Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.
Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.
Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.
Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.
- Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
- Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
- Какие темы мы обсуждаем на уроках
- Какие практические задания я даю на уроках
- Как заниматься финансовой грамотностью дома
- Финансовые советы родителям
- Что такое финансовая грамотность?
- Определение финансовой грамотности.
- Преимущества финансовой грамотности.
- Примеры финансовой грамотности.
- Навыки финансовой грамотности.
- Как стать финансово грамотным.
- Когда начинать говорить с детьми про деньги
- Как говорить с детьми о финансах
Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.
Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.
Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.
Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.
Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.
Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.
В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.
Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.
Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.
Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват
А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы
Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос
Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.
Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:
Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию
Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»
А это пример объяснения терминов для старшеклассников
Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.
Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.
Какие темы мы обсуждаем на уроках
Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.
Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.
На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.
Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.
Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.
На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»
Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.
Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.
Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.
Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.
Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.
Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.
Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.
С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.
Какие практические задания я даю на уроках
По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.
Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.
Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.
Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов
Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов
Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.
Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.
Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и дефолт.
Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.
Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.
В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:
Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.
Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее
Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни
Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал
Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.
Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.
Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.
Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:
Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.
Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:
Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.
Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.
Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка
Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.
Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности
Как заниматься финансовой грамотностью дома
Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.
Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.
Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.
Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.
Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.
Финансовые советы родителям
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.
В конце статьи подарок.
Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность включает в себя навыки управления личными финансами, разработки бюджета и эффективного инвестирования. Это концепция, которая состоит из нескольких компетенций. Важно обучать финансовой грамотности в школах для детей и подростков, потому что это поможет им стать более успешными в будущем. Чем раньше начнется обучение, тем лучше для ребенка.
Умение управлять своими финансами помогает достичь различных целей, таких как получение образования, смена карьеры, путешествия и ранняя пенсия. Деньги играют важную роль во многих аспектах жизни. Знание финансовой грамотности позволяет контролировать свой бюджет, управлять долгами и расходами, находить возможности для увеличения доходов и расширения бизнеса.
Определение финансовой грамотности.
Проще говоря, финансовая грамотность заключается в умении разбираться в экономических вопросах и применять эти знания на практике. Она включает в себя самодостаточность, готовность учиться, постоянное совершенствование и расширение инструментария знаний, а также отсутствие страха вкладывать деньги и брать кредиты.
Важно понимать, что финансовая грамотность имеет множество аспектов, каждый из которых ведет к успешному управлению своими финансами и получению пассивного дохода.
Основные темы финансовой грамотности включают сбережения, недвижимость, составление бюджета, налоги и пенсии, страхование, оплата обучения и счетов, покупка автомобиля и другие крупные приобретения. Более сложные темы, которые должен знать каждый взрослый человек, включают в себя инвестирование, пассивный доход и работу с вкладами, а также кредиты и другие долговые обязательства.
В некоторые программы финансовой грамотности также входят управление финансами в рамках своего бизнеса и защита от мошенников, которые могут попытаться похитить ваши деньги.
Преимущества финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является крайне важным навыком как для взрослых, так и для подростков. Если вы не обладаете базовыми знаниями в этой области, то легко можете стать жертвой мошенников, которые подстерегают на каждом шагу. Неверные финансовые решения могут исправляться годами, а на это может не быть достаточно времени.
Поэтому кампания по финансовой грамотности является важной и необходимой для того, чтобы люди могли избежать финансовых ошибок и ловушек, а также принимать обоснованные и выгодные решения в области финансов.
Примеры финансовой грамотности.
Что приходит вам на ум, когда вы слышите фразу «умение управлять деньгами»? Возможно, несколько источников дохода? Хорошая работа? Умение инвестировать и зарабатывать миллионы? На самом деле, это понятие намного сложнее, чем просто умение зарабатывать деньги.
Навыки финансовой грамотности.
Как стать финансово грамотным? Для этого нужно овладеть определенными навыками, которые можно разделить на четыре категории: управление деньгами и финансовыми операциями, планирование своих финансов, управление рисками и понимание финансовых рынков.
В дальнейшем мы рассмотрим каждую категорию скиллов более подробно.
Как стать финансово грамотным.
Как достичь финансовой образованности? Все довольно просто — нужно освоить финансовую грамотность. А как именно этого добиться — расскажем сейчас.
Расписал стратегию с суммами от 80 до 2000$ в месяц.
Дарю вам доступ в закрытый телеграмм канал. Где я раскрываюсь больше, как автор для вас.
Выбранная мною тема « Финансовая культура как фактор повышения уровня жизни, финансовой безопасности школьников» .
Данная тема выбрана не случайно, одна из главных проблем с которой можно столкнуться в современности, это отсутствие финансовой грамотности у большинства населения. По статистическим данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР ) проведенной в 2016 году , Россия находится на 25-м месте в мире по уровню финансовой грамотности, что является не очень хорошим показателем. Большая часть населения нашей страны совершенно не умеют распоряжаться своими доходами, планировать бюджет, не знают как правильно инвестировать сбережения, чем отличаются банковский депозит от облигаций и акций.
Так же можно привести печальную статистику Генеральной прокуратуры РФ, общее число случаев мошенничества за 2021 год выросло на 6,5 процента. За январь-ноябрь 2021 года в России было зарегистрировано 281,9 тысячи случаев мошенничества (статья 159 УК РФ), что на 6,5 процента больше, чем за аналогичный период 2020 года. В то же время на 13,7 процента увеличилось число мошеннических действий в общей массе, которые совершили с помощью информационных технологий. Каждый год появляются новые мошеннические группы, усложняются преступные схемы, совершенствуются инструменты для атак. Пандемия стала причиной ее взрывного роста. Онлайн-мошенничество стало основным видом преступлений в интернете.
Поэтому преподавание этого важного предмета нужно начинать в школе. Именно это позволит сформировать грамотную личность, социально адаптированную к происходящим изменениям в жизни российского общества, поможет профессиональной ориентации выпускников и социальной адаптации, научит управлению финансами, позволит грамотно реализовывать жизненные цели и планы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа и муниципалитет вправе сами это решить. Кроме того, большая работа проводиться по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. Это должно положительно сказаться на всеобщем благосостоянии.
Ребенок со школьного возраста начинает знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопление и введение домашнего бюджета, обретения финансовой независимости. С раннего возраста дети оперируют денежными знаками, активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Благодаря урокам по финансовой грамотности решаются основные вопросы: предоставление нужной информации с учетом возрастных категорий учеников, повышается уровень образования в сфере финансовой грамотности. Хорошо, когда обучение детей начинается с 7 летнего возраста и вводится такое понятие как «Труд». Ребенок начинает понимать, что доход- это результат трудовой деятельности. Очень важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так, не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Малыш должен знать, какой профессией занимаются его родители, далее ребенка следует научить совершать покупки, научить понятию карманные деньги, это позволит сформировать финансовое планирование. Ребенок должен с детства научиться контролировать свои расходы. Это позволяет избегать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
(Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.). Дидактические единицы, затрагивающие вопросы финансовой грамотности, присутствуют и в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в курсе обществознания. На уроках технологии в 8 классе также изучаются вопросы финансовой грамотности в разделе «Семейная экономика».
Рассматриваются такие вопросы, как: потребности семьи, бюджет семьи, расходы на питание, накопления, сбережения, маркетинг и коммуникации в домашней экономике.
Методами обучения являются: игровое обучение и словесные методы. Словесные методы позволяют в кротчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения. Так же можно использовать игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности.
Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов».
Естественно, для получения полной картины результатов должно пройти не один год работы с данной программой. Но уже сейчас с точностью можно сказать, что бы добиться поставленной цели нужно обязательно привлекать к школьному курсу и родителей, это позволит восполнить им пробелы в своих знаниях. Кроме того совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
В заключении хочется сказать, что финансовая грамотность- это умение правильно распоряжаться своими финансами и избежать ошибок. Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения должны взять на себя основы формирования финансово грамотного гражданина.
Финансовая грамотность все больше проникает в нашу жизнь — теперь этому навыку обучают даже самых маленьких. В каком возрасте стоит говорить с ребенком о деньгах, как объяснить ему базовые понятия и как заинтересовать финансовым планированием, рассказывает методист курса по финансовой грамотности «Учи.ру» Ирина Данилина
С 1 сентября 2022 года российские школьники с первого по девятый класс начнут изучать финансовую грамотность в рамках общеобразовательных предметов: математики, географии, обществознания. Знакомиться с правилами кибербезопасности, анализировать траты и оценивать риски финансовой деятельности — всему этому теперь можно научиться еще в школе. Учителя и психологи такой подход одобряют: чем раньше мы начнем говорить с детьми про деньги, тем более грамотным будет их подход к финансам во взрослой жизни. Основы финансовой грамотности изучают дети во всем мире: в Великобритании этот предмет введен в программу с 2008 года, а в США подобная инициатива была реализована совсем недавно и уже обсуждается в медиа.
Разговор о финансах с детьми сегодня требует определенного подхода, который пока еще только разрабатывается. Кредиты и инвестиции, блокчейн и кибербезопасность — далеко не каждый взрослый понимает, что происходит в мире финансов, а говорить об этом с детьми доступным языком — настоящая сверхспособность. При этом современные дети активно пользуются финансовыми онлайн-сервисами: более 90% клиентов платежных систем начали пользоваться электронными деньгами еще до совершеннолетия, а 70% — еще до 14 лет. Этому способствует наличие «детских» карт у многих банков, которые, как правило, привязаны к счету родителей. Однако такая финансовая модель не позволяет ребенку разобраться в балансе доходов и расходов: он только тратит, а деньги на карту кладут родители.
Большая часть финансовых операций сегодня перешла в виртуальное пространство: все реже можно отправить ребенка в магазин с монетами и купюрами, все меньше мы используем в повседневности привычные деньги. Операции по картам делают этот процесс невидимым и необъяснимым. С современными детьми важно говорить не только о том, откуда берутся деньги и как их тратить, но и про экономию средств, стратегию накоплений, финансовое мышление и многое другое — одним словом, это целый синтез дисциплин, который хорошо бы освоить не только ребенку, но и взрослому. Пока что в голове у сегодняшних детей много вопросов, при этом они не знакомы ни с основными финансовыми терминами, ни с тем, как устроен финансовый сектор в принципе.
Когда начинать говорить с детьми про деньги
Уже в три-четыре года ребенок способен понять суть простейших денежных операций (например, покупка продуктов в магазине), а к шести-семи годам готов изучать основы финансовой грамотности, поэтому объяснять базовые понятия можно с самого раннего возраста. Начиная с четырех-пяти лет дети очень любят играть в магазин, и это прекрасный повод, чтобы в игровой форме обсудить с ними деньги, их номинал и правила обращения с ними. В этом же возрасте можно завести первую копилку, обсудить долгосрочные цели и стратегию накопления. Лет с семи у ребенка могут появиться первые осознанно накопленные сбережения. В этот период важно объяснить ему, почему цены на товары разные, что такое экономия и как отличить качественный товар от подделки. Одновременно с этим можно пройти курс по финансовой грамотности, чтобы лучше разбираться в базовых понятиях и чувствовать себя увереннее — такие программы сейчас очень востребованы и широко представлены в онлайн-формате. В десять-двенадцать лет ребенку уже можно доверить банковскую карту, которой он самостоятельно может расплачиваться. Самое время поговорить про кибербезопасность, кредиты и рациональность некоторых трат.
Чем старше становится ребенок, тем больше терминов и понятий появляется в его жизни. Уроки финансовой грамотности призваны избавить нас от лишнего напряжения и умерить тревогу, с которой неразрывно связан процесс взросления.
Как говорить с детьми о финансах
Учить на практике. Проще всего вовлекать ребенка в актуальные процессы: вместе ходить в магазин или отправлять его совершать покупки по списку самому, копить на определенные цели, дать возможность мониторить и сравнивать цены на интересующие его товары самостоятельно.
Объяснять понятия. С самого раннего возраста следует объяснить ребенку, что деньги — это не ценность, а инструмент, при помощи которого можно добиваться своих целей. Это поможет правильно расставить акценты в системе ценностей и избавит от лишнего психологического напряжения.
Показать рациональный подход. Ребенку стоит рассказать о многообразии систем ведения финансов: даже в пять-шесть лет можно записывать траты и поступления в отдельную тетрадь, чтобы в конце месяца проанализировать, на что уходят деньги и сколько удалось бы сберечь при более системном подходе.
Завести банковскую карту. С 10–12 лет ребенку можно завести отдельную карту, которой он сможет расплачиваться самостоятельно. Расскажите ему про кэшбэк, скидки и акции: следить за динамикой цен на интересующие его товары на самом деле интересно, а радость от выгодной покупки ни с чем не сравнима.
Поговорить про безопасность в интернете и реальной жизни. На самом деле это правило номер один: прежде чем доверять ребенку деньги, обсудите с ним все подводные камни. Расскажите про телефонных и интернет-мошенников, объясните, почему никому нельзя сообщать данные своей карты и что делать в случае ее утраты. Это поможет сориентироваться в случае непредвиденных обстоятельств и сохранять спокойствие в любой ситуации.
Пройти вместе курс финансовой грамотности. Задача таких курсов — помочь детям с самого раннего возраста ориентироваться и вырабатывать стратегию по обращению с финансами. История денег, семейный бюджет, особенности использования банковской карты — в доступной форме младшим школьникам можно объяснить все, что необходимо знать современному ребенку в начале своего финансового пути.
Овладев этими навыками в раннем возрасте, ребенок с большой долей вероятности сможет избежать серьезных финансовых проблем в будущем, а также страха перед обращением с деньгами и различными финансовыми операциями, которые предстоят ему уже в ближайшее время.
Больше текстов об экономике, финансах и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь