ЦЕЛЬ КУРСА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 класс).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Планируемые результаты

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Учебно-тематический план курса «Финансовая грамотность» для 2–3 классов

(Материалы для учащихся. Автор — С. Н. Федин)

Содержание программы для 2–3 классов

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Объяснять причины и приводить примеры обмена.

Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

Описывать свойства товарных денег.

Приводить примеры товарных денег.

Приводить примеры первых монет.

Тема 2 .

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орёл». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Объяснять, почему появились монеты.

Описывать купюры и монеты.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег

Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Описывать современные российские деньги

Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта

Приводить примеры иностранных валют.

Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, кому и почему платят пособия.

Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки

Сравнивать покупки по степени необходимости

Различать планируемые и непредвиденные расходы

Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Как умно управлять своими деньгами. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Объяснять, как управлять деньгами.

Сравнивать доходы и расходы

Объяснять, как можно экономить.

Составлять бюджет на простом примере.

Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Объяснять, в какой форме можно делать сбережения

Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

Сравнивать разные виды сбережений.

Учебно-тематический план курса «Финансовая грамотность» для 4 класса

(Материалы для учащихся. Автор — Г. Гловели)

Содержание программы для 4 класса

Как появились деньги. Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. « Орёл». « Решка».

Описывать устройство монеты.

Объяснять происхождение названий денег.

Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Объяснять, почему появились бумажные деньги.

Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

Приводить примеры первых бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Сравнивать виды денег.

Объяснять роль банков.

Объяснять условия вкладов и кредитов.

Рассчитывать проценты на простых примерах.

Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Валюты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Приводить примеры валют.

Объяснять, что такое резервная валюта.

Объяснять понятие валютного курса.

Проводить простые расчёты с использованием валютного курса

Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

На что семьи тратят деньги. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

Составлять собственный план расходов.

Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объяснять последствия образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• устный опрос;

• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

• тестовое задание;

• решение задач;

• решение кроссворда и анаграммы;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

• творческая работа;

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

1. Cайт журнала «Семейный бюджет»

2. Журнал «Работа и зарплата» —

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» –

4. Сайт «Все о пособиях» —

Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Сегодня нельзя себе представить мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают – деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому календарный план рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология и литературное чтение.

На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В частности, решение математических и экономических задач, задач-расчётов и закрепление материала по математике в 3 классе может быть построено на содержании занятия «Сложно ли быть предпринимателем?».

Далее рекомендую темы занятий (фрагменты занятий) финансовой грамотности для встраивания в содержание уроков математики, окружающего мира и технологии в 1-4 классах.

Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы

Рекомендованные занятия, сосредоточены на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний, на самостоятельные мотивированные действия обучающихся, выражающиеся в финансово-грамотных моделях поведения. Занятия, в форме интегрированных уроков, на которых обозначенная тема будет анализироваться со всевозможных точек зрения, не просто показана область соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, поможет представить обучающимся концепцию единства окружающего мира.

Добиться поставленной цели можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности, как в урочную, так и внеурочную деятельность.

Согласно данному плану можно порекомендовать формы, методы и приёмы работы по формированию финансовой грамотности на уроках в начальной школе.

Кластер

Кластеры использую для систематизации материала. Предлагаю ребятам ответить на вопрос, какие бывают деньги и составить кластер со словом «Деньги», кроме того можно составить кластеры по темам «Бюджет». « Расходы», «Доходы».

Работа с кроссвордами и ребусами

Работая с кроссвордами и ребусами, обучающиеся познакомятся с такими понятиями, как планирование, товар, скидка, аукцион, распродажа, качество, деньги.

Задания с поговорками и пословицами

Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия финансовой грамотности. Народная мудрость учит трудолюбию, бережливости. Деньги помогают почувствовать себя успешным, свободным человеком. При этом народная мудрость показывает, что не всегда счастье зависит только от материальных составляющих. Необходимо всегда стремиться к лучшему, но и уметь ценить настоящее. Задания с поговорками и пословицами к данной теме позволяют четко сформулировать основные рекомендации по совершению покупок, закрепляют выводы, сделанные при работе, о значимости планирования покупок и финансово грамотном поведении в магазине.

Преобразование финансовой информации в таблицу

Ученикам дан текст.

«В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».

Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Решение задач

Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают решение задач. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения математических, экономических задач, задач-расчётов.

Задача 1. Топор можно было обменять на 10 стрел или на 2 копья, или на на 2 горшка, или 1 овцу.

1) Сколько племя получит стрел, обменяв 2 топора?

2) Сколько оно получит копьев, обменяв 3 топора?

3) Сколько получит горшков, обменяв 5 топоров?

4) Сколько получит овец, обменяв 10 топоров?

5) Может ли племя на 6 стрел обменять 1 топор? Почему?

Задача 2. Во времена Петра I началась денежная реформа. Она длилась с 1701 по 1704 годы.

Были выпущены серебряны полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), гривенники (10 копеек) и десять денег (5 копеек). И еще стали чеканить серебряный рубль – 100 копеек.

1. Подчеркни в тексте простым карандашом, что началось при Петре I?

2. Запиши, в каком году началась денежная реформа – _________________

3. Рассмотри записи:

4. Рассчитай, сколько копеек надо заплатить за рыбу, если она стоила 2 полуполтинника, 3 полтинника? ____________

Задачи-расчёты

В 16 веке, во времена царя Петра 1, рабочий получал в день 5-8 копеек. Пуд мяса (16 кг) стоил 30 копеек, пуд хлеба – 10 копеек.

– Рассмотрите диаграмму и выясните, сколько товаров можно было купить на 1 рубль.

(На 1 рубль в XVI век можно было купить 300 кг ржи, одну корову или лошадь, 15 топоров, 10 дверных замков, 2 рубахи)

Учебные экскурсии

Одним из видов работы могут стать учебные экскурсии. Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.

Цель их: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)

Игры

Считаю уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования, применить игровую деятельность. Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.

Игра «Хочу» и «Надо»

Предлагаются карточки с изображением различных предметов. Нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «Хочу». Какие остались предметы, к которым относится понятие «Надо».

В блокнот необходимо распределить в 2 колонки «Доходы» и «Расходы» семьи. Даны следующие ситуации: «Купить арбуз», «Заплатить за свет», «Продали старый дедушкин автомобиль», «Порвалась куртка», «Купили билеты в кино», «Бабушка получила пенсию», «Брат получил стипендию», «Перевели деньги на телефон», «Купили подарок другу».

Деловая игра «Мир профессий»

Работу по профориентации можно связать с деловой игрой «Мир профессий».

Такая деловая игра прошла у нас в начальной школе. Дети приходили в костюмах разных профессий, с реквизитом и рассказывали о своей профессии.

Кроме того, дети на уроках труда делали игрушки и поделки. Продажа игрушек прошла благотворительная ярмарка в рамках акции «Своих не бросаем».

Проекты

Особая роль формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Темы проектных работ могут быть следующие:

Творческие работы

Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе и онлайн-игры для обучающихся 2-4 классов размещены на сайте Финзнайка.рф, кроме того, там можно найти набор заданий по темам финансовой грамотности “Деньги”, “Налоги”, “Семейный бюджет”, “Семья и государство”, “Банки”, “Валюта”, “Страхование”, “Бизнес”. Онлайн-сервис Монеткины.рф, знакомит обучающихся основам ведения бюджета для 2-8 классов.

Создан интерактивный развлекательный просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образования, обучающиеся должны знать:

Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ»

Г. Б АЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление учителя начальных классов

Семутенко Светланы Валерьевны

Эффективные
методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у обучающихся
начальной школы»

В Государственной
программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г
говорится:

«Формирование
функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной,
творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.»

Что такое
функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения?

ФГОС третьего
поколения определяет функциональную грамотность как способность решать
учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики
должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в
жизни.

Развитие функциональной грамотности в
начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

навыком функциональной грамотности
является читательская грамотность. В современном обществе умение
работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием
успешности.

Большое внимание важно уделять развитию
осознанности чтения.

Осознанное чтение создает базу не только
для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является
гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых
компетентностей.

Следующий вид функциональной грамотности
младшего школьника – математическая грамотность

Основные
виды математической функциональной грамотности:

:
– распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и
которые можно решить средствами математики;
– формулировать эти проблемы на языке математики;
– решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
– анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
– формулировать и записывать результаты решения.


это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебный предмет “Окружающий мир”
является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и
социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ
безопасности жизнедеятельности.

«Глобальные
компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений,
взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном
взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при
участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Креативное мышление – это способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования
идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,
непривычных) и эффективных (действенных, результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания,
и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения

ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство».

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. В
современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже
ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных
«вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли
им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам
такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Проведя анкету с детьми, убеждаешься, что
понимание о деньгах у детей – это развлечения и покупка вкусностей.

Им кажется, что чем больше денег, тем
слаще их жизнь. И не каждый догадывается, что деньги  могут приносить беду и
порождать зло.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок
и деньги» интересует сейчас многих.

Если раньше экономические проблемы
искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик
знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения;
умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается
бюджет семьи.

Необходимо помнить, что сегодняшние дети –
это будущие участники финансового рынка. Поэтому обучение финансовой
грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте, на начальных ступенях
образовательной системы. К сожалению, на сегодняшний день, согласно оценкам
экспертов, в России очень низкий уровень финансовой грамотности, как среди
молодежи, так и среди взрослого населения.

Изучение вопросов финансовой грамотности в
настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования,
реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель: формирование у младших школьников
основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного
отношения к личным финансам.

Мы говорим о трёх составляющих финансовой
грамотности

Во-первых, финансовая
грамотность – это совокупность знаний о финансах как таковых.

Во-вторых, финансовая
грамотность подразумевает знание о составе участников финансовых отношений.

В-третьих, финансовая
грамотность – это совокупность знаний о продуктах финансового рынка, их
видах и их свойствах.

В учебном плане начальной
школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с
формированием финансовой грамотности.

Формирование финансовой
грамотности младших школьников происходит через интеграцию урочной и внеурочной
деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего
мира, технологии, литературного чтения и других.

Уроки окружающего мира в
начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой
грамотности. У МК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как «Для
чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный
бюджет», «Экономика и экология».

Особое место при формировании
экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого
необходимо продумывать расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы
были сделаны в семье за последнюю неделю, занести их в нужный столбик и
подумать, на что можно потратить свои сбережения.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением
произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации,
учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое
понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие
расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных
рассказов.

В сети ИНТЕРНЕТ можно найти много рассказов и сказок о деньгах.

Для формирования финансовой грамотности использую разные формы
работы.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал
А. С. Пушкин. А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая
составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте ответить на вопросы.

1. В какой сказке
говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок») Об
экономном использовании хлеба.

2. В какой сказке описывается
эффективность коллективного труда?

(«Репка»)
Коллективно всегда можно больше заработать.

3. Какое сказочное
животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?(Золотая
антилопа) Много денег порождают жадность у других людей.

5. « Сказке о
попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе
работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком
много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как
жадность и погоня за дешевизной.( Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с
людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в
том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.)

В  книге
Э. Успенского «Все Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться
бережливо и расчетливо.

– Я буду
«Мурзилку» выписывать.-говорит Дядя Федор


А я про охоту что-нибудь.- Это шарик


А я ничего не буду. Я экономить буду».

Так, главный герой
Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.

Бережливое и
расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия

На уроках
русского языка  я использую   пословицы, анаграммы, ребусы и т. д.

∙        Соедини
линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для
еды,                   
богатый вора боится.

Без денег торговать                     
а деньги для Беды.

Богатому не
спится,                      
как без соли хлебать.

Денежка дорожку                         
так будет и рожь.

Составление сочинения-
рассуждения  по пословицам.

Составление плана по сказке.

Иная логика легла в основу
встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь
в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить
сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики
знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа.

Одновременно они знакомятся с
единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10
рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для
оплаты любого продукта в пределах 20.

10р, 5р, 2р, 50 коп, 1р- А что
значит в порядке возрастания?

т е а т р

Вот мы
возле театра. Что нам нужно купить? (билеты)

“Всем
будут розданы билеты

И
места вы занимайте”

– У каждого из вас монеты,
если вы сосчитаете сумму монет и займете место в соответствии с ответом, то
получите билет. (10, 9, 8, 7)

А как называется спектакль, вы
узнаете после того как найдете значения выражений, а из полученных букв
составите слово. (1р. + 2р., 2р. + 2р., 1р. + 5р., 2р. + 5р., 10р. – 1р., 10р.
– 2р., 10р. – 5р.) (группы)

– Итак, как называется
представление. Т ЕРЕМОК

Также можно обыграть
«Путешествие в магазин»

Во 2-м классе понятие денег
вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа,
средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о
банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей. Составляют
задачи.

Основной целью данной игры
является научиться составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного
достоинства. Также, детям дается понятие о накоплении денежных средств.
Подробно разбираются понятия «монета» и «достоинство монеты».

Детям раздаем карточки с одной
неизвестной слагаемой.

-Ребята, давайте, подумаем,
чтобы получить сумму, что мы должны сделать?

(От суммы ответа отнимаем
сумму двух слагаемых).

-Ребята. А давайте, эту
неизвестное слагаемое попробуем заменить словом «проценты».

-Чтобы получить определенную сумму,
нам нужно доплатить проценты.

В 3-м классе учащиеся
знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей.
Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество =
стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости
товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен
хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

Здесь он уже может выбирать в
магазине товар дешевле, практичнее для семьи или в подарок и т.д.

В 4-м классе школьники
продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу
стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену,
количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья
расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К
концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и
т.д. В 4 классе во время изучения долей предлагается составить
диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как
распределяются средства.

Включение элементов финансовой
грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие
темы:

«Задачи
на умножение» (Откуда в семье деньги)

«Приемы
деления»  (На что тратятся деньги)

«Решение
задач на увеличение» (Бумажные деньги)

«Решение
текстовых задач» (Валюты)

«Арифметические
действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)

«Решение задач» (Личные деньги)

СЛАЙД (игры скачиваются по
регистрации)

принадлежит
особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач
позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится
сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с
элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое
дело),   «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как
правильно и экономно расходовать материал).

Наиболее эффективным методом обучения
детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Достоинство
игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес,
положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче,
которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

Воспитывать финансовую
грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы,  проектную
деятельность, внеурочную деятельность:

«Развитие
речи» (работа с текстом, тесты, загадки,  упражнения)

«Учись
учиться» (работа с различной информацией)

«Разговор
о правильном питании» (игры)

«В мастерской кондитера. Как
работает мастер» (Сколько стоит торт), Или как приготовить экономно любое
блюдо, расчет затрат на продукты.

«Я
– гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться
пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция,
государственный бюджет и др.)

Игры и
игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы
«Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной
жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к
финансово грамотному поведению.

Интерес
учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого
элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное
составление презентаций.

Основными содержательными линиями курса являются деньги, их
история, виды, функции, семейный бюджет.

Приемы для активизации
познавательной деятельности обучающихся:

Связь с жизнью;

Чтение бизнес – новостей;

Пословицы и полезные высказывания о деньгах;

Решение финансовых задач;

Онлайн – уроки по финансовой грамотности;

Формирование финансовой
грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных
ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным
мероприятиям:

1.     Электронные
приложения к учебникам.

Азбука финансов –
универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в
себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном
финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности

«Сеть творческих учителей»
сообщество учителей экономики «Экономика в школе»  где можно найти
разработки уроков, ученические проекты,  материалы по внеклассной работе,
для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении
дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»

Уроки, мультимедийные тесты,
печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой
грамотности.

Можно разместить свои уроки
и мероприятия по данной тематике.

«Клуб умные родители»

Бесплатная презентация,
рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные
деньги», который  расскажет ВСЁ про карманные деньги для  детей.

Книга «Денежные сказки.
Уроки финансовой грамотности.»

Животные из сказочного леса
совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети
читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

Методические материалы
по финансовой грамотности для начальной школы

Сборник математических
задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов

1. Серии мультфильма
«Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

-Как делают деньги.

4.«Азбука денег. Уроки
тётушки Совы».

5.«Незнайка на Луне»

Таким образом, деятельность,
направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть
проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у
обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о
процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным
потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение
родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом
процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская
помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные
деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и
недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за
инициативу в помощи по разным делам и др.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне
НОО, обучающиеся должны знать:

понимание
природы и функции денег;

умение
составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

умение
экономить и сберегать;

умение
тратить деньги и жить по средствам;

Скачано с www.znanio.ru

Оцените статью