5 КЛАСС СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

ЛЕКОНЦЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА «Бюджет семьи». Конспект урока по ОФГ в 5 классе

Класс : 5

Цель урока : познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.

• Обучающая: познакомить учащихся с понятием доход, расход, бюджет, их видами, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии, показать практическое применение при решении задач, научиться производить расчет бюджета семьи с помощью MS Excel.

Чекулаева Виктория Урок финансовой грамотности в 5 классе «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Урока по финансовой грамотности

Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Цели урока :

– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;

– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.

– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.

– повышение финансовой грамотности учащихся,

Изучение нового материала

Работа в группах

Объяснение нового материала

-Ребята, перед тем как начать наше занятие, я хочу выяснить с каким настроением вы сюда пришли. Обратите внимание, на ваших столах лежат различные смайлики, я предлагаю вам выразить ваше настроение при помощи смайликов. Поднимите тот, который вам близок по эмоциональному состоянию на данный момент.

– Ребята, прежде чем мы познакомимся с темой нашего занятия, я хочу, чтобы вы отгадали ребус.

Учитель показывает карточку с ребусом

-Сегодня мы поговорим  об управлении семейным бюджетом

– Эпиграфом нашего занятия будут слова немецкого писателя

Я расскажу вам одну историю, что произошла с мальчиком, сыном моих хороших знакомых. Летом Максим вдохновился паркром и стал просить родителей купить ему велосипед. У него уже был велосипед, но он хотел особый, трюковой, фирменный, а стоил он очень дорого. Рассуждал же мальчик так: раз родители меня любят, то и желание мое исполнят.

Как вы думаетечтонадо учитыватьдля такойпокупки? Достаточноли для этогонашегожеланияЧто еще надо знать, чтобы принять такое решение?

– Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Да, верно. Планировать семейный бюджет.

для этого мы должны знать: из чего складывается доход семьи; на что расходуется (бюджет семьи).

Повторим понятия «доход» и «расход»

(Слайд 4 и 5)

Предлагаю вам определить, является «название» доходом или же расходом семьи:

Папа получил зарплату —

Бабушка заболела —

Выиграли в лотерею —

Потеряли кошелёк —

Продали часть урожая помидор —

Нашли 50 рублей —

Сестра получила стипендию –

Порвались брюки —

Заплатили за воду —

Купили арбуз —

«Семейный совет по составлению бюджета».

Вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средстваКаждой группе выдается задание на карточках.

Зарплата мамы – 8500 рублей

Зарплата папы – 11500 рублей

Детское пособие –3 800 рублей

Коммунальные услуги – 4000 рублей

Питание – 10000  рублей

Кредит- 2800 рублей

Одежда – 3000  рублей

Прочие расходы –4000  рублей

Зарплата мамы – 15000  рублей

Пенсия бабушки  – 9000  рублей

Детское пособие- 800 рублей

Коммунальные услуги – 5000  рублей

Продукты – 10000  рублей

Лекарства – 3000  рублей

Одежда – 5000  рублей

Игрушки – 300  рублей

Прочие расходы – 2000  рублей

Зарплата мамы – 17000  рублей

Зарплата папы –15000  рублей

Стипендия дочери- 3000рублей

Коммунальные услуги – 4000  рублей

Продукты – 8000  рублей

Прочие расходы – 5000  рублей

Зарплата папы– 18000  рублей

Зарплата мамы- 10000 рублей

Пенсия дедушки – 9000  рублей

Продукты – 15000  рублей

Одежда – 6000  рублей

Лекарства – 5000  рублей

Прочие расходы – 6000  рублей

Объясняет, какой бывает бюджет семьи

Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?

А на чём можно экономить?

А на чём нельзя экономить?

Какие черты характера человека помогают ему правильно вести семейный бюджет?

А какие черты характера мешают ему правильно вести семейный бюджет?

Учиться ведению домашнего хозяйства надо уже сейчас. Требуя новый телефон, подумайте о семейном бюджете. Бережно относись к своим вещам. Если вы будете тратить деньги бездумно, то никогда не станете богатым, а так же нужно изучать финансовую грамотность.

Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

Учащиеся поднимают смайлики

Учащиеся отвечают (семья)

( бюджет семьи)

Ответы учащихся  (составлять бюджет семьи, планировать семейный бюджет и др.)

Ученица рассказывает стихотворение «

Знает вся моя семья –

Без бюджета жить нельзя.

Нужно точно все считать,

Чтоб долгов не набирать.

Как зарплату получаем,

Мы её распределяем,

За квартиру, на проезд

И продукты в списке есть.

Тот, кто деньги уважает

И на ветер не бросает,

Будет сыт, обут, одет

Избежит ненужных бед

Учащиеся поднимают таблички с буквами

Учащиеся в группах выполняют задания,

выполняют необходимые вычисления и записывают ответы.

Рассказывают другим группам своё решение.

Бюджет: Соловьевы24800- 25 300 = – 500

Петровы 35000-22000 =13000

Сидоровы 37000-37000 =0

Учащиеся дают советы

: меньше покупатьсладостей и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

на отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.

нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.

Урока по финансовой грамотности

Цели  урока :

– содействие формированию разумного финансового поведения,

–  принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.

. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.

С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».

Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.

С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю

Применить приобретённые знания при решение задач.

Работать в группе.

Приёмы на стадии рефлексии:

– приём незаконченного предложения;

– «свободный микрофон».

подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.

: комбинированный урок.

в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.

:SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы), карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий), наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.

• Обмен игрушками, книгами, играми.

• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

Формирование воспитательных компетенций:

Предметные образовательные результаты:

Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

2.  Мотивационный этап.

– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет.

б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему.  Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы  вы планируете получить ответы? Предлагаю составить  совместный план, включающий в себя интересующие  вас вопросы.

– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)

Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +

Товар – это обмен игрушками. –

Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+

Бартер – это деньги другой страны.-

Монеты – это бумажные деньги. –

– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

«Ученик спросил Мастера:— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;еду, но не аппетит;лекарства, но не здоровье;слуг, но не друзей;жилище, но не домашний очаг;развлечения, но не радость;образование, но не ум».

– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей

– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно

– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?

– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)

– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»

– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

– Какие из этих современные, а какие устарели?

– Как называют эти деньги?

– Из чего они сделаны?

– Как называют бумажные деньги?

– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

– Как называют иностранные деньги?

– Как называют международную валюту?

– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?

– Что заменяло деньги в старые времена?

– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми

– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.

4 . Практическая работа в парах

– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я  вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели  серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».  Сторона монеты, на которой изображен герб,  портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.

– Кто может поставить рядом цену?

( Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

(Карточка № 1)

1 кг. лука –

1 кг. соли –

1 кг. сахарного песка –

1 кг. мяса –

1 десяток яиц –

1 кг. макарон –

1 кг. капусты –

1 литр подсолнечного масла –

1 литр молока –

1 буханка черного хлеба –

1 кг. картофеля –

– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)

– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам?

– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется?

– Есть ли у вас собственные сбережения?

– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка.  А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.

Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.

Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи

– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?

– Какие расходы у человека каждый день?

– Какие расходы реже?

– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.

Практическое задание (Группа  № 3)

Выберите правильный ответ.

1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:

А) 20 порций мороженого по 35 рублей.

Б) 4 куклы по 200 рублей.

В) 3 машинки по 100 рублей.

Г) 10 шоколадок по 40 рублей.

– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

Игра  «Денежные пазлы».  А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие  купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

(дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола)

1) получение обеими сторонами выгод от обмена;

2) каждый продавец должен произвести товар;

3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;

4) затрачивается много времени на обмен товара;

5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.

Приём «Дерево чувств»:

Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:

Если вы считаете ,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете  – жёлтый – радостное, приятное

Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете

И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.

Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация к деятельности.

– Здравствуйте! Садитесь! Сегодняшнее занятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха. ( Слайд № 1)

Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)

А откуда берутся деньги? (зарабатывают)

А где вы берете деньги? (у родителей, родственников)

Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет) А почему?

А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).

Какая тема сегодняшнего занятия? (Бюджет семьи)

О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи)

В этом году с 14 по 21 марта проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. И в рамках этого мероприятия мы проведем сегодня урок.

2. Основная часть.

Прежде чем приступить к самому понятию бюджет семьи, давайте вспомним, что такое бюджет и из чего он складывается.

Бюджет состоит из доходов и расходов.

А каким образом в семье появляются деньги? (доходы)

Что является основным доходом семьи? (ответы – основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях, пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей. ( Слайд №4).

Доходы – это все денежные и неденежные поступления в семью.

Существуют и непостоянные, разовые доходы. К ним можно отнести наследство, бонусы, премии и другие. Но доходы бывают не только денежными. Наверно вам приходилось получать подарки или выигрывать в тире мягкую игрушку. Это тоже будет относиться к доходам семьи. ( Слайд №5).

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы существенно улучшить материальное положение семьи? (нужно стремиться к получению постоянных доходов)

Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. ( Предполагаемый ответ: питание, приобретение различных вещей, услуги).

Приобретая всё необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. (Слайд №6). Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.

Как и доходы, расходы тоже будут делиться на постоянные и непостоянные. К постоянным расходам мы отнесем расходы на питание, одежду и обувь, оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы (на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов). ( Слайд №7).

Ребята, существует особый вид постоянных расходов – это налоги. Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности. ( Слайд №8). В российской семье, как правило, существуют следующие расходы на налоги: подоходный налог в размере 13% от получаемого дохода, налог на имущество, транспортный налог (если у вас есть личный автомобиль).

Другие расходы семьи не носят регулярного характера или являются временными. ( Слайд №9). Это расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход, досуг, отдых, покупку предметов роскоши и так далее.

Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к основному понятию нашего урока – бюджет. Для чего он нужен?

Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период. ( Слайд №10).

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.

Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи.

Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным. ( Слайд №11). А что мы будем делать с излишком денег? ( Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку.

Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. ( Слайд №12). А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты ( Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Но самое главное, стоит пересмотреть потребности семьи, возможно следует от чего-то отказаться.

Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство). ( Слайд №13)

Какой бюджет выбрали бы вы?

А сейчас Дарья Пластинина нам расскажет о своей семье. А кой бюджет получается у Даши?

Давайте посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи.

Посмотрите на доску, перед вами семья Ивановых (Слайд №14, членами которой являются дедушка и бабушки пенсионного возраста, работающие мама и папа, сын-студент, дочь-старшеклассница и маленький ребенок.

Бюджет семьи Ивановых за январь выглядит следующим образом. ( Слайд №15). Как правило, при составлении бюджета используют таблицу из четырех столбцов: первый – вид дохода, второй – сумма дохода, третий – вид расхода, четвертый – сумма расхода. Строк может быть любое количество, но последняя строка должна содержать позицию «итого доходов» и «итого расходов».

Из чего состоят доходы семьи Ивановых? (доходы семьи состоят из заработных плат, пенсий, пособий, стипендии, премии и банковского начисления по вкладу за предыдущий год).

Из чего состоят расходы? (питание и корм для собаки, покупка одежды, обуви и бытовой химии, на транспорт, оплату коммунальных услуг, телефонов, налогов, услуг образования, на покупку лекарств дедушке и проведение досуга (ходили в театр и кино).

Итоговая сумма дохода – 100 тысяч рублей за месяц, а сумма расходов – 75 тысяч рублей за месяц.

Какой вид бюджета получился у этой семьи? (избыточный).

Куда можно потратить тогда им избыточные деньги?

Какие доходы и расходы постоянные, а какие переменные? (постоянные доходы – зарплаты, пенсии, пособия и стипендия, непостоянные – премия и банковский процент; постоянные расходы – на питание, коммунальные услуги, телефон, бытовую химию, одежду и обувь, образование, транспорт, непостоянные – досуг и отдых, может быть – лекарства).

3. Смогут ли они в этом месяце отложить деньги на летний отдых на море? ( Правильный ответ: да, смогут отложить 25 тысяч рублей).

Мы с вами рассмотрели пример правильного составления бюджета семьи за месяц.

1. З П папы 50 000 тыс рублей.

2. Оплата коммунальных услуг.

3. Плата за обучение дочери.

4. Накопления в банке.

5. Покупка одежды.

6. Оплата мобильной связи.

7. Пенсия бабушки.

8. Похлопайте сами себе!

Сейчас, я проверю, как вы выполните задание по сотавлению бюджета семьи.

В таблице представлены доходы и расходы семьи за 1 месяц. Ваша задача определить вид бюджета семьи.

Помните, что бюджет должен быть составлен в таблице.

(При проверке задания, важно, чтобы учащиеся не только правильно разнесли в таблицу виды доходов и расходов, но и определили вид бюджета и сделали вывод о том, что будет делать семья с избытком средств. Ответы должны быть проанализированы.)

Как вы будете выполнять задание? (чертить таблицу).

А как эту задачу можно разрешить на компьютере? (программы, MS Excel).

Давайте вспомним, как это можно сделать.

Из чего состоит документ MS Excel? (электронная таблица, столбцы, строки, ячейки, каждая ячейка имеет свой адрес).

С какими типами данных работает табличный процессор? (числ, текст, графич)

Наша задача сегодня считать числа.

Какие операции можно выполнять над числовыми данными в табличном процессоре? (арифметич операции)

А как производятся арифметические операции? (формула, со знака «=»)

Формула является основным инструментом работы в ЭТ. Для ввода формул используется специальная строка, указывающая адрес активной ячейки:

Формулы в электронных таблицах содержат:

• имена ячеек

• знаки операций (+, -, *, /, ^)

Формула записывается в строку и начинается знаком (=)

Значением ячейки будет число – результат от выполнения операций.

Поэтому ваша задача сейчас выполнить это задание в ЭТ.

Разнесите по столбцам доходы и расходы.

Высчитайте количество доходов и расходов за месяц, определите вид бюджета семьи и ответьте на вопросы. Подготовьтесь представить всем результаты.

1. Определите, какие факторы оказывают наибольшее влияние на бюджет этой семьи.

2. Что можно предпринять для повышения доходности и сбалансированности бюджета?

3. Если у вас доходы превысили расходы и возник избыток денежных средств, то равен ли этот избыток величине планируемых сбережений (планирование летнего отдыха 20000 руб. на одного члена семьи на три месяца?

4. Если планируемые доходы оказались меньше планируемых расходов, т. е. образовался дефицит бюджета, то подумайте, какие затраты можно исключить в будущем, чтобы сбалансировать бюджет. Существует ли другой способ (помимо сокращения расходов) сделать бюджет сбалансированным.

Подготовьте выступление для защиты бюджета семьи Сидоровых и обоснования возможности увеличения доходов или сокращения расходов для обеспечения семейного летнего отдыха.

Мы проанализировали бюджеты семей.

4. Подведение итогов урока

Подведем итоги занятия.

Давайте вспомним, с какими новым э понятиями мы познакомились сегодня? (Бюджет).

Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов семьи)

Что научились делать? (научились составлять семейный бюджет, определять его вид)

А какие действия на компьютере мы выполнили? (средствами MS Excel рассчитали бюджет, используя математические формулы).

Активным учащимся за правильные ответы выставить дополнительные оценки.

А сейчас продолжите фразу:

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы. Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе.

5. Домашнее задание

1. Ермакова И. В., Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М. : МЦЭБО, 1999.

2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Как вести семейный бюджет : учеб. пособие / Н. Н. Думная, О. А. Рябова, О. В. Карамова; под ред. Н. Н. Думной. – М. : Интеллект-Центр, 2010.

4. Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – Junior Achievement Russia. М ОО «Достижения молодых», Москва, 2004.

5. Симоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. Образовательная область «Технология». – М. : Вита-Пресс, 2002.

Публикация «„Бюджет семьи“, Конспект урока по ОФГ в 5 классе» размещена в разделах

• Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

• Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде, правильного обращения с компьютером.

Основные понятия: доходы семьи, расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета.

Навыки и умения: перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример).

Форма проведения: беседа с использованием презентации, работа по группам.

Оснащение: компьютеры, проектор, проекционная доска, презентация “Бюджет семьи”, карточки с заданиями для практической работы, опорный конспект

Сообщение темы и цели.

Информационный блок, групповая и творческая работа.

3. Подведение итогов (рефлексия)

Публикация «Урок финансовой грамотности в 5 классе „Деньги, Для чего они нужны, Бюджет семьи“» размещена в разделах

– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.

1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.

2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».

Приё мы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.

3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю

4. Применить приобретённые знания при решение задач.

5. Работать в группе.

6. Приё мы на стадии рефлексии:

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона, во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.

Тип занятия: комбинированный урок.

Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.

Учебно-техническое обеспечение :SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы, карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий, наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.

• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком

• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.

• Решать простые финансовые задачи.

• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.

• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.

• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

• Умение сотрудничать и работать в группе.

• Обмен игрушками, книгами, играми.

• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

1. Осознание себя как потребителя и продавца;

2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;

3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.

2. Коммуникационных и социальных.

1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.

2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.

3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1. Понимание и правильное использование экономических терминов.

2. Представление о роли денег, бартера в обществе.

3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

4. Знание источников доходов и расходов семьи,

5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.

Данный урок :

• реализует на практике системно-деятельностный подход;

• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;

• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

Ход работы.

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап.

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

• Как появились первые деньги?

• Что такое деньги?

• Какие бывают деньги?

• Как появились монеты?

• Что такое бартер?

• Что такое личные финансы?

• Что такое бюджет?

Верю (+) Не верю(-)

Деньги – это товар, которым удобно обмениваться. +

Бартер – это деньги другой страны. –

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

3. Актуализации знаний

– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)

– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)

– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т. д.)

– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? (Не путайте с фальшивыми).

4 . Практическая работа в парах.

– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

Практическое задание (Карточка № 1)

– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)

– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)

– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)

– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)

– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.

5 Работа в группах

Практическое задание (Группа №1)

1. Деньги в вашей копилке.

2. Зарплата папы.

3. Бабушкин кошелёк с деньгами.

4. Премия за победу в олимпиаде по математике.

5. Ваши карманные деньги.

6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

7. Подаренные вам на день рождения деньги.

Практическое задание (Группа №2)

Практическое задание (Группа № 3)

1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.

4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Игра «Денежные пазлы». А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? (50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

6. Динамическая пауза:

7. Закрепление изученного материала.

8. Итог урока

9. Рефлексия. Оценивание

Приём «Дерево чувств» :

Если вы считаете,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;

Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное;

И,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.

Оцените статью