Консультация для родителей детей старшей группы «А»
«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей,
когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения.
Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, картинками, настольно-печатные, словесные, экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры – предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного
управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Наталья Басина Обобщение опыта «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел I. Информация об опыте
1.1 Условия возникновения и становления опыта
1.2 Актуальность опыта
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта
1.4 Новизна опыта
1.5 Длительность работы над опытом
1.6 Теоретическая база опыта
Раздел II. Технология описания опыта
Раздел III. Результат опыта
Публикация «Обобщение опыта „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Финансовое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
1.2 Актуальность темы.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий повышения эффективности процессов финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
– требования ФГОС;
– теоретические основы психологического развития дошкольников;
– изучение методической литературы и опыта коллег;
– апробирование новых методов и приёмов работы с финансовой грамотностью дошкольников;
– курсы повышения квалификации основ финансовой грамотности у дошкольников.
Новизна опыта заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Детям старшего дошкольного возраста нужно помочь осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2019 года по май 2022 года. Длительность работы над опытом составляет 3 года.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на 3 этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь 2019 – декабрь 2019 г) :
– Составление поэтапного плана работы;
– Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике опыта;
– Информирование родителей о планировании работы с детьми по финансовой грамотности;
– Составление тематического плана работы с детьми;
– Организация развивающей среды.
II этап – Практический (основной) (январь 2020 – апрель 2022 г.)
– Обеспечение реализации опыта по финансовой грамотности;
– Непосредственное осуществление мероприятий для дошкольников;
– Повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – проекты, оформление «папки – передвижки».
III этап – заключительный (май 2022)
– Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей;
– Оформление и представление результатов обобщения опыта работы по финансовой грамотности.
1.6. Теоретическая база опыта
Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —
это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески
действовать, а значит – строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.
Основы финансовой грамотности начинать нужно именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Ребёнок – маленький гражданин, который живёт и развивается в обществе. С раннего детства он познаёт социальный, предметный мир и развивается, как личность. Невозможно вырастить гармонически развитого человека, не подготовив его к реальной жизни, присущей настоящей личности. А именно – ознакомление с азами финансовой грамотности, умению жить в товарно – денежных отношениях, где ребёнок дошкольник получает первый опыт экономического воспитания, знакомится с культурой финансовых отношений, направленных на оценку труда взрослых, на покупку, распределение и потребление материальных благ, планирование семейного бюджета.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание ребё нка: бережливости, трудолюбия, расчётливости, инициативности, организованности, практичности, самостоятельности, деловитости, любознательности, что поможет уже с детства формировать у детей представления о вещах, как о результате труда людей, о личностных качествах труженика, способность к накоплению практического финансового опыта и применению экономической информации во взрослой жизни.
Решая эту проблему, я поставила перед собою цель: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.
Объект исследования: образовательно – воспитательная деятельность дошкольников по формированию основ в сфере финансовой грамотности дошкольников.
Предмет исследования: методы и технологии обучения финансовой грамотности дошкольников.
Гипотеза: уровень финансовой грамотности дошкольников определит
дальнейшую их жизнедеятельность в обществе.
Следуя цели, я поставила перед собой задачи:
– Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических
– совершенствовать коммуникативные качества детей;
– расширять знания детей о потребностях, и отличии потребности от желаний;
– содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
– развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
– воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность;
– повысить компетенции педагогических кадров в вопросах финансовой грамотности;
– вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
– создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
– образовательная деятельность;
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– конструирование из разного материала;
– изобразительная деятельность;
– изучение документации;
– анализ результатов исследования.
Работу по формированию финансовой грамотности дошкольников я строила на основе принципов:
1.«Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».
2. « Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
3. « Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».
4. « Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».
5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей»
6.«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»
8.«Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Введение региональной составляющей дает мне возможность организовать работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.
Финансовая грамотность включает следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Социально-коммуникативное развитие при изучении основ финансовой деятельности обеспечивает формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, создает возможность для обучения приемам безопасного поведения в социуме на примерах из сказок.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу.
3. Речевое развитие является важным элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В работе с детьми использую дидактические игры «Кто что делает», «Назови профессии», «Домино», «Назови монету». В уголке книги ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее красочные иллюстрации. Свои творческие способности дети развивают в театральном уголке, при помощи театральных игр развивают словарный запас по теме «Экономическое воспитание дошкольников», диалогическую и монологическую речь.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. В уголке творчества разместила необходимые материалы для воплощения творческих идей, замыслов, фантазий детей (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле).
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная активность, равновесие, координация, моторика, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила.
Создание условий для реализации развития финансовой грамотности у детей предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, мною в группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, спортивный уголок, музыкальный, детского творчества, дидактических игр, театр, уголок ПДД и др.
Работу по формированию финансовой грамотности начала с разработки перспективного план работы с детьми.
В соответствии с перспективным планом были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Организация учебно – воспитательного процесса основана на использовании модульной системы по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.
Модуль «Обмен и деньги»
Модуль «Экономика должна быть экономной»
На первых ступенях работы дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.
В ходе данного модуля «Потребности» дети расширили представления о множестве потребностей жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди, выясняли причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, жилище, одежда, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т. д.).
Дети познакомились с экономическими понятиями: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
Игры по экономике проводились в различных формах, такие как игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, лэпбуки «Финансовая грамотность», «Семейный бюджет» познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т. д.
В группе был создан «Финансовый» уголок, атрибуты для игр в уголке (кошельки, сумки, бумажные деньги и монеты, пластиковые карты) подбор художественной литературы по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
Дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три.
Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
В игровой деятельности я подводила детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
В играх «Строительство зданий», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Играя в настольно-печатные игры, лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», «Семейный бюджет», «Хочу, надо», «Деньги разных стран», «Где хранятся деньги», «Копилочка», «Круги Лулия по финансовой грамотности», «Больше, меньше», «Как научится экономить?» и многие другие позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», разгадывая экономические кроссворды и др.
С детьми был проведен проект «Юные финансисты» и НОД «Знакомство с финансами». В ходе проведенных мероприятий дети усвоили, что нужно уважать труд, соизмерять свои потребности и возможности.
В этом модуле познакомила детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими, различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждали с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства. Ознакомление с разными профессиями происходило через дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок.
Дети знакомились с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.
В ходе мероприятий познакомила детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширяли представления детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров.
Модуль «Экономика должна быть экономной».
В рамках этого модуля подводила детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря.
Провели акцию «Поможем птицам зимой». В целях экономии родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала, своими руками не затратив ни каких средств.
В ходе знакомства с этим блоком дети знакомились с экономическими понятиями: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.
Экономическое направление присутствует во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе с семьёй. Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.
Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
– информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
– участие родителей в работе финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (мастер – классы, праздники, конкурсы, родительские собрания);
– создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Анализ результативности работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволила решить поставленные задачи.
После проведенной работы прослеживается положительная динамика: у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
Дата Высокий Средний Низкий
Начало года 57% 44% 0%
Конец года 83% 26% 0%
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
– Программа «От рождения до школы» – под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
– Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
– Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
– Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.
– Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
– Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. — Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). С Пб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.
– Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
1. Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»;
2. Консультация для педагогов «В каком возрасте говорить с детьми о финансовой грамотности?»;
3. Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»;
4. Мастер – класс для родителей «О значимости родительского авторитета средствами квиз – игры «Дети и деньги»;
5. Мастер – класс для родителей «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»;
6. Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для дошкольников;
7. Конспект НОД по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
8. Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Старший воспитатель Недосекина Н. П.
МБДОУ Детский сад №3 «Светлячок»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Стратегия разработана на период до 2023 года. Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2019 года.
– является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.
Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
как планировать свои расходы;
техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа).
Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.
Формы словесного обучения.
Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.
Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.
Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.
– что такое деньги, какие они бывают;
– что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
– что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
– как планировать свои расходы;
– техника безопасности использования банковских карт.
Проведем занятия, и рассмотрим вопросы, которые были заданы детям (таблица 1), с целью обучения детей финансовой грамотности.
«Финансовая грамотность». Подготовительная группа
: обучить детей финансовой грамотности.
Обучение проводится в два этапа:
Понедельник – 1 занятие (30 мин.) – по 15 минут, с перерывом 5 минут; Среда – 2 занятие (30 мин.) – по 15 минут, с перерывом 5 минут; Пятница – общий опрос (10 мин.)
На первом занятии разберем такие вопросы, как:
Что такое деньги, виды денег;
Что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»;
На втором занятии:
Как планировать расходы;
Что такое банковская пластиковая карта;
Техника безопасности использования банковской карты.
словесный, игровой, наглядный, тестирование.
Мобилизующее начало занятия
-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. У нас с вами будут проходить очень интересные занятие, помните, в прошлый раз я задавала каждому из вас вопросы?
-Да, вы верно вспомнили, я вам задавала разные вопросы: про деньги, про походы в магазин, спрашивала, умеете ли вы планировать свои покупки
другие вопросы. И вот сегодня мы с вами об этом поговорим. У нас будет два занятия сегодня, в среду и в пятницу проведем с вами общий тест. В
детском саду еще не было таких занятий, и мы с Вами впервые сегодня проведем такое интересное и очень важное занятие.
Постановка проблемного вопроса
-Вы уже все достаточно большие и многим из вас родители дают карманные деньги, а у кого-то уже есть настоящие банковские пластиковые карты как у взрослых. Практически все из вас ходят самостоятельно в магазин, вы совершаете покупки. Но когда я вам задавала вопросы, поняла, что не все вы еще знаете о деньгах, о том как планировать свои покупки и многое другое. А все это важно для вас знать и очень поможет в будущем.
-Итак, ребята сейчас мы включим презентацию, и поговорим с вами о том, что такое деньги?
Для начала детям нужно показать в презентации – монетки, купюрыпластиковую карту, чтобы они внимательно их рассмотрели. Пока дети знакомятся с ними, необходимо разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются товары.
-Деньги – это металлические, бумажные и электронные знаки, с помощью которых мы покупаем и продаем. Мы можем обменять их на покупку товара (молоко, игрушка) или услуги (подключить домашний интернет).
-Какие виды денег вы видите?
-А какими видами денег пользуются ваши родители?
-Что такое карманные деньги? Дают ли вам родители карманные деньги?
-Карманные деньги – это сумма, которую могут дать вам ваши родители на ваши собственные нужды. Карманные деньги выдаются вам не
просто так, а для того, что бы вы научились правильному отношению к деньгам, и должным образом умели распоряжаться полученными средствами.
-Я вижу, что многим из вас уже дают родители карманные деньги, а умеете ли вы ими правильно распоряжаться?
-Спасибо за ответы, итак для начала, нам с вами нужно определиться какие покупки «необходимые», а какие «желаемые». Сейчас у нас с вами на слайде появился список продуктов и предметов, у каждого свой номерок. Каждому сейчас выдам листочки, и вы распределите, так как считает правильным. Слева необходимые, справа желаемые. После мы с вами проверим, и я вам расскажу, что есть на самом деле желаемое, а что необходимое.
На слайде изображены продукты и предметы (у каждого свой номер), детям нужно в левой части листка разместить необходимое, в правой части разместить желаемое. Список: 1. Хлеб; 2. Шоколад; 3. Молоко; 4. Йогурт; 5. Мяч; 6. Одежда; 7. Игрушка; 8. Крупа; 9. Чипсы; 10. Масло подсолнечное.
-Молодцы, все закончили. А теперь я вам расскажу, что такое желаемые и необходимые покупки. Желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых. Вот смотрите.
Еда. Необходимые продукты — мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье — траты желаемые.
Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода — необходимые вещи.
вот интернет, кабельное телевидение — это уже желаемые траты.
Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу — это необходимая трата. А вот оплата, допустим, скачанных игр — желаемая трата
Транспорт. Чтобы добраться до детского сада, школы и до работы мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, троллейбусом,
маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.
Одежда и обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью — это уже будет желаемая трата.
Бытовая техника. Телевизор, холодильник, стиральная машина — вещи необходимые.
Кружки, секции, занятия. Хорошее образование, постоянные занятия спортом или любимым полезным делом — это очень важно. Именно поэтому затраты на эти занятия можно назвать необходимыми.
-Необходимые покупки – это то, без чего нам сложно сосуществовать, без чего никак нельзя обойтись. А желаемые покупки – это те вещи, которые нам хочется приобрести, но и без них можно обойтись. Если мы будем тратить свои деньги, больше на то, что нам хочется купить, то на необходимое просто не хватит денежных средств, и это будет очень плохо. Вам придется тратить отложенные деньги, либо еще хуже брать в долг у кого-то. Согласитесь, что это не есть хорошо?
-Ребята, наш список мы должны были распределить, так: в левую часть (необходимое) мы относим – 1. Хлеб; 3. Молоко; 6. Одежда; 8. Крупа; 10. Масло подсолнечное. А в правую часть (желаемое) – 2. Шоколад; 4. Йогурт;
Мяч; 7. Игрушка; 9. Чипсы.
-Кто справился – молодец, а кто не совсем справился, теперь точно знает, и думаю, что больше ошибок не сделает. Итак, мы с вами разобрали, уже правильно, наши списки желаемого и необходимого, и теперь можем распланировать свои расходы. А этим мы займемся на следующем занятии.
-Так как наше с вами занятие заканчивается, попрошу вас, дома выполнить очень важное задание, если нужна будет помощь, то попросите родителей, они вам обязательно подскажут. Вам нужно будет составить
список того, что бы вы хотели купить (справа) на ваши карманные деньги, и то, на что вы, возможно, давно копите (слева). Если у вас еще нет карманных денег, то задание можете не выполнять, но вместе с нами послушаете и разберете все на следующем занятии.
-Итак, следующее занятие у нас с вами будет в среду, не забывайте, пожалуйста, о важном задании. Мы с вами хорошо сегодня поработали. Всем большое спасибо. До свидания.
Финансовой грамотности необходимо обучаться с дошкольного возраста. Проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.
Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.
Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников решались в разных видах детской деятельности и развития. Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была разработана рекомендация «дети и их карманные деньги», и рекомендован список прочтения с детьми сказок, в которых отражаются экономические аспекты. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.