9 КЛАССЫ МОЖНО СФОРМИРОВАТЬ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Учебно-методические материалы «Финансовая грамотность в школьном курсе информатики» предлагают учащимся 5-11 классов решать задачи по информатике — составлять алгоритмы, рисовать графики, проводить расчеты, писать программы.

Материалы можно использовать на уроках информатики как иллюстрацию практического применения полученных учениками знаний. УММ содержат методические пособия для педагогов по использованию материалов на уроках информатики.

Общеизвестно, что обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России. Для учеников 5–9 классов элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Обществознание», «Математика» и «География».

Однако, и другие предметы школьной программы должны содержать в себе элементы формирования финансовой грамотности обучающихся. В связи с тем, что учебники, используемые на данный момент, либо не содержат, либо содержат минимальное количество заданий с уклоном на финансовую грамотность, появляется возможность обратить внимание на различные электронные ресурсы в сети Интернет. Ресурсов на тему финансовой грамотности очень много, однако среди них выделяется сайт https://edu.pacc.ru/ Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Образовательные проекты ПАКК». Следует отметить, что на данном ресурсе материалы структурированы по предметам, например, «Литература и финансы», «Финансы и информатика», «Финансы и математика».

При выборе раздела «Финансы и информатика» есть возможность использовать готовые материалы для скачивания, а также есть библиотека ресурсов.

Материалы для скачивания разбиты по классам: учебное пособие для 5-6 классов, учебное пособие для 7-9 классов, и учебное пособие для 10-11 классов. Помимо этого, для всех классов есть методические пособия.

Главным преимуществом является наличие приложения для компьютера, которое содержит не только теоретический материал, но и задачи, которые проверяются в интерактивном режиме. Задачи группируются по разделам: «Информация и информационные процессы», «Алгоритмизация и программирование», «Моделирование и формализация», «Обработка числовых данных в электронной таблице», «Измерение количества информации», «Информационная безопасность», а также по уровню сложности и типу.

Таким образом, данный электронный ресурс является удобным и полезным, может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Важно то, что знания, получаемые на уроках математики и информатики, могут сыграть огромную роль в финансовом благополучии

Формирование финансовой грамотности на уроках информатики

Formation of Financial Literacy in Computer Science Classes

ГБОУ “Лицей № 597 Приморского района Санкт-Петербурга”, Санкт-Петербург, Россия.

Kurnosova Margarita Alexandrovna

Lyceum № 597 of the Primorsky district of St. Petersburg, St.-Petersburg, Russia.

Аннотация: В статье рассматривается важность формирования этого навыка у школьников, а также методы обучения и примеры, которые могут использоваться учителями информатики на уроках. Описывается, что научение работе с электронными таблицами, созданию бюджетов, расчету процентов и других показателей может помочь ученикам в управлении своими финансами в будущем. В статье проиллюстрированы примеры методов обучения, которые могут быть использованы, включая симуляторы, тесты и игры, а также реальные примеры из жизни и личный опыт учителей. Все это поможет учащимся быть более ответственными в управлении своими финансами и увереннее ориентироваться в финансовой среде.

Abstract: The article discusses the important role of financial literacy and computer science lessons in the formation and education of young people. It emphasizes the need for students to develop skills in both areas to succeed in the modern world. The article provides practical tips for educators on how to integrate financial literacy and computer science lessons into their teaching plans. Overall, the article highlights the potential benefits of incorporating these topics into the curriculum for young people’s success.

Ключевые слова: финансовая грамотность, уроки компьютерной науки.

Keywords: financial literacy, computer science lessons.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

Современное общество требует от людей не только знания по профессии, но и умения управлять своими финансами. Для этого необходимо иметь финансовую грамотность – умение распоряжаться деньгами, понимать финансовые понятия и уметь проводить финансовые операции. Данный навык необходим не только для взрослых людей, но и для школьников. Как научить школьников финансовой грамотности на уроках информатики? Об этом мы сегодня и поговорим.

Информатика – это один из предметов, который может помочь в формировании финансовой грамотности учащихся. В процессе изучения этого предмета, ученики учатся работать с электронными таблицами, создавать бюджеты, а также рассчитывать проценты и другие показатели. Все это может быть применено в жизни для управления финансами.

Важно помнить, что формирование финансовой грамотности начинается с осознания учащимися необходимости таких знаний. Для этого можно использовать ситуации из реальной жизни, чтобы дети понимали, как важно уметь управлять своими деньгами. Затем учащиеся должны понимать основные понятия финансов, такие как бюджет, операции, проценты и другие.

Следующий этап – обучение практическим навыкам управления финансами. Учащиеся должны уметь составлять свой личный бюджет, а также понимать, как распределять доходы и расходы. Этот навык позволит им контролировать свои финансы и быть ответственными за свои решения.

Для изучения финансовой грамотности в информатике могут использоваться различные методы обучения, такие как симуляторы, тесты, игры и другие. Кроме того, можно использовать реальные примеры из жизни, чтобы учащиеся понимали, как применять свои знания на практике.

Важно также, чтобы учителя информатики демонстрировали свой опыт и знания в области финансовой грамотности. Это может быть проиллюстрировано на примерах из личной жизни или на примерах успешных людей, которые умеют управлять своими финансами.

Таким образом, формирование финансовой грамотности на уроках информатики является необходимым элементом современного образования. Этот навык позволит учащимся быть более ответственными в управлении своими финансами и увереннее ориентироваться в финансовой среде. Важно, чтобы преподаватель информатики был готов к этому и использовал эффективные методы обучения, чтобы получить максимальный результат.

1. Александрова Е. А., & Григорьева М. В. (2019). Формирование финансовой грамотности учащихся в условиях основной школы. Научное обозрение: Гуманитарные исследования, 4

, 47-51.

2. Первушин А. А., Петров А. В. (2018). Роль образования в формировании финансовой грамотности населения. Молодой ученый, 1(62), 14-18.

3. Шимановская Е. М. (2018). Использование информационных технологий в обучении финансовой грамотности. Образование и наука, 20

, 26-39.

4. Peters A., Noyes, C. (2019). The role of computer science in education: A literature review. Computers & Education, 128, 406-417.

5. Sandeep V., Gangadharaiah, B. (2019). Trends and challenges of teaching computer science in schools. Education and Information Technologies, 24

, 371-386.

Формирование
финансовой грамотности на уроках информатики

Одно из
важных проявлений взрослой жизни — необходимость самостоятельно принимать самые
разные решения, многие их которых так или иначе связаны с деньгами. Если эти
решения принимаются неграмотно, последствия могут оказаться плачевными. Но что
в данном случае значит «грамотно»? Можно сказать, что финансово грамотный
человек, во-первых, трезво оценивает свои возможности и сопоставляет с ними
свои потребности. Во-вторых, при поиске решений он рассматривает разные
варианты, а для этого собирает и анализирует финансовую информацию. И наконец,
он смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, то есть живет не только
сегодняшним днем, думая о будущем и ставя перед собой цели.

Очень важно
понимать, что финансово грамотное решение, как правило, вырабатывается не
методом проб и ошибок, а путем аккуратных математических расчетов, с
использованием полученных ранее знаний! Понимание возможностей компьютера и
навыки их использования делают эту подготовительную работу более быстрой и
эффективной, обеспечивают нас удобными инструментами расчетов, обработки
информации, моделирования и планирования.

Нормативные основы обучения
финансовой грамотности в общеобразовательной организации

Приказ
Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС начального
общего образования»

Приказ
Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС
основного общего образования»

Стратегия
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы от
25.09.2017 г.

Для включения финансовой грамотности в программу
общеобразовательной организации можно использовать все имеющиеся
образовательные пространства как общего, так и дополнительного образования, в
том числе организаций дополнительного образования детей (дома творчества, клубы
и пр.)

Модель внедрения №1 “Обучение
финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы”

Обязательные предметы,
предусматривающие образовательные результаты, включающие
финансовую грамотность:

начальное
общее образование – окружающий мир, математика

основное
общее – математика, информатика, обществознание, география

Дополнительно можно
включить элементы финансовой грамотности в уроки ОБЖ, литературы, физики и др.

Модель внедрения №2 “Обучение
финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, факультатива
(электива)”

Модель внедрения №3 “Обучение
финансовой грамотности в рамках программы воспитания”

Модель внедрения №4 “Обучение
финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной
организации или организации дополнительного образования детей”

Итак,
использование модели №1 говорит о том, что  учителя информатики должны внедрять
элементы финансовой грамотности на своих уроках. А что делать, если в учебном
плане предусмотрен всего один час в неделю на изучение в 7-9 классах? Выход
есть. Заменить некоторые задания, которые уже заложены в учебниках, на задания
по финансовой грамотности.  Но, хочется отметить, что учитель сам хорошо должен
ориентироваться в теме, чтобы отвечать на вопросы учащихся и правильно
интерпретировать задание. Поэтому учитель должен быть сам финансово грамотным.

Далее, предлагаются
 некоторые задания, которые можно включить в разные темы для 7-9 классов.  Некоторые
из них взяты из электронного пособия “Финансы и информатика” (https://edu.pacc.ru/finformatika/).
Естественно, каждый учитель в зависимости от класса может выбирать разные
задания по уровням сложности, благо пособие на это рассчитано.

Для 7-9
классов финансовая грамотность включает разделы:

Риски
и финансовая безопасность

Добавьте показания
счетчиков, рассчитайте расход энергии и ее стоимость

в 7 классе учащиеся не знакомы с электронными таблицами, поэтому каждый может
выбрать свой вариант: бумажный или электронный, и все расчеты делать
калькулятором

тема “Визуализация
информации в текстовых документах”

:
текст можно придумать самим

Семья Григорьевых состоит
из мамы, папы, бабушки, 2 детей.  Заработная плата папы 35 000 рублей,
Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за
сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на 
коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет – 1200 рублей, услуги сотовой связи
-1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и
др.), на питание –  примерно 40 тысяч рублей,  карманные деньги – 2500 рублей

Создать презентацию по
теме:

«Способы
оплаты покупок»и т.д.

тема “Алгоритмизация
и программирование ”

задание на составление
алгоритма

Составить алгоритм
получения моментальной карты Сбербанка

задание на программирование

Хозяин договорился с
рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр (в
глубину) он заплатит Х рублей, а за каждый следующий метр — на Y рублей больше,
чем за предыдущий.

Напишите программу
«Калькулятор стоимости колодца», принимающую на вход значения X, Y и глубину
колодца в метрах H и выводящую стоимость строительства данного колодца в
рублях.

Бурение скважины глубиной
до 12 метров для обеспечения водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а
глубиной более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый пробуренный
метр. Максимальная глубина скважины данной конструкции составляет не более 17
метров

.
Программа получает на вход: фиксированную стоимость в рублях водоносной
скважины глубиной не более 12 метров — a, стоимость в рублях каждого
следующего метра бурения до 17 метров включительно — b и глубину
водонасыщенного слоя в метрах — h. Числа на входе целые, каждое вводится
в отдельной строке. Программа выводит одно число — стоимость скважины в рублях.

задачи разобраны в электронном пособии
https://edu.pacc.ru/finformatika/articles/materialy-dlya-izucheniya-skachivaniya-i-ispolzovaniya8536/

Семья Григорьевых
проживает в городе Шуя и  мечтает поехать отдохнуть на Черное море. Состав
семьи: мама, папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь – ребенок
дошкольного возраста).  Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата
мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду
квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на  коммунальные услуги – 6000
рублей, интернет – 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства
– 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание –  примерно
40 тысяч рублей,  карманные деньги – 2500 рублей.   Сможет ли семья
поехать через год на море, если они будут откладывать все оставшиеся деньги и 
поедут все вместе?

Составьте
таблицу для подсчета расходов, доходов. Стоимость путевок посмотрите в
Интернете

1. Дается шаблон таблицы,
учащимся необходимо внести данные,  формулы и ответить на вопрос

2. Задача полностью
решается учащимся.

:
Стоимость путевок не принципиальна, можно и учителю дать их стоимость или
учащиеся возьмут первую найденную

Посчитать сумму вклада
без капитализации на конец года вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 %
годовых, но она  может меняться

Например, 
на нахождение минимального (мах) вклада на конец года или посчитать количество
вкладчиков, чей вклад превысит 100 000 руб и т.д.

1. Образовательные
проекты ПАКК. Финансы и информатика. 2019.

2. Сетевой комплекс информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования
функциональной грамотности учащихся»

Возможности школьного курса информатики в формировании финансовой грамотности учащихся основной школы

Possibilities of the school course of informatics in the formation of financial literacy of

primary school students

Корнейков Евгений Николаевич

Korneykov Evgeny Nikolaevich

Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky,

Показано, что информатика, как учебный предмет в целом, знания и умения, получаемые учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по информатике, могут сыграть огромную роль в будущем финансовом благополучии современных школьников. Сегодня все финансовые компетенции связаны с информационными технологиями. Под финансовой грамотностью учащихся основной школы понимается общее знание и установки в сфере финансового поведения человека как в школе, так и в жизни школьников. Финансовая грамотность формируется в процессе урочной и внеурочной деятельности учащихся. Содержание, методы, формы, средства обучения информатике изначально несут на себе потенциал формирования финансовой грамотности. Ключевая задача учителя – включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, затрагивающую сферу финансов и экономики, сформировать у школьников основы финансовой культуры обработки, в том числе -навыки обработки (генерация, хранения, обработка, предоставление) финансовой информации.

It is shown that informatics, as a subject in general, as well as the knowledge and skills acquired by students in the classroom and in extracurricular activities in informatics, can play a huge role in the future financial well-being of modern schoolchildren. Today, all financial competencies are related to information technology. The financial literacy of primary school students is understood as general knowledge and attitudes in the field of financial behavior of a person both at school and in the life of schoolchildren. Financial literacy is formed in the process of classroom and extracurricular activities of students. The content, methods, forms, means of teaching computer science initially bear the potential for the formation of financial literacy. The key task of the teacher is to include students in independent cognitive activities affecting the sphere of finance and economics, to form the basics of the financial culture of processing in schoolchildren, including the skills of processing (generation, storage, processing, provision) of financial information.

Ключевые слова: обучение информатике, основная школа, финансовая грамотность школьников, приемы развития финансовой грамотности, саморегулируемая познавательная деятельность.

Key words: informatics education, basic school, financial literacy of schoolchildren, methods of developing financial literacy, self-regulated cognitive activity.

Информатизация глубоко проникла сегодня во все сферы жизни общества и экономики. Основные этапы обработки информации – ее генерация, хранение, собственно обработка, предоставление – во многом осуществляются в автоматизированном и автоматическом режимах. Распространение информационных технологии идет стремительными темпами, охватывает все сферы деятельности человека, в том числе -финансовую сферу. Трансформации в экономической сфере требуют повышения финансовой грамотности

населения и, тем самым, повышения социальной безопасности молодого поколения нашей страны. А это значит, что перед школой стоит задача обучения школьников использованию информационных технологий в сфере деятельности, связанной с финансами.

Формирование финансовой грамотности у школьников – это этапный процесс. Проект Министерства финансов России и Всемирного банка определяет три этапа формирования грамотного финансового поведения личности в современном обществе, содержанием которых является:

на первом этапе – формирование знания и понимания личностью объектов и процессов в сфере финансового поведения человека;

на втором этапе – формирование опыта поведения личности в сфере финансов и финансового обеспечения жизни человека в современном обществе;

Формирование финансовой грамотности у школьников сопряжено с формированием компьютерной и информационной грамотности. Это прослеживается как на уровне решаемых задач, так и на уровне содержания.

– эффективно управлять личными финансами;

– осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;

– оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;

– разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;

– принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;

Таким образом, умения и навыки, формируемые у учащихся в школьном курсе информатики, сопряжены с навыками финансовой грамотности. А это значит, что формирование культуры грамотного финансового поведения школьников средствами обучения школьников информатике – закономерный, объективно обусловленный процесс. При этом, финансовая грамотность может формироваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность по информатике, в отличие от урочной деятельности, наследуя весь ее образовательный потенциал в формировании у учащихся финансовой грамотности, дополнительно обладает рядом свойств, усиливающих положительное влияние на решение рассматриваемой проблемы. Внеурочная деятельность по информатике допускает более неформальное общение учителя и учащихся, позволяет приблизить содержание образования к интересам школьников, менее привязана к формально определяемому времени занятий, дает возможность использовать больше дидактических средств (например, использовать видеокамеру, 3d-принтер, квадрокоптеры, ресурсы информационной сети, цифровые образовательные ресурсы и др.), тем самым, внеурочная деятельность по информатике более интересна школьникам, а значит и личностно принимаема.

Процесс принятия личностью финансово грамотных решений сопряжен с навыками критической оценки информации в сфере финансов, полученной из глобальной сети и других источников, сопоставления данные из различных источников информации. Отработка данных навыков может идти при изучении на уроках информатики тем “Локальные сети”, “Сеть Интернет”, “Электронная таблица Excel”, “Информационные модели” и др., и тем, близких по содержанию, во внеурочной деятельности.

Богатейшими возможностями формирования финансовых навыков у учащихся обладает процесс включения темы коммунальных платежей в содержание задач и заданий учащимся при изучении возможностей электронных таблиц и систем управления базами данных. В частности, школьникам можно предложить решить задачу вычисления оплаты за электроэнергию, воду, тепло за месяц, если известны показания счетчика и тарифы на энергоносители. Усложнением данной задачи и, одновременно, темой для обсуждения проблем финансов, экономии, экологии и др. может служить предложение использовать различные тарифные планы платы за энергоносители.

Примеры формирования финансовой грамотности у учащихся школы в процессе обучения информатике можно продолжить. Общими приемами обучения информатике, в ходе которого формируется у учащихся финансовая грамотность, можно назвать следующие:

– включение в учебное содержание примеров финансовой тематики;

– использование информационного моделирования, баз данных и др. финансового содержания;

– использование сайтов для поиска информации в сфере финансов и экономических процессов, в том числе – межпредметной и практико ориентированной направленности;

– театрализация, использование художественных образов, деловые игры;

– практические задания, выполняемые с помощь программного обеспечения персонального компьютера, различные конкурсы и соревнования финансово-экономической тематики;

– ориентация на практические финансово ориентированные задачи – задания, предлагаемые для решения в курсе информатики, должны быть построены на реальных жизненных ситуациях, интересных и понятных школьникам.

в личностные результаты:

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– целостное представление об отношениях в сфере финансов, планировании ресурсов и финансовых потоков, ресурсосбережении;

– формирование качеств личности, связанных с базовыми знаниями в сферах финансовой грамотности и финансовой безопасности;

в метапредметные результаты:

– овладение навыками смыслового чтения на материале источников в сфере финансовой деятельности общества, государства, отдельных групп лиц;

– навыки логической обработки информации финансово-экономической направленности: обобщение, классификация, индуктивное и дедуктивное умозаключения и др.;

– формирование навыков отбора рациональных форм представления информации финансово-экономического содержания;

– навыки аргументации и оценки финансовых процессов и явлений;

в предметные результаты изучения учащимися школьного курса информатики:

-навыки поиска и критической оценки информации в сфере финансов в глобальной сети;

-навыки представления и оценки финансовой информации средствами прикладного программного обеспечения общего пользования и средствами программирования;

-навыки использования знаний, полученных в школьном курсе информатики, с целью проектирования и реализации эффективного финансового поведения.

Список использованной литературы:

– URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fsfr-rossii-ot-24092009-n-09-237pz/ (дата обращения 28.09.2022)

9. Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. Социальная безопасность молодёжи в поликультурном пространстве России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018. № 2. С. 16-23.

10. Borisenkov V, Gukalenko O, Pustovoitov V, Panova L. Protection of youth in the information educational space: social and pedagogical aspects // EEIA-2018 : 2018 International Conference “Education Environment for the Information Age” // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). V.46. U RL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.12

11. Королькова Е. С. Формирование финансовой грамотности при решении познавательных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №4 (61). С. 196 – 207.

16. Корнейков Е. Н. Индикаторы сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся основной школы. С КИФ. Вопросы студенческой науки. Сборник научных статей. 2021. № 11 (63). С. 70-75.

17. Borisenkov V., Gukalenko O., Pustovoitov V. The formation of metasubject skills of students in the information educational space // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS : Proceedings of the International Conference Education Environment for the Information Age (EEIA 2019), 04-05 June, 2019, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. Vol.: 69. Publisher: Future Academy, 2019. P.1054. Pp. 190-196.

19. Гукаленко О. В., Иванова С. В., Селиванова Н. Л., Пустовойтов В. Н. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития : монография / Южный федеральный университет ; научный редактор Ю. П. Зинченко. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. – 612 с. – С.192-215.

8 класс
Тема “Алгоритмизация и
программирование”
Составить алгоритм
получения моментальной
карты Сбербанка

Информатика 7 класс
O Создание графических изображений
(Тема по финансовой грамотности: Для
чего нужны банки)
O Визуализация информации в текстовых
документах (Тема по финансовой
грамотности: Что такое кредиты и надо
ли их брать)

7 класс
Тема “Информация и информационные процессы”
Задание
Добавьте показания счетчиков, рассчитайте расход энергии и
ее стоимость

«Если хочешь быть
богатым, нужно быть
финансово грамотным»
Роберт Кийосаки

9 класс
Тема “Электронные таблицы”
Посчитать сумму вклада без капитализации на конец года
вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 %
годовых, но она может меняться
Процентная ставка
5
ФИО
Сумма на начало года
итого
Сумма на конец года

УММ для учащихся 5-6 классов

Учебное пособие для учащихся

Методическое пособие для учителя

Формирование финансовой
грамотности на уроках
информатики
Учитель информатики
МОУ СОШ №3 г. Балашова
Лукьянова Нина Викторовна

8 класс
Тема “Алгоритмизация и
программирование”
Хозяин договорился с рабочими, что они
выкопают ему колодец на следующих
условиях: за первый метр (в глубину) он
заплатит Х рублей, а за каждый следующий
метр — на Y рублей больше, чем за
предыдущий.
Напишите программу «Калькулятор
стоимости колодца», принимающую на вход
значения X, Y и глубину колодца в метрах H
и выводящую стоимость строительства
данного колодца в рублях.

Приложение для ПК

Приложение для персонального компьютера, содержащее задачи учебных пособий для 5-6, 7-9 и 10-11 классов, включая задачи с автоматической проверкой решения.

УММ разработаны по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Описание

В методических материалах дается подробное разъяснение по встраиванию материалов в учебный курс и по изучению с учениками предлагаемого материала. Задачи УММ в первую очередь ориентированы на то, чтобы показать практическое применение полученных учениками знаний по информатике в жизни при решении вопросов, связанных с финансами. Тематика задач отражает жизненные ситуации, связанные с вопросами личных финансов: оплата труда, банковские услуги, страхование, пластиковые карты, займы, кредиты и пр.

Особенности применения продукта

Задачи, предлагаемые в УММ, по форме соответствуют курсу информатики, а по содержанию – отражают разные аспекты финансовой грамотности, что позволяет сделать их более жизненными. В рамках изучаемых разделов информатики преподаватель может подобрать интересные задачи из УММ для решения учениками в классе и дома. Рекомендации о том, как это можно сделать, даются в методическом пособии.

Также даются рекомендации по встраиванию материалов в учебный курс по информатике по учебникам:

При этом задачи не обязательно жестко привязывать к изучаемым темам, так как способы решения могут затрагивать и другие изучаемые темы. Ряд задач можно легко адаптировать для проектной работы.

Опыт применения продукта

Апробация материалов проведена в 20 школах из 9 регионов РФ.

Актуальность материала

Цены и другие финансовые показатели актуальны на 2018 год.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

АО “ПАКК”, Москва, 115184, ул. Пятницкая, д.55/25 стр.4

Тел.: +7 (495) 212-05-78

Информатика 8 класс
O Способы записи алгоритмов (Тема по
финансовой грамоте: Чем поможет
страхование?)
O Цикл с заданным числом повторений. Тема
по финансовой грамотности: Можно ли
выиграть, размещая сбережения в валюте)
O Программирование циклов с заданным
числом повторений (Тема по финансовой
грамотности: Налоги и их роль в жизни
семьи)

УММ для учащихся 10-11 классов

Учебное пособие для учащихся 10-11 классов

Для 7-9 классов финансовая
грамотность включает разделы:
O Расходы
O Доходы
O Семейный бюджет
O Сбережения и инвестиции
O Платежи и расчеты
O Кредиты и займы
O Страхование
O Риски и финансовая безопасность

Предлагаю вашему
вниманию некоторые
задания, которые можно
включить в разные темы
для 7-9 классов

7 класс
Тема “Мультимедия”
Создать презентацию по теме:
O «Виды банковских карт»
O «Виды вкладов»
O «Способы оплаты покупок» и
т.д.

УММ для учащихся 7-9 классов

Информатика 9 класс
O Создание базы данных. Запросы на
выборку данных (Тема по финансовой
грамотности: Построение семейного
бюджета)
O Решение задач на компьютере
(Финансовое планирование как способ
повышения финансового благосостояния)
O Встроенные функции. Логические функции
(Тема по финансовой грамотности:
Страхование)

На основании приказа № 459д от 30
декабря 2021 г. Г УА ДПО «СОИРО»
МОУ СОШ №3 г. Балашова присвоен
статус стажировочной площадки по теме
Школа финансовой грамотности
«Финансовая грамотность для всех» с
01.09.2021 по 30.08.2022 года

Информатика 9 класс
O Сортировка и поиск данных (Тема по
финансовой грамотности: Банки и х
роль в жизни семьи)
O Построение диаграмм и графиков
(Тема по финансовой грамотности:
Налоги и их роль в жизни семьи)
O Всемирная паутина. Файловые архивы
(Тема по финансовой грамотности:
Пенсионное обеспечение и
благополучие в старости)

8 класс
Тема “Алгоритмизация и
программирование”
Бурение скважины глубиной до 12 метров для обеспечения
водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а глубиной
более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый
пробуренный метр. Максимальная глубина скважины
данной конструкции составляет не более 17 метров
Задание. Программа получает на вход: фиксированную
стоимость в рублях водоносной скважины глубиной не
более 12 метров — a, стоимость в рублях каждого
следующего метра бурения до 17 метров включительно —
b и глубину водонасыщенного слоя в метрах — h. Числа на
входе целые, каждое вводится в отдельной строке.
Программа выводит одно число — стоимость скважины в
рублях.

7 класс
Тема “Визуализация информации в
текстовых документах”

9 класс
Тема “Электронные таблицы”
Семья Григорьевых проживает в городе Шуя и мечтает
поехать отдохнуть на Черное море. Состав семьи: мама,
папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь –
ребенок дошкольного возраста). Заработная плата папы 35
000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия
бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру
11 000 рублей. Семья в среднем тратит на коммунальные
услуги – 6000 рублей, интернет – 1200 рублей, услуги сотовой
связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей
(антисептики, маски, перчатки и др.), на питание – примерно
40 тысяч рублей, карманные деньги – 2500 рублей. Сможет
ли семья поехать через год на море, если они будут
откладывать все оставшиеся деньги и поедут все
вместе?
Задание. Составьте таблицу для подсчета расходов, доходов.
Стоимость путевок посмотрите в Интернете

Электронное пособие
“Финансы и информатика”
(https://edu.pacc.ru/finformati
ka/)

Цель программы
стажировочной площадки
создание условий для
привлечения участников
образовательных отношений к
вопросам грамотного
распоряжения финансами и
повышения уровня их
финансовой грамотности

Оцените статью