Пословицы и поговорки по финансовой грамотности
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Была бы охота, а работа найдется. Волка ноги кормят.
Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Всяк своим разумом кормится.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Всякий человек в деле познается.
Всякое уменье трудом дается.
Где хотенье, там и уменье.
Глину не мять — горшков не видать.
Дело словом не заменишь.
Дело заделано, надо доделывать.
Делом спеши, да людей не смеши.
Делу — время, потехе — час.
Дерево смотри в плодах, человека — в делах.
Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
Если идет работа, спать неохота.
Ешь досыта, а работай до пота.
Живи всяк своим умом, да своим горбом.
За все браться — ничего не сделать.
Золото познается в огне, человек в труде.
Кто ест скоро, тот и работает споро.
Кто мало говорит, тот больше сделает.
Кто не работает, тот не ест.
Куй железо, пока горячо.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Мед есть — в улей лезь.
Не бывать скуки, коли заняты руки.
Не печь кормит, а руки.
Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Каков работник, такова ему и плата.
Портной без порток, сапожник без сапог.
Рыбак рыбака видит издалека.
Трудолюбив, как муравей.
О ДЕНЬГАХ, ЦЕНЕ
Деньги — не голова: наживное дело.
Деньги не люди, лишними не будут.
Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.
Доход не живет! без хлопот.
Каждый час простоя — река убытку.
От прибыли голова не болит.
Получишь доход — явится и расход.
Прибылью хвались, а убыли стерегись.
Чужие деньги считать — не разбогатеть.
Денежка без ног, весь свет обойдет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Деньги счетом крепки.
Копейка копейку родит.
Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Деньги — что пух: только дунь на них и нет.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Не деньги нас наживают, а мы их.
Через золото слезы льют.
Копеечка к копеечке — рубль набегает.
Копейка рубль бережет.
Копейка обоз гонит
У него деньги куры не клюют.
Не подмажешь — не поедешь.
Дешевле пареной репы.
И дешево, и сердито.
Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.
Лишняя денежка карману не в тягость.
У денег глаз нет.
Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.
Денежки счет любят.
Лежащий товар не кормит.
Злато не говорит, зато много творит.
Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем.
Деньги — дело наживное.
Здоров буду и денег добуду.
Не доходом разживаются, а расходом.
Денежки круглые — весь век катятся.
Деньги не в деньгах, а в делах.
Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.
Время — деньги.
Не в деньгах счастье.
О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ, ТОВАРЕ
Купишь — платишь, продашь — плачешь. Наследство — ни дар, ни купля.
На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
Не купля учит — продажа.
Куплей да продажей торг стоит.
Торгуешь — хаешь, купишь — похвалишь.
Хороший товар не залежится.
Лежачий товар не кормит.
Цена хороша, а не будет барыша.
На что спрос, на то и цена.
Торговля — кого выручит, а кого выучит.
Дешево покупается — недолго носится.
Кота в мешке покупать нельзя.
Товар лицом продается.
Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.
Товарами лавка красится.
Базар цену скажет.
Мало в привозе — много в запросе.
Прибыль с убытками на одних санях едут.
Без хозяина товар плачет.
Что продается и покупается — товаром называется.
Имеешь товар — будут деньги.
Лишний рубль на рекламу отдашь — товар выгодно продашь.
Бережливость лучше богатства.
Запасливый нужды не терпит.
Из грошей рубли вырастают.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
Собирай монеты медные — пригодятся в дни бедные.
Бережливая вещь два века живет.
Без копейки рубля нет.
Бережливость лучше прибытка.
Запас человека не портит.
И медведь из запасу лапу сосет.
Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит.
Яна Устинова Картотека пословиц и поговорок, знакомящих детей с экономическими понятиями
В страду одна забота: не стояла бы работа.
Господской работы не переделаешь.
Кончил дело — гуляй смело.
По работе и плата.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Ремесло — золотой кормилец.
Ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит.
Уменье везде найдет примеиепье.
Не работа дорога — умение.
Всякая работа мастера хвалит.
Публикация «Картотека пословиц и поговорок, знакомящих детей с экономическими понятиями» размещена в разделах
Дело мастера боится.
На час опоздаешь — годом не наверстаешь
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Без работы день годом станет.
Без труда и отдых не сладок.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным.
Хорошо живет jot, кто много работает и учится.
Горька работа, да сладок хлеб.
Без клещей кузнец — что без рук.
Без охоты нет работы. Без работы и печь холодна.
Без ремесла, как без рук.
Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
Без труда нет плода.
Берись за то, к чему ты годен.
Елена Чернова Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.
Публикация «Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
Нередко можно отметить, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь нам в решении этих воспитательных задач. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности у воспитанников. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно меньше, чем зарабатывается. Детям нужно понять, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности.
Старший дошкольный возраст – это первая ступень для начала работы по экономическому воспитанию. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Но прежде чем дать ребенку первую сто-рублевую купюру, ему нужно в доступной форме освоить азы финансовой грамотности. Ребенок 5-7 лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Ребёнок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Деятельность ориентирована на взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.
Для усвоения детьми основ финансовой грамотности используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы : рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Современные дети полноправно участвуют в финансовых вопросах, и чем раньше они у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Все это есть в художественной литературе.
Чтение стихотворений, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества личности: трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность.
Чтобы обучение давалось детям проще и интереснее, педагогу необходимо разбирать различные финансовые ситуации в сказках или рассказах художественной литературы. Таким образом, через художественную литературу дети усвоят урок о том, чтобы не доверять незнакомцам, не поддаваться соблазну получить легкие деньги и правильно расходовать свои финансы. Как-никак бесплатный сыр только в мышеловке. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.
Пословицы и поговорки – это еще один способ освоить финансовую грамотность детям. Они также способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевых, интеллектуальных, и творческих способностей детей. Пословицы кратки, просты и несут в себе глубинный смысл, который помогает понять устройство нашего мира. Они прививают интерес к устному народному творчеству. Расширяют кругозор. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. В пословицах можно увидеть разную философию русского народа в отношении денег. Например, в поговорке «Не в деньгах счастье», говорится, как совет беречь здоровье, а также с осуждением, когда кто-либо в ущерб здоровью старается больше заработать денег «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Хорошо иметь много друзей. Даже, если у тебя не будет денег, то родственники, друзья и близкие люди всегда помогут, чем смогут.
Русские поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит наших детей полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
• Не потрудиться, так и хлеба не добиться
• Не ленись, а трудись, на чужое не льстись
• Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться
• Вдохновение приходит во время труда
Пользоваться этими высказываниями в общении с детьми в детском саду очень полезно. Это доходит быстрее до сознание детей. Они легко воспринимают мораль, которую несут в себе эти крылатые выражения.
Книга является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и ситуации. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период формирования финансовой грамотности будущего гражданина.
Игра-викторина “Знатоки финансовой грамотности”
МКОУ “Падунская школа-интернат”
Цель: Развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.
Задачи:
• создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
• формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
• рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
• закрепить у учащихся навыки работы в группах.
МКОУ «Падунская школа-интернат
«Знатоки финансовой грамотности»
Подготовили и провели:
Игра – викторина «Знатоки финансовой грамотности»
Участники: учащиеся 1-5 классов.
Время проведения:45 мин.
Оборудование:компьютер, интерактивная доска, наградной материал, маршрутный лист, презентация, фрагмент м/ф «Фиксики и деньги».
Ведущий: Ребята, сегодня нам предстоит необычное занятие. Вам предстоит пройти разные испытания, а по какой теме вы скажете мне сами, посмотрев отрывок из этого мультипликационного фильма.
Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Фиксики. Деньги».
Ведущий: Так какая тема нашего занятия? (Деньги, их функции. Отношение людей к деньгам.)
Ведущий: Мы много раз говорили с вами о деньгах. (Сегодня будем заниматься повторением и закреплением данной темы)
Ведущий:Сегодня мы с вами проведём игру-викторину «Знатоки финансовой грамотности» (слайд 1).
Ведущий: Кто из вас знает, что такое викторина?
Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы (слайд 2).
Ведущий:Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. В игре примут участие две команды. Каждая из команд совершит путешествие по 5-ти станциям (слайд 3).
У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. Когда все команды выполнят задания, мы подведем итог, посчитав заработанные вами деньги. Но прежде чем мы начнем нашу игру-викторину, необходимо придумать название вашей команды и выбрать капитанов.
Ребята представляют капитанов и названия своих команд (финансисты и экономисты). Жюри заносит полученные сведения в маршрутный лист.
Ведущий: 1 станция «В гостях у сказки».
Ведущий задает вопросы детям по сказкам, связанные с темой «Финансы».
1. Сказочная героиня, которая нашла деньги, идя по полю? (Муха-цокотуха)
2. Герой, какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес? Как его зовут? (Буратино из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»).
3. В какой сказке жених подсчитывал, сможет ли он прокормить жену? («Дюймовочка»)
4. Как называется сказка, в которой жадность оставила человека без всего. («Сказка о рыбаке и рыбке») (слайд 4).
Ведущий: 2 станция «Ребус этот отгадай и монетку получай».
Учащимся раздают карточки с ребусами (слайд 5).
Задание для болельщиков
Ведущий: Отгадайте загадки, вспомнив финансовые термины.
Всё, что в жизни продаётся,
И крупа, и самовар
Мебель, хлеб и огурцы
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
И врачу, и акробату
Сколько купили вы колбасы,
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)
Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюша требуется мне,
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. (Кассир)
Ведущий: 3 станция «Подумай и реши».
Каждой команде дается по 1 задаче (слайд 6).
1. Карандаш стоит 7 рублей, а ручка на 2 рубля дороже. Сколько рублей стоит ручка? (9 рублей)
2. Блокнот стоит 10 рублей, а карандаш на 3 рубля дешевле. Сколько рублей стоит карандаш? (7 рублей)
Игра с болельщиками «Покупки»
Ведущий: Хлопаем в ладоши, если можно купить за деньги, топаем, если нельзя:
Дом, конфеты, книгу, счастье, мороженое, цветы, маму, телефон, солнце, велосипед, стол, воздух, здоровье, торт, мечту, смех, шоколад, хлеб, молоко.
Ведущий:4 станция «Определи последовательность».
Командам раздают карточки с заданием, в которых учащиеся выбирают правильную последовательность действий в конкретной ситуации (слайд 7).
Расположите в правильном порядке действия, которые вы выполняете, когда приходите в магазин.
. Взять тележку.
«Обьяснялки»Нужно объяснить выражение:
Ведущий:5 станция «Соедини».
Учащимся выдаются карточки с пословицами, в которых необходимо соединить начало и конец (слайд 8).
Соедините начало и конец пословиц и поговорок.
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Ведущий: Я приглашаю вас на последний 6-й раунд, конкурс капитанов
«Блиц – опрос».
На каждый вопрос нужно отвечать очень быстро. За каждый правильный ответ 1 рубль.
1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
3. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)
4. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
5. Как говорят о деньгах, если они пропали впустую? (Плакали денежки)
6. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
7. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
8. Натуральный обмен одной вещи на другую – это .? (бартер)
9. Лицо торговой точки это что? (витрина)
11. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
12. Что проверяют, не отходя от кассы? (деньги)
13. Что сколачивают из денег? (капитал)
Итог: Команды подсчитывают заработанные деньги, жюри объявляет победителей (слайд 9).
Ведущий: Вручение грамот. Всем спасибо за игру! До скорых встреч! (слайд 10)
- Авденин В. Азбука финансовой грамотности. – 2006
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
Список используемых источников
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/497662-igra-viktorina-znatoki-finansovoj-gramotnosti
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края
МБОУ «ВОК» СП Детский сад № 1 корпус 2
Пословицы и поговорки по теме
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/486495-poslovicy-i-pogovorki-po-teme-finansovaja-gra
Составила: воспитатель Керейтова А. Б.
г. Новый Уренгой
Купля – продажа, товар.
Богатство и бедность