- Как повысить знания в сфере финансового поведения?
- Игра «Назови профессии»
- Портрет финансово грамотного человека
- Задачи работы с родителями
- Игра «Школа банкиров»
- Не приучайте детей к излишествам.
- Тест на финансовую грамотность
- 2 Актуальность программы
- Модель «Семейный бюджет»
- Формы организации детей в зависимости от образовательных задач
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- Возрастная характеристика детей 5-6 лет
- Старшая группа (задания)
- Способы и направления поддержки детской инициативы
- Ход образовательной деятельности
- Подготовительная к школе группа
- «Труд в жизни людей»
- Материально-техническое обеспечение
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей обучающих по программе
- 4 Учебно-тематический план программы 1-ого года обучения
- II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Игра «Пройди ворота»
- ООД по финансовой грамотности для дошкольников
- ИГРА «Что важнее?»
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Как повысить знания в сфере финансового поведения?
Финансовое благосостояние – величина непостоянная. Плохая новость: даже огромное денежное наследство можно бездумно прокутить. Хорошая новость: правила финансовой грамотности можно освоить любому желающему. Верное отношение к деньгам – это не только философия, но и знания, которые под силу освоить дисциплинированному человеку. Главное – искренне хотеть!
К сожалению, этот предмет не входит в обязательную школьную программу и не представлен отдельным направлением в высших учебных заведениях. Многие выпускники школ и вузов, вступая во взрослую жизнь, не имеют представления, как распоряжаться доходами и как использовать современные финансовые инструменты.
Если вы хотите стать финансово грамотным человеком, то первое, что нужно сделать – настроиться на активное обучение. Даже если вы уже и так все знаете, каждому специалисту время от времени нужны курсы повышения квалификации по экономике и финансам — сферы, в которой постоянно появляются обновления.
Чтобы начать разбираться в финансовых вопросах, нужно освоить фундаментальные дисциплины:
Повысить свою финансовую грамотность также можно, если:
Помните, что современный мир ярок и динамичен и не прощает лени и невежества. Нельзя забывать, что идти в ногу со временем, повышать свое благосостояние и уровень жизни могут лишь дисциплинированные, активные и грамотные люди, которые стремятся к постоянным знаниям. После того, как вами будет освоена профессиональная переподготовка в сфере финансов, эта тема станет простой и доступной.
Игра «Назови профессии»
Ц е л ь : научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.
цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.
ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанною с удовлетворением определенной потребности.
Портрет финансово грамотного человека
Человек, который знаком с экономическими явлениями:
Финансовая грамотность личности может варьироваться в зависимости от уровня.
Не стоит полагать, что обычному человеку достаточного освоить первый уровень. Без инвестиций невозможно увеличить свои сбережения и качество жизни.
Задачи работы с родителями
«Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»
Игра «Школа банкиров»
продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.
Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 10, 50, 100 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 80, 90, 40 и т. д.
в один ряд положите все купюры достоинством в 10 рублей; в другой — в 50 рублей; в третий — в 100 рублей.
на столе оставить только 40 рублей (1+ 1+1+1).
оставить на столе 50 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (1+1+1+1+1).
оставить на столе 100 рублей, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками.
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.
Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.
Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом.
Тест на финансовую грамотность
Оценить свои знания в вопросах финансов можно, честно ответив на следующие вопросы:
За каждый положительный ответ начисляйте себе 1 балл. Чем больше вы набрали баллов, тем выше ваша финансовая грамотность. Если результат меньше 4 – дело плохо, но поправимо с помощью обучения.
2 Актуальность программы
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В младшем дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна и отличительные особенности программы:
В практике МБДОУ Новосёловского детского сада «Росинка» №24 вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данной программы предполагается осуществление комплексного подхода к вопросам обучения финансовой грамотности дошкольников с младшего возраста. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Отличительными особенностями данной программы является концентрический подход к изучению материала:
Периодизация изучаемого материала:
Разделы программы носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями: математикой, развитием речи, театрализованной и изобразительной деятельностью. Что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению
В структуру программы входят следующие разделы:
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая деятельность детей.
Теоретическая часть занятия компактна, включает в себя необходимую информацию по теме.
Учебный материал программы объединен общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом. Задания, предлагаемые детям для выполнения, различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы, упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Модель «Семейный бюджет»
карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.
: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
«Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из
Формы организации детей в зависимости от образовательных задач
Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А. Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А. А. Смоленцева
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром
оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Старшая группа (задания)
выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.
Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»
Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека,
потребностей в свете, воде, пищи.
выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях
«Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»
карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.
выявить знания детей о труде и его видах.
«Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»
: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.
выявить знания детей о последовательности трудовых действий
«Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Способы и направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Воспитатель на протяжении всего периода обучения оказывает воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощряет различные виды самоутверждения и самовыражения.
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
Примером поддержки детской инициативы служит создание условий для творческого развития детей, такие как участие, в творческих конкурсах рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).
Ход образовательной деятельности
Три поросенка решили купить дом. Подсчитав свои доходы, они поняли, что на покупку дома денег у них не хватает. Поросята предлагали разные варианты, спорили, но так и не пришли к единому мнению.
Вопрос к детям:
Буратино на Поле чудес в Стране дураков закопал в землю пять
золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Вопросы к детям:
Подготовительная к школе группа
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
«Труд в жизни людей»
: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.
выявить знания детей о производственном цикле товаров
«Путешествие в страну товаров», «угадай товар».
Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.
выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»
для изготовления книжек – малюток разными способами
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.
выявить знания детей о сбыте товара
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»
: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)
: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.
деньги различного достоинства.
выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ, с целью ее реализации, с учетом возрастных особенностей детей в учреждении создана материально-техническая база, призванная обеспечить достаточный уровень физического, речевого, познавательного, художественно-эстетического и социально- коммуникативного развития ребенка.
Материально-техническое обеспечение изучения основ финансовой грамотности осуществляется в соответствии с требованиями:
социально-бытовых условий (оборудование в групповых комнатах);
Программа предполагает обеспечение в группе необходимой мебели, игр и пособия, соответствующими возрасту детей.
Предметно-пространственное и информационное окружение учитывает потребности и игровые интересы современного дошкольника,
ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть
игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей подгруппы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие учебной зоны в группе детского сада, оборудованной
магнитной доской, креплениями для демонстрации наглядных пособий, компьютером, проектор.
Так же необходимы:
кота Белобока или экономика для малышей»
3. Произведения детской художественной литературы
С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.),
Сказки авторские и народные
«Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.),
Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)
С. Михалков «Как старик корову продавал»
Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»
Х.-К. Андерсен «Огниво»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Народная сказка «Мена»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
Народная сказка «Жадная старуха»
Народная сказка «Чудесная рубашка»
Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов.
II. Информационное обеспечение программы:
Методические рекомендации по программе «Финансовая грамотность для
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей обучающих по программе
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы – учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует ФГОС ДО.
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.
Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способныпринять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
Таким образом, очевидно, что элементарные финансовые знания в раннем возрасте являются фундаментом, на котором основывается их мышление и всестороннее развитие.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении с младшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретённой ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия с взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
4 Учебно-тематический план программы 1-ого года обучения
Занятия проводятся 1 раза в неделю длительностью 10-15 минут, программой предусмотрено 32 учебных занятия.
Учебно-тематический план программы 2-ого года обучения
Занятия проводятся 1 раза в неделю длительностью 15-20 минут, программой предусмотрено 32 учебных занятия.
Учебно-тематический план программы 3-ого года обучения
Занятия проводятся 1 раза в неделю длительностью 25 минут, программой предусмотрено 32 учебных занятия.
Учебно-тематический план программы 4 –ого года обучения
Занятия проводятся 1 раза в неделю длительностью 30 минут, программой предусмотрено 32 учебных занятия.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,
«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме
подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Основные понятия и термины по экономике:
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
: повышение экономической образованности родителей.
Игра «Пройди ворота»
Закреплять умение считать, знание состава числа. Воспитывать внимание, сообразительность.
. Детям раздаются карточки с разным числом монет. Чтобы пройти в
«ворота», каждому необходимо найти пару, т. е. ребенка, число монет на карточке которого в сумме с монетами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
. Карточки, «ворота» с изображением чисел.
ООД по финансовой грамотности для дошкольников
«Что, где, почем?»
расширить знания детей о ценах на товары и услуги, о том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит; познакомить детей с тем, как цена определяется спросом и предложением; воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги.
Материал и оборудование: товар в различных упаковках, ценники на товар, картинки денег
ИГРА «Что важнее?»
закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая зона, которая способствует погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, углубление, уточнение, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно эта зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создаёт возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка способной адаптироваться к разнообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через разные формы его организации. Использование многообразных форм даёт воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное, говорить ребёнку про экономику на языке, ему понятном. Сделать это занятие понятным, помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение образовательно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Что быстрее купят?», «Обмен», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Ярмарка», «Деньги», «Супермаркет», « Мой магазин», «Я – покупатель»