АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Современные  методы   обучения основам финансовой

грамотности в школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»

Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.

рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.

интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.

Interactive forms and methods of teaching the basics of financial

Literacy at school.

Municipal Budgetary Educational Institution “Novousmansky Educational Center”

The purpose of the article is to reveal the possibilities and features of using interactive forms and methods in financial literacy classes.

In this article, we discuss the relevance and necessity of non-traditional methods in the modern educational system, analyses the features of using case technology in financial literacy classes. The idea is substantiated that the need of society for active, purposeful, creative specialists in modern economic conditions is constantly increasing and financial literacy is becoming a necessary condition of life in the modern world.

interactive methods, case technology, financial literacy, modern education, competencies, active learning.

Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое     поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами.  Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит формирование их как самодостаточных граждан нашей страны, добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и инвесторов.

Основной преподавания финансовой грамотности является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения.  Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения.

Интерактивность обретает в наши дни особое значение.  Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе.   Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.

Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:

1. Игровая технология.

2. Проблемное обучение.

3. Рефлексивно-ситуационная технология.

4. Проектная технология.

5. Групповые технологии.

6. Информационная (компьютерная) технология.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.

В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.

Для успешного обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, организует открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятия с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью:

Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:

Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт. У ребят формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.

Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:

Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.

Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.

В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы.  Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.

В данном случае стала очевидна необходимость   применения   интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.

В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1).  Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.

Таблица №1 «Динамика посещаемости   курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».

В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.

Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»

В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью   повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности.  В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады.  По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.

Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

«Формирование умения мыслить, сотрудничать, действовать»

Творческая площадка № 5

«Методы и приемы развития у обучающихся финансовой грамотности»

«Активные формы обучения  на уроках финансовой грамотности»

Прудилина Наталья Николаевна,

МБОУ «СОШ с. Старые Бурасы

Подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

В нашей школе на изучение «Финансовой грамотности» выделен факультативный час в 5-11 классах.  Изучение курса направлено на  использование  межпредметных связей и  метапредметов.

Использование межпредметных связей на уроках позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой.

Формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Выбирая те или иные методы,  прежде всего, необходимо  определить цель их применения. Затем следует подобрать конкретные действия и выбрать те приемы обучения, которые приведут к достижению цели, дадут нужный результат. На уроках, в зависимости от темы, я использую ни один метод  в чистом виде, а   сочетаю несколько.

Очень важно заинтересовать школьников в обучении финансовой грамотности, для этого нужно использовать  формы, методы и средства обучения. Наиболее эффективными на уроках  являются следующие методы обучения:

подход, то есть направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.

Из опыта работы:

предполагает изучение на теоретическом уровне, организацию малого бизнеса. Усвоив материал предлагаю проявить свои знания на практике.  Устраиваем

Подготовка проводится по следующим критериям:

Практика проведения таких внеурочных мероприятий по предмету «Финансовая грамотность» показала хороший результат прочного усвоения теоретического материала и  применение знаний обучающимися, на практике.

Ребята сами пытаются установить цену и регулировать ее в ходе ярмарки.

Вывод: формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.

предполагает межпредметную связь с математикой. Для усвоения материала использую метапредмет «Знак» и «Задача».

Метапредметность  способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мысле-деятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Чаще всего это урок практикум, на котором учащиеся учатся составлять план доходов и расходов семьи. В 5 классе, где только проходит ознакомление с темой, очень много терминологии, новой для детей этого возраста. Использую метапредмет «Знак», при изучении видов бюджета:

Р ˃ Д      дефицитный бюджет;

Д ˃ Р      профицитный бюджет;

Р = Д      сбалансированный бюджет.

Где    Р- расходы;      Д – доходы.

Почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать связь между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Метапредмет «Задача» использую для расчета доходов и расходов семьи. В итоге занятия у учащихся формируются: способности сравнивать и анализировать, навыки ведения домашней финансовой документации; воспитывается ответственность и экономность. Формируется интерес к предмету.

– один из основных видов человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Она выражается в способности человека преобразовывать действительность, нацеленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, где сформировывается и развивается самоуправление поведением. Элементы игрового формата помогают воспринимать серьёзную информацию на доступном им уровне и дают визуальное воплощение для усвоения.

Для проведения игра «Валюты и страны» важны межпредметные связи с такими предметами как география, история.

Смысл игры: используя справочники, карту определить в каких странах используется валюта, где они располагаются.

Основной целью познавательных экономических игр является не развлечение школьника, а получение им знаний и умений в той области, которой посвящена игра. Для того чтобы игра была эффективной, я в первую очередь определяю компетенции, которые должен получить ученик.  Например в  процессе игры «Рациональный потребитель» у  учащихся сформируются:

Необходимые компетенции возможно сформировать используя активные методы обучения, которые позволяют добиться формирования метапредметных результатов.

Метапредметными результатами «Финансовой грамотности» являются:

•        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•        использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение  опросов и интервью;

•        формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

•        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

•        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

•        понимание цели своих действий;

•        планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

•        проявление познавательной и творческой инициативы;

•        оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

•        адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

•        составление текстов в устной и письменной формах;

•        готовность слушать собеседника и вести диалог;

•        готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

•        умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

•        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

•        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность. Только благодаря внедрению в учебный процесс  методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

Финансовая грамотность – один из ключевых навыков, которые необходимы в современном мире. Однако, несмотря на это, многие люди до сих пор испытывают трудности в управлении своими финансами. Для того чтобы научиться правильно планировать доходы и расходы, принимать взвешенные решения и избегать финансовых рисков, необходимо обратиться к специальным методикам обучения.

Существует множество различных форм и методик обучения финансовой грамотности, которые могут быть применены в различных ситуациях. Важно выбрать подходящую для каждого индивидуального случая, учитывая потребности и интересы участников. От традиционных лекций и семинаров до интерактивных тренингов и игровых ситуаций – каждая методика имеет свои преимущества и уникальные особенности.

Одной из наиболее популярных методик обучения финансовой грамотности являются интерактивные тренинги. Эти занятия представляют собой комбинацию теоретических материалов и практических заданий, которые позволяют участникам применять полученные знания на практике. Игровые ситуации и взаимодействие с другими участниками обогащают обучающий процесс и делают его более интересным и запоминающимся.

Различные методики обучения финансовой грамотности

Одной из популярных методик является традиционное обучение, которое включает в себя лекции, семинары и практические занятия. В рамках такого обучения студенты получают теоретические знания о финансовой грамотности и имеют возможность применить их на практике. Однако, такой подход обычно требует больших затрат времени и ресурсов.

Другой методикой обучения финансовой грамотности является интерактивное обучение. Оно предлагает студентам использовать Интернет и компьютерные программы для изучения финансовых концепций и навыков. Такой подход позволяет студентам самостоятельно осваивать материал, выполнять практические задания и получать обратную связь.

Еще одной методикой обучения финансовой грамотности является групповая работа. В рамках такого подхода студенты работают в группах, чтобы решить задачи и проблемы, связанные с финансами. Такой подход способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и решать проблемы вместе.

Наконец, одной из наиболее инновационных методик обучения финансовой грамотности является игровое обучение. С помощью компьютерных игр и симуляций студенты могут смоделировать различные ситуации и принимать решения на основе финансовых знаний. Такой подход делает обучение более интересным и эффективным, а также позволяет студентам применять свои навыки в практических ситуациях.

Таким образом, существует несколько различных методик обучения финансовой грамотности, которые могут быть использованы для эффективного освоения финансовых навыков и знаний. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и может быть адаптирована для конкретных потребностей и целей обучения.

Интерактивные тренинги и семинары

Интерактивные тренинги предлагают студентам возможность практиковать полученные знания в жизненных ситуациях, используя различные упражнения, кейсы и ролевые игры. Это позволяет участникам семинара не только узнать, но и научиться применять финансовые инструменты, принимать обоснованные финансовые решения.

Основными преимуществами интерактивных тренингов и семинаров являются: активное участие студентов, возможность обмена опытом и знаниями между преподавателями и участниками, получение обратной связи и конструктивной критики, что способствует более глубокому и надежному усвоению материала.

Во время таких тренингов и семинаров преподаватели могут использовать различные методы и техники, такие как: деловые игры, шаблоны для расчета, групповые дискуссии, кейсы из реальной жизни, анализ финансовых отчетов и т.д. Такой подход позволяет участникам ручаться ситуации и участвовать в решении финансовых проблем на практике.

Примеры интерактивных тренингов и семинаров

1. « Финансовое планирование и бюджетирование». В рамках этого тренинга участники изучают основы финансового планирования, создания бюджета и эффективного управления финансами в домашних условиях или в компании. В ходе тренинга участники будут создавать свои собственные финансовые планы и бюджеты, проводить анализ своих финансов и разрабатывать стратегии для достижения финансовых целей.

2. « Инвестирование и управление инвестиционным портфелем». В этом тренинге участники изучат основы инвестирования, различные виды активов и инвестиционные стратегии. С помощью интерактивных упражнений и кейсов, участники смогут попрактиковаться в оценке рисков и доходности, а также в управлении инвестиционным портфелем.

Интерактивные тренинги и семинары играют ключевую роль в формировании финансовой грамотности и помогают участникам развивать навыки принятия обоснованных финансовых решений в реальной жизни.

Онлайн-курсы и вебинары

В современном мире онлайн-курсы и вебинары стали широко распространенными формами обучения финансовой грамотности. Они позволяют изучать различные аспекты финансовых знаний и навыков в удобное время и из любой точки мира.

Онлайн-курсы представляют собой специализированную программу обучения, доступную через интернет. Эти курсы часто разрабатываются профессионалами в области финансов и включают в себя видеолекции, тесты, задания и форумы для обсуждения вопросов с другими участниками.

Вебинары – это онлайн-семинары, которые проводятся в режиме реального времени. Участники могут прослушивать лекции и участвовать в обсуждениях, задавать вопросы преподавателю. Также вебинары часто записываются и публикуются в виде архива, чтобы их можно было просмотреть в любое удобное время.

Обучающие игры и симуляторы

В обучающих играх и симуляторах ученики представляются виртуальными персонажами или предпринимателями, которым необходимо принимать финансовые решения. Они могут выбирать, например, между инвестициями в акции или облигации, расходами на разные категории товаров или услуг, заключением договоров и сделок.

Такие игры и симуляторы позволяют учащимся учиться на своих ошибках без реального финансового риска. Кроме того, они могут быть организованы как групповые занятия, где ученики могут соревноваться друг с другом или работать в командах.

Обучающие игры и симуляторы могут быть использованы в разных форматах. Например, это может быть компьютерная программа, веб-приложение или даже настольная игра. Важно подбирать такие игры и симуляторы, которые максимально соответствуют целям обучения и уровню подготовки учеников.

Такие занятия помогают развить учащимся навыки принятия решений, аналитического мышления, планирования и управления финансовыми ресурсами. Благодаря активному взаимодействию с материалом, ученики лучше усваивают теоретические знания и легче применяют их на практике.

Примеры обучающих игр и симуляторов в области финансовой грамотности

1. « Финансовый менеджер» – это компьютерная игра, в которой ученик становится управляющим компанией и принимает финансовые решения по ее развитию. Учащиеся могут учиться оценивать риски, прогнозировать финансовые показатели и применять стратегии для достижения успеха.

2. « Биржевой тренер» – это веб-приложение, которое позволяет учащимся играть на виртуальной фондовой бирже. Ученики могут практиковать торговлю акциями и другими финансовыми инструментами, а также изучать факторы, влияющие на фондовый рынок и прогнозирование его колебаний.

Обучающие игры и симуляторы способствуют активному и интерактивному обучению финансовой грамотности. Они предоставляют учащимся возможность учиться на практике, развивать навыки управления финансами и принятия решений в реальных ситуациях.

Консультации и индивидуальные занятия

Основной принцип консультаций и индивидуальных занятий заключается в том, что преподаватель работает напрямую с учеником, предоставляя ему индивидуальные рекомендации и помощь в освоении финансовых навыков. Эта форма обучения позволяет адаптировать материал под индивидуальные потребности и особенности каждого ученика, что способствует более эффективному усвоению знаний.

Преимущества консультаций и индивидуальных занятий

Обычно консультации и индивидуальные занятия проводятся в формате один на один или в малых группах, состоящих из нескольких человек с похожим уровнем подготовки и целями обучения. Занятия могут проводиться как в режиме очной встречи, так и в онлайн-формате с использованием современных средств коммуникации, таких как видеозвонки или вебинары.

В ходе консультаций и индивидуальных занятий преподаватель может использовать различные методики и материалы, такие как случаи из реальной жизни, практические задания, игры и симуляции. Для чего бы ни использовались консультации и индивидуальные занятия, их целью является привить ученику навыки принятия осознанных финансовых решений, управления личными финансами и достижения финансовой независимости.

Вопрос-ответ

Существует несколько методик обучения финансовой грамотности, включая игровые формы занятий, интерактивные тренинги, онлайн-курсы и классические лекции с обсуждением. Каждая методика имеет свои особенности и преимущества, и выбор конкретной будет зависеть от целей обучения и аудитории.

Какие игровые формы занятий используются для обучения финансовой грамотности?

Для обучения финансовой грамотности часто используются такие игровые формы занятий, как финансовые игры, бизнес-симуляторы и финансовые квесты. Они позволяют участникам практически применить свои знания и навыки в реальных ситуациях, что помогает им лучше усвоить материал.

Какие преимущества имеют интерактивные тренинги по финансовой грамотности?

Интерактивные тренинги по финансовой грамотности позволяют участникам активно взаимодействовать с тренером и другими участниками, задавать вопросы, обсуждать темы и разрабатывать практические рекомендации. Это помогает повысить уровень понимания материала и способствует обмену опытом.

Какие возможности предоставляют онлайн-курсы по финансовой грамотности?

Онлайн-курсы по финансовой грамотности позволяют участникам обучаться в удобное для них время и темпе. Они обычно состоят из видеоуроков, текстовых материалов и тестовых заданий, которые помогают закрепить усвоенные знания. Кроме того, такие курсы часто предоставляют доступ к экспертам и онлайн-форумам, где участники могут задавать вопросы и получать ответы.

Что предлагается на классических лекциях по финансовой грамотности?

На классических лекциях по финансовой грамотности преподаватель рассказывает основные концепции и принципы управления финансами, рассматривает примеры из реальной жизни, а также проводит обсуждение и задает вопросы участникам. Такие занятия часто проводятся в формате лекций с последующим обсуждением.

Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога дополнительного образования

. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей. Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возрастаГрамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Подвижная игра по финансовой грамотности«Заработай и купи»: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим». Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги. Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное. Сделать экономику понятной помогут  Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым, в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. ИГРА «Идем в продуктовый магазин»- Ребята отгадайте, в какой магазин мы пойдем тратить заработанные деньги. Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье – всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец раскладывает продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет).• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).- Ребята, какие волшебные слова вы будете говорить продавцу?(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).- А что должен говорить продавец или кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек, сколько стоит товар). Развитие игрового сюжета. Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.1-й покупатель: – Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?Продавец: – Одна булка хлеба стоит семь рублей. Покупатель: – Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. ( Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость). Продавец: – С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. ( Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку). Покупатель: – Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба. Кассир: – Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу. Покупатель: – Спасибо. ( Затем покупатель возвращается к продавцу). Покупатель: – Возьмите, пожалуйста, чек. Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует

В своей работе мы используем народные и авторские сказки:1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях. Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».2. Чтение и обсуждение сказок о труде. Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др. Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».3. Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах. Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. – Х. Андерсен «Огниво».5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел». Авторских: Г. – Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже. Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка». Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.«Экономика в сказках»В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?«Кот в сапогах»В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?При знакомстве с деньгами используем исследовательский метод.: Отгадайте загадкуЭто – средство обращения,Это – средство накопления. Средство стоимости также,Также средство платежа. Дети: Деньги.: Верно. Сегодня мы с вами проведём исследование денег: монет и бумажных купюр. Возьмите монету и бумажную купюру из 1 отделения. Рассмотрите их.- Чем они отличаются?(Какие по форме – Круглые и прямоугольные)(Цвет разный – монеты жёлтого и серого, стального цвета, а купюры – красные, зелёные, голубые)(Из чего сделаны – Из металла и бумаги)(Какие звуки издают – Звенят и шуршат)- Что у них одинаковое? Для чего они нужны? (Одинаковое предназначение – на них можно что-то купить) Теперь возьмите купюру и монету из 2 отделения и сравните с теми, что у вас уже есть. Какой вывод можете сделать?Дети: Монеты сделаны из пластмассы. Купюры меньшего размера, чем первая.: Правильно. Скажите, а можно ли этими деньгами рассчитываться в магазине?Дети: Нет. Правильно. За использование фальшивых, не настоящих денег могут даже посадить в тюрьму. А теперь сравните настоящие купюры и монеты свои и своего соседа. Что вы можете сказать?Дети: У меня чище, а у соседа грязнее. Либо у меня купюры новее, а у соседа старее.: Какими становятся руки после того как вы трогали деньги?Дети: Грязными. Что нужно делать, после того как вы брали в руки деньги?Дети: Обязательно помыть руки.: Скажите, а для чего нужны деньги?Дети:: А все ли можно купить за деньги?Дети: Нет. Нельзя купить дружбу, любовь, солнце, заботу. Для закрепления знаний по различным темам Финансовой грамотности проводим блиц опрос. ( Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?1. В кошелек мы их кладем,С ними в магазин идем. ( Деньги).

5. Кто товары покупает,Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

Значение коллекционирования в образовательном процессе это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт. Особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей. Использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи. Очень часто предметы коллекций не имеют практического использования, но всё чаще вызывают желание человека размышлять, сравнивать, обобщать, систематизировать, побуждают человека к поиску, а ведь всё это свойственно детям дошкольного возраста. И мы используем эту деятельность для развития творчества дошкольников, их умственных способностей: памяти кратковременной и долговременной, мышления, установление причинно-следственных связей.

Закончить выступление хотелось бы знаменитым принципом “соленого огурца” Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике. Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания. Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым. Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.«Дошкольник и финансы», я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Оцените статью