безопасности” для непредвиденных обстоятельств; * иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию ; * рационально выбирать финансовые услуги; * жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; * знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг; * быть способным распознавать признаки финансового мошенничества; * знать о рисках на рынке финансовых услуг; * знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика ; * вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Финансовая грамотность особенности заданий Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни. В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих задание , члены их семей, одноклассники, друзья и соседи. Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам. Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно. По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

Базовая схема занятий по финансовой грамотности ШАГ 1: Предъявление практической финансовой задачи . Ш АГ 2: Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практической задаче. Ш АГ 3: Постановка учебной задачи. Ш АГ 4: Освоение учебного материала финансовой грамотности. Ш АГ 5: Решение практической финансовой задачи . Ш АГ 6: Рефлексия, перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи и по возможности другой класс задач .

Финансовая грамотность Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов покупка товаров и услуг управление семейным бюджетом планирование финансовых дел и др.

Заключение Если мы хотим помочь учащимся развивать эти важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок — это место , где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде.

Министерство образования и науки республики Дагестан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

Доклад на тему «Функциональная грамотность:

урок финансовой грамотности» (выступление на педагогическом совете)

Аванесова Рузанна Сергеевна

Значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека занимает финансовая грамотность. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века.

Поэтому одной из задач образования в школе является адаптация обучающихся к активной жизни в условиях рынка.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях.

Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

При изучении фин.грамотности дети знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Знакомятся с понятием цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Так же учащиеся, узнают: что такое экономика, государственный бюджет, семейный бюджет, знакомятся с историей денег.

Формирование финансовой грамотности школьников осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

Целью финансового воспитания я считаю не только расширение экономического кругозора школьника, но и формирование таких качеств личности, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость.

На уроках в своей работе я использую следующие активные формы работы: экономическая игра, урок-проект, работа в группах и парах, ролевая игра. Провожу сюжетно-ролевые игры такие как «Магазин», «Кафе», «Ярмарка».

Достоинство игрового метода обучения заключается в том, что он вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

Также представление учащихся о различных понятиях финансовой грамотности, формируются, анализируя прочитанные произведения, работая с пословицами и поговорками. Многие сказки, рассказы, басни имеют в своем содержании и элементы экономики, знакомят с трудовыми отношениями. ( Каша из топора, Сказка о рыбаке и рыбке, Стрекоза и Муравей и др.)

На примере сказки Петушок и бобовое зернышко я познакомила детей с понятием обмен, бартер, товар. Ребята учились практически осуществлять процесс обмена и в результате пришли к выводу что покупка товара за деньги более удобный способ, чем обмен.

Чтобы процесс формирования финансовой грамотности обучающихся носил целостный характер, задания, направленные на развитие финансовой грамотности, я включаю и в предмет математики.

Решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

В учебный курс математики ввожу различные экономические задачи, что помогает обучающимся проще понять практическую ценность математики. Нестандартны задания на представление расходов и стоимости, задачи на подсчет квартирных платежей

Ученики охотно ищут пути решения, представляют задачу наглядно, если решают жизненные проблемы. При решении таких задач акцент делается не только на математический аппарат, но и на поиск подхода к принятию финансово грамотного решения.

Уроки включают в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Детям рассказывается о способах заработка денег. Также отметим, важность в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Главное честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая.

Формирование финансовой грамотности школьников позволит им во взрослой жизни совершить меньше ошибок связанных с денежными оперциями.

Дергоусова Е. Н., Мишенина Е. В.

учителя начальных классов

МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода

Россия, Белгородская область, г. Белгород

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века.

Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах международного сравнительного исследования PISA:«Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и  Комплексных метапредметных работ.

Любимое занятие детей в младшем школьном возрасте – игра. Поэтому мы используем игровые технологии. В рамках общего плана воспитательной работы ежегодно в начале сентября ученики начальной школы активно принимают участие в ярмарке «Урожай». Задачей таких мероприятий является знакомство, уточнение и расширение знаний детей об элементарных способах планирования, экономики. Формирование представленийй детей о денежных знаках, ярмарке и проводимых на ней операциях (продажи, покупки, торг).        Развитие у детей навыков культуры взаимодействия «продавец – покупатель».

Для маленьких детей можно найти правильные объяснения и примеры в сказках и мультфильмах, в этом смысле здорово сделана «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Азбука денег тетушки Совы».

Многие произведения: сказки,  рассказы, басни имеют в своем содержании и элементы экономики, знакомят с трудовыми отношениями. (Каша из топора, Сказка о рыбаке и рыбке, Стрекоза и Муравей и др.). а примере сказки Петушок и бобовое зернышко знакомим детей с понятием обмен, бартер, товар.

Одной из наиболее удобных форм является внеурочная деятельность.  На этих занятиях ребята наблюдают, исследуют, проводят опыты и эксперименты, работают над проектами, учатся видеть себя в той или иной  роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в обществе, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в дальнейшей жизни. Решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора.

В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы, сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения.

Учителя лицея 3-й год реализуют курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Данный курс внеурочной деятельности значительно расширяет и дополняет знания детей  об управлении собственным бюджетом и личными финансами. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет ученикам приобрести опыт принятия решений в области экономики, управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать различные экономические задачи. Внеурочные  занятия также должны включать в себя  темы о различных профессиях, их особенностях, а также о денежных отношениях в современном мире. На этих занятиях учащиеся не только получат представления о деньгах, прибыли, расходах, доходах, бюджете, но и будут учиться применять свои знания и умения при освоении других дисциплин. Данная работа является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта. На занятиях учащиеся работаю в рабочих листах из методического пособия

При подготовке занятий используем методическое пособие «Секреты финансовой грамотности», авторов Калашниковой Н. Г., Белоруковой Е. М., Жарковой Е. Н. Цель пособия – познакомить детей с историей денег, сформировать элементарные финансовые умения, дать начальные представления о рекламе товаров и услуг. Дети узнают, для чего нужны деньги, что такое бесполезные и полезные покупки, как выбрать товар или услугу, как совершать умные покупки. Пособие состоит из серии небольших рассказов, каждый из которых содержит финансовый аспект. Вопросы для обсуждения и система заданий помогут младшим школьникам усвоить материал. В пособии использованы сквозные персонажи, которые попадают в различные ситуации, встречающиеся в жизни детей. Содержание пособия включает материал в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм и заданий для развития проектных и исследовательских умений.

Результативным средством формирования финансовой грамотности  у детей ещё являются и  ролевые игры, которые способствуют имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.  Подобные игры позволяют воплощать дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребёнка  в работу, учитывая его интересы, склонности и способности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему содержанию, назначению и  способам организации их проведения.

«Супермаркет», «Парикмахерская», «Собери портфель», «Желанная покупка», «Банк», «Семейный бюджет», «Оплата ЖКХ», «Покупка билетов на мультфильм», «Кафе», «Театр», «Магазин или рынок, где выгодно?»

В прошлом учебном году учащиеся посетили Мастерславль. В Мастерславле есть свой банк. Учреждение распределяет финансовые потоки по всем мастерским, передавая средства с помощью инкассаторов. На занятиях ребята осваивают финансовую грамотность. Наставники объясняют, что такое кредит и как управлять личным бюджетом. Кроме этого, детям в интересной форме рассказывают историю обращения денег и учат определять подлинность банкнот. Так же в мастерславле есть известный супермаркет «Пятерочка», а сейчас «Азбука вкуса». В супермаркете дети учатся самостоятельно совершать покупки и постигают удивительный мир торговли. Ребята практикуются в работе с кассовыми аппаратами, доброжелательном общении с покупателями и осваивают искусство эффектной раскладки товаров на прилавках.

А положительным результатом явлется участие учеников во Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству «Учи.ру». Участникам предлагают решить ряд заданий, спроектированных на основе понятных и приближённых к реальной жизни ситуаций». Олимпиада проходит ежегодно весной на платформе  Поучаствовать могут дети с 1-го по 9-й классы. « Участие могут организовать учителя. Также школьники могут самостоятельно пройти состязание через личные кабинеты образовательной платформы Учи.ру.

Все мероприятия направлены на достижение образовательных результатов в области финансовой грамотности. Приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни. А это и есть функциональная грамотность. Спасибо за внимание.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ВАЖНЕЙШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ

Elena L. Rutkovskaya

PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of Social and Humanitarian General Education, Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

В статье предъявлен опыт определения и реализации подходов к разработке учебных заданий, направленных на формирование финансовой грамотности учащихся. В основу этих подходов положены концептуальные идеи организаторов международного исследования PISA, их определение области оценки финансовой грамотности в этом исследовании, а также содержание разработанной в нашей стране Системы (рамки) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста.

В поле внимания автора статьи — современное понимание финансовой грамотности, компонентов, ее составляющих, возможности ее отражения и представления в комплексах заданий для учащихся разного возраста.

Отдельно описывается трехмерная модель финансовой грамотности, представленная в исследовании PISA и реализованная в разработанном комплексе заданий.

Представлено содержание заданий, созданных для двух возрастных групп учащихся основной школы, способствующих формированию их финансовой грамотности. Приводится характеристика особенностей заданий, разработанных для каждой возрастной группы. Описывается предлагаемый вариант группировки разработанных заданий в варианты, предназначенные для использования в целях развития финансовой гра-

Как цитировать статью: Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 98-111.

мотности и одновременно для определения динамики ожидаемых образовательных результатов в этой области.

Акцентируется личностно ориентированный подход, реализуемый при разработке заданий и определяющий связь учебного материала с жизнью конкретной личности, ее реальным поведением в социуме, заинтересованностью в приобретении знаний и умений, необходимых для принятия грамотных решений в типичных жизненных ситуациях.

Раскрывается значимость использования заданий в области финансовой грамотности для достижения новых для педагогической практики образовательных результатов, связанных с формированием функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: финансовая грамотность, PISA, образовательные результаты, функциональная грамотность, связь учебного материала с жизнью конкретной личности, применение знаний и умений для решения жизненных задач, типичные жизненные ситуации, грамотное финансовое поведение.

Введение. Современные школьники живут и взрослеют в усложняющемся мире, где ответственность за собственное финансовое благополучие лежит на самом человеке. Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях,— именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.

Доступные молодым людям финансовые продукты и услуги имеют расширяющееся разнообразие, и это усложняет их выбор. Помимо этого, постоянные изменения привносятся в социальные взаимодействия, поведение потребителей и финансовые операции экономическими и технологическими интеграционными тенденциями.

К ситуациям, содержащим запрос на финансовую грамотность, можно, к примеру, отнести планирование личных трат, расчет экономии по покупкам, поиск выгодных условий трудоустройства и др. Финансовая грамотность включает также управление рисками (создание сбережений на случай непредвиденных обстоятельств, обеспечение своей старости и медицинского обслуживания, защита собственных средств от финансовых мошенников и др.).

На уровне действующих ФГОС, определяющих содержание общего образования в нашей стране и ожидаемые образовательные резуль-

таты, понятие «финансовая грамотность» пока отсутствует. Однако в проекте обновленного стандарта основного общего образования, где конкретизированы требования к предметным результатам по каждому учебному предмету, финансовая грамотность появляется, в частности, в положениях, касающихся предмета «Обществознание». Это, безусловно, отражает новый запрос системы образования, связанный с формированием функциональной грамотности учащихся в целом и финансовой грамотности как одного из ее компонентов.

В этой связи актуальным становится введение в массовую образовательную практику учебных заданий, рассматривающих жизненные проблемы, для решения которых необходимо применение социально-гуманитарных знаний и выработанных в ходе их освоения познавательных и практических умений. При этом речь идет о заданиях, в которых не только отражена ситуация социальной жизни, непосредственно касающаяся конкретного человека, но и сам вопрос направлен на решение стоящей перед человеком проблемы, определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения. Не импульсивного действия, не действия на угадывание «повезет-не повезет», а именно сознательного, опирающегося на знание и понимание той социальной реальности, с которой человека сталкивает реальная жизнь.

Задания, о которых мы говорим, призваны играть не проверочную (контрольную) функцию, а функцию обучающую, развивающую, формирующую сознательное, разумное поведение в сфере финансов. Без них невозможна отработка компонентов финансовой грамотности.

Цель статьи. В настоящее время в Институте стратегии развития образования РАО проводится разработка системы заданий, нацеленных на формирование различных компонентов функциональной грамотности. Одно из направлений данной работы — создание комплекса заданий по финансовой грамотности.

Разработка комплекса заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирована на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора.

Разрабатываемая система заданий, с одной стороны (с той, которая так привычна, когда речь идет о заданиях в целом), позволяет получить исходную информацию об уровне и качестве финансовой грамотности учащихся. С другой стороны (и это видится нами особенно важным в связи с введением в систему ФГОС задач формирования функциональной грамотности), она позволяет представить, что входит в структуру и содержание финансовой грамотности, какие элементы являются приоритетными, на что должен быть направлен процесс совершенствования финансовой грамотности учащихся, а также позволяет в дальнейшем отслеживать динамику развития финансовой грамотности как личностного навыка.

Целью данной статьи является представление общих подходов к разработке этих заданий, методических основ подбора социальных ситуаций, на которых задания выстраиваются, системы дифференциации вопросов, ориентированных на формирование финансовой грамотности учащихся.

Наряду с этим авторы исследования PISA включают в финансовую грамотность и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, ее анализом, выявлением и решением финансовых проблем.

Представим далее основания разработки комплекса заданий, ориентированных на развитие финансовой грамотности.

При разработке заданий, ориентированных на развитие финансовой грамотности, применяются выводы, сделанные при изучении

Содержание представляет собой широкий спектр личностно значимых финансовых тем, сгруппированных в четыре тематические области: деньги и денежные операции, планирование и управление финансами, риски и вознаграждения, финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов).

Предполагается, к примеру, понимание того, что одни способы сбережения денежных средств или их инвестирования связаны с меньшим риском, чем другие. Содержательная область Финансовая среда (Отдельные вопросы из области финансов) включает знание (понимание) правового статуса (прав и обязанностей) потребителей финансовых продуктов, вопросов правового регулирования отношений на финансовом рынке, последствий изменения экономических условий и государственной политики. Например, последствий изменения процентных ставок, инфляции, налогообложения, введения или отмены тех или иных социальных пособий.

Процессы описывают познавательную деятельность и умственные стратегии и подходы, которые актуализируют знание и понимание в области финансов. Исследование PISA выделяет четыре вида познавательной деятельности: распознавание финансовой информации; анализ информации в финансовом контексте; оценка финансовых про-

Распознавание финансовой информации осуществляется при работе с источниками финансовой информации (к ним, в частности, относятся описания различных жизненных ситуаций, обращающихся к определенным финансовым задачам человека). Анализ информации в финансовом контексте осуществляется также на основе предъявляемых текстов (включая тексты, введенные в иллюстрации, представленные в формате таблиц, рекламных призывов и др.) и включает сравнение, противопоставление, синтез и экстраполяцию (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на все явление в целом). Оценка финансовых проблем сфокусирована на построении финансовых обоснований, объяснений, оценочных суждений, обобщений, основанных на знании и понимании. В когнитивных действиях, составляющих данный вид познавательной деятельности, задействовано критическое мышление, позволяющее учащемуся с помощью логических рассуждений понять смысл и создать представление о проблеме, связанной с финансами. Информация, с которой приходится иметь дело в таких случаях, может быть частично представлена в описании самой ситуации, и учащемуся необходимо связать эту информацию со своими собственными знаниями и пониманием. Применение финансовых знаний акцентирует внимание на эффективных действиях в финансовых ситуациях с помощью использования имеющихся финансовых знаний и понимания моделей поведения, целесообразных для решения определенных задач в определенных условиях.

Образовательный и профессиональный контекст включает финансовые материалы и ситуации, относящиеся к трудоустройству и будущей профессиональной деятельности. Например, частичная занятость, подготовка к дальнейшей работе и карьере посредством школьного образования и обучения, последующее образование. Домашний и семейный контекст включает финансовые проблемы и вопросы, отно-

сящиеся к расходам, связанным с ведением хозяйства. Задания в этом контексте могут касаться покупки предметов домашнего обихода, продуктов, учета расходов, планирования совместных мероприятий, решений о составлении бюджета и приоритетности расходов. Личностный контекст включает вопросы, связанные с потребительскими товарами и розничной торговлей, отдыхом и развлекательными мероприятиями, страхованием (жизни, здоровья, предметов собственности) и другими ситуациями, в которых товары или услуги покупаются для личного пользования. Решения, которые вписываются в этот контекст, включают выбор таких продуктов и услуг, как одежда, туалетные принадлежности, электронное или спортивное оборудование, сезонные билеты, абонементы в спортзал, а также открытие банковского счета и получение кредита. Общественный контекст отражает связь между личным финансовым благополучием и остальным сообществом в современном мире. Данный контекст включает проблемы, связанные с информированностью о правах и обязанностях потребителей, налогах и льготах, сборах и услугах, справедливой торговле, последствиях потребительского выбора, пожертвований некоммерческим организациям, благотворительным фондам и др.

Использование модели исследования PISA и положений Системы (рамки) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста при разработке заданий отличалось рядом особенностей.

Первоочередное внимание было сосредоточено на создании финансовых задач, с которыми сталкивается школьник и его семья.

Выбор тематики заданий и содержания необходимых для их выполнения умений был обусловлен возрастными особенностями учащихся определенного класса: уровнем имеющихся знаний и умений, формиру-

ющимися психолого-познавательными потребностями. В частности, относительно пятиклассников речь идет об избирательности восприятия, способности к запоминанию и воспроизведению смысловых связей, развивающейся способности к абстрактному мышлению, увеличении периода сохранения внимания, интеллектуализации памяти и других.

Кроме того, выбор тематики заданий и содержания необходимых для их выполнения умений определялся характером и содержанием социального опыта учащихся. Дифференцированные по возрастным группам практические задания учитывали реальные жизненные ситуации, с которыми сталкивается ребенок определенного возраста.

При разработке заданий также учитывалось, что у школьников происходит постепенное формирование образа мира, в котором увеличивается количество значимых персонажей. В частности, помимо «значимых взрослых» (родители, члены семьи, учителя), увеличивается количество «случайных взрослых» (соседи, знакомые родителей, незнакомые люди в транспорте, магазине, поликлинике и др.), с которыми учащиеся вступают во взаимоотношения, в том числе финансовые. Расширяется также круг «обобщенных взрослых» (персонажей фильмов, телепередач, книг). Вместе с этим по мере взросления продолжается становление «образа себя», в частности, глубже осознаются различные социальные роли, как наличествующие в собственном опыте, так и те, которые придется выполнять в будущем.

Результаты исследования. На основе изучения описанных выше теоретико-методических подходов были разработаны контекстные блоки заданий для двух возрастных групп, представленные в шести вариантах для каждой из них. Каждый вариант образуют минимум две личностно значимые жизненные ситуации с комплексом вопросов (заданий) к ним. Всего в варианте предъявлено восемь заданий.

Комплекс заданий, разработанный к представленным в варианте ситуациям, предполагает актуализацию всех познавательных процессов, представляющих принципиальную значимость для формирования финансовой грамотности. При этом в каждом варианте представлено по два задания, требующих выявления финансовой информации (процесс 1), анализа информации в финансовом контексте (процесс 2), оценки финансовой проблемы (процесс 3) и применения финансовых знаний и понимания (процесс 4).

В основу заданий для младших подростков (учащихся 5-6 классов) положены пять тематических составляющих содержания финансовой грамотности: доходы и расходы, семейный бюджет, покупки, деньги, защита от мошенников. Для учащихся 7 класса предложен более широкий охват содержания, включающий в дополнение к названным компонентам личные сбережения и финансовое планирование.

Разнообразие жизненных ситуаций, лежащих в основе заданий, представлено в разработанных материалах близкими и понятными школьникам контекстами. Таких контекстов в материалах для 5-6 классов четыре (учебный, личный, семейный, общественный), для 7 класса — пять (учебный, личный, семейный, общественный и профессиональный). Каждое представленное в комплексах задание может быть отнесено к одному из этих контекстов.

Материалы, предлагаемые для учащихся разного возраста, различаются по охваченным темам и контекстам, степени сложности предлагаемых заданий, форматам представленности в заданиях процессов познавательной деятельности.

Незыблемым на каждом возрастном этапе остается обращение к личностно значимой жизненной ситуации, что и определяет заинтересованное отношение учащегося, его желание решить актуализированную проблему, найти оптимальную модель приемлемого поведения.

В разработанных комплексах используются задания, предполагающие выбор одного из четырех предложенных ответов. Подобно исследованию PISA эти задания не составляют большинства. Их в разработанных материалах не более четверти. При этом зачастую, подобно исследованию PISA, следом за ними идут задания, требующие объяснения, развернутого обоснования выбора того или иного ответа. Используются также задания с кратким ответом или выбором нескольких ответов, на установление соответствия или последовательности, на выделение фрагмента текста. Используются также задания на анализ суждений, которые требуется оценить как верное или неверное либо рассмотреть в комплексе иных диад-альтернатив.

В отдельную группу можно объединить задания на произведение самостоятельного финансового расчета и запись полученного результата. В вопросах для учащихся разного возраста заложена различная сложность расчетов, но абсолютное большинство заданий связано с произведением простых расчетов.

Задания, связанные с процедурой объяснения и обоснования, представлены достаточно широко. ( Следует отметить, что именно эта группа заданий увеличивается количественно с каждым новым этапом исследования PISA). Значительная часть ответов представляет собой развернутые, свободно сконструированные суждения.

Система заданий, разработанных специалистами Института стратегии развития образования РАО, отражает актуальные для учащихся определенного возраста темы и контексты, что определяет их личную заинтересованность в их выполнении.

Содержание разработанных комплексов предполагает, что знание и понимание определенных финансовых терминов, понятий, категорий, функций финансовых институтов, процессов, происходящих в финансовой сфере, будет применено к тем конкретным ситуациям и жизненным практикам, которые освоены или осваиваются учащимися определенного возраста.

Задания направлены не столько на проверку содержания знаний и представлений финансово грамотного человека определенного возраста, сколько на развитие финансовой грамотности. Они ориентируются, прежде всего, на формирование ряда умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в осуществлении познавательной и практической деятельности, направленной на решение задач, возникающих в финансовой жизни личности.

Предлагаемые задания выстраиваются на конкретных ситуациях реальной социальной жизни, представляющих актуальные для учащихся контексты. Описание ситуации предшествует нескольким заданиям, построенным на ее основе.

Разнообразие тематик, контекстов, познавательных процессов, отличающихся личностной значимостью для учащихся определенного возраста, способствует их мотивации на освоение знаний и умений, необходимых для поиска решений предъявляемых в заданиях задач.

Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2018-2019 годы «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных ис-

следований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».

1. Городецкая Н. И., Рутковская Е. Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 3. С. 71-80.

2. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. 112 с.

3. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31-43.

4. Ковалева Г. С., Рутковская Е. Л., Половникова А. В. Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015) // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 14-21.

5. Кузина О. Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.

6. Лазебникова А. Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 22-30.

8. Синельников М. В. Финансовая грамотность населения как основа оптимизации финансового поведения в условиях глобализации // Дискуссия. 2018. № 3 (88). С. 77-84.

10. Судакова А. Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 26. С. 1563-1582. D OI: https://doi.org/10.24891/ fc.23.26.1563.

FINANCIAL LITERACY AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY: APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF LEARNING TASKS

The article presents the experience of defining and implementing approaches to the educational tasks aimed at developing the financial literacy of students. These aims are based on the conceptual ideas of the international PISA study organizers, their field definition of financial literacy assessment in this study, as well as the content of the Financial Competency System for school students in our country.

In the field of author’s attention is a modern understanding of financial literacy, the components that make it up, the possibility of its reflection and representation in sets of tasks for different ages students.

The three-dimensional financial literacy model presented in the PISA study and implemented in the developed set of tasks is described separately.

The content of the tasks was created for the two age groups of primary school students and form financial literacy. The characteristic features of the tasks developed for each age group. The article describes the proposed option of grouping the developed tasks into different sets. It can be used for financial literacy development and at the same time accept to determine the dynamics of the expected educational results in this area.

Emphasizes the personality-oriented approach, implemented in the development of tasks and determining the relationship of educational material with the life of a particular person, its real behavior in society, interest in acquiring the knowledge and skills necessary to make informed decisions in typical life situations.

It reveals the importance of using tasks in the financial literacy field to achieve educational outcomes that are new to the pedagogical practice related to the formation of students’ functional literacy.

Keywords: functional literacy, financial literacy, PISA, educational results, connection of educational material with the life of a particular person, application of knowledge and skills to solve life problems, typical life situations, competent financial behavior.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Kuzina O. E. Finansovaya gramotnost’ i finansovaya kompetentnost’: opredelenie, metodiki izmereni-

I Е. n. PyTKOBCKaq

Оцените статью